Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 53 «Клубничка»»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Образовательная область
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
Тематический блок
РАЗВИТИЕ РЕЧИ
МЛАДШАЯ ГРУППА
ГОРОД МАЙКОП
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 53 «Клубничка»
Утверждено: Принято на заседании
Заведующая МБДОУ № 53 педагогического совета
_________Н.И. Логачева
Приказ Протокол
№_____от 30.08.2019г. №_____от 30.08.2019г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Образовательная область
«РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»
Тематический блок
«РАЗВИТИЕ РЕЧИ»
МЛАДШАЯ ГРУППА
Воспитатель:
Сапунова Лилия Анатольевна
ГОРОД МАЙКОП
СОДЕРЖАНИЕ Пояснительная записка | 4 | Принципы и подходы к формированию Рабочей программы | 4 | Основные цели и задачи реализации тематического блока «Развитие речи» | 5 | Планируемые результаты освоения тематического блока «Развитие речи» | 6 | Содержание психолого-педагогической работы по развитию речи: | 7 | Тематический модуль «Формирование словаря» | 7 | Тематический модуль «Звуковая культура речи» | 8 | Тематический модуль «Грамматический строй речи» | 8 | Тематический модуль «Связная речь» | 8 | Педагогическая диагностика достижения детьми планируемых результатов по развитию речи | 9 | Перечень учебно-методического обеспечения | 12 | Перечень материально-технического обеспечения | 12 | Приложение Календарно-тематическое планирование организованной образовательной деятельности по «Развитию речи» | 13 | | |
| |
| |
| |
| |
| |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа – нормативный документ МБДОУ «Детский сад № 53 «Клубничка», определяющий объем, содержание, порядок непосредственно образовательной деятельности по развитию речи, планируемые результаты освоения тематического блока «Развитие речи» в условиях МБДОУ «Детский сад №53 «Клубничка».
Рабочая программа организованной образовательной деятельности по развитию речи является составной частью Основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ «Детский сад №53 «Клубничка».
Рабочая программа разработана в целях:
- обеспечения конституционного права граждан Российской Федерации на получении качественного дошкольного образования;
- обеспечения достижения дошкольниками планируемых результатов освоения детьми Основной образовательной программы дошкольного образования в соответствии с федеральными государственными требованиями.
Рабочая программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 г. № 1155;
- СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26;
- Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» (под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой);
- Основная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ «Детский сад № 53 «Клубничка».
ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Формирование Рабочей программы осуществлялось с учётом основных принципов дошкольного образования:
полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста);
обогащение (амплификация) детского развития;
индивидуализация дошкольного образования – построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
сотрудничество МБДОУ № 53 с семьёй;
приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); - учёт этнокультурной ситуации развития детей.
ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Развитие свободного общения с взрослыми и детьми.
Овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.
Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи – диалогической и монологической форм.
Формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи.
Практическое овладение воспитанниками нормами речи.
Непосредственно образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы: игра, наблюдение, экспериментирование, разговор, решение проблемных ситуаций, проектная деятельность и др.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
ТЕМАТИЧЕСКОГО БЛОКА «РАЗВИТИЕ РЕЧИ»
Тематический модуль «ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВАРЯ»
К концу четвёртого года жизни ребёнок получит возможность научиться / приобрести:
- расширить и активизировать словарь названиями и назначением предметов одежды, обуви, головных уборов, посуды, мебели, видов транспорта;
Различать и называть:
- существенные детали и части предметов;
- качества, особенности поверхности;
- некоторые материалы и их свойства;
- местоположение;
- сходные по назначению предметы;
- понимать обобщающие слова;
- части суток (утро, день, вечер, ночь);
- домашних животных и их детенышей, овощи и фрукты.
Тематический модуль «ЗВУКОВАЯ КУЛЬТУРА РЕЧИ»
К концу четвёртого года жизни ребёнок получит возможность научиться / приобрести:
- внятно произносить в словах гласные (а, у, и, о, э) и некоторые согласные звуки: п-б, т-д, к-г, ф-в, т-с-з-ц;
- развить моторику рече-двигательного аппарата, слуховое восприятие, речевой слух и речевое дыхание;
- выработать правильный темп речи, интонационную выразительность;
- отчетливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно, с естественными интонациями.
Тематический модуль «ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ»
К концу четвёртого года жизни ребёнок получит возможность научиться / приобрести:
- согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже;
- употреблять существительные с предлогами;
- употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающие животных и их детенышей;
- форму множественного числа существительных в родительном падеже (ленточек, матрешек, книг, груш, слив).
- получать из нераспространенных простых предложений (состоят только из подлежащего и сказуемого) распространенные путем введения в них определений, дополнений, обстоятельств;
- составлять предложения с однородными членами.
Тематический модуль «СВЯЗНАЯ РЕЧЬ»
К концу четвёртого года жизни ребёнок получит возможность научиться / приобрести:
- участвовать в диалогах;
- участвовать в разговоре во время рассматривания предметов, картин, иллюстраций; наблюдений за живыми объектами; после просмотра спектаклей, мультфильмов;
- слушать и понимать заданный вопрос;
- понятно отвечать на него,
- говорить в нормальном темпе, не перебивая говорящего взрослого;
- говорить «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи» (в семье, группе);
- доброжелательно общаться друг с другом;
- делиться своими впечатлениями с воспитателями и родителями.
СОДЕРЖАНИЕ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
ТЕМАТИЧЕСКИЙ БЛОК «РАЗВИТИЕ РЕЧИ»
Тематический модуль «ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВАРЯ»
На основе обогащения представлений о ближайшем окружении продолжать расширять и активизировать словарный запас детей.
Уточнять названия и назначение предметов одежды, обуви, головных уборов, посуды, мебели, видов транспорта.
Учить детей различать и называть:
- существенные детали и части предметов (у платья – рукава, воротник, карманы, пуговицы);
- качества (цвет и его оттенки, форма, размер), особенности поверхности (гладкая, пушистая, шероховатая);
- некоторые материалы и их свойства (бумага легко рвется и размокает, стеклянные предметы бьются, резиновые игрушки после сжимания восстанавливают первоначальную форму);
- местоположение (за окном, высоко, далеко, под шкафом).
Обращать внимание детей на некоторые сходные по назначению предметы (тарелка – блюдце, стул – табурет – скамеечка, шуба – пальто – дубленка).
Учить понимать обобщающие слова (одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы и т. п.).
Называть части суток (утро, день, вечер, ночь).
Называть домашних животных и их детенышей, овощи и фрукты.
Тематический модуль «ЗВУКОВАЯ КУЛЬТУРА РЕЧИ»
Продолжать учить детей внятно произносить в словах гласные (а, у, и, о, э) и некоторые согласные звуки: п – б – т – д – к – г; ф – в; т – с – з – ц.
Развивать моторику речедвигательного аппарата, слуховое восприятие, речевой слух и речевое дыхание, уточнять и закреплять артикуляцию звуков.
Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность.
Учить отчетливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно, с естественными интонациями.
Тематический модуль «ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ»
Продолжать учить детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже.
Продолжать учить употреблять существительные с предлогами (в, на, под, за, около).
Помогать употреблять в речи имена существительные:
- в форме единственного и множественного числа, обозначающие животных и их детенышей (утка – утенок – утята);
- форму множественного числа существительных в родительном падеже (ленточек, матрешек, книг, груш, слив).
Относиться к словотворчеству детей как к этапу активного овладения грамматикой, подсказывать им правильную форму слова.
Помогать детям:
- получать из нераспространенных простых предложений (состоят только из подлежащего и сказуемого) распространенные путем введения в них определений, дополнений, обстоятельств;
- составлять предложения с однородными членами («Мы пойдем в зоопарк и увидим слона, зебру и тигра»).
Развивать диалогическую форму речи.
Вовлекать детей в разговор во время рассматривания предметов, картин, иллюстраций; наблюдений за живыми объектами; после просмотра спектаклей, мультфильмов.
Обучать умению вести диалог с педагогом:
- слушать и понимать заданный вопрос;
- понятно отвечать на него,
- говорить в нормальном темпе, не перебивая говорящего взрослого.
Напоминать детям о необходимости говорить «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи» (в семье, группе).
Помогать доброжелательно общаться друг с другом.
Формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателями и родителями.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ДОСТИЖЕНИЯ ДЕТЬМИ
ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ТЕМАТИЧЕСКОГО БЛОКА
«Развитие речи»
Карта освоения программы
| Компоненты | Фамилия, имя ребёнка |
| | | | |
Тематический блок «Развитие речи» |
1 | Тематический модуль «ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВАРЯ» | | | | | |
1.1 | Знает и использует в речи слова - названия предметов одежды, обуви, головных уборов, посуды, мебели, видов транспорта | | | | | |
1.2 | Различает и называет: | | | | | |
- существенные детали и части предметов | | | | | |
- качества, особенности поверхности | | | | | |
- некоторые материалы и их свойства | | | | | |
- местоположение | | | | | |
- сходные по назначению предметы | | | | | |
- понимать обобщающие слова | | | | | |
- части суток (утро, день, вечер, ночь) | | | | | |
- домашних животных и их детенышей, овощи и фрукты | | | | | |
2 | Тематический модуль «ЗВУКОВАЯ КУЛЬТУРА РЕЧИ» | | | | | |
2.1 | - отчетливо произносит изолированные гласные и согласные звуки (кроме свистящих, шипящих и сонорных) | | | | | |
2.2 | правильно воспроизводит звукоподражания, слова и несложные фразы (из 2 – 4 слов) | | | | | |
2.3 | - умеет пользоваться (по подражанию) высотой и силой голоса | | | | | |
3. | Тематический модуль «ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ» | | | | | |
3.1 | Умеет согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже | | | | | |
3.2 | Употребляет существительные с предлогами | | | | | |
3.3 | Употребляет в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающие животных и их детенышей | | | | | |
3.4 | Умеет получать из нераспространенных простых предложений распространенные путем введения в них определений, дополнений, обстоятельств | | | | | |
3.5 | Умеет составлять предложения с однородными членами | | | | | |
4. | Тематический модуль «СВЯЗНАЯ РЕЧЬ» | | | | | |
4.1 | Умеет участвовать в диалогах | | | | | |
4.2 | Умеет участвовать в разговоре во время рассматривания предметов, картин, иллюстраций; наблюдений за живыми объектами; после просмотра спектаклей, мультфильмов | | | | | |
4.3 | Умеет слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него | | | | | |
4.4. | Умеет говорить в нормальном темпе, не перебивая говорящего взрослого | | | | | |
4.5 | Умеет говорить «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи» (в семье, группе) | | | | | |
4.6 | Умеет доброжелательно общаться друг с другом | | | | | |
4.6 | Умеет делиться своими впечатлениями с воспитателями и родителями | | | | | |
Тематический блок «Художественная литература» | | | | | |
1. | Знаком с художественными произведениями, рекомендованными программой для младшей группы | | | | | |
2. | Проявляет интерес к книгам | | | | | |
3. | Знает и рассказывает наизусть потешки и небольшие стихотворения | | | | | |
4. | Повторяет наиболее интересные, выразительные отрывки из прочитанного произведения | | | | | |
5. | Умеет слушать новые сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения | | | | | |
6. | с помощью воспитателя может инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из народных сказок | | | | | |
7. | способен отвечать на элементарные вопросы по содержанию иллюстраций | | | | | |
8. | проявляет интерес к рассматриванию иллюстраций в книгах для малышей, сопереживает знакомым персонажам | | | | | |
Зеленый | - высокий уровень сформированности данного компонента |
Желтый | - средний уровень сформированности данного компонента |
Красный | - низкий уровень сформированности данного компонента |
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: Мозаика-Синтез, 2014.
2. Комплексные занятия под ред. Н.Е. Вераксы. Вторая младшая группа.
3. О.С. Ушакова «Развитие речи» (творческий центр Москва 2012г.).
4. В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду» младшая группа, («Мозаика-Синтез, Москва 2019г.).
5. Г.Я. Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» вторая младшая группа (центр педагогического образования Москва 2007г.).
6. Интернет ресурсы.
ПЕРЕЧЕНЬ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ
СРЕДСТВ,
ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
№ | Перечень материально-технических средств | Количество |
1. | Телевизор | 1 |
2. | Компьютер (с выходом в интернет) | 1 |
3. | Ноутбук (с выходом в интернет) | 2 |
4. | Принтер | 1 |
5. | МФУ (сканер, копир, принтер) | 1 |
6. | DVD-плеер | 1 |
ПРИЛОЖЕНИЕ
Календарно-тематическое планирование
непосредственной образовательной деятельности
на 2019 – 2020 учебный год
Месяц | Тема недели | Тема занятия | Программное содержание | Источник |
Сентябрь | 1-2-я н. «До свиданья лето, здравствуй дет. сад» | Адаптационный период | Формировать у детей основные компоненты готовности к успешному развитию: социальный, психологический, эмоционально волевой. Помочь каждому ребенку почувствовать удовлетворенность процессом обучения, не испытывать неуверенности и страха при выполнении заданий, не дать ему поддаться унынию, а вселить уверенность в успехе | |
| 3-я н. «Семья» | «Кто у нас хороший, кто у нас пригожий» | связ. р: вызвать у детей симпатию к сверстникам с помощью рассказа воспитателя; помочь малышам поверить, что каждый из них-замечательный ребенок; ЗКР: уточнить и закрепить правильное произношение звука, а, научить четко артикулировать его в звукосочетаниях и словах; способствовать развитию речевого дыхания, предлагая произносить гласную длительно, на одном выдохе. | В.В. Гербова «Развитие речи в дет.саду» Младшая группа С.28 |
| 4-я н. «Осень» | «Чудесная корзиночка» | связ. р: продолжать учить различать по внешнему виду и называть овощи, воспитывать интерес к окружающим предметам природы; словарь: сладкий, горький, сочный, кислый, хрустящий; ЗКР: уточнить и закрепить правильное произношение звука о, учить плавно, на одном выдохе произносить слова. Обратить внимание детей на наличие звука в словах. | Г.Я. Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» Вторая младшая группа С.13 |
Октябрь | 1-я н. «Мы живем в Адыгее» | «Звуковая культура речи: звуки а, у» | связ. р:, учить правильно отвечать на вопросы слов.и грам.: активизировать в речи детей обобщающие слова. ЗКР: упражнять в правильном и отчетливом произношении звуков | В.В. Гербова «Развитие речи в дет.саду» Младшая группа С.32 |
| 2-я н. «Игрушки» | «Сюрприз от Буратино» | связ. р: учить рассматривать игрушки, называть цвет, форму, размер. Воспитывать бережное отношение к игрушкам и привычку убирать их на место; слов.и грам.: активизировать в речи слова, обозначающие предметы, детали его, свойства и качества, вводить новые слова, обозначающие эти свойства и качества, а также понимание обобщающего слова- игрушки; ЗКР: учить говорить слова в нормальном темпе | Г.Я. Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» Вторая младшая группа С.6 |
| 3-я н. «Детский сад» | Рассматривание «Мы играем в кубики, строим дом» | связ. р: учить рассматривать картину, формировать умение отвечать на вопросы (по картине) и составлять короткий рассказ; слов.и грам.: учить правильно употреблять слова единственного и множественного числа; ЗКР: закрепить правильное произношение звуков: а, у, и . | О.С. Ушакова «Развитие речи» С.23 |
| 4-я н. «Домашние животные и птицы» | «На птичьем дворе» | связ. р: закрепить знания детей о домашних птицах; развивать внимание, выдержку, умение подождать своей очереди в ответах; слов.и грам.: учить употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающие животных и их детенышей; ЗКР: воспитывать правильное звукопроизношение. | Г.Я. Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» Вторая младшая группа С.16 |
| 5-я н. «Растительный мир» | «Пересказ сказки «Репка» | связ. р: учить детей совместно со взрослым пересказ сказки «Репка». слов, и грам: учить правильно называть качества предметов, закреплять умения правильно называть детенышей животных. ЗКР: закреплять правильное произношение звуков м и мь. Учить детей различать на слух близкие по звучанию слова, менять высоту голоса. | О.С. Ушакова «Развитие речи» С.38 |
Ноябрь | 1-я н. «Транспорт» | «На чем люди ездят» | связ. р: закрепить знания о пассажирском транспорте; учить отвечать на вопросы; слов.и грам.: учить правильно называть разные виды транспорта ЗКР: закреплять правильное произношение звуков, выразительность речи. | Г.Я. Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» Вторая младшая группа С.79 |
| 2-я н. «Дикие животные и птицы» | «Звуковая культура речи: звук о» | связ. р: продолжать приучать детей внимательно рассматривать рисунки в книгах, объяснять содержание иллюстраций; слов.и грам.: учить правильно образовывать предложения, закрепить в памяти знакомые сказки; ЗКР: отрабатывать четкое произношение звука о | В.В. Гербова «Развитие речи в дет.саду» Младшая группа С.39 |
| 3-я н. «Одежда» | «Описание предметов одежды куклы Оли» | связ. р: уметь составлять небольшой рассказ совместно с воспитателем. Отвечать на вопросы предложениями. слов.и грам.: учить правильно называть предметы одежды, называть действия, использовать прилагательные, обозначающие цвета; ЗКР: закрепить правильное произношение звуков п и пь; учить детей отчетливо и достаточно громко произносить слова. | О.С. Ушакова «Развитие речи» С.40 |
| 4-я н. «Комнатные растения» | «Лилия- комнатное растение» | связ. р: : учить детей составлять короткий рассказ об растение с помощью воспитателя. слов.и грам.: упражнять в образовании характерных признаков(форма листья, окраска цветов) ЗКР: закрепить правильное произношение звуков, активизировать словарный запас. | Г.Я. Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» Вторая младшая группа С.93 |
Декабрь | 1-я н. «Мой дом» | «Строим дом» | связ. р: учить рассматривать картину, понимать ее содержание; отвечать на вопросы по содержанию; слов.и грам.: активизировать словарь словами: названиями предметов, качествами и назначением, действий с ними; ЗКР: учить регулировать высоту голоса. | Г.Я. Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» Вторая младшая группа С.22 |
| 2-я н. «В гостях у сказки» | «Бабушкины сказки» (викторина) | связ. р: связ. р: учить рассказывать отдельные эпизоды из сказок; слов.и грам.: учить правильно образовывать предложения, закрепить в памяти знакомые сказки, узнавать их по фрагментам; ЗКР: закреплять правильное произношение звуков, выразительность речи. | Г.Я. Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» Вторая младшая группа С.70 |
| 3-я н. «Зимние забавы» | «Катаемся на санках» (составление рассказа) | связ. р: учить отвечать на вопросы по содержанию картинки; составлять рассказ вместе с воспитателем; слов.и грам.: закреплять в активном словаре название предметов одежды, качеств (величина, цвет); учить использовать слова с противоположным значением; ЗКР: закрепить произношение звуков-т и ть, учить произносить звукосочетание (топ-топ-топ) в различном темпе, с различной громкостью. | О.С. Ушакова «Развитие речи» С.47 |
| 4-я н. «Зима» | «Волшебная шкатулка» | связ. р: учить рассматривать предметы, выделяя цвет, детали, качества, назначение; воспитывать эстетические чувства и бережное отношение к игрушкам; слов.и грам.: ввести в слова прилагательные и учить согласовывать их с существительными; развивать навыки диалогической речи; ЗКР: закреплять правильное произношение слов. | Г.Я. Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» Вторая младшая группа С.54 |
Январь | 2-я н. «Зима» | «Звуковая культура речи: звук и» | связ. р: учить детей описывать игрушку, правильно отвечать на вопросы, слов.и грам.: закрепить названия известных детям животных, игрушек; ЗКР: упражнять в четком и правильном произношении звука и (изолированного, в словосочетаниях, в словах). | В.В. Гербова «Развитие речи в дет.саду» Младшая группа С.42 |
| 3-я н. «Звери зимой» | «Составлен ие описательн ого рассказа о животных» | связ. р: учить составлять рассказ по картинке из двух трех предложений с помощью воспитателя; слов.и грам.: закрепить названия известных детям животных, игрушек, их признаков (цвет, величина, детали); ЗКР: закреплять правильное произношение звуков т - ть, д - дь, н -нь; учить говорить с разной силой голоса; обратить внимание на вопросительную интонацию. | О.С. Ушакова «Развитие речи» С.55 |
| 4-я н. «Птицы» | «Кормушка » | связ. р: учить составлять рассказ по картине, формировать интерес к птицам, узнавать их по внешнему виду. слов.и грам.: активизировать употребление прилагательных; закреплять умение, образовывать формы родительного падежа единственного и множественного числа существительных; ЗКР: закреплять правильное произношение звуков. | Г.Я. Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» Вторая младшая группа С.59 |
Февраль | 1-я н. «Природа зимой» | «Звуковая культура речи: звуки м,мь» | связ. р: учить детей отвечать на вопросы воспитателя слов.и грам.: продолжать учить образовывать слова по аналогии; способствовать воспитанию интонационной выразительности речи; ЗКР: упражнять в четком произношении звуков м имь в словах, фразовой речи. | В.В. Гербова «Развитие речи в дет.саду» Младшая группа С.57 |
| 2-я н. «Мир вокруг нас» | «Название предметов мебели» | связ. р: учить детей составлять короткий рассказ совместно с воспитателем; слов, и грам: учить называть отдельные предметы мебели. Упражнять в понимании и употреблении пространственных предлогов в, на, за, около; учить правильному образованию формы родительного падежа существительных: ручек, ножек; ЗКР: закреплять правильное произношение звуков с,сь; учить четко произносить слова и фразы с различной громкостью. | О.С. Ушакова «Развитие речи» С.81 |
| 3-я н. «Папы всякие нужны» | «Троллейбус и игрушки» (составление рассказа) | связ. р: учить детей составлять рассказ по картине слов.и грам.: учить правильно называть предметы, изображенные на картине, давать описания игрушек, называя их цвет; ЗКР: закреплять правильное произношение звуков г-гь. | О.С. Ушакова «Развитие речи» С.59 |
| 4-я н. «Мой город» | «Что такое хорошо и что такое плохо» | связ. р: совершенствовать диалогическую речь детей; слов.и грам.: учить грамматически правильно отражать в речи свои впечатления ЗКР: приучать детей отчетливо и правильно произносить слова, слоги. | В.В. Гербова «Развитие речи в дет.саду» Младшая группа С.63 |
Март | 1-я н. «Мы поздравляем наших мам» | «Мамин день» | связ. р: познакомить с короткими литературными произведениями, вызвать эмоциональный отклик на них; слов.и грам.: развивать память, учить говорить спокойно, в умеренном темпе; ЗКР: развивать выразительность речи, умение проговаривать слова четко. | Г.Я. Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» Вторая младшая группа С.89 |
| 2-я н. «Весна» | «Капель» | связ. р: формировать интерес к явлениям природы, устанавливать простейшие связи; воспитывать любовь к родной природе; слов.и грам.: активизировать употребление прилагательных; ЗКР: закреплять правильное произношение звуков. | Г.Я. Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» Вторая младшая группа С.96 |
| 3-я н. «Безопасность» | «Заюшкина избушка» | связ. р: учить понимать содержание сказки, сопереживать героям произведения; учить отвечать на вопросы по содержанию сказки; воспитывать интерес к русским народным сказкам; слов.и грам.: объяснить значение слов- ледяная, лубяная; развивать память; ЗКР: развивать интонационную выразительность. | Г.Я. Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» Вторая младшая группа С.100 |
| 4-я н. «Профессии» | «Звуковая культура речи: звук п,пь» | связ. р: побуждать детей вступать в диалог; слов.и грам.: познакомить со словом ярмарка, учить правильно составлять предложении; ЗКР: упражнять в отчетливом и правильном произношении звуков п-пь, употреблять слова со звуками п-пь. | В.В. Гербова «Развитие речи в дет.саду» Младшая группа С.58 |
Апрель | 1-я н. «Народные традиции» | «Звуковая культура речи: звуки б,бь» | связ. р: учить отвечать на вопросы полным предложением, развиваем умение внимательно рассматривать рисунки; слов.и грам.: активизировать употребление прилагательных и глаголов; ЗКР: упражнять в отчетливом и правильном произношении звуков б-бь,. (в звукосочетаниях, словах фразах). | В.В. Гербова «Развитие речи в дет.саду» Младшая группа С.60 |
| 2-я н. «Я- космонавт» | «Рассматривание сюжетных картин» | связ. р: продолжать учить рассматривать сюжетную картину, помогать определить тему и конкретизировать действия и взаимоотношения персонажей; слов.и грам.: учить характеризовать местоположение предметов; ЗКР: отрабатывать правильное и отчетливое произношение звукоподражательных слов. | В.В. Гербова «Развитие речи в дет.саду» Младшая группа С.69 |
| 3-я н. «Продукты питания» | «Каравай» | Связ.р.: познакомить с хлебобулочными изделиями, обратить внимание на то, что хлеб сделан руками не одного человека. слов.и грам.: учить различать и называть существенные признаки и качества изделий; вести слова: каравай, буханка, булка, пышный, золотистый, ржаной; ЗКР: упражнять в отчетливом и правильном произношении звуков б-бь,. | Г.Я. Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» Вторая младшая группа С.26 |
| 4-я н. «Насекомые | «Гуси-Лебеди» Рассказывание сказки) | связ. р: познакомить с новой сказкой, учить следить за развитием сюжета, понимать содержание, воспитываем интерес и любовь к русским народным сказкам; слов.и грам.: учить правильно строить предложения, отвечая на вопросы; ЗКР: развивать выразительность речи. | Г.Я. Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» Вторая младшая группа С.117 |
Май | 1-я н. «Праздник Родины моей» | «Любимые сказки» (викторина) | связ. р: закрепить в памяти детей знакомые сказки, учить узнавать их по фрагментам, иллюстрациям; развивать память, воображение; воспитывать любовь к русским народным сказкам, знать сказки и других народов; слов.и грам.: учить воспроизводить отрывки из сказок, драматизировать их; ЗКР: развивать интонационную выразительность. | Г.Я. Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» Вторая младшая группа С.130 |
| 2-я н. «Труд взрослых» | «Деревья нашего участка» (рассматривание растений) | связ. р: формировать представление о растениях на участке детского сада; развивать внимание, наблюдательность; воспитывать интерес к растениям, любовь к родной природе; слов.и грам.: активизировать словарь детей, уточнять названия деревьев, их характерные особенности; ЗКР: развивать умение говорить о своих впечатлениях спокойно, в нормальном темпе. | Г.Я. Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» Вторая младшая группа С.128 |
| 3-я н. «Подводный мир» | «Радуга» | связ. р: формировать интерес к явлениям природы, развивать внимание, наблюдательность; воспитывать эстетические чувства, обращая внимание на красоту природных явлений; слов.и грам.: закрепить название цвета, вести в словарь: оранжевый, голубой, фиолетовый; ЗКР: учить детей отчетливо и достаточно громко произносить слова. | Г.Я. Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» Вторая младшая группа С.127 |
| 4-я н. «Растительный мир» | | связ. р: формировать представления о растениях родного края, развивать умение вести беседу; слов.и грам.: учить понимать обобщающие слова- цветы; , активизировать словарь – цветы; ЗКР: учить говорить в нормальном темпе. | Г.Я. Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» Вторая младшая группа С.119 |
| 5-я н. «Части тела» | «Звуковая культура речи: звук ф | связ. р: учить составлять вместе с воспитателем короткий рассказ; слов.и грам.: учить правильно строить предложения, отвечая на вопросы; ЗКР: учить отчетливо и правильно произносить изолированный звук-ф и звукоподражательные слова с этим звуком. | В.В. Гербова «Развитие речи в дет.саду» Младшая группа С.72 |
36