Методическая разработка проектной работы с уроком-презентацией для учащихся 4 класса
Калишаускене Елена Евгеньевна
учитель начальных классов,
МОУ «Начальная школа-детский сад №1»,
г. Ухта Республика Коми
Предмет, класс: окружающий мир, 4 класс
Тема проекта: «Права и обязанности человека в обществе»
Цель проекта: создать условия для формирования компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, навыков самостоятельной работы с большими объемами информации
Задачи:
- довести до осознания учащимися мысли о том, что каждый человек от рождения наделен личными неотъемлемыми правами;
- познакомить учащихся с основными правовыми документами: Всеобщей декларацией прав человека и Конвенцией о правах ребенка;
- помочь учащимся осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав;
- обобщить знания учащихся о личных правах человека.
Проблемы и вопросы учебной темы:
- Какие права существуют у человека в современном обществе?
- Какие права существуют у ребенка?
- Какие правовые документы гарантируют права человека?
- Какие обязанности есть у каждого гражданина?
Темы самостоятельных исследований учащихся в проекте:
- «Правовая терминология»
- «Задачи Организации Объединенных Наций в направлении прав и обязанностей человека»
- «Календарь правовых дат»
- «Сказочный правовой калейдоскоп».
Цель: в занимательной форме познакомить учащихся со статьями Всеобщей декларации прав человека, обобщить знания учащихся по данной теме.
- «Как выполняют свои обязанности учащиеся класса».
Межпредметные связи (интеграция)
- окружающий мир (основной предмет)
- чтение (монологическая речь, диалог)
- информатика (умение пользоваться компьютером, ресурсами сети Интернет)
- трудовое обучение и изобразительное искусство (изготовление декораций и костюмов)
Формы представления результатов:
- промежуточная презентация;
- итоговая (инсценировка сказок и книжки)
Время выполнения проекта: 1,5 месяца.
Оборудование: таблички с ключевыми понятиями, датами, Конституция РФ, словари, памятки с некоторыми статьями из Конвенции о правах ребенка, плакат «Обязанности учащегося», декорации и костюмы для инсценировки, электронная презентация.
Оформление результатов: стенд «Права и обязанности человека в обществе», книжки-памятки со статьями о правах ребенка.
Практический выход: агитбригада (выход в другие классы)
Вступительное слово
В начале 2-й четверти 4 класса на уроке окружающего мира я предложила учащимся найти в разделе, который мы будем изучать в этой четверти, тему, интересную для исследования.
Ребята выбрали тему «Права и обязанности человека в обществе», определив ее очень серьезной, взрослой, глубоких теоретических знаний у них не было, так как не встречались с правами и обязанностями – это функции родителей и учителей.
Проблема, которую учащиеся решали в ходе своих исследований, была следующая: «Какие права и обязанности существуют у человека в любом современном обществе? Какие правовые документы их гарантируют?
Работа шла в группах, сформированных по интересам и по собранному материалу – кто, что нашел. Учащиеся находили материал по теме в разных источниках, приносили его. Далее в группах обрабатывали и отбирали нужный материал. Работа по сбору и обработке информации проводилась во внеурочное время, на классных часах. Все печатные материалы, электронные презентации, декорации и костюмы для инсценировок изготовлялись самими учащимися на уроках информатики, технологии, изобразительного искусства. В процессе работы определились следующие группы:
1-я группа – подготовка вступительного слова и сопровождения в течение урока-презентации
2-я группа – «Правовая терминология», «Деятельность Организации Объединенных Наций в направлении прав и обязанностей человека»
3-я группа - «Календарь правовых дат»
4-я группа – инсценировка фрагментов сказок
5-я группа – анкетирование учащихся класса
План создания проекта
1. Введение в проект, распределение по группам
2. Распределение ролей, постановка проблемных вопросов
3. Составление списка источников, изучение литературы.
4. Исследовательская работа
5. Обобщение результатов, создание коллективных продуктов.
6. Защита проектов
Формой представления промежуточных результатов работы учащиеся выбрали презентацию.
Урок-презентация проекта «Права и обязанности человека в обществе»
Творческая группа №1
- С давних времен людей волновали вопросы.
- Что люди могут делать и что не могут?
- Что люди обязаны делать и чего не обязаны?
- На что они имеют право и на что не имеют?
- Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбириху.
- Люди взялись за решение этих главных вопросов в обычных беседах между собой, с помощью различных религий, путем переговоров и, к сожалению, в битвах и войнах.
- Во Второй мировой войне, которую развязала фашистская Германия, погибло более 50 миллионов человек, было разрушено множество городов, сел и деревень. Люди всего мира осознали, к каким последствиям может привести нарушение прав человека, а именно самого главного права – права на жизнь, что война – самый худший способ решения споров и проблем.
- Сегодня человечество обладает таким мощным оружием, что третья мировая война не только не решит все проблемы, но вместе с тем уничтожит все человечество.
- Чтобы предотвратить эту глобальную катастрофу, народы объединились во всемирную организацию – ООН (Организацию Объединенных Наций).
- А что же такое право?
В сложных терминах разбиралась вторая группа (творческая группа №2).
- Право – совокупность устанавливаемых и охраняемых государством норм и правил, которые регулируют отношения людей в обществе; совокупность норм и правил, которые устанавливают и охраняет Государство. Слайд - схема с правами человека (гражданские, политические, экономические, социальные).
(далее демонстрация основных понятий и дат на слайдах)
- Организация Объединенных Наций – это международная организация государств, создана в целях поддержания и укрепления мира, безопасности и развития сотрудничества между государствами. Основана в 1945 году, после окончания Второй мировой войны. Штаб-квартира в Нью-Йорке.
- Главные органы ООН: Генеральная Ассамблея ООН, Совет безопасности, Экономический и Социальный советы, Совет по опеке, Международный суд и Секретариат. Генеральный секретарь с 200 года – Пан Ги Мун.
Официальными языками являются английский, испанский, китайский, русский, французский, а также арабский.
- Организация Объединенных Наций заботится о правах каждого конкретного человека. Эти права отражены в международных документах о правах человека. Их условно можно разделить на 2 группы: декларации и конвенции.
-Декларация – официальное или торжественное программное заявление (по словарю Ожегова).
- Декларация – это всего лишь рекомендации, она не имеет обязательной силы.
- Всеобщая декларация прав человека принята 10 декабря 1948 года. По решению Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря отмечается День прав человека.
- Конвенция – это соглашение по специальному вопросу, обязательному для всех государств, которые к нему присоединились, то есть подписали договор.
- 20 ноября 1989 года была принята Конвенция о правах ребенка.
Учитель: Какие вопросы возникли у вас к группе? Позвольте мне задать вам вопрос. Какие две важные даты прозвучали? Что они означают?
- Более подробно с датами у нас работала следующая группа (творческая группа №3).
«Календарь правовых дат» (демонстрация на слайдах, сопровождается комментированием учащихся)
- XXI век объявлен Веком ребенка
- 2001 – 2010 года объявлены Международным десятилетием мира и ненасилия в интересах детей планеты
- 1 июня – Международный день защиты детей
- 4 июня – Международный день детей-жертв агрессии
- 20 ноября – Всемирный день прав ребенка
- 12 декабря – День Конституции Российской Федерации
- А что же такое Конституция?
- Конституция – это основной закон государства, в котором определены устройство государства, права и обязанности граждан.
Учитель: - Посмотрите, сколько дат нам представили ребята. Знали ли вы их раньше? Эти даты знает каждый взрослый. И вы тоже должны их знать. Как думаете, почему? (эти события защищают нас)
- Какая дата будет ближайшая? (1 июня)
- Какая прошла только что? (12 декабря)
Учитель показывает Конституцию РФ.
- Вот та самая Конституция, о которой мы говорим. Это основной или главный закон нашей жизни. Как вы думаете, почему она является главной? (в ней прописаны права и обязанности граждан)
- Некоторые ребята предложили инсценировать отрывки из сказок.
- Почему именно сказок? (Сказка – народная мудрость, передаваемая из поколения в поколение, и сказки мы любим с детства).
- Прошу вас, актеры (творческая группа №4)
- Перед началом мы хотели бы раздать ребятам памятки с некоторыми статьями о правах ребенка. Они помогут вам ответить на вопрос: «Какие права нарушены в этих сказках?».
Сценка «Морозко»
Выходит дед, садится на скамейку. Потом выходит жена и садится рядом. Все, кроме падчерицы, грызут семечки.
Сказочник: Жил-был дед, да с другой женой. И была у деда дочка, и у бабы была дочка, и у бабы была дочка. Все знают, как за мачехой жить: перевернешься – бита, и не перевернешься – бита. А родную дочь, за все, что ни сделает, гладят по головке: «Умница». Падчерица дрова и воду в избу носит, печь топит, избу метет еще до свету. Ничем старухе не угодишь – все не так, все худо. Ветер хоть и пошумит, да затихнет, а старая баба расходится – не скоро уймется. Вот мачеха и придумала падчерицу с свету сжить.
Мачеха: Вези, вези ее, старик, куда хочешь, чтобы мои глаза ее не видели! Вези ее в лес на трескучий мороз!
Старик: Собирайся, милая дочь. (Уходят.)
Учитель: На какое право посягла старуха? (подвергла жизнь и здоровье девочки опасности).
- Какие статьи конвенции об этих правах? (4,13)
Учитель: Следующий отрывок из самой зимней сказки.
Герои: Герда, Кай, Бабушка, Снежная Королева.
Герда: Бабушка, а правда, что Снежная Королева не сможет сюда войти?
Кай: Пусть только попробует! Я посажу ее на печку, вот она и растает.
Бабушка: Кай, давай не будем говорить о ней.
Кай: Ах, меня кольнуло прямо в сердце и что-то попало в глаз! Я ничего не вижу!
Герда(обнимает Кая): Бедняжка, это, наверное, осколок зеркала Снежной Королевы. Теперь твое сердце превратится в кусочек льда. (Плачет)
Кай: Что ты плачешь? Мне совсем не больно. Какая ты некрасивая становишься! Фу! И розы какие-то гадкие! (Толкает вазу)
Герда: Кай, что ты делаешь?
Кай: Посмотри, насколько эти снежинки за окном красивее, чем эти розы. (Открывает окно)
Герда: Кай, кто это?(Входит Снежная Королева.)
Снежная Королева: Кай, я вижу, тебе нравятся мои снежинки! Поехали со мной, я покажу тебе еще много снежинок и других красивых вещей, а еще дам тебе мороженое.
Кай: Нет, я не пойду с тобой!
Снежная Королева накрывает его плащом, и они уходят.
Кай (кричит): Герда, спаси меня! Мне холодно!
Герда: Она украла его. Кай, я обязательно тебя спасу.
Учитель: - Узнали сказку? («Снежная Королева»).
- Какое право нарушено? (похищение запрещено)
- Найдите статью в конвенции. (запрещены похищение детей и торговля ими – 15)
Учитель: И еще одна сказка. Угадайте ее и определите право, которое нарушено. (Сказка «Золушка»)
На стульчике сидит Золушка и что-то шьет.
Голос: Внимание! Внимание! Сегодня вечером принц устраивает бал. Приглашаются все знатные люди! (Появляются сестры.)
1-я сестра: Золушка! Ты слышала? Нас пригласили на бал.
2-я сестра: Помоги нам поправить наряды. (Золушка помогает.)
1-я сестра: А что, Золушка, хотелось бы тебе поехать на бал?
Золушка: Что вы, сестрицы? Вы смеетесь надо мной! Разве меня пустят во дворец в этом платье и башмаках?
Мачеха (дочерям): Красавицы мои, собрались?
2-я сестра: Сейчас, маменька, только в зеркало посмотрим. Золушка копается, никак нас не оденет.
Золушка: Матушка, можно я тоже поеду? Надену какое-нибудь из старых платьев сестриц?
Мачеха: И думать забудь! Не хватало еще, чтобы ты в таком виде показалась в приличном обществе. Да у тебя и дел много: пол подмести, ужин приготовить, посуду перемыть, посадить розы у меня под окном, перебрать гречку и горох. Ну а если управишься, то можешь потом приехать на бал.
Золушка: Я за три дня не смогу все это переделать!
Учитель: Как называется сказка? («Золушка»)
- Какое право нарушено? (право на отдых и досуг детей, статья 8 и 17)
Актеры: Понравились вам сказки в нашем исполнении?
Мы рады, что наша работа нашла отклик у вас. И впредь предлагаем, если будут нарушены наши права, мы будем видеть эти ситуации и бороться за свои права.
Учитель: Замечательно, получается, что у вас есть только права, за которые вы призываете бороться?
- Я хочу задать вопрос последней группе. Вы согласны с тем, что у человека в обществе есть только права?
Дети: Нет, мы не согласны. Наша группа считает, что у каждого человека в обществе есть еще и обязанности. Мы хотим поделиться своими выводами.
Учитель: Что такое обязанности?
Ученик: Обязанности – круг действий, возложенных на кого-нибудь и безусловных для выполнения (по словарю Ожегова).
В конституции РФ прописаны следующие основные обязанности граждан: Слушайте внимательно и выберете те, которые соответствуют нашему возрасту:
Уплата законно установленных налогов и сборов.
Защита отечества, несение военной службы или заменяющей ее альтернативной гражданской службы.
Сохранение природы и окружающей среды, бережно отношение к природным богатствам.
Недопущение нарушения прав и свобод других граждан.
Забота трудоспособных детей о нетрудоспособных родителях.
Первый ученик: Какие из перечисленных обязанностей соответствуют нашему возрасту? (2,4) А остальные? (в будущем)
Учитель: Получается, что у вас сейчас по две обязанности? (нет)
Второй ученик: Я подготовила для вас вот такой плакат, на котором выписала наши обязанности из Устава школы. Я провела исследование на тему: «Какие обязанности нарушают наши ребята» (анализирует).
- Спасибо за твою работу. Ребята, вы согласны с выводами вашего одноклассника в его исследованиях?
- Что вы думаете по этому поводу? (есть проблемы, надо их решать)
- Как это делать?
- Позвольте мне, на правах учителя, дать вам домашнее задание, все-таки у нас сейчас урок. Напишите дома, что надо сделать, чтобы не нарушать обязанности.
Итог.
- Итак, все группы презентовали нам свою работу. Большое вам, ребята, спасибо.
- Какие знания вы получили в ходе своих исследований? (узнали о правах человека много нового; познакомились с международными правовыми документами: Всеобщей декларацией и Конвенцией о правах ребенка; даты в календаре, связанные с правами человека; об основных обязанностях человека)
- Какие умения вы приобрели? (находить нужную информацию, пользоваться энциклопедическими словарями, библиотекой, интернетом, набирать материал на компьютере, грамотно составлять просьбу о помощи в сборе информации)
- Зачем нам нужны наши знания? (мы можем пользоваться или сейчас или в будущем)
- Вот теперь на основе знаний, умений и навыков, какую конкретную помощь мы можем оказать людям, чьи права нарушены?
- Какую социальную значимость имеет наш проект? (с новыми знаниями мы можем помочь окружающим в профессии (юрист)
- Посмотрите, какое у нас оформление. Какие-то возникли предложения? (оформить стен, выйти в 4 «а»)
- Работа проделана очень большая.
- Вот теперь разложилось у вас все это по полочкам?
- Получили ли вы ответы на свои вопросы?
- Получили ли вы удовлетворение от своей работы?
- Хочу предложить оценить свой труд. (самооценивание на индивидуальном листе)
Лист самооценки
Ф.и.______________________________________________________ Свою работу оцениваю _____________________________________ Работу группы оцениваю ___________________________________ Мои предложения_________________________________________ |
- Спасибо за огромную работу. Вы – молодцы!