СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА практического занятия по дисциплине «Физика» на тему: Измерение ускорения тела при равноускоренном движении

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические указания по проведению практической  работы по физике предназначены  для студентов  1 курса технических  специальностей среднего профессионального образования.

      Цель методических указаний  – оказание помощи студентам  при подготовке и выполнении практической работы по физике. Данная разработка предназначена для использования на занятиях Физики, как материал для практической работы «Измерение ускорения тела при равноускоренном движении»

Просмотр содержимого документа
«МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА практического занятия по дисциплине «Физика» на тему: Измерение ускорения тела при равноускоренном движении»


Министерство образования Московской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области

«Краснозаводский коллеж»

(ГБПОУ МО «Краснозаводский колледж»)

СМК-М-ОП-04.2.133-2018

Редакция: 01


Система менеджмента качества


Методическая разработка

практического занятия по дисциплине «Физика»

на тему: Измерение ускорения тела при равноускоренном движении



УТВЕРЖДАЮ


Зам.директора по УВР

______ С.В.Тринитатова

«____»______________2018г.



МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

практического занятия по дисциплине «Физика»


для специальности

15.02.14 Оснащение средствами автоматизации технологических процессов и производств (по отраслям)

23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей

15.02.35 Мастер слесарных работ


на тему: Измерение ускорения тела при равноускоренном движении



Должность

Ф.И.О. подпись

Дата

(номер протокола)

Разработал

Преподаватель

Филатов М.В.


Согласовано на заседании ПЦК

Председатель ПЦК

Степанова Л.И.


Согласовано на заседании методического совета

Председатель методического совета

Тринитатова С.В.

Протокол № 5

от 28.12.2018


Краснозаводск

2018г.

Аннотация к методической разработке


Методические указания по проведению практической работы по физике предназначены для студентов 1 курса технических специальностей среднего профессионального образования.

Цель методических указаний – оказание помощи студентам при подготовке и выполнении практической работы по физике. Данная разработка предназначена для использования на занятиях Физики, как материал для практической работы «Измерение ускорения тела при равноускоренном движении»














Содержание

Наименование раздела

Стр.

1

Введение

4

2

Пояснительная записка

5

3

Структура и содержание занятия

7

4

Конспект занятия

8

6

Задания для закрепления пройденного материала

Раздаточный материал

13

7

Рефлексия с помощью лайков

15

8

Список использованной литературы и электронных ресурсов

16

































Введение


Методические указания по проведению практической работы по физике предназначены для студентов 1 курса технических специальностей среднего профессионального образования.

Цель методических указаний – оказание помощи студентам при подготовке и выполнении практической работы по физике. Данная разработка предназначена для использования на занятиях Физики, как материал для практической работы «Измерение ускорения тела при равноускоренном движении»

В методической разработке представлено подробное описание практической работы, включающее в себя

а) теоретический материал по изучаемой теме;

б) перечень оборудования;

в) описание установки ;

г) основное задание по измерению той или иной физической величины;

д) расчетные формулы;

е) таблица результатов измерений и вычислений;

ж) способы обработки результатов измерений. Определение абсолютной и относительной погрешностей.

В практической работе есть дополнительные задания частично-поискового и поискового характера, необходимые для развития самостоятельности мышления, формирования умений решать нестандартные, изобретательские задачи.





Пояснительная записка

Дисциплина: Физика

Преподаватель: Филатов М.В.

Специальность: 15.02.14 Оснащение средствами автоматизации технологических процессов и производств (по отраслям)

23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей

15.02.35 Мастер слесарных работ

Курс: 1 курс

Время: 90 мин.

Тема: Практическая работа №1 «Измерение ускорения тела при равноускоренном движении»

Цели занятия:

1.Образовательная:

  • Выявить уровень теоретических знаний;

  • Научить измерять ускорение тела при равноускоренном движении;

  • Закрепить умения;

2.Развивающая:

  • развитие мышления учащихся, формирование у них самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;

  • развитие умения анализировать и делать выводы на основе экспериментальных данных.

3.Воспитательная:

  • побуждать учащихся к преодолению трудностей в процессе умственной деятельности, побуждать к толерантности и коллективизму;

  • формирование познавательного интереса к физике и технике.

4.Методическая: показать методы достижения активизации мыслительной деятельности студентов


Ожидаемые результаты:

студенты должны знать:

1. Закрепить знания

2. Показать навыки индивидуальной работы, групповой работы;

3. Усовершенствовать приобретенные ранее умения и навыки при проведении опыта через использование физические приборов и измерительных инструментов для измерения физических величин

4. Развивать умение анализировать, составлять отчёт о проделанной работе и делать вывод на основании полученного результата.

Вид занятия: практическое занятие.

Применяемая педагогическая технология: проектная деятельность, индивидуальная работа.

Применяемые педагогические методы: объяснительно-иллюстративные (словесные, наглядные), практические (продуктивные, частично-поисковые, проблемное изложение).

Междисциплинарные связи (ППССЗ технического профиля): базовые дисциплины: математика.

Оборудование: 1) желоб; 2) шарик; 3) штатив с муфтами и лапкой; 4) металлический цилиндр.



Структура и содержание занятия (продолжительность – 1 пара – 90 мин.)

п/п

Структурный элемент урока

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Время, мин.

1

2

3

4

5

  1. 2

Организационный этап

Приветствие.

Подготовка рабочих мест, проверка готовности.

Активизация внимания обучающихся.

Занимают места, готовятся к занятию

5

Мотивационный этап

Вступительное слово преподавателя.

Сообщается тема занятия, цели


Слушают, анализируют полученную информацию, записывают тему

10

Изложение нового материала

Преподаватель проводит мастер-класс: демонстрирует методы измерения ускорения тела при равноускоренном движении.

Слушают, делают краткий опорный конспект, высказывают мнения, дискутируют

30

Перерыв 5 минут.




Задания для закрепления пройдено материала

Студенты самостоятельно выполняют практическое задание Измерение ускорения тела при равноускоренном движении. Отвечают на вопросы

Выполняют задание, сравнивают с эталоном, дают самооценку своей работы

30

Подведение итогов

Педагог подводит итоги занятия. Проводит рефлексию Отвечает на вопросы появившиеся во время выполнения работы. Выставляет оценки за выполнение практической работы. Дает объективную количественную и качественную оценку работы на занятии обучающихся. Сообщает следующую тему занятия.

Слушают, высказывают свои мнения, делятся впечатлениями

15




Основные требования по выполнению лабораторных работ

Правила выполнения лабораторных работ

1. Лабораторные работы по физике выполняются по группам, в которую входят 2-3 студента. Группы назначаются преподавателем на весь учебный год и могут изменяться в исключительных случаях ( выбытие студента из учебного заведения, длительное отсутствие по уважительным причинам и др)

2. Необходимо строгое выполнение всего объема домашней подготовки, указанных в описаниях соответствующих лабораторных работ

3. Выполнение каждой лабораторной работы предшествует проверка готовности студента, которая производится преподавателем в форме собеседования или письменного опроса по вопросам, приведенных в описании работы.

4. После выполнения лабораторной работы студент должен представить отчет о проделанной работе с обсуждением полученных результатов и выводов.

5. При выполнении лабораторных работ необходимо соблюдать правила техники безопасности работы с физическим оборудованием.

Правила техники безопасности

1.Будьте внимательны и дисциплинированны, точно выполняйте указания учителя.

2. Не приступайте к выполнению работы без разрешения преподавателя .

3. Размещайте приборы, материалы, оборудование на своем рабочем месте таким образом, чтобы исключить их падение или опрокидывание.

4. При работе с приборами из стекла соблюдайте особую осторожность. При выполнении лабораторных работ нельзя использовать разбитые стеклянные трубки, трубки с трещинами Для предотвращения падения стеклянные сосуды (пробирки, колбы) при проведении опытов осторожно закрепляйте в лапке штатива. Осколки стекла нельзя собирать со стола руками. Для этого нужно использовать щетку и совок.

5. При проведении опытов не допускайте предельных нагрузок измерительных приборов.

6. При сборке экспериментальных установок используйте провода (с наконечниками и предохранительными чехлами) с прочной изоляцией без видимых повреждений.
7. Источник тока и электрической цепи подключайте в последнюю очередь.

8. Собранную цепь включайте только после проверки и с разрешения преподавателя. Проверяйте наличие напряжения на источниках питания или других частях электроустановки с помощью прибора для измерения напряжения.

9. Не прикасайтесь к находящимся под напряжением элементам цепей, лишенным изоляции. Не производите присоединения в цепях до отключении источника электропитания.

10. Следите, чтобы изоляция проводов была исправна, а на концах проводов были наконечники. При сборке электрической цепи провода располагайте аккуратно, а наконечники плотно соединяйте с клеммами.

11. Выполняйте измерения и наблюдения, соблюдая осторожность, чтобы случайно не прикоснуться к оголенным проводам (токоведущим частям, находящимся под напряжением).

12. Не прикасайтесь к конденсаторам, даже после отключения электрической цепи от источника питания, их сначала нужно разрядить. По окончании работы отключите источник питания, после чего разберите электрическую цепь.

13. Обнаружив неисправность в электрических установках, находящихся под напряжением, немедленно отключите источник тока и сообщите об этом учителю.

14. По окончании работы отключите источник электропитания, после чего разберите электрическую цепь.

15.Не уходите с рабочего места без разрешения преподавателя.




Практическая работа №1 «Измерение ускорения тела при равноускоренном движении»


Цель занятия:

вычислить ускорение, с которым скатывается шарик по наклонному желобу.

Средства измерения: 1) измерительная лента; 2) метроном.

Материалы: 1) желоб; 2) шарик; 3) штатив с муфтами и лапкой; 4) металлический цилиндр.

Ход работы

Чтобы вычислить ускорение, с которым скатывается шарик по наклонному желобу необходимо измерить длину перемещения s шарика за известное время t. Так как при равноускоренном движении без начальной скорости.

то, измерив s и t, можно найти ускорение шарика. Оно равно:

Никакие измерения не делаются абсолютно точно. Они всегда производятся с некоторой погрешностью, связанной с несовершенством средств измерения и другими причинами. Но и при наличии погрешностей имеется несколько способов проведения достоверных измерений. Наиболее простой из них — вычисление среднего арифметического из результатов нескольких независимых измерений одной и той же величины, если условия опыта не изменяются. Это и необходимо сделать в данной практической работе.

Порядок выполнения работы

1. Укрепите желоб с помощью штатива в наклонном положении под небольшим углом к горизонту (рис. 1). У нижнего конца желоба положите в него металлический цилиндр.

Рис. 1


2. Пустив шарик (одновременно с ударом метронома) с верхнего конца желоба, подсчитайте число ударов метронома до столкновения шарика с цилиндром. Опыт удобно проводить при 120 ударах метронома в минуту.

3. Меняя угол наклона желоба к горизонту и производя небольшие передвижения металлического цилиндра, добивайтесь того, чтобы между моментом пуска шарика и моментом его столкновения с цилиндром было 4 удара метронома (3 промежутка между ударами).

4. Вычислите время движения шарика.

5. С помощью измерительной ленты определите длину перемещения s шарика. Не меняя наклона желоба (условия опыта должны оставаться неизменными), повторите опыт пять раз, добиваясь снова совпадения четвертого удара метронома с ударом шарика о металлический цилиндр (цилиндр для этого можно немного передвигать).

6. По формуле

найдите среднее значение модуля перемещения, а затем рассчитайте среднее значение модуля ускорения:

7. Результаты измерений и вычислений занесите в таблицу:

Номер опыта

s, м

sср, м

Число

ударов

метро

нома

t, с

aср, м/с2







При прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости

где S - путь, пройденный телом, t - время прохождения пути. Средства измерения: измерительная лента (линейка), метроном (секундомер).


Пример выполнения:

опыта

t, с

S, м

1

6

0,5

0,028

2

5,5

0,5

0,033

3

5

0,49

0,039

4

5,5

0,49

0,032

5

6,5

0,51

0,024

среднее значение

5,7

0,5

0,031

Вычисления:

Вычисление погрешностей

Точность приборов: Измерительная лента:

Секундомер:

Вычислим абсолютные погрешности:

Вычислим относительную погрешность:

Абсолютная погрешность косвенного измерения:

Найденное в результате работы ускорение можно записать так:

но при данной абсолютной погрешности последняя цифра в значении аср значения не имеет, поэтому запишем так:

4. Сделайте вывод по работе


Задания для закрепления пройденного материала

  1. Самостоятельно выполнить практическое задание Измерение ускорения тела при равноускоренном движении.

  2. Сделать вывод по проделанной работе.

  3. Используя Электронный учебник. Физика для профессий и специальностей технического профиля. – В.Ф. Дмитриева, М. Издательский центр «Академия-Медиа», 2016, прочитать Раздел 1 Механика, ответить на вопросы для самоконтроля и повторения

  4. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РАБОТЫ


Тема: «Практическая работа № 1 Измерение ускорения тела при равноускоренном движении»



Отметка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочётов.


Отметка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.


Отметка 3 ставится, если обучающийся правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трёх негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов, при наличии четырех-пяти недочётов.


Отметка 2 ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.


Отметка 1 не ставится.

Рефлексия с помощью лайков

Продолжите предложения:

Сегодня на уроке я узнал________________________________________________

Теперь я умею_________________________________________________________

Знания полученные на занятии, пригодятся мне(где) ________________________



______________________________________________________________________

Оцените занятие

понравилось занятие

не понравилось занятие

затрудняюсь ответить



Список используемой литературы и электронных ресурсов:


1. Дмитриева В. Ф., Электронный учебник. Физика для профессий и специальностей технического профиля. –, М. Издательский центр «Академия-Медиа», 2016

2. Дмитриева В. Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля: учебник для образовательных учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.

3. Дмитриева В. Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля. Сборник задач: учеб. пособие для образовательных учреждений сред. проф. образования. — М.,2014.

4. Дмитриева В. Ф., Васильев Л. И. Физика для профессий и специальностей технического профиля. Контрольные материалы: учеб. пособия для учреждений сред. проф. образования /

5. В. Ф. Дмитриева, Л. И. Васильев. — М., 2014.

6. Дмитриева В. Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля. Лабораторный практикум: учеб. пособия для учреждений сред. проф. образования / В. Ф. Дмитриева,А. В. Коржуев, О. В. Муртазина. — М., 2015.