СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка: "Применение прикладных кинезиологических упражнений для стимулирования когнитивного развития детей дошкольного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка: "Применение прикладных кинезиологических упражнений для стимулирования когнитивного развития детей дошкольного возраста»

Применение прикладных кинезиологических упражнений для стимулирования когнитивного развития детей дошкольного возраста

Аннотация

Дошкольный возраст - это критический период в жизни ребенка, когда формируются основы его когнитивного развития. Именно в дошкольный период детства важно создать оптимальные условия для стимуляции умственных способностей детей, чтобы они могли успешно адаптироваться в будущем. Именно период дошкольного детства происходит активное формирование личности и основных психических процессов. Поэтому в своей деятельности воспитателя, я определила для себя один из эффективных методов для достижения этой цели - использование прикладных кинезиологических упражнений, которые сочетают в себе двигательную активность и учебные задачи.

Актуальность

Современные дети часто сталкиваются с сидячим образом жизни и избытком цифровых развлечений, что может негативно сказаться на их физическом и когнитивном развитии. Прикладные кинезиологические упражнения представляют собой актуальный в настоящее время инструмент для преодоления этой проблемы, так как они объединяют физическую активность и обучение, способствуя развитию когнитивных навыков детей.

Использование прикладных кинезиологических упражнений для стимулирования когнитивного развития детей дошкольного возраста можно считать в деятельности воспитателя инновационным подходом из-за нескольких ключевых аспектов:

  1. Интеграция двигательной активности и обучения: Этот подход объединяет физическую активность и обучение воедино. Многие исследования показывают, что двигательная активность может способствовать более эффективному усвоению информации и улучшению когнитивных способностей у детей. Это инновационное использование кинезиологических упражнений может значительно усилить процесс обучения. Т.е.происходит так называемое «обучение через движение»

  2. Мультидисциплинарный подход: Прикладные кинезиологические упражнения включают элементы из различных смежных дисциплин, таких как физиология, психология, нейробиология и образование. Их сочетание позволяет более глубоко понимать, как физическая активность воздействует на когнитивное развитие детей.

  1. Персонализированный подход: Каждый ребенок уникален, и использование кинезиологических упражнений может быть адаптировано к индивидуальным потребностям и особенностям развития каждого ребенка, в том числе и ребенка с ограниченными возможностями развития Этот персонализированный подход может повысить эффективность обучения и развития.

  1. Учет моторных навыков: При использовании кинезиологических упражнений уделяется внимание развитию моторных навыков, координации и равновесия, что важно для когнитивного развития. Этот аспект инновационного подхода помогает детям развивать не только когнитивные, но и различные физические навыки.

  2. Поддержка здоровья и психологического благополучия: Кроме когнитивного развития, использование кинезиологических упражнений также способствует укреплению соматического здоровья и общему психологическому благополучию детей. Это важный аспект, который влияет на обучение и развитие детей в целом.

Таким образом, инновационность применения данного подхода заключается в том, что прикладные кинезиологические упражнения предоставляют универсальный способ к стимулированию когнитивного развития детей дошкольного возраста, объединяя физическую активность, развитие психологического комфорта и одновременно создание условий успеха для каждого ребенка.

Целью применения прикладных кинезиологических упражнений для стимулирования когнитивного развития детей дошкольного возраста является улучшение и развитие когнитивных функций - таких как внимание, концентрация, память, мышление, решение проблем; а также развитие моторики и координации движений.

Задачи которые я реализуем при использовании данных упражнений:

  1. Стимулирование нейроразвития: Прикладные кинезиологические упражнения способствуют активации нейронных связей и стимулируют развитие мозга у детей. Это помогает формированию новых синоптических связей в головном мозгеи как следствие улучшению когнитивных способностей.

  2. Улучшение концентрации и внимания: Упражнения, основанные на движении, помогают детям развить способность сосредоточиться на задаче, контролировать свое внимание и повысить продолжительность концентрации.

  3. Развитие моторики и координации: Кинезиологические упражнения способствуют развитию моторики, сенсорного восприятия и улучшению координации движений, что в свою очередь влияет на улучшение общей физической подготовки и усвоение новых навыков.

  4. Поддержание интереса и мотивации: Дети дошкольного возраста обычно легко увлекаются играми и движением. Использование кинезиологических упражнений в образовательных целях способствует поддержанию их интереса и мотивации к обучению.

  5. Повышение уровня обучаемости: Развитие кинезиологических упражнений может улучшить способность детей к обучению, так как физическая активность может способствовать лучшему восприятию и усвоению информации.

Применение прикладных кинезиологических упражнений с целью стимулирования когнитивного развития детей дошкольного возраста является комплексным методом, направленным на гармоничное развитие физических и умственных способностей ребенка.

Данные упражнения для детей дошкольного возраста имеют потенциал для улучшения различных аспектов когнитивного развития у детей. Кинезиология - это наука, изучающая движение и его воздействие на организм, и она может быть использована в педагогике и развитии детей с целью повышения их умственных способностей. Вот какие аспекты развития могут быть стимулированы при помощи таких упражнений:

  1. Моторика и координация: Кинезиологические упражнения могут помочь развить моторику и координацию движений у детей. Это важно для развития их способности выполнять задачи, которые требуют точности и гибкости движений.

  2. Внимание и концентрация: Упражнения, связанные с координацией движений и контролем тела, могут помочь детям улучшить внимание и концентрацию. Это важные навыки для успешного обучения.

  3. Развитие мозговых функций: Кинезиологические упражнения могут способствовать развитию мозговых функций, таких как обработка информации, память и решение задач. Они могут стимулировать активность мозга и способствовать развитию нейронных связей.

  4. Улучшение саморегуляции: Упражнения, которые требуют самоконтроля и саморегуляции, могут помочь детям развивать навыки управления своим поведением и эмоциями.

  5. Развитие социальных навыков: Кинезиологические упражнения могут быть проведены в групповой среде, что способствует развитию социальных навыков, таких как сотрудничество, общение и участие в коллективных занятиях.

  6. Повышение эмоционального благополучия: Физическая активность и упражнения могут способствовать высвобождению эндорфинов, что помогает детям чувствовать себя более счастливыми и уравновешенными.

Как следствие при использовании кинезиологических упражнений мы планируем и наблюдаем следующие результаты:

  1. Улучшение когнитивной функции: Дети, занимающиеся прикладными кинезиологическими упражнениями, начинают проявлять повышенную способность к решению проблем, улучшается память и становятся более развитые когнитивные навыки.

  2. Развивается моторика и координация: Дети демонстрируют улучшенные навыки движения, лучшую координацию и баланс, что отмечается инструктором физической культуры и из личных наблюдений педагогов.

  3. Улучшается способность к обучению: Дети, занимающиеся кинезиологическими упражнениями, начинают проявлять больший интерес к обучению, повышенную концентрацию и лучшее усвоение знаний.

  4. Улучшается общее психофизиологическое развитие: Применение кинезиологических упражнений также способствует улучшению общего психофизиологического состояния ребенка – повышается самооценка, повышается стрессоустойчивость и улучшаетсяобщее физическое и соматическое здоровье.

Обобщая, использование кинезиологических упражнений в дошкольном возрасте может иметь множество положительных эффектов на когнитивное развитие детей, включая улучшение моторики, внимания, концентрации, мозговых функций, социальных навыков и эмоционального благополучия.

Возможности применения кинезиологических упражнений широки: мы их используем и органично встраиваем во время организации непосредственно образовательной деятельности с детьми, а также во время режимных моментов.

На основе изученной литературы, а также доступных интернет ресурсов мною была разработана и предлагается следующая структура организации и проведения данных упражнений:

  • Растяжки. Они применяются в начале занятий, как организационный момент или введение в тему занятия. Педагогу нужно настроить детей на работу, поэтому применение растяжек целесообразно проводить или в начале занятия, или во время физкультминуток для активизации энергетического потенциала детей. Эти упражнения заключаются в том, что дети выполняют различные движения для максимального напряжения и расслабления мышц.

  • Дыхательная гимнастика с движениями. Упражнения способствуют снабжению кислородом органов и тканей всего организма. А также оптимизации тонуса мышц, снижению возбудимости, улучшению общего самочувствия детей. Дыхательные упражнения успокаивают и настраивают на концентрацию внимания во время активной работы. Данные упражнения следует проводить в 1й части непосредственно образовательной деятельности для активизации, а также можно проводить дыхательные упражнения в конце деятельности или после активных упражнений для релаксирующего воздействия.

Ритм дыхания – это единственный из всех телесных типов, подчиняющихся сознательной и активной регуляции со стороны человека, поэтому развивается функция саморегуляции.

  • Глазодвигательные упражнения.Работа по улучшению функций головного мозга продолжается с выполнением глазодвигательных упражнений. Они позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие, устранить патологические синкинезии. По мере освоения таких упражнений в процесс постепенно добавляется движения языка.Глазодвигательные упражнения помогают расширить объем зрительного восприятия и косвенно влияют на развитие других психических функций. (речь, внимание, память)

  • Упражнения двигательного репертуара. Работа с пространством на уровне тела начинается с проработки верхней, нижней, задней, передней правой, левой, левой частей тела. Упражнения можно выполнять в трех пространственных направлениях – лежа, сидя, стоя. При выполнении телесных движений развивается пространственная ориентировка, что в последствии положительно влияет на формирование графических навыков и овладение навыком чтения и счета у старших дошкольников. Также развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы, развивается функция произвольного самоконтроля..

  • Релаксация.После любой активной деятельности следует расслабиться, для этого применяются упражнения, приводящие к релаксации, это могут быть в том числе комплексы психогимнастик с движениями. Они способствуют расслаблению, снятию напряжения и восстановлению после активной интеллектуальной деятельности.

Данные виды и структурную последовательность упражнений рекомендуется использовать в: индивидуальной, подгрупповой, групповой работе, можно использовать в качестве элементов непосредственно образовательной деятельности, а также в виде динамических пауз:

  • ежедневно по 10-15 минут 2раза в день;

  • в спокойной обстановке под мелодичную музыку;

  • упражнения проводятся стоя или сидя за столом;

  • движения усложняются, и частота их выполнения растет;

  • от детей требуется точное выполнение движений и приемов;

  • упражнения проводятся по специально разработанным комплексам;

  • длительность занятий по одному комплексу составляет один месяц.

Таким образом, я предлагаю, использовать разработанные комплексы упражнений в течение дня. Сменяемость комплекса упражнений 1 раз в месяц. За 1 месяц применения дети проходят несколько стадий освоения упражнений от адаптации – разучивания и освоения упражнений, до точного выполнения по показу и сопровождению взрослого, и до самостоятельного выполнения комплекса упражнений или элементов комплекса с частичным внешним контролем со стороны взрослого.

Я предлагаю вашему вниманию пример комплекса кинезиологических упражнений на ноябрь месяц. Данные упражнения хорошо встраиваются в тематику лексических тем месяца, а также используются во время различной организованной деятельности с детьми.

1.Растяжка «На деревьях листьев мало»

2.Дыхательные упражнения: «Ветер и воздух»

3.Глазодвигательные упражнения: «Следи за листочком»

4. упражнения из двигательного репертуара: «Мы сегодня в лес пойдем»

5. Релаксация: «Мир животных в осеннем лесу»

Комплекс кинезиологических упражнений Ноябрь

1. Растяжки

Растяжки помогают развивать гибкость и координацию движений. Важно помнить, что упражнения должны быть безопасными и подходящими для возраста ребенка. Вот несколько примеров кинезиологических растяжек для детей:

  1. Растяжка шеи:

    • Дети медленно и осторожно поворачивают голову влево и вправо, а затем вверх и вниз.Это помогает улучшить подвижность шейных мышц.

  2. Растяжка рук:

    • Ребенок поднимает руки над головой и потягиваться вверх.Затем руки можно медленно опускать вниз, стараясь достать кончиками пальцев до ног.

  3. Растяжка ног:

    • Дети сидят на полу, вытянули ноги вперед и попытаться дотронуться до носков.Затем они сидят на полу, ноги разведены в стороны, и попытаться дотронуться до пола между ногами.

  4. Растяжка спины:

    • Ребенок может сесть на пол и попробовать согнуться вперед, пытаясь дотронуться до носков.Затем они могут лечь на спину и поднимать ноги вверх, стараясь дотронуться до пола за головой.

  5. Растяжка бедер:

    • Ребенок садится на пол, сгибает одну ногу в колене и держит ее за лодыжку, а затем медленно опускать колено вниз.Затем повторить упражнение с другой ногой.

  6. Растяжка плеч:

    • Дети поднимают одну руку вверх и захватывать ее другой рукой за локоть, а затем потягивать в сторону.

    • Повторить упражнение с другой рукой.

Важно помнить, что растяжки для детей должны быть мягкими и не вызывать боли. Дети должны делать упражнения под наблюдением взрослых и внимательно следить за своими ощущениями. Регулярные растяжки могут помочь детям поддерживать гибкость и здоровье своего тела.

Пример: Дети сидят на полу ноги вместе:

На деревьях листьев мало.(Дети сидят на полу ноги вместе, руки подняты прямые вверх, тянуться макушкой и руками вверх)

На земле — невпроворот.(Дети сидят на полу ноги вместе, руки оустили повороты головы в стороны вправо/влево)

Из лоскутьев одеяло(Дети сидят на полу ноги развели в стороныпопытаться дотронуться до носков)

На прощанье осень шьёт.(Дети сидя на полу, поднимают одну руку вверх и захватывать ее другой рукой за локоть, а затем потягивать в сторону)

Стихотворение читается 2-4 раза, движения выполняются разными руками по очереди.

2.Кинезиологические дыхательные упражнения

Развивают осознанность своего дыхания и снижают стресс. Вот несколько примеров таких упражнений:

  1. "Вдох и выдох":

    • Попросите ребенка вдохнуть глубоко через нос, поднимая руки над головой.

    • Затем пусть ребенок медленно выдыхает через рот, опуская руки.

    • Можно повторять это упражнение несколько раз, обращая внимание на дыхание.

  2. "Ветер и воздух":

    • Попросите ребенка представить, что он ветер, который вдохнул воздух.

    • Затем пусть он медленно "выдувает" воздух, представляя себя ветром, который приносит свежий воздух.

    • Это упражнение может помочь детям осознать свое дыхание и визуализировать процесс.

  3. "Медленное дыхание":

    • Попросите ребенка сидеть или лежать на спине.

    • Затем пусть он положит одну руку на живот, а другую на грудь.

    • Попросите ребенка медленно вдохнуть через нос, ощущая, как поднимается живот.

    • Затем медленно выдохнуть через рот, ощущая, как опускается живот.

    • Это упражнение помогает детям сосредотачиваться на дыхании и добиться глубокого и расслабляющего дыхания.

  4. "Дыхание с игрой":

    • Попросите ребенка вдохнуть глубоко и представить, что он надувает воздушный шарик.

    • Затем пусть он медленно выдохнет, представляя, как воздушный шарик медленно спускается.

    • Можно использовать разные игрушки или визуализации, чтобы сделать упражнение интереснее.

Эти упражнения могут помочь детям развивать навыки осознанности и расслабления через дыхание, а также снижать стресс и напряжение.

3. Глазодвигательные упражнения.

Кинезиологические глазодвигательные упражнения могут быть полезными для развития координации движений глаз и улучшения зрительных навыков у детей.

  1. Игра в "Следи за листочком":

    • Попросите ребенка следить его медленно двигать глазами и следить за мячом, который вы бросаете или катите в разные стороны.

    • Разнообразьте упражнение, меняя скорость и направление движения мяча.

  1. Игра в "Ищи различия":

    • Предложите ребенку две картинки, на которых есть несколько небольших различий, таких как разные цвета, формы или предметы.

    • Попросите его найти и указать различия, двигая только глазами с одной картинки на другую.

  1. Рисование фигур:

    • Дайте ребенку лист бумаги и разноцветные карандаши.

    • Попросите его нарисовать разные геометрические фигуры (круги, квадраты, треугольники) или животных.

    • Затем попросите его переключаться между фигурами, двигая глазами от одной к другой.

  2. Лабиринты:

    • Предложите ребенку решить лабиринты на бумаге или в книге.

    • Попросите его следить взглядом за линией, чтобы найти путь от начала до конца лабиринта.

  3. Цветовые карточки:

    • Подготовьте карточки разных цветов.

    • Попросите ребенка находить и называть цвета по вашей команде или сортировать карточки по цвету, двигая только глазами с одной карточки на другую.

Убедитесь, что упражнения подходят для возраста и уровня развития ребенка. Эти активности помогут развивать глазодвигательные навыки и способствовать улучшению зрительной координации у детей.

4. Двигательные упражнения

  1. Хождение на месте с поднятием коленей: Дети могут ходить на месте и при этом поднимать колени как можно выше. Это упражнение способствует развитию координации и укрепляет ноги.

  2. Прыжки вдоль линии: Нарисуйте линию на полу с помощью мела или используйте ленту. Дети могут прыгать вдоль этой линии, стараясь приземляться на обе ноги. Это помогает развивать баланс и координацию.

  3. Перекаты: Дети могут лечь на спину и перекатываться с одной стороны на другую, стараясь не отрывать плечи и ноги от пола. Это упражнение развивает гибкость и силу.

  4. Поиск сокровища: Разбросайте разноцветные предметы по полу (например, мячики или кубики). Дайте детям список цветов, и они должны найти и собрать предметы определенного цвета. Это упражнение развивает моторику рук и учит детей сосредотачиваться.

  5. Бег на месте с прыжками: Дети могут бегать на месте, а затем периодически делать небольшие прыжки вверх. Это упражнение способствует укреплению ног и развитию выносливости.

  6. Развитие моторики с помощью разноцветных мелочей: Разлейте разноцветные мелкие предметы (например, круглые мозаичные камешки) на столе, и дайте детям сортировать их по цветам. Это развивает мелкую моторику и внимание.

Убедитесь, что упражнения подходят для возрастной группы и уровня физической активности детей, и всегда обеспечивайте безопасные условия для занятий.

ПРИМЕР:

Мы сегодня в лес пойдем, (Хождение на месте с поднятием коленей)

Через лужи перейдем,(Хождение на месте с поднятием коленей)

Перепрыгнем через ров(Прыжки вдоль нарисованных луж, через лужи)

Наберем с собой дров. (Дети ходят свободно и наклоняясь, собирают с пола палочки)

5. Релаксация

Кинезиологические релаксационные двигательные упражнения могут помочь детям снять напряжение, расслабиться и улучшить свою координацию. Вот несколько примеров.

  1. Дыхательные упражнения:

    • Попросите детей сесть в удобное положение. Закройте глаза и попросите детей медленно и глубоко вдыхать через нос, задерживать дыхание на несколько секунд и затем медленно выдыхать через рот. Повторяйте несколько раз.

  2. Растяжка и потягивание:

    • Пригласите детей встать и потянуться кверху как можно выше, затем наклоняться вниз, касаясь пола руками. Повторять несколько раз, чтобы растянуть мышцы и снять напряжение.

  3. Имитация животных:

    • Попросите детей имитировать движения различных животных, таких как лев, змея, лягушка или птица. Эти движения могут быть плавными и расслабляющими, помогая детям почувствовать свои тела и расслабиться.

  4. Упражнения с мячом:

    • Используйте мяч медицинский или обычный мяч небольшого диаметра. Попросите детей лечь на пол и положить мяч под спину. Затем медленно катайте мяч вверх и вниз по спине. Это упражнение помогает расслабить спину и позвоночник.

  5. Расслабляющие игры:

    • Проведите игру, в которой дети могут представить, что они летят на облаках или плавают в море. Приглушите свет и включите спокойную музыку, чтобы создать расслабляющую атмосферу.

Помните, что каждый ребенок уникален, поэтому важно адаптировать упражнения под их потребности и возможности. Всегда обеспечивайте безопасность и учитывайте индивидуальные особенности каждого ребенка при проведении упражнений.

Вывод

Применение прикладных кинезиологических упражнений в педагогическом процессе для стимуляции когнитивного развития дошкольников - это важный и эффективный метод. Он способствует всестороннему развитию детей, объединяя физическую активность и обучение. Подобные упражнения позволяют детям учиться через движение, что стимулирует их когнитивные способности, развивает моторику и способствует формированию устойчивых навыков.

Важно помнить, что упражнения должны быть адаптированы к возрасту и способностям детей. При правильном применении они могут сделать образовательный процесс более интересным и эффективным, а также способствовать развитию обширного спектра когнитивных навыков у детей дошкольного возраста.