Практическое занятие №8 «Мораль»
Цель: познакомиться с основными понятиями темы, научиться различать нормы морали, сопоставлять понятия «мораль» и «право».
Указания к работе: Прочитав текст рабочего листа, проанализируйте его и выполните практическую работу. Задания выполняйте в строгой последовательности, названия схем, таблиц и ответы записывайте в рабочую тетрадь.
Рабочий лист
Этика – философская дисциплина изучающая мораль и нравственность. Понятия «мораль» и «нравственность» (рус. вариант лат. термина «мораль» происходит от слова «нрав») многие мыслители отождествляют, т.е. рассматривают их как синонимы. И все же следует учитывать и «тонкости» дискуссионного подхода, согласно которому понятия «мораль» и «нравственность» разводятся.
Понятие «мораль» — это специфическая сфера культуры, в которой концентрируются и обобщаются высокие идеалы и строгие нормы, регулирующие поведение и сознание человека в различных областях общественной жизни. Понятие «нравственность» — это принципы реального практического поведения: людей, в котором строгость высокоморальных норм значительно смягчена, т.е. в данное понятие вкладывается более «житейское», «приземленное» значение.
Структура нравственной культуры личности: культура этического мышления (умение человека различать добро и зло, применять нравственные нормы к особенностям сложившейся ситуации и т. д.); культура чувств (степень развитости, «очеловеченности» чувств, эмоциональной одухотворенности человека, способность к сочувствию, сопереживанию); культура поведения (совокупность форм повседневного поведения человека, в которых находят внешнее выражение моральные и эстетические нормы этого поведения); этикет (уровень приверженности человека к правилам, регламентирующим форму, манеры поведение в обществе).
Мораль регулирует поведение человека во всех сферах общественной жизни, поддерживая и санкционируя определенные общественные устои, строй жизни, общение людей. Однако содействие регуляции социального поведения людей не является единственной функцией морали. Мораль — это прежде всего жизненный ориентир, в котором выражается стремление человека к самосовершенствованию. Ее основная функция — утверждение человеческого в человеке. При помощи морали общество оценивает не только практические действия людей, но и их мотивы, побуждения и намерения.
«Золотое правило нравственности (золотое правило морали)» — можно сформулировать так: не делайте другим то, что вы не желаете для себя, и поступайте с другими так, как хотели бы, чтобы с вами поступили.
Ход работы:
Прочитайте текст рабочего листа №1 и дополните схему «Структура нравственной культуры личности»:
Используя конспект лекции по теме «Мораль» заполните таблицу «Функции морали в обществе»:
Функция морали | В чем заключается |
| |
| |
| |
| |
| |
Установите соответствие:
Понятие | Определение |
Этика Мораль Нравственность | А) высокие идеалы человеческого поведения; Б) наука, изучающая мораль и нравственность; В) нормы, регулирующие поведение человека. |
4. Ответьте на вопросы графического диктанта. Если вы согласны с утверждением поставьте «+», если не согласны поставьте « - ».
1. Выбирая между добром и злом, человек делает моральный выбор.
2. Быть моральным это значит отвечать за свои поступки, совершать добрые делам.
3. Мораль представляет собой нормы, установленные государством.
4. За нарушение норм морали наступает юридическая ответственность.
5. Золотое правило нравственности учит нас относиться к людям так, как хотим мы, что бы относились к нам.
6. Мораль и право регулируют поведение человека в обществе.
7. Нарушение моральных норм наказывается общественным мнением.
8. Выполнение норм морали обязательно.
9. В структуру нравственной культуры личности входит этикет.
5.Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «мораль», выпишите этот термин.
Социальная норма, добро и зло, совесть, штраф, долг.
6. Какое из перечисленных ниже определений не относится к понятию «мораль»:
А) Совокупность представлений о добре и зле, справедливости и несправедливости, хорошем и плохом, а так же нормы поведения, основанные на этих представлениях.
Б) Установленное и охраняемое государством правило поведения, за нарушение которого наступает юридическая ответственность.
В) Система норм, правил, регулирующих совместную жизнедеятельность людей в обществе.
7. Мораль не выполняет такую функцию как:
А) правоохранительную
Б) оценочную
В) регулятивную
Г) воспитательную
8. Пользуясь конспектом лекции по теме «Мораль» и собственными знаниями ответьте на вопросы:
А) В чем заключаются общие черты морали и права? (не менее 3)
Б) В чем отличия норм морали и норм права? (не менее 5)
Список используемых источников:
Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно – научного, гуманитарного профилей: учебник для студ. учреждений сред. проф. Образования. М.: Издательский центр «Академия», 2017