МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДВОРЕЦ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА ЮНЫХ»
Методическая разработка с авторскими дидактическими играми, направленными на изучение цветоведения для детей в общеобразовательных учреждениях, учреждениях дополнительного образования и дошкольных детских учреждений
(дошкольного и младшего школьного возраста)
«Цвета в природе»
Стасенко Татьяна Владимировна
Педагог дополнительного образования
МАУ ДО «ДДюТ»
Владимир 2024
Пояснительная записка
Наш мир состоит из множества цветов и оттенков. Все люди разделяются на тех кто видит многообразие оттенков и тех кто не замечает тонкостей в различии цветов. Ученые в науке цветоведения или колористки убеждены в том, что чувство цвета можно развить у каждого ребенка, как и любой другой навык. Например ходить или играть в футбол. Только этому навыку как и любому другому нужно научиться.
Ребенок видит, что наш мир разнообразен и многоцветен, но при ответе на вопрос, какого цвета небо? А дерево? А дом? Он отвечает лаконично небо – голубое, дерево - зеленое, дом – коричневый, не замечая, что дерево имеет оттенки и световые пятна. В виду этого можно сделать вывод, что постоянное обогащение детей посредством изучения оттенков цветов в природе научит детей правильно воспринимать и сочетать цвета. Для этого нужно грамотно и целенаправленно организовать предметно-пространственную среду.
Для педагога важно, начиная с первых занятий, не только привлекать интерес к рисованию, но и развивать в них чувство наблюдательности к удивительному многоцветному миру, развивать творческий потенциал в учащихся.
Для грамотного и гармоничного погружения в мир изобразительного творчества и искусства, необходимо красивое оформление групповой комнаты и регулярное её обновление работами учащихся и педагога. Для качественного настроя на рабочий лад большое значение имеет использование методический пособий. Изобразительная деятельность не может осуществляться без наличия разнообразного материала, иллюстраций произведений искусства , литературы и дидактических игр.
Дидактические игры учат детей выделять цвет, называть цвета и оттенки, сравнивать предметы по цвету, группировать их по сходству, различать основной цвет и оттенки.
.
Цель: Научить учащихся понимать, различать и сопоставлять цвета в природе.
Задачи:
Обучающие: Сформировать знания по цветоведению, а именно название красок, смешивание красок, сопоставление цветов и оттенков, понятие теплые и холодные оттенки. Ознакомить с новыми возможностями художественных приемов, совершенствование навыков работы с красками и кистью.
Развивающие: Способствовать развитию художественной речи, самостоятельности, творческих способностей, зрительную память и цветовую зоркость. Воспитать интерес к изобразительному искусству.
Мною были разработаны дидактические игры по основам цветоведения.
Ход урока
1. Организационный момент. Приветствие, подготовка к занятию, подготовка рабочего места ученика.
- Здравствуйте ребята! Я рада вас всех видеть, сегодня у нас с вами не простой урок. Сегодня нас ждет путешествие в страну цветных сказок! Мы познакомимся с Разноцветной семьей, поиграем на цветной лужайке и поможем коту Семену.
- Готовы к приключениям?
Дети: ДА
- Тогда внимательно меня слушайте.
Игра 1. «Разноцветный хоровод»
Цель: Научить получать из трёх основных цветов: жёлтого, синего, красного дополнительные цвета: оранжевый, зелёный и фиолетовый путем смешивания.
Сказка: На волшебной полянке жили три разноцветных капли краски жёлтого, синего и красного цвета, они очень любили встречать рассвет. Вот как то утром по своему обыкновению капельки вышли на полянку, им было особенно радостно, ведь солнышко подмигнуло им. Капельки обрадовались, у них было хорошее настроение и они стали водить хоровод. Им настолько было весело, что капельки росы тоже захотели водить хоровод. Капелька росы подбежала к синей и жёлтой и взялась за руки, и что же случилось? Все увидели, что она наполнилась наполовину жёлтой и синей краской, и случилось волшебство, капелька стала какой? (Зеленой). Ещё одна капелька подбежала и встала между красной и жёлтой, и опять произошло волшебство какое? (Превратилась в оранжевую капельку). И третьей капельке росы тоже захотелось встать в хоровод, и она нашла себе местечко между красной и синей капельками, наполнилась от них цветом и превратилась в какую капельку? (Фиолетовую)
Материалы: фланелеграф, картонные капли, солнце, цветы.
Ход игры: По ходу чтения сказки автор задает вопрос о цвете образовавшейся капли. Дети отвечают хором или индивидуально, ответивший берет каплю нужного цвета и помещает ее между двумя основными цветами.
Практическое упражнение: Давайте и мы попробуем нарисовать свой хоровод красок. Педагог показывает алгоритм действий, дети повторяют.
Материалы: лист, краска (желтый, синий, красный), кисточка, палитра, вода.
Проверка правильности выполнения задания происходит хором.
Игра 2. «Разноцветная семья»
Цель: научить детей определять разные оттенки основных цветов:
-Красный
-Синий по 4 оттенка
-Жёлтый
История: Три подружки собрались со своими детьми погулять в парке, они заболтались и их дети разбежались и перемешались. Помогите мамам найти своих детей.
Оборудование: 1) Фланелеграф, 2) карточки с изображениями 3х мам синего, красного и жёлтого цвета, 3) карточки с изображением детей 4х оттенков каждого цвета (12 шт.)
Игра может проводится как индивидуально так и делением аудитории на команды.
Ход игры: Автор читает историю, по приглашению автора ребята выходят, берут карточку с человечком любого оттенка и помещают их к нужной маме. Проверка правильности выполнения задания определяется совместным обсуждением.
Практическое упражнение: Ребята предлагаю и вам создать свои оттенки основного цвета. Рисуем цветок. Педагог показывает алгоритм действий, дети повторяют.
Материалы: лист, краска (желтый, синий, красный), кисточка, палитра, вода.
Проверка правильности выполнения задания происходит хором.
Игра 3. «Помоги Зиме и Лету найти свои краски»
Цель: Научить детей различать теплые и холодные цвета.
Сказка: Вот как-то раз красавица Зима и голубушка Лето решили нарисовать свой портрет. «Где же взять краски» - спросила Зима. «Так вон сколько красок вокруг» - сказала Лето, показывая на опушку леса. Сорвала Зима красный цветок, и обожглась. «Ой» - вскрикнула зима, «жарко!». А Лето сорвала синий цветок, «Ой, мне холодно» - всхлипнула она. Почему краски не хотят с нами дружить? Кто нам может помочь? А давай позовём радужного кота Семёна, он все знает о красках. Помоги нам, Семён, подобрать нужные краски.
-Ты Зима холодная, ледяная, поэтому и краски твои должны быть холодных оттенков. А ты Лето жаркое, тёплое, поэтому и краски должны быть у тебя тёплых оттенков. Сейчас ребята помогут вам подобрать краски для ваших картин.
Игра может проводится как индивидуально так и делением аудитории на команды.
Ход игры: Автор читает сказку по приглашению автора ребята выходят, берут карточку любого цвета и помещают их на нужный мольберт. Когда все карточки помещены на свои места, автор предлагает коту Семену проверить правильность выполнения задания.
Оборудование: плакат А1, с изображением Зимы и Лета.
Практическое упражнение: Ребята сейчас мы с вами нарисуем портрет красавицы Зимы и голубушки Лета. Педагог показывает алгоритм действий, дети повторяют.
Материалы: лист, краска (желтый, синий, красный), кисточка, палитра, вода.
Проверка правильности выполнения задания происходит хором.
Подведение итогов урока:
- Дети наш урок подходит к концу, а вместе с ним и наше путешествие в цветную сказку. Что мы узнали сегодня?
Дети: Основные цвета (красный, синий, желтый). Смешение красок и получение новых цветов. Оттенки основных цветов. Холодные и теплые оттенки.
- Правильно. Молодцы!
• оборудование для демонстрации.
Для проведения игр нам понадобится фланелеграф формата А1,
Фланелеграф – это демонстрационная мягкая основа из плотной ворсистой ткани. Такое оборудование мобильно и позволяет проводить занятия в разных местах.
На каждую игровую карточку с обратной стороны наклеивается контактная лента, которая хорошо прикрепляется к ворсистой основе фланелеграфа.
Материалы и оборудование
Карточки для игр
Фланелеграф
Краски гуашь
Кисточки
Палитра
Вода
Методический плакат «Цвета в природе»
Заключение
С первых уроков важно заинтересовать детей и прививать любовь к рисованию, развивать фантазию, воображение, творческий подход к решению той или иной задачи или проблемы. Важно научить применять полученные знания в самостоятельной деятельности и на уроке. Важно погружать в тонкий мир искусства, в мир безмятежной красоты, мир добра, мир будоржущий чувства, ведь эти чувства могут остаться в памяти ребенка на всю жизнь. И это главная и высшая цель педагога изобразительного искусства.