ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа составлена для учащегося с ОВЗ (ТНР) вариант 5.1 Ульянова Никиты на основе АООП НОО на
учебный год
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012
Указа Президента РФ «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 -2017 годы» от 01.06.2012г. №761
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (приказ Минобрнауки России от 19.12.2014г. №1598
Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы НОО обучающихся ТНР( вид 5.1)
Санитарно-эпидемиологических правил и нормативах СанПиН 2.4.2.3286-15, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015г №26
Нормативно-методической документации Министерства образования и науки РФ
Устава МБОУ СШ №37
Федерального образовательного стандарта НОО, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. № 373
Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СШ№37
В соответствии с учебным планом МБОУ СШ №37 на 2018-2019 учебный год на изучение курса час чтения «Читоград» в 1 классе отводится 33 часа. Рабочая программа предусматривает обучение литературному чтению в объеме 1 час в неделю в течение учебного года.
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Час чтения «Читоград» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по литературному чтению и авторской программы Хасиятуллиной А.А., Улюковой Н.Н. учителей начальных классов МАОУ «Авторский лицей Эдварса №90» г.Ульяновска.
Рецензент: доцент кафедры начального образования ОГБОУ ДПО УИПКПРО, кандидат педагогических наук А.П.Мишина
Час чтения – время, отведённое в рамках внеурочной деятельности для самостоятельного чтения учащихся.
Актуальность программы обусловлена тем, что в последние годы произошло ухудшение целого ряда характеристик чтения у детей и подростков, снижение их уровня грамотности. «Кризис детского чтения» имеет под собой реальную основу. Дети действительно читают «не то» и «не так», как предыдущие поколения. Однако они, безусловно, читают. В то же время идёт процесс коренного изменения читательских привычек юных читателей. Меняются практически все характеристики детского чтения: статус чтения, его длительность (время чтения на досуге), характер, способ работы с печатным текстом, репертуар чтения детей и подростков, мотивы и стимулы чтения, предпочитаемые произведения и др. В то же время в обществе нарастает убеждённость, что книга сегодня, независимо от формы её представления (печатной или электронной), по-прежнему остаётся основой культуры и грамотности. Тревогу вызывает и то, что сегодня в стране более 30% взрослого населения не читает книг. Занятость взрослых, их неумение и незнание основ совместного с ребёнком чтения способствует отторжению от него, эмоциональной и интеллектуальной неразвитости личности ребёнка. Проблемы чтения ныне встали в один ряд с важнейшими государственными задачами развития российской национальной культуры. Забота о детском чтении – это забота о будущем России.
Новизна программы заключена в подходе к работе с книгой,обусловленном структурой и содержанием технологии продуктивного чтения. Программа является дополнением начального курса литературного чтения в школе во внеурочной деятельности. Она педагогически целесообразна, т.к. в процессе её реализации происходит не только усвоение определённого технологического содержания, но и обогащение опыта учебной деятельности, совершенствование умения учиться, социализация и воспитание учащихся.
Цель программы: организация самостоятельного чтения младших школьников «Читаем с «Читоградом».
Задачи:
развитие осознанного интереса к чтению художественной литературы;
формирование основ читательской культуры;
выработка привычки к вдумчивому чтению.
развитие воображения, литературно-творческих способностей и речи учащихся
Программа включает в себя умение использовать традиционные библиотечно-библиографические и электронные информационно-поисковые системы, применять информационные и библиотечно-библиографические средства в самообразовательной и профориентационной деятельности; формирование навыков самостоятельной работы с различными источниками и видами информации.
Час чтения, как внеурочная деятельность, имеет в своём расположении такое сильное средство воздействия на личность, как книга. В связи с изменением социально-экономической ситуации в стране современному обществу нужен человек, умеющий добывать самостоятельно новые знания и применять их в разнообразной деятельности.Таким образом, вопрос формирования читательской самостоятельности школьников является весьма актуальным. Особое внимание решению данной проблемы должно быть уделено в начальной школе, так как она является основой развития устойчивого интереса к книге, к чтению.
Формирование познавательного интереса на занятиях «Часа чтения» во многом зависит от выбора средств, с помощью которых учитель вводит ученика в мир книг. Разумным и полезным считается следующее:
новизна;
связь с жизненными ситуациями;
практическое применение знаний;
соревнование;
работа в группе и в парах;
занятия в нетрадиционной форме;
создание ситуаций успеха;
доверие к ученику и др.
Учитель должен владеть приёмами поддержки интереса к чтению и стимулировать желание читать самостоятельно:
опираться на желания читать по выбору;
учитывать интересы и склонности;
поддерживать соперничество;
обращаться к самолюбию;
одобрять успех; хвалить;
показывать достижения;
признавать достоинства;
критиковать, сопереживая.
В список рекомендованных книг для часа чтения включены книги из списка «100 книг для самостоятельного прочтения».
Место курса «Час чтения» в учебном плане1 час в неделю в рамках внеурочной деятельности, предусмотренной ФГОС
( 34 часа1-4 класс)
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА для учащегося с ОВЗ (ТНР) вида5.1
ЛИЧНОСТНЫЕ
Будут сформированы:
чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины;
представления об общих нравственных категориях (добре и зле) у разных народов, моральных нормах, нравственных и безнравственных поступках;
ориентация в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков других людей;
понимание чувств других людей и сопереживание им, выражающееся в конкретных поступках;
эстетическое чувство на основе знакомства с художественной культурой;
познавательнаямотивация;
чувство понимания и любви к живой природе, бережное отношение к ней;
устойчивое стремление следовать в поведении моральным нормам;
толерантное отношение к представителям разных народов и конфессий.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Речевая и читательская деятельность Учащиеся научатся:
воспринимать на слух художественное произведение, определять произведенное им впечатление;
читать вслух осмысленно, передавая нужную интонацию;
пересказывать произведение кратко, выборочно, используя соответствующую лексику;
объяснять смысл названия произведения, связь его с содержанием;
вычленять фрагменты текста, нужные для ответа на поставленные вопросы;
объяснятьдействияперсонажей;
сравниватьгероевразныхпроизведений;
ставитьвопросы к тексту.
Учащиеся получат возможность научиться:
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные умения:
- уметь работать с книгой;
- уметь самостоятельно работать с новым произведением;
- уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
- уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные учебные умения:
- прогнозировать содержание книги до чтения;
- отбирать книги по теме, жанру;
- ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, открытым библиотечным фондом);
- составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
- пользоватьсясловарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные учебные умения:
- участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;
- оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
- высказывать свое суждение об оформлении и структуре книги;
- участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
- соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т.д.
Универсальные учебные действия:
— работать с книгой;
— сравнивать произведения по структуре и сюжету;
— собирать информацию для библиографической справки об авторе;
— выполнять поисковую работу по проекту;
— презентовать результаты проектной деятельности и любимую книгу;
— готовить отзыв о книге и обсуждать разные точки зрения;
— находить по каталогу нужную книгу;
— заполнять каталожную карточку на выбранную книгу;
— писать отзыв о книге или героях книги;
— пользоваться библиографическим справочником;
— рассматривать и читать детские газеты и журналы;
— находить нужную информацию в газетах и журналах;
— собирать информацию для проектов;
— готовить материал для классной и школьной газеты;
— пользоваться электронными газетами и журналами.
2. Содержание курса внеурочной деятельности
«Дом, в котором живут книги». Посещение школьной библиотеки. Посещение районной библиотеки. Библиотечный час.
«Твой друг - книга». К. Чуковский «Путаница» К. Чуковский «Путаница», М.Пришвин «Ёж», «Ребята и утята». В. Банки Рассказы о животных. А.Волков «Волшебник Изумрудного города». Н.Носов «Приключения Незнайки», «Мишкина каша». Э.Успенский «Крокодил Гена и его друзья». В. Осеева «Волшебное слово. Почему».
Подготовка работ для участия в Областных и Межрегиональных конкурсах.
Внеклассное громкое чтение 34 книг художественной литературы «Региональный список 100 книг». Сказки народов России. Авторские сказки.
3. Тематическое планирование
1 класс – 33 часа
№ | Тема | Кол-во часов по программе | Кол-во часов по рабочей программе |
1 | Дом, в котором живут книги | 3 часа | 3 часа |
2 | Твой друг - книга | 20 часов | 20 часов |
3 | Подготовка работ для участия в Областных и Межрегиональных конкурсах. | 3 часа | 3 часа |
4 | Внеклассное громкое чтение 34 книг художественной литературы «Региональный список 100 книг». | 7 часов | 7 часов |
Приложение 1
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | Кол-во часов | Дата по плану | Дата по факту |
1 четверть - 8ч. |
1. | Посещение школьной библиотеки | 1 | | |
2. | Посещение районной библиотеки | 1 | | |
3. | Библиотечный час | 1 | | |
5. | К. Чуковский «Путаница» | 1 | | |
6. | М.Пришвин «Ёж», «Ребята и утята» | 1 | | |
7 | М.Пришвин «Ёж», «Ребята и утята» | 1 | | |
8 | В. Банки Рассказы о животных | 1 | | |
2 четверть – 8 ч. |
9 | А.Волков «Волшебник Изумрудного города» | 1 | | |
10 | А.Волков «Волшебник Изумрудного города» | 1 | | |
11 | А.Волков «Волшебник Изумрудного города» | 1 | | |
12 | А.Волков «Волшебник Изумрудного города» | 1 | | |
13 | Н.Носов «Приключения Незнайки», «Мишкина каша» | 1 | | |
14 | Н.Носов «Приключения Незнайки», «Мишкина каша» | 1 | | |
15 | Н.Носов «Приключения Незнайки», «Мишкина каша» | 1 | | |
16 | Н.Носов «Приключения Незнайки», «Мишкина каша» | 1 | | |
3 четверть – 9 ч. |
17 | Н.Носов «Приключения Незнайки», «Мишкина каша» | 1 | | |
18 | Э.Успенский «Крокодил Гена и его друзья» | 1 | | |
19 | Э.Успенский «Крокодил Гена и его друзья» | 1 | | |
20 | Э.Успенский «Крокодил Гена и его друзья» | 1 | | |
21 | Э.Успенский «Крокодил Гена и его друзья» | 1 | | |
22 | Э.Успенский «Крокодил Гена и его друзья» | 1 | | |
23 | В. Осеева «Волшебное слово. Почему» | 1 | | |
24 | В. Осеева «Волшебное слово. Почему» | 1 | | |
25 | Подготовка работ для участия в Областных и Межрегиональных конкурсах | 1 | | |
4 четверть - 8ч. |
26 | Подготовка работ для участия в Областных и Межрегиональных конкурсах | 1 | | |
27 | Подготовка работ для участия в Областных и Межрегиональных конкурсах | 1 | | |
28 | Сказки народов России | 1 | | |
29 | Сказки народов России | 1 | | |
30 | Сказки народов России | 1 | | |
31 | Сказки народов России | 1 | | |
32 | Авторские сказки | 1 | | |
33 | Авторские сказки | 1 | | |
| | | | |