СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка раздаточного материала по географии

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Раздаточный материал для изучения окружающей местности на учебной экскурсии.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка раздаточного материала по географии»












ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

«Изучение поверхности, характера залегания пород, ознакомление с водами, их использованием и охраной».







Работу выполнили:


Бригада №_____ 6 «___» класса в составе


1._____________________________________


2._____________________________________


3._____________________________________


4._____________________________________


5._____________________________________












Ижевск 20___ г.


Приложение.

БРИГАДНОЕ СНАРЯЖЕИЕ:

-лопата, почвенный нож (для изучения почвы на участке),

-бумага или пакеты и этикетки для образцов горных пород,

-5-6 поплавков, пробирка, часы с секундомером (для определения скорости течения и изучения воды),

-шест, 2 рейки, самодельный лот (веревка с грузом), рулетка или мерная лента (для определения глубины водоема),

-школьный нивелир, 10 колышков (для определения относительных высот местности),

-фотоаппарат.

-планшет и схематический план местности района,

-компас,

-не менее 5-ти листов для выполнения чертежей и записей во время экскурсии (по количеству остановок),

-карандаш, визирная линейка, ластик.


ЗАДАНИЯ:

По материалам осенней экскурсии выполнить практическую работу, ответить на вопросы и задания.


КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ:

- правильность и полнота отображения собранных данных – 3б;

- эстетичность подачи материала – 1б;

- изложение собственного мнения и умозаключения – 1б.



ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.

«Изучение поверхности, характера залегания пород, ознакомление с водами, их использованием и охраной»

Сделайте описание:

  1. Изучите формы рельефа и слагающие их породы.

2.а. Исследуйте реку (ручей).

2.б. Исследуйте пруд.

3. Опишите овраг (от вершины до устья).




Задание 1.

БРИГАДА № _________


Сделайте описание:

1. Изучите формы поверхности и слагающие их породы. Сделайте записи по предложенной схеме.

Местность, окружающая нас, - это (выберите правильный ответ: плоская равнина, холмистая равнина, горы)_________________________________________.;

От точки стояния мы видим.___________( овраг, берег пруда, холм, горы).

В обнажении видно, что склон _____________________сложен горными породами (назвать и нарисовать условный знак)_______________________________.

Они залегают ____________________________ (горизонтально, под углом, вертикально).

Зарисуйте обнажение.









Высота склона равна ____________ метрам,

крутизна склона равна ___________ градусам.


Сделайте схематический рисунок описанной местности.












Задание 2.

БРИГАДА № _________

2.а. Исследуйте реку (ручей).

Река (ручей)___________. Находится ________________________________

Река течет в направлении _________________________________________.

Ширина реки ________________ , глубина _________________________. Мы стоим на ____________________________ берегу. У берега скорость течения _________ м/мин. В середине реки скорость течения ______м/мин. Скорость течения у берегов _________________________________________ (больше или меньше), чем в середине.

Вода в реку попадает ___________________________________________________ (из-под земли, от таяния снега, от дождей), и наиболее полноводной река бывает в_______________________________ месяце Склоны берегов _____________________ (крутые, пологие, ступенчатые, обрывистые)

Речка (ручей) используется человеком ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________. Для охраны применяются меры:_____________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.


ПОМОЩНИК:

Ширину реки измерьте веревкой (протяните ее от берега до берега перпендикулярно реке, полученное расстояние измерьте сантиметровой лентой).


Глубину реки измерьте шестом или самодельным лотом, для этого опустите шест в воду под прямым углом до упора, или лот (шнур с грузом), смоченная часть шеста или шнура показывает глубину в данном месте. Необходимо сделать несколько замеров на разном расстоянии от берега, наибольший результат считается глубиной реки.


Скорость течения измерьте с помощью поплавков и секундомера.





Задание 3.

БРИГАДА № _________


2.б. Исследуйте пруд.

Пруд ________________________ (указать название, если есть) находится _________________________________________________________________________. Берега пруда (выберите правильный ответ: крутые, пологие, обнаженные, залесенные, задернееные, заросшие).__________________________________________. Мы стоим на ____________________ берегу. Водоем имеет _____________ размеры. Вода ___________________ цвета. В пруд впадает река (ручей) __________________ (указать название, если есть). Вода стоячая или проточная _____________________. Скорость течения на расстоянии_______ метров от берега _______ м/мин. Глубина у берега_____ м, в середине пруда __________ м.

Пруд был создан _________________________________________________ и используется человеком для_______________________________________________ _________________________________________________________________________. Для охраны применяются меры ______________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________.



ПОМОЩНИК:

Глубину измерьте шестом или самодельным лотом, для этого опустите шест в воду под прямым углом до упора, или лот (шнур с грузом), смоченная часть шеста или шнура показывает глубину в данном месте. Необходимо сделать несколько замеров на разном расстоянии от берега, наибольший результат считается глубиной реки. Можно найти данные в литературе, если река большая замеры сделать невозможно.


Скорость течения измерьте с помощью поплавков и секундомера (опустите в воду поплавок и засеките время, за которое поплавок пройдет расстояние равное1метру – это и будет скорость течения в м/мин, необходимо измерить скорость у берега и в центре водоема).


Время создания пруда можно найти в литературе или узнать у местных жителей.





Задание 4.

БРИГАДА № _________

3. Опишите и зарисуйте овраг (от вершины до устья).

-1.Сколько вершин имеет овраг? ___________________________

-2.Какова длина, ширина и глубина оврага

а) в вершине ______________________________________________________________

б) средней части ___________________________________________________________

в) в устье оврага ___________________________________________________________

-3.Какую форму имеют склоны оврага _______________________________

(крутые, пологие, вогнутые, террасовидные и т.д.)

-4.Какое направление имеет овраг относительно сторон горизонта __________________________________________________________________________

-5.Покрыт ли растительностью, какой ________________________________ __________________________________________________________________________

-6.Примерно возраст оврага (старый, молодой) ________________________.

Происходит ли в настоящее время его рост ____________________________________

-7.Установите, в результате чего идет рост оврага ______________________ __________________________________________________________________________ (под действием талых и дождевых вод, деятельности человека – распашка территории непосредственной близости к оврагу, уничтожение растительности и т.д.)

-8.Влияние оврага на окружающую местность _________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ ( иссушает; засоряет низины и долины реки наносами щебня, гальки, песка; уничтожает пахотные земли, сокращает площади, пригодные для хозяйственной деятельности человека и т.д.)

-9.Роль растительности в развитии оврага ____________________________ _________________________________________________________________________

-10.Что необходимо предпринять для предупреждения развития оврага _________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________







Приложение 1.

РУКОВОДСТВО К ДЕЙСТВИЮ.

КАК ОПРЕДЕЛИТЬ ШИРИНУ РЕКИ?

СПОСОБ №1 (с помощью травинки).


-1.Выбрать на противоположном берегу два предмета ( Д и Е ), находящиеся на небольшом расстоянии друг от друга;

-2.Держа горизонтально травинку за ее концы вытянутыми руками, закрыть промежуток между выбранными предметами (смотря одним глазом);

-3.Отметить камешком или вешкой точку своего стояния А;

-4.Сложить травинку пополам и отойти от реки на такое расстояние, чтобы промежуток между выбранными предметами вновь закрывался сложенной пополам травинкой;

-5.Отметить положение новой точки своего стояния В;

-6.Измерить расстояние между первоначальной точкой своего стояния А и новой точкой В; полученный результат соответствует ширине реки (АВ=АС).





Приложение 2.

РУКОВОДСТВО К ДЕЙСТВИЮ.

КАК ОПРЕДЕЛИТЬ ШИРИНУ РЕКИ?

СПОСОБ №2 (определение ширины реки шагами).








-1.Выбрать на противоположном берегу какой-либо приметный объект А (дерево, камень и т.п.) и встать против него (точка В);

-2.Отметить камнем или палкой точку В и идти под прямым углом к линии АВ вдоль берега определенное количество шагов (например 30 ), отметить рейкой полученную таким путем точку С;

-3.Пройти такое же количество шагов (в нашем примере 30 шагов) в том же направлении и отметить на берегу новую точку Д;

-4.Двигаясь под прямым углом к полученной линии ВД, найти точку Е, из которой выбранный предмет А и рейка в точке С будут видны на одной прямой;

-5.Измерить расстояние ДЕ, которое, как видно из рисунка, равно расстоянию АВ, т.е ширине реки.

Задание 5.


РУКОВОДСТВО К ДЕЙСТВИЮ.

КАК ОПРЕДЕЛИТЬ СКОРОСТЬ ТЕЧЕНИЯ РЕКИ (РУЧЬЯ)?


-1.Определить колышками не менее 2 створов (расстояние между створами должно быть не меньше трехкратной ширины реки);

-2.У верхнего и нижнего створов встают наблюдатели, которые взмахом руки фиксируют прохождение поплавка через линию створа (колышка);

-3.Примерно по середине между створами, или на нижних створах стоит «таймер» с секундомером, который отмечает данные в таблице, началом и окончанием отсчета будут являться сигналы наблюдателей (взмах руки);

-4.«Пусковики» с интервалом забрасывают (пускают) поплавки на середину реки в 3-5 метрах выше верхнего створа, с тем, чтобы к моменту пересечения створа поплавок приобрел бы скорость верхних слоев водного потока. Каждый следующий поплавок пускают только после пересечения предыдущим нижнего створа.

-5.Средний показатель скорости движения поплавков будет являться скоростью движения реки на данном участке.



ОПРЕДЕЛЕНИЕ СКОРОСТИ ТЕЧЕНИЯ РЕКИ (РУЧЬЯ):


№ поплавка


Расстояние между створами в М

Время прохождения поплавка через створ

Продолжительность хода поплавка в

сек.

Скорость движения поплавка,

М/сек.

Скорость течения реки,

М/сек.

Верхний створ

Нижний створ

1.







2.






3.






4.






5.






6.






7.









Приложение 3.


РУКОВОДСТВО К ДЕЙСТВИЮ.

КАК ОПРЕДЕЛИТЬ КРУТИЗНУ СКЛОНА?

-1.Выбрать двух «измерителей» одинакового роста, или одному из них, находящемуся на вершине холма, взять рейку в рост другого измерителя, с отметкой уровня глаз первого измерителя;

-2.Измеритель, находящийся у подножия холма, берет эклиметр (транспортир с отвесом) и визирует направление по склону на объект (например, отметку на рейке или на уровень глаз второго измерителя);

-3.По отметке на транспортире определить крутизну склона в градусах;

-4.Определить наиболее крутой и пологий склоны, нарисовать схему крутизны склона холма в разрезе (в виде треугольника).







Задание 6.

РУКОВОДСТВО К ДЕЙСТВИЮ.

КАК ОПРЕДЕЛИТЬ ВЫСОТУ ХОЛМА ИЛИ ГЛУБИНУ ОВРАГА?


-1.Два человека работают с нивелиром, один «прицеливается» (визирует), другой следит за правильностью установки нивелира (отвесом);

-2.Один человек устанавливает рейку в месте , указанном нивелирщиком;

-3.Один человек вбивает колышки (вешки) для измерений в указанных местах (там, где установят рейку);

-4.Два человека измеряют расстояние между вешками по прямой (натянутой веревкой или рулеткой);

-5.Один человек ведет записи измерений между вешками;

-6.Бригадир определяет Азимут хода из нижней точки к верхней и наоборот;

-7.Начертить холм в разрезе в масштабе: А) в 1см - 10 см

Б) в 1см – 50 см

В) в 1см – 1м

Г) в 1см – 2м, (выбрать масштаб)

-8. Укажите направление сторон горизонта на вашем чертеже.



ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОТНОСИТЕЛЬНОЙ ВЫСОТЫ ХОЛМА НИВЕЛИРОМ:

вешки


Превышение, М

Относительная высота,

М

Расстояние между точками, М

0.

1.

2.

3.

4.





…..

-




0

-


Вывод


Расстояние от подножия до вершины равно ______ М.