регулятивные: уметь планировать учебную деятельность, уметь оценивать результат своей работы на уроке, умение работать в группе;
коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
познавательные: уметь применять знания о языке для решения учебно-практических задач;строить рассуждения; устанавливать причинно-следственные связи, работать с текстом.
личностные:развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознание ответственности за произнесенное и написанное слово.
| Организационный момент. | – Ребята, вам тепло? - В классе светло? - Прозвенел для вас звонок? - Уже закончился урок? - Только начался урок? - Хотите учиться? - Значит можно садиться! | Отвечают на вопросы, эмоционально настраиваются на урок |
| Актуализация опорных знаний | -Ребята, какой раздел учебника мы изучали на последних уроках родного языка? - Прошлое и настоящее, каких слов русского языка мы изучали? - На какие группы мы делили слова? | -«Русский язык: прошлое и настоящее» -Правда и ложь. -Друг и враг. - Слова из прошлого нашего языка, слова из настоящего нашего языка. |
| Самоопределение к деятельности. Постановка цели и задач урока. | - Сегодня продолжим изучать прошлое и настоящее родного языка. А о каких словах будем говорить, узнаете, послушав стихотворение: Дождик, дождик, пуще лей. Капель, капель не жалей. Только нас не замочи. Зря в окошко не стучи. -О каких словах сегодня пойдет речь на уроке? -Значит цель нашего урока - узнать прошлое и настоящее каких слов? -Тема нашего урока: Дождик вымочит, а красно солнышко высушит. Постарайтесь объяснить смысл этой пословицы. (Не всегда будут трудности, придут и радости) | -О дожде. -Слов, которые называют дождь. |
| Изучение нового материала. Стр. 17 упр. 1 | -Сегодня на уроке нас будут знакомить с новыми словами произведения русских писателей К.Г.Паустовского и В. П. Астафьева -Поработаем в парах -Перед вами отрывок из книги К.Г. Паустовского «Золотая роза». Подчеркните все «дождевые» слова, которые вы встретите в тексте. -Прочитайте, какие слова вы подчеркнули. -Какие дожди вам пришлось испытать на себе? - Какие слова вам незнакомы (обложные, спорые, окатные)? В каком словаре можно узнать лексическое значение? -Обложной: обложной дождь (разг.) -затяжной дождь, во время которого небо обложено тучами. -Спорый: слово «спорый» означает ― быстрый, скорый. Спорый дождь льётся отвесно, сильно. Он всегда приближается с набегающим шумом. - Окатный дождь – еще называют купальным дождем Купальный дождь непродолжительный, после него тучки рассеиваются, небо проясняется. Такой дождь получается только летом. -Запишем эти слова в тетради. -Подумайте, к какой группе (прошлое или настоящее родного языка) отнесем эти слова? | Моросящие, слепые, обложные, грибные, спорые, дожди, идущие полосами, - полосовые, косые, сильные окатные дожди и, наконец, ливни (проливни) Толковый словарь Дожди: обложные, спорые, окатные. - Прошлое |
| Физкульминутка | | |
| Изучение нового материала. Стр. 18-19 упр. 2 Стр. 19 упр. 3 | - Ребята, дождь можно увидеть, а еще как можно почувствовать дождь? -А на что похожи звуки дождя? - Послушайте, с чем сравнивает звуки дождя Виктор Петрович Астафьев? -А как еще модно почувствовать дождь? -Послушайте текст К.Д. Паустовского, определите, какие запахи появляются во время дождя? -Объясните, пользуясь текстом, что означает слово КРАПАТЬ? -Выпишите из текста однокоренное слово к слову КРАПИНКИ, выделите корень. -Определите, к какой части речи относится каждое слово. | -Услышать. -Со слепым человеком, который подошвой ноги пощупал крышу. -По запаху. Потрогать. -Чудесный, прохладный запах земли, его вытесняют запах мокрой травы. -Крапать, когда еще редкие капли оставляют темные крапинки на пыльных дорогах. -Крапинки-крапать -Крапинки –сущ., крапать – глагол. |
| Первичная проверка понимания Стр. 20 упр. 5 | - Продолжим говорить о дождевых словах. Вернемся к текстам упражнения 2 и 3. -Найдите, как каждый автор рассказывает о том, что дождь начинается, о том, что дождь пошел быстрее. | Читают отрывки из текстов. |
| Домашнее задание Стр. 20-21упр.5 | -Константин Георгиевич Паустовский мечтал составить словарь «природных» слов. Он писал «Словарь этот будет, конечно, толковым». -Что такое толковый словарь? -Я предлагаю вам сделать книжку-малышку «Дождевые слова» Обложка (Дождевые слова) 1 стр. написать, какие бывают дожди, 2 стр. нарисовать дождь, 3,4.5,6 стр. написать загадки о дожде, грозе, облаках, туче и др., рисунки-отгадки. | -Толковый словарь объясняет значение слов. |
| Итог урока | - С каким словами сегодня познакомились? - Какие слова из прошлого узнали? - Чтобы вы хотели еще узнать о дождевых словах? | - С дождевыми словами. - Обложные, спорые, окатные |
| Рефлексия | - Оцените свою работу на уроке. | Оценивают свою работу на уроке. |