СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка.Развитие, познавательной активности и творческой индивидуальности обучающихся.

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок изобразительного искусства в 4 классе.«Защитники земли русской»

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка.Развитие, познавательной активности и творческой индивидуальности обучающихся.»

Урок изобразительного искусства в 4 классе

«Защитники земли русской»

Е.Р. Шарапова

учитель изобразительного искусства

МБОУ «Университетский лицей города Димитровграда Ульяновской области»


Аннотация: На уроках изобразительного искусства происходит встреча ребенка с культурой народа и всего человечества. Изучение культуры происходит не только теоретически, но и практически. При применении проектной деятельности опыт, который был получен детьми ранее, принимается, но при этом появляется, что-то новое. В этап развития включается процесс познания. Когда мы даем знания, встает вопрос - возьмет ли эти знания ребенок или они останутся только в тетрадях. Это зависит от деятельности учителя. Если процесс познания будет активным, с активным мышлением тогда и знания будут личностно-значимым, они станут частью ребенка. Для этого нужно использовать различные приемы в обучении, которые активизируют мышление. Когда мы рассматриваем предмет с разных сторон, мы переходим на метапредметный подход в обучении, который формирует у детей целостную картину мира, расширяется его мировоззрение, знания становятся частью ребенка

Проектирование урока рассматривается с позиции деятельностной педагогики, будучи акмеологической технологией, создаются условия для проявления познавательной активности и развития творческой индивидуальности обучающихся. В основу урока положен практико-ориентированный принцип обучения. На уроке использовалось чередование самостоятельной, индивидуальной и коллективной, форм работы. Использование ИКТ позволяет повысить уровень наглядности, расширить кругозор обучающихся, связь с другими учебными предметами, обращение к личному опыту способствуют развитию индивидуальности ученика

Цель урока: содействовать патриотическому воспитанию обучающихся, любви к Родине, интереса к истории родной страны, ее лучших представителей, создание условий для проявления познавательной активности и развития творческой индивидуальности обучающихся

Исходя из этого, выбирались методы работы на уроке: объяснительно-иллюстративный; беседа; индивидуальная, фронтальная, групповая работа. Метод контроля и самоконтроля, практический; метод стимулирования и мотивации; методы проблемного обучения. Результативность урока определяется умением выполнить самостоятельно работу.

На этом уроке ставились следующие задачи:

  • создать условия для углубления и комплексного применения знаний, навыков и умений, для реализации усвоенных способов работы в интеллектуальной и практической деятельности;

  • развивать умения самостоятельного поиска решения проблем; создать основы для формирования позитивной самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма, потребности в творческом самовыражении;

  • обучить детей целеполаганию, формулированию темы урока, правильной постановки новой учебной задачи, проявлению инициативы в учебном сотрудничестве; научить осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.


Одним из видов уроков изобразительного искусства является творческо-проектная мастерская.

Начинается творческо-проектная мастерская с организационного момента – дети получают, целевую установку мотивирующего дальнейшую деятельность. Учитель просит ребят вспомнить материал прошлых уроков. В ходе ответов корректирует опорные знания учащихся.

– Здравствуйте ребята, рада приветствовать вас в творческо-проектной мастерской.

-Прежде чем мы приступим к нашему проекту, нужно выяснить, для чего мы будем его делать.

Мы являемся частью страны-

ответы: России

В России мы живем в области, которая называется –

ответы: Ульяновская

В городе –

ответы: Димитровград

В этом городе - Ваш дом, в котором живете ВЫ

Получив целевую установку, в ходе которой, проявляют эмоционально-ценностное отношение к культуре Руси. Понимают значение знаний для человека и принимают его.

Следующий этап - мотивация к учебной деятельности.

-Человечество за всю свою историю накопило большой жизненный опыт. На уроках изобразительного искусства мы с вами изучаем историю и культуру нашей Родины. Для чего мы это делаем? Зачем нам это нужно?

Ответы: мы являемся частью страны. Без прошлого нет будущего

Человек, не знающий прошлого, не сможет построить будущего, 

уважение предков, знание истории собственной страны – это самоуважение

Далее, обучающимся предлагается работа с учебником:

-Давайте вспомним, что мы изучали на прошлых уроках

откройте учебник, просмотрите пройденные темы

-Опишите мне, пожалуйста, древнерусский собор.

-Из какого материала строили постройки на Руси?

Чем примечателен город-крепость и почему их строили на Руси?

-Какую роль играла крепостная стена?

Выдвигают свои версии, отвечают на вопросы: город, крепость, храм;

город-крепость для защиты от врагов.

Город построен на холме, рядом есть ров с водой, город защищён вокруг крепостной стеной со сторожевыми башнями

-Кто защищал город-крепость?

Ответы: воины защитники, князь и его дружина

Далее, этап постановки учебной задачи.

Цель которого, подготовка мышления обучающихся, осознание ими цели урока. Словесно-иллюстративный рассказ с элементами беседы в ходе, которого проявляется мотивация учебной деятельности, способность к эстетической оценке произведений русской живописи, понимают значимость предмета «Изобразительное искусство». Обучающиеся учатся выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. Формулируют тему и задачи урока. По стандартам ФГОС и по методике проблемного обучения учитель должен подводить детей к формулировке темы урока и постановке целей и задач, т.е. на уроке должно быть сотрудничество учителя и учеников


-Действительно, крепости защищали воины, которые проживали в городах, они служили при дворе князя, который управлял городом. Князь был главным военачальником - воеводой.

-И по сей день живёт добрая память о русском воине, как о самом мужественном, бесстрашном, честном, преданном Отечеству и верном в дружбе.

-Как вы думаете, о КОМ сегодня пойдет речь на уроке?

Ученики формулируют тему урока: Защитники земли русской

-Что нового можем узнать на уроке?

-Образы народных защитников воспевались в особых сказаниях, которые назывались «былины».

Как же называли защитников земли русской?

- А каким должен быть защитник своей Родины? Человека, с какими качествами называют богатырем?

Ответы: храбрость, мужество, сила, смелость, достоинство, честь, ум, упорство, преданность Родине.

Вспомните былины. Каких богатырей из русских былин вы знаете?

-На каких уроках вы встречались с богатырями?

Ответы: окружающий мир, основы православной культуры, основы духовно нравственной культуры народов России, музыка.

Следующий этап актуализация знаний, на данном этапе создаются условия для развития интереса детей к образу защитника. С помощью проблемной ситуации обучающиеся подводятся к теме урока, где непосредственно раскрываются цели и задачи. Данная проблемная ситуация дает положительный эмоциональный настрой на урок.

-Да, герои былин – богатыри. Люди исключительные, наделённые чертами, которыми не обладает обычный человек - невиданной силой, безграничной храбростью, каким-либо умением (лихо скакать на коне, метко стрелять из лука и т. д.).

-Можем ли мы в современном мире узнать об истории Древней Руси, ее городах и жителях, воинах – защитниках, их героизме и подвигах?

В каких видах искусства? Приведите примеры.

Ответы: в изобразительном искусстве, на картинах художников.

В историческом и краеведческих музеях. На праздниках «День героев Отечества», «День защитника Отечества» выступают участники военно-патриотических секций. В школе на уроках литературы и истории. В киноискусстве, режиссёры снимают художественные и документальные фильмы, создают мультипликационные фильмы о богатырях и героях Отечества. В музыке, композиторы сочиняют произведения на эту тему.


-Ребята, а зачем мы обсуждаем эти качества?

- А сегодня есть богатыри или это только сказочные персонажи?

-А в наше время нужны богатыри? Защитники?

-Любой человек может обладать такими качествами?

-В современном мире, где нужны эти качества? В каких профессиях?

-Кого мы можем назвать защитниками сегодня?

Ответы: Что бы стремиться быть такими как герои. Что бы развивать в себе эти качества.

Эти качества нужны в любом деле.

Перечисляют профессии: военные (разные рода войск), врачи, пожарные, МЧС, полицейские и т.д

-Какая задача стоит перед нами, что мы сегодня будем делать?

-Сформулируйте цель урока

Ученики ставят цель и определяют задачи для выполнения творческой работы: изобразить защитника, смелого человека.

Изложение нового материала - основная часть этого типа урока – проводится методом объяснения, рассказа с элементами демонстрации и сравнения с уже изученным материалом. М/М ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Следующий этап работа творческо-проектной мастерской. Цель, которой, создать образ защитника. Формирование практических умений ,применяют полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности,

составляют план и последовательность действий.

-Начинается практическая работа нашей творческо-проектной мастерской (получите пакеты с заданиями и материалами)

Прежде чем мы приступим к работе, вспомним:

Правила техники безопасности

Правила личной гигиены

Обучающиеся выполняют работу графическими материалами, образ защитника по выбору.

В ходе самостоятельной работы учителем оказывается помощь учащимся, исходя из их индивидуальных способностей. Для лучшей последовательности выполнения самостоятельной работы, на доске размещена инструкционная карта выполнения работы.

Последний этап мастерской – рефлексия деятельности. Цель данного этапа- самооценка обучающимися своей деятельности, в результате которой обучающиеся рассматривают выставку, оценивают работу свою и одноклассников. Отвечают на вопросы, обсуждают итог выполнения работы, находят недочёты, происходит контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция, понимают значение знаний для человека. На этапе рефлексии проведится анализ работ: что получилось, а что нет. Озвучиваются ритерии оценки и ребята объективно оценивали свои работы.

-Работа творческо-проектной мастерской заканчивается…

Посмотрите, какие прекрасные работы у вас получились

– Что нового узнали вы на уроке?

– Рассмотрите выполненные вами работы и подумайте, все ли у нас получилось.

Кто перед нами?

-Достигли ли мы поставленной цели урока?

Удалось ли нам передать образ защитника?

-Кто является защитником земли русской?

– Сегодня на уроке мы с вами хорошо потрудились. Молодцы!

Рассматривают выставку, оценивают работу свою и одноклассников.

-Оцените, как прошел урок для вас.

Учитель даёт информацию о домашнем задании. Домашнее задание:

1.Найти и прочитать пословицы и поговорки о защитниках Отечества

2. Составить ребус или кроссворд по теме урока

Ученики обсуждают работу по подготовке домашнего задания, задают вопросы по выполнению работы дома.

Организация обратной связи осуществляется на всех этапах урока: во время опроса – дети вспоминают и рассказывают о том, что им уже известно, при подаче нового материала – дети сопоставляют свои знания с полученными знаниями, задают вопросы, если было что-то не понятно, при закреплении – анализируют получившиеся работы

Литература:

  1. Учебник изобразительного искусства Л.А. Неменской, 4 класс (УМК «Школа России»)

Интернет-ресурсы:

  1. http://www.veliz.h12.ru,

  2. http://www.cityref.ru Мультимедийный ряд:

Музыкальный ряд:

  1. Песня «Богатырская наша сила», сл. Н. Добронравова, муз.

  2. А. Пахмутовой

  3. «Богатырская симфония» А.П.Бородин




6