СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка рабочей программы в 3 классе "Занимательная математика"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа "Занимательная математика" расчитана на ребят 8-9 лет, срок реализации 1 год

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка рабочей программы в 3 классе "Занимательная математика"»

I. Пояснительная записка


Рабочая программа курса «Занимательная математика» составлена на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения;

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;

  • методических рекомендаций об организации внеурочной деятельности при введении федерального образовательного стандарта общего образования (письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12 мая 2011 г. № 03-296);

  • Примерной программы внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М.: Вентана Граф, 2011 г.

  • Авторской программы «Занимательная математика» Е.Э.Кочуровой, 2011 г.

Цель: развивать математический образ мышления, внимание, память, творческое воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и их доказательность.

Задачи:

  • расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;

  • расширять математические знания в области чисел;

  • содействовать умелому использованию символики;

  • правильно применять математическую терминологию;

  • развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;

  • уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли, развивать краткости речи.

Программа «Занимательная математика» рассчитана на ребят 8-9 лет, срок реализации 1 год. Формировать у них конструктивно-геометрические умения и навыки, способность читать и понимать графическую информацию, а также умении доказывать свое решение в ходе решения задач на смекалку, головоломок, через - интересную деятельность, необходимо отметить, что только в ней ребенок реализует поставленные перед собой цели, познает предмет, развивает свои творческие способности.



















II. Планируемые результаты


Занятия должны помочь учащимся усвоить:

  • основные базовые знания по математике;

  • её ключевые понятия;

  • помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;

  • формировать творческое мышление;

  • способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися;

  • успешному выступлению на олимпиадах, играх, конкурсах.


Метапредметные результаты

  • Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.

  • Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.

  • Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.

  • Анализировать правила игры.

  • Действовать в соответствии с заданными правилами.

  • Включаться в групповую работу.

  • Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.

  • Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.

  • Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.

  • Сопоставлять полученный результат с заданным условием.

  • Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

  • Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).

  • Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

  • Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи.

  • Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.

  • Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.

  • Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.

  • Воспроизводить способ решения задачи.

  • Сопоставлять полученный результат с заданным условием.

  • Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.

  • Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи.

  • Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).

  • Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.

  • Конструировать несложные задачи.

  • Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».

  • Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др., указывающие направление движения.

  • Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).

  • Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.

  • Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции.

  • Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.

  • Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.

  • Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

  • Объяснять выбор деталей или способа действия при заданном условии.

  • Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.

  • Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток.

  • Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.


В результате освоения программы курса «Занимательная математика» формируются следующие универсальные учебные действия, соответствующие требованиям ФГОС НОО:

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

  • учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

  • слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

  • выразительно читать и пересказывать текст;

  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).















III. Содержание курса


Раздел 1. Из истории математики (10 часов)

Вводное занятие « Математика - царица наук». Как люди учились считать? Римские цифры и как с ними работать. История математических открытий. Древние ученые Архимед, Евклид и Пифагор, их вклад в развитие математики как науки. Числа - великаны.

Раздел 2. Математика в играх (12 часов)

Математические ребусы, кроссворды, загадки, фокусы. Конкурс на лучшую математическую загадку. Игра « Знай свой разряд », «У кого какая цифра».

Раздел 3. Геометрия вокруг нас (18 часов)

Точки, углы, отрезки, лучи. Ломаная. Простые задачи на построение. Треугольники. Виды треугольников. Многоугольники. Проектная работа.

Раздел 4. Ах, этот мир задач! (16 часов)

Задачи в стихах. Старинные задачи. Логические задачи. Задачи с многовариантными решениями. Олимпиадные задачи и их решение.

Раздел 5. Очень важную науку постигаем мы без скуки! (13 часов)

 Экспромт – задачки на смекалку и математические головоломки. Логические познавательные задачки-шутки. Волшебная игра

« Танграм ». Час математики. Игра «Математик-бизнесмен». Конкурс-игра «Юный эрудит». Заключительное занятие «В гостях у царицы всех наук – Математики».




























IV. Тематическое планирование


Наименование разделов и тем

Кол-во часов

1.

Из истории математики

10 ч

2.

Математика в играх

12 ч

3.

Геометрия вокруг нас

18 ч

4.

Ах, этот мир задач!

16 ч

5.

Очень важную науку постигаем мы без скуки!

13 ч


Итого

69ч







































V. Календарно – тематическое планирование



п/п


Дата

проведения

Дата фактического проведения

Тема занятия

Примечание


1 модуль (17ч.)


Из истории математики (10ч.)

1.

02.09.21


Вводное занятие. «Математика – царица наук».


2.

07.09.21


Как люди учились считать?


3.

09.09.21


Знакомство с материалом из истории развития математики.


4.

14.09.21


Римские цифры и как с ними работать.


5.

16.09.21


Чтение и запись чисел с помощью римских цифр, выполнение арифметических действий с ними.


6.

21.09.21


Древние ученые Архимед, Евклид, их вклад в развитие математики как науки.


7.

23.09.21


Презентация и рассказ про Архимеда, Евклида.


8.

28.09.21


Пифагор и его школа.


9.

30.09.21


Презентация и рассказ про Пифагора.


10.

05.10.21


Числа-великаны. Коллективный счет.


Математика в играх (12ч.)

11.

07.10.21


Математические ребусы, их составление и разгадывание.


12.

12.10.21


Знакомство с математическими ребусами, решение логических конструкций.


13.

14.10.21


Математические кроссворды.


14.

19.10.21


Разгадывание и составление математических кроссвордов.


15.

21.10.21


Математические загадки.


16.

26.10.21


Числовые головоломки.


17.

28.10.21


Математические фокусы.


2 модуль (16ч.)

18.

09.11.21


Решение заданий на порядок выполнения действий в числовых выражениях (без скобок, со скобками).


19.

11.11.21


Игра «Знай свой разряд».


20.

16.11.21


Решение в игровой форме заданий на знание разрядов и классов.


21.

18.11.21


Игра «У кого какая цифра».


22.

23.11.21


Закрепление знаний нумерации чисел.


Геометрия вокруг нас (18ч.)

23.

25.11.21


Точки. Углы, виды углов.


24.

30.11.21


Отрезок. Обозначение отрезков, их сравнение.


25.

02.12.21


Лучи. Ломаная, виды ломаных.


26.

07.12.21


Знакомство с понятиями звено, замкнутая, незамкнутая ломаная и нахождении ее длины. Формирование умения строить ломаные линии.


27.

09.12.21


Простые задачи на построение.


28.

14.12.21


Закрепление и развитие умений выполнять простые построения.


29.

16.12.21


Треугольники. Виды треугольников.


30.

21.12.21


Составление домиков из треугольников.


31.

23.12.21


Геометрия вокруг нас.


32.

28.12.21


Геометрические фигуры в окружающих предметах, установка закономерности в узорах.


33.

30.12.21


Многоугольники. Витраж. Мозаика.


3 модуль (12ч.)

34.

11.01.22


Распознавание многоугольников. Составление мозаики из многоугольников.


35.

13.01.22


Многоугольники. Проект «Рыцарский замок».


36.

18.01.22


Знакомство с видом рыцарского замка.


37.

20.01.22


Групповая работа: Колосок. Бабочки. Собачка.


38.

25.01.22


Составление предметов из набора геометрических фигур по заданному рисунку.


39.

27.01.22


Многоугольники. Проект «Дворец царицы математики».


40.

01.02.22


Знакомство с видом дворца.


Ах, этот мир задач! (16 ч)

41.

03.02.22


Мир занимательных задач.


42.

08.02.22


Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия, интересные задачи в стихах.


43.

10.02.22


Старинные задачи.


44.

15.02.22


Знакомство со старинными русскими мерами длины и массы: пядь, аршин, вершок, верста, пуд, фунт.


45.

17.02.22


Решение логических задач.


4 модуль (11ч.)

46.

01.03.22


Решение логических задач.


47.

03.03.22


Решение нестандартных задач.


48.

10.03.22


Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.


49.

15.03.22


Практикум «Подумай и реши».


50.

17.03.22


Решение логических задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.


51.

22.03.22


Задачи с многовариантными решениями.


52.

24.03.22


Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.


53.

29.03.22


Решение заданий международной игры «Кенгуру».


54.

31.03.22


Решение заданий международной игры «Кенгуру».


55.

05.04.22


Решение олимпиадных задач.


56.

07.04.22


Решение задач повышенной сложности.


5 модуль (13ч.)

Очень важную науку постигаем мы без скуки! (13 ч)

57.

19.04.22


Экспромт – задачки на смекалку и математические головоломки.


58.

21.04.22


Решение математических задач.


59.

26.04.22


Логические познавательные задачки-шутки.


60.

28.04.22


Задачи, требующие наблюдательности.


61.

03.05.22


Час математики.

Игра «Математик-бизнесмен».


62.

05.05.22


Знакомство учащихся с понятиями «банк», «бизнесмен», «капитал».


63.

10.05.22


Конкурс-игра «Юный эрудит».


64.

12.05.22


Соревнования на математическом авторалли.


65.

17.05.22


Волшебная игра Танграм.


66.

19.05.22


Знакомство с историей возникновения танграма, выкладывание простейших фигур по образцу.


67.

24.05.22


Задачи с недостаточными условиями для решения.


68.

26.05.22


Заключительное занятие «В гостях у царицы всех наук – Математики».


69.

31.05.22


Обобщающее занятие.