Применение прикладных кинезиологических упражнений для стимулирования когнитивного развития детей дошкольного возраста
Аннотация
Дошкольный возраст - это критический период в жизни ребенка, когда формируются основы его когнитивного развития. Именно в дошкольный период детства важно создать оптимальные условия для стимуляции умственных способностей детей, чтобы они могли успешно адаптироваться в будущем. Именно период дошкольного детства происходит активное формирование личности и основных психических процессов. Поэтому в своей деятельности воспитателя, я определила для себя один из эффективных методов для достижения этой цели - использование прикладных кинезиологических упражнений, которые сочетают в себе двигательную активность и учебные задачи.
Актуальность
Современные дети часто сталкиваются с сидячим образом жизни и избытком цифровых развлечений, что может негативно сказаться на их физическом и когнитивном развитии. Прикладные кинезиологические упражнения представляют собой актуальный в настоящее время инструмент для преодоления этой проблемы, так как они объединяют физическую активность и обучение, способствуя развитию когнитивных навыков детей.
Использование прикладных кинезиологических упражнений для стимулирования когнитивного развития детей дошкольного возраста можно считать в деятельности воспитателя инновационным подходом из-за нескольких ключевых аспектов:
Интеграция двигательной активности и обучения: Этот подход объединяет физическую активность и обучение воедино. Многие исследования показывают, что двигательная активность может способствовать более эффективному усвоению информации и улучшению когнитивных способностей у детей. Это инновационное использование кинезиологических упражнений может значительно усилить процесс обучения. Т.е.происходит так называемое «обучение через движение»
Мультидисциплинарный подход: Прикладные кинезиологические упражнения включают элементы из различных смежных дисциплин, таких как физиология, психология, нейробиология и образование. Их сочетание позволяет более глубоко понимать, как физическая активность воздействует на когнитивное развитие детей.
Персонализированный подход: Каждый ребенок уникален, и использование кинезиологических упражнений может быть адаптировано к индивидуальным потребностям и особенностям развития каждого ребенка, в том числе и ребенка с ограниченными возможностями развития Этот персонализированный подход может повысить эффективность обучения и развития.
Учет моторных навыков: При использовании кинезиологических упражнений уделяется внимание развитию моторных навыков, координации и равновесия, что важно для когнитивного развития. Этот аспект инновационного подхода помогает детям развивать не только когнитивные, но и различные физические навыки.
Поддержка здоровья и психологического благополучия: Кроме когнитивного развития, использование кинезиологических упражнений также способствует укреплению соматического здоровья и общему психологическому благополучию детей. Это важный аспект, который влияет на обучение и развитие детей в целом.
Таким образом, инновационность применения данного подхода заключается в том, что прикладные кинезиологические упражнения предоставляют универсальный способ к стимулированию когнитивного развития детей дошкольного возраста, объединяя физическую активность, развитие психологического комфорта и одновременно создание условий успеха для каждого ребенка.
Целью применения прикладных кинезиологических упражнений для стимулирования когнитивного развития детей дошкольного возраста является улучшение и развитие когнитивных функций - таких как внимание, концентрация, память, мышление, решение проблем; а также развитие моторики и координации движений.
Задачи которые я реализуем при использовании данных упражнений:
Стимулирование нейроразвития: Прикладные кинезиологические упражнения способствуют активации нейронных связей и стимулируют развитие мозга у детей. Это помогает формированию новых синоптических связей в головном мозгеи как следствие улучшению когнитивных способностей.
Улучшение концентрации и внимания: Упражнения, основанные на движении, помогают детям развить способность сосредоточиться на задаче, контролировать свое внимание и повысить продолжительность концентрации.
Развитие моторики и координации: Кинезиологические упражнения способствуют развитию моторики, сенсорного восприятия и улучшению координации движений, что в свою очередь влияет на улучшение общей физической подготовки и усвоение новых навыков.
Поддержание интереса и мотивации: Дети дошкольного возраста обычно легко увлекаются играми и движением. Использование кинезиологических упражнений в образовательных целях способствует поддержанию их интереса и мотивации к обучению.
Повышение уровня обучаемости: Развитие кинезиологических упражнений может улучшить способность детей к обучению, так как физическая активность может способствовать лучшему восприятию и усвоению информации.
Применение прикладных кинезиологических упражнений с целью стимулирования когнитивного развития детей дошкольного возраста является комплексным методом, направленным на гармоничное развитие физических и умственных способностей ребенка.
Данные упражнения для детей дошкольного возраста имеют потенциал для улучшения различных аспектов когнитивного развития у детей. Кинезиология - это наука, изучающая движение и его воздействие на организм, и она может быть использована в педагогике и развитии детей с целью повышения их умственных способностей. Вот какие аспекты развития могут быть стимулированы при помощи таких упражнений:
Моторика и координация: Кинезиологические упражнения могут помочь развить моторику и координацию движений у детей. Это важно для развития их способности выполнять задачи, которые требуют точности и гибкости движений.
Внимание и концентрация: Упражнения, связанные с координацией движений и контролем тела, могут помочь детям улучшить внимание и концентрацию. Это важные навыки для успешного обучения.
Развитие мозговых функций: Кинезиологические упражнения могут способствовать развитию мозговых функций, таких как обработка информации, память и решение задач. Они могут стимулировать активность мозга и способствовать развитию нейронных связей.
Улучшение саморегуляции: Упражнения, которые требуют самоконтроля и саморегуляции, могут помочь детям развивать навыки управления своим поведением и эмоциями.
Развитие социальных навыков: Кинезиологические упражнения могут быть проведены в групповой среде, что способствует развитию социальных навыков, таких как сотрудничество, общение и участие в коллективных занятиях.
Повышение эмоционального благополучия: Физическая активность и упражнения могут способствовать высвобождению эндорфинов, что помогает детям чувствовать себя более счастливыми и уравновешенными.
Как следствие при использовании кинезиологических упражнений мы планируем и наблюдаем следующие результаты:
Улучшение когнитивной функции: Дети, занимающиеся прикладными кинезиологическими упражнениями, начинают проявлять повышенную способность к решению проблем, улучшается память и становятся более развитые когнитивные навыки.
Развивается моторика и координация: Дети демонстрируют улучшенные навыки движения, лучшую координацию и баланс, что отмечается инструктором физической культуры и из личных наблюдений педагогов.
Улучшается способность к обучению: Дети, занимающиеся кинезиологическими упражнениями, начинают проявлять больший интерес к обучению, повышенную концентрацию и лучшее усвоение знаний.
Улучшается общее психофизиологическое развитие: Применение кинезиологических упражнений также способствует улучшению общего психофизиологического состояния ребенка – повышается самооценка, повышается стрессоустойчивость и улучшаетсяобщее физическое и соматическое здоровье.
Обобщая, использование кинезиологических упражнений в дошкольном возрасте может иметь множество положительных эффектов на когнитивное развитие детей, включая улучшение моторики, внимания, концентрации, мозговых функций, социальных навыков и эмоционального благополучия.
Возможности применения кинезиологических упражнений широки: мы их используем и органично встраиваем во время организации непосредственно образовательной деятельности с детьми, а также во время режимных моментов.
На основе изученной литературы, а также доступных интернет ресурсов мною была разработана и предлагается следующая структура организации и проведения данных упражнений:
Растяжки. Они применяются в начале занятий, как организационный момент или введение в тему занятия. Педагогу нужно настроить детей на работу, поэтому применение растяжек целесообразно проводить или в начале занятия, или во время физкультминуток для активизации энергетического потенциала детей. Эти упражнения заключаются в том, что дети выполняют различные движения для максимального напряжения и расслабления мышц.
Дыхательная гимнастика с движениями. Упражнения способствуют снабжению кислородом органов и тканей всего организма. А также оптимизации тонуса мышц, снижению возбудимости, улучшению общего самочувствия детей. Дыхательные упражнения успокаивают и настраивают на концентрацию внимания во время активной работы. Данные упражнения следует проводить в 1й части непосредственно образовательной деятельности для активизации, а также можно проводить дыхательные упражнения в конце деятельности или после активных упражнений для релаксирующего воздействия.
Ритм дыхания – это единственный из всех телесных типов, подчиняющихся сознательной и активной регуляции со стороны человека, поэтому развивается функция саморегуляции.
Глазодвигательные упражнения.Работа по улучшению функций головного мозга продолжается с выполнением глазодвигательных упражнений. Они позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие, устранить патологические синкинезии. По мере освоения таких упражнений в процесс постепенно добавляется движения языка.Глазодвигательные упражнения помогают расширить объем зрительного восприятия и косвенно влияют на развитие других психических функций. (речь, внимание, память)
Упражнения двигательного репертуара. Работа с пространством на уровне тела начинается с проработки верхней, нижней, задней, передней правой, левой, левой частей тела. Упражнения можно выполнять в трех пространственных направлениях – лежа, сидя, стоя. При выполнении телесных движений развивается пространственная ориентировка, что в последствии положительно влияет на формирование графических навыков и овладение навыком чтения и счета у старших дошкольников. Также развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы, развивается функция произвольного самоконтроля..
Релаксация.После любой активной деятельности следует расслабиться, для этого применяются упражнения, приводящие к релаксации, это могут быть в том числе комплексы психогимнастик с движениями. Они способствуют расслаблению, снятию напряжения и восстановлению после активной интеллектуальной деятельности.
Данные виды и структурную последовательность упражнений рекомендуется использовать в: индивидуальной, подгрупповой, групповой работе, можно использовать в качестве элементов непосредственно образовательной деятельности, а также в виде динамических пауз:
ежедневно по 10-15 минут 2раза в день;
в спокойной обстановке под мелодичную музыку;
упражнения проводятся стоя или сидя за столом;
движения усложняются, и частота их выполнения растет;
от детей требуется точное выполнение движений и приемов;
упражнения проводятся по специально разработанным комплексам;
длительность занятий по одному комплексу составляет один месяц.
Таким образом, я предлагаю, использовать разработанные комплексы упражнений в течение дня. Сменяемость комплекса упражнений 1 раз в месяц. За 1 месяц применения дети проходят несколько стадий освоения упражнений от адаптации – разучивания и освоения упражнений, до точного выполнения по показу и сопровождению взрослого, и до самостоятельного выполнения комплекса упражнений или элементов комплекса с частичным внешним контролем со стороны взрослого.
Я предлагаю вашему вниманию пример комплекса кинезиологических упражнений на ноябрь месяц. Данные упражнения хорошо встраиваются в тематику лексических тем месяца, а также используются во время различной организованной деятельности с детьми.
1.Растяжка «На деревьях листьев мало»
2.Дыхательные упражнения: «Ветер и воздух»
3.Глазодвигательные упражнения: «Следи за листочком»
4. упражнения из двигательного репертуара: «Мы сегодня в лес пойдем»
5. Релаксация: «Мир животных в осеннем лесу»
Комплекс кинезиологических упражнений Ноябрь
1. Растяжки
Растяжки помогают развивать гибкость и координацию движений. Важно помнить, что упражнения должны быть безопасными и подходящими для возраста ребенка. Вот несколько примеров кинезиологических растяжек для детей:
Растяжка шеи:
Дети медленно и осторожно поворачивают голову влево и вправо, а затем вверх и вниз.Это помогает улучшить подвижность шейных мышц.
Растяжка рук:
Ребенок поднимает руки над головой и потягиваться вверх.Затем руки можно медленно опускать вниз, стараясь достать кончиками пальцев до ног.
Растяжка ног:
Дети сидят на полу, вытянули ноги вперед и попытаться дотронуться до носков.Затем они сидят на полу, ноги разведены в стороны, и попытаться дотронуться до пола между ногами.
Растяжка спины:
Ребенок может сесть на пол и попробовать согнуться вперед, пытаясь дотронуться до носков.Затем они могут лечь на спину и поднимать ноги вверх, стараясь дотронуться до пола за головой.
Растяжка бедер:
Ребенок садится на пол, сгибает одну ногу в колене и держит ее за лодыжку, а затем медленно опускать колено вниз.Затем повторить упражнение с другой ногой.
Растяжка плеч:
Дети поднимают одну руку вверх и захватывать ее другой рукой за локоть, а затем потягивать в сторону.
Повторить упражнение с другой рукой.
Важно помнить, что растяжки для детей должны быть мягкими и не вызывать боли. Дети должны делать упражнения под наблюдением взрослых и внимательно следить за своими ощущениями. Регулярные растяжки могут помочь детям поддерживать гибкость и здоровье своего тела.
Пример: Дети сидят на полу ноги вместе:
На деревьях листьев мало.(Дети сидят на полу ноги вместе, руки подняты прямые вверх, тянуться макушкой и руками вверх)
На земле — невпроворот.(Дети сидят на полу ноги вместе, руки оустили повороты головы в стороны вправо/влево)
Из лоскутьев одеяло(Дети сидят на полу ноги развели в стороныпопытаться дотронуться до носков)
На прощанье осень шьёт.(Дети сидя на полу, поднимают одну руку вверх и захватывать ее другой рукой за локоть, а затем потягивать в сторону)
Стихотворение читается 2-4 раза, движения выполняются разными руками по очереди.
2.Кинезиологические дыхательные упражнения
Развивают осознанность своего дыхания и снижают стресс. Вот несколько примеров таких упражнений:
"Вдох и выдох":
Попросите ребенка вдохнуть глубоко через нос, поднимая руки над головой.
Затем пусть ребенок медленно выдыхает через рот, опуская руки.
Можно повторять это упражнение несколько раз, обращая внимание на дыхание.
"Ветер и воздух":
Попросите ребенка представить, что он ветер, который вдохнул воздух.
Затем пусть он медленно "выдувает" воздух, представляя себя ветром, который приносит свежий воздух.
Это упражнение может помочь детям осознать свое дыхание и визуализировать процесс.
"Медленное дыхание":
Попросите ребенка сидеть или лежать на спине.
Затем пусть он положит одну руку на живот, а другую на грудь.
Попросите ребенка медленно вдохнуть через нос, ощущая, как поднимается живот.
Затем медленно выдохнуть через рот, ощущая, как опускается живот.
Это упражнение помогает детям сосредотачиваться на дыхании и добиться глубокого и расслабляющего дыхания.
"Дыхание с игрой":
Попросите ребенка вдохнуть глубоко и представить, что он надувает воздушный шарик.
Затем пусть он медленно выдохнет, представляя, как воздушный шарик медленно спускается.
Можно использовать разные игрушки или визуализации, чтобы сделать упражнение интереснее.
Эти упражнения могут помочь детям развивать навыки осознанности и расслабления через дыхание, а также снижать стресс и напряжение.
3. Глазодвигательные упражнения.
Кинезиологические глазодвигательные упражнения могут быть полезными для развития координации движений глаз и улучшения зрительных навыков у детей.
Игра в "Следи за листочком":
Попросите ребенка следить его медленно двигать глазами и следить за мячом, который вы бросаете или катите в разные стороны.
Разнообразьте упражнение, меняя скорость и направление движения мяча.
Игра в "Ищи различия":
Предложите ребенку две картинки, на которых есть несколько небольших различий, таких как разные цвета, формы или предметы.
Попросите его найти и указать различия, двигая только глазами с одной картинки на другую.
Рисование фигур:
Дайте ребенку лист бумаги и разноцветные карандаши.
Попросите его нарисовать разные геометрические фигуры (круги, квадраты, треугольники) или животных.
Затем попросите его переключаться между фигурами, двигая глазами от одной к другой.
Лабиринты:
Предложите ребенку решить лабиринты на бумаге или в книге.
Попросите его следить взглядом за линией, чтобы найти путь от начала до конца лабиринта.
Цветовые карточки:
Подготовьте карточки разных цветов.
Попросите ребенка находить и называть цвета по вашей команде или сортировать карточки по цвету, двигая только глазами с одной карточки на другую.
Убедитесь, что упражнения подходят для возраста и уровня развития ребенка. Эти активности помогут развивать глазодвигательные навыки и способствовать улучшению зрительной координации у детей.
4. Двигательные упражнения
Хождение на месте с поднятием коленей: Дети могут ходить на месте и при этом поднимать колени как можно выше. Это упражнение способствует развитию координации и укрепляет ноги.
Прыжки вдоль линии: Нарисуйте линию на полу с помощью мела или используйте ленту. Дети могут прыгать вдоль этой линии, стараясь приземляться на обе ноги. Это помогает развивать баланс и координацию.
Перекаты: Дети могут лечь на спину и перекатываться с одной стороны на другую, стараясь не отрывать плечи и ноги от пола. Это упражнение развивает гибкость и силу.
Поиск сокровища: Разбросайте разноцветные предметы по полу (например, мячики или кубики). Дайте детям список цветов, и они должны найти и собрать предметы определенного цвета. Это упражнение развивает моторику рук и учит детей сосредотачиваться.
Бег на месте с прыжками: Дети могут бегать на месте, а затем периодически делать небольшие прыжки вверх. Это упражнение способствует укреплению ног и развитию выносливости.
Развитие моторики с помощью разноцветных мелочей: Разлейте разноцветные мелкие предметы (например, круглые мозаичные камешки) на столе, и дайте детям сортировать их по цветам. Это развивает мелкую моторику и внимание.
Убедитесь, что упражнения подходят для возрастной группы и уровня физической активности детей, и всегда обеспечивайте безопасные условия для занятий.
ПРИМЕР:
Мы сегодня в лес пойдем, (Хождение на месте с поднятием коленей)
Через лужи перейдем,(Хождение на месте с поднятием коленей)
Перепрыгнем через ров(Прыжки вдоль нарисованных луж, через лужи)
Наберем с собой дров. (Дети ходят свободно и наклоняясь, собирают с пола палочки)
5. Релаксация
Кинезиологические релаксационные двигательные упражнения могут помочь детям снять напряжение, расслабиться и улучшить свою координацию. Вот несколько примеров.
Дыхательные упражнения:
Попросите детей сесть в удобное положение. Закройте глаза и попросите детей медленно и глубоко вдыхать через нос, задерживать дыхание на несколько секунд и затем медленно выдыхать через рот. Повторяйте несколько раз.
Растяжка и потягивание:
Пригласите детей встать и потянуться кверху как можно выше, затем наклоняться вниз, касаясь пола руками. Повторять несколько раз, чтобы растянуть мышцы и снять напряжение.
Имитация животных:
Попросите детей имитировать движения различных животных, таких как лев, змея, лягушка или птица. Эти движения могут быть плавными и расслабляющими, помогая детям почувствовать свои тела и расслабиться.
Упражнения с мячом:
Используйте мяч медицинский или обычный мяч небольшого диаметра. Попросите детей лечь на пол и положить мяч под спину. Затем медленно катайте мяч вверх и вниз по спине. Это упражнение помогает расслабить спину и позвоночник.
Расслабляющие игры:
Проведите игру, в которой дети могут представить, что они летят на облаках или плавают в море. Приглушите свет и включите спокойную музыку, чтобы создать расслабляющую атмосферу.
Помните, что каждый ребенок уникален, поэтому важно адаптировать упражнения под их потребности и возможности. Всегда обеспечивайте безопасность и учитывайте индивидуальные особенности каждого ребенка при проведении упражнений.
Вывод
Применение прикладных кинезиологических упражнений в педагогическом процессе для стимуляции когнитивного развития дошкольников - это важный и эффективный метод. Он способствует всестороннему развитию детей, объединяя физическую активность и обучение. Подобные упражнения позволяют детям учиться через движение, что стимулирует их когнитивные способности, развивает моторику и способствует формированию устойчивых навыков.
Важно помнить, что упражнения должны быть адаптированы к возрасту и способностям детей. При правильном применении они могут сделать образовательный процесс более интересным и эффективным, а также способствовать развитию обширного спектра когнитивных навыков у детей дошкольного возраста.