Муниципальное общеобразовательное учреждение
Одоевская средняя общеобразовательная школа
«Лучшая методическая разработка по обучению детей ПДД»
среди педагогов образовательных организаций
Сценарий родительского собрания
по правилам дорожного движения
«Пример родителей на дороге –
залог безопасности для детей»
(методическая разработка)
Составитель: Сафонова Наталия Павловна,
преподаватель ОБЖ МОУ Одоевская СОШ
2022 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Анализ причин дорожно – транспортных происшествий с детьми показывает, что возникают они в большинстве случаев из-за незнания правил безопасного поведения на улицах и дорогах или халатности родителей.
Именно поэтому важно изучать правила дорожного движения в школе, так как приобретённые знания и внимательное отношение к вопросам соблюдения норм и правил дорожной безопасности, дети пронесут через всю жизнь и эти знания помогут им избежать трагедий на дороге.
В данной методической разработке родительского собрания отражены вопросы по профилактике детского дорожно - транспортного травматизма. Материал будет полезен для всех возрастных категорий.
Цель: организация деятельности родителей по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, повышения культуры правильного и безопасного поведения ребёнка на дороге.
Задачи:
- побудить родителей задуматься о том, что соблюдение ПДД - самое главное для сохранения жизни и здоровья их детей;
- ознакомить родителей с некоторыми правилами и памятками, способствующими наиболее эффективному усвоению ПДД.
Оборудование:
- мультимедийное оборудование;
- шаблоны фигур ;
- инструменты – ножницы, карандаши;
- карточки с памяткой для родителей;
- карточки с полезными ссылками.
Подготовительная работа:
- отправление приглашений родителям (приложение 1)
- разработка памятки для родителей (приложение 2)
- шаблоны для изготовления фликеров (приложение 3)
- разработка карточек с полезными ссылками (приложение 4)
- презентация;
Ход собрания
Семья для ребенка - это источник общественного опыта.
Здесь он находит примеры для подражания, и здесь происходит
его социальное рождение.
В.А. Сухомлинский
1. Вступительное слово классного руководителя.
Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мы проводим родительское собрание на тему: «Пример родителей на дороге – залог безопасности для детей».
Дорожно-транспортное происшествие – это трагедия, в которой ребёнку лучше не иметь «личного» опыта. Поэтому вам, уважаемые родители, необходимо обучать детей правилам поведения в транспортной среде на собственном примере.
С точки зрения ребёнка, родители – это образец поведения, и всё, что делают мама и папа – отлично, и значит, так надо делать всегда. Нарушая правила, родители закладывают основу возможно будущей трагедии.
Ваш личный пример соблюдения Правил дорожного движения поможет
- сформировать стойкую привычку не допускать нарушения
- довести правильные действия ребёнка при переходе через дорогу до автоматизма.
Не оставайтесь равнодушными к поведению на дороге чужих детей. Быть может, сделанное вами замечание ребёнку, вовремя протянутая рука помощи предотвратят беду.
Итак, давайте разберём:
РЕБЁНОК – пешеход
Основные причины ДТП с участием пешеходов:
нарушение правил движения по пешеходному переходу (проблема касается как водителей, так и пешеходов: первые не предоставляют преимущества пешеходам, вторые выходят или выбегают на пешеходный переход, не убедившись в своей безопасности);
переход дороги вне пешеходного перехода (когда безответственность и невнимательность детей провоцирует совершение ДТП) – капюшон, наушники, смартфон отвлекают внимание ребёнка и не позволяют оценить дорожную ситуацию!
РЕБЁНОК – пассажир
Основные причины ДТП с участием пассажиров:
превышение скорости водителями (тормозной путь автомобиля зависит от скорости, чем выше скорость, тем дольше автомобиль будет тормозить, из-за этого водитель может попросту не успеть среагировать на ребёнка);
невнимательность водителя, которая может быть вызвана различными факторами (усталость, плохое самочувствие);
использование мобильного телефона в процессе управления транспортным средством;
выезд на полосу, предназначенную для встречного движения;
ошибки водителей при проезде перекрёстков.
ребёнок не пристёгнут, нет детского удерживающего кресла
РЕБЁНОК – водитель транспортного средства
С наступлением лета многие подростки тоже становятся водителями.
Велосипед, гироскутер, сегвей для многих ребят является предметом мечтания, и, прежде чем воплотить мечту в реальность, родителям следует задуматься:
- где же подросток будет управлять этим средством передвижения?
- есть ли поблизости стадион, парк, велосипедные дорожки?
Подростки, получив собственный «транспорт», могут отправиться в другой район к другу или однокласснику. При этом, оказавшись в потоке транспорта на проезжей части, даже подготовленный человек впервые минуты движения может с трудом ориентироваться, а подросток – он, зачастую, даже не знает, как ему правильно нужно двигаться по дороге, может растеряться, запаниковать и поступить не так, как ожидают от него другие участники дорожного движения. Именно такие обстоятельства чаще всего способствуют совершению дорожно-транспортного происшествия.
Важно контролировать, чтобы подросток соблюдал требования, предъявляемые Правилами дорожного движения к велосипедистам подросткового возраста:
Пункт 24.1: Движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет должно осуществляться по велосипедной, велопешеходной дорожкам или полосе для велосипедистов.
Пункт 24.2: Допускается движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет:
по правому краю проезжей части – в следующих случаях:
отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним;
габаритная ширина велосипеда, прицепа к нему либо перевозимого груза превышает 1 м;
движение велосипедистов осуществляется в колоннах;
по обочине – в случае, если отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов, либо отсутствует возможность двигаться по ним или по правому краю проезжей части;
по тротуару или пешеходной дорожке – в следующих случаях:
отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним, а также по правому краю проезжей части или обочине;
велосипедист сопровождает велосипедиста в возрасте до 14 лет либо перевозит ребёнка в возрасте до 7 лет на дополнительном сиденье, в велоколяске или в прицепе, предназначенном для эксплуатации с велосипедом.
С 14 лет велосипедист должен соблюдать следующие установленные правила:
помнить о дистанции относительно движущихся впереди объектов;
если на дороге выделена зона движения велосипедистов (велодорожка), велосипедист должен ехать по ней;
групповая езда осуществляется цепочкой, друг за другом;
надо быть внимательным к стоящему транспорту (внезапное открытие дверей, резкий старт);
в зоне передвижения людей спешиваются и везут велосипед рядом;
при пересечении проезжей части по пешеходному переходу необходимо спешиваться, и переходить пешеходный переход пешком, ведя велосипед рядом. Так же необходимо поступать при проезде по тротуару выезда из дворов (из так называемой прилегающей территории).
Что необходимо сделать родителям для безопасности подростка на велосипеде?
1. Оборудовать велосипед (фонари, фары, катафоты, а также звонок, насос, зеркала). Велосипед должен иметь исправные тормоз, руль и звуковой сигнал, быть оборудован спереди световозвращателем и фонарём или фарой (для движения в тёмное время суток и в условиях недостаточной видимости) белого цвета, сзади – световозвращателем или фонарём красного цвета, а с каждой боковой стороны – световозвращателем оранжевого или красного цвета.
2. Купить велосипедный шлем. Подросток должен быть в велошлеме независимо от того, катается он рядом с домом или же выезжает в город. Очень глупо пренебрегать своим здоровьем, не надев шлем по причине: «смешно выгляжу», «мне он не идёт», «причёску испорчу». При падении с велосипеда чаще всего страдает голова, а велосипедный шлем поможет избежать тяжёлых черепно-мозговых травм.
3. Купить средства пассивной защиты – наколенники и налокотники.
4. На одежду подростка прикрепить световозвращающие элементы (браслеты, значки, наклейки, брелоки). Это позволит велосипедисту стать более заметным для водителей транспортных средств. А лучше – купить подростку световозвращающий жилет или специальную световозвращающую ременную систему для велосипедистов.
5. Научить подростка проверять исправность велосипеда. Незначительные повреждения могут спровоцировать опасную ситуацию во время движения!
2. Итак, чтобы ваш ребёнок не попал в опасную ситуацию на дорогах, необходимо:
Знания правил самосохранения не менее важны, чем знания других школьных предметов. Скорее — более важны!
Отрабатывать каждое правило на практике.
Проходя маршрут до школы, непременно обращайте его внимание на мельчайшие детали, дорожные знаки, приводите примеры нарушений.
Воспитывать у ребёнка внимательность и осторожность при переходе проезжей части.
Не разговаривайте по телефону, пересекая улицу. Внимательно оглядывайтесь по сторонам. Помните, ваше поведение — наглядный пример для подражания.
Прививать ребёнку привычку пересекать улицу только в установленном месте.
В идеале — по пешеходному переходу. Даже если потребуется идти до следующего переулка. Не бойтесь потерять пары минут. Страшнее будет потерять нечто более ценное.
Требовать от ребёнка неукоснительно и всегда подчиняться сигналам светофора.
И не упустите важную деталь — нельзя сразу стремглав спешить на зелёный сигнал.
Сделайте паузу, посмотрите налево, убедитесь в отсутствии быстро
приближающегося автомобиля. Придерживайтесь правой стороны пешеходного перехода.
Двигаться за городом, в населённом пункте при отсутствии тротуара, навстречу автомобильному потоку.
Вы хорошо видите приближающийся транспорт и не получите неожиданный удар сзади.
Использовать специальные светоотражающие наклейки (фликеры) на одежде и других предметах.
Купите в магазине такие полоски, это важная деталь безопасности ребёнка на дороге.
А быстро он мчится или потихоньку приближается к пешеходному переходу?
Приближается к перекрёстку или движется параллельным курсом.
Помните — машину иногда не видно. Но слышно всегда!
3. Практикум для родителей
Классный руководитель: Сейчас мы проведем практикум для родителей. Вашему вниманию будут предложены
Ситуации для обсуждения дорожных ловушек
I.
Ситуация: Ребенок вышел на пешеходный переход сразу после того, как проехал грузовик. За грузовиком двигался с большой скоростью легковой автомобиль, которого ребенок не видел из-за грузовика.
Вопрос: Что могло произойти? Как надо поступить ребенку?
Ответ: Ребенок мог попасть в ДТП. Перед переходом проезжей части по нерегулируемому пешеходному переходу необходимо было ребенку остановиться, осмотреться, подождать пока проедет транспортное средство закрывающее обзор проезжей части, убедиться, что все транспортные средства увидели ребенка и остановились, и только потом начинать переход проезжей части.
II.
Ситуация: Ребенок подошел к дороге и находится в отдалении от безопасного места для перехода проезжей части.
Вопрос: Как поступит ребенку в этой ситуации?
Ответ: Нужно пройти на ближайший пешеходный переход или перекресток, если даже ему предстоит отклониться от пути его направления, где и перейдет дорогу.
III.
Ситуация: Подошел ребенок к проезжей части - горит мигающий «зеленый» сигнал светофора.
Вопрос: Безопасно ли начинать переход при «зеленом» мигающем сигнале светофора?
Ответ: Да, да именно светофор может «ловушкой» для вашего ребенка, и зеленый сигнал еще не гарантия безопасности. В этой ситуации всем известные стихи про Светофор, которые дети изучают с детского сада
«…Свет зеленый говорит: «проходите – Путь открыт»- могут сыграть злую шутку. Разберем ситуацию. Существуют светофоры со Светодиодным табло с обратным отчетом времени горения и без такого табло. Например, горит зеленый для пешеходов, а на цифровом табло ведется отсчет времени, «25» , «24», и так далее. Достаточно времени для перехода? Да. А вот на табло горит цифра «2» или «1» Достаточно времени – Нет, но ведь горит еще зеленый, а пешеходы уже не рискуют - мало времени, дорога достаточно широкая и т.д.. Большинство светофоров не имеют цифрового табло отчета времени – вот вам и ловушка. При обучении детей следует четко объяснить. «Движение разрешает лишь тот зеленый сигнал пешеходного светофора, который загорелся в твоем присутствии, а это значит, что у тебя достаточно времени перейти дорогу». Сегодня на дорогах мы довольно часто сталкиваемся с тем, что водители нарушают правила дорожного движения: едут с превышением скорости, игнорируя сигналы светофора и знаки пешеходного перехода. Недостаточно только научить детей ориентироваться на «зеленый свет», необходимо убедиться, что все автомобили остановились, никто не мчится на высокой скорости и опасности для перехода дороги нет.
IV.
Ситуация: Ребенок сошел с автобуса, ему нужно перейти дорогу.
Вопрос: С какой стороны нужно обходить автобус?
Ответ: Не обходите стоящий автобус ни спереди, ни сзади!
Стоящий автобус закрывает собою участок дороги, по которому в тот момент, когда вы решили ее перейти, может проезжать автомобиль. Кроме того, люди около остановки обычно спешат и забывают о безопасности. От остановки надо двигаться в сторону ближайшего пешеходного перехода.
Классный руководитель: С заданиями практикума вы справились, теперь переходим к следующему пункту нашего собрания «Мастер-класс» по изготовлению фликеров для ваших детей.
Этапы работы:
1. Перед Вами лежат необходимые материалы, инструменты для работы.
2. Берем готовый шаблон. Приложение 2
3. Из светоотражающей ленты вырезаем по шаблону разные фигурки.
4. Аккуратно вырезаем фигур
Фликер готов! Он порадует Вашего ребёнка, одежда с ним станет ярче и интереснее. А главное, фликер обеспечит безопасность передвижения ребёнка по проезжей части в тёмное время суток.
4. Вручение памятки.
Классный руководитель: Я хочу каждому из вас вручить памятку по ПДД, она поможет вам продолжить работу по закреплению правил дорожного движения. Внимательно прочитайте её вместе с вашими детьми и руководствуйтесь ей, отправляясь в путь. Приложение 3
Также вашему вниманию я предлагаю полезные ссылки. Приложение 4
5. Итог родительского собрания
Классный руководитель: Уважаемые родители! Подводя итог нашего собрания, мне хочется сказать, помните, что от вашей культуры поведения на дороге, от вашего уважения правил дорожного движения зависит жизнь и здоровье вашего ребенка. Не жалейте времени на обучение детей поведению на дороге, так как знать и соблюдать правила дорожного движения должны и взрослые, и дети.
- Какое же решение нашего собрания мы должны принять?
6.Решение собрания
• Продолжить работу по закреплению у детей знаний правил дорожного движения в семье.
• Родителям быть примером для своего ребёнка в выполнении ПДД.
П
Уважаемые родители!
приглашаем Вас на родительское собрание «Пример родителей на дороге –
залог безопасности для детей»,
которое состоится «____»_________________ _______г.
________ час.
По адресу:___________________________
С уважением:______________
риложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Не спешите, переходите дорогу размеренным шагом. Выходя на проезжую часть
дороги, прекратите разговаривать - ребенок должен привыкнуть, что при переходе дороги нужно сосредоточиться.
Не переходите дорогу на красный или желтый сигнал светофора, как бы вы при этом не торопились. Переходите дорогу только в местах, обозначенных дорожным знаком “Пешеходный переход”.
Из автобуса, троллейбуса, трамвая, такси выходите первыми. В противном случае ребенок может упасть или побежать на проезжую часть.
Привлекайте ребенка к участию в ваших наблюдениях за обстановкой на дороге, показывайте ему те машины, которые готовятся поворачивать, едут с большой скоростью и т.д.
Не выходите с ребенком из-за кустов или машины, не осмотрев предварительно дорогу, – это типичная ошибка и нельзя допускать, чтобы дети ее повторяли.
Приложение 4
11