«Проектное обучение в начальной школе»
«Хороший учитель даст ученику готовую истину, а отличный – поможет ему открыть её самому»
(Я. А. Коменский)
В связи с новыми ФГОС в современном образовании в последние годы происходят изменения. Они не оставляют без изменений ни одну сторону школьного дела. Новые принципы личностно-ориентированного образования, индивидуального подхода в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения.
Педагогическая технология -- это такое построение деятельности педагога, в которой все входящие в него действия представлены в определенной последовательности и целостности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет прогнозируемый характер.
Среди основных причин возникновения новых психолого-педагогических технологий можно выделить следующие:
-необходимость более глубокого учета и использования психофизиологических и личностных особенностей обучаемых;
-возможность проектирования учебного процесса, организационных форм взаимодействия учителя и ученика, обеспечивающих гарантированные результаты обучения.
Одна и та же технология может осуществляться различными исполнителями более или менее добросовестно, точно по инструкции или творчески. Результаты будут различными, однако, близкими к некоторому среднему статистическому значению, характерному для данной технологии.
К числу современных образовательных технологий можно отнести:
-развивающее обучение;
-проблемное обучение;
-разноуровневое обучение;
-коллективную систему обучения;
-исследовательские методы в обучении;
-проектные методы обучения;
-технологию использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр;
-обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа;
-информационно-коммуникационные технологии;
-здоровьесберегающие технологии и др.
Проектное обучение в начальной школе
Передо мной, как учителем начальных классов, встала проблема поиска технологии обучения, которая обеспечивала бы возможность самореализации младших школьников. Я остановила свой выбор на проектной технологии.
Понятие «проект» в широком понимании – все, что задумывается или планируется. В переводе с латинского языка «проект» означает «брошенный вперед», т.е. замысел в виде прообраза объектов. Это определение дает в своей работе «Исследовательские проекты в практике школы» И. Д. Чечель .
В XXI веке метод проектов – широко используемая педагогическая технология в урочной и внеурочной деятельности, т.к. одна из задач этого метода -- стимулировать интерес школьников к учебной деятельности. Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащегося, которую они выполняют в течение определенного времени.
Главными целями введения проектной технологии в начальной школе являются:
развитие интереса к предмету;
приобретение исследовательского опыта;
развитие умения творчески оформлять и доносить информацию до детей в
классе, на большую аудиторию;
развитие умения работать самостоятельно, в парах, в группах и т.д.;
получение дополнительных знаний по теме;
развитие навыков монологической речи (по заданным образцам).
С первых дней обучения необходимо приучать ребенка к самостоятельной поисково-творческой деятельности. Научить детей мыслить, организовывать правильно свою работу и принимать решения в конкретных ситуациях, несомненно, помогает в работе педагога метод проектов.
Учителю остается трудная задача выбора проблем для проектов, а проблемы эти можно брать только из окружающей действительности, из жизни.
В целом в проектной деятельности младших школьников можно выделить следующие этапы, соответствующие учебной деятельности:
1 этап. Погружение в проект или подготовительный этап.
На данном этапе выбираются и формулируются проблемы, которые будут разрешены в ходе проектной деятельности учащимися, выдвигаются гипотезы, требующие доказательства или опровержения. При этом необходимо учитывать интересы школьников, показать практическое применение знаний, полученных в ходе выполнения проекта.
2 этап. Организационный.
На данном этапе выбираются и организуются группы участников проекта, определяются направления работы, формулируются задачи для каждой группы, указываются способы источников информации по каждому направлению. Данный этап может заканчиваться презентацией, представлением участников проекта. Каждая группа выступает перед классом с рассказом о составе группы, распределении ролей, о тех задачах, которые им предстоит решить и о возможных путях решения данных задач.
3 этап. Осуществление деятельности.
Поиск необходимой информации, сбор данных, изучение теоретических положений, необходимых для решения поставленных задач. Примером деятельности учащихся на этом этапе может быть: изучение соответствующей литературы, проведение опроса по изучаемой проблеме и т.д.
4 этап. Обработка и оформление результатов проекта (презентация).
На этом этапе определяются способы обработки полученных данных. Ребята представляют свои творческие проекты, демонстрируя понимание проблемы, целей и задач этой работы, умение планировать и осуществлять свою деятельность, а также найденный способ решения проблемы. Результаты представляются в виде творческой работы.
5 этап. Обсуждение полученных результатов (рефлексия).
Оформленные результаты представляются остальным участникам проекта в разнообразной форме в виде не большого выступления, ролевой игры, инсценировки и т.д. Участники обсуждают и анализируют полученную информацию, делятся мнениями, задают докладчику вопросы. Проверяются выдвинутые гипотезы, обсуждаются возможные пути применения полученных результатов проектной деятельности на практике.
Моя степень активности, как учителя, и учеников на разных этапах разная. В проекте учу детей работать самостоятельно. Роль учителя, несомненно, велика на первом и последнем этапах. И от того, как учитель выполнит свою роль на первом этапе – этапе погружения в проект, - зависит судьба проекта в целом. Здесь есть угроза свести работу над проектом к формулированию и выполнению задания по самостоятельной работе учащихся. На последнем этапе роль учителя велика, поскольку ученикам не под силу сделать обобщение всего того, что они узнали или исследовали, протянуть мостик к следующей теме, прийти, может быть, к неожиданным умозаключениям, которые поможет сделать учитель.
Как сделать так, чтобы работа учащихся действительно была проектной, чтобы она не сводилась к просто самостоятельной работе по какой-либо теме? Начиная работу над проектом, я стараюсь пробуждать в учащихся интерес к теме проекта. Тема учебного плана и тема проекта – это разные темы. Тема проекта должна быть сформулирована естественным для детей языком и так, чтобы вызвать их интерес. Это может быть рассказанная сказка, притча, разыгранная инсценировка или просмотренный видеосюжет. Тема должна быть не только близка и интересна, но и доступна, т.к. это младшие школьники.
Таким образом, проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта. То есть проект – это «пять П»:
Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация. Шестое «П» проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др.
Типы проектов отличаются разнообразием.
По характеру содержания: включают ребенка и его семью, ребенка и природу, ребенка и рукотворный мир, ребенка.
По характеру участия ребенка в проекте: заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения идеи до получения результата.
По характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группы. В контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями (открытый проект).
По количеству участников: индивидуальный, парный, групповой и фронтальный.
По продолжительности: краткосрочный (могут быть реализованы на одном или нескольких специально организованных уроках, в рамках совместной с взрослыми или самостоятельной детской деятельности), средней продолжительности (нескольких дней, недель) и долгосрочный (от одного до нескольких месяцев).
По доминирующему методу: исследовательские, информационные, творческие, игровые (приключенческие), практико-ориентированные.
Остановлюсь подробно на отдельных видах проектов.
Исследовательские проекты
Требуют четкой структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, продуманных методов обработки результата. В последние годы исследовательские проекты активно завоевывают пространство общеобразовательных, коррекционных школ, учреждений дополнительного образования и даже дошкольные образовательные учреждения.
Информационные проекты
Целью данных проектов является сбор информации о каком-то объекте, явлении, а потом ознакомить с ней участников, проанализировать и обобщить наблюдаемые факты.
Структура информационного проекта: получение и обработка информации, результат (доклад, альбом с рисунками и фотографиями), презентация.
Творческие проекты
Они не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Педагог и дети договариваются о форме представления результатов (сказка, фильм, драматизация, праздник, оформление интерьера).
Можно классифицировать творческие проекты по доминирующему виду творчества (игровое, изобразительное, конструктивное, художественно-речевое, художественно-оформительское, театральное, музыкальное);
По форме представления результата (панно, конструкция, спектакль, декорация, мультфильм, концерт, праздник, презентация).
Игровые проекты
Структура игровых проектов только намечается, участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения в придуманных ситуациях.
Степень творчества в таких проектах высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является игровая.
Практико-ориентированные проекты
Их отличает четко обозначенный ожидаемый, ориентированный на социальные интересы, результат деятельности участников. Практико-ориентированный проект требует хорошо продуманной структуры и организации работы на отдельных этапах (корректировка усилий, обсуждение результатов и способов их внедрения в практику, оценка проекта).
Индивидуальные и коллективные проекты
Индивидуальный проект. Выполняется автономно, предназначен для обогащения культурного опыта ребенка; с его помощью отслеживаются способности преодолевать препятствия в решении проблемы. Ценность индивидуального проектирования неоспорима, поскольку ребенок учится проявлять инициативу, переживать ошибки и достижения, демонстрирует способности.
Опыт коллективного творчества приобретается на фоне совместных положительных эмоциональных переживаний, способствующих развитию дружеских взаимоотношений между детьми. Поэтому для детского развития необходимы парный, групповой, фронтальный проекты.
Парный проект. Осуществляется парой (парами) участников. Дети приобретают навыки сотрудничества, учатся действовать вместе на одном пространстве, решают общую проблему, выбирают адекватные способы решения.
Групповой проект. Осуществляется группой участников (от 3 до 10-12 чел.).
Фронтальный (коллективный) проект. Выполняется всем коллективом.
Применяю данную технологию в урочной и внеурочной деятельности. Мы занимаемся учебными исследовательскими проектами. Групповые и индивидуальные проекты учащиеся выполняют по окружающему миру, ИЗО, по технологии, во время внеурочных занятий.
На основе первого опыта ученикам в первом классе я предложила заняться подготовкой заинтересовавших их проектов по теме «Моя первая азбука». Дети делали самые различные азбуки из разных материалов: из бумаги, природных материалов, на ткани, из теста.
За один из примеров информационных проектов в моем классе можно взять проект «Пионеры-герои». С помощью учителя, гостей, родителей дети узнали историю ВОВ, знакомились с судьбами детей войны, поняли смысл слов «жизнь» и «смерть», эмоционально откликнулись на рассказы очевидцев, отразили впечатления от услышанного и увиденного в рисунках и рассказах.
Объединившись в группы, дети совместно с педагогом составляют план, договариваются, распределяют обязанности, создают групповые проекты. Работая в группах, дети понимают, что коллективно они могут создавать замечательные плакаты, газеты, книжки- малышки, инсценировки и т.д.
Как нельзя лучше для формирования исследовательской деятельности подходят уроки окружающего мира. Уроки – исследования позволяют ставить серьезные проблемные вопросы, исследовательские задачи.
Для учащихся начальной школы, учитывая их возрастные особенности, более приемлемы творческие проекты. Результатом творческих проектов могут быть: альманахи, театрализация, спектаклей, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы, фотовыставки, деловых игр, электронных презентаций и другие. Как примеры творческих проектов, могу взять проекты моих учеников: «Моя любимая сказка», «Липецк – мой любимый город» и др.
К практико-ориентированным проектам можно отнести проекты по темам «Покормите птиц зимой». Так, в работе по теме «Покормите птиц зимой» была поставлена проблема: чем питаются птицы зимой. Дети мастерили кормушки, вели наблюдения и делали выводы о том, какие птицы у нас зимуют, прилетают на кормушку, чем питаются. Результаты заносились в табличку, в альбом. По результатам наблюдения были сформулированы выводы.
Таким образом, проектная деятельность обеспечивает целостное восприятие окружающего мира, даёт толчок к самостоятельной деятельности детей и наглядно утверждает их личностный рост. Совместная проектная деятельность является успешным средством преодоления разобщённости семьи и школы, делает детей и взрослых равноправными участниками общения, между которыми складываются доверительные отношения, а также создаёт ситуацию успеха, радости, удовольствия, способствует формированию у ребёнка положительной самооценки. В ходе работы над проектами у учащихся формируются коммуникативные умения, то есть умение работать в разных группах, играя разные социальные роли.
Проектная технология — технология обучения будущего. Её можно активно внедрять как в урочную, так и во внеурочную деятельность учащихся. Данная технология позволяет каждому ученику самостоятельно приобретать опыт исследовательской, практической деятельности. Технология проектного обучения также развивает у учащихся различные практические умения и навыки, которые так им необходимы в дальнейшей жизни, такие как поиск и работа с информацией, умение не просто выражать свою точку зрения, но и аргументировать свой ответ.