Тема «Семья – колыбель духовного рождения человека».
Цель:
-повышение педагогической культуры родителей, пополнение арсенала их знаний по духовно-нравственному воспитанию ребёнка в семье и школе;
-содействие сплочению родительского коллектива;
-выработка коллективных решений и единых требований к воспитанию учащихся, интеграция усилий семьи и педагогов в деятельности по духовно-нравственному развитию личности;
-пропаганда опыта успешного семейного воспитания.
Форма проведения: деловая беседа.
Ход собрания:
Уважаемые родители! Мы рады приветствовать Вас в нашем семейном кругу.
Эпиграфом к сегодняшней нашей беседе: «Творец доверил его (ребенка) нам, чтобы помочь Путнику Вечности найти свой Путь. Так начинается наше служение, которое называется священным словом: ВОСПИТАНИЕ».
Мы часто слышим эти слова – нравственность, безнравственный поступок, высоконравственный человек. Нравственные качества не передаются по наследству как интеллектуальные способности или внешние данные, их надо воспитывать. Каким образом их воспитывать – мы сегодня и будем вести разговор.
Вопросы о том, как воспитывать сына или дочь встают перед каждым родителем, но всегда ли мы осознаем, какие качества на самом деле ценны, что является лучшим подарком от нас для наших детей? Ответы на эти вопросы, а также на вопросы о роли отца и роли матери в жизни ребенка – в притче о воспитании “Родители из небоскреба”.
Притча «Родители из небоскреба».
Пришел Мудрец в большой город и остановился у небоскреба. «Здесь помощь нужна», – подумал он. Вошел в лифт и поднялся на сотый этаж. Из квартиры мудрец услышал крик отца. Открыла дверь молодая мама и грустно улыбнулась.
– Чего тебе, старик? – спросила она.
Опять послышался крик отца.
Женщине стало неловко.
– Экран телевизора одурманивает нашего Ребенка, вот и требует отец, чтобы тот выключил телевизор, – извинилась она.
Мудрец произнес:
– Наполняй его светом и экран поблекнет перед ним.
– Что?! – удивилась молодая мама. – Тогда компьютер поглощает его!
Мудрец проговорил:
– Наполняй Ребенка культурой и компьютер станет для него вроде пенала для необходимых вещей или полочки для книг.
– Да?! – переспросила мама. – А если он весь день шатается по улицам, как быть тогда?
Сказал Мудрец:
– Зароди в нем понятие смысла жизни, и он направится на поиски своего Пути.
– Старик, – сказала молодая мама, – я чувствую твою мудрость. Дай мне наставление!
Ответил Мудрец:
– Проверь в себе полноту света, проверь в себе свою жажду к культуре, проверь в себе свой Путь.
Мама была умная и добрая женщина, потому подумала: «Жить на сотом этаже небоскреба недостаточно, чтобы познала я в себе свет, культуру, путь. Мне нужно погрузиться в глубины своей души, чтобы разобраться, кто же я для своих детей и кто мне они!»
Но была бы она неумной, то сказала бы старику: «Ты для того поднялся на сотый этаж, чтобы просить кусок хлеба или давать мне глупые наставления?» Но она сказала:
– Спасибо, старик!
На шум вышел муж с недовольным видом.
– Что происходит? – спросил он жену. – Кто он?
– Он – мудрец, – ответила жена. – Спроси, как воспитывать наших детей, он тебе скажет!
Мужчина бросил на старика испытующий взгляд.
– Хорошо, – сказал он, – назови мне три качества для воспитания сына!
Ответил Мудрец:
– Мужество, преданность, мудрость.
– Интересно… Назови три качества для воспитания дочери!
Сказал Мудрец:
– Женственность, материнство, любовь.
– О, – воскликнул муж женщины, – это прекрасно! Дай мне наставление, старик!
Мудрец улыбнулся.
– Вот тебе три заповеди: будь братом для своих детей, будь убежищем для них, умей учиться у них.
Отец был умным и волевым, потому решил для себя: «Значит, мне надо изменить свое отношение к сыну и дочке, и я это сделаю».
Но был бы он неумным, подумал бы: «Господи, что этот старичок несет – мужество, женственность, любовь… Кому нужны в нашем мире эти покрытые плесенью понятия? И чему я должен учиться у своих детей – глупостям и дерзостям?.. Это есть педагогика первого этажа, а не педагогика для тех, кто живет на сотом этаже небоскреба».
– Спасибо, старик! – сказал отец и обратился к жене. – Дай ему что нужно!
Но Мудрец не нуждался в дарах, вошел в лифт и нажал на кнопку вниз. Он спешил.
-Надеюсь, вам понравилась эта притча о воспитании. А какие качества вы считаете самыми важными для девочки? А для мальчика? (Распредели по группам и дайте определение этим качествам).
Преданность | Материнство |
Мудрость | Любовь |
Мужество | Женственность |
Беседа по книге «Баллада о воспитании» Ш.Амонашвили (Обсуждение в группах).
«Взрослея и засоряясь духовно, мы теряем много благих качеств. В этом смысле нужно оставаться детьми».
Аккорды Зов и Явление 1 группа | Я — Дух нерождённого. Кто меня зовёт? Выбирайте лучшие слова! Вложите в них ваши лучшие чувства! Выбирайте лучшую музыкальность для зова! И всё это пошлите мне! Ваш голос с Земли начнёт воспитывать меня на Небесах и притягивать к вам. Ну, как? Зовите, зовите, зовите! Зовите всем сердцем и чистотой, которая есть в вас! Ваш зов только так достигнет тех высоких пространств, где я обитаю!.. Вы призвали меня? Я услышал! Я спускаюсь! Свершилось великое таинство: я явился в земную жизнь. Привет всем вам от Создателя! Я — Путник Вечности. Но я ваш ребёнок. У меня нет земного посоха. Дайте мне воспитание, оно и станет моим посохом. Только примите мои условия: — Во мне свой Путь, не навязывайте ваш. — Во мне свой характер, не ломайте его. — Наполняйте меня светом, озарённым щедростью. — Воспитывайте в свободе, огранённой мудростью. — Вооружайте знаниями с любовью к жизни. — Воспитывайте чувства под водительством разума. — Воспитывайте разум под водительством сердца. — Пусть мой приход напомнит вам, что вы тоже являетесь Путниками Вечности. Наши Пути скрещиваются, но не останавливаются. |
Прелюдия Он от Света 2 группа | Семя любви осчастливило нас, и к нам явился долгожданный гость — Путник Вечности. Господи, какой он хрупкий и беспомощный! Но сердце наше чует: в нём могущество. Он пришёл с пустыми руками, пришёл голым! Но опять чувствуем: несёт он дары, чтобы раздать щедро. Он пока какой-то морщинистый, этакий новорождённый старичок. Но морщины эти, мы знаем, от мудрости, которая в нём от прошлого. Морщины он сбросит, а мудрость оставит, и начнёт всё сначала. Глаза его смотрят не на нас, но на кого-то Невидимого. И первый крик его, и плач его, и лепетание его, и первая улыбка его тоже обращены не к нам, а к тому же Невидимому. Мы пока для него не существуем, а существует некто Другой, который для него важнее, чем мы. Он — от Света, потому всё светится и лучится. Он — как пламя огня, как миниатюрный вулкан — в нём полное нетерпение. О, Господи, какое в нём доверие, бездумное доверие ко всем нам! Вот возьми и сделай с ним что хочешь! А что мы хотим сделать с ним? Но разве будем выбирать что-либо другое, если знаем, что нет воли Отца нашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих? Он — наш Ребёнок. А мы — его родители — Отец и Мать. Можно и так сказать: Папа и Мама. «Наш» — не значит, что он — наша собственность. Это значит, что Творец доверил его нам, чтобы помочь Путнику Вечности найти свой Путь. Так начинается наше служение, которое называется священным словом: ВОСПИТАНИЕ. Мы — родители — соработники у Творца в воспитании вновь пришедшего на Землю Человека. К чему же мы его устремим? Мы будем осторожны, ибо знаем, что он уже устремлён. К чему — он эту загадку несёт в себе. Но мы поможем, чтобы его устремление не сбилось с пути. И направим его на утверждение в жизни Прекрасного, на возвеличивание в жизни Блага, на проявление Великодушия, на торжество Любви. Мы мечтаем, чтобы воспитать его Благородным Человеком. Мир ждёт его таким — Благородным. Потому родительское сердце предупреждает нас уберечь нашего Ребёнка от дурных зрелищ, от сквернословия, от грубости, от дурной музыки, от всего ложного, что разлагает тело и разрушает дух. Будем беречь его от чувства собственности, от самости, от злобы, от праздности. Он сейчас младенец. Но годы улетят. В нашей повседневной заботе они улетят быстро. Младенец подрастёт, и сам станет взрослым. А мы постареем и скажем нашему сердцу: «Видишь, мы ему больше не нужны, он сам пробирается к своему Пути. Может быть, успокоишься?» Но сердце не уступит. Оно скажет нам: «Если кто стал уже отцом и матерью, то это на всю жизнь, до конца дней своих». Господи! Наверно, родители для своих детей так же, как Ты для нас: когда же Ты успокоишься и скажешь, что детям Твоим не нужна больше Твоя забота, они уже «сами с усами»? |
Вариация Ребёнок 3 группа | Обычные словари объясняют нам: ребёнок — это мальчик или девочка в раннем возрасте, до отрочества. Как это скучно! И не только скучно, но и опасно, ибо ввергает нас в заблуждение. Всё, что скучно, значит — неправда, во всём скучном есть ложь… Психологи начнут нам так же скучно и скудно рассказывать, каково мышление у детей раннего возраста, каковы их память, воля. Как они проявляют свои эмоции, каков круг потребностей и интересов. Это всё вокруг да около Ребёнка, а не о нём самом. А мы — родители, исходя из таких знаний, со своей стороны, будем строить скучное и, значит, ложное воображение о Ребёнке, о нашем Ребёнке. Мы больше будем говорить о том, как он ведёт себя, хороший он у нас или плохой, послушный или непослушный, прилежный или ленивый, умный или глупый, талантливый или тугодум, радует нас или раздражает. Но это будет наше заблуждение, которое поведёт нас ещё дальше. Надо же будет добиться того, чтобы он, наш Ребёнок, сделался хорошим, послушным, прилежным, талантливым, превосходящим вашего Ребёнка, и чтобы он стал надеждой для нас, для нашей обеспеченной старости! Так наша забота о Ребёнке с лёгкостью переходит в заботу о самих себе. Если он не слушается, мы будем искать методы, чтобы он стал послушным, вместо того, чтобы искать пути поощрения того естества, в силу которого он не может и не должен быть таким. Будем обращаться с Ребёнком построже, будем поощрять его за хорошее поведение, но будем и наказывать за дурные поступки, за непослушание. Будем наставлять и строго повторять одно и то же, требовать исполнения нашей воли! Вот как поступим с ним. И будет у нас оправдание. «А как же иначе, — скажем мы, — он же ребёнок, он же в раннем возрасте, не дорос ещё до отрочества!» Но нам нужно будет и гордиться: какой он у нас талантливый! Если он талантливый, значит мы тоже, родители, талантливые, если он прекрасный, тогда мы в сообществе родителей лучшие! Наш Ребёнок, видите ли, знает стихи, считает до десяти, читает слова, пишет буквы, играет у компьютера. А ваш? Наш сын прекрасно учится, знает языки, побеждает в конкурсах программистов, обучается карате, занимается фигурным катанием… А ваш?.. Заблуждения-то какие! |
Адажио Путник Вечности 4 группа | А мы заглянем в другие словари или спросим у мудрецов, что означает слово РЕБЁНОК. Мудрецы скажут нам: Ребёнок — это забота сегодняшнего и смысл завтрашнего дня. А толкователи сути слов порадуют нас, ибо мы узнаем нечто сокровенное: Ребёнок — это возрождённое новое бытие. Ребята — это носители тайны возрождённого нового бытия. Дитя — это носитель Истины. Дети — это народ, действующий в Истине. Скажем и о Человеке — это есть Душа, преходящая веками. Вот кто есть Ребёнок — это ПУТНИК ВЕЧНОСТИ, который пришёл к нам в гости. Нам надо сложить о нём новый образ, чтобы не заблуждаться впредь и не вредить Путнику: — Ребёнок есть носитель Новой Жизни, — он — носитель Истины в духе, — в нём могущество Неба и Земли, Духа и Природы, — он — Человек Пути и Путник Вечности, — в нём заключена его земная миссия, его предназначение, — он — суть Свободы и Воли, — он — будущий герой духа, — он — забота настоящего и смысл будущего, — он — единственный на Земле и во всей Вселенной. Но для нас — родителей, для всех взрослых Ребёнок олицетворяет ещё и другое: — он есть знак доверия Бога к нам, — он есть гость в нашем доме, — он есть камень преткновения для нашей человечности, — он — испытание на преданность, на прочность наших духовно-нравственных устремлений, — он есть путь нашего совершенствования, условие искупления грехов наших, возможность стать лучше, изживать в себе пороки. Но лучше Яна Амоса Коменского, классика мировой педагогики, не скажешь: «Если кто-либо пожелал основательно обсудить, почему Бог так любит маленьких детей и так предписывает нам попечение о них, тот найдёт для этого много причин. Во-первых, если тебе теперь дети представляются не заслуживающими внимания, то посмотри не на то, каковы они теперь, а на то, каковы они должны быть по начертанию Божьему. Ты увидишь в них не только происшедших от нас обитателей мира и благодетелей Вселенной, но и наравне с нами соучастников Христа, царских жрецов, избранный народ, спутников ангелов, судей дьяволов, утешение небес, ужас ада, наследников небес во все века. Что можно придумать более возвышенного?» |
Аккорд Заповедь 5 группа | Мама, ты же чувствуешь смысл моего лепетания? Так пойми, о чём я толкую, чтобы твоя долгая забота о моём воспитании увенчалась успехом, дарю заповедь: ВОСПИТЫВАЙТЕ МЕНЯ В ЛЮБВИ, КРАСОТЕ И ТЕРПЕНИИ. В ЛЮБВИ — но не всякой, а в такой, которая долготерпит, милосердствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит. В КРАСОТЕ — но не всякой, а в такой, которая устремлена к сердечному, возвышенному, духовному; которая движет и облагораживает жизнь во мне и вне меня. В ТЕРПЕНИИ — но не всяком, а в таком, которое творит, созидает, сорадуется, сопереживает, устремлено и готово на самопожертвование. Пусть знают об этом все, кто помогает тебе в моём воспитании. Сможете исполнить эту заповедь? |
Прелюдия о Духовном мире 6 группа | Нет человека без духовной жизни. Нет человека без своего собственного, скрытого от всех других внутреннего мира, в которой он живёт духовной жизнью. У кого этот мир светлый и богатый. У кого — скудный, бедный. У кого же — злой, ненавистный. И каждый живёт в своём мире по-своему. Человек живёт в своём духовном мире постоянно, ни на минуту не покидая его. Но одни любят свой духовный мир, он у них как храм, живут там сознательно, творчески, растут и развиваются. Другие живут там полусознательно, лениво, без особой охоты, не зная, что там делать. Человек живёт в духовном мире параллельно с жизнью во внешнем мире. Духовная жизнь и жизнь материальная неотделимы друг от друга, хотя они совершенно разного плана бытия: духовная жизнь есть высший план бытия, и от неё рождается внешняя жизнь. Обе жизни — и внутренняя, и внешняя — реальны, действительны. Но первая — это жизнь нематериальная и скрытая. Внешняя же жизнь — открытая и материальная. Тот образ жизни, который существует в духовном мире, каким бы скудным он ни был, гораздо шире и многограннее, чем жизнь во внешнем мире. Это потому, что во внутреннем мире нет условностей и ограничений, жизнь там вольная. Внешний же мир полон условностей, и жизнь в нём протекает в рамках множества ограничений. Духовная жизнь есть матерь внешней жизни, внешняя жизнь — тень духовной жизни. Первый человек — Адам — был наделён способностью мыслить, т. е. способностью творить духовный мир и жить в нём духовной жизнью. В свой первобытный духовный мир он погрузил весь внешний мир. Там, во внутреннем мире, представил он внешний мир в преображённом виде, а потом попробовал изменить его. Что-то получилось, но многое не поддалось изменениям. Так происходит и сегодня: мы постоянно погружаем внешний мир в свой внутренний, там воображаемо изменяем его, а потом стараемся перестроить внешний мир так, как вообразили его в себе. И видим, что получается далеко не всё. Есть силы объективные и субъективные, которые не допускают нашу вольность во внешнем мире так же, как это может происходить во внутреннем мире. Жизнь людей на Земле вообще можно представить как внешний диалог их внутренних миров. То и дело (и очень часто) происходит столкновение этих миров, а во внешнем мире в это время возникают конфликты, противостояния, агрессии, войны, перевороты, революции. Вся жизнь во внешнем мире, какой бы прекрасной или безобразной она ни была, есть утверждённая воля духовного мира прошлых и современных поколений людей. От нас, от нашей сознательной, то есть, духовной воли зависит: сменить обстоятельства и образ внешней жизни так, чтобы ускорилось наше эволюционное продвижение. Ясно, что если в духовном мире царствуют светлые образы и мысли, облагороженные чувства и устремления, если в нём торжествует культура и если жизнь в нём героическая, то с таким духовным миром мы будем утверждать во внешней жизни возвышенные, одухотворённые ценности. Если же этот мир наполнен тьмой, злобой, завистью и ненавистью, если в нём правят всем чувства собственности, гордыни и самости, и жизнь в нём подчинена этим устремлениям, то с таким внутренним миром мы будет нести беды и разрушения многим, и не только в настоящем, но и в будущем. |
Знакомство родителей с книгами по духовно-нравственному воспитанию ребенка.
Тренинг с родителями.
У каждого человека будь он взрослый или ребенок есть удивительная возможность – возможность мечтать. Иногда мечты сбываются. Давайте и мы сейчас немного помечтаем. Представим наших детей маленькими деревцами, которым еще долго и долго предстоит расти. Мальчики – это небольшие дубки, а девочки – березки, а семья – это та почва, на которой они растут, и тот ландшафт, который их формирует. И вот представим, что уже наши дети заканчивают школу. Каким вы хотите видеть своего ребенка? Какие нравственные качества у него будут сформированы? Вы обратили внимание, что на наших деревьях нет совершенно листьев. И я предлагаю вам украсить их зеленой листвой. У вас на столе лежат зеленые листочки, вот на них и напишите те нравственные качества, которые вы хотите видеть в своих детях и поместите их на маленькие деревца.
(Под спокойную музыку родители выполняют практическое задание)
Посмотрите каким красивыми стали ваши деревца. Какими вырастут наши юноши? А какие нравственные качества будут сформированы у наших девушек? И деревца конечно тоже вырастут все разными. Но несмотря на это, вы все хотите, чтобы они выросли честными, добрыми, порядочными, воспитанными, трудолюбивыми, милосердными. Но для этого надо очень и очень постараться. Родительство – самая трудная жизненная задача. Здесь никто не может рассчитывать на быстрый успех и абсолютную компетентность. Быть родителем – это совершенно особая творческая деятельность, в ходе которой создается ни книга, ни картина, а новый человек. Это наиболее сложный вид творчества. Ведь ребенок является не пассивным материалом, а активным живым существом. И задача родителей состоит в том, чтобы научить его быть человеком, научить его быть счастливым и дарить счастье другим людям.
Презентация «Моя любимая семья» (Домашнее задание родителей»).
Семья – это первая инстанция на пути ребёнка в жизнь.
Семья воспринимает и передаёт своим воспитанникам культурные и моральные ценности. «Семья есть первичное лоно человеческой духовности; а потому и всей духовной культуры, и прежде всего – Родины».
Родители составляют первую общественную среду ребёнка. Родители являются образцами, на которые ребёнок ориентируется ежедневно. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека.
Педагогическая грамотность родителей зависит прежде всего от вас самих, от их желания разобраться в сложном и трудном процессе становления и развития личности ребёнка; найти пути и условия формирования нравственности ребёнка.
Бесспорно, работа по нравственному воспитанию ответственна и сложна, добиться положительных результатов можно лишь при взаимодействии семьи и школы, сотрудничестве родителей и самих детей, поэтому в общении необходимы принципы взаимодействия взрослых и учащихся.