СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка с использованием технологии «погружения» «Пока помним – живем!» (посвящено памяти жертв Холокоста)

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Событие  «Пока помним – живем!», посвященное  Памяти  жертв Холокоста -  комплексное мероприятие, позволяющее сконцентрировать усилия педагогов и детей, направленные на формирование и закрепление знаний по таким предметам, как история, литература, мировая художественная культура для многостороннего развития личности, осуществить комплексный подход к изучению  различных страниц по истории Холокоста. Одной из задач «погружения» был максимальный охват школьников, для её реализации программа единого дня была разбита на разные возрастные уровни. В этот день были сокращены уроки на 5 минут и увеличена продолжительность перемен.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка с использованием технологии «погружения» «Пока помним – живем!» (посвящено памяти жертв Холокоста)»

I муниципальный Форум педагогических идей «Эффективные практики повышения качества образования»











Методическая разработка с использованием технологии «погружения» «Пока помним – живем!»

(посвящено памяти жертв Холокоста)


Разработали:

Лозяная Людмила Владимировна

учитель истории и обществознания

высшей квалификационной категории

МБОУ СОШ № 18

Синюшкина Злата Сергеевна

заместитель директора

по воспитательной работе

МБОУ СОШ № 18

Смаль Ольга Александровна

библиотекарь МБОУ СОШ № 18







г. Муром, 2018


Пока помним, живем!

Мероприятие, посвященное памяти Холокоста, проведенное в рамках международного конкурса «Память о Холокосте – путь к толерантности»

Форма: технология «погружение» в тему.

Цель мероприятия: расширение знаний учащихся о скорбных страницах Второй мировой войны, о Холокосте, как главном способе уничтожения и унижения людей нацистами, для воспитания толерантного сознания в многонациональном современном мире.

Задачи:

• Формирование эмпатии к жертвам Холокоста и сохранение памяти о них;

• Осознание важности сохранения памяти о выживших, жертвах, спасителях и освободителях;

• Признание того, что Холокост стал поражением, как для всей цивилизации, так и для стран, которые напрямую в нем участвовали;

• Лучшее понимание прошлого;

• Осознание опасности, которую несет существование радикальных, экстремистских движений и тоталитарных режимов;

• Формирование уважительного отношения к правам человека во всем мире;

• Стимулирование критического мышление и любознательности;

• Повышение уровня личной ответственности каждого как гражданина демократического общества.

Оборудование: телевизор, ноутбуки с выходом в интернет, проектор, видеокамера, фотоаппарат, программа для считывания QR – кода, портреты жертв и героев Холокоста.

Мероприятие может быть приурочено к памятным датам:

9 ноября - Хрустальная ночь;

27 января - Освобождение Красной армией лагеря смерти Освенцим; Международный день памяти жертв Холокоста;

5 мая - День памяти жертв Холокоста;

9 мая - День Победы.

Событие «Пока помним – живем!», посвященное Памяти жертв Холокоста - комплексное мероприятие, позволяющее сконцентрировать усилия педагогов и детей, направленные на формирование и закрепление знаний по таким предметам, как история, литература, мировая художественная культура для многостороннего развития личности, осуществить комплексный подход к изучению различных страниц по истории Холокоста. Одной из задач «погружения» был максимальный охват школьников, для её реализации программа единого дня была разбита на разные возрастные уровни. В этот день были сокращены уроки на 5 минут и увеличена продолжительность перемен.

Практическая значимость события

  • деятельность нацелена на создание условий для формирования компонентов гражданской идентичности путем максимального включения учащихся с учетом их возраста и индивидуальных особенностей в продуктивную деятельность, что способствует их самоопределению и саморазвитию;

  • технология «погружения» позволяет интегрировать воспитательную и учебную деятельность, создавая тем самым целостную развивающуюся среду, которая обеспечивает рост не только учебных достижений, но и становление личностных компетенций учащихся;

Пояснительная записка

«Погружение» или «Событие» — очень яркое событие в жизни школы, проведение нескольких погружений в учебном году позволило создать ≪рваный≫ ритм школьной жизни, разрывающий монотонно, скучно, протекающую предсказуемую учёбу.

Подробно эта технология описана в работах М. П. Щетинина, который предложил идею «учиться погружениями».

Осмысливая собственный опыт, находясь в поиске, мы адаптировали уже известную технологию «Погружения», которая основывается на интеграции развивающих технологий: модульной технологии обучения, проектной деятельности, технологии критического мышления, активных методов обучения, технологии групповой работы и т.д., что обеспечивает технологическую гибкость воспитательного процесса.

Оснащение:

  • Предметные кабинеты

  • Рекреации

  • Библиотека

  • Читальный зал

Программно-методическое обеспечение:

  • Оргтехника

  • Современное интерактивное оборудование

  • Интерактивные доски

  • Ноутбуки с выходом в интернет

  • Проекторы и телевизоры

Участники:

Учащиеся, педагоги-предметники, классные руководители, библиотекарь.

Схема организации События «Пока помним – живем!»

Этап «Идея» - Выдвижение идей, проведение социологического опроса среди учащихся и родителей, планирование мероприятия.

Этап «Мотивация» - Подготовка к проведению мероприятия. Подготовка афиши, анонса «Дня погружения».


Этап «Старт» - «Мозговой штурм», организация взаимодействия, отбор и обработка информации, подготовка дидактического материала, распределение обязанностей среди обучающих и педагогов:

  • Учитель ИЗО - проводит конкурс рисунков по теме «Дети и Холокост»; «Память о Холокосте»;

  • Руководитель лекторской группы - готовит с учениками сообщения по теме «Лица Холокоста»;

  • Учитель истории проводит конкурс буклетов и презентаций;

  • Учителя русского языка и литературы проводят конкурс стихотворений и эссе;

  • Учитель музыки подбирает песни и мелодии по теме;

  • Классные руководители готовят классные часы по теме «Память о Холокосте путь к толерантности»;

  • Библиотекарь готовит выставку книг, связанных с темой Холокоста;

  • С помощью интернет сервиса https://www.thinglink.com/me разрабатывается плакат, который поможет учителям, классным руководителям и ученикам познакомиться с музыкой, фильмами, историями, памятниками по теме Холокост; https://www.thinglink.com/scene/983329729509588994

Этап «Плановый сбор» - Контроль, корректировка, работа микро-коллективов, медиа-сопровождение.

Этап «Дело» - Включение всех в активную деятельность, интеграция индивидуальных и коллективных форм работы. Проведение «СО-бытия».

Этап «Рефлексия» - Стендовая рефлексия. Фотоотчет о проведении дня.

«Облако правды» (плюсы и минусы «СО-бытия»)

Этап «Последействие» - Анализ деятельности «Что мы узнали? Что нам не понравилось? Что нужно улучшить?»

Ход мероприятия

9 ноября с самого утра школа встречала учеников и педагогов песнями, посвященными Холокосту.

7:45-8:00 - песни посвященные памяти Холокоста:

  1. Лена Александровна Винокурова – «Эшелоны смерти»;

https://www.youtube.com/watch?v=WpYBLOkulLo

  1. Юрий Сандик – «Свеча Холокоста»

https://www.youtube.com/watch?v=WjEJdB_m8UY

  1. Moscow Boys' Choir DEBUT - «Бухенвальдский набат» (Автор слов — А. В. Соболев, автор музыки — В. И. Мурадели)

https://www.youtube.com/watch?v=nU4eGDkjaIM

4. Марк Тайтлер – «Недопетая песня. Жертвам Холокоста посвящается» https://www.youtube.com/watch?v=mAmC7hR7Q3I

5. КАК и ТЫ: Памяти жертв Холокоста. Анна Франк («Comme toi», исполнитель: Jean-Jacques Goldman) https://www.youtube.com/watch?v=ndMNsBmAKHo

8:00 – 8:10 – радиолинейка, с помощью которой учащиеся познакомились с темой «СО-бытия».

Текст радиолинейки:

Холокост в переводе с греческого «всесожжение». Ужасы холокоста воплотились в реальность в 30-е гг. 20столетия, когда к власти в Германии пришли нацисты. Они считали себя высшей расой, а остальных называли «недочеловеками». Особую ненависть нацисты питали к евреям, но если обратить свое внимание на план «Ост», то согласно ему уничтожению подлежали и другие народы: цыгане, поляки, славяне и др. кроме конкретных наций и народов преследованию подвергались представители политических взглядов, таких как коммунисты и социалисты. Для планомерного уничтожения были построены сотни концентрационных лагерей на территории Польши и Германии. Дахау, Освенцим, Бухенвальд, Хелмно, Треблинка, Майданек - эти названия вызывают дрожь по коже.

За весь период правления нацистов и в ходе Второй мировой войны по разным статистическим данным, проходившим через Нюрнбергский процесс, было уничтожено около 6 миллионов евреев и десятки тысяч представителей других наций и народностей.

На Нюрнбергском процессе в 1946 году были осуждены обвиняемые, которые проводили политику преследования, репрессий и истребления противников нацистского правительства, бросали в тюрьмы людей без судебного процесса, подвергали их преследованиям, унижениям, порабощению, пыткам, убивали их.

В январе 2000 года 46 государств – участников Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, подписали Декларацию Стокгольмского международного форума по Холокосту, отметив, что «Холокост» основательно подорвал устои цивилизации. Ужасные страдания многих миллионов других жертв нацизма оставили неизгладимый след по всей Европе. Представители государств взяли на себе обязательство чтить память жертв Холокоста и почитать тех, кто боролся против Холокоста, обещая развивать разные формы увековечения памяти его жертв, включая ежегодный День памяти жертв Холокоста в странах мира. По всему миру ежегодно открываются мемориалы, памятники и скульптурные композиции, посвященные жертвам Холокоста. В России таких памятников не много. Мемориал «Голубая дача» в Калининградской области; несколько памятных знаков в Ставропольском и Краснодарском крае.

В октябре 2002 года министры образования государств-участников Совета Европы приняли резолюцию о том, что во всех школах их стран следует проводить «День памяти», призванный почтить память жертв Холокоста. А на шестидесятом заседании Генеральной Ассамблеи в ноябре 2005 года ООН приняла решение о том, что 27 января станет Международным днем памяти жертв Холокоста. Ряд стран стали отмечать День памяти жертв Холокоста после принятого ООН решения, тогда как в других государствах такие дни – давно существующая традиция. В День памяти жертв Холокоста правительства организуют и проводят официальные церемонии и специальные заседания парламента. Такие мероприятия широко освещаются местной, национальной и международной прессой.

8:10-8:45классный час посвященный теме Холокоста. Классные руководители использовали материалы заранее подготовленного интерактивного плаката, размещенного на портале Thinglink:

https://www.thinglink.com/scene/983329729509588994

Также на 1 уроке в классах, перед учениками выступала лекторская группа. Ребята рассказывали про Анну Франк, Януша Корчака, Остапа Шиндлера, Ханну Бради и др.

8:45 – 9:00 - показ короткометражного фильма, снятого ученицей 10 класса Малышевой Марией по теме Холокост: https://www.youtube.com/watch?v=aAIszyuGRA8.

После просмотра фильма – минута молчания под звуки метронома.

9:45 – 10:00 и 10:45 – 11-00 –чтение стихов посвященных Холокосту.

11:45 – 12:00 – представление презентации «Память, застывшая в камне», в которой рассказано о памятниках, посвященных теме Холокоста. (ссылка: http://ru.calameo.com/books/0040837945efbdba1d6a6

12:00-13:45 – 5-7 классы просмотр фильмов по теме Холокост: «Мальчик в полосатой пижаме»; «Воровка книг» - ссылка:

https://www.thinglink.com/scene/983329729509588994

12:00 – 13:45 – 8-11 классы - игра-квест по страницам Холокоста. Игра создана с помощью интернет ресурсов. Участники игры с помощью QR-кода читают задание, выполняют его и получают следующее. Все задания выполняются на ноутбуках. В игре 4 станции.

1-ая Станция - необходимо соединить фотографии людей, связанных с Холокостом и информацию из их биографии.

Ссылка: https://learningapps.org/4012615

2-ая Станция - отгадать кроссворд. Ссылка: https://learningapps.org/4016223

3-ья Станция - исследование сайта бабьи Яры России: http://www.holomemory.ru (ссылка взята из заочной олимпиады по Холокосту).

Задания:

  1. Назовите субъект РФ, в котором на сегодняшний день находится самое большое количество памятных мест, связанных с Холокостом.

  2. Города, какой области РФ испытали на себе ужасы «Хрустальной ночи» произошедшей 9 ноября 1938 года в Германии и Австрии.

  3. Найдите на карте и напишите 3 места, где произошли самые массовые расстрелы евреев в годы Второй мировой войны.

4-ая Станция – используя материалы интернета и интерактивного плаката разработайте буклет, с помощью Microsoft Publisher, посвященный личности, связанной с Холокостом.

Также в этот день на уроках истории в 9-х и в 11-ом классах прошли уроки на тему «оккупационный режим фашистской Германии на территории Советского союза».

В течение дня на первом этаже была установлена доска: «Облако правды», на которой дети могли разместить свои отзывы о прошедшем Событии «Пока помним – живем!».

Старшеклассники провели небольшой социологический опрос среди учащихся.

Вопросы:

  1. Нужно ли сегодня молодежи знать о Холокосте? Если да, то почему?

  2. В чем отличие Холокоста от геноцида?

  3. Какое значение имеют памятники и музеи, посвященные Холокосту?

  4. Оцените проведённые в школе мероприятия посвященные памяти жертв Холокоста по 5-балльной шкале.

По итогам мероприятия была оформлена книга. Куда включены стихи и эссе учеников по теме. http://ru.calameo.com/books/0040837945efbdba1d6a6






















Приложение 1

Интерактивный плакат, с помощью классные руководители знакомили детей с темой Холокоста: https://www.thinglink.com/scene/983329729509588994

Приложение 2

Рисунки по теме Размышления о Холокосте




Приложения 3

Буклеты, созданные в ходе квест-игры: Хана Бради; Януш Корчак и др.












Приложение 4

Скриншоты заданий для квеста