МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«АНТРАЦИТОВСКИЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
ОДОБРЕНА Протокол от «31» августа 2021г. № 1 Председатель МК_________ /Боева О.Г.. / | | УТВЕРЖДАЮ директор _________ / С.Г.Дьякова__/ «____»__________2021 г. |
Методические рекомендации
по выполнению самостоятельных работ
по учебной дисциплине
Деловой русский язык
для обучающихся специальности среднего профессионального образования
по профессии 19.01.17 «Повар,кондитер»
по профессии43.01.02 «Парикмахер»
по профессии08.01.07 «Мастер общестроительных работ»
по профессии08.01.08 «Мастер отделочных строительных работ»
очная форма обучения
Антрацит 2021
ВВЕДЕНИЕ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ФУНКЦИИ
ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ.
Методические указания для внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся очной формы обучения разработаны в соответствии с ГОС СПО и рабочей программой дисциплины Деловой русский язык
Самостоятельная работа является логическим продолжением аудиторных занятий, проводится по заданию преподавателя, который инструктируетобучающихся и устанавливает сроки выполнения задания.
Для организации самостоятельной работы необходимы следующие условия:
готовность обучающихся к самостоятельному труду;
мотив к получению знаний;
наличие и доступность всего необходимого учебно-методического исправочного материала;
система регулярного контроля качества выполненной самостоятельной работы;
консультационная помощь.
Методические указания для самостоятельной работы обучающихся содержат информацию о том, сколько и какие темы выносятся на самостоятельное изучение, основную и дополнительную литературу, инструкции по выполнению работ и критерии оценки, оснащение (литература).
Целью методических указаний для самостоятельной работы обучающихся является организация и управление самостоятельной работой обучающихся в процессе изучения данной дисциплины.
По учебному плану по дисциплине Деловой русский язык в обьеме 38 часов.
Самостоятельная работа выполняет ряд функций, среди которых особенно выделяются:
1) развивающая (повышение культуры умственного труда, приобщение к творческим видам деятельности, обогащение интеллектуальных способностей обучающихся);
2) ориентирующая и стимулирующая (процессу обучения придается ускорение и мотивация);
3) воспитательная (формируются и развиваются профессиональные качества специалиста);
4) исследовательская (новый уровень профессионально-творческого мышления);
5) информационно-обучающая (учебная деятельность обучающихся на аудиторных занятиях).
Целью самостоятельных занятий является самостоятельное более глубокое изучение обучающих отдельных вопросов курса с использованием рекомендуемой дополнительной литературы и других информационных источников.
Задачами самостоятельной работы обучающихся являются:
1) систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений обучающихся;
2) углубление и расширение теоретических знаний;
3) формирование умения использовать справочную литературу;
4) развитие познавательных способностей и активности обучающихся: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
Внеаудиторная самостоятельная работа включает такие формы работы, как:
1) индивидуальные занятия (домашние занятия):
- изучение программного материала дисциплины (работа с учебником и конспектом лекции);
- изучение рекомендуемых литературных источников;
- конспектирование источников;
- работа с нормативными документами;
- работа с электронными информационными ресурсами и ресурсами Internet;
- составление плана и тезисов ответа на семинарском занятии;
- составление схем, таблиц, для систематизации учебного материала;
- выполнение тестовых заданий;
- подготовка презентаций
- ответы на контрольные вопросы;
- написание рефератов;
2) групповая самостоятельная работа обучающихся:
- подготовка к занятиям, проводимым с использованием активных форм обучения (круглые столы, деловые игры);
- анализ деловых ситуаций (мини-кейсов) и др.
3) получение консультаций для разъяснений по вопросам изучаемой дисциплины.
Выполнение обучающих самостоятельной работы обеспечивает формирование у них ОК и ПК:
ОК1. понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
ОК2. организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;
ОК3. принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;
ОК4. осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
ОК5. использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;
ОК6. работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;
ОК7. брать на себя ответственность за работу членов команды (подчинѐнных), результат выполнения заданий;
ОК8. самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации;
ОК9. ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности;
ОК10. соблюдать действующее законодательство и обязательные требования нормативно-правовых документов, а также требования стандартов и иных нормативных документов.
Задачами методических рекомендаций по самостоятельной работе являются:
систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений;
углубление и расширение теоретических знаний;
формирование умений использовать справочную и учебную литературу;
формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
развитие исследовательских умений.
формирования общих и профессиональных компетенций:
В результате выполнения самостоятельных работ обучающийся должен:
уметь:
- осуществлять речевой самоконтроль, различать понятия «культура речи» и «культура языка», элементы нормированной и ненормированной речи, владеть современным русским языком, нормами речевого общения;
- оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, правильности, точности и уместности их употребления;
- определять тип и стиль текста, создавать тексты различных функциональных стилей и разновидностей языка, умение их анализировать;
-использовать основные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи;
-извлекать нужную информацию из различных источников: учебно- научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
- создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания разной функциональной принадлежности в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения, свободно и грамотно говорить на заданные темы;
- применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного литературного языка, находить изученные орфограммы и пунктограммы, уметь обосновывать их выбор;
- соблюдать нормы речевого этикета в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем, проявлять культуру корректного и эффективного речевого поведения при общении с собеседниками;
- использовать основные приемы информационной переработки устного
и письменного текста;
- осознавать русский язык как основу духовной, нравственной и культурной ценности народа, грамотно пользоваться сокровищницей языка;
- развивать интеллектуальные и творческие способности, навыки самостоятельной деятельности, самореализации, самовыражения вразличных областях человеческой деятельности;
- умело использовать языковые и речевые средства, совершенствовать способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- совершенствовать практические, коммуникативные навыки и умения;
- самообразовываться и принимать активное участие в производственной, культурной и общественной жизни государства.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- связь языка и истории, культуры русского народа;
- определения основных языковых явлений, речеведческих понятий, языковых норм;
- орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
- нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально - деловой сферах общения.
Перечень внеаудиторных самостоятельных работ по дисциплине
Деловой русский язык
Наименование тем учебной дисциплины | Содержание самостоятельных работ обучающихся | Количество часов |
Тема 1.1.Понятие о языке. Национальный русский язык. | Самостоятельная работа обучающихся : Реферат: «Фольклорная мудрость о языке. Высказывания, цитаты великих о языке, о русском языке.» Презентация по теме: «Понятие «экология языка» на примере рассказа М.М.Зощенко «Обезьяний язык» Сообщение: «Специфика речи специалиста. Речевая культура. Причины недостаточного уровня культуры речи и способы повышения речевой культуры» | 6 |
Тема 1.2. Этика делового общения | Самостоятельная работа Сообщение: «Из истории речевого этикета. Речевой этикет стран мира. Речевой этикет в профессиональном общении.» Сообщение «Невербальное общение, его особенности» | 4 |
Тема 2.1. Текст. Лингвистика текста | Самостоятельная работа обучающихся: Анализ текстов художественного стиля. | 2 |
Тема 2.2.Функциональные стили русского языка. Официально-деловой стиль | Реферат на тему: «История официально-делового стиля.», Сообщение: «Официально-деловой стиль как язык документов.» | 3 |
Тема 3.1 Понятие о литературном языке и языковой норме | Реферат: «Исследовательская работа: Язык и культура речи.» | 2 |
Тема 3.5.Синтаксические нормы русского языка | Реферат:«Нормы русского языка. Составление словаря исключений из правил русского языка» Реферат: «Особенности использования многозначных слов, паронимов и омонимов в профессиональной речи.» Реферат: «Правила написания и введение в текст сложносокращенных слов, аббревиатур, графических сокращений.» | 3 |
Итого | 20 |
Задания для самостоятельной внеаудиторной работы обучающихся
Самостоятельная работа № 1
Тема: Понятие о языке. Национальный русский язык.
Цель работы: закрепление знаний о русском языке.
Задание: Подготовка рефератов, презентаций и сообщений.
Темы рефератов или сообщений:
Обучающиеся должны владеть информацией и быть готовы отвечать по всем вопросам, приведенным ниже.
Фольклорная мудрость о языке.
Высказывания, цитаты великих о языке, о русском языке
В чём суть принципа однородности памяти?
Какие возможности он открывает?
Время выполнения работы: 6 часов
Методические рекомендации по подготовке реферата, сообщения (Приложение 1)
Критерии оценки реферата, сообщения (Приложение 2)
Источники:
1.https://docplayer.com/25889737-E-p-rashchevskaya-delovoy-russkiy-yazyk-uchebnoe-posobie.html
2.Ращевская Е.П. Деловой русский язык: учебное пособие/ Е.П.Ращевская. –Кострома: Изд-во Костромского гос. технол. ун-та 2012год
3.https://7books.ru/delovoy-russkiy-yazyk-na-kazhdyy-den/ Деловой русский язык на каждый день. Петербург
4. http://inion.ru/site/assets/files/6068/2021_ss_russkii_iazyk_v_sovremennom_mire.pdf
РУССКИЙ ЯЗЫК В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ : НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ Сборник статей МОСКВА 2021
5.https://edu.tltsu.ru/er/er_files/book362/book.pdf РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ Учебное пособие для обучающихов О.Г.Каменская, Р.А.Кан, Е.Т.Стрекалова, М.Н.Запорожец Тольятти 2005г
Самостоятельная работа № 2
Тема: Этика делового общения
Цель работы: Научиться самостоятельно искать, отбирать, систематизировать и оформлять информацию по заданной теме; получить опыт публичной защиты выполненной работы.
Задание: Работа с конспектом. Подготовка рефератов и сообщений.
Контрольные вопросы к теме:
1. Раскрыть смысл понятия «деловое общение»
2.Спланировать психологические аспекты общения, его культуру, этику и тактику.
3.Познакомить обучающихов с правилами ведения деловой беседы, переговоров и совещаний
4. Изучить условия эффективного общения
5. Научиться составлять план беседы, переговоров и совещания
6. Невербальное общение,
7. Особенности невербального общение
Время выполнения работы: 4 часа
Методические рекомендации по подготовке реферата, сообщения (Приложение 1)
Критерии оценки реферата, сообщения (Приложение 2)
Источники:
1.https://docplayer.com/25889737-E-p-rashchevskaya-delovoy-russkiy-yazyk-uchebnoe-posobie.html
2.Ращевская Е.П. Деловой русский язык: учебное пособие/ Е.П.Ращевская. –Кострома: Изд-во Костромского гос. технол. ун-та 2012год
3.https://7books.ru/delovoy-russkiy-yazyk-na-kazhdyy-den/ Деловой русский язык на каждый день. Петербург
4.http://inion.ru/site/assets/files/6068/2021_ss_russkii_iazyk_v_sovremennom_mire.pdf
РУССКИЙ ЯЗЫК В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ : НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ Сборник статей МОСКВА 2021
5.https://edu.tltsu.ru/er/er_files/book362/book.pdf РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ Учебное пособие для обучающихов О.Г.Каменская, Р.А.Кан, Е.Т.Стрекалова, М.Н.Запорожец Тольятти 2005г
Самостоятельная работа № 3
Тема: Лингвистика текста
Цель работы: Научиться самостоятельно искать текс художественного стиля и выполнять его анализ.
Задание: Анализ текстов художественного стиля.
Контрольные вопросы:
1. Раздел языкознания, изучающий морфемную структуру слов и законы их образования:
а) Словообразование +
б) Грамматика
в) Морфология
Суррогатное материнство
2. Область лингвистики, изучающая устойчивые обороты речи:
а) Этимология
б) Фразеология +
в) Орфоэпия
3. Раздел грамматики, изучающий слова как части речи, способы выражения грамматических значений:
а) Лингвистика
б) Словообразование
в) Морфология +
4. Наука о языке (языкознание):
а) Лингвистика +
б) Морфология
в) Этимология
5. Прикладная область языкознания, устанавливающая состав начертаний, употребляемых на письме, и звуковые значения букв, т.е. соотношения между буквами алфавита и звуками речи:
а) Орфография
б) Морфемика
в) Графика +
6. Раздел лингвистики, занимающийся изучением нормативного литературного произношения:
а) Орфография
б) Орфоэпия +
в) Стилистика
7. Раздел языкознания, изучающий способы образования и акустические свойства звуков:
а) Фразеология
б) Акустика
в) Фонетика +
8. Раздел лингвистики, содержащий учение о слове как части речи, о видах словосочетаний и типах предложений:
а) Грамматика +
б) Морфемика
в) Морфология
9. Раздел языкознания, изучающий происхождение и историю отдельных слов:
а) Морфология
б) Морфемика
в) Этимология +
10. Раздел грамматики, изучающий строй связной речи и включающий в себя две основные части: учение о словосочетании и учение о предложении:
а) Морфемика
б) Синтаксис +
в) Словообразование
11. Учение о значимых частях слова – морфемах:
а) Морфемика +
б) Морфология
в) Лексика
12. Раздел языкознания, изучающий различные стили языка и речи:
а) Лингвистика
б) Стилистика +
в) Синтаксис
13. Система правил о написании слов и значимых частей (морфем); о слитном, дефисном и раздельном написании слов; об употреблении прописных и строчных букв; о переносе слов с одной строки на другую:
а) Орфография +
б) Орфоэпия
в) Графика
14. Словарный запас языка; определенные пласты словарного состава языка:
а) Грамматика
б) Морфология
в) Лексика +
15. То же, что лингвистика:
а) Языкознание +
б) Стилистика
в) Графика
16. Узаконенные варианты употребления языковых единиц:
а) Условие
б) Норма +
в) Предложение
17. Дополнительное к звуковой речи средство общения при помощи системы графических знаков:
а) Графика
б) Азбука
в) Письмо +
18. Буквенное обозначение звукового состава слова:
а) Графика
б) Написание +
в) Транскрипция
19. Совокупность всех средств данной письменности:
а) Фонемы
б) Алфавит
в) Графика +
20. Совокупность графических знаков (букв), расположенных в принятом порядке:
а) Графика
б) Алфавит +
в) Транскрипция
Время выполнения работы: 4 часа
Методические рекомендации по написанию лингвистического анализа текста (Приложение 1)
Источники:
Анисимова, Е. Е. Коммуникативно-прагматические нормы / Е. Е. Анисимова // Филологические науки. – 1988. – № 6.
Апресян, В. Ю. «Природные процессы» в сфере человека / В. Ю. Апресян // Логический анализ языка. Модели действия / РАН Ин-т языкознания; отв. ред. Н. Д. Арутюнова, Н. К. Рябцева. – М. : Наука, 1992. – С 17–43.
Апресян, Ю. Д. Дейксис в лексике и грамматике и наивная модель мира / Ю. Д. Апресян // Избр. тр. Т. II : Интегральное описание языка и системная лексикография. – М. : Школа «Языки русской культуры», 1995. – 670 с.
Арутюнова, Н. Д. Понятие пресуппозиции в лингвистике / Н. Д. Арутюнова // Изв. АН СССР. Сер. лит. и яз. , 1973. – Т. 32. – № 1.
Арутюнова, Н. Д. «Пропозиция». «Факт». «Событие» (Опыт концептуального анализа) / Н. Д. Арутюнова // Изв. ОЛЯ АН СССР. Сер. лит. и яз. Т. 46. – 1987. – № 6. – С. 529–546.
Арутюнова, Н. Д. Фактор адресата / Н. Д. Арутюнова // Изв. ОЛЯ АН СССР. Сер. лит и яз. Т.40. – 1981.– № 4. – С. 356–367.
Арутюнова, Н. Д. Аномалии и язык (к проблеме языковой картины мира) / Н. Д. Арутюнова // Вопросы языкознания. – 1987. – № 3.
Арутюнова, Н. Д. Истоки, проблемы и категории прагматики / Н. Д. Арутюнова, Е. В. Падучева // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. ХVII : Теория речевых актов. – М. : Прогресс, 1985. – С. 8–42.
Бодуэн де Куртенэ, И. А. Языкознание, или лингвистика, ХIХ века / И. А. Бодуэн де Куртенэ // Хрестоматия по истории русского языкознания / сост. Ф. М. Березин. – М. : Высшая школа, 1973. – С. 389–397.
1.Волошинов В. Н. О границах поэтики и лингвистики // В борьбе за марксизм в литературной науке. — Л., 1930.
2. Виноградов В. В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. — М., 1963.
3. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. — М., 1975.
Тема 3. Методы и приемы филологического анализа текста
Самостоятельная работа № 4
Тема: Функциональные стили русского языка. Официально-деловой
стиль
Цель работы: Научиться самостоятельно искать, отбирать, систематизировать и оформлять информацию по заданной теме.
Задание: Подготовка реферата, сообщения.
Контрольные вопросы:
1.правильное определение
А.Текст – это произведение речи, состоящее из предложений, расположенных в определенной последовательности и объединенных общим смыслом и структурой.
Б. Текст – это предложения, объединенные одной темой.
В. Текст – это произведение речи, состоящее из нескольких абзацев, объединенных единым смысловым типом речи повествованием.
2. Выберите правильное определение.
А. Научный стиль – это стиль газет, журналов, который призван быстро откликаться на события, происходящие в обществе.
Б. Научный стиль – эти стиль научных статей, докладов, монографий, учебников и т.д., который определяется их содержанием и целями – по возможности точно и полно объяснить факты окружающей нас действительности.
В. Научный стиль – это стиль художественных произведений, научно-фантастических романов и рассказов, позволяющих заглянуть в будущее.
3. Какой пласт лексики используется во всех функциональных стилях?
А. общеупотребительная лексика
Б. разговорная лексика
В. терминологическая лексика
4. Для какого стиля речи характерна стандартизованность?
А. научный
Б. публицистический
В. официально-деловой
5. В каком стиле речи уместно употребление междометий?
А. научный
Б. разговорный
В. официально-деловой
6. Какому стилю речи присуща эстетическая функция?
А. художественный
Б. публицистический
В. разговорный
7. Для какого стиля речи характерны осложненные предложения, сложноподчиненные конструкции?
А. разговорный
Б. научный
В. официально-деловой
8. Какой стиль речи используется на собраниях и митингах?
А. официально-деловой
Б. разговорный
В. публицистический
9. Определите, к каким стилям речи относятся приведённые отрывки:
1) Почти 11% всей земной суши скрыто подо льдом. Объем льда оценивается в 30 000 000 км3 . Сюда входят и айсберги, и льды Северного полюса, и материковые льды Антарктиды, и ледяные пики горных хребтов. Ученые предполагают, что период общего сокращения оледенения, наблюдавшийся с начала прошлого века, заканчивается. 2) Ведь от любви родители и строги-то к вам бывают, от любви вас и бранят-то, всё думают добру научить. Ну, а это нынче не нравится. И пойдут детки-то по людям славить, что мать ворчунья, что мать проходу не даёт, со свету сживает. А, сохрани Господи, каким-нибудь словом снохе не угодить, ну и пошёл разговор, что свекровь заела совсем. 3) Это был человек лет тридцать двух-трёх от роду, среднего роста, приятной наружности, с тёмно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определённой идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица. Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах, садилась на полуотворённые губы, пряталась в складках лба, потом совсем пропадала, и тогда во всём лице теплился ровный свет бесконечности 4) Внутренней движущей силой русской классической литературы было понятие «счастье». Достоевский видел счастье в очищении души. Толстой – в полноте и естественности чувства. У Чехова счастья нет, однако же ни у кого другого герой так настойчиво и глубоко не осмысливает понятие счастья, так не страдает от того, что его нет. | а) научный б) официально-деловой в) публицистический г) художественный д) разговорный |
10. Определите, какой жанр не относится к художественному стилю.
А. ода
Б. роман
В. репортаж
Г. рассказ
Д. элегия
11. Определите, какое словосочетание не соответствует словам художественной речи
А. в лазоревой воде
Б. под сенью дружных муз
В. взять на баланс
Г. перлы дождевые
Д. сладкий трепет
12. Определите, к какому типу речи относится отрывок:
По ясному небу едва-едва неслись высокие и редкие облака, изжелта-белые, как запоздалый весенний снег, плоские и продолговатые, как опустившиеся паруса. Их узорчатые края, пушистые и легкие, медленно изменялись и таяли
А. повествование
Б. описание
В. рассуждение
Ответы:
Вариант 1 |
1. | А |
2. | Б |
3. | А |
4. | В |
5. | Б |
6. | А |
7. | Б |
8. | В |
9. | 1- А 2 – Д 3 – Г 4 – В |
10. | В |
11. | В |
12. | Б |
Время выполнения работы: 3 часа
Методические рекомендации по подготовке реферата (Приложение1)
Критерии оценки реферата (Приложение 2)
Источники:
1.https://docplayer.com/25889737-E-p-rashchevskaya-delovoy-russkiy-yazyk-uchebnoe-posobie.html
2.Ращевская Е.П. Деловой русский язык: учебное пособие/ Е.П. Ращевская. –Кострома: Изд-во Костромского гос. технол. ун-та 2012год
3.https://7books.ru/delovoy-russkiy-yazyk-na-kazhdyy-den/ Деловой русский язык на каждый день. Петербург
4.http://inion.ru/site/assets/files/6068/2021_ss_russkii_iazyk_v_sovremennom_mire.pdf РУССКИЙ ЯЗЫК В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ Сборник статей МОСКВА 2021
5.https://edu.tltsu.ru/er/er_files/book362/book.pdf РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ Учебное пособие для обучающихов О.Г. Каменская, Р.А. Кан, Е.Т. Стрекалова, М.Н. Запорожец Тольятти 2005г
Самостоятельная работа № 5
Тема: Понятие о литературном языке и языковой норме
Цель работы: Научиться самостоятельно искать, отбирать, систематизировать и оформлять информацию по заданной теме.
Задание: Подготовка реферата.
Контрольные вопросы:
Определите понятие «культура речи». Раскройте нормативный, коммуникативный, этический аспекты.
Какие требования предъявляются к речевой культуре.
Методы и средства повышения речевой культуры. Поделитесь опытом работы над совершенствованием собственной речи.
Назовите основные формы существования национального русского языка. Раскройте содержание каждой формы.
Дайте определение литературного языка. Почему литературный язык называют нормированным.
Определите понятие «норма литературного языка». Перечислите характерные особенности, свойства нормы.
Назовите основные типы норм литературного языка.
Охарактеризуйте акцентологические нормы литературного языка. В чем причины частых нарушений нормы.
Дайте определение грамматических норм литературного языка. Приведите примеры нарушения, грамматические формы каких частей речи вызывают затруднения у вас.
Охарактеризуйте лексические нормы литературного языка. В чем причины частых нарушений лексических норм.
Время выполнения работы: 2 часа
Методические рекомендации по подготовке реферата (Приложение 1)
Критерии оценки реферата (Приложение 2)
Источники:
1.https://docplayer.com/25889737-E-p-rashchevskaya-delovoy-russkiy-yazyk-uchebnoe-posobie.html
2.Ращевская Е.П. Деловой русский язык: учебное пособие/ Е.П.Ращевская. –Кострома: Изд-во Костромского гос. технол. ун-та 2012год
3.https://7books.ru/delovoy-russkiy-yazyk-na-kazhdyy-den/ Деловой русский язык на каждый день. Петербург
4. http://inion.ru/site/assets/files/6068/2021_ss_russkii_iazyk_v_sovremennom_mire.pdf
РУССКИЙ ЯЗЫК В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ : НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ Сборник статей МОСКВА 2021
5.https://edu.tltsu.ru/er/er_files/book362/book.pdf РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ Учебное пособие для обучающихов О.Г.Каменская, Р.А.Кан, Е.Т.Стрекалова, М.Н. Запорожец Тольятти 2005г
Самостоятельная работа № 6
Тема: Синтаксические нормы русского языка
Цель работы: Научиться самостоятельно искать, отбирать, систематизировать и оформлять информацию по заданной теме.
Задание: Подготовка реферата.
Контрольные вопросы:
1.Нормы русского языка.
2.Нормы русского языка.
3.Правила написания и введение в текст сложносокращенных слов.
4.Правила написания и введение в текст аббревиатур.
5.Правила написания и введение в текст, графических сокращений.
Время выполнения работы: 3 часа
Методические рекомендации по подготовке реферата (Приложение 1)
Критерии оценки реферата (Приложение 2)
Источники:
1.https://docplayer.com/25889737-E-p-rashchevskaya-delovoy-russkiy-yazyk-uchebnoe-posobie.html
2.Ращевская Е.П. Деловой русский язык: учебное пособие/ Е.П.Ращевская. –Кострома: Изд-во Костромского гос. технол. ун-та 2012год
3.https://7books.ru/delovoy-russkiy-yazyk-na-kazhdyy-den/ Деловой русский язык на каждый день. Петербург
4. http://inion.ru/site/assets/files/6068/2021_ss_russkii_iazyk_v_sovremennom_mire.pdf
РУССКИЙ ЯЗЫК В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ : НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ Сборник статей МОСКВА 2021
5.https://edu.tltsu.ru/er/er_files/book362/book.pdf РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ Учебное пособие для обучающихов О.Г.Каменская, Р.А.Кан, Е.Т.Стрекалова, М.Н. Запорожец Тольятти 2005г
Приложение 1
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ КОНСПЕКТА
Составление конспекта представляет собой вид внеаудиторной самостоятельной работы обучающиха по созданию обзора информации, содержащейся в объекте конспектирования, в более краткой форме. В конспекте должны быть отражены основные принципиальные положения источника, то новое, что внёс его автор, основные методологические положения работы, аргументы, этапы доказательства и выводы. Ценность конспекта значительно повышается, если обучающих излагает мысли своими словами, в лаконичной форме.
Конспект должен начинаться с указания реквизитов источника (фамилии автора, полного наименования работы, места и года издания). Особо значимые места, примеры выделяются цветным подчеркиванием, взятием в рамку, пометками на полях, чтобы акцентировать на них внимание и прочнее запомнить.
Работа выполняется письменно. Озвучиванию подлежат главные положения и выводы работы в виде краткого устного сообщения (3-4 мин) в рамках теоретических и практических занятий. Контроль может проводиться и в виде проверки конспектов преподавателем.
Затраты времени при составлении конспектов зависят от сложности материала по теме, индивидуальных особенностей обучающиха и определяются преподавателем. Ориентировочное время на подготовку конспекта статьи – 2 ч, монографии, главы книги, учебника – 4 ч.
Задания по составлению конспекта планируются в начале изучения дисциплины.
Пошаговая инструкция к составлению конспекта:
1. Внимательно прочитайте текст. Уточните в справочной литературе непонятные слова. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля конспекта;
2. Выделите главное, составьте план;
3. Кратко сформулируйте основные положения текста, отметьте аргументацию автора;
4. Законспектируйте материал, четко следуя пунктам плана. При конспектировании старайтесь выразить мысль своими словами. Записи следует вести четко, ясно.
5. Грамотно записывайте цитаты. Цитируя, учитывайте лаконичность, значимость мысли.
В тексте конспекта желательно приводить не только тезисные положения, но и их доказательства.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ РЕФЕРАТА
Реферат - форма письменной работы. Как правило, реферат является самостоятельным библиографическим исследованием обучающиха, носящим описательно-аналитический характер.
Объем реферата может достигать 10-15 страниц. Подготовка реферата подразумевает самостоятельное изучение обучающихом нескольких литературных источников (монографий, научных статей и т.д.) по теме, не рассматриваемой подробно на лекции, систематизацию материала и краткое его изложение. Цель написания реферата - привитие навыков краткого и лаконичного представления собранных материалов и фактов в соответствии с требованиями, предъявляемыми к научным отчетам, обзорам и статьям.
Работа обучающиха над рефератом включает следующие операции:
- уяснение сути темы (по её названию);
- выявление литературных источников по данной теме;
- ознакомление с содержанием источников, направленным на осмысление его внешней и внутренней структуры;
- работа над выделением главных смысловых компонентов текста (ключевых слов и предложений);
- отбор наиболее важных сведений из выделенных фрагментов;
- составление «связок» из отобранного материала в соответствии с логикой изложения фактов;
- написание реферата.
Реферат в структурном отношении должен включать:
- заголовочную часть (введение);
- собственно реферативную часть (изложение основных положений по плану с соответствующими названиями и нумерацией);
- заключительную часть (выводы);
- справочную часть (список использованной литературы);
- оглавление (содержание).
Текст реферата должен иметь связанное, цельное построение. Содержание реферата должна пронизывать главная идея, которая объединяет все информационные элементы источников, а также приводимые факты. При этом допускается сохранение отдельных структурных элементов оригинала. Однако не допустимо простое переписывание положение литературных источников. Язык должен быть кратким, ясным, доступным.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО АНАЛИЗУ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА
Художественное произведение необходимо связывать с творчеством писателя в целом, четко представлять себе, какие черты своего времени показал писатель, насколько важны поднятые им вопросы, насколько типичны нарисованные им характеры, какие общечеловеческие проблемы ставит автор.
В каждом произведении есть многое от личности его создателя, но вместе с тем есть и то, что выходит за пределы этой личности, воплощает дух времени, исторический опыт эпохи, опыт всего человечества. При анализе важно показать, какое место в системе образов произведения занимает тот или иной персонаж, каковы его взгляды, круг интересов, что в нем является типичным и какие черты присущи только ему как неповторимой индивидуальной человеческой личности. Обязательно надо проследить, какими художественными средствами раскрывает писатель образы своих героев, как характер проявляется во внешнем облике, в манере одеваться, говорить, деталях окружающей обстановки. Важно обратить внимание, что говорит автор о герое, как оценивают его другие персонажи, как характеризует героя его речь.
Образ литературного героя необходимо раскрыть во всей сложности его личности, в многообразных связях с окружающей средой, с жизнью, а характер в движении, развитии, во взаимоотношениях с окружающими. Для полноты раскрытия образа важно показать его в сопоставлении с другими персонажами. При сопоставлении персонажей надо выделить наиболее существенные линии, по которым оно будет вестись. В первую очередь необходимо показать принципиальные различия в философских и жизненных позициях, взглядах, поведении.
Анализируя художественный текст важно определить авторское отношение к изображаемому, его обусловленность, художественную манеру изображения, высказать свое мнение. Рассуждения должны быть подкреплены системой доказательств, материалом произведения, цитатами из него. Не надо давать анализ каждой сцены, в которой действует герой, - достаточно остановиться на основных эпизодах, раскрывающих главные черты персонажа, многогранность его образа.
СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ
Каждое слово в языке обладает номинативным значением. Это помогает соотнести речь с реальностью и выразить мысли. Помимо основного значения большинство слов входит в определенный ассоциативный ряд и имеет дополнительное символическое значение, которое чаще всего является переносным. Такое лексическое свойство активно используют поэты и писатели для создания художественных произведений, а подобное явление в русском языке получило название фигуры речи и литературные тропы. Они придают тексту выразительность и помогают точнее передать свою мысль.
СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ТРОПЫ (от греч. tropos — поворот, оборот речи) - слова или обороты речи в переносном, иносказательном значении. Тропы - важный элемент художественного мышления.
Использование тропов создаёт в художественной речи новые сочетания слов с новым их значением, обогащает речь новыми оттенками смысла, сообщает определяемому явлению то значение, оттенок смысла, который нужен говорящему, передаёт его оценку явления.
Троп свойствен разговорной речи, но в художественно-литературном творчестве тропы особенно распространены, так как помогают писателю индивидуализировать явления, о которых он говорит, давать им оценки.
Виды тропов: метафора, метонимия, синекдоха, гипербола, литота и др.
Сравнение — один из простейших тропов: определение явления или понятия в художественной речи при помощи сопоставления его с другим
явлением, имеющим общие признаки с первым. Сравнение сообщает явлению или понятию то освещение, оттенок смысла, какой намерен придать ему писатель.
Эпитет (от греч. epitheton — приложение) — слово, определяющее, поясняющее, характеризующее какое-нибудь свойство или качество понятия, явления, предмета.
Эпитет определяет какую-либо сторону или свойство явления лишь в сочетании с определяемым словом, на которое он и переносит своё значение, свои признаки.
Используя эпитет, писатель выделяет те свойства и признаки изображаемого им явления, на которые он хочет обратить внимание читателя.
Метафора (от греч. metaphora — перенос) — один из основных поэтических тропов: употребление слова в переносном его значении для определения какого-либо предмета или явления, схожего с ним отдельными чертами или сторонами.
Использование метафоры подчёркивает это сходство или, наоборот, различие предметов или явлений, на которые хочет обратить наше внимание писатель.
Метонимия (от греч. metonymia — переименование) — один из основных тропов: замена в поэтической речи названия явления, понятия или предмета другим названием, неразрывно связанным в нашем сознании с представлением об этом жизненном явлении.
Синекдоха (гр. synekdoche) — один из тропов, состоящий в замене наименования явления названием его части вместо целого, единственного числа вместо множественного или, наоборот, целого вместо части, множественного числа вместо единственного.
Гипербола (от греч. hyperbole — преувеличение) — один из тропов; образное выражение, состоящее в непомерном преувеличении силы, значения, размера изображаемого явления. К гиперболе прибегает писатель для усиления впечатления, для заострения образа.
Литота (от греч. litotes — простота) — один из тропов: образное выражение, состоящее в противоположность гиперболе в преуменьшении величины, силы, значения изображаемого явления, к которому прибегает писатель в целях усиления выразительности речи.
СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ - обороты речи, применяемые для усиления экспрессивности (выразительности) высказывания: анафора, эпифора, эллипс, антитеза, параллелизм, градация, инверсия, хиазм и др.
Стилистические фигуры делают нашу речь информационно избыточной, но эта избыточность нужна для выразительности речи, для более сильного воздействия на адресата
Риторическое обращение — придание авторской интонации торжественности, патетичности, иронии и т.п.
Риторический вопрос — такое построение речи, при котором утверждение высказывается в форме вопроса. Риторический вопрос не требует ответа, а лишь усиливает эмоциональность высказывания.
Анафора — повтор частей относительно самостоятельных отрезков. Эпифора — повтор в конце фразы, предложения, строки, строфы.
Антитеза — художественное противопоставление.
Оксюморон — соединение логически несовместимых понятий.
Градация — группировка однородных членов предложения в определенном порядке: по принципу нарастания или ослабления эмоционально-смысловой значимости
Умолчание — намеренное прерывание речи в расчете на догадку читателя, который должен мысленно докончить фразу.
Многосоюзие — повторение союза, воспринимающееся как избыточное,
Бессоюзие — такое построение, в котором для усиления экспрессии опущены союзы .
Параллелизм — тождественное расположение элементов речи в смежных частях текста.
Хиазм — перекрестное расположение параллельных частей в двух смежных предложениях.
Инверсия — обратный порядок слов, например, расположение определения после определяемого слова и т.п.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ СООБЩЕНИЯ
Подготовка сообщения способствует закреплению и систематизации знаний обучающихся, совершенствует познавательный интерес по теме; развивает навык самостоятельного, углублённого изучения материала по теме, навыки работы с интернет-источником, умение выделять главное; воспитывать самостоятельность, ответственность, интерес к изучаемому материалу.
Преподаватель во время учебных занятий формулирует цель задания, в распечатанном или электронном виде выдаёт обучающимся темы сообщений и рекомендуемые источники информации, даёт методические рекомендации по составлению сообщения, определяет сроки выполнения и объём работы, требования к результатам и критерии оценки.
Сообщение представляет собой сжатую информацию, которая носит характер уточнения или обобщения, несёт новизну, отражает современный взгляд на определённую тему. Сообщение отличается от докладов и рефератов не только объёмом информации, но и её характером – сообщения дополняют изучаемый вопрос фактическими или статистическими материалами. Оформляется задание письменно, может включать элементы наглядности (иллюстрации, презентацию). Регламент времени на озвучивание сообщения – 5 минут. Затраты времени на подготовку сообщения определяются преподавателем, они зависят от трудности сбора информации, сложности материала, индивидуальных особенностей обучающегося. Последовательность подготовки сообщения:
1. Подберите и изучите литературу по теме.
2. Составьте план или изобразите структуру сообщения в графическом виде.
3. Выделите основные понятия.
4. Введите в текст дополнительные данные, характеризующие объект изучения.
5. Оформите текст письменно.
6. Подготовьте устное выступление с сообщением на учебном занятии
Само выступление должно состоять из трех частей – вступления (10-15% общего времени), основной части (60-70%) и заключения (20-25%).
Приложение 2
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КОНСПЕКТА
Критерии оценки учебного конспекта:
«Отлично» - полнота использования учебного материала. Объём конспекта – 1 тетрадная страница на один раздел или один лист формата А4. Логика изложения (наличие схем, количество смысловых связей между понятиями). Наглядность (наличие рисунков, символов и пр.; аккуратность выполнения, читаемость конспекта. Грамотность (терминологическая и орфографическая). Отсутствие связанных предложений, только опорные сигналы – слова, словосочетания, символы. Самостоятельность при составлении.
«Хорошо» - использование учебного материала неполное. Объём конспекта – 1 тетрадная страница на один раздел или один лист формата А 4. Недостаточно логично изложено (наличие схем, количествосмысловых связей между понятиями). Наглядность (наличие рисунков, символов и пр.; аккуратностьвыполнения, читаемость конспекта. Грамотность (терминологическая и орфографическая). Отсутствие связанных предложений, 5 только опорные сигналы – слова, словосочетания, символы. Самостоятельность при составлении.
«Удовлетворительно» - использование учебного материала неполное. Объём конспекта – менее одной тетрадной страницы на один раздел или один лист формата А 4. Недостаточно логично изложено (наличие схем, количество смысловых связей между понятиями). Наглядность (наличие рисунков, символов, и пр.; аккуратность выполнения, читаемость конспекта. Грамотность (терминологическая и орфографическая). Отсутствие связанных предложений, только опорные сигналы – слова, словосочетания, символы. Самостоятельность при составлении. Неразборчивый почерк.
«Неудовлетворительно» - использование учебного материала неполное. Объём конспекта – менее одной тетрадной страницы на один раздел или один лист формата А 4. Отсутствуют схемы, количество смысловых связей между понятиями. Отсутствует наглядность (наличие рисунков, символов, и пр.; аккуратность выполнения, читаемость конспекта. Допущены ошибки терминологические и орфографические. Отсутствие связанных предложений, только опорные сигналы – слова, словосочетания, символы. Несамостоятельность при составлении. Неразборчивый почерк.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕФЕРАТА
Изложенное понимание реферата как целостного авторского текста определяет критерии его оценки: новизна текста; обоснованность выбора источника; степень раскрытия сущности вопроса; соблюдения требований к оформлению.
Новизна текста: а) актуальность темы исследования; б) новизна и самостоятельность в постановке проблемы, формулирование нового аспекта известной проблемы в установлении новых связей (межпредметных, внутрипредметных, интеграционных); в) умение работать с исследованиями, критической литературой, систематизировать и структурировать материал; г) явленность авторской позиции, самостоятельность оценок и суждений; д) стилевое единство текста, единство жанровых черт.
Степень раскрытия сущности вопроса: а) соответствие плана теме реферата; б) соответствие содержания теме и плану реферата; в) полнота и глубина знаний по теме; г) обоснованность способов и методов работы с материалом; е) умение обобщать, делать выводы, сопоставлять различные точки зрения по одному вопросу (проблеме).
Обоснованность выбора источников: а) оценка использованной литературы: привлечены ли наиболее известные работы по теме исследования (в т.ч. журнальные публикации последних лет, последние статистические данные, сводки, справки и т.д.).
Соблюдение требований к оформлению: а) насколько верно оформлены ссылки на используемую литературу, список литературы; б) оценка грамотности и культуры изложения (в т.ч. орфографической, пунктуационной, стилистической культуры), владение терминологией; в) соблюдение требований к объёму реферата.
Оценка 5 ставится, если выполнены все требования к написанию и защите реферата: обозначена проблема и обоснована её актуальность, сделан краткий анализ различных точек зрения на рассматриваемую проблему и логично изложена собственная позиция, сформулированы выводы, тема раскрыта полностью, выдержан объём, соблюдены требования к внешнему оформлению, даны правильные ответы на дополнительные вопросы.
Оценка 4 – основные требования к реферату и его защите выполнены, но при этом допущены недочёты. В частности, имеются неточности в изложении материала; отсутствует логическая последовательность в суждениях; не выдержан объём реферата; имеются упущения в оформлении; на дополнительные вопросы при защите даны неполные ответы.
Оценка 3 – имеются существенные отступления от требований к реферированию. В частности: тема освещена лишь частично; допущены фактические ошибки в содержании реферата или при ответе на дополнительные вопросы; во время защиты отсутствует вывод.
Оценка 2 – тема реферата не раскрыта, обнаруживается существенное непонимание проблемы.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА
№ | Критерий | Рубрики | балл | итого |
1 | Умение формулировать тему и основную мысль текста | Верно определена тема, основная мысль текста | 2 | 2 |
Определена только тема или только основная мысль текста | 1 | |
2 | Умение определять стиль текста и тип речи | Верно определены стиль и тип текста | 2 | 2 |
Определен только стиль или тип текста | 1 | |
3 | Умение составлять план текста | План составлен верно, отражены все смысловые части, последовательность частей не нарушена | 3 | 3 |
В плане отражены все смысловые части, но нарушена их последовательность | 2 | |
Составлен простой план, пропущена 1 смысловая часть | 1 |
4 | Умение работать со словарем | Работа выполняется с использованием словаря | 1 | 1 |
5 | Умение отвечать на вопросы по содержанию текста | Ответ оформлен как законченное речевое высказывание, подтвержденное информацией из текста | 3 | 3 |
Сформулированный ответ правильный, подтвержденный информацией из текста, но односложный | 2 | |
Сформулированный ответ правильный, не подтвержденный информацией из текста, односложный | 1 |
6 | Умение высказывать свою точку зрения | Высказывает оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте | 2 | 2 |
Высказал своё отношение на уровне нравится- не нравится, не смог оценить полезность информации для себя | 1 | |
7 | Умение определять и находить средства выразительности в тексте | Знает определение и находит соответствующие примеры в тексте | 2 | 2 |
Находит примеры, но не знает терминов (или наоборот) | 1 | |
| Максимальное количество | 20 | 20 |
| | | | | |
Оценка тестовых заданий
Процент выполнения Баллы
90-100 5
70-89 4
50-69 3
26-49 2
1-25 1
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ СООБЩЕНИЯ
Для сообщений определяются следующие критерии оценок:
Оценка «5» выставляется, если обучающих:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя математическую и специализированную терминологию и символику;
- правильно выполнил графическое изображение алгоритма и иные чертежи и графики, сопутствующие ответу;
- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;
- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов преподавателя.
Возможны одна-две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые обучающих легко исправил по замечанию преподавателя.
Оценка «4» выставляется, если:
ответ удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
- в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие логического и информационного содержания ответа;
- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию преподавателя;
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию преподавателя.
Оценка «3» выставляется, если:
- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала, имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, чертежах, блок-схем и выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов преподавателя;
- обучающих не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме,
- при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
Оценка «2» выставляется, если:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание или непонимание обучающихом большей или наиболее важной части учебного материала,
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, в чертежах, блок-схем и иных выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов преподавателя.
Список литературы
Рекомендуемая литература (основная):
1.https://docplayer.com/25889737-E-p-rashchevskaya-delovoy-russkiy-yazyk-uchebnoe-posobie.html
2.Ращевская Е.П. Деловой русский язык: учебное пособие/ Е.П.Ращевская. –Кострома: Изд-во Костромского гос. технол. ун-та 2012год
3.https://7books.ru/delovoy-russkiy-yazyk-na-kazhdyy-den/ Деловой русский язык на каждый день. Петербург
4.http://inion.ru/site/assets/files/6068/2021_ss_russkii_iazyk_v_sovremennom_mire.pdf РУССКИЙ ЯЗЫК В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ : НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ Сборник статей МОСКВА 2021
5.https://edu.tltsu.ru/er/er_files/book362/book.pdf РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ Учебное пособие для обучающихов О.Г.Каменская, Р.А.Кан, Е.Т.Стрекалова, М.Н.Запорожец Тольятти 2005г
Дополнительные источники:
1. Анисимова, Е. Е. Коммуникативно-прагматические нормы / Е. Е. Анисимова // Филологические науки. – 1988. – № 6.
2. Апресян, В. Ю. «Природные процессы» в сфере человека / В. Ю. Апресян // Логический анализ языка. Модели действия / РАН Ин-т языкознания; отв. ред. Н. Д. Арутюнова, Н. К. Рябцева. – М. : Наука, 1992. – С 17–43.
3. Апресян, Ю. Д. Дейксис в лексике и грамматике и наивная модель мира / Ю. Д. Апресян // Избр. тр. Т. II : Интегральное описание языка и системная лексикография. – М. : Школа «Языки русской культуры», 1995. – 670 с.
4. Арутюнова, Н. Д. Понятие пресуппозиции в лингвистике / Н. Д. Арутюнова // Изв. АН СССР. Сер. лит. и яз. , 1973. – Т. 32. – № 1.
5. Арутюнова, Н. Д. «Пропозиция». «Факт». «Событие» (Опыт концептуального анализа) / Н. Д. Арутюнова // Изв. ОЛЯ АН СССР. Сер. лит. и яз. Т. 46. – 1987. – № 6. – С. 529–546.
6. Арутюнова, Н. Д. Фактор адресата / Н. Д. Арутюнова // Изв. ОЛЯ АН СССР. Сер. лит и яз. Т.40. – 1981.– № 4. – С. 356–367.
7. Арутюнова, Н. Д. Аномалии и язык (к проблеме языковой картины мира) / Н. Д. Арутюнова // Вопросы языкознания. – 1987. – № 3.
8. Арутюнова, Н. Д. Истоки, проблемы и категории прагматики / Н. Д. Арутюнова, Е. В. Падучева // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. ХVII : Теория речевых актов. – М. : Прогресс, 1985. – С. 8–42.
9. Бодуэн де Куртенэ, И. А. Языкознание, или лингвистика, ХIХ века / И. А. Бодуэн де Куртенэ // Хрестоматия по истории русского языкознания / сост. Ф. М. Березин. – М. : Высшая школа, 1973. – С. 389–397.
10. 1.Волошинов В. Н. О границах поэтики и лингвистики // В борьбе за марксизм в литературной науке. — Л., 1930.
11. 2. Виноградов В. В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. — М., 1963.
12. 3. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. — М., 1975.
13. Тема 3. Методы и приемы филологического анализа текста