Министерство образования Московской области |
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области «Краснозаводский коллеж» (ГБПОУ МО «Краснозаводский колледж») |
 СМК-М-ОП-04.2.133-2018 Редакция: 01 | Система менеджмента качества Методическая разработка практического занятия по дисциплине «Физика» на тему: Измерение ускорения тела при равноускоренном движении |
УТВЕРЖДАЮ
Зам.директора по УВР
______ С.В.Тринитатова
«____»______________2018г.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
практического занятия по дисциплине «Физика»
для специальности
15.02.14 Оснащение средствами автоматизации технологических процессов и производств (по отраслям)
23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей
15.02.35 Мастер слесарных работ
на тему: Измерение ускорения тела при равноускоренном движении
| Должность | Ф.И.О. подпись | Дата (номер протокола) |
Разработал | Преподаватель | Филатов М.В. | |
Согласовано на заседании ПЦК | Председатель ПЦК | Степанова Л.И. | |
Согласовано на заседании методического совета | Председатель методического совета | Тринитатова С.В. | Протокол № 5 от 28.12.2018 |
Краснозаводск
2018г.
Аннотация к методической разработке
Методические указания по проведению практической работы по физике предназначены для студентов 1 курса технических специальностей среднего профессионального образования.
Цель методических указаний – оказание помощи студентам при подготовке и выполнении практической работы по физике. Данная разработка предназначена для использования на занятиях Физики, как материал для практической работы «Измерение ускорения тела при равноускоренном движении»
Содержание
№ | Наименование раздела | Стр. |
1 | Введение | 4 |
2 | Пояснительная записка | 5 |
3 | Структура и содержание занятия | 7 |
4 | Конспект занятия | 8 |
6 | Задания для закрепления пройденного материала Раздаточный материал | 13 |
7 | Рефлексия с помощью лайков | 15 |
8 | Список использованной литературы и электронных ресурсов | 16 |
Введение
Методические указания по проведению практической работы по физике предназначены для студентов 1 курса технических специальностей среднего профессионального образования.
Цель методических указаний – оказание помощи студентам при подготовке и выполнении практической работы по физике. Данная разработка предназначена для использования на занятиях Физики, как материал для практической работы «Измерение ускорения тела при равноускоренном движении»
В методической разработке представлено подробное описание практической работы, включающее в себя
а) теоретический материал по изучаемой теме;
б) перечень оборудования;
в) описание установки ;
г) основное задание по измерению той или иной физической величины;
д) расчетные формулы;
е) таблица результатов измерений и вычислений;
ж) способы обработки результатов измерений. Определение абсолютной и относительной погрешностей.
В практической работе есть дополнительные задания частично-поискового и поискового характера, необходимые для развития самостоятельности мышления, формирования умений решать нестандартные, изобретательские задачи.
Пояснительная записка
Дисциплина: Физика
Преподаватель: Филатов М.В.
Специальность: 15.02.14 Оснащение средствами автоматизации технологических процессов и производств (по отраслям)
23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей
15.02.35 Мастер слесарных работ
Курс: 1 курс
Время: 90 мин.
Тема: Практическая работа №1 «Измерение ускорения тела при равноускоренном движении»
Цели занятия:
1.Образовательная:
2.Развивающая:
развитие мышления учащихся, формирование у них самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;
развитие умения анализировать и делать выводы на основе экспериментальных данных.
3.Воспитательная:
4.Методическая: показать методы достижения активизации мыслительной деятельности студентов
Ожидаемые результаты:
студенты должны знать:
1. Закрепить знания
2. Показать навыки индивидуальной работы, групповой работы;
3. Усовершенствовать приобретенные ранее умения и навыки при проведении опыта через использование физические приборов и измерительных инструментов для измерения физических величин
4. Развивать умение анализировать, составлять отчёт о проделанной работе и делать вывод на основании полученного результата.
Вид занятия: практическое занятие.
Применяемая педагогическая технология: проектная деятельность, индивидуальная работа.
Применяемые педагогические методы: объяснительно-иллюстративные (словесные, наглядные), практические (продуктивные, частично-поисковые, проблемное изложение).
Междисциплинарные связи (ППССЗ технического профиля): базовые дисциплины: математика.
Оборудование: 1) желоб; 2) шарик; 3) штатив с муфтами и лапкой; 4) металлический цилиндр.
Структура и содержание занятия (продолжительность – 1 пара – 90 мин.)
№ п/п | Структурный элемент урока | Деятельность преподавателя | Деятельность обучающихся | Время, мин. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
2 | Организационный этап | Приветствие. Подготовка рабочих мест, проверка готовности. Активизация внимания обучающихся. | Занимают места, готовятся к занятию | 5 |
| Мотивационный этап | Вступительное слово преподавателя. Сообщается тема занятия, цели | Слушают, анализируют полученную информацию, записывают тему | 10 |
| Изложение нового материала | Преподаватель проводит мастер-класс: демонстрирует методы измерения ускорения тела при равноускоренном движении. | Слушают, делают краткий опорный конспект, высказывают мнения, дискутируют | 30 |
| Перерыв 5 минут. | | | |
| Задания для закрепления пройдено материала | Студенты самостоятельно выполняют практическое задание Измерение ускорения тела при равноускоренном движении. Отвечают на вопросы | Выполняют задание, сравнивают с эталоном, дают самооценку своей работы | 30 |
| Подведение итогов | Педагог подводит итоги занятия. Проводит рефлексию Отвечает на вопросы появившиеся во время выполнения работы. Выставляет оценки за выполнение практической работы. Дает объективную количественную и качественную оценку работы на занятии обучающихся. Сообщает следующую тему занятия. | Слушают, высказывают свои мнения, делятся впечатлениями | 15 |
Основные требования по выполнению лабораторных работ
Правила выполнения лабораторных работ
1. Лабораторные работы по физике выполняются по группам, в которую входят 2-3 студента. Группы назначаются преподавателем на весь учебный год и могут изменяться в исключительных случаях ( выбытие студента из учебного заведения, длительное отсутствие по уважительным причинам и др)
2. Необходимо строгое выполнение всего объема домашней подготовки, указанных в описаниях соответствующих лабораторных работ
3. Выполнение каждой лабораторной работы предшествует проверка готовности студента, которая производится преподавателем в форме собеседования или письменного опроса по вопросам, приведенных в описании работы.
4. После выполнения лабораторной работы студент должен представить отчет о проделанной работе с обсуждением полученных результатов и выводов.
5. При выполнении лабораторных работ необходимо соблюдать правила техники безопасности работы с физическим оборудованием.
Правила техники безопасности
1.Будьте внимательны и дисциплинированны, точно выполняйте указания учителя.
2. Не приступайте к выполнению работы без разрешения преподавателя .
3. Размещайте приборы, материалы, оборудование на своем рабочем месте таким образом, чтобы исключить их падение или опрокидывание.
4. При работе с приборами из стекла соблюдайте особую осторожность. При выполнении лабораторных работ нельзя использовать разбитые стеклянные трубки, трубки с трещинами Для предотвращения падения стеклянные сосуды (пробирки, колбы) при проведении опытов осторожно закрепляйте в лапке штатива. Осколки стекла нельзя собирать со стола руками. Для этого нужно использовать щетку и совок.
5. При проведении опытов не допускайте предельных нагрузок измерительных приборов.
6. При сборке экспериментальных установок используйте провода (с наконечниками и предохранительными чехлами) с прочной изоляцией без видимых повреждений.
7. Источник тока и электрической цепи подключайте в последнюю очередь.
8. Собранную цепь включайте только после проверки и с разрешения преподавателя. Проверяйте наличие напряжения на источниках питания или других частях электроустановки с помощью прибора для измерения напряжения.
9. Не прикасайтесь к находящимся под напряжением элементам цепей, лишенным изоляции. Не производите присоединения в цепях до отключении источника электропитания.
10. Следите, чтобы изоляция проводов была исправна, а на концах проводов были наконечники. При сборке электрической цепи провода располагайте аккуратно, а наконечники плотно соединяйте с клеммами.
11. Выполняйте измерения и наблюдения, соблюдая осторожность, чтобы случайно не прикоснуться к оголенным проводам (токоведущим частям, находящимся под напряжением).
12. Не прикасайтесь к конденсаторам, даже после отключения электрической цепи от источника питания, их сначала нужно разрядить. По окончании работы отключите источник питания, после чего разберите электрическую цепь.
13. Обнаружив неисправность в электрических установках, находящихся под напряжением, немедленно отключите источник тока и сообщите об этом учителю.
14. По окончании работы отключите источник электропитания, после чего разберите электрическую цепь.
15.Не уходите с рабочего места без разрешения преподавателя.
Практическая работа №1 «Измерение ускорения тела при равноускоренном движении»
Цель занятия:
вычислить ускорение, с которым скатывается шарик по наклонному желобу.
Средства измерения: 1) измерительная лента; 2) метроном.
Материалы: 1) желоб; 2) шарик; 3) штатив с муфтами и лапкой; 4) металлический цилиндр.
Ход работы
Чтобы вычислить ускорение, с которым скатывается шарик по наклонному желобу необходимо измерить длину перемещения s шарика за известное время t. Так как при равноускоренном движении без начальной скорости.

то, измерив s и t, можно найти ускорение шарика. Оно равно:

Никакие измерения не делаются абсолютно точно. Они всегда производятся с некоторой погрешностью, связанной с несовершенством средств измерения и другими причинами. Но и при наличии погрешностей имеется несколько способов проведения достоверных измерений. Наиболее простой из них — вычисление среднего арифметического из результатов нескольких независимых измерений одной и той же величины, если условия опыта не изменяются. Это и необходимо сделать в данной практической работе.
Порядок выполнения работы
1. Укрепите желоб с помощью штатива в наклонном положении под небольшим углом к горизонту (рис. 1). У нижнего конца желоба положите в него металлический цилиндр.

Рис. 1
2. Пустив шарик (одновременно с ударом метронома) с верхнего конца желоба, подсчитайте число ударов метронома до столкновения шарика с цилиндром. Опыт удобно проводить при 120 ударах метронома в минуту.
3. Меняя угол наклона желоба к горизонту и производя небольшие передвижения металлического цилиндра, добивайтесь того, чтобы между моментом пуска шарика и моментом его столкновения с цилиндром было 4 удара метронома (3 промежутка между ударами).
4. Вычислите время движения шарика.
5. С помощью измерительной ленты определите длину перемещения s шарика. Не меняя наклона желоба (условия опыта должны оставаться неизменными), повторите опыт пять раз, добиваясь снова совпадения четвертого удара метронома с ударом шарика о металлический цилиндр (цилиндр для этого можно немного передвигать).
6. По формуле

найдите среднее значение модуля перемещения, а затем рассчитайте среднее значение модуля ускорения:

7. Результаты измерений и вычислений занесите в таблицу:
Номер опыта | s, м | sср, м | Число ударов метро нома | t, с | aср, м/с2 |
| | | | | |
При прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости

где S - путь, пройденный телом, t - время прохождения пути. Средства измерения: измерительная лента (линейка), метроном (секундомер).
Пример выполнения:
№ опыта | t, с | S, м |  |
1 | 6 | 0,5 | 0,028 |
2 | 5,5 | 0,5 | 0,033 |
3 | 5 | 0,49 | 0,039 |
4 | 5,5 | 0,49 | 0,032 |
5 | 6,5 | 0,51 | 0,024 |
среднее значение | 5,7 | 0,5 | 0,031 |
Вычисления:




Вычисление погрешностей
Точность приборов: Измерительная лента:

Секундомер:

Вычислим абсолютные погрешности:




Вычислим относительную погрешность:


Абсолютная погрешность косвенного измерения:

Найденное в результате работы ускорение можно записать так:

но при данной абсолютной погрешности последняя цифра в значении аср значения не имеет, поэтому запишем так:

4. Сделайте вывод по работе
Задания для закрепления пройденного материала
Самостоятельно выполнить практическое задание Измерение ускорения тела при равноускоренном движении.
Сделать вывод по проделанной работе.
Используя Электронный учебник. Физика для профессий и специальностей технического профиля. – В.Ф. Дмитриева, М. Издательский центр «Академия-Медиа», 2016, прочитать Раздел 1 Механика, ответить на вопросы для самоконтроля и повторения
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РАБОТЫ
Тема: «Практическая работа № 1 Измерение ускорения тела при равноускоренном движении»
Отметка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочётов.
Отметка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.
Отметка 3 ставится, если обучающийся правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трёх негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов, при наличии четырех-пяти недочётов.
Отметка 2 ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.
Отметка 1 не ставится.
Рефлексия с помощью лайков
Продолжите предложения:
Сегодня на уроке я узнал________________________________________________
Теперь я умею_________________________________________________________
Знания полученные на занятии, пригодятся мне(где) ________________________
______________________________________________________________________
Оцените занятие

понравилось занятие
не понравилось занятие
затрудняюсь ответить
Список используемой литературы и электронных ресурсов:
1. Дмитриева В. Ф., Электронный учебник. Физика для профессий и специальностей технического профиля. –, М. Издательский центр «Академия-Медиа», 2016
2. Дмитриева В. Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля: учебник для образовательных учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
3. Дмитриева В. Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля. Сборник задач: учеб. пособие для образовательных учреждений сред. проф. образования. — М.,2014.
4. Дмитриева В. Ф., Васильев Л. И. Физика для профессий и специальностей технического профиля. Контрольные материалы: учеб. пособия для учреждений сред. проф. образования /
5. В. Ф. Дмитриева, Л. И. Васильев. — М., 2014.
6. Дмитриева В. Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля. Лабораторный практикум: учеб. пособия для учреждений сред. проф. образования / В. Ф. Дмитриева,А. В. Коржуев, О. В. Муртазина. — М., 2015.