СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 11.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка " Программирование линейных алгоритмов" 8 класс.

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Методическая разработка "Программирование линейных алгоритмов2

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка " Программирование линейных алгоритмов" 8 класс.»

Скажи мне – и я забуду,

Покажи мне – и я запомню,

Вовлеки меня - и я пойму.


(Древняя китайская мудрость)

Тема: Программирование линейных алгоритмов. 8 класс



Цель урока: Формирование умения писать и практически применять линейный алгоритм.



Задачи урока:


Предметные:

  • актуализация знаний учащихся по теме «Алгоритмы, формы представления алгоритмов»;

  • знакомство с основными операторами линейных алгоритмов на языке программирования;

  • обучение составлять и применять программы, используя операторы ввода, вывода и присваивания;

Метапредметные:

  • развитие речи учеников в области предметного словаря;

  • формирование умения связывать уже известный материал с новым, сравнивать и анализировать;

  • выявление значимости владения английским языком для изучения информатики

Личностные:

  • развитие критического логического мышления учащихся – умения выделять главное, существенное, обобщать имеющуюся информацию;

  • повышение мотивации к самостоятельной работе;

  • воспитание дисциплинированности.

Коммуникативные:

  • предоставление ученикам возможности конструктивно и вежливо общаться, выражать собственное аргументированное мнение и прислушиваться к мнению других;

  • создание на уроке комфортной для межличностного общения обстановки, партнерских отношений «учитель-ученик».

Регулятивные:

  • создание условий для формирования адекватной самооценки, понимания собственного уровня освоения материала, умения планировать учебную задачу и поэтапно ее решать.


Тип урока:

комбинированный

Методы и технологии:
  1. Проблемно-поисковый метод;

  2. Метод практического применения знаний

  3. Иллюстративный метод

  4. Репродуктивный метод

  5. Технология развития критического мышления

  6. Метод работы в малой группе

Программно – дидактическое обеспечение: ПК, среда программирования, Smart проект «Программирование линейных алгоритмов», раздаточный материал.



План урока (хронометраж - 30 минут)
  1. Организация начала урока – 2 минуты;

  2. Актуализация знаний – 5 минут;

  3. Постановка целей и задач – 1 минута;

  4. Изучение нового материала – 5 минут;

  5. Практическая работа – 10 минут;

  6. Закрепление изученного на уроке (фишбоун) – 3 минуты;

  7. Информация о домашнем задании – 1 минута;

  8. Рефлексия. Подведение итогов урока – 3 минуты.

Ход урока: I. Организация начала урока

Цель этапа: знакомство, подготовка к работе на уроке, позитивный настрой.

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Сергей Валерьевич и урок информатики сегодня проведу я. Меня это очень увлекает и радует. А у вас какое настроение? Будем работать? (Да)

Хотелось бы начать наш урок с древней китайской мудрости: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, вовлеки меня - и я пойму». Вот и мне хочется, чтоб вы все сегодня не только послушали и посмотрели, но и практически вовлеклись в тему урока.

Тема, которую вы изучаете - «Алгоритмизация». Вы знаете, что алгоритмические конструкции бывают 3-х основных видов. С повторением некоторых операций – ЦИКЛ, с проверкой условия – ВЕТВЛЕНИЕ, а какой же алгоритм представлен в эпиграфе нашего урока? ЛИНЕЙНЫЙ.

Но сами по себе (убираем лишние слова, ОК?)алгоритмы мы уже прошли и сейчас перешли непосредственно к программированию, а это означает запись алгоритма на чем на доске, в тетради…нехорошо звучит? На языке программирования.

Таким образом у нас есть два понятия – B – ЛИНЕЙНЫЙ АЛГОРИТМ и C - ПРОГРАММИРОВАНИЕ.

Внимание вопрос. Что получится если B сложить с C? Программирование линейного алгоритма. Молодцы, это и есть тема нашего урока. Запишите её себе в лист самооценки.

Сегодня на уроке мы поговорим об очень важном разделе информатики - «Программирование линейных алгоритмов».

II. Актуализация знаний

Итак, вспомним, ребята основные понятия нашей темы:

B1. Алгоритмом называют … Алгоритм – последовательный порядок действий, направленных на решение поставленной задачи;

B2. Алгоритмическая структура «следование». Последовательное выполнение действий.





III. Постановка целей и задач

Ребята, давайте подумаем и выпишем себе в лист самооценки по одной задаче из каждой рубрики – вспомнить, узнать, научиться – то, что именно ЛИЧНО вам важно узнать и выполнить сегодня на уроке.

Вспомнить

Узнать

Научиться

  • Определение алгоритма

  • Виды конструкций

  • Кто исполнитель

  • Язык программирования

  • Операторы ввода и вывода

  • Линейная конструкция

  • Оператор присваивания

  • Структуру программы

  • Управление программой

  • Основы программирования

  • Новые операторы

  • Способы решения задач

  • Структуру программы

  • Работать в Pascal ABC

  • Решать задачи с помощью ЯП

  • Применять ЯП в повседневной жизни и учебе


Мы можем с вами составлять алгоритмы в разных формах: словесная ой, графическаяой. Где в жизни вы встречаете алгоритмические конструкции? На каких уроках вы используете алгоритмические конструкции? На математике, физике, химии и т.д.

А теперь наша задача научиться составлять линейные алгоритмы на языке программирования и проверить их в действии.

Ребята, какие языки программирования существуют ? (Ответ)

Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с операторами присваивания, ввода и вывода, продолжим составлять программы, используя эти операторы. Работать мы будем в тех средах, которые вы знаете, например, Pascal ABC.

IV. Изучение нового материала

ЛИНЕЙНЫЕ ПРОГРАММЫ могут включать в себя операторы:

  • Присваивания :=

  • Ввода READLN

  • Вывода WRITELN

Все помнят структуру программы?

  1. Название

  2. Раздел описания переменных VAR

  3. Начало программы

  4. Операторы ввода данных, присваивания и вывода данных

  5. Конец программы





Отдых

Выключение доски. Ребята, школа, в которой я работаю, связана с китайской гимнастикой КУЛЬТУРОЙ, и одна из традиционных рекомендаций – массаж биологически активных точек, которые стимулируют мыслительную деятельность. Одна из них на кисти руки.

V. Практическая работа – 10 минут

А вот теперь начинается самое интересное – применение всех этих знаний на практике.

Ребята, возьмите с собой листы самооценки и ручки, перейдите к компьютерам, только кнопку включения монитора нажмите – знакомый вам Паскаль ABC у всех запущен, но при желании вы можете использовать для выполнения задания любой язык программирования, знакомый вам.

Первое задание и 5 минут на его выполнение – составить программу, вычисляющую стоимость 3-х товаров – надо вывести на экран сумму 3-х введенных чисел.

Учащиеся выполняют задание в языке программирования.

Ребята, приходилось ли вам делать заказы товаров в интернет-магазине? Нет? А если да? Сейчас мы с вами создадим такую информационную модель.

Сюрприз – вам предоставили в качестве бонуса к 23 февраля 2000 бонусных баллов, но ввели два ограничения:

  1. Надо отоварить потратить эти бонусные баллы прямо сейчас;

  2. Максимальное количество товаров – 3 штуки.

Сайт, который вам предоставил акцию - (Это не реклама!)- ULMART.RU, он у всех запущен на ПК, а вам необходимо выбрать себе товары.

Названия товаров и их цену записываете в лист самооценки, проверяете свою программу, которую только что составили в действии, общая стоимость записывается ниже… 5 минут времени.

VI. Закрепление изученного материала

Время работы за компьютером подошло к концу, все молодцы, отлично справились с заданием, и теперь вы разделитесь на группы по 3-4 человека, сядьте за столики и образуйте группы. Проведем тестирование по современной технологии (стратегии) «Fishbone» - что в переводе означает «рыбья кость»англичане с легкостью нам переведут это название? - главная хребтовая кость обозначает нашу проблему – «Создание программы в ЯП».

Перед вами листы формата А4 со схематичным скелетом рыбы – основа данной технологии. Ваша задача - обозначить проблемы, препятствующие решению проблемы – незнание видов алгоритмов, основных понятий, способов записи, незнание ЯП.

Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть явления. Факт придает проблеме ясность и реальные очертания. Факты позволяют говорить не об абстрактном решении, а о конкретном механизме.

VII. Информация о домашнем задании

Ребята, вам понравилась работа с «рыбкой»? Желающим еще поработать с данной этой интересной технологией предлагаю разобраться с подобной схемой, отработать межпредметную связь с английским языком и разобрать, например, актуальную проблему опоздания на работу или в школу.

VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия

Возьмите, ребята, листы самооценки за урок, проставьте баллы себе и оценку, объективно оцените себя. Выполнили ли вы за урок намеченные в начале урока задачи? Несколько слов все же надо сказать, да? Чтобы урок не заканчивался молчанием и сдачей бумажек

Всем большое спасибо. Урок окончен.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!