СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка проектной деятельности патриотического воспитания дошкольников на тему: "Путешествие по сказкам А.С.Пушкина"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка проектной деятельности патриотического воспитания дошкольников на тему: "Путешествие по сказкам А.С.Пушкина"»



Донецкая Народная Республика

Управление образования администрации города Донецка

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Ясли-сад №194 города Донецка»







Методическая разработка проектной деятельности патриотического воспитания дошкольников на тему:

«Путешествие по сказкам А.С.Пушкина»













Подготовил: воспитатель

второй квалификационной категории

МБДОУ «Ясли-сад № 194 г. Донецка»

Клитна Людмила Геннадиевна








г.Донецк-2023



Наименование проекта

«Путешествие по сказкам А.С.Пушкина»

Вид проекта

Групповой, творческий

Цели и задачи проекта

Цель проекта:

популяция и реализация патриотического воспитания дошкольников;

формирование у детей интереса к книгам, литературным произведениям.

Задачи:

  1. -совершенствование патриотического воспитания в МБДОУ как части единого процесса подготовки юного поколения и формирования у них важнейших общечеловеческих, моральных, деловых и других качеств, умения реализовать их в различных видах деятельности;

  2. -нравственно-эстетическое развитие детей через знакомство с творчеством А.С. Пушкина;

  3. -учить использовать прочитанное в других видах деятельности;

  4. -развивать творчество дошкольников;

  5. -способствовать развитию свободного общения со взрослыми и сверстниками в ходе реализации проекта;

  6. прививать любовь к родному языку. Умение эмоционально-эстетически воспринимать произведения русской классической литературы;

  7. -воспитывать умение слушать и понимать литературные произведения, эмоционально откликаться на них.

Сроки реализации проекта

Краткосрочный

Этапы реализации проекта

1 этап:

Организация подготовительной работы для реализации данного проекта:

  1. Обсуждение целей и задач проекта.

  2. Распределение материала на блоки, составление плана работы.

  3. Работа с родителями по теме проекта.

2 этап:

  1. Планирование работы воспитателей с детьми.

  2. Создание условий для реализации проекта: пополнение и подбор материала для реализации проекта, проведение

  3. сбора необходимых материалов и литературных источников по соответствующим тематикам.

  4. Пропаганда знаний о влиянии художественной литературы на развитие ребёнка для родителей воспитанников.

  5. Создание базы данных о сказках Пушкина А.С.

3 этап:

Подведение итогов проведенной работы, подготовка отчетных материалов.

Участники проекта

Воспитанники старшей группы, педагоги, родители.

Ожидаемые результата проекта

В ходе реализации данного проекта у детей развивается эмоциональная отзывчивость, эмоциональное отношение к героям и фактам произведений, заметно обогащается восприятие детьми художественной формы произведений, формируется внимание к выразительным средствам языка. У детей повышается интерес к произведениям А.С.Пушкина, активизируется потребность к чтению, узнаванию нового. Дети получают более глубокие знания о русской культуре, о быте и традициях русского народа, расширяется кругозор, совершенствуются социальные навыки поведения, творчества (в лепке и рисовании), умение преодолевать трудности в общении. Игра-драматизация на основе литературных произведений становится одним из средств развития детского творчества. У родителей появляется стремление учиться быть родителями, принимать участие в жизни группы, в различных мероприятиях МБДОУ.

Ресурсное обеспечение проекта

Интернет-ресурсы (слайды, мультфильмы), материальные ресурсы (приобретение и изготовление пособий).





Актуальность

Ввиду особой значимости патриотического воспитания и духовной основы для развития личности в детские годы взрослый должен стараться воспитывать в современном ребенке грамотного читателя, приобщить его к русской литературе, воспитать высококультурного и творческого человека. Использование проектного метода в организации образовательного процесса в МБДОУ обусловлено принципами дошкольного образования, отраженные в ГОС ДО и мне бы хотелось рассмотреть эту тему в контексте проектной деятельности.

Вид проекта: групповой, творческий, краткосрочный.

Цель проекта: популяризация и реализация патриотического воспитания дошкольников, формирование у детей интереса к книгам, литературным произведениям.

Задачи проекта:

  1. совершенствование патриотического воспитания в МБДОУ как части единого процесса подготовки юного поколения и формирования у них важнейших общечеловеческих, моральных, деловых и других качеств, умения реализовать их в различных видах деятельности;

  2. нравственно-эстетическое развитие детей через знакомство с творчеством А.С. Пушкина;

  3. учить использовать прочитанное в других видах деятельности;

  4. развивать творчество дошкольников;

  5. способствовать развитию свободного общения со взрослыми и сверстниками в ходе реализации проекта;

  6. прививать любовь к родному языку. Умение эмоционально-эстетически воспринимать произведения русской классической литературы.

  7. воспитывать умение слушать и понимать литературные произведения, эмоционально откликаться на них.

Участники проекта: воспитанники старшей группы, педагоги, родители.

Продолжительность проекта: 2 недели

Материалы и оборудование: книги о поэте и писателе А.С.Пушкине, литературный материал по теме проекта, иллюстрации, пазлы, кубики, аудиокассеты, материалы для продуктивной деятельности, магнитофон, компьютер, игры по сказкам.

Основные формы реализации проекта:

  1. чтение художественной литературы;

  2. интегрированные занятия;

  3. продуктивная деятельность («Художественное творчество»);

  4. музыкальные гостиные;

  5. игры –импровизации, хороводные игры;

  6. просмотр мультфильмов по произведениям А.С. Пушкина;

  7. викторина.

Этапы реализации проекта

1 этап – подготовительный:

Организация подготовительной работы для реализации данного проекта:

  1. Обсуждение целей и задач проекта.

  2. Распределение материала на блоки, составление плана работы.

  3. Работа с родителями по теме проекта.

2 этап – основной:

  1. Планирование работы воспитателей с детьми.

  2. Создание условий для реализации проекта: пополнение и подбор материала для реализации проекта, проведение сбора необходимых материалов и литературных источников по соответствующим тематикам.

  3. Пропаганда знаний о влиянии художественной литературы на развитие патриотического воспитания ребёнка для родителей воспитанников.

  4. Создание базы данных о сказках Пушкина А.С.:

- оказание информационной и методической помощи педагогам, родителям.

- организация тематических выставок, создание фотогазет.

3 этап – заключительный:

Подведение итогов проведенной работы, подготовка отчетных материалов.

План реализации проекта:

1-й этап

Планируемые мероприятия

Сроки проведения

Ответственный

Составление плана работы и разработка конспектов по областям НОД («Лепка», «Коммуникация», «Социализация»).

февраль 2021г.

воспитатель

Пополнение и подборка материала по теме. Подборка музыкального материала.

в течение первой недели февраля

воспитатель, родители

муз. руководитель

Привлечение родителей к созданию выставки «Мои любимые сказки А.С. Пушкина»

февраль 2021

воспитатели, родители



2-й этап

Мероприятия

Задачи

Ответственный

Интегрированное занятие «Рассказы о А.С. Пушкине»

Продолжать знакомить детей с жизнью и творчеством А.С.Пушкина; воспитывать любовь и интерес к творчеству поэта; обогащать и развивать словарный запас детей, обращать внимание на выразительность и поэтичность пушкинских строк.

воспитатель


Художественное творчество: лепка

Тема «У Лукоморья дуб зеленый»

Учить детей создавать коллективную пластическую композицию по мотивам литературного произведения А.С. Пушкина; учить планировать и распределять работу между участниками; совершенствовать технику лепки; развивать способности к композиции; формировать коммуникативные навыки.

воспитатель

 

Социализация:

Беседа на тему: «Я поведу тебя в музей»

Расширять знания детей о музеях; создать радостное эмоциональное отношение от произведений А.С.Пушкина; прививать любовь к искусству.

воспитатель

Чтение художественной литературы:

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

Способствовать развитию художественного восприятия текста; учить понимать поэтический язык А.С.Пушкина; прививать любовь к Родине, к её истокам; развивать память.

воспитатель,

муз. руководитель

ОБЖ:

«Ничего не бери у чужих людей» по сказке «О мертвой царевне и семи богатырях»

Учить детей избегать контактов с незнакомыми людьми на улице.

воспитатель

Беседа

« А.С. Пушкин: семья поэта»

Расширять кругозор детей; вызвать интерес к жизни и творчеству поэта и его семьи.

воспитатель

Художественное творчество: рисование

Тема «Мой любимый сказочный герой»

Развивать образное представление; продолжать учить передавать в рисунке образы сказочных героев, их характерные черты; закреплять умение использовать в работе разные изобразительные средства;

воспитатель

Совместная деятельность

«Загадки ученого кота»

Закреплять знание о произведениях Пушкина; развивать логическое мышление;

воспитатель

Беседа

«Как художники иллюстрировали «Сказку о царе Салтане»

Вызвать у детей интерес к творчеству художников-иллюстраторов (Ю.Васнецов, Билибин), их оригинальности, умение по-своему видеть произведения А.С. Пушкина; развивать умение сравнивать и сопоставлять характеры и образы, изображенные художниками.

воспитатель

 

Выставка

Художественное творчество: рисование

Тема «Иллюстрации к книге «Сказка о царе Салтане»

Создать условия для изображения детьми сказочных персонажей по мотивам литературного произведения А.С.Пушкина; развивать воображение, чувство цвета, формы и композиции; поддерживать самостоятельность, уверенность, инициативность в поиске средств художественно-образной выразительности.

воспитатель


Эффективность реализации проекта:

В ходе реализации данного проекта у детей развивается эмоциональная отзывчивость, эмоциональное отношение к героям и фактам произведений, заметно обогащается восприятие детьми художественной формы произведений, формируется внимание к выразительным средствам языка. У детей повышается интерес к произведениям А.С.Пушкина, активизируется потребность к чтению, узнаванию нового. Дети получают более глубокие знания о русской культуре, о быте и традициях русского народа, расширяется кругозор, совершенствуются социальные навыки поведения, творчества (в лепке и рисовании), умение преодолевать трудности в общении. Игра-драматизация на основе литературных произведений становится одним из средств развития детского творчества. У родителей появляется стремление учиться быть родителями, принимать участие в жизни группы, в различных мероприятиях МБДОУ.

Вывод. В ходе работы по проекту я пришла к выводу, что герои сказок А.С. Пушкина доступны пониманию детей: это и золотой петушок, и золотая рыбка, и 33 богатыря, и русалка, сидящая на дубе, и белка с золотыми орешками, и кот ученый, и царь Салтан, и царевна Лебедь. А ещё лучше их понимание происходит через художественные средства. В литературе через язык, в изобразительной деятельности через краски и линии, в музыке через звуки, в танце через движения. Все это связанно между собой, вызывает много чувств и эмоций, способствует расширению активного словаря, совершенствованию навыков словообразования, развивает диалогическую и монологическую речь детей. Работа над проектом способствовала патриотическому воспитанию детей, заинтересованности родителей жизнью группы, вызвала желание участвовать в ней и творить совместно с детьми.



Выводы.

Проведенная работа показала - ценность художественной литературы для патриотического воспитания и всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста. В. А. Сухомлинский говорил: «Если с детства у ребёнка не воспитали любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь - в годы отрочества душа подростка будет пустой, на свет божий выползет, как будто неизвестно откуда, взявшиеся плохое» Человек – единственное живое существо, живущее по законам нравственности, но это вовсе не означает, что он рождается с этим нравственным законом в душе. Нет, его надо еще воспитать. Воспитать гуманность, доброту, отзывчивость, чуткость, трудолюбие, благородство. Нельзя полагаться на природу: ответственность за то, каким вырастет ребенок, полностью лежит на тех, кто рядом с ним. Мы все стремимся к тому, чтобы наши дети выросли честными, добрыми, счастливыми. И как бы хотелось, чтобы воспитанное в детстве чутье к добру и злу навсегда осталось в человеке.

Художественная литература должна чаще использоваться как средство развития патриотизма, человечности, гуманных качеств личности: добра и справедливости, чувства гражданственности. В связи с этим, я считаю, что педагог должен обратить особое внимание на отбор произведений, методику чтения и проведения бесед по художественным произведениям с целью формирования у детей гуманных чувств и этических представлений, на перенос этих представлений в жизнь и деятельность детей (насколько отражаются чувства детей, пробуждаемые искусством, в их деятельности, в их общении с окружающими людьми).

Перспективами дальнейшей работы считаю продолжение использования художественной литературы для патриотического и всестороннего развития детей дошкольного возраста.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

1.Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. Пособие /М.М.Алексеева, В.И.Яшина – Москва, изд.центр «Академия», 2007. -400с.

2.Афанасьева С.В. Педагогическое сообщество Урок. РФ/С.В. Афанасьева//Значение художественной литературы для всестороннего развития детей. -2019. -с.78-79.

3. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М.: ЦГЛ, 2005. - 256 с.

4.Бородич А.М. Методика развития речи детей / А.М.Бородич -Москва.: Просвещение,2014. -256 с.

5.Большева Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольника с помощью мнемотехники.: учеб. -метод.пособие /Т.В.Большева - СПб., 2-е изд. Детство-Пресс, 2009.-92с.

6.Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию! Парциальная программа работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста / О.А.Воронкевич — СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2018. - 512 с.

7. Гурович Л.М. Ребёнок и книга / Л.М. Гурович, Л.Б. Береговая, В.И.

Логинова. – Москва, 2009. -126с.

8. Донбасс – мой край родной: методическое пособие по нравственно-патриотическому воспитанию детей 4–5 лет / Сост. Бридько Г.Ф., Губанова Н.В., Котова Л.Н., Балясова И.Л., Быкова И.В., Сигида О.Н., Гиниятуллина Л.А., Голяева Т.В., Горбачова Е.В., Демидова С.А., Жуган Е.Г., Ирклиенко С.В., Карпачева Е.А., Кузьмина Т.А.; ДонРИДПО. – Донецк : Истоки, 2017. – 118 с.

9.Жукова Л.М. История о великом поэте. Пушкин /Л.М.Жукова- Изд. Белый город, Москва, 2018. -8с.

10.Запорожец А.В. Психология восприятия ребёнком-дошкольником литературного произведения. Избр. психол. Труды / А.В. Запорожец в 2 т. – М., 2006. -320с.

11.Конина М.М. Роль художественной литературы в нравственном и эстетическом воспитании детей дошкольного возраста. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / сост. М.М. Алексеева, В.И.Яшина, -Москва,2000. -497с.

12.Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду/ И.А.Лыкова Издательский дом «Цветной мир»,2009. -210с.

13.Латенко Д.С. Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс»/Д.С. Латенко//Формирование мотивации к чтению детской литературы дошкольника. -2018. -с.34-37.

14. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. - М.;ТЦ Сфера,2009.-96с. - (Синяя птица).

Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А.М. Виноградовой. - М.: 1999. - 215с.

15. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Электронный ресурс] //режим доступа: http://www.portal-slovo.ru.

16.Поговорим с тобой о А.С.Пушкине / И.А.Токмакова//Дошкольное воспитание.1999 г.-№1. -С.2-4.

17.Пушкин А.С. «Там русский дух…Там Русью пахнет! /Г.С.Светлова// Дошкольное воспитание. -1999. - №1. - С.4-6.

18.Патриотическое воспитание. Шаламова Е. // Ребёнок в детском саду. - 2009. - №6.

19.Пушкин: истоки творчества. Дошкольное воспитание/К.А.Степанов// 2000. -№2. -С.3-4.

20.Роль художественной литературы во всестороннем развитии детей дошкольного возраста. -2017. -№3. -с.111-112.

21.Сохин Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста / И.Логинова, А.И. Максакова, М.И. Попова. – М.:Просвещение, 2014.-223с.

22.Типовая образовательная программа дошкольного образования «Растим личность» / Авт.-сост. Арутюнян Л.Н, Сипачева Е.В., Макеенко Е.П., Котова Л.Н, Михайлюк С.И., Бридько Г.Ф., Губанова Н.В., Кобзарь О.В.– ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк: Истоки, 2018. – 208 с.

23.Флёрина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника / Е.А. Флёрина. – Москва, 2011. -334с.

Приложение 1.

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДОМАШНЕГО ЧТЕНИЯ

Возвращаясь из детского сада, занимаясь домашними делами, родители имеют больше возможности для того, чтобы подготовить ребёнка к встрече с новой книгой или побеседовать об уже прочитанной сказке или истории. В таком случае чтение становится желанным, ожидаемым.

Кроме того, в режиме дня необходимо выделить определённое время, чтобы к этому времени малыш настраивался на восприятие книги. Всегда найдётся 15 – 20 минут, чтобы почитать ребёнку. Чтение должно проходить в спокойной обстановке, когда ничто не отвлекает ребенка, и окружающие относятся к его занятиям «уважительно».

Хорошо, если обстановка ритуала семейного чтения усиливает восприятие. Поздним вечером, когда за окном темно, хорошо читать сказку в затемнённой комнате при свете настольной лампы. Полумрак настраивает на сказочный, фантастический лад. Полутора – двухгодовалый ребенок может быть сосредоточен на книге 1 – 2 минуты, но и детям постарше читают не более 15 – 20 минут, потому что далее внимание рассеивается. Как бы ни понравилась книга ребенку, надо дать ему отдых. Зато, как радостна будет новая встреча с той же книгой и, как сосредоточенно он будет её слушать и рассматривать.

Конечно, речь идет об активном общении с книгой, требующем работы мысли и чувства. Пассивно ребенок может слушать намного дольше. Наслаждаясь общением и близостью с любимым, родным человеком (мамой, папой, бабушкой, дедушкой), он, то отключается, то слушает вновь.

Помните: ребенок не может всё время пассивным слушателем, поэтому во время чтения надо активизировать его внимание!

Пусть малыш за вами повторяет слова, отвечает на вопросы, задаёт их, рассматривает иллюстрации. Дети очень это любят. Можно предложить ребенку вместе рассказать сказку. Так, повторяя строчки стихотворения, дети учатся говорить на образцах художественного слова, поэзии и прозы.

Особо следует остановиться на детской любви к повторным чтениям. Все знают, что ребенок буквально «доводит» своих близких до изнеможения, требуя читать ещё и ещё раз одно и то же произведение. Дети жаждут повторных чтений, чтобы вновь и с большей силой пережить радостное волнение: их волнует и сюжет, и герой, и образные поэтические слова, и выражения, и музыка речи. Повторные чтения тренируют память и развивают речь. После многократных чтений ребенок запоминает книгу и сможет проявить желанную для него самостоятельность: читать наизусть стихи, пересказывать сказки и рассказы, делать к ним рисунки.


ЧТЕНИЕ ВСЛУХ

Существуют правила, которые сделают чтение вслух привлекательным для ребенка:

  1. Показывайте ребенку, что чтение вслух доставляет вам удовольствие. Не бубните себе под нос, как бы отбывая, давно надоевшую повинность. Ребенок это почувствует и утратит всяческий интерес к чтению.

  2. Демонстрируйте ребенку уважение к книге. Ребенок должен знать, что книга – это не игрушка, не крышка для кукольного домика, не повозка, которую можно возить по комнате, не альбом для раскрашивания… Приучайте детей аккуратно и бережно обращаться с книгой. Рассматривать книгу желательно на столе, брать чистыми руками, осторожно переворачивать страницы. После рассматривания или прочтения убирайте книгу на место.

  3. Во время чтения сохраняйте зрительный контакт с ребенком. Взрослый во время чтения или рассказывания должен стоять или сидеть перед детьми так, чтобы они могли видеть его лицо, наблюдать за мимикой, выражением глаз, жестами, так как эти формы проявления чувств дополняют и усиливают впечатления от прочитанного.

  4. Читайте детям неторопливо, но и не монотонно, старайтесь передавать музыку ритмической речи. Ритм, музыка речи чаруют ребенка, он наслаждается напевностью русского языка, ритмом стиха. Взрослый, должен тонко чувствовать в каком ритме и темпе читать, когда уменьшать или увеличивать драматизм ситуации. В процессе чтения детям нужно периодически давать возможность говорить о своих ощущениях, но иногда можно попросить просто слушать.

  5. Играйте голосом: читайте, то быстрее, то медленнее, то громко, то тихо – в зависимости от содержания текста. Читая малышам, стихи и сказки, старайтесь передавать голосом характер персонажей, а также смешную или грустную ситуацию, но не перебарщивайте.

  6. Сокращайте текст, если он слишком длинный. В таком случае не надо читать всё до конца, ребенок все равно перестает воспринимать услышанное. Коротко перескажите окончание. Конечно, для этого родителям надо заранее ознакомиться с книгой. Если вы читаете ребенку на ночь, следите за тем, чтобы у истории был счастливый конец.

  7. Читайте книги всегда, когда ребенок хочет их слушать. Может быть, для родителей это и скучновато, но для него – нет.

  8. Читайте малышу вслух каждый день, сделайте из этого семейный ритуал.

  9. Не уговаривайте послушать, а «соблазняйте» его. Полезная уловка: позвольте ребенку самому выбирать книги.

  10. С самого раннего детства ребенку необходимо подбирать его личную библиотеку. Регулярно ходите с ребенком в книжный магазин или библиотеку. Покупать книги следует постепенно, выбирая то, что интересует детей, что им понятно. Отведите дома уголок для ремонта книг. Оборудование для ремонта: бумага, клей, скотч, ножницы. Найдите время и помогите ребенку чинить книги.

  11. Читайте вслух или пересказывайте ребенку книги, которые вам самим нравились в детстве. Прежде, чем почитать ребенку незнакомую вам книгу, попробуйте прочитать её сами, чтобы направить внимание ребенка в нужное русло.

  12. Не отрывайте ребенка от чтения или рассматривания книги с картинками. Снова и снова привлекайте внимание детей к содержанию книги, картинок, каждый раз раскрывая что-то новое. Как этого достичь? Все атрибуты пересказываемых или читаемых текстов, любую наглядность, музыкальные произведения можно варьировать и заменять другими, упрощать или усложнять.


Консультация для родителей на тему: «Как ускорить процесс понимания сказки».

Все дети любят сказки. Но понимают ли они их? Или им просто нравится, что взрослый что-то читает, говорит? Если ребенку читать часто, то постепенно приходит понимание. Но нельзя ли ускорить этот процесс? Давайте попробуем.

Начнём с самого простого: с разбора того, о ком рассказывается в сказке, с выяснения того, что делает герой. Здесь нам поможет рассматривание иллюстраций и разыгрывание описываемых в произведении действий. Если у вас нет иллюстраций, то можно нарисовать самостоятельно. Когда вы читаете сказку про медведя, пусть ребёнок показывает, как ходит медведь, когда про зайца – как прыгает зайка.

Существует очень эффективный способ, позволяющий выявлять содержание и последовательность действий, определённые отношения между персонажами. Это моделирование.

Оно начинается с замещения одних объектов другими (реальных – условными). Если мы обращаемся к художественной литературе, то замещаемыми объектами будут герои детских сказок и предметы, с которыми они действуют. В качестве заместителей удобно использовать бумажные кружки, квадратики, различающиеся по цвету и величине.

Первая задача – научить ребёнка правильно использовать заместители. Замещение основывается на каком-либо различии между персонажами. Это могут быть различия по цвету (например, лягушка будет изображаться зелёным кружком, лиса – оранжевым, по величине (медведь – большой кружок, мышка – маленький).

Набор заместителей (разных кружков) изготавливает и предлагает ребёнку взрослый. От ребёнка требуется так выбрать кружки, чтобы «сразу было понятно, какой кружок – лягушка, а какой – лиса». Если на первых порах ребёнок затрудняется выбирать заместителя самостоятельно, надо ему помочь.

На первых порах число кружков (не более трех) должно совпадать с числом замещаемых объектов. В дальнейшем следует вводить лишние кружки, чтобы ребёнок сам выбирал нужные. Когда выбор заместителей освоен, можно переходить с их помощью к разыгрыванию простых сюжетов.

Разыгрывать с заместителями можно русские народные сказки «Колобок», «Кот, петух и лиса», «Волк и козлята», «Заяц, лиса и петух», «Маша и медведь» и многие другие. К одной и той же сказке рекомендуется возвращаться несколько раз. Вначале достаточно, чтобы ребёнок только показывал кружок, соответствующий персонажу, о котором ему в данный момент читает взрослый, позднее нужно переходить к изображению действий, совершаемым этим персонажем, если ребёнок сам не догадывается, как изобразить действие, ему показывают или подсказывают.

Очень удобна для разыгрывания сказка Л. Н. Толстого «Три медведя». Медведи – бумажные полоски разной длины, Маша – полоска, примерно равная по длине «Мишутке», но другого цвета. «У Машеньки красное платьице», - подсказывает мама. В доме у медведей стоят стулья (бумажные квадратики разной величины, тарелки (разные по размеру кружки, кровати (прямоугольники из бумаги). Сам дом – это нарисованный на листе бумаги большой прямоугольник. С одной стороны, дверь, в которую все входят, с другой – окно, через которое в конце выпрыгивает Маша.

Взрослый читает сказку, а ребёнок в это время разыгрывает её. Вот Маша пришла в пустой дом. Поела из самой большой тарелки, потом из средней, потом из маленькой. По очереди посидела на трёх стульях (красная полоска – Маша – переходит от одного квадратика к другому).

Не спешите, читайте медленно, ведь ребёнку нужно разыграть каждую сцену: покормить Машу, показать, как она качается на стуле. Если ребёнок недостаточно активен, то примите участие в разыгрывании. Чтобы оживить игру, можно предложить ребёнку перевернуть тарелочку, из которой всё съедено, сломанный стул (хорошо, если их оборотная сторона отличается по цвету от лицевой).

Разыгрывание сказки «Три медведя» не только позволит ребёнку лучше усвоить её содержание, но и будет способствовать развитию умения соотносить предметы по величине.

Когда ребёнок уже овладел разыгрыванием сказок с помощью заместителей, можно приступить к «конспектированию».

Делается это вот так. Папа читает сказку «Колобок. Он прочел про то, как колобок ушёл от бабки с дедом, ребёнок вывел жёлтый кружок из домика.

- Давай нарисуем, что у нас получилось, - предлагает папа и зарисовывает расположение кружков.

Затем зарисовывается ситуация, возникшая при встрече зайца и колобка. В конечном итоге возникает серия рисунков. Каждая схема делается взрослым после того, как ребёнок с помощью кружков изобразил соответствующую ситуацию. Потом ребёнку предлагается по этим рисункам пересказать сказку. Если он путает последовательность рисунков, то можно лишние прикрывать листом бумаги, оставляя открытым только тот рисунок, по которому он должен рассказывать в данный момент. Ни в коем случае не настаивайте на дословном пересказе. Это задание направлено на то, чтобы научить ребёнка воспринимать и передавать общий смысл прочитанной ему сказки, выделять основные происходящие в ней события.

Разумеется, все те специальные виды работы, которые описаны выше, не должны вытеснять обычного, привычного чтения вслух сказок. Это и без специальных советов делается почти во всех семьях.

«Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хоть одной новой страницы из книги!» (К. Г. Паустовский).



Приложение 2.

Командная игра по произведениям А.С. Пушкина «Загадки ученого кота»

Цель: углублять знания о творчестве А.С. Пушкина.

Задачи:

1) Обобщать и расширять знания детей о произведениях А.С. Пушкина.

2) Развивать память, речь, образное мышление, вызывать положительные эмоции и познавательный интерес к изучению произведений великого русского поэта.

3) Воспитывать любовь к чтению.

Оборудование: мультимедиа – проектор, презентация «Загадки ученого кота», дубовые с листочками разного цвета; карточки с заданиями.

Действующие лица: ведущий, Царевна – Лебедь, кот учёный.

ХОД ПРОВЕДЕНИЯ.

1. Организационный момент.

Мелодия «В гостях у сказки»

Ведущий: Добрый день. Рада приветствовать команды на игре «Загадки ученого кота»

--.Представляю членов жюри!

Кот учёный: Ветер по морю гуляет, 
Дует в паруса. 
Никогда не перестанем 
Верить в чудеса. 
Где царевна оживает 
Злу наперекор, 
Где красавиц похищает 
Мрачный Черномор,

Царевна - Лебедь: Где Балда с чертями спорит, 
Белочка поет, 
Где разбитые корыта 
Рыбка раздает, 
Где шумит волна морская, 
Нас туда зовет 
Лукоморье, цепь златая 
И ученый кот. 
Ведущий: Уважаемые участники игры. Сегодня предметом нашего разговора станут всеми любимые сказки А.С. Пушкина. 
А.С.Пушкин родился в 1799 году. В детстве у него была няня Арина Родионовна. И часто маленький Саша слушал сказки, которые Арина Родионовна слышала от других или сочиняла сама. Ее рассказы оказали глубокое впечатление на Сашу и отразились в его дальнейшем творчестве. Он написал 7 сказок и много стихотворений. 
Кот учёный:

Много сказок сочинил, 
В Лукоморье путь открыл 
В страну, где с чудесами, 
Встречаемся мы с вами. 

Ведущий: Какие чудеса вы помните?

Царевна - Лебедь: ---В некотором царстве, в некотором государстве, на берегу моря, одним словом в Лукоморье, стоит огромное дерево, которому больше тысячи лет.

Ведущий: Кто знает, что это за дерево?

--- У наших предков дуб почитался, это священное дерево, которое помнит много событий прошлого.

---А кто скажет, почему эта страна так называется Лукоморье?

(изгиб морского берега похож на изогнутый лук, с помощью которого мужчины добывали в лесах пропитание – охотились. Вот и получается изогнутый берег моря – Лукоморье).

Ведущий: Сейчас мы проверим, как наши команды знают стихотворение про Лукоморье.

Конкурс 1. «Лукоморье» («Собрать» строки стихотворения)

(раздача конвертов с заданием)

У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том:

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом;

Идёт направо - песнь заводит,

Налево - сказку говорит.

Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит;

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей;

Избушка там, на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей;

Там лес и дол видений полны;

Там о заре прихлынут волны

На брег песчаный и пустой,

И тридцать витязей прекрасных

Чредой из вод выходят ясных,

И с ними дядька их морской;

Там королевич мимоходом

Пленяет грозного царя;

Там в облаках перед народом

Через леса, через моря

Колдун несёт богатыря;

В темнице там, царевна тужит,

А бурый волк ей верно служит;

Там ступа с Бабою Ягой

Идёт, бредёт сама собой,

Там царь Кащей над златом чахнет;

Там русский дух... там Русью пахнет!

И там я был, и мёд я пил;

У моря видел дуб зелёный;

Под ним сидел, и кот учёный

Свои мне сказки говорил.

Ведущий: Кот учёный, что делает, когда идёт налево?

2. Конкурс «Сказки Пушкина» (раздача задания)

---Из перечня сказок, выберите те сказки, которые были написаны А.С. Пушкиным.

Оловянный солдатик.

Сказка о рыбаке и рыбке.

Три медведя.

Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях

Теремок.

Золушка.
Сказка о золотом петушке.
Сказка о попе и работнике его Балде.

Гуси-лебеди.

Колобок.
Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди.

Емеля.

Лягушка-путешественница.

Сказка о глупом мышонке.


Ведущий: Есть еще одна сказка Пушкина, но он ее не успел дописать и называется она «Сказка о медведице».

3. Конкурс капитанов «ТАМ, НА НЕВЕДОМЫХ ДОРОЖКАХ» Ведущий: Если бы мы вдруг попали в сказку и встретились с его героями, смогли бы вы их узнать?

Задания капитанам каждой команды.

Ведущий:

Ну, попробуй отгадать,

Как героя сказки звать.

Живёт он в поповом доме,

Спит себе на соломе,

Ест за четверых,

Работает за семерых (Балда, «Сказка о попе и работнике его Балде»)

Царевна – Лебедь:

Правду молвить, молодица

Уж и впрямь была царица.

Высока, стройна, бела,

И умом, и всем взяла (Мачеха, «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»)

Кот учёный:

Чуть опасность где видна,

Верный сторож, как во сне,

Шевельнётся, встрепенётся,

К той сторонке обернётся (Золотой петушок, «Сказка о золотом петушке»)

Ведущий:

Парчовая на маковке кичка,

Жемчуги огрузили шею,

На руках золотые перстни,

На ногах красные сапожки (Старуха, «Сказка о рыбаке и рыбке»)

4. Конкурс «Златая цепь»

Ведущий: Ребята, посмотрите и определите, чего не хватает на нашем дубе.

(золотой цепи, кота, русалки)

(К дубу прикрепляются кот и русалка)

- За тысячу лет старая цепь совсем прохудилась, придется изготовить новую.

(раздача материалов для изготовления цепи)

Время 5 минут. Оценивается аккуратность и длина цепи.

Создание общей цепи с помощью дополнительных звеньев.

5. Конкурс «СВЕТ МОЙ, ЗЕРКАЛЬЦЕ, СКАЖИ…»

Ведущий: С такими словами обращалась царица к волшебному зеркалу. И оно говорило ей правду о внешности.

(Задания каждой команде на карточке.)

Как мачеха обращалась к зеркальцу?

«Свет мой, зеркальце, скажи,

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?»

С какими словами обращался Королевич Елисей к ветру?

«Ветер, ветер! Ты могуч!

Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море,

Всюду веешь на просторе,

Не боишься никого,

Кроме бога одного»

В сказке о царе Салтане какие слова про кораблик постоянно повторяются?

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет;

Он бежит себе в волнах

На поднятых парусах

Мимо острова крутого,

Мимо города большого:

Пушки с пристани палят,

Кораблю пристать велят.

С какими словами обращался старик к рыбке?

«Смилуйся, государыня рыбка,

Разбранила меня моя старуха,

Не даёт старику мне покою…»

Какое чудо про белочку вы знаете?

Белка песенки поёт

Да орешки все грызёт;

А орешки не простые,

Скорлупы-то золотые.

Ядра - чистый изумруд;

Белку холят, берегут.

6. Конкурс «ЗАГАДКИ УЧЁНОГО КОТА»

  1. Как называется остров, лежащий на пути в царство славного Салтана? (Остров Буян)

  2. За какую плату нанял поп работника Балду? (В год за три щелчка попу по лбу)

  3. Назовите любимую песню белочки из сказки о царе Салтане. («Во саду ли, в огороде»)

  4. Назови кличку собаки семи богатырей (Соколко)

  5. Сколько лет жил старик со своею старухой у самого синего моря? (33 года)

  6. Как звали жениха мёртвой царевны? (Королевич Елисей)

  7. Чем поймал старик золотую рыбку? (Неводом)

  8. Кто помог Королевичу Елисею найти свою невесту? (Ветер)

  9. Что «под косой блестит» у пушкинской царевны Лебедь? (Месяц)

  10. Какими словами бранила старика старуха в «Сказке о рыбаке и рыбке»? («Дурачина ты, простофиля!»)

  11. Чем отравилась молодая царевна? (Яблоком)

Царевна – Лебедь:

Это Пушкин. Это чудо.

Это прелесть без конца.

В нашей жизни вечно будут

Этих сказок голоса.

Кот учёный:

Сколько сказок у поэта?

Их не много и не мало,

Но все Пушкинские – это

Наше вечное начало.










8