СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка программы кружка "Культура и традиции татарского народа"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка программы кружка "Культура и традиции татарского народа"

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка программы кружка "Культура и традиции татарского народа"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Ульяновска

«Средняя школа №37»


Согласовано Утверждаю:

Зам.директора по ВР Директор МБОУ СШ №37

_______Н.С.Жидова __________И.В.Комиссаров

Протокол № от Приказ № от












Рабочая программа

кружка

«Культура и традиции татарского народа»

для 5-6 классов, 35 часов






направление: социальное

на 2018-2019 учебный год

Составитель: Низаметдинова И.Р

Год разработки:2018


















Пояснительная записка

Рабочая программа и тематическое планирование кружка « Изучаем татарский язык» составлена на основе авторской программы «Культура народов Поволжья/Текст /: программа и методические рекомендации/ А.Ш. Кержнер, В.А. Архипова, Н.С. Нурмухаметова, В.Д. Кирюшкина.- Ульяновск: УИПКПРО, 2011.-92с.

Данный курс рассчитан на 35 часов и предназначен для учащихся 5-6 классов. Необходимость введения курса «Изучаем татарский язык » продиктована следующими факторами. В нашей области живут представители разных национальностей: русские, татары, чуваши, мордва и др.. Эти народы издавна проживают рядом друг с другом, их культуры постоянно взаимодействуют, сохраняя при этом неповторимый национальный колорит.

Актуальность программы

Во-первых, в настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа и народов, проживающих рядом, изучения прошлого и настоящего своей «малой родины», восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны.

Во-вторых, обострение межэтнических отношений, сложность и неоднозначность этнокультурных процессов, происходящих в обществе, стимулируют интерес учащихся к истории народов, живущих на территории их региона, к познанию их истоков и корней.

В-третьих,

Конституция Российской Федерации гласит: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединённый общей судьбой …»

На территории Николаевского района и Ульяновской области проживают представители многих национальностей.

Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь школьника.

Ребёнок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы.

Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью.

Цель программы: пробуждение у обучающихся живого интереса к изучению культуры народов Поволжья, формирование человека патриота, отличающегося высокой нравственностью, толерантностью.

Задачи программы:

1.     Изучение прошлого и настоящего Николаевского района, обычаев, традиций и духовной культуры мордовского народа, проживающего в Ульяновске, в Ульяновской области . 2.    Формирование и сохранение семейных ценностей и традиций. 3.     Активизация поисковой деятельности учащихся.

4. Принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации.

5. Воспитание чувства гордости за свой многонациональный народ, его культурное наследие.

Основным содержанием духовно нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в социально исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях. Базовые национальные ценности производны от национальной жизни России во всей её исторической и культурной полноте, этническом многообразии.
Традиционными источниками нравственности являются:

Россия, многонациональный народ Российской Федерации, гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, природа, человечество.

Культура народов Поволжья должна предстать перед учащимися в своей целостности.

Место курса в учебном плане

Программа рассчитана на 35ч - 1 занятие по 40 минут в неделю.





  1. Планируемые результаты освоения обучающимися программы

Личностные и метапредметные результаты освоения программы .

Личностные результаты:

- понимание татарской культуры как одной из основных ценностей татарского народа, её значении в дальнейшем обучении и всей жизни;

- осознание эстетической ценности татарской культуры, уважительное отношение к своей культуре, гордость за нее;

- потребность сохранить самобытность культуры татарского народа.

− осознавать себя ценной частью большого разнообразного мира (природы и общества);

− испытывать чувство гордости за красоту родной природы, свою малую родину, страну;

− осознавать себя гражданином России;

− объяснять, что связывает тебя с историей, культурой, судьбой твоего народа и всей России;

− искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений;

− уважать иное мнение;

− вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения.

Метапредметные результаты

Регулятивные: − учиться обнаруживать и формулировать проблему;

− составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера;

− работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки;

− работать по составленному плану;

− понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.

- способность извлекать информацию из различных источников;

- овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему.

Познавательные: − предполагать, какая информация нужна;

− выбирать основания для сравнения, классификации объектов;

− устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;

− выстраивать логическую цепь рассуждений;

− представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ. Коммуникативные:

− организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);

− предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений;

− оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ;

− при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее, учиться подтверждать аргументы фактами;

− слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Предметные результаты

В результате изучения предмета ученик должен узнать:

- национальности, проживающие в Поволжье;

- отличительные особенности татарского костюма;

- главные национальные праздники ;

- обычаи, особенности культурных традиций татарского народа.

- представление о важнейших элементах материальной культуры татарского народа;

- освоение композиции татарской национальной одежды; умение выделять особенности цветовой гаммы орнамента, вышивки;

Учащиеся должны научиться:

- приветствовать на , татарском языке;

- играть в народные игры;

- узнавать принадлежность народных мелодий;

Выполнять элементы национального костюма.

- быть толерантным к представителям других народностей.

Ожидается развитие и укрепление у детей чувства толерантности; через знания истории и культуры народов Поволжья происходит формирование личности патриота и достойного гражданина своей страны.

Программа курса должна позволить учащимся понять и освоить художественные традиции татарского народа во всей многогранности, в самых ярких проявлениях. Каждый ученик становится как исполнителем, так и создателем, творцом. Воспитание творческой личности, воспитание творчеством – главная художественно–педагогическая идея занятий искусством.

Для реализации поставленных задач используется различные формы работы.

Формы проведения занятий:

1.    Беседы

2. Экскурсии.

3.     Игры

4.    Заочные путешествия

5.     Проектная деятельность

6.     Исследовательская деятельность

7. Создание мультимедийных презентаций.


Формы подведения итогов реализации программы.

-Подготовка докладов, сообщений, рисунков по изучаемым темам.

- подготовка презентаций по темам: «Национальные праздники», «Заочное путешествие по городам Поволжья».



Требования к уровню подготовки обучающихся

Учащиеся должны узнать:

-фольклорные и литературные произведения татарского народа;

-теоретические понятия, раскрываемые на материале изучаемых произведений;

-этнографические сведения о национальных костюмах, особенностях жилища, праздниках, интересных обычаях.



Учащиеся должны научиться:

-воспроизводить сюжет изученного произведения и объяснять внутренние связи его элементов;

-определять главные эпизоды в эпическом произведении;

-выразительно читать текст-описание, текст- повествование, монологи, диалоги, учитывая жанровое своеобразие произведения;

-отыскивать справки в словарях и справочной литературе, энциклопедиях;

- отбирать нужные материалы из периодических изданий, классифицировать их.

- планировать свою работу, работать в группах, прогнозировать и представлять

2.Содержание программы.

Введение - 1ч.

Почему моя республика называется Татарстан. Какие народы живут в республике. Чем богат духовный мир народов Татарстана. Герб , флаг, гимн своей республики. Чем славится столица Татарстана. Какими достопримечательностями гордятся жители республики

Истоки становления истории татарского народа.-8ч

Государственные символы Республики Татарстан. История татарского края. Многовековые традиции и обычаи татар. Национально-культурные традиции татар. Семейно-бытовые традиции. Татарские национальные праздники. Традиционная кухня . Жилище – сложный культурно-бытовой комплекс, который выражает природные условия, направления хозяйства, формы семейного быта, традиции и обычаи, уровень развития производительных сил.

Усадьба татарских селений: двор (жилой дом, надворные постройки) и зады (огороды, баня, гумно и т. д.). Особенности планировки двора и хозяйственных построек. Система расположения жилого дома и надворных построек.

Типы жилищ и интерьер жилища. Архитектура жилища. Строительная техника и обряды.

Самостоятельная работа.

Изготовление буклета « Татарская национальная кухня.»


Татарский костюм – часть духовного богатства своего народа.-13ч

Особенности татарской одежды - важнейшего элемента материальной культуры народа. Отражение природно-хозяйственных, социально-экономических условий жизни народа, его традиций, эстетического вкуса.

Женские украшения. Оригинальность женских головных уборов и украшений, их особенности и композиция.

Верхняя одежда женщин и мужчин, его типы. Деление одежды по временам года.

Обувь. Особенности плетения обуви. Рисование дома, зарисовка орнаментов на наличниках.

Ткачество. Вышивка. Вязание. Плетение.

Ткачество. Подготовка холста для ткачества, обработка волокна, прядение. Виды волокна для пряжи.

Способы прядения изделий. Виды нитей для получения холста. Техника узорного тканья. Ткацкий станок, его устройство.

Вышивка. Основные цвета мордовского орнамента и вышивки: чёрный, красный, жёлтый, зелёный.

Особенности геометрического орнамента. Связь его с древним письмом. Его отличительные особенности, от русского орнамента и вышивки. Узоры головных уборов. Отличительные особенности мордовской и русской вышивки.

Вязание. Что такое вязание? Принадлежности для вязания. Соответствие крючков и ниток, спиц и ниток. Цветотехника.

Элементы вязания. Особенности вязания у мордвы. Узоры национального характера. Типы вязаний: вязание крючком, вязание спицами.

Бисероплетение. Инструменты и приспособления для плетения. Материал для плетения. Техника плетения.

Самостоятельная работа.

Рисование национального костюма и в отдельности орнаментов вышивки на одежде. Изготовление кукол

Культура и спорт-3ч

Живопись, скульптура, литература .Знаменитые деятели культуры. Гордость татарской нации. (Знаменитые спортсмены) Виртуальная экскурсия. Музеи Татарстана

Фольклор-7ч

Татарские народные песни. Сказания и предания. Мифология у татар. Устное народное творчество. Сказки, загадки. Народные подвижные игры.

Самостоятельная работа.

Иллюстрирование песен, сказок. Чтение мифов и сказок. Разучивание подвижных игр.



Сохранение национальных традиций и истории своего народа и для подрастающего поколения-3ч






3.Тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы

Раздел, тема

Кол-во часов по программе


Введение

1

1

Истоки становления истории татарского народа

8

2

Татарский костюм- часть духовного богатства своего народа

13

3

Культура и спорт

3

4

Фольклор

7

5

Сохранение национальных традиций и истории своего народа и для подрастающего поколения

3


Итого

35











































Приложение 1

Календарно-тематическое планирование

п/п

Наименования разделов и тем.

Вид занятий

Кол-во часов

Виды самостоятельной

работы

Планируемые результаты освоения материала (предм, метапредм, личностные)

Дата проведения занятия

План

Факт


Введение

Просмотр фильма о Татарстане

1


Предметные:

-формирование понятия, что такое культура- представление о важнейших элементах материальной культуры мордовского народа;

- умение выделять типы жилищ, особенности постройки двора и хозяйственных построек.

Метапредметные:

- организовывать свое рабочее место под руководством учителя;

- отвечать на вопросы учителя и товарищей по классу; овладение приемами отбора и систематизации материала на данную тему;

- способность участвовать в речевом общении.

Личностные:

- принятие и освоение социальной роли ученика, развитие мотивов учебной деятельности. понимание мордовской культуры как одной из основных ценностей мордовского народа, её значении в дальнейшем обучении и всей жизни;

- осознание эстетической ценности мордовской культуры, уважительное отношение к своей культуре, гордость за нее-

08.09


1.

Истоки становления истории мордовского народа.


8




1.1

Государственные символы Республики Татарстан.

беседа

1

Подбор иллюстраций, слайдов для презентации

15.09


1.2

История татарского края.

Занятие

ознакомление

1

Викторина.

22.09.


1.3

Многовековые традиции и обычаи татар.

Комбинированное занятие

1

Сообщение.

29.09.


1.4

Национально-культурные традиции мордвы.

Комбинированное занятие

1

Презентация.

06.10.


1.5

Семейно-бытовые традиции.

- беседа

1

Чтение интересных произведений.

13.10.


1.6

Татарские национальные праздники

беседа

1

Рисунок и сообщение по теме

20.10


1.7-1.8

Традиционная кухня

беседа

2

Изготовление буклета «Мордовская национа-льная кухня.»

27.10.

10.11.


2.

Татарский костюм – часть духовного богатства своего народа.


13


Предметные:

- освоение композиции мордовской национальной одежды;

- развивать умение выделять особенности цветовой гаммы орнамента. освоение композиции мордовской национальной вышивки, орнамента;

- развивать умение выделять особенности цветовой гаммы орнамента, вышивки

представление о важнейших составных культуры и спорта спортивной мордовского народа;

.


Метапредметные:

- способность извлекать информацию из различных источников;

- овладение приемами отбора и систематизации материала на данную тему;

- применение приобретенных знаний в повседневной жизни;

- сравнивать предметы: находить общее и различия, группировать их.

- - применение приобретенных знаний в повседневной жизни.

- научится играть в национальные подвижные игры

Личностные:

- понимание мордовской культуры как одной из основных ценностей мордовского народа, её значении в дальнейшем обучении и всей жизни;

- осознание эстетической ценности мордовской культуры, уважительное отношение к своей культуре, гордость за нее.-




2.1-2.2

Разнообразные татарские украшения.

Комбинированное занятие

2


Подготовить

Сообщения. Изго-товление украшения.

17.11. 24.11.


2.3

Особенности татарских украшений в национальном костюме.

беседа

1

Изготовление украшения.

01.12.


2.4-2.5

Особенности татарской вышивки.

ознаком

ление

2


Подготовить Сообщения. Офор-мление орнаментов.

08.12 15.12


2.6-2.7

Бисероплетение.

Комбинированное занятие

2


Викторина.

22.12 29.12


2.8-2.9

Вязание, ткачество, плетение.

Комбинированное занятие

2

Выполнение элементов орнамента

12.01 19.01


2.10-2.13

Изготовление татарских кукол.

исследование.

4

Выставка.

26.01 02.02 09.02 16.02


3.

Культура и спорт


3




3.1-3.2

Живопись, скульптура, литература. Знаменитые деятели культуры

Комбинированное занятие



2

Виртуальная экскурсия в музей

02.03 09.03


3.3

Гордость татарской нации. (Знаменитые спортсмены)

Комбинированное занятие

1

Презентация

16.03


4

Фольклор


7




4.1

Татарская народные песни.

Комбинированное занятие

1

Иллюстрирование песен

23.03


4.2

Сказания и предания. Мифология татар.

Комбинированное занятие

1

Найти информацию по теме.

30.03


4.3-4.4

Устное народное творчество. Сказки, загадки.

Комбинированное занятие

2

Чтение сказок

06.04 13.04


4.5-4.7

Народные подвижные игры.

Игровое занятие

3

Разучивание игр

20.0427.04 04.05


5.

Сохранение национальных традиций и истории своего народа и для подрастающего поколения


3




5.1-5.2

.Экскурсии в музеи татарских школ района.

Экскурсия.

3


11.05

18.05 25.05



ИТОГО: 35 часов.