СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка с применением метода сказкотерапии: НОД «Победи свой страх»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка с применением метода сказкотерапии: НОД «Победи свой страх»»

Конспект по развитию речи с применением метода сказкотерапии по теме «Сказочка о ветре»

Цель исследования: развитие связной речи у детей среднего дошкольного возраста через применение сказкотерапии.

Программа: «От рождения до школы.» Инновационная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. – Издание пятое, испр. и доп.- М.: Мозаика-Синтез, 2019. – 336 с.

Возрастная группа: средний возраст

Тема: сказочка о ветре

Цель: развитие связной речи у детей посредством сказкотерапии

Задачи:

Обучающие: развитие, художественно-эстетическое

Оборудование и дидактический материал: запись музыки, туннель, образцы для лепки, дощечки, салфетки.


Этап занятия

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Вводная часть

Мотивационный этап

- Дети, сегодня мы с вами отправимся в сказку, где главным героем будет ...

- А кто же будет главным героем, вы мне скажете сами после того, как послушаете загадку:

Вместо шубки лишь иголки.

Не страшны ему и волки.

Колкий шар, не видно ножек,

Звать его конечно.. (Ежик)

- Верно, сегодня главным героем нашей сказки будет ежик. Закройте глаза и представьте себе ежа. Какой он?

- Дети, а вы знаете, что еж — это хищное животное, потому что он питается мелкими животными. Итак, если у вашего дома живет еж, то будьте уверены, ни мыши, ни змеи рядом жить не будут. А раз так, то что мы еще можем сказать о еже, кроме того, что он колючий. Какой он?

- Верно, дети, он смелый. Но сегодня мы отправимся в сказку, где встретимся с необычным ежиком.




Здравствуйте!





- Ежик


Дети закрывают глаза и представляют ежика.


- Ежик очень смелый

Основной этап

Содержательный (деятельностный) этап

Вход в сказку

- Для того чтобы оказаться в сказке, нам нужно пройти через волшебный туннель. Там немного непривычно, но того, кто не испугается и преодолеет свой ​​страх, ждут удивительные приключения вместе с героями сказки

(Воспитатель кладет тоннель на пол, и дети по очереди пролезают сквозь него)

- Вы очень хорошо справились с заданием и наполнились волшебной силой для путешествия по сказке.

Сказка

Жил на свете ежик. Он всегда был всем недоволен. Его все на свете раздражало и злило. Поэтому он жил отдельно и у него никогда не было ни друзей, ни соседей. (Упражнение «Ежик»)

- Однажды муравей, который оказался далеко от своего муравейника, попал в беду: он сломал одну из четырех ножек и потерял сознание почти у входа в домик ежика. (Упражнение «Муравей без сознания»)

- В тот вечер ежик, как всегда, собирался на охоту и, выйдя из дома, сразу же увидел муравья. Сначала он удивился, потом его это так разозлило, что он начал сердито фыркать и шмыгать. (Упражнение «Встреча»)

- Он уже было собрался пройти дальше, как муравей  тихонько застонал и пришел в себя.

- Добрый день, - поздоровался воспитанный муравей.

В ответ ежик только фыркнул.

- Простите меня, уважаемый ежик, я не послушался маму, отошел далеко от дома и попал в беду, сломав себе ножку. Не поможете ли вы мне?

Ежик подпрыгнул от неожиданности, ему никак не хотелось принимать в своем домике гостей, но деваться было некуда. Он поднял бедного муравья, занес его в домик, положил на кровать и пошел, наконец, на охоту, все еще злясь на муравья, на себя и на весь белый свет. (Упражнение «Спасение»)

- Но этой ночью ежику повезло на охоте, и он довольный и сытый возвращался домой, забыв, что там у него незваный гость. Зайдя в домик, он все вспомнил и только хотел снова рассердиться, как бедный муравей съежился на кровати и задрожал то ли от холода, то ли от того, что у него болела ножка. (Упражнение «Холод»)

- Мерзнуть приятно? А как вы считаете, ваши руки, лицо, плечи, сейчас расслаблены или напряжены? Напряженные - это значит твердые. Воспитатель предлагает пощупать мышцы рук, чтобы удостовериться, что они твердые.

- Что-то шевельнулось в сердечке Ежа, и он еще не понимал, что это была жалость и сочувствие к меньшему и более слабому. Он решил сходить к тетушке сове, которая славилась тем, что лечила всех зверей в лесу. (Упражнение «Стук сердца»)

- Сова, услышав, о чем просил ее Ежик, сильно удивилась, но согласилась пойти осмотреть больное насекомое. Она прописала ему лекарство и привязала к сломанной ножке маленькую веточку, чтобы быстрее зажила. А Ежика попросила сообщить родителям муравья, что он у него, потому что перевозить его в муравейник еще нельзя. С тех пор двери в домик Ежика не закрывались. У муравья оказалось столько друзей, что каждый час кто-то приходил его навестить. (Упражнение «Друзья»)

- Когда муравей выздоровел и вернулся домой, Ежику стало грустно и одиноко. Тогда он решил сам пойти и навестить муравья и его друзей, которые со временем стали друзьями и самого Ежика. Все очень обрадовались, увидев его с корзиной ягод в руке и радостной,  ласковой улыбкой на лице.

С того дня ежик забыл, что такое раздражаться и злиться, он понял, что нужно жить рядом с друзьями и радоваться жизни.








Дети проползают через туннель




Дети мелкими шагами передвигаются по коврику, затем останавливаются и сердито шмыгают, как раздраженный ежик.

Дети выполняют упражнение поочередно, подходят один за другим к воспитателю, представляют, что они «муравьи», охают, закрывают глаза и падают спиной назад на руки воспитателя.

Выбирается ребенок «муравей», а дети ходят вокруг него, изображая удивление: поднимают плечи, разводя руки в стороны; поднимают вверх брови и открывают рот. По сигналу психолога дети начинают быстро двигаться в противоположном направлении, сердито фыркая и шмыгая.




Детям предлагаются животные-игрушки, которых бы они спасли. Воспитатель объясняет, что каждая из этих игрушек требует определенной помощи, а дети должны взять игрушку, пожалеть ее и отнести к игровому уголку.

Дети стоят на коврике и «мерзнут».






Детям предлагается разбиться на пары. Затем поочередно ложиться на пол и слушать сердечко друг  друга. При этом, тот, кто лежит, не открывает глаза и не шевелится.


Выбирается один ребенок - «муравей». К нему по очереди подходят дети, здороваются, спрашивают: «Как дела?», И желают скорейшего выздоровления.


Заключительный этап

- Все закончилось хорошо. Как вы считаете, понял ежик, что жить рядом с друзьями лучше, чем одному? Всю волшебную силу мы с вами потратили во время путешествия и вернулись в группу.

- Дети, посмотрите, к нам прилетела птичка и принесла с собой корзинку, давайте посмотрим, что там.

- Посмотрите, она принесла нам подарки от жителей леса, здесь и грибочки, и ягоды, и орешки. А еще ей хотелось бы, чтобы и у нее было много друзей, как у Ежика. Давайте попробуем слепить птичек.

Лепка из соленого теста

- У каждого из вас на столах находится соленое тесто, возьмите два кусочка, скатайте два шарика - это туловище и голова, соедините, прикрепите глазки (из бусинок, пуговиц), и клюв.

- А потом накормим птенцов - дадим им в клювики червячков.


Развернутые ответы детей






Детям напоминаются приемы работы: оттягивание, прищипывание, раскатывание.

Дети работают самостоятельно, иногда прибегая к помощи воспитателя.

По окончании работы дается положительная оценка проделанной работы, и предлагается посадить птиц на окошко.









- сформировать представление о необходимости быть бережным к другим;

- закрепить умение определять форму и цвет предметов;

- сформировать умение изготавливать предметы из соленого теста, используя методы раскатывания и приплющивания

Развивающие:

- развивать познавательный интерес, умение выражать свои эмоции;

- развивать связную речь

- развивать память, внимание, логику

Воспитательные:

- воспитать желание быть добрыми друг к другу и беречь природу

Задачи по речевому развитию детей:

- развитие количественного и качественного словаря детей;

- развитие умения точно обозначать предметы словом, владение новыми понятиями по темам, умение выделять существенные признаки предметов и проводить обобщение по ним;

- расширение словарного запаса детей;

- закрепление в активном словаре детей слов, характеризующих героев сказки;

- развитие умения отвечать на вопросы по содержанию сказок;

- развитие умения составлять рассказ по сюжетным картинкам;

- развитие монологической речи через умение выразить свое мнение по содержанию сказки;

- развитие грамматически правильной речи.

Образовательная область: речевое развитие

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое

Оборудование и дидактический материал: запись-звуки ветра для входа в сказку, карточки для развития логического мышления детей, карточки с изображением эмоций (смех, печаль, злость, добро и любовь), бумага для снятия эмоционального напряжения детей, корзина, видеозапись урагана, корзина с орешками, соленое тесто, стаканчики одноразового использования, дощечки, спички, бумага для готовых изделий, влажные салфетки.


Этап занятия

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Вводная часть

Мотивационный этап

- Здравствуйте, дети, сегодня мы с вами отправимся в сказочное путешествие, где речь пойдет о ветре. Давайте с вами подумаем и скажем: «Какой бывает ветер?»

- Как вы считаете, нужен ветер или нет?

- Да, летом ветер дарит прохладу, а зимой, когда ветер стихает, мороз становится добрее и не так щиплет нас за щечки.

- Вот мы и подошли к началу сказки. Для путешествия по сказке нам необходима особая сила. Эту силу нам подарит сам ветер.





Здравствуйте!


Ветер бывает: сильный, слабый, игривый, легкий

Ветер нужен


Основной этап

Содержательный (деятельностный) этап

Звучит аудиозапись со звуками ветра.

- Наполнились волшебной силой? Готовы к сказке?

Сказка

Жил был на свете ветер. Он был очень любознательный и поэтому везде летал и наблюдал за всем, что происходит в мире. (Упражнение «Гимнастика для глаз»)

- Его интересовало абсолютно все, а что, вы мне сейчас сами скажете. (Упражнение «За кем и за чем наблюдал ветер»)

-Но наибольшее восхищение у него вызывали люди, потому что они о своих чувствах не только рассказывали, но и могли их показать на лице (мимикой). Люди могли радоваться, тогда они улыбались и смеялись (показываю карточку с улыбкой). (Упражнение «Смех»)

-Могли грустить, тогда они плакали (показываю карточку - грусть). (Упражнение «Плач»)

-Могли сердиться и быть злыми (показываю карточку - злость). (Упражнение «Злость»)

-Когда люди сердиты, они иногда обижают того, кто находится рядом, могут сказать что-то обидное, или даже ударить. Чтобы этого не случилось, давайте рассердимся на бумажку, порвем ее и выбросим в корзину.

-Могли быть добрыми и кроткими, и любить друг друга (показываю карточку - любовь и доброта). (Упражнение «Доброта и любовь»)

- Глядя на людей, ветер также решил передать свое настроение. Когда был добрым, он едва пролетал над землей, даря людям и всему живому легкую прохладу.

- Когда ветер грустил, он звал свои облака, и те почти всегда плакали, жалея печальный ветер. А когда облака плачут, что происходит на земле?

- Да, верно, идет дождь.

Но, когда ветер рассердился, на земле образовались бури и ураганы. Ветер был таким ​​сильным, что срывал крыши на домах, вырывал с корнем деревья и швырял их на большие расстояния. Он был так силен, что мог поднять в воздух даже автомобиль (включаю запись урагана по телевизору).

- Увидев, что он оставил после вспышки гнева, ветер испугался, ему стало стыдно. (Упражнение «Страх - стыд»)

- И тогда ветер понял, что худшая черта характера у людей - это злость. Не надо злиться! Мы должны быть добрыми, любить, жалеть друг друга и природу, которая нас окружает. Тогда и природа нам ответит добром на добро.




Дети на носочках забегают на коврик по кругу. Каждый садится в позу расслабления.

-Да!


Дети выполняют движения глазами: а) вправо - влево; б) вверх - вниз. Движения проводятся медленно. Голова при этом не двигается.

Показываю карточки, на которых схематично изображены: заяц, вода, дождь, птицы, цветы, деревья.

Напрягая мышцы живота и положив на живот руку, дети начинают смеяться, чувствуя напряжение.



Предлагаю детям представить, что они соскучились и начали плакать. Дети закрывают лицо руками и имитируют плач. Воспитатель подходит к каждому, жалеет и успокаивает.


Дети берут бумажки рвут и бросают в корзину.


Пройти по кругу и обнять каждого ребенка, погладить по голове и проговорить, что каждого из них Я люблю. А вы меня любите? Как вы меня любите? Дети бегут к воспитателю и обнимают его.


- Идет дождь











Дети открывают немного рот, округляют глаза, поднимают брови, напрягают руки, плечи, шею, «съеживаются» от страха. Затем отпускают страх и напряжение, опускают голову и плечи и замирают в позе расслабления.


Заключительный этап

- Вот и закончилась наша сказка. Всю волшебную силу мы потратили и вернулись снова в наш детский сад.

- Вам понравилась сказка?

- Каким ветер был в сказке?

- У кого ветер научился злиться?

- Итак, какой мы можем сделать вывод? Если люди будут жалеть друг друга и природу, то и природа нас отблагодарит за это.

- Вы, молодцы! И чтобы порадовать вас, ветер передал каждому подарочек.

Пролетая над лесом, белочка попросила ветер, чтобы он угостил вас орешками, за то, что вы поняли, как важно беречь природу. Они очень полезны.

- Дети, давайте и мы ветру тоже что-то подарим. Я хочу предложить вам самостоятельно выбрать, какой подарок слепить. Это может быть бублик, печенье или воздушный шарик.

- Посмотрите, какие подарки изготовила я.

- Для того, чтобы изготовить бублик, мы должны взять кусок соленого теста, положить его между ладонями, раскатать, а затем соединить концы, и у нас получается красивый бублик.

- Если вы захотите изготовить печенье, то вам нужно раскатать тесто между ладонями, а затем приплюснуть его.

- Воздушный шарик делаем так же, как и печенье, только добавляем ниточку, которую я предлагаю заменить спичкой.

Подхожу к каждому ребенку, даю положительную оценку проделанной работе, а потом предлагаю отнести свои работы к окну и выложить их на окно, чтобы ветер, пролетая, заметил подарки. 

- Дети, вы сегодня очень хорошо себя вели, правильно выполняли упражнения и развернуто отвечали на все мои вопросы, молодцы!



Дети развернуто отвечают на вопросы воспитателя











Дети берут в руки орешки.





Дети катают орех между ладонями, постепенно ускоряя напор и темп выполнения.









Дети, приступают к работе.

Дети работают самостоятельно, иногда прибегая к помощи воспитателя