Государственное бюджетное профессиональное общеобразовательное учреждение «Кулебакский металлургический колледж» г. Кулебаки Нижегородской области
Методическая разработка раздела учебной программы по физической культуре.
Волейбол.
Руководитель
физического воспитания
Андреянов Николай Викторович
Пояснительная записка.
Методическая разработка раздела «Волейбол» предназначена для обучающихся I курсов профессиональных училищ.
Она составлена на основе Комплексной программы физического воспитания учащихся. 1-11 классы. Лях Владимир Иосифович, Зданевич Александр Александрович, Просвещение, 2012 г.
Данная методическая разработка раздела направлена на приобретение учащимися теоретических сведений, и более успешное овладение приемами техники и тактики, приобретения навыков участия в игре и организации самостоятельных занятий, а также достижения высоких результатов в соревновательной деятельности.
В ходе изучения данного раздела учащиеся приобретают знания о месте и значении игры в системе физического воспитания, о структуре рациональных движений в технических приёмах игры, изучают взаимодействие игрока с партнерами в групповых действиях для успешного участия в игре.
Волейбол - важное средство общей физической подготовки учащихся.
Актуальность:
Широкое применение волейбола в системе физического воспитания объясняется несколькими причинами:
- доступностью игры для любого возраста;
- возможностью его использования для всестороннего физического развития и укрепления здоровья, воспитания моральных и волевых качеств и в тоже время использования его как полезного и эмоционального вида активного отдыха при организации досуга молодёжи;
- простотой правил игры, высоким зрелищным эффектом игрового состязания.
Эти особенности способствуют воспитанию у учащихся:
- чувства коллективизма;
- настойчивости, решительности, целеустремлённости;
- внимания и быстроты мышления;
- способности управлять своими эмоциями;
- совершенствованию основных физических качеств.
Цели и задачи раздела
Раздел программы ориентирована на достижение следующей цели:
Вызвать у обучающихся интерес к игре в волейбол.
Цель достигается через решение следующих задач:
Образовательные:
- Познакомить с этапами развития спортивной игры волейбола;
- Ознакомить с правилами игры в волейбол;
- Обучить основам техники основных элементов игры;
- Обучить основам тактики игры;
- Развить необходимые физические качества (силу, выносливость, координацию движения, быстроту реакции и др.);
- Формировать умение самостоятельно заниматься физическими упражнениями.
Оздоровительные:
- Способствовать укреплению здоровья;
- Содействовать гармоничному физическому развитию;
- Поддерживать высокую работоспособность;
- Укреплять различные системы организма;
- Агитировать и пропагандировать здоровый образ жизни.
Воспитательные:
- Воспитывать любовь к спорту и занятиям физической культурой;
- Развивать умение подчинять свои действия интересам коллектива в достижении общей цели;
- Формировать высокоразвитые волевые качества и способность преодолевать трудности в ходе спортивной борьбы;
- Прививать гигиенические навыки и привычки соблюдения режима труда и отдыха, ухода за своим телом, одеждой и пр.;
- Учить видеть красоту движений.
Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала обучающимися в соответствии с возрастными особенностями.
Юность — период жизни от отрочества до взрослости.
- Развитие когнитивных процессов у старшеклассников достигает такого уровня, что они оказываются практически готовыми к выполнению всех видов умственной работы взрослого человека, включая самые сложные.
- В учении формируются общие интеллектуальные способности, особенно понятийное теоретическое мышление. Это происходит за счет усвоения понятий, совершенствования умения пользоваться ими, рассуждать логически и абстрактно.
- В общении формируются и развиваются коммуникативные способности учащихся, включающие умение вступать в контакт с незнакомыми людьми, добиваться их расположения и взаимопонимания, достигать поставленных целей.
- В труде идет активный процесс становления тех практических умений и навыков, которые в будущем могут понадобиться для совершенствования профессиональных способностей.
- К 15 годам нервная система становится более уравновешенной. Как правило, юноши менее раздражительны и более оптимистичны. Юноши лучше управляют своим эмоциональным состоянием, их настроение более устойчиво.
- Самооценка в ранней юности относительно устойчива, высока, сравнительно бесконфликтна, адекватна. В это время преобладает оптимистичный взгляд на себя и свои возможности, юноши не слишком тревожны.
- Самоуважение старшеклассников в выше подросткового, интенсивно развивается саморегуляция, повышается контроль за своим поведением, проявлением эмоций. Настроение в ранней юности становится более устойчивым и осознанным
- Уровень физического развития и развития двигательных качеств в этом возрасте достаточно высок. Увеличиваются силовые показатели, быстрота, ловкость, повышается уровень общей выносливости.
Ожидаемые результаты освоения раздела программы
В результате освоения данного раздела обучающиеся заинтересуются игрой в волейбол; приобретут теоретические знания по развитию волейбола, о месте и значении игры в системе физического воспитания; ознакомятся с правилами игры, овладеют приемами техники и тактики, приобретут навыки участия в игре и организации самостоятельных занятий, а также достигнут определенных результатов в соревновательной деятельности.
Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов, форм организации деятельности учащихся
Для развития физических способностей обучающихся используется не одна отдельно взятая технология или подход, а совокупность нескольких методов и приёмов, что даёт большую эффективность и позволяет учителю выстраивать учебную деятельность, исходя из потребностей и возможностей обучающихся.
Используемые в изучении раздела образовательной программы «Волейбол» приемы и технологии.
- Разноуровневое, дифференцированное обучение;
- Проблемное обучение;
- Тестирование, как способ контроля и самоконтроля;
- Метод проектов;
- Исследовательский метод;
- Соревновательно-игровые технологии;
- Здоровьесберегающие технологии;
- Информационно-компьютерные технологии;
- Комплексное обучение элементам игры в волейбол
Разноуровневое, дифференцированное обучение.
Использование индивидуально-дифференцированного подхода в процессе обучения данному разделу программы предполагает учет индивидуальных особенностей обучающихся с целью наилучшего развития их способностей. Необходимость разноуровневого, дифференцированного подхода возникает в связи с различным уровнем физической подготовленности обучающихся, их возрастными особенностями, способностью переносить физические нагрузки.
Проблемное обучение.
Использую в работе элементы проблемного обучения – постановка проблемных вопросов. Постановка проблемных вопросов ведёт к созданию ситуации поискового решения, что в целом содействует значительному повышению интереса и творческой активности обучающихся. Применительно к волейболу это играет особую роль. Как я на практике реализую проблемное обучение.
Тестирование, как способ контроля и самоконтроля.
Тест – представляет собой стандартное задание, соответствующее требованиям однозначности, краткости и простоты. Его выполнение позволяет оценить уровень знаний каждого учащегося и определить степень усвоения теоретического материала.
Метод проектов и исследовательский метод.
В работе по данному разделу образовательной программы были подготовлены проекты по следующим темам:
- «Снижение травматизма посредством использования специальных упражнений»;
- «Увеличение силы благодаря комплексу общеукрепляющих упражнений»;
- «Быстрота. Развитие быстроты с помощью специальных упражнений».
Соревновательно-игровые технологии.
В работе над данным разделом программы использовались следующие игры:
- «Два мяча»;
- «Падающая палка»;
- «Удочка»;
- «Двадцать пять передач»;
- «Эстафета через сетку»;
- «Снайперы»;
- «Попади в квадрат».
Здоровьесберегающие технологии
- строгое выполнение санитарно-гигиенических требований, регламентированные СанПиНами;
- применение страховочных средств и защитные приспособления в спортзале с целью профилактики травматизма;
- ограничение уровня учебной нагрузки, исключение наступления состояния переутомления обучающихся;
- распределение, в соответствии хронометража, время на все этапы урока;
- использование оздоровительных моментов на уроке;
- создание у детей положительной эмоциональной настроенности.
Информационно-компьютерные технологии
- Решение проблемы поиска и хранения информации, планирования, контроля и управления занятиями волейболом, диагностики состояния здоровья и уровня физической подготовленности обучающихся.
- Включение в уроки материал по усвоению теоретических основ игры в волейбол.
- Объяснение техники выполнения разучиваемых движений, исторические документы и события, биография спортсменов, освещение теоретических вопросов различных направлений.
- Применение тестирующих программ.
- Самостоятельная подготовка презентаций.
- Использование при изучении нового материала видеороликов, видеоряда, звука и текста.
Комплексное обучение элементам игры в волейбол.
Комплексное обучение элементам игры в волейбол осуществляется по приему круговой тренировки.
Комплексное обучение может применяться при обучении и совершенствовании техники игры и воспитании двигательных качеств. Этот метод требует дифференцированного определения заданий.
Основными методическими принципами построения занятий с использованием технологии комплексного обучения являются следующие положения:
- 1. Циклическое использование разработанных комплексов физических упражнений, выполняемых в порядке последовательной смены “станций”.
- 2. Расчет на индивидуальные и групповые занятия, что наиболее специфично для волейбола.
- 3. Повышение работоспособности волейболистов на базе всестороннего развития. Комплекс упражнений состоит из специальных и общеразвивающих упражнений волейболиста.
Система знаний и система деятельности
- Система знаний – общенаучные знания и законы, знания профильного характера.
- Система деятельности – познавательная, преобразующая, общеучебная , самоорганизующая деятельность .
Календарно-тематическое планирование по разделу программы «Волейбол».
№ урока
Наименования темы
Количество часов
1
теория
2
Специальные упражнения волейболиста. Стойки, перемещения. Техника верхней прямой подачи.
практика
История развития волейбола. Правила игры и проведения соревнований. Техника безопасности на уроках.
1
3
Техника передачи мяча сверху и снизу двумя руками.
4-5
1
Техника прямого нападающего удара.
6
1
Блокирование.
7-10
2
Комплексное обучение основным элементам игры в волейбол.
11-13
1
1
Совершенствование основных элементов игры в волейбол.
14
Контрольный урок.
3
Итого:
3
1
2
Всего:
12
14
Разработка урока
Тема урока: Комплексное обучение основным элементам игры в волейбол.
Цель урока : популяризация волейбола среди учащихся, привлечение детей к систематическим занятиям физической культурой и спортом.
Задачи:
Образоватеьные:
1. Совершенствование техники передач, верхней прямой подачи, атакующего (нападающего) удара и блокирования.
2. Ознакомление с тактическими приемами игры.
3.Развитие скоростно-силовых качеств, ловкости, силовой выносливости.
4. Проверка знаний по разделу “Волейбол”.
Оздоровительные
1. Воспитание правильной осанки.
2. Обучение самоконтролю за физической нагрузкой.
Воспитательные
1. Воспитание силы воли, самостоятельности, организованности, дисциплины, внимательного отношения к товарищам.
Метод проведения: групповой, фронтальный, игровые технологии, технологии комплексного обучения.
Инвентарь и оборудование: волейбольные мячи, подвесные мячи, гимнастическая палка, ноутбук, мультимедийная презентация.
Место проведения: спортивный зал.
Основная часть
28 мин
- Распределение учащихся по «станциям».
- Работа на станциях.
2 мин
Первая «станция».
Бег с резкими остановками и изменениями направления движения.
16 мин
Вторая «станция».
Следить за быстрой сменой направления движения.
Передача сверху двумя руками мяча, подвешенного на шнуре.
Обратить внимание обучающихся на согласованность работы ног и рук.
Третья «Станция».
Имитация приема мяча снизу двумя руками после перемещения.
Контролировать движения и своевременности соединения рук
Четвертая «станция».
Подбрасывание мяча над собой на определенную высоту.
Стремиться подбрасывать мяч на одинаковую высоту.
Пятая «станция».
Удары по подвешенному мячу в прыжке с места.
Стараться попадать точно в центр мяча. Следить за движением руки при ударе.
Просмотр презентации. Обратить внимание на перемещение игроков всех зон.
Седьмая «станция».
Наблюдение за перемещениями игроков при защите «углом вперед».
Стараться не опускаться на ладони и поддерживать темп.
Восьмая «станция».
Передвижение по кругу в упоре лежа на пальцах.
Следить за соблюдением правил игры.
- Соревновательно-игровые задания.
Игра «Попади в квадрат».
Игра «Падающая палка».
10 мин
Выполнение учебных нормативов во волейболу в начале и конце изучения раздела образовательной программы «Волейбол».
Контрольные упражнения выполняли обучающиеся экспериментальной группы
(25 чел.)
начало изучения
оценка
5
Подачи в пределах площадки из 5 подач
конец изучения
4
Передача мяча над собой, стоя в круге диаметром 2м, высота взлета мяча не менее 1 м
6 чел.
3
4 чел.
Передача мяча в парах, без потерь. Расстояние 5–6 м (кол-во раз)
9 чел.
5 чел.
7 чел.
10 чел.
5
14 чел.
4
8 чел.
10 чел.
8 чел.
10 чел.
3
12 чел.
11 чел.
5 чел.
9 чел.
6 чел.
10 чел.
6 чел.