СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка родительского собрания " Воспитание культуры в семье".

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Родителям следует думать не о том, как сделать детей богатыми серебром и золотом, а о том как бы они стали всех богаче благочестием, мудростью и стяжанием добродетели"     Святитель Иоанн Златоуст. 

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка родительского собрания " Воспитание культуры в семье".»



Родительское собрание «Воспитание культуры в семье».

Цель собрания : помочь родителям осознать значимость семьи в воспитании культуры ребенка;

показать, что атмосфера семьи – главный фактор благополучия, счастья и здоровья ребёнка;

формировать у родителей учащихся ответственное отношение к воспитанию нравственных качеств в ребёнке, помочь родителям создать и упрочить духовные и душевные связи с детьми.

Задачи: обсудить с родителями роль семьи в воспитании культуры детей; способствовать формированию у родителей желания работать над совершенствованием внутренней системы ценностей. 
Форма проведения: деловая беседа. 

Ход собрания:

Уважаемые родители! Я рады приветствовать Вас.

Эпиграфом к сегодняшней нашей беседе будет высказывание Святителя Иоанна Златоуста:

«Родителям следует думать не о том, как бы сделать детей богатыми серебром и золотом, а о том, как бы они стали всех богаче благочестием, мудростью и стяжанием добродетели».


Сегодня я хочу начать нашу беседу со сказки. Я вас прошу подумать о том, зачем создана эта сказка «Поросята и лебедята».

На берегу пруда в тёплой луже купалась Свинья с поросятами. Поросята были маленькие, беленькие. Они нежились возле матери, прильнув к её тёплому животу. А среди пруда плавала белая Лебедь с лебедятами. Они тоже были маленькие, беленькие. Лебедята играли, ныряли. Вдруг они заметили поросят и спрашивают у матери: кто это?

– Это поросята, - сказала Лебедь. – А возле них мать – Свинья.

– А что они делают? – спрашивают лебедята.

– Мать кормит их молочком.

– А ты почему не кормишь нас молочком?

Подумала белая Лебедь и ответила:

– У птиц нет молока. Потому что у нас крылья.

О чём же эта сказка, уважаемые родители? (Родители высказывают свои мнения). Мне думается, о том, что каждый ребёнок формируется атмосферой семьи, в которой он живёт, традициями, сложившимися отношениями, ценностными установками её.

Откуда черпает душевные силы ваш ребёнок, что наполняет его душу? Из семьи? Со школы? С улицы?

Как бы много ни говорили сегодня о влиянии на ребенка улицы и средств массовой информации, все же социологические исследования показывают, что влияние семьи на ребенка сильнее, чем влияние таких факторов, как школа, средства массовой информации, улица. (Влияние семьи на развитие ребенка составляет 40%; средств массовой информации - 30%; школы - 20%; улицы - 10%) . Хотя, конечно, здесь необходимо учитывать два существенных обстоятельства: 1) возможности семьи объективно ограничены; 2) современная семья в силу ряда причин зачастую не может актуализировать педагогический потенциал своего позитивного влияния на ребенка.

Задача же духовно-нравственного воспитания является главной задачей семейного воспитания. Отметим, что под духовно-нравственным воспитанием мы понимаем процесс целенаправленного содействия становлению духовно-нравственной сферы ребенка, являющейся основой базовой культуры личности. Духовная составляющая воспитания в таком случае заключается в содействии ребенку в освоении системы ценностей и идеалов, а также в формировании на этой основе определенной личностной мировоззренческой позиции.

Очень хочется, чтобы сегодня вы обменялись своими мнениями, поделились своим опытом. Тему разговора я сформулировала так: «Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно…» Почему? Потому что процесс воспитания ребёнка требует внимания, терпения, чуткости…

Именно в семье ребёнок получает азы знаний об окружающем мире, а при высоком образовательном и культурном потенциале родителей – продолжает получать культурное развитие всю свою жизнь.

Семья – это определённый морально-психологический климат, это важная для ребёнка школа взаимоотношений с людьми. Именно в семье складываются представления ребёнка о добре и зле, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. С близкими людьми ребёнок переживает чувства дружбы, любви, долга, справедливости, порядочности, ответственности. Но ведь семьи все разные, а значит и атмосфера, царящая в них разная.

Попробуйте припомнить и представить себе разные семьи, где вам доводилось бывать. Не правда ли, от каждой из них остаётся какое-то своё, порой трудноопределимое, но совершенно особое ощущение. Если начать анализировать, откуда же оно берётся, на ум придут не только коренные черты – теплота и сердечность или, напротив, сухость семейной атмосферы, но и манера держаться между собой и с гостями, интонации при разговорах о внутрисемейных событиях и делах «посторонних», стиль препровождения досуга, мера царящего в доме уюта… Словом, масса всего, в том числе и какие-то незначительные, на первый взгляд, детали, которые, тем не менее, прочно сливаются в нашем представлении с обликом того или иного семейства.

Конечно, атмосфера семьи больше всего определяется её прочностью, её нравственными идеалами, дальними и близкими целями. Но кроме общей эмоциональной и идейной «закваски» существует ещё и обиходное (домашний быт), то, что мы называем семейным духом.

Эмоциональный склад семьи ощущается сам собой – как мера душевного здоровья семьи, как лёгкая и добрая атмосфера.

Работа в группах (заполнить карточки):

1 группа - Что такое культура?;

2группа - Культурный человек-это…;

3группа - Каким должно быть поведение культурного человека?;

4группа -Работа со словарем И.С.Ожегова.


Слово Культура в словаре Сергея Ивановича Ожегова: совокупность общественных и духовных достижений людей. 



Культурный человек-это образованный, воспитанный, толерантный, интеллигентный, ответственный и порядочный человек, который уважает себя и окружающих.







- Каким должно быть поведение культурного человека?







Теперь, когда мы имеем четкое представление этих понятий, возникает вопрос, а важно ли вообще быть культурным человеком, может быть достаточно быть образованным ?



Просмотр видеоролика (приложение-фильм №1 «»),обсуждение.


Работа в группах (разбор ситуаций, выводы):

Ситуация 1.

Учитель (обращается к отцу одного из учеников).

– Не могли бы вы не говорить бранных слов, по крайней мере, при сыне?

– Откуда вы знаете, что я их говорю? – резко спросил отец.

– Ваш сын начинает с них свою любимую игру «в папу», - ответила, учитель и заметила, как смутился этот большой, сильный мужчина.

( После обсуждения родителями учитель или психолог делают вывод по каждой приведённой ситуации.)

Вывод:

Ребёнок ещё мал. Он занимается своими детскими делами. «Когда ещё он там дорастёт до культуры, до понимания высоких материй!» - думают родители. А он никогда до них не дорастет по-настоящему, если не получит практики поведения еще на далеких подступах к высоким материям». И никак нельзя пренебречь в этом смысле ранними, ни с чем не сравнимыми по впечатлительности годами детства!



Иным родителям вся детская жизнь, за исключением учебы, не представляется чем-то серьезным. Они не учитывают, что нормы общественного поведения и коллективистские установки ребята вырабатывают именно в той, «не заслуживающей внимания» сфере их жизни.

Ситуация 2.

Девочка вернулась из школы с игрушкой-мячиком. Увидев далеко не новую вещь, мама спросила:

– Откуда у тебя мяч?

– Я с подружкой поменялась. На куклу, - ответила дочь.

– Выдумала менять куклу на мячик! Кукла-то дороже! – недовольно-поучительным тоном сказала мать.

Вывод:

Практичность, здравый смысл и прочие элементы житейской мудрости часто подводят нас. Одержимые боязнью, что вырастит не «шустрик», а «мямля», родители нередко учат малыша скрытничать («Зачем про своих рассказывать посторонним?»), извлекать выгоду из отношений со сверстниками («Выдумал менять куклу на мячик! Кукла-то дороже!») и т. д. В первый период жизни малыша надо всячески поощрять и поддерживать простосердечие, общительность, открытость. Позже, в более сознательном возрасте, он с вашей помощью легко разберется, до каких пределов она разумна. Итак, сначала воспитайте правило, а затем уж исключение!

Ситуация 3.

Разговор с ребенком:

– Кого ты, Ванечка, больше всех любишь?

– Мамочку!

– А потом?

– Папочку!

– А после папочки?

– Бабушку…

– … А мы все больше всего на свете любим Ванечку!

Вывод:

Есть опасность, что пройдет много лет и окажется, что Ванечка больше всех любит тоже Ванечку.

Нет таких родителей, которые бы сознательно добивались, чтобы их ребенок рос черствым, грубым, злым. Нет, его искренне хотят видеть ласковым, отзывчивым, добрым и по мере сил, свободного времени, педагогической интуиции занимаются пестованием хороших качеств. Но у одних родителей, казалось бы, вопреки их стараниям, ничего не выходит. У других, напротив, без особых усилий все получается как надо. Значит, у этих, других, иная, более здоровая и светлая атмосфера в семье. Но, кроме того, успешность воспитания означает, что ребенок с рождения занял верное место в эмоциональной структуре семьи, что близкие нашли и утвердили в общении с ним верный тон.

Если малыш в семье – самое важное, самое замечательное, если он магнитный полюс всех событий, если он стержень и основа, дело плохо. Он не должен чувствовать какой-то особой исключительности своего положения среди взрослых – ни в хорошую, ни в дурную сторону, а быть членом небольшого, но крепкого коллектива. Он должен иметь право на свою детскую жизнь, но ни в коем случае не лишать личной жизни родителей, не превращаться в единственный смысл их существования.

Ситуация 4.

Спор в семье:

– Мама, помоги мне, пожалуйста, раскрасить рисунок. У меня почему-то краски смешиваются на бумаге, - просит сын.

– Нет, дорогой, - отвечает мама. – Когда я просила тебя вынести мусор, ты не бросился мне на помощь. Есть такой закон жизни: «Как ты со мной, так и я с тобой».

Вывод:

Поведение родителя в данном случае следует расценивать как мелочность.

Это отвратительное и тяжелое свойство живуче благодаря тому, что имеет ходячий в быту синоним – «принципиальность». С точки обывателя принципиальность процветает где-то на коммунальной кухне. Современный мещанин под любые свои претензии, под любую склоку стремится подвести «принципиальную» основу. Никогда не подавайте ребятам даже малейшего примера подобной «принципиальности». Учите их шире смотреть на вещи, быть великодушными. Одно из правил мелочной «принципиальности»: «Как ты со мной, так и я с тобой». Наверное, вам не раз доводилось слышать фразы вроде: «Раз он так поступил, то теперь я могу тоже…» или «Я бы никогда себе не позволил, но после того, что он сделал…» .Но если ты с хорошими – хороший, а с плохими – плохой, то какой ты сам? Никакой? Отражение чужих поступков? Внушайте ребенку, сто он обязан оставаться верным своему «я», своим собственным представлениям о добре и зле. Он должен твердо усвоить, что чья-то чужая нечестность, подлость, грубость не дают человеку никакого морального права подличать или ловчить в ответ.

Если ваш сын или дочь научаться презирать мелочность, они не станут потом кипятиться попусту, растрачивать себя на пустяки. Они всегда сумеют соотнести тот или иной досадный, докучливый, раздражающий факт с чем-то большим, имеющим подлинную ценность в их жизни, и дадут ему трезвую оценку. Если они усвоят для себя законы великодушия, отрицательные реакции на чье-то поведение гораздо легче будут переходить в более сильные и общие переживания. А это начало пути, приводящего человека к осознанной нравственной высоте.

Ситуация 5.

Отец смотрит вечерний выпуск программы «Новости».

– Ишь ты, - говорит он, рассматривая диктора, - новенькая появилась!

И включает другую программу.

Вывод:

Через руки родителей проходит множество мелочей, которые помогут донести до ребенка сознание важности его бытия. Он должен расти с мыслью, что вокруг – не только семья, но город, страна, мир. И гражданское воспитание – это тоже дело семьи, а не одной школы. Невозможно формировать одни качества здесь, другие там. Домашняя педагогика воздействует на личность в целом, во всех ее проявлениях.

Ситуация6.

После очередного похода в гости, мама решила налаживать светское воспитание дочери по субботам и воскресениям.

К завтраку на стол кладутся салфетки, ножи и вилки (нож – справа, вилка – слева).

Извлекаются красивые тарелки из свадебного сервиза. В плетеной корзиночке – хлеб, в вазочке – икебана (мама любит усложнять жизнь!).

И начинается завтрак:

– Спинку держи прямо! Не бери вилку в кулак. Не спеши. Не сопи (это папа). Не набивай рот. Не чавкай. Прожуй – потом говори…

И вечерами, когда все семейство в сборе, ужин – с ножами и вилками.

Вывод:

Как воспитать и сформировать у ребенка культуру поведения?

В арсенале семейной педагогики имеются самые разнообразные приемы и средства формирования культуры поведения. Но случается, к сожалению, что выбирают из них далеко не лучшие.

– Убери локти со стола… Не чавкай… Не разваливайся… Оставь в покое волосы… Прекрати играть с ложкой… Чтоб завтра же постригся, противно смотреть на твои патлы… Кто за тебя «спасибо» говорить будет? Вернись!

Бесконечные назидания, упреки, замечания, наказания, угрозы – малоэффективные средства воспитания культуры поведения. Используемые без меры, они вызывают подспудное, а иногда и открытое сопротивление, упрямое желание поступать по-своему, прочное отвращение к этикету вообще.

И тогда предложенная ситуация будет иметь следующее продолжение.

… И вот папа прилетает с работы, мамы еще нет. Сооружается на скорую руку какой-нибудь ужин, и Санька не спешит доставать ножи.

– Папа, давай сегодня без церемоний, а?

– Ладно, - машет рукой папа. Только постарайся не чавкать.

– А если очень вкусно?

Все равно постарайся…


Форма знакомства с приличиями может быть различной. Иногда это одна-две короткие фразы: «Сережа, когда дедушка придет, ты не подавай ему первый руку, так не принято». В другой раз стоит обратить внимание ребят на какую-то деталь фильма, телепередачи: «Ты заметил, когда садились за стол, он сначала отодвинул ее стул, потом придвинул, подождал, пока она сядет, и только после этого сел сам».

Очень часты в воспитании культуры поведения такие ситуации, когда слова вообще никакие не нужны, достаточно примера, образца поступка. В вестибюле музея, где посетители поверх своей обуви надевают специальные тапочки, мужчина нагнулся, чтобы завязать шнурки на тапочках жены. Их сын немедленно присел на корточки и проделал такую же процедуру с маминой другой ногой. Очень значимая деталь: он сделал это по собственному побуждению, ему захотелось так поступить. Это важно, чтобы ребята относились к правилам культуры поведения положительно. Невозможно заставить быть воспитанным, если человек этому противится. Воспитанность- такое качество, которое нельзя насильно, искусственно привить. Оно вырастает лишь в результате собственной работы ребенка над собой. Надо знать нормы этикета. Надо иметь прочные привычки их соблюдения. Но самое главное - надо хотеть быть воспитанным.

А напоследок… Еще одна поучительная история для вас.


ПРИТЧА «ЛИСТЬЯ САЛАТА»

Один монах мыл листья салата. К нему подошел другой монах и, желая испытать его, спросил:

- Можешь ли ты повторить, что говорил старец в проповеди сегодня утром?

- Я не помню, - признался молодой монах.

- Для чего же ты слушал проповедь, если ты уже ничего не помнишь?

- Посмотри, брат: вода моет салат, но не остается на его листьях. Салат, тем не менее, становится совершенно чистым.

Мораль.

Атмосфера семьи, в которой растет ребенок, имеет такое же свойство, как проповедь, услышанная монахом. Вероятно, ребенок не сможет сформулировать все правила, которые ему прививают родители, но в итоге он впитает в себя все, чему его учат в семье.


Составление синквейнана на тему «Культура».


Синквейн на тему «Культурный человек».

1.Культурный человек.
2.Образованный, воспитанный.
3.Сочувствует, переживает, помогает.
4.Реализует общечеловеческие и духовные ценности.
5.Человек совестливый.


Заключение:

Что ж, дорогие родители. В нашем конверте пока больше нет ситуаций, которые я наметила бы предложить для вашего обсуждения. Но это не значит, что их нет в жизни. Мне очень хотелось подтолкнуть вас к тому, чтобы вы внимательно присматривались к своим детям, прислушивались к их словам, разговорам, были придирчивы к своим собственным поступкам. И тогда ваш ребенок обязательно найдет свое место в жизни, обязательно подарит миру красоту и радость, такие же нужные миру, как звук флейты.

Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной (А.С.Макаренко).


Приложение 1.

Памятка для родителей «Секреты воспитания вежливого ребенка».

Ваш ребенок будет вежлив и воспитан, если вы, уважаемые родители:

1.Ведете себя деликатно по отношению ко всем окружающим, тем более по отношению к своим детям.

2.Никогда не оскорбляете человеческого достоинства своего сына или дочери, не кричите на ребенка, не говорите при нем, или обращаясь к нему, грубых слов и ни в коем случае не применяйте в виде воспитательной меры физические наказания.

3.Не делайте бесконечных замечаний по пустячным поводам, а, где это возможно, поощряйте самостоятельность своего ребенка.

4.Предъявляйте к детям единые требования и, даже если кто-то из вас не согласен с замечаниями другого, то высказывайте это в отсутствии ребенка.

5.Уважайте достоинство маленького человека, исключив выражения: «Ты еще мал», «Ты еще этого не понимаешь», «Тебе еще рано».

6.Предъявляя к ребенку какие-то требования, предъявляйте их к самим себе, не забывайте говорить ребенку: «Доброе утро», «Спокойной ночи», «Благодарю за помощь».

7.Правила культурного поведения прививайте детям систематически, а не от случая к случаю.

                                  


Желаем Вам успехов!