СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка «ПРАКТИКУМ ПО МАТЕМАТИКЕ» в 5 классе

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Текстовые задачи позволяют ученику освоить способы выполнения различных операций, помогут развить логическое мышление, смекалку, умение анализировать, выстраиваить план (схему) решения.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка «ПРАКТИКУМ ПО МАТЕМАТИКЕ» в 5 классе»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА № 5»












РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«ПРАКТИКУМ ПО МАТЕМАТИКЕ»

для обучающихся 5 классов














Разработчик рабочей программы учебного предмета «Практикум по математике»:

Гончарова Светлана Викторовна учитель математики первая категория













г. Муравленко, 2021г.

1. Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Практикум по математике» для 5 классов основного общего образования составлена на основе:

  • Федерального закона РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

  • ФГОС основного общего образования, утвержденным Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897;

  • Устава МБОУ «Школа № 5» утвержденного постановлением главы города № 221 от 15.05.2018г.

  • Образовательной программы основного общего образования МБОУ «Школа № 5» «Отличная школа», утвержденной приказом директора школы № 599 от 31.08.2021 г.

  • Положением МБОУ «Школа № 5» «О рабочей программе по учебному предмету в рамках реализации ФГОС второго поколения» утвержденного приказом № 590 от 30.08.2021г.

  • «Математика». Сборник рабочих программ. 5-6 классы [Т.А.Бурмистрова]. – М.:Просвещение, 2015. – 80с.

Рабочая программа учебного предмета «Практикум по математике» для обучающихся 5 класса основной школы составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее - ФГОС ООО); требованиями результатом освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования. В ней соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.

Актуальность и значимость.

Умение решать текстовые задачи – показатель математической грамотности. Текстовые задачи позволяют ученику освоить способы выполнения различных операций, подготовиться к овладению алгеброй, к решению задач по геометрии, физики, химии. Работа над текстовой задачей поможет развить абстрактное и логическое мышление, смекалку, умение анализировать и выстраивать план (схему) решения.

Навыки математического моделирования позволят обучающемуся более уверенно подойти к ГИА не только по математике, но и по другим предметам.

Новизна данной рабочей программы.

Рабочая программа учебного предмета «Практикум по математике» в 5 классе модифицирована. Внесение изменения в рабочую программу составляют 15 %. За счет перераспределения времени выделении резерв в каждом полугодии для реализации выполнения программы в условиях Крайнего Севера, из – за необходимости коррекции знаний учащихся. Данная программа содержит все темы, включенные в федеральный компонент содержания образования. Наряду с федеральным компонентом программы реализуется региональный компонент, который представлен следующими темами «Проценты», «Задачи на совместную работу», «Комбинаторные задачи».

Образовательная область.

Учебный предмет «Практикум по математике» в 5 классе входит в предметную область «Математика и информатика»

Основная цель курса - развитие творческих способностей, логического мышления обучающихся, углубление знаний, полученных в рамках уроков математики, и расширение общего кругозора ребенка в процессе решения практических задач.

Достижение этих целей обеспечено посредством решения следующих задач:

  • Пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике и ее приложениям.

  • Оптимальное развитие математических способностей у учащихся и привитие учащимся определенных навыков научно-исследовательского характера.

  • Воспитание высокой культуры математического мышления.

  • Развитие у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-популярной литературой.

  • Расширение и углубление представлений учащихся о практическом значении математики

Воспитание учащихся чувства коллективизма и умения сочетать индивидуальную работу с коллективной

Срок реализации рабочей программы. 1 год.

Предполагаемые результаты

Целью данной программы является направленность на достижение образовательных результатов в соответствии с ФГОС.

Обучение школьников на основе данной программы способствует развитию и совершенствованию основных познавательных процессов (включая воображение и мышление, память и речь). Дети научатся не только самостоятельно решать поставленные задачи математическими способами, но и описывать на языке математики выполненные действия и их результаты, планировать, контролировать и оценивать способы действий и сами действия, делать выводы и обобщения, доказывать их правильность. Освоение курса обеспечивает развитие творческих способностей, формирует интерес к математическим знаниям и потребность в их расширении, способствует продвижению учащихся в познании окружающего

Основным результатом обучения является достижения базовой информационно-коммуникационной компетентности учащегося.

Система оценки.

Отметка отсутствует, но содержательная оценка работы каждого ученика обязательно озвучивается в конце каждого урока и строится на анализе мыслительной и письменной деятельности, последовательности и эффективности выполненных действий.

Формы контроля и возможные варианты его проведения. На практикуме по математике применяется безоценочный способ контроля знаний. В качестве итоговых работ по окончании четверти учащиеся выполняют проектные и исследовательские работы, презентации, готовят рефераты.

2.Общая характеристика учебного предмета.

Рабочая программа учебного курса «Практикум по математике» составлена в соответствии с требованиями ФГОС на основе «Сборника рабочих программ по математике. 5-6 классы». Составитель Т.А. Бурмистрова; - М.: Просвещение, 2015, 4-е издание.

Все задачи данного курса сгруппированы по темам:

  • Задачи на сложение и вычитание.

  • Задачи на все арифметические действия.

  • Задачи на тему: «Деление с остатком».

  • Задачи с величинами «скорость», «время», «расстояние».

  • Задачи на встречное движение и движение в противоположных направлениях.

  • Задачи на движение вдогонку,

  • Задачи на движение по воде.

  • Задачи на совместную работу.

  • Задачи, решаемые алгебраическим способом.

  • Задачи на нахождение дроби от числа.

  • Задачи на нахождение числа по его дроби.

  • Задачи с процентами.

  • Геометрические задачи.

  • Комбинаторные задачи.

  • Олимпиадные задачи.

Формы и методы, технологии обучения.


Поскольку ведущим в ФГОС является системно-деятельностный подход, формы, методы и технологии направлены на его реализацию:

  • Технология проблемного диалога;

  • Метод проектов;

  • Коллективный способ обучения (КСО)

  • Игровые технологии

Реализация СДП обучения опирается на методы:

  • активные;

  • интерактивные;

  • исследовательские;

  • проектные. 

Дети учатся аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность, предъявляя результаты рефлексии, анализа групповой, индивидуальной и самостоятельной работы.

  1. Описание места учебного предмета курса в учебном плане.

Образовательная область – математика и информатика. Предполагаемый объем учебного времени – 1 час в неделю, 35 часов в год.

В программе установлена оптимальная последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся определяет необходимый набор форм учебной деятельности.


  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета

В личностном направлении:

  • понимать значение математической науки для развития цивилизации;

  • излагать грамотно свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, рассуждать и обосновывать утверждения, приводить примеры;

  • проявлять творческое мышление, инициативу, находчивость и активность;

  • уметь контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;

  • проявлять усидчивость, целеустремленность и способность к преодолению трудностей.


В метапредметном напрвлении:

  • уметь самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий, корректировать свои действия в соответствии с ситуацией;

  • уметь видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;

  • уметь находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме, принимать решение в условиях неполной или избыточной информации;

  • уметь выдвигать гипотезы при решении задачи, понимать необходимость их проверки.



В предметном направлении:

  • осознавать значение математики для повседневной жизни человека;

  • уметь работать с математическим текстом, грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применять математическую терминологию и символику;

  • уметь приводить логические обоснования, простейшие доказательства;

  • уметь решать текстовые задачи арифметическим способом;

  • овладеть приемами решения уравнений, применения уравнений для решения текстовых задач;

  • Уметь применять изученные понятия и методы при решении стандартных и нестандартных текстовых задач.



Содержание тем учебного предмета «Практикум по математике»

Количество часов

Наименование разделов, тем

п\п

1

Сложение и вычитание

1.

2

Все арифметические действия

2.

1

Деление с остатком

3.

2

Скорость, время, расстояние

4.

3

Движение навстречу и в противоположных направлениях

5.

2

Движение вдогонку

6.

2

Движение по воде

7.

3

Совместная работа

8.

2

Задачи, решаемые алгебраическим способом

9

2

Нахождение дроби от числа

10

2

Нахождение числа по его дроби

11

3

Проценты

12

3

Геометрические задачи

13

3

Комбинаторные задачи

14

4

Олимпиадные задачи

15

35

ИТОГО



Описание материально- технического обеспечения образовательного процесса.

1. Таблицы и раздаточный материал по математике для V класса:

  • Латинский алфавит

  • Задачи на проценты

  • Таблица квадратов

  • Степень с натуральным показателем

  • Прямоугольный параллелепипед

2. Модели, фигуры.

  • Набор для измерения площадей

  • Набор для измерения объемов

  • Набор «Доли и дроби»

  • Набор геометрических тел

3. Электронные образовательные ресурсы

  • Презентации к урокам, приготовленные учителем;

  • Живая математика

  • Математика: электронное приложение к газете «Первое сентября»: http://mat.1 september.ru

  • Министерство образования и науки РФ: http://www.mon.gov.ru/

  • Федеральное государственное учреждение «Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций»: http://www. informika.ru/

  • Тестирование on-line: 5-11 классы: http://www.kokch.kts.ru/cdo/

  • Путеводитель «В мире науки» для школьников: http://www.uic.ssu. samara.ru/~nauka/

  • Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия: http://mega.km.ru/

  • Сайт энциклопедий: http://www.encyclopedia.ru/

  • Электронные образовательные ресурсы к учебникам в Единой коллекции www.school-collection.edu.ru


Перечень средств ИКТ необходимых для реализации программы.

Нетбук- универсальное устройство обработки информации.

Проектор- подсоединяемый к ноутбуку; технологический элемент новой грамотности- радикально повышает уровень наглядности в работе учителя.


Литература

Для учителя:

    1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. Серия: Стандарты второго поколения М: Просвещение. 2017 – 352с.

    2. Примерные программы по учебным предметам. Математика 5-9 классы - 3-е издание, переработанное – М. Просвещение. 2017 – 64с (Стандарты второго поколения)

    3. Федеральный государственный общеобразовательный стандарт основного общего образования (Министерство образования и науки Российской Федерации. М. Просвещение. 2011 – 48с (Стандарты второго поколения)

    4. «Математика». Сборник рабочих программ. 5-6 классы [Т.А.Бурмистрова]. –
      М.: Просвещение, 2017. – 64с.

    5. С.М. Никольский «Математика 5 класс». Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2016.

    6. Л.П. Попова. «Сборник практических задач по математике». 5 класс. – М.: «ВАКО»

Для учащихся:

        1. С.М. Никольский «Математика 5 класс». Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2016

        2. Л.П. Попова. «Сборник практических задач по математике». 5 класс. – М.: «ВАКО»

Интернет – ресурсы:

Сайты для учащихся:

1) Интерактивный учебник. Математика 5 класс. Правила, задачи, примеры

http://www.matematika-na.ru

2) Энциклопедия по математике

http://www.krugosvet.ru/enc/nauka_i_tehnika/matematika/MATEMATIKA.html

3)Справочник по математике для школьников http://www.resolventa.ru/demo/demomath.htm

4) Математика он-лайнhttp://uchit.rastu.ru

Сайты для учителя:

1) Педсовет, математика http://pedsovet.su/load/135

2) Учительский портал. Математика http://www.uchportal.ru/load/28




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!