СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка профессионального конкурса по хирургии "Помощник хирурга"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка профессионального конкурса по хирургии "Помощник хирурга"

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка профессионального конкурса по хирургии "Помощник хирурга"»

Кыштымский филиал ГБПОУ «Миасский медицинский колледж»












МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА


Профессионального конкурса «Помощник хирурга»



ПМ 02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах

МДК 02 01 Сестринская помощь при нарушении здоровья

Тема 1.3 Сестринское дело в хирургии









Кыштым

2025г

Рассмотрено

на заседании ЦМК ПМ специальности « Сестринское дело»

Протокол №__от «___»____2025г.

Председ. ЦМК

______________/ Павлова О.В. /


Составлено в соответствие

с ФГОС СПО

Утверждено Зам.директора по УВР КФ «ММК»

____________/ Павлова О.В. /

«____»________2025 г.










Составил преподаватель: Куц Елена Геннадьевна




Рецензенты:

Павлова О.В. - Методист Кыштымского филиала Миасского медицинского колледжа.

Позднякова Л.П. – Главная медсестра ГБУЗ «Городская больница им. А.П. Силаева» г. Кыштым.























Рецензия

на методическую разработку профессионального конкурса

«Помощник хирурга»

Куц Елены Геннадьевны, преподавателя

ПМ 02Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах МДК 02.01 Сестринская помощь при нарушениях здоровья , специальность «Сестринское дело»

Кыштымского филиала ГБПОУ «Миасский медицинский колледж»


Методическая разработка составлена для успешного проведения профессионального конкурса.

Конкурс проводиться в виде деловой игры. Это способствует тому, что студенты выполняют задания более уверенно, свободно. Оценивают конкурс более опытные студенты и преподаватели, проявляется демократичность, проверяются знания самих членов жюри.

Конкурс состоит из различных этапов – выполнение практических манипуляций; интеллектуальная игра «Своя игра»; конкурс капитана и конкурс болельщиков.

Проведение конкурса поможет студентам при прохождении производственной практики.






Рецензент: ____________________

Позднякова Лариса Павловна, главная медсестра ГБУЗ «ГБ им. А.П. Силаева» г. Кыштыма.



МП.


МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОЯСНЕНИЕ

Методическая разработка составлена в помощь преподавателю при проведении конкурса профессионального мастерства.

При прохождении «практических занятий по хирургии» студенты изучают различные манипуляции: по оказанию неотложной помощи, подготовки операционной сестры к работе и т.д.

Конкурс позволит студентам показать свое мастерство, отработать уже имеющиеся навыки, вселит уверенность в необходимости овладения изучаемых манипуляций.

Конкурс проходит в виде деловой игры, что поможет студентам чувствовать себя более уверенно и ответственно.

Конкурс оценивают студенты старших курсов, это вносит элемент демократичности.

МЕТОДИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ: помощь студентам в изучении дисциплины «Сестринское дело в хирургии»

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ: Повторение манипуляций, изученных на

МДК 02 01 Сестринская помощь при нарушении здоровья

Тема 1.3 Сестринское дело в хирургии

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ЦЕЛЬ:

  • Развитие чувства ответственности при выполнении манипуляций.

  • Воспитание в медицинской сестре чувства коллективизма, взаимопомощи.

  • Воспитание интереса к выбранной профессии


При проведении конкурса осваиваются компетенции:

OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.

ПК 1.3. Участвовать в проведении профилактики инфекционных не инфекционных заболеваний.

ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.

ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.

ПК 2.3. Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами.

ПК 2.5. Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.

ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.

ПК 3.1. Оказывать доврачебную помощь при неотложных состояниях и травмах.

ОСНАЩЕНИЕ:

Инструменты: корнцанг, биксы, ножницы;

Бельё: маски, халаты, бахилы, перчатки, костюмы; бинты, валики, булавки.

Мультимедийная установка.


МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЯ:

Конкурс проводится в актовом зале.

МЕЖМОДУЛЬНЫЕ И МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ СВЯЗИ

МДК02.01 Сестринская помощь при нарушении здоровья Тема 1.3 Сестринское дело в хирургии

МДК 04.02 Безопасная среда для пациентов и персонала «Инфекционная безопасность».

Дисциплина: Анатомия и физиология человека.

ВНУТРИМОДУЛЬНЫЕ И ВНУТРИДИСЦИПЛИНАРНЫЕ СВЯЗИ

МДК02.01 Сестринская помощь при нарушении здоровья Тема 1.3 Сестринское дело в хирургии

МДК02.01 Сестринская помощь при нарушении здоровья «Десмургия»

МДК02.01 Сестринская помощь при нарушении здоровья «Синдром повреждения»

МДК02.01 Сестринская помощь при нарушении здоровья «Гемостаз»

МДК02.01 Сестринская помощь при нарушении здоровья «Периоперативный период».

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Барыкина Н.В., Сестринское дело в хирургии/ Зарянская В.Г. – Ростов-на-Дону «Феникс» 2017


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Барыкина Н.В, Чернова О. В Сестринское дело в хирургии практикум. - Ростов-на-Дону «Феникс» 2017г

Вязьмитина А.В., Кабарухин А.Б. Сестринский уход в хирургии. – Ростов-на-Дону «Феникс» 2017г


https://studfile.net/preview/10063683/page:27/






п/п

Название этапа

Описание

Этапов конкурса

Примечания

Время

1

Организационный момент

Приветствие участников конкурса, жюри, гостей. Проведение жеребьевки: определяется очерёдность выполнения заданий.




3мин

2

Цели

занятия

Во время прохождения практики вы изучили различные манипуляции: по предупреждению инфицирования раны, по оказанию неотложной помощи при различных травмах, по подготовке к работе операционной медсестры, по ведению больного в предоперационном и послеоперационных периодах. Вы умеете накладывать различные виды повязок; в экстренных ситуациях: оценить состояние пациента и оказывать ему доврачебную помощь. Этот конкурс поможет вам показать свои умения, повторить манипуляции, совершенствовать свое мастерство.



2мин

3

Ход конкурса

  1. «Визитка».

Приветствие команд (эмблема, название команд, девиз).


  1. Выполнение манипуляций:

Наложение повязки «Дэзо», «Шапочка Гиппократа», «Колосовидная повязка на плечевой сустав».


  1. Конкурс капитанов:

Выполнение алгоритма надевание стерильного халата, перчаток.


  1. «Своя игра»


  1. Конкурс для болельщиков: «Глоссарий»






Приложение №1




Приложение №2



Приложение №3



Приложение №4



60мин

4

Подведение итогов конкурса.

Оценка каждого этапа конкурса, выставление баллов

Определение победителя;

Награждение.

Приложение №5

5мин


Приложение №1

ПОВЯЗКА «ДЕЗО»

Показание: фиксация верхней конечности при переломах и вывихах плеча.

Оснащение: бинт шириной 10см, булавка, ножницы, валик.

(Правая рука бинтуется слева направо, левая – справа налево.)

Последовательность действий:

Усадить пациента лицом к себе, успокоить, объяснить ход предстоящей манипуляции; Вложить в подмышечную впадину валик из ваты, обёрнутый марлей; Согнуть предплечье в локтевом суставе под прямым углом;

Прижать предплечье к груди; Сделать два закрепляющих тура бинта по груди, больной руке в области плеча, спине и подмышечной впадине со стороны здоровой конечности; вести бинт через подмышечную впадину здоровой стороны по передней поверхности груди косо на надплечье больной стороны; Опустить вниз по задней поверхности больного плеча под локоть; Обогнуть локтевой сустав и, поддерживая предплечье, направить бинт косо в подмышечную впадину здоровой стороны; Вести бинт из подмышечной впадины по спине на больное надплечье; Вести бинт с надплечья по передней поверхности больного плеча под локоть и обогнуть предплечье; Направить бинт по спине в подмышечную впадину здоровой стороны; Повторять туры бинта до полной фиксации плеча; Закончить повязку двумя закрепляющими турами по груди, больной руке в области плеча, спины; Заколоть конец повязки булавкой.


«ШАПОЧКА ГИППОКРАТА»

Показания: повязку накладывают для остановки кровотечения и фиксации перевязочного материала при ранениях и ожогах теменной части головы.

Оснащение: Повязка накладывается из двуглавого бинта или двух скрепленных между собою бинтов шириной 10 см, ножницы.

Необходимо приготовить бинт с двумя головками:

взять 2 бинта, развернуть их на длину 15 см, наложить конец одного бинта на конец другого (свернуть один навстречу другому); получится бинт с двумя головками.

Последовательность действий:

Усадить пациента лицом к себе, взять бинт с двумя головками в левую и правую руку. Приложить бинт к затылочной части головы и вести обе головки бинта к лобной области. Сделать перегиб и вести обе головки бинта к затылочной области. Сделать перегиб. Переложить головки бинта: левую головку – в правую руку, а правую головку – в левую руку. Бинт в левой руке вести через теменную область головы к лобной, бинт в правой руке вести вокруг головы к лобной части.

Сделать перегиб в области лба. Бинт в правой руке вести через теменную область головы к затылку (закрывая1/2 предыдущего тура), бинт в левой руке ведем вокруг головы к затылку. Переложить головки бинта из правой руки в левую и наоборот. Бинтовать так до тех пор, пока не закроется теменная область головы.

Зафиксировать бинт в левой руке в области затылка; бинтом в правой руке сделать закрепляющий тур вокруг головы. Сделать перегиб в области затылка, вести бинт правой и левой рукой навстречу друг другу к лобной части.

Завязать на узел. Срезать остатки бинта.





«КОЛОСОВИДНАЯ ПОВЯЗКА НА ПЛЕЧЕВОЙ СУСТАВ»

 

 Цель: фиксация перевязочного материала, профилактика  инфицирования раны.

 Показания: гнойно-воспалительные заболевания плечевого пояса и подмышечной

 области, верхней трети плеча, артрозы, артриты плечевого сустава.

 Оснащение: Бинт шириной 10 см., ножницы, валик.

 Последовательность действий:

1.  Два закрепляющих тура проводят вокруг верхней трети плеча.

2.  По наружной поверхности повреждённого плеча сзади через подмышечную впадину на плечо.

3.  Далее по спине через здоровую подмышечную впадину на переднюю поверхность грудной клетки.

4.  Затем бинт переводят на плече и перекрещивая ранее наложенный тур, делают петлю вокруг плечевой кости с внутренней стороны.

5.  Снова после перехлёста в области плечевого сустава бинт ложится на передний тур, закрывая его на 2/3 ширины и полностью повторяет его ход, идя на подмышечную впадину на здоровой стороне.

6.  Повторяют ходы бинта, пока не закроют весь сустав. Закрепляют конец бинта на груди, булавкой или завязывают вокруг здорового плеча.




Приложение №2

АЛГОРИТМ НАДЕВАНИЯ СТЕРИЛЬНОГО ХАЛАТА, ПЕРЧАТОК

Показание: соблюдение асептики при проведении операции.

Оснащение: бикс с операционным бельем; бикс с перчатками.

№П/П

ДЕЙСТВИЯ

МОТИВАЦИЯ

Подготовительный этап

Надеть на себя брюки, куртку, бахилы, маску


1

Открыть крышку бикса с помощью помощника, корнцангом развернуть пеленку, взять свернутый халат;

-соблюдение асептики;

2

Развернуть халат по всей длине, не касаясь окружающих предметов и своей одежды;


3

Одномоментно вдеть обе руки в рукава халата и накинуть его на себя. Помощник расправляет и натягивает халат, держа его за внутреннюю сторону. Завязывает тесемки вдоль халата.

-создание барьера препятствующего передаче микроорганизмов;

4

Обернуть вокруг обшлага рукава тесемки и завязать самостоятельно сначала на левой руке, затем – на правой;


5

Спрятать во внутрь рукава халата, завязанные тесемки;


6

Взять пояс халата из кармана, отвести от себя на 30см, оставив по 15см с каждого конца;


7

Подать помощнику сначала один конец пояса, затем – другой;


8

Открыть крышку бикса с перчатками с помощью помощника;

-соблюдение асептики;

9

Проверить индикатор стерильности;

-контроль качества стерилизации;

10

Достать пеленку расстелить на столе

-соблюдение асептики;

11

Извлечь упаковку с перчатками, положить ее на стерильный стол и развернуть;


12

Взять правую перчатку четырьмя пальцами левой руки за отворот манжета так, чтобы ваши пальцы не касались наружной (лицевой) поверхности перчатки;


13

Сомкнуть пальцы правой руки и натянуть на нее перчатку, не расправляя отворота;

-создание барьера препятствующего передаче микроорганизмов;

14

Завести четыре пальца правой руки, одетой в перчатку, под обшлаг левой перчатки так, чтобы I палец правой кисти был отведен в сторону;


15

Держать левую перчатку четырьмя пальцами правой руки вертикально;


16

Сомкнуть пальцы левой руки и ввести ее в перчатку;


17

Расправить отворот четырьмя пальцами противоположной руки сначала на левой перчатке, а затем на правой;



Приложение №3

Приложение №4

КОНКУРС ДЛЯ БОЛЕЛЬЩИКОВ

«Глоссарий»

  1. Анестезия – методы обезболивания хирургических операций и манипуляций.

  2. Анурия – непоступление мочи в мочевой пузырь.

  3. Аппендицит – воспаление червеобразного отростка слепой кишки.

  4. Ожог - повреждение тканей организма, вызванное действием высокой температуры или действием некоторых химических веществ (щелочей, кислот, солей тяжёлых металлов и др.), вызывающих некроз и воспаление

покровных тканей.

  1. Вывих – смещение суставных концов костей за пределы их физиологической подвижности, вызывающее нарушение функции сустава.

  2. Гематома – ограниченное скопление крови в тканях с образованием полости, содержащей жидкую или свернувшуюся кровь.

  3. Иммобилизация – создание неподвижности тела или частей тела при повреждениях и некоторых заболеваниях.

  4. Травма – нарушение целостности функции тканей (органов) при внешнем воздействии.

  5. Общая анестезия (наркоз) - способ обезболивания, основанный на воздействии анестезирующих факторов на центральный отдел нервной системы.

  6. Перитонит – воспаление брюшины.

  7. Цистит – воспаление мочевого пузыря.

  8. Эндоскопия – метод визуального исследования полостей тела и внутренних органов с помощью эндоскопов.

  9. Фурункул – острое гнойно-некротическое воспаление волосяного фолликула и окружающих его тканей.

  10. Автоклав — аппарат для стерилизации водяным паром под давлением.

  11. Иглодержатель – зажим для удерживания хирургической иглы при наложении швов.

  12. Асептика – предупреждение проникновения инфекции в рану.

Приложение №5

КОНКУРС ПО ПРЕДМЕТУ «ПОМОЩНИК ХИРУРГА» ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ ЖЮРИ

Название этапа конкурса

Команда № 1

ГРУППА 300-С

Команда № 2

ГРУППА 301-С

Команда №3

ГРУППА 302-С

Общее кол-во баллов

примечание


Внешний вид команд







1.«Визитка»

(эмблема, название команд, девиз).







2.Выполнение манипуляций.







4. Конкурс для капитана команды.







5. «Своя игра»







6.Конкурс для болельщиков «Глоссарий»







Итого баллов за конкурс














































  • КАЖДЫЙ ЭТАП КОНКУРСА ОЦЕНИВАЕТЬСЯ ПО 5-БАЛЬНОЙ ШКАЛЕ.


  • В КОНКУРСЕ БОЛЕЛЬЩИКОВ ДОБАВЛЯЕТСЯ КОЛИЧЕСВО БАЛЛОВ, ЗА КАЖДОЕ ПРАВИЛЬНО УГАДАННОЕ СЛОВО КОМАНДОЙ.