СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка рабочей программы по курсу внеурочной деятельности "Час чтения "Читоград"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка рабочей программы по курсу внеурочной деятельности "Час чтения "Читоград"

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка рабочей программы по курсу внеурочной деятельности "Час чтения "Читоград"»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа составлена для учащегося с ОВЗ (ТНР) вариант 5.1 Ульянова Никиты на основе АООП НОО на

    1. учебный год

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012

  2. Указа Президента РФ «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 -2017 годы» от 01.06.2012г. №761

  3. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (приказ Минобрнауки России от 19.12.2014г. №1598

  4. Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы НОО обучающихся ТНР( вид 5.1)

  5. Санитарно-эпидемиологических правил и нормативах СанПиН 2.4.2.3286-15, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015г №26

  6. Нормативно-методической документации Министерства образования и науки РФ

  7. Устава МБОУ СШ №37

  8. Федерального образовательного стандарта НОО, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. № 373

  9. Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СШ№37



В соответствии с учебным планом МБОУ СШ №37 на 2018-2019 учебный год на изучение курса час чтения «Читоград» в 1 классе отводится 33 часа. Рабочая программа предусматривает обучение литературному чтению в объеме 1 час в неделю в течение учебного года.


Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Час чтения «Читоград» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по литературному чтению и авторской программы Хасиятуллиной А.А., Улюковой Н.Н. учителей начальных классов МАОУ «Авторский лицей Эдварса №90» г.Ульяновска.

Рецензент: доцент кафедры начального образования ОГБОУ ДПО УИПКПРО, кандидат педагогических наук А.П.Мишина

Час чтения – время, отведённое в рамках внеурочной деятельности для самостоятельного чтения учащихся.

Актуальность программы обусловлена тем, что в последние годы произошло ухудшение целого ряда характеристик чтения у детей и подростков, снижение их уровня грамотности. «Кризис детского чтения» имеет под собой реальную основу. Дети действительно читают «не то» и «не так», как предыдущие поколения. Однако они, безусловно, читают. В то же время идёт процесс коренного изменения читательских привычек юных читателей. Меняются практически все характеристики детского чтения: статус чтения, его длительность (время чтения на досуге), характер, способ работы с печатным текстом, репертуар чтения детей и подростков, мотивы и стимулы чтения, предпочитаемые произведения и др. В то же время в обществе нарастает убеждённость, что книга сегодня, независимо от формы её представления (печатной или электронной), по-прежнему остаётся основой культуры и грамотности. Тревогу вызывает и то, что сегодня в стране более 30% взрослого населения не читает книг. Занятость взрослых, их неумение и незнание основ совместного с ребёнком чтения способствует отторжению от него, эмоциональной и интеллектуальной неразвитости личности ребёнка. Проблемы чтения ныне встали в один ряд с важнейшими государственными задачами развития российской национальной культуры. Забота о детском чтении – это забота о будущем России.

Новизна программы заключена в подходе к работе с книгой,обусловленном структурой и содержанием технологии продуктивного чтения. Программа является дополнением начального курса литературного чтения в школе во внеурочной деятельности. Она педагогически целесообразна, т.к. в процессе её реализации происходит не только усвоение определённого технологического содержания, но и обогащение опыта учебной деятельности, совершенствование умения учиться, социализация и воспитание учащихся.

Цель программы: организация самостоятельного чтения младших школьников «Читаем с «Читоградом».

Задачи:

  • развитие осознанного интереса к чтению художественной литературы;

  • формирование основ читательской культуры;

  • выработка привычки к вдумчивому чтению.

  • развитие воображения, литературно-творческих способностей и речи учащихся

Программа включает в себя умение использовать традиционные библиотечно-библиографические и электронные информационно-поисковые системы, применять информационные и библиотечно-библиографические средства в самообразовательной и профориентационной деятельности; формирование навыков самостоятельной работы с различными источниками и видами информации.

Час чтения, как внеурочная деятельность, имеет в своём расположении такое сильное средство воздействия на личность, как книга. В связи с изменением социально-экономической ситуации в стране современному обществу нужен человек, умеющий добывать самостоятельно новые знания и применять их в разнообразной деятельности.Таким образом, вопрос формирования читательской самостоятельности школьников является весьма актуальным. Особое внимание решению данной проблемы должно быть уделено в начальной школе, так как она является основой развития устойчивого интереса к книге, к чтению.

Формирование познавательного интереса на занятиях «Часа чтения» во многом зависит от выбора средств, с помощью которых учитель вводит ученика в мир книг. Разумным и полезным считается следующее:

  • новизна;

  • связь с жизненными ситуациями;

  • практическое применение знаний;

  • соревнование;

  • работа в группе и в парах;

  • занятия в нетрадиционной форме;

  • создание ситуаций успеха;

  • доверие к ученику и др.

Учитель должен владеть приёмами поддержки интереса к чтению и стимулировать желание читать  самостоятельно:

  • опираться на желания читать по выбору;

  • учитывать интересы и склонности;

  • поддерживать соперничество;

  • обращаться к самолюбию;

  • одобрять успех; хвалить;

  • показывать достижения;

  • признавать достоинства;

  • критиковать, сопереживая.

В список рекомендованных книг для часа чтения включены книги из списка «100 книг для самостоятельного прочтения».

Место курса «Час чтения» в учебном плане1 час в неделю в рамках внеурочной деятельности, предусмотренной ФГОС

( 34 часа1-4 класс)



1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА для учащегося с ОВЗ (ТНР) вида5.1


ЛИЧНОСТНЫЕ

Будут сформированы:

  • чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины;

  • представления об общих нравственных категориях (добре и зле) у разных народов, моральных нормах, нравственных и безнравственных поступках;

  • ориентация в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков других людей;

  • понимание чувств других людей и сопереживание им, выражающееся в конкретных поступках;

  • эстетическое чувство на основе знакомства с художественной культурой;

  • познавательнаямотивация;

  • чувство понимания и любви к живой природе, бережное отношение к ней;

  • устойчивое стремление следовать в поведении моральным нормам;

  • толерантное отношение к представителям разных народов и конфессий.

ПРЕДМЕТНЫЕ

Речевая и читательская деятельность

Учащиеся научатся:

  • воспринимать на слух художественное произведение, определять произведенное им впечатление;

  • читать вслух осмысленно, передавая нужную интонацию;

  • пересказывать произведение кратко, выборочно, используя соответствующую лексику;

  • объяснять смысл названия произведения, связь его с содержанием;

  • вычленять фрагменты текста, нужные для ответа на поставленные вопросы;

  • объяснятьдействияперсонажей;

  • сравниватьгероевразныхпроизведений;

  • ставитьвопросы к тексту.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • в процессе размышления над произведением привлекать опыт собственных переживаний, жизненных впечатлений.


МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные умения:

  • - уметь работать с книгой;

  • - уметь самостоятельно работать с новым произведением;

  • - уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;

  • - уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

Познавательные учебные умения:

  • - прогнозировать содержание книги до чтения;

  • - отбирать книги по теме, жанру;

  • - ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, открытым библиотечным фондом);

  • - составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;

  • - пользоватьсясловарями, справочниками, энциклопедиями.

Коммуникативные учебные умения:

  • - участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;

  • - оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;

  • - высказывать свое суждение об оформлении и структуре книги;

  • - участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;

  • - соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т.д.

Универсальные учебные действия:

  • — работать с книгой;

  • — сравнивать произведения по структуре и сюжету;

  • — собирать информацию для библиографической справки об авторе;

  • — выполнять поисковую работу по проекту;

  • — презентовать результаты проектной деятельности и любимую книгу;

  • — готовить отзыв о книге и обсуждать разные точки зрения;

  • — находить по каталогу нужную книгу;

  • — заполнять каталожную карточку на выбранную книгу;

  • — писать отзыв о книге или героях книги;

  • — пользоваться библиографическим справочником;

  • — рассматривать и читать детские газеты и журналы;

  • — находить нужную информацию в газетах и журналах;

  • — собирать информацию для проектов;

  • — готовить материал для классной и школьной газеты;

  • — пользоваться электронными газетами и журналами.


2. Содержание курса внеурочной деятельности


«Дом, в котором живут книги». Посещение школьной библиотеки. Посещение районной библиотеки. Библиотечный час.

«Твой друг - книга». К. Чуковский «Путаница» К. Чуковский «Путаница», М.Пришвин «Ёж», «Ребята и утята». В. Банки Рассказы о животных. А.Волков «Волшебник Изумрудного города». Н.Носов «Приключения Незнайки», «Мишкина каша». Э.Успенский «Крокодил Гена и его друзья». В. Осеева «Волшебное слово. Почему».



Подготовка работ для участия в Областных и Межрегиональных конкурсах.

Внеклассное громкое чтение 34 книг художественной литературы «Региональный список 100 книг». Сказки народов России. Авторские сказки.



3. Тематическое планирование

1 класс – 33 часа

Тема

Кол-во часов по программе

Кол-во часов по рабочей программе

1

Дом, в котором живут книги

3 часа

3 часа

2

Твой друг - книга

20 часов

20 часов

3

Подготовка работ для участия в Областных и Межрегиональных конкурсах.

3 часа

3 часа

4

Внеклассное громкое чтение 34 книг художественной литературы «Региональный список 100 книг».

7 часов

7 часов













Приложение 1

Календарно-тематическое планирование

Тема

Кол-во часов

Дата по плану

Дата по факту

1 четверть - 8ч.


1.

Посещение школьной библиотеки

1



2.

Посещение районной библиотеки

1



3.

Библиотечный час

1



5.

К. Чуковский «Путаница»


1



6.

М.Пришвин «Ёж», «Ребята и утята»

1





7

М.Пришвин «Ёж», «Ребята и утята»

1



8

В. Банки Рассказы о животных

1



2 четверть – 8 ч.

9

А.Волков «Волшебник Изумрудного города»

1



10

А.Волков «Волшебник Изумрудного города»

1



11

А.Волков «Волшебник Изумрудного города»

1



12

А.Волков «Волшебник Изумрудного города»

1



13

Н.Носов «Приключения Незнайки», «Мишкина каша»

1



14

Н.Носов «Приключения Незнайки», «Мишкина каша»

1



15

Н.Носов «Приключения Незнайки», «Мишкина каша»

1



16

Н.Носов «Приключения Незнайки», «Мишкина каша»

1



3 четверть – 9 ч.

17

Н.Носов «Приключения Незнайки», «Мишкина каша»

1



18

Э.Успенский «Крокодил Гена и его друзья»

1



19

Э.Успенский «Крокодил Гена и его друзья»

1



20

Э.Успенский «Крокодил Гена и его друзья»

1



21

Э.Успенский «Крокодил Гена и его друзья»

1



22

Э.Успенский «Крокодил Гена и его друзья»

1



23

В. Осеева «Волшебное слово. Почему»

1



24

В. Осеева «Волшебное слово. Почему»

1



25

Подготовка работ для участия в Областных и Межрегиональных конкурсах


1










4 четверть - 8ч.

26

Подготовка работ для участия в Областных и Межрегиональных конкурсах


1



27

Подготовка работ для участия в Областных и Межрегиональных конкурсах


1



28

Сказки народов России

1



29

Сказки народов России

1



30

Сказки народов России

1



31

Сказки народов России

1



32

Авторские сказки

1



33

Авторские сказки

1