Основная часть Цели: активизировать познавательную деятельность; -применять знания, полученные в образовательном процессе; -развивать логическое мышление, сообразительность, память, внимании, наблюдатель- ность. | -Ребята, сегодня очень интересное занятие. Что бы узнать, о чем мы сегодня будем говорить, вам надо отгадать кроссворд: Подсказка: зашифрованное слово: она чаще всего бывает крепкой и долгой. 1. Стремление человека дать полное счастье всем людям, всему человечеству. (Доброта) 2. Так называют человека высоконравственного, самоотверженного, честного и открытого. (Благородный) 3.Умение разумно решать разные сложные вопросы, давать нужные советы. (Мудрость) 4.Это свойство души можно увидеть во взгляде любящего человека, услышав его голос. (Нежность) 5.Так называют расчетливого, экономного человека. (Бережливый) 6.Этим словом называют человека исполнительного, соблюдающего во всем порядок, выполняющего все старательно и точно. (Аккуратный) (Слайд 2) - Ну, кто догадался, о чем мы сегодня будем говорить? Верно, ребята о дружбе. И тема нашего занятия «С детства дружбой дорожи». (Слайд 3) -А какие мы поставим перед собой цели? Узнать…. Научится…. (Слайд 4) - А на чём мы будем путешествовать. Вы узнает, решив ребус (Слайд 5) На протяжении всего занятия мы будем путешествовать на «Трамвае желаний». Он сможет прокатить нас по очень интересным станциям, где надо будете выполнять задания. Какой же трамвай без кондуктора. Он раздаст вам билеты Обратите внимание на карту путешествия: улица Общения, улица Увлечения, улица Взаимоотношения, улица Доверия, улица Морали, улица Помощи 1 станция улица Общения -Мозговой штурм «Дружба-это…» Учащимся предлагается подумать над вопросом, что значит «дружба» и зачем она нужна людям? После небольшого размышления учащиеся высказывают свои мысли, которые записываются на плакате. Учитель подводит итог и дает определение понятию «дружба». Дружба - это «близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов» Ответьте на вопросы: -Есть ли у вас настоящие друзья? -А кто такой друг? -А как отличать настоящего друга от товарища? - Какие краски вы возьмёте, чтобы нарисовать «дружбу»? - С какой погодой вы сравнили бы «дружбу»? - Какая музыка вам слышится, когда вы думаете или говорите о «дружбе»? Сейчас я предлагаю вам подумать над ситуациями, которые мы сталкиваемся. (Слайд 5) Ситуации для разбора в группе: (карточки) 1.Твой друг совершил плохой поступок и об этом знают все вокруг, в том числе ты. Твои действия? 2.Твой друг сделал что-то плохое, а наказание получил ты. Твои мысли по поводу данной ситуации. 3.Твой друг получает плохие отметки, и твои родители запрещают тебе с ним дружить. Твои действия. 4.Наташа ищет себе хорошую подругу. По мнению Наташи, хорошая подруга – это подруга, которая во всем будет помогать Наташе, делиться с ней конфетами, булочками, а если нужно сделать что-нибудь за Наташу, например убрать кабинет, обязательно сделает это. Но пока Наташа одинока. Почему? 5.Володя учится в 4-ом классе, а его друг Саша во 2-м классе. Володя решил посещать занятия спортивной секции по дзюдо и зовет с собой Сашу. Саша не любит этот вид спорта. Володя обижается и говорит: “Саша, раз ты друг, то и ты должен заниматься дзюдо” Правильно ли Володя понимает дружбу. - Ребята, как вы думаете, а может ли дружба распадаться? По каким причинам она может распадаться? Вывод: Ребята, мне кажется, что я не ошибусь, сказав, что, у каждого из вас есть друзья, а среди них есть самый лучший друг – тот, которого вы очень любите и которому доверяете во всём. Возможно, для кого-то из вас лучшим другом являются папа или мама. У кого-то лучший друг – это брат или сестра. 2 станция улица Увлечения (Слайд 6) Сейчас мы поиграем в игру «Колечко красоты». У меня есть колечко красоты. Стоит только прикоснуться колечком до любого человека, как в нём сразу же становиться видно всё самое красивое. Учитель просит детей встать в круг отвести сложенные ладошки назад. Ведущий незаметно вкладывает одному из учащихся колечко в руки. Затем дети говорят хором: «Колечко, колечко, выйди на крылечко». Получивший колечко встаёт по центру круга. И ребята должны назвать в нём те качества, которые им нравятся в нём. Вопросы для обсуждения: - Вам понравилась игра? - Приятно было слышать добрые слова в свой адрес? - Как вы считаете, в каждом человеке можно найти что-то хорошее? 3 станция: улица Взаимоотношений Послушайте притчу про двух друзей. Как-то два друга много дней шли в пустыне. Однажды они поспорили, и один из них сгоряча дал пощёчину другому. Его друг, почувствовал боль, но ничего не сказал. Молча, он написал на песке: «Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину». Друзья продолжали идти, и через много дней нашли оазис с озером, в котором они решили искупаться. Тот, который получил пощёчину, едва не утонул и его друг спас. Когда он пришёл в себя, то высек на камне: «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь». Первый спросил его: – Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему? И друг ответил: – Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны высечь это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это. Научись писать обиды на песке и высекать радости на камне. Ответьте на вопросы: - О чём эта притча? - Чему она нас учит? (Слайд 7) Ребята, а сейчас я предлагаю вам немного поиграть, станьте по парам. Упражнение «Поводырь». - Это очень хорошее упражнение для создания в группе атмосферы взаимного доверия. Инструкция. Разбейтесь на пары. Тот, кто стоит слева, закрывает глаза — он будет «слепым». Второй партнер станет «поводырем». Поводырь берет слепого за руку и медленно ведет его через комнату. У поводыря необычная задача — он отвечает не только за себя самого, но и за партнера, он должен настроиться на это новое состояние. Выберите себе темп таким образом, чтобы слепой начал чувствовать себя все увереннее. Пожалуйста, не разговаривайте друг с другом, используйте другие способы общения (2–3 мин). - Поменяйтесь ролями. По окончании — обсуждение: не было ли участникам страшно, уверенно ли они себя чувствовали, насколько они могли доверять друг другу, насколько принимали на себя ответственность за безопасность другого. - Ребята, займите свои места. 4 станция улица Доверия Расшифровать слово «дружба», подберите другие слова, которые будут характеризовать вас и ваших настоящих друзей.. ДРУЖБА Д - дружные, добрые, доброжелательные Р - разумные, радостные У – умные, умелые Ж - жизнерадостные , живые Б– бодрые, боевые А – активные, артистичные - Как вы считаете, сколько у человека может быть настоящих друзей? - На самом деле люди, которые говорят, что имеют много друзей, в трудной ситуации оставались либо с самим собой, либо с близкими родственниками. А люди, которые утверждают, что друзей у них мало (1-2 человека) всегда находят у них поддержку и понимание. Таким образом, можно сказать, что настоящих друзей всегда не так много. Но у любого человека обязательно должны быть не только друзья, но и приятели. Проведем опыт. Для этого выполним упражнение “Снежинки”. (Слайд 8) Алгоритм выполнения: Молча, возьмите листок. Сложите его пополам. Оторвите правый верхний угол. Сложите ещё раз пополам. Ещё раз оторвите правый верхний угол. Ещё раз сложите пополам. И ещё раз оторвите верхний правый угол. - Разверните листок и покажите своё “произведение искусства” одноклассникам. - Обратите внимание, какие разные у вас получились снежинки! Хотя был дан чёткий алгоритм действий. Почему это произошло? Вывод: А если бы все снежинки были одинаковыми, мир был бы скучным и неизменным так и с людьми. Каждый человек индивидуальный по своему: способности, взгляды, мнения, увлечения. Но вас объединяет наш класс. В любом случае нужно уметь дружить. (Слайд 9) Инсценировка «Ни за то и ни за это» Ученик: Алёша сделал кормушку и позвал Вову. Костя: Посмотри, какой птичий домик я сделал Ученик: Вова присел на корточки Вова: Ой, какой. Совсем как настоящий! С крышей! Знаешь что, Алёша, сделай и мне такой. А я тебе за это планер сделаю. Костя: Ладно, только давай ни за то и ни за это, а просто так: ты сделаешь планер, а я кормушку. Вывод: Настоящий друг не требует расплаты за ту или иную помощь, если он так поступает, значит, он не настоящий друг. 5 станция улица Морали Это не так просто, в дружбе тоже существуют определенные правила. Я предлагаю вам объединиться в группы и составить правила дружбы. Составили? Давайте посмотрим. (Слайд 10) Правила дружбы! Не ссориться Уступать Не бояться просить прощения, если обидел друга Быть вежливым Не злиться Не жадничать Помогать другу Быть честным Быть внимательным Теперь вы знаете все правила, для того чтобы дружить и сохранять дружбу. Не забывайте о них, и тогда у вас будет верный и хороший друг. -Ребята, вы ведь дружные дети? 6 станция улица Помощи (Слайд 12) Ребята, вам было дано задания, собрать информацию о дружбе. Я предлагаю вам вместе сделать лэпбук из собранной информации. Лэпбук - это самодельная интерактивная тематическая папка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребёнок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. (Инструкция работы показана в презентации) | отгадывают кроссворд: доброта, благородный, мудрость, нежность, бережливый, аккуратный. о дружбе ставят цели на занятие узнаю, кто такой друг, какими качествами обладает друг, правила дружбы научусь различать настоящего друга отгадывают ребус: трамвай желаний приобретают билеты знакомятся с картой путешествия делятся своими знаниями: отвечают на вопросы да друг - человек, связанный с кем-то близкими хорошими отношениями, взаимной симпатией, основанной на взаимопонимании. Товарищ это просто тот, с кем время от времени общаешься, а друг поделится чем-то сокровенным, придет на помощь теплые: красные, желтые, оранжевые и др. солнечная, спокойная веселая, радостная, легкая, приятная обсуждают ситуации Да, если друзья поссорятся играют в игру «колечко красоты» анализируют игру слушают притчу и анализируют поступок человека выполняют упражнение «Поводырь». обсуждают упражнения, с какими трудностями столкнулись при выполнении подбирают слова к слову «дружба» отвечают на вопрос учителя: очень много друзей у каждого человека. выполняют упражнение «Снежинки» потому что каждый человек индивидуальный инсценировка ситуации делятся впечатлениями, своими наблюдениями составляют правило дружбы вырезают заготовки, склеивают кармашки |