Обобщение педагогического опыта по теме:
«ПРОЕКТНЫЕ ЗАДАЧИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
То, что дети могут сделать вместе сегодня, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно.
Л. Выготский
С введением государственного образовательного стандарта начального общего образования основной задачей и критерием оценки выступает овладение учеником универсальными учебными действиями (УУД). В практику начальной школы входит проектная задача, которая ориентирована на оценку способности школьников решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи на основе сформированных предметных знаний и универсальных учебных действий.
Проектная деятельность обучающихся- совместная учебно- познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Проектная деятельность занимает центральное место в основной школе. В начальной школе могут возникнуть её прообразы в виде творческих заданий или специально созданной системы проектных задач.
Задача - сложный вопрос, проблема, требующая исследования и разрешения.
(Толковый словарь С.И. Ожегова).
Типы задач:
-учебная (поисковая): задача, которая направлена на нахождение общих способов решения большого круга частных задач, требующих детального анализа и теоретического (содержательного) обобщения (В.В.Давыдов);
-конкретно- практическая: задача, ориентированная на применение(отработку) уже освоенных способов действий (знаний, умений) в известной школьникам ситуации, как правило, внутри конкретного учебного предмета;
-творческая (олимпиадная): задача, которая не имеет готового формального способа решения. Ученик за счет своих способностей, в основном спонтанно, пытается найти сам способ решения, который обычно не поддается алгоритмизации;
-проектная.
По мнению А.Б. Воронцова и др., под проектной задачей понимается задача, «…в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата («продукта»), и в ходе решения которой происходит качественное изменение группы детей. Проектная задача принципиально носит групповой характер».
Особенности проектной задачи:
Проектная задача-
* совершенно новый вид задач, который направлен на применение обучающимися освоенных универсальных учебных действий не в стандартной (учебной) ситуации, а в ситуациях, по форме и содержанию приближенных к «реальным»;
* в ней не содержится указаний, к какой теме, к какому учебному предмету она относится, как выполнять то или иное задание;
*итогом решения такой задачи всегда является реальный продукт (текст, схема или макет прибора, результат анализа ситуации, представленный в виде таблиц, диаграмм, графиков), созданный детьми. Этот «продукт» в некоторых случаях может быть в дальнейшем «оторван» от самой задачи и жить своей отдельной жизнью, например, проектирование конкретного экскурсионного маршрута или составление программы праздника и др.
Включение в учебный процесс задач подобного типа позволяет учителю,
в ходе учебного года системно отслеживать пути становления прежде всего способов работы и способы действий учащихся в нестандартных ситуациях вне конкретного (отдельного) учебного предмета или отдельно взятой темы, т. е. осуществлять мониторинг формирования учебной деятельности у школьников. Следует также отметить, что регулярное использование учителем таких задач способствует повышению познавательного интереса учащихся.
После изучения темы учителю недостаточно провести одну проверочную работу, чтобы составить ясное и полное представление об уровне усвоения школьниками учебного материала, формирования коммуникативных навыков. Создав на уроке нестандартную ситуацию, учитель сможет более объективно оценить знания детей и определить их проблемы. Для педагога важно найти, придумать такую ситуацию, которая была бы интересна детям. Окунувшись с головой в проблему, дети не подозревают, что именно диагностирует учитель, они увлечены решением задачи, работают не «на учителя», а на свою общую цель и тем самым, не задумываясь об этом, демонстрируют свои истинные предметные знания, коммуникативные навыки в гораздо более полном объеме. Зачастую именно в такой обстановке раскрываются учащиеся, на обычных уроках находящиеся в тени. Проектные задачи являются эффективным средством создания таких нестандартных ситуаций.
По замыслу авторов (А.Б. Воронцов, В.М. Заславский и др.), решение
проектных задач встраивается в учебный план, в рабочую программу учебного предмета, таким образом выделяется урочное время на этапе обобщения предметного материала (в конце четверти, полугодия, учебного года).
Проект и проектная задача: сходства и отличия
Рассматривая содержание понятий "учебный проект" и "проектная задача", видим общие черты:
и проект, и проектная задача могут быть предметными и межпредметными, одновозрастными и разновозрастными;
проект и проектная задача обычно имеют один сюжет, единую линию, выдержанную тему;
проект и проектная задача при выполнении требуют от учащихся проявления умений планирования, распределения работы, осуществления само- и взаимоконтроля;
учебный проект и проектная задача обязательно подразумевают поисковую деятельность, поскольку изначально существующих фактов и имеющейся информации всегда недостаточно для достижения результата;
в результате работы над учебным проектом или над проектной задачей должно происходить качественное изменение учащегося.
Однако, выделяются отличительные особенности проектных задач:
учащиеся сами выбирают способы решения проблемы и изначально не представляют, каким будет конечный результат работы;
проектная задача не ориентирует учащихся на определённые учебные темы;
проектная задача имеет большой объём разнородного материала.
Таким образом, проектная задача - некий прообраз проектной деятельности. И он интересен именно тем, что даёт возможность воспитать у ребят интерес к проектной работе, развить умения применять известные способы действий в новой ситуации. Проектная задача - это более изящное явление, чем учебный проект, но не менее структурированное и чётко продуманное. Введение проектных задач в учебный процесс формирует у учащихся основные навыки, необходимые для успешного проведения учебных проектов.
Виды проектных задач
По возрасту учащихся:
Разновозрастные
Одновозрастные
По учебным дисциплинам:
Предметные
Межпредметные
По стадиям обучения:
Стартовые
Текущие
Итоговые
Для решения одновозрастной проектной задачи могут быть организованы
команды внутри класса или команды классов одной параллели. Возможно
решение и разновозрастных проектных задач. В этом случае формируются
разновозрастные команды из классов начальной школы.
Для того чтобы процесс составления проектных задач для учителя был понятен, приводится алгоритм ее разработки.
Алгоритм разработки проектной задачи для учителя
1. Определить вид и место проектной задачи.
1) Стартовая, текущая или итоговая.
2) Монопредметная или тематическая задача — встраивается в тематическое планирование рабочей программы по выбранному предмету;
3) Межпредметная задача — найти точки пересечения областей знаний в нескольких предметах, для проведения выделяются отдельные часы учебного плана данного класса;
4) Одновозрастная или межвозрастная — найти точки пересечения областей знаний в одном (монопредметная) или нескольких (межпредметная) предметах с учетом принципа концентрического освоения предметного содержания.
2. Сформулировать (для себя) диагностическую цель проектной
задачи.
3. Сформулировать проблему (условие задачи).
1) Наличие квазижизненной ситуации.
2) Наличие отвлекающих «шумов» (возможно отсутствие).
3) Наличие сформулированного вопроса (возможно отсутствие).
4. Составить систему взаимосвязанных сюжетом заданий (инструкцию).
1) Учесть, что двигаться от задания к заданию можно как последовательно, так и выборочно (в зависимости от подготовленности группы).
2) Запланировать отвлекающие маневры, создающие разные препятствия для решения поставленной задачи (возможно отсутствие).
3) Составить заключительное «ключевое» задание так, чтобы оно являлось
общей «сборкой», позволяющей собрать вместе все то, что выполнила группа в отдельных заданиях (готовый к презентации продукт).
5. Продумать форму рефлексии (устно, письменно, в группе, перед классом…).
6. Продумать форму представления готового продукта (решения задачи).
7. Продумать форму оценки (кто, когда и как (по какой форме) оценивает).
Алгоритм решения проектной задачи для ученика
1. Определить роль каждого участника групповой работы.
2. Ознакомиться с условием задачи.
3. Обсудить организацию работы в группе по решению проектной задачи.
4. Ознакомиться с инструкцией (содержанием заданий).
5. Выполнить задания, сформулированные в инструкции. В 1 классах (возможно) учитель читает задания совместно с детьми.
6. Подготовиться к презентации решения проектной задачи.
7. Предъявление готового продукта.
8. Рефлексия своей деятельности (с выходом на причины).
9. Оценивание своего продукта по форме (каждого, группы в целом, взаимооценка между группами).
Педагогические эффекты проектной задачи.
Задает реальную возможность организации взаимодействия (сотрудничества) детей между собой при решении поставленной ими самими задачи
Учит (без явного указания на это) способу проектирования через специально разработанные задания.
Дает возможность посмотреть, как группа детей осуществляет «перенос» известных им предметных способов действий в модельную ситуацию.
Как строится проектная задача?
. Этапы решения и структура проектной задачи как новой формы учебной деятельности
Структура проектной задачи.
Структура проектной задачи состоит из следующих этапов:
1. Описание проблемной (квазиреальной, модельной) ситуации. Постановка задачи. Задача должна быть сформулирована самими детьми по результатам разбора проблемной ситуации (формулировка задачи скрыта в описании проблемной ситуации).
2. Система заданий, которые должны быть выполнены группой детей. Количество заданий в проектной задаче – это количество действий, которые необходимо совершить, чтобы задача была решена (создан какой-то реальный «продукт», который можно представить публично и оценить).
3. Итоговое задание. Место сборки «продукта», оформление, создание итогового результата. Что значит «задача решена»? Это означает, что создан какой-то реальный продукт, который можно представить публично и оценить.
При решении проектных задач могут быть сформированы УУД:
-рефлексирование (видеть проблему, ошибки, анализировать сделанное- почему получилось, почему не получилось);
-целеполагание (ставить и удерживать цели);
-планирование (составлять план своей деятельности);
-моделирование (представлять способ действий в виде схемы- модели, выделяя главное);
-проявление инициативы при поиске способов решения задачи;
-коммуникационные навыки (отстаивать свою позицию, принимать или отклонять точку зрения других).
Основная педагогическая цель проектных задач – способствовать формированию разных способов учебного сотрудничества. Именно такие задачи дают возможность учителю наблюдать за способами работы как отдельных учащихся, так и целой группы школьников. Основной метод – встроенное наблюдение. К такой работе можно привлекать других учителей, родителей и старшеклассников. Эксперты на протяжении всех этапов наблюдают за процессом решения задачи, ни в коем случае не вмешиваясь в него, фиксируют свои наблюдения в экспертных листах. Таким образом, постоянный сбор и анализ данных позволяют учителю вести мониторинг формирования учебного сотрудничества.
Система оценивания действий школьников в ходе решения проектной задачи. Для оценки УУД, ключевых компетентностей можно использовать проектную задачу как измеритель. Основной оценочной процедурой при решении проектной задачи учащимися может стать встроенная экспертная оценка внешнего наблюдателя (другого учителя, старшеклассников, родителей и т. п.). Оценивание со стороны экспертов происходит через разные аспекты деятельности младших школьников в малой группе в ходе непосредственного решения проектной задачи. В каждой группе учащихся на протяжении всех этапов решения проектной задачи присутствует взрослый или старшеклассник, который наблюдает и с помощью специальных экспертных листов описывает и оценивает действия группы и каждого члена группы.
На этапе решения проектных задач главной является оценка процесса (процесса решения, процесса предъявления результата) и только потом оценка самого результата. Анализ учителем всех экспертных листов после решения проектной задачи дает полную картину того, как строили свою работу школьники на всех этапах решения.
Таким образом, постоянный сбор и анализ данных экспертизы позволяют учителю вести мониторинг формирования учебного сотрудничества в классе и вносить коррективы в свои педагогические действия.
Вывод: включение в образовательный процесс проектных задач должно, с одной стороны, способствовать получению качественно новых результатов в усвоении учащимися содержания начальной школы и дать возможность проведения эффективного мониторинга становления этих результатов, с другой стороны, заложить основу для эффективного внедрения проектной деятельности как ведущей формы построения учебного процесса в подростковом возрасте.
Проектные задачи, встраиваясь в учебную деятельность, кардинально меняют практически все составные части образовательного процесса: систему оценивания, тип отношений школьников друг с другом и с педагогами, отбор учебного содержания и т. д.