Методическая разработка
практического занятия
с использованием личностно - ориентированной технологии обучения
по теме: «Обучение в сестринском деле»
ПМ. 04 Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больным (Решение проблем пациента посредством сестринского ухода)
междисциплинарный курс:
МДК 04.01. Теория и практика сестринского дела
для специальности
Сестринское дело
для студентов I курса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Личностно - ориентированная технология, позволяет мне создать условия для реализации личностных функций за счет индивидуализации и дифференциации образовательного процесса на основе стимулирования саморазвития обучающихся. Эта технология на моих занятиях позволяет обучающимся овладеть на выбор той информацией, в рамках которой он сможет успешно реализовать себя как личность. Благодаря использованию этой технологии обучающиеся находят более эффективные пути усвоения знаний, осознают свои ошибки, их причины, обсуждают меры по их устранению. В результате применения этой технологии обучающиеся научились включать рефлексию на результат и процесс своей работы, ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы, планировать свою познавательную деятельность с целью достижения прогнозируемого результата.
Методическая разработка для студентов практического занятия Профессионального модуля. 04 Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больным (Решение проблем пациента посредством сестринского ухода), междисциплинарного курса: МДК 04.01. Теория и практика сестринского дела по теме «Обучение в сестринском деле» предназначена для реализации требований Федерального Государственного образовательного стандарта к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности Сестринское дело, базовый уровень.
Методическая разработка содержит следующие блоки: методический блок с подробным описанием хода занятия, блок информации, блок контроля с эталонами ответов на задания, домашнее задание, дополнительные материалы к занятию.
Тема практического занятия «Обучение в сестринском деле» непосредственно связана с другими дисциплинами изучаемые студентами. Терминология, изучаемая на данном занятии необходима для изучения психологии, связанной с будущей профессией.
Различные виды деятельности позволяют формировать базовые знания, разнообразить занятие (Презентация в программе Power Point «Обучение»)
Для проверки исходного уровня знаний применяется метод фронтального опроса с использованием различных средств наглядности, видеофильм, тестовые задания.
Для закрепления знаний используется метод решения ситуационных задач.
На данном занятии формируются:
профессиональные компетенции будущего специалиста: ПК 1.1, 1.2, 1.4 Соблюдать принципы профессиональной этики: эффективно общаться с пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности, консультировать пациента и его окружение по вопросам ухода и самоухода.
ПК 1.6. Оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий.
общие компетенции: ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, пациентами.
МЕТОДИЧЕСКИЙ БЛОК
Тема : «Обучение в сестринском деле»
Вид занятия: практическое занятие
Место проведения занятия: кабинет доклинической практики «технология оказания медицинских услуг»
Продолжительность занятия: 270 мин.
Цели:
Общая: Обучающийся должен уметь обучить пациента и (или) его родственников. Оценить качество и эффективность обучения.
Конкретные цели
Обучающийся должен уметь:
- оценить потребность пациента, его семьи в обучении;
оценить исходный уровень знаний и умений, готовность пациента к обучению -
Выявить проблемы пациента, связанные с дефицитом знаний .
- сформулировать цели обучения
составить индивидуальный план с использованием конкретных методов и приемов обучения, реализовать его
оценить качество и эффективность обучения, при необходимости - внести коррективы
Студент должен знать:
задачи обучения в сестринском деле
сферы и способы обучения * цели обучения
факторы, способствующие и препятствующие общению приемы и методы обучения
Мотивация
В связи с реформой сестринского дела изменяется требование к выполнению функциональных обязанностей сестры. Если раньше она была только помощником врача и выполняла его назначения и указания, то сегодня она - специалист по уходу за пациентом и работает:
независимо от врача;
совместно с врачом; под руководством врача
Важной функцией сестры является обучение. Сестра обучает пациента, членов его семьи, своих коллег, а также своих знакомых, родных. Она обучает их мероприятиям: по предупреждению заболеваний, обучает здоровому образу жизни, обучает их навыкам само и взаимоухода. Она обучает пациента, как надо подготовиться к тому или иному
исследованию, как правильно принимать лекарство.
Доверие к сестре у пациентов и его семьи возникает только в том случае, если она владеет навыками эффективного общения, относится к ним терпеливо, доброжелательно, умеет их слушать, хвалит их за успехи в обучении. В некоторых случаях сестра помогает пациенту закрепить навыки, полученные им у другого специалиста (массаж, лечебная физкультура).
На данном занятии формируются:
Профессиональные компетенции будущего специалиста:
: ПК 1.1, 1.2, 1.4 Соблюдать принципы профессиональной этики: эффективно общаться с пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности, консультировать пациента и его окружение по вопросам ухода и самоухода.
ПК 1.6. Оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий.
Общие компетенции :
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, пациентами.
В дальнейшем данная тема будет необходима при изучении клинических дисциплин.
Внутридисциплинарные связи.
Теория и практика сестринского дела.
Общение в сестринском деле
Сестринский процесс
Консультирование пациента и его семьи по вопросам личной гигиены тяжелобольного пациента.
Междисциплинарные связи
Обучение
Общение в сестринском деле
Теория и практика сестринского дела
Психология
Клинические дисциплины
Оснащение занятия:
Материально-технические средства:
Компьютер
Мультимедийный проектор
Презентация в программе Power Point «Обучение»
Методические средства: методическая разработка, опорные конспекты
Раздаточный материал: ситуационные задачи, тесты
Предметное: Листы бумаги, ручка, карандаши, емкости для сбора мочи, салфетки (разного размера), калоприемники, паста Лассара
Методы и приемы:
Контроль исходного уровня( фронтальный опрос)
Объяснение нового материала
Решение ситуационных задач
Применение средств наглядности
Литература для студента и преподавателя:
Основная литература
Мухина С.А. Тарновская И.И. Теоретические основы сестринского дела: Учебник. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва Издательская группа Гэотар-Медиа, 2011г..
Мухина С. А., Тарновская И. И. «Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела» Москва Издательская группа Гэотар-Медиа, 2010г..
Обуховец Т.П., Основы сестринского дела. – Ростов /д.: Феникс, 2007. – (Медицина для вас).
Обуховец Т.П. Основы сестринского дела. Практикум – Ростов /д.: Феникс, 2007. – (Медицина для вас).
Кулешова Л.И. Пустоветова Е.В. «Основы сестринского дела» Ростов /д.: Феникс, 2011
Дополнительная литература
Г.И, Морозова «Основы сестринского дела. Ситуационные задачи» М., ГЭОТАР-Медиа, 2009г.
План-хронокарта
№№ | Название этапа | Время (мин.) | Цель этапа | Описание этапа | Методы контроля |
Деятельность преподавателя | Деятельность студентов |
I | Организационный этап | 10 | Создание ориентировочных основ | - Объявляет тему занятия, ставит его цели и задачи, кратко излагает структуру совместной работы. - Проверяет присутствующих | Слушают, конспектируют, воспринимают и осознают познавательные задачи | - Наблюдение за внимательностью обучающихся. - Отметка в журнале возможного отсутствия студентов |
II | Мотивационный этап | 5 | Активизация познавательной деятельности студентов | Формирует потребность студентов к познавательной деятельности: объясняет необходимость изучения и усвоения данной темы, раскрывая практическую значимость приобретаемых на занятии знаний и умений для профессиональной деятельности | Слушают, осознают, конспектируют | Наблюдение за внимательностью и заинтересованностью студентов |
III | Оценка исходного уровня знаний | 20 | - Контроль исходного уровня знаний. - Выявление и анализ учебных элементов темы, вызывающих затруднения у студентов | Раздаёт тесты-задания для входного контроля и предлагает их выполнить - Анализирует ошибки, наиболее часто допущенные при ответах на вопросы тестовых заданий | - Выполняют тестовые задания, письменно отмечая правильные ответы. - Путём взаимоконтроля проверяют ответы на задания тестов по эталонам ответов, предложенных преподавателем | - Наблюдение за выполнением тестовых заданий. - Выставление оценок . |
IV | Этап исполнительной деятельности: | 60 | Углубление знаний, осмысление содержания темы | - Проводит индивидуальный устный опрос, обращая внимание студентов на самые важные моменты темы, особенно отмечая те из них, которые вызвали затруднения при входном тестировании, максимально подробно и доступно объясняя их слушателям. - Отвечает на вопросы | - Отвечают на вопросы преподавателя. - Дополняют ответы друг друга, задают вопросы преподавателю. - Обобщают полученные сведения | - Наблюдение за ответами студентови их активностью на занятии. - Оценивание ответов с последующим выставлением оценок в экспертную карту |
V | Самостоятельная работа студентов | | | | | |
| 1. Отработка практических навыков | 90 | Закрепление и углубление знаний, применение их на практике. Отработка манипуляций связанных с уходом за стомами. | - Наблюдает за ходом самостоятельной работы студентов. - Оказывает помощь в преодолении возникающих трудностей. - Корректирует действия и слова студентов. - Анализирует и оценивает каждую работу | Усваивают новые знания, умения и инструктивные указания преподавателя в ходе выполнения практических заданий. - Анализируют, сопоставляя полученные в ходе занятия знания и умения с уже сформированными у них профессиональными компетенциями | - Наблюдение за работой студентов. - Оценивание работы с последующим выставлением оценок. |
| 2. Решение ситуационных задач | 60 | Закрепление, углубление и обобщение знаний путём решения ситуационных задач | - Предлагает решить ситуационные задачи, раздавая их студентам разбившимся на группы. - Наблюдает за ходом самостоятельного решения задач каждой группой. - Отвечает на возникающие вопросы, направляет в сторону принятия правильных решений. - Выслушивает результаты решения задач, озвучиваемые представителем каждой группы. - Исправляет, дополняет студентов. - Оценивает результаты работы каждой группы | - Разбиваются на группы и решают ситуационные задачи, обобщая полученные знания. - В случаях затруднений задают вопросы преподавателю, учитывая его инструктивные указания. - Озвучивают результаты решения задач. - Участвуют в обсуждении правильности ответов | - Наблюдение за работой студентов. - Оценивание студентов. |
VI | Подведение итогов | 20 | - Оценка деятельности студентов. | - Подводит итоги занятия. - Оценивает работу отдельных студентов и группы в целом, зачитывая выставленные в учебный журнал оценки. | - Слушают преподавателя, проводя внутреннюю самооценку своей профессиональной компетентности. - Делают соответствующие выводы. | - Обобщает оценки с последующим занесением общей оценки каждого студента в учебный журнал. - Наблюдение за студентами |
VII | Задание на дом | 5 | Задание на дом | - Задаёт задание на дом. Выполнение внеаудиторной работы | - Записывают задание на дом. | Записывает задания в учебный журнал. |
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОЦЕНКЕ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ (фронтальный опрос)
Преподаватель должен учитывать:
Правильность изложения знаний;
Осознанность изложения знаний;
Полное раскрытие понятий;
Точность употребления научных терминов;
Самостоятельность ответов;
Грамотность ответа.
ОЦЕНКА "ОТЛИЧНО"
Полно раскрыто содержания материала в пределах программы.
Четко и правильно дано определения и раскрыто содержание понятий.
Точно использованы научные термины.
Для доказательств использованы знания, приобретенные на практике.
Ответ с использованием ранее приобретенных теоретических знаний.
Возможны 1-2 неточности в вопросах второстепенного материала.
ОЦЕНКА "ХОРОШО"
Раскрыто основное содержание материала.
Правильно даны определения понятий и точно использованы научные термины.
Работа сделана самостоятельно.
Возможны неточности в вопросах второстепенного плана.
Допускаются 1-2 неточности в: - Определении понятий;
при использовании научных терминов;
в выводах и обобщениях.
Незначительное нарушение последовательности изложения.
ОЦЕНКА "УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО"
1. Содержание учебного материала изложено: - фрагментально;
- не всегда последовательно
Не дано определение понятий.
Не используются в качестве доказательств выводы и обобщения из предыдущего теоретического материала.
Допускаются ошибки и неточности в использовании научной терминологии и определении понятий.
Возможны ошибки в изложении выводов и обобщений.
ОЦЕНКА "НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО"
Основное содержание учебного материала не раскрыто.
Не даются ответы на основные вопросы.
Допускаются грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии и т.д.
При оценке знаний и умений практических навыков
будет учитываться:
знание теоретического материала;
составление сестринского процесса;
выполнение практических умений;
заполнение документации;
внешний вид студента.
Информационный блок
Опорный конспект.
Общение — это сложный социально-психологический процесс взаимопонимания между людьми, происходящий с помощью словесной (вербальной) и бессловесной (невербальной) информации.
В последние годы в науке используется вместо слова «общение» термин «коммуникация».
Вербальная информация отражается в высказываниях или написанных (письмо) чувствах, мыслях, наблюдениях. Невербальная информация отражает поступки или поведение того, кто передает информацию без использования речи или написания (письма).
Основой для коммуникации служат такие факторы, как сопереживание, уважение и искренность, облегчающие взаимное общение. Целью процесса понимания для медсестер гуманистического склада является изучение тайны, которой остается пациент. В результате такого изучения, а не «разгадки», можно больше узнать одновременно обо всех, кто окружает пациента, и о самом себе.
Общение в сестринском деле — это процесс, порождаемый потребностями совместной деятельности пациента и медицинской сестры, искусство воздействия на личность пациента с целью адаптации (приспособления) к изменениям в жизни в связи с изменениями состояния здоровья.
Навыки общения в сестринском деле требуют специальных знаний и умений, потому что медицинской сестре необходимо учитывать состояние здоровья пациента, его физическое и психическое состояние.
Для оказания максимальной помощи и поддержки пациента медсестре необходимы коммуникативные и профессиональные знания, умение слушать, задавать вопросы, сопереживать, проявлять внимание и заботу.
Общение с пациентом и всеми, кто участвует в уходе, требует понимания, уважения и веры в выздоровление. Уникальность сестринского общения в том, что пациент должен верить в доброту и силу, способность медсестры руководить процессом адаптации.
Уровни общения
Психология чаще всего выделяет три уровня общения.
На первом уровне общения (коммуникации) происходит передача и принятие информации. Непосредственной связи с совместной деятельностью на этом уровне нет. Общение на первом уровне требует определенных правил, традиций, принятых норм.
На втором уровне коммуникация приобретает открыто взаимный характер, где она представляет собой взаимную передачу информации и принятие решений: общение на определенную тему по решению общей задачи. Коммуникация может принимать характер информирования, спрашивания, обучения, инструктажа, приказания и т. д., обеспечивая слаженность совместной работы.
Обмен информацией подчинен здесь совместному решению задачи - получению нужных сведений (в процессе обследования пациента), усвоению учебного материала в процессе обучения и т.д. Такое обучение может закончиться в один сеанс или потребует несколько встреч.
На третьем уровне выступает то, что для общения (коммуникаций) наиболее существенно, а именно: стремление понять друг друга, прислушаться к мнению других, даже когда с ним не соглашаются.
Средства общения
К вербальным средствам общения относится речь, которая одновременно выступает и как источник информации, и как способ воздействия на собеседника. Не следует забывать слова древнего поэта Саади: «Умен ты, или глуп, велик ты или мал, не знаем мы, пока ты слова не сказал».
Медицинская сестра должна уметь разбираться в манере говорить и оценивать ее. Манера говорить может отражать индивидуальные особенности пациента, его темперамент. Речь громкая должна нацелить медсестру на мысли о нарушенном слухе пациента. Медицинская сестра должна знать, что манера говорить может зависеть от патологии сознания, мышления, речесоматических и психоневрологических заболеваний. Например, при одышке пациент говорит обрывками, тяжело, при патологии сознания (галлюцинации, сопор, кома), некоторых соматических заболеваниях пациент не отвечает на поставленные вопросы (неадекватная реакция пациента).
Различают речь быструю, медленную, запинающуюся, эмоциональную, монотонную, громкую, шепотную, невнятную, с обеднением словарного запаса.
В норме считается, что манера говорить должна быть плавной, спокойной, размеренной.
Речь человека раскрывает направленность личности — ее интересы, потребности, убеждения, и относится к явлениям его духовной культуры. Речь является сильнейшим средством общения, средством воздействия на человека. «Слово лечит — слово ранит». С помощью речи медсестра дает советы и инструкции, воздействует на эмоциональное состояние пациента, а через него — на деятельность внутренних органов.
Чтобы пользоваться словом — надо знать психологию речи, помнить о разящей и исцеляющей силе слова, не забывать о самоконтроле.
Используя речь как терапевтическое средство общения, медсестра применяет элементы психотерапии: разъяснение, убеждение и т.д.
-Практически в каждой беседе с пациентом медсестра пытается исправить ошибочное суждение пациента, порожденное неправильной оценкой своего болезненного состояния. Цель таких бесед можно считать достигнутой, если пациент приобрел уверенность в себя, веру в выздоровление.
Исследования показывают, что в ежедневном акте коммуникации человека слова составляют — 7%, звуки и интонации - 38%, неречевое взаимодействие 53%.
К невербальным средствам общения относятся внешние проявления человеческих чувств и эмоций.
Неречевое общение. Слова, которыми мы пользуемся, произносятся на фоне невербальных средств коммуникации. Это знаки и символы, придающие значение словам, которые мы слышим. .
Таким образом, передаются настроение, характер и отношение: «Важно не только то, что ты говоришь, а как ты говоришь».
Зрительный контакт, выражение лица, поза и положение в значительной степени показывают наши мысли и чувства. Считается, что невербальная коммуникация в четыре раза сильнее, чем вербальная.
Думая о невербальной коммуникации, всегда полезно помнить одно правило: что-то всегда происходит. Невербальные сигналы говорят больше, чем слова. Медсестра должна следить, не расходятся ли слова с этими сигналами.
Мимика — движения мышц лица. Жестика - моторика всего тела, которая проявляется в изменениях поз, походки, осанки, своеобразных движений рук, а также других невербальных средств общения, таких, как прикосновения: рукопожатия, поцелуи, дотрагивания, поглаживания, отталкивания и др.
Мимика отражает внутреннее эмоциональное состояние и несет более 70% информации о том, что переживает человек.
• Жесты позволяют лучше разбираться в людях.
Выражение лица отражает психическое состояние человека. Наблюдая за внешним видом пациента, медсестра описывает выражение лица: злобное, испуганное, апатичное, растерянное и др. В норме выражение лица без особенностей, уравновешенное.
Через мимику, жесты, зрительный контакт, тон голоса, позу, движения и выражение лица медсестра должна уметь расшифровывать информацию о мыслях, чувствах, отношении пациента к окружению, поддерживать связь с пациентами, не способными к вербальному общению.
Мастерство общения медсестры
1. Компоненты, способствующие умению слушать и понимать.
Участие. Истинное значение участия — это внимание к чувствам другого человека, приятие, интерес. Участия нельзя добиться сразу, для его развития требуется время.
Умение слушать означает открытость миру, мыслям и чувствам других людей, открыто выраженным или подразумеваемым. Это активные, сознательные усилия по формированию участия, а не простое пассивное восприятие.
Для понимания смысла произносимых слов требуются сосредоточенность, отсутствие предубежденности, заинтересованность. Понимание другого человека включает понимание его точки зрения.
Сосредоточить внимание — значит подавить собственные предрассудки, предубеждения, чувство озабоченности и любые иные внутренние или внешние факторы.
Медсестра, умеющая слушать, легче распознает потребности пациента, не только слышит то, что говорит пациент, но и обращает внимание на повторяющиеся «темы» в высказываниях пациента.
Проявление беспокойства о другом человеке означает оказание помощи и содействие в самореализации. Общение между медсестрой и пациентом, а также всех, кто участвует в сестринском процессе, должно включать понимание, терпение, честность, искренность, доверие, надежду и мужество.
Открытость - это раскрытие своего внутреннего «Я» другому человеку; оно предполагает взаимность. Открытость, самораскрытие являются обязательным условием для общения и осуществления различных терапевтических процедур в процессе лечения.
Открытые взаимоотношения предполагают приятие, сопереживание, участие в процессе общения. Приятие сродни прощению: медсестра взвешивает поведение другого человека, принимает во внимание положительные и отрицательные факторы этого поведения, сознательно не придает значения отрицательным факторам, а на положительные факторы поведения, способствующие развитию стремления к здоровью, заостряет внимание, но не навязывает ему направления, в котором они должны развиваться; вместо этого она позволяет собеседнику определять характер общения, реакцию и все, что имеет значение для такой реакции. Принимая пациента, сестра как бы позволяет ему принять самого себя.
Открытые взаимоотношения предполагают и сопереживание, то есть способность точно воспринимать внутреннее состояние другого человека, его ценностную ориентацию.
Сопереживающая сестра является отражением пациента, демонстрируя чувство присутствия.
В атмосфере взаимопонимания пациенту легче найти себя, найти новые ценности в процессе адаптации, более правильные и положительные.
Искренность является необходимым условием для установления доверительных отношений. Искренность означает, что общение гармонично. Искренний или гармоничный человек — это тот, кто понимает свои внутренние чувства и мысли и правильно их выражает, как словесно, так и в иной форме.
Искренность способствует возникновению и поддержанию доверия к самому себе, а также между собой и другими, перерастающему в свободное и открытое общение.
Уважение подразумевает теплоту, расположение и приятие другого человека как достойную личность, невзирая на ее недостатки. Ощущение того, что тебя уважают, необходимо для развития и поддержания здоровья.
Все компоненты эффективной коммуникации создают благоприятную атмосферу для понимания. Они служат основой для умения слушать и понимать.
Зная эти компоненты, медсестра сможет понять ряд важных аспектов сестринского общения, которые необходимо учитывать для создания соответствующих условий проведения сестринского процесса. Они помогут пациенту доверить сестре частную информацию.
Обучение происходит в трех сферах: познавательной: - человек узнает новые факты, анализирует новую информацию,
отличает важную информацию от второстепенной; эмоциональной: - человек, получив новые знания, изменяет свое поведение, на новую информацию у него возникают определенные эмоции, мнения, чувства;
психомоторной: - человек овладевает умениями, приобретает навык. Для эффективного обучения необходимы следующие условия:
наличие четкой цели;
наличие мотивации к получению знаний;
создание ассоциативной связи между новой информацией и прошлым опытом;
обязательно практическая отработка полученных знаний;
повторение информации, умения.
Чтобы обучение было эффективным, следует учитывать три фактора:
Желание и готовность к обучению,
Способность к обучению (возраст, умственные способности, физическое состояние).
Окружающая обстановка
место обучения
температура, освещение, шум, мебель
время для обучения
эстетический вид помещения
Сам учебный процесс проходит в 4 этапа:
этап - оценка исходного уровня знаний и умений у пациента и др. обучаемых
этап - определение целей, планирование содержания, методы и сферы обучения
этап - реализация плана обучения
этап - оценка результатов обучения
1 этап Оценка исходного уровня. Сестра определяет отношение обучаемого к информации, которую ему предстоит узнать. Она. учитывает его возраст, образование, самочувствие, врачебный диагноз.
этап Определение целей. Хорошо поставленная цель содержит три компонента (будет знать, осознавать, принимать, будет адекватно реагировать, будет уметь делать к какому-то сроку).
этап Реализация плана. Обучение проводится в виде беседы, повторение действий вместе с сестрой, чтением дополнительной литературы.
Очень важно в заключении повторить всю информацию!
4 этап Оценка результатов обучения:
спросить обучаемого, в состоянии ли он выполнить поставленную перед ним задачу; • попросить продемонстрировать приобретенные знания, умения;
оценить уровень обучения и обязательно сообщить пациенту результат сестринской оценки.
Условия эффективного
обучения:
наличие четкой цели;
мотивация к обучению;
доброжелательное отношение к обучаемому;
создание ассоциативной связи между новой информации и прошлым опытом;
практическая обработка;
повторение информации, манипуляции.
Факторы эффективного
обучения:
желание и готовность к обучению;
способность к обучению;
окружающая обстановка;
умение обучать
время '
Самостоятельная работа студентов
Группа разбирается на 2-3 подгруппы, решают задачу. Опрашиваются по задаче все группы, к задаче выдается информация о колостоме, калоприемнике. Оценку по решению этой задачи выносят. Студенты после прослушивания и просмотра всех групп. Преподаватель корректирует оценку.
Решение ситуационных задач.
Задача №1.
Вы постовая сестра проктологического отделения. Пациенту Сидоркину И.П 50 лет была выполнена операция по наложению колостомы. Пациент не знает, как ухаживать за колостомой.
Вопросы: 1) Есть ли у пациента потребность в обучении и почему?
2) Можно ли данного пациента научить уходу за колостомой и почему?
3) Каким способом Вы будете мотивировать пациента к обучению?
4) Каким образом Вы проверите эффективность обучения?
5) Какой способ обучения ВЫ примените?
6) Составьте план обучения?
7) Разыграйте ситуацию в ролях?
Задача №2.
Вы , медицинская сестра эндокринолога. На прием к эндокринологу пришла пациентка Краскина М.С 15 лет с диагнозом сахарный диабет 1 типа. Врач назначила сдать анализ мочи на сахар.
Пациентка не знает, как собирать мочи. Обучите пациентку правильной технике сдачи мочи на сахар.
Проведите первичную оценку.
Где будете проводить беседу.
цель?
Метод обучения? Сфера обучения?
Составьте план обучения.
6. Оценка результатов
7. Разыграйте ситуацию в ролях.
Задача №3.
Вы медицинская участковая сестра. Пациенту Кринову П.И 76 лет страдающему бранхиальной астмой врач назначил ингалятор. Пациент не умеет пользоваться ингалятором и попросила Вас научить его правильно использовать ингалятор. Продемонстрируйте свои действия.
Задача № 4.
Вы стали свидетелем следующей ситуации на приеме у педиатра. Медицинская сестра выписала назначение на анализ ребенку, и объяснила, молодой маме как подготовиться и как собрать материал на анализ у ребенка и отпустила ее.
Вопрос: На ваш взгляд, обучение было эффективным и почему?
Выработка умений.
Педагог дает задание студентам:
1). Прочесть методическую разработку для студентов.
2). Прочесть учебную литературу:
1. Мухина С.А. Тарновская И.И. Теоретические основы сестринского дела: Учебник. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва Издательская группа Гэотар-Медиа, 2010 (2011).
2. Мухина С. А., Тарновская И. И. «Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела» Москва Издательская группа Гэотар-Медиа, 2010 (2011).
3. Обуховец Т.П., Основы сестринского дела. – Ростов е/д.: Феникс, 2007. – (Медицина для вас).
4. Обуховец Т.П. Основы сестринского дела. Практикум – Ростов е/д.: Феникс, 2007. – (Медицина для вас).
Л1, с.75-79
Л3, с. с. 153-165
Л4, с.45-58
3) Записать в дневник:
тему занятия.
Цели занятия
Основные термины
Схема из методической разработки.
4. Решение ситуационной задачи вместе с преподавателем.
Педагог обучает одного из студентов, как надо проводить гигиенический туалет перед сбором анализа мочи по Нечипоренко. Затем студент обучает других студентов под контролем преподавателя.
Педагог раздает ситуационные задачи. Студенты разбиваются по парам.
Разыгрывают роли (сестра-пациент).
Обучающийся должен уметь:
- оценить потребность пациента, его семьи в обучении;
оценить исходный уровень знаний и умений, готовность пациента к обучению -
Выявить проблемы пациента, связанные с дефицитом знаний .
- сформулировать цели обучения
составить индивидуальный план с использованием конкретных методов и приемов обучения, реализовать его
оценить качество и эффективность обучения, при необходимости - внести коррективы
Блок контроля
Контрольные вопросы «Обучение» (исходный контроль)
1. В чем заключается функция медицинской сестры как преподавателя?
Определите основные мотивации обучения пациентов:
Какие педагогические приемы чаще всего используются:
Как осуществляется оценка качества и эффективности обучения:
Тестовые задания.
Установите соответствие
Тип общения, язык | А. облик, жесты, мимика |
Среда общения | Б. индивидуальные, коллективные, формальные, неформальные |
Элементы психотерапевтического общения | В. вербальный, невербальный |
Приемы обучения | Г. беседа, убеждение, разъяснение |
Способы обучения | Д. логические, организационные, технические |
Метод обучения – это:
Процесс передачи знаний пациенту
Практические действия медицинской сестры
Способ достижения цели
Индивидуальный подход
Сферы обучения – это:
Психомоторная
Эмоциональная
Познавательная
Социально-психологическая
Оценка потребности пациента в обучении проводится с учетом его:
Окружения
Образа жизни
Особенности личности
Потребности обучения в самоуходе
Особенности пациента, влияющие на степень обучаемости:
Улучшение состояния здоровья
Психическое развитие
Отношение к обучению
Внимание, понимание, запоминание
Мотивация – это первый обязательный этап формирования действий:
Физических
Значимых
Индивидуальных
Умственных
Компоненты мотивации:
Удовольствие от самой деятельности
Использование доступных терминов
Результативность умственной деятельности
Определенный уровень качества жизни
Планирование обучения обсуждается с пациентом с учетом его:
Индивидуальности
Оптимальной последовательности действий
Интереса обучения
Выбора времени обучения
Познавательная сфера характеризует:
Настроение
Умения, навыки
Способность анализировать, синтезировать, абстрактно мыслить
Интеллект, самооценку, гражданскую позицию
Социально-психологическая сфера отражает:
Настроение, чувства
Психологическое развитие личности
Интеллект, самооценку, гражданскую позицию
Способность анализировать, синтезировать, абстрактно мыслить
Контрольные вопросы итогового контроля.
1. Что такое обучение?
2. Какие вы знаете сферы?
3. Какие способы обучения Вы знаете?
4. При каких условиях обучение будет эффективно?
5. Какие цели обучения Вы знаете?
6. Когда обучающиеся лучше понимают и запоминают чему обучают?
7. Какие факторы следует учитывать, чтобы обучение было эффективно?
8. Какие этапы обучения необходимо знать при обучении?
9. Что будете учитывать при оценке исходного уровня знаний?
10. На что будете обращать внимание при планировании обучения?
11. При реализации плана обучения что будет учитывать сестра?
12. Как будете проводить оценку эффективности обучения?
Итоговый контроль
1. Контроль решения ситуационных задач (разыгрывание ролей).
2, Контрольные вопросы.
Задача № 1
Вы медицинская сестра школьного здравпункта. В школе был случай дизентерии. Вам необходимо обучить школьников первого класса мыть руки (на социальном уровне).
Роли:
Медсестра - обучает Ученик - слушает, повторяет
Оппонент - оценивает умение медсестры обучать, должен обосновать свою оценку.
Задача № 2
Вы -постовая сестра. Врач назначил Елене Павловне 19 лет, сдать мочу на общий анализ. Анализ пациентка сдает впервые.
Вопросы: 1. Оцените потребность в обучении.
2. Оцените способность к обучению.
Оцените исходный уровень знаний.
Какой метод обучения примените в этом случае.
Как проверите эффективность обучения.
Задача № 3
Вы - постовая сестра неврологического отделение. На лечении находится пациент Смирнов Иван Васильевич 92 лет, у него парализована правая половинка туловища. Он не может пользоваться правой рукой, а потому нуждается в помощи при приеме пищи и других манипуляциях по самоуходу. Вы хотите обучить его приему пищи левой рукой.
Вопросы: - Оцените потребность в обучении
- Оцените способность к обучению
Оцените исходный уровень умений
Обучите пациента приему пищи левой рукой
- Оцените эффективность обучения
Задача № 4
Вы - постовая сестра. В отделение поступила пациентка Смирнова Мария Ивановна 72 лет. Она находится на стационарном лечении впервые. Вам необходимо познакомить ее с устройством отделения (где буфет, где будет кушать, где - процедурный кабинет, где - пост мед. сестры).
Вопросы: - Оцените потребность в обучении
Оцените способность к обучению
Оцените исходный уровень знаний
Оцените эффективность обучения
Задача № 5
Вы постовая сестра психосоматического отделения. В отделении на лечении находится пациент Тарасов 86 лет с диагнозом «старческое слабоумие». Врач назначил у него взять общий анализ.
Вопросы: 1) Есть ли у пациента потребность в обучении?
Будете ли Вы применять мотивацию?
Ваши действия в данной ситуации?
Методика: Опрос по решению задачи одной из п\гр.
Другие варианты решения?
Эталоны ответов.
Контрольные вопросы «Обучение» (исходный контроль)
1. Функция медицинской сестры как преподавателя заключается:
Она должна помочь пациенту в интеллектуальном развитии, приобретении новых знаний или практических навыков. Обучение используется для привития принципов здорового образа жизни, освоения техники медицинского ухода и выполнения медицинских процедур, информирования больного о заболевании и состоянии здоровья. Медицинская сестра несет ответственность за качество и содержание обучения.
2. Определите основные мотивации обучения пациентов:
достижение конкретного результата, цели, направленной на изменение ситуации со здоровьем в сторону улучшения. Так для больной с ожирением стимулом для похудания может служить отсутствие в продаже модной одежды большого размера.
З.Чаще используются следующие педагогические приемы:
беседа
демонстрация
обеспечение специальной литературой
наглядность
4. Оценка качества и эффективности обучения осуществляется:
по степени усвоения полученных знаний и навыков, умении их применить на практике.
Тестовые задания (исходный уровень).
1. – В
– А
– Г
– Д
– Б
2. – 3
3. – 1,4
4. – 1, 2, 4
5. – 1, 2
6. – 4
7. – 1, 3
8. – 1, 4
9. – 3
10. - 4
Критерии оценки тестового задания.
«5» - 1 ошибка.
«4» - 2-3ошибки.
«3» -4 ошибки.
«2» - 5 и более ошибок.
Контрольные вопросы итогового контроля.
1. Что такое обучение?
Это процесс передачи знаний, умений, навыков другому.
2. Какие вы знаете сферы?
(познавательная, чувственная, психомоторная).
3. Какие способы обучения Вы знаете?
(индивидуальные, коллективные).
4. При каких условиях обучение будет эффективно?
(четкая*цель, мотивация, доброжелательное отношение, создание ассоциативной связи между новой информации и прошлым опытом и знания).
5.Какие цели обучения Вы знаете?
(промежуточные, конечные).
6. Когда обучающиеся лучше понимают и запоминают чему обучают?
Если сестра использует: технику эффективного обучения; выслушивает все, что говорят; относится терпеливо; хвалит за успехи в обучении; делает перерыв.
7. Какие факторы следует учитывать, чтобы обучение было эффективно?
Желание и готовность к обучению; способность к обучению; окружающая обстановка.
8. Какие этапы обучения необходимо знать при обучении?
Оценка исходного уровня; определение целей – планирование; реализация плана обучения; оценка результатов обучения.
9. Что будете учитывать при оценке исходного уровня знаний?
имеющиеся у человека знания и умения;
возраст, образование, состояние здоровья, самочувствие, диагноз.
10 На что будете обращать внимание при планировании обучения?
Что предстоит сделать пациенту; временные рамки; цели должны быть измеряемы; содержание и методы обучения.
11. При реализации плана обучения что будет учитывать сестра?
время для обучения;
хорошее самочувствие пациента;
использовать специальную литературу;
проверяет эффективность обучения периодически;
в заключение повторить всю информацию.
12. Как будете проводить оценку эффективности обучения?
определение уровня усвоения информации; повторение информации;
демонстрация полученных навыков (знаний, умений);
сообщить результат сестринской оценки (справился с постоянной задачей)