СЕМИНАР «ФОРМИРОВАНИЕ ГИБКИХ НАВЫКОВ
(SOFT SKILLS) У ОБУЧАЮЩИХСЯ»
Авторы: Афанасьева Л.Н., методист МБОУ ДО «ДЮЦ», Полякова И.С., старший методист МОЦ
Цель: ознакомление участников семинара с понятием «гибкие навыки», отличием их от «жестких навыков» и способами формированиях их на учебных занятиях.
Слушатели: педагоги дополнительного образования, заместители директоров по УВР.
Ход семинара
Актуальность семинара СЛАЙД 1.
Мы все хотим, чтобы наши дети были счастливы, успешны,
благополучны и, конечно же, реализовались в жизни… Чему же учить детей и какие навыки развивать сейчас для того, чтобы ребёнок реализовался в будущем?.. Эти вопросы волнуют не только родителей, но и педагогов.
Современный рынок труда диктует свои условия. Сегодня, чтобы быть конкурентоспособным специалистом, нужны не только профессиональные навыки. В «Атласе новых профессий 2030» подробно описываются профессии, которые непременно появятся до 2030 года.
Многие из профессий будут автоматизированы или исчезнут. Перед специалистами нового типа будут стоять задачи, которые потребуют творческого подхода, поведенческой гибкости и готовности к сотрудничеству с другими людьми, и с системами искусственного интеллекта.
Для новой экономики потребуются специалисты нового типа, обладающие качествами «сотрудника будущего», не связанными напрямую с профессиональной деятельностью, такие как: клиентоориентированность, работа в условиях неопределенности, межотраслевая коммуникация, управление проектами и многие другие компетенции.
Поэтому в современных условиях актуально со школьной скамьи развивать так называемые универсальные компетенции, «мягкие» или гибкие навыки (soft skills), чтобы успешно достигать поставленных целей, быть достойным конкурентом на рынке труда, построить карьеру и обеспечить высокий заработок. СЛАЙД 2.
Понятие «гибкие навыки» появилось не вчера и не сто лет назад, а в середине 20 века в ходе исследований в армии США.
С быстрым развитием науки и промышленности их начали исследовать и изучать. В настоящее время проводятся разные соревнования – «Ворлд-скилс» (мировые навыки), «Софт-скилс-раша», «Хард-скилс», в которых проверяется уровень гибких и жестких навыков…
Гибкие и твердые навыки, их отличия.
- Какие именно навыки относятся к гибким, какие к жестким?... Это мы сейчас и начнем выяснять. Но сначала проведем небольшую самодиагностику.
ЗАДАНИЕ 1: У вас есть перечень жестких и гибких навыков. Заполните таблицу, поставив цифры в столбцах с видами навыков (Приложение 1).
Индивидуальная работа. 5 минут. СЛАЙД 3.
Что у вас получилось? Беседа с 2-3 слушателями.
Проверка (ключ – на экране) СЛАЙД 4.
«Жесткие навыки» - набор базовых навыков (компетентностей), определяемых требованиями профессиональной деятельности | «Гибкие навыки» - набор базовых навыков (компетентностей), определяемых современной социальной ситуацией |
3 4 6 9 10 11 14 15 17 18 20 | 1 2 5 7 8 12 13 16 19 21 22 |
Пояснение «Жесткие и гибкие навыки»
Жесткие/твердые навыки связаны с узкой специализацией, это то, чем можно овладеть в учебных заведениях – это профессиональные, технические навыки. Это и иностранные языки, и программирование, и вождение автомобиля, а мы ещё можем добавить - математика, физика, биология и другие предметы (то есть предметные знания, навыки). Для их освоения нужны инструкции, интеллект. При их освоении больше работает левое полушарие (то есть логика), важен уровень IQ. Осваиваются быстрее. Уровень владения определяется экзаменом или тестированием.
Гибкие/мягкие навыки – те, что помогают человеку приспособиться в жизни, стать ему более успешным, но чему специально не научат в школе, то, что нельзя подтвердить дипломом. Это коммуникабельность, креативность, умение подстроиться под ситуацию и быстро среагировать в нестандартных обстоятельствах… При прокачке этих навыков работает правое полушарие (творческое), желательно иметь высокий уровень эмоционального интеллекта. Осваиваются медленнее.
ОТЛИЧИЯ их – на СЛАЙДЕ 5
ЗАДАНИЕ 2: Подумайте и определите, какие из гибких навыков самые актуальные, на ваш взгляд, на ближайшие годы. Составьте ТОП-5. СЛАЙД 6.
5 минут. Индивидуальная работа.
Что у вас получилось?..
Опрос 2-3 человек
Спасибо за ваше мнение.
Во многих странах эксперты, учёные и практики открыто дискутируют о том, какие именно навыки должны войти в набор базовых компетенций XXI века. По данным Всемирного экономического форума в Давосе в 2016г. (World Economic Forum), для эффективного развития, адаптации и благополучия человек должен обладать десятью навыками будущего (а точнее, уже настоящего): СЛАЙД 7.
1. Комплексное многоуровневое решение проблем. 2. Критическое мышление.
3. Креативность в широком смысле. 4. Умение управлять людьми.
5. Взаимодействие с людьми. 6. Эмоциональный интеллект.
7. Формирование собственного мнения и принятие решений.
8. Кооперация (способность работать в команде) 9. Умение вести переговоры.
10. Гибкость ума (переключение с одной задачи на другую).
Тогда же, в 2016г. на Всемирном форуме в Давосе было принято разделить все навыки будущего на 3 группы: грамотность, компетенции и черты характера.
3. 4К. Способы формирования гибких навыков средствами ДООП
И в числе главных компетенций в нашей стране выделяют простую и понятную модель «4К». Это четыре ключевых компетенции, названия которых начинаются на букву К. Их необходимо развивать каждому школьнику, чтобы в будущем быть востребованным на рынке труда.
СЛАЙД 8.
Вот эти компетенции:
критическое мышление — способность критически оценивать информацию, поступающую извне, анализировать её и проверять на достоверность, видеть причинно-следственные связи, отбрасывать ненужное и выделять главное, делать выводы;
креативность — умение нешаблонно мыслить, находить неожиданные решения проблемы, гибко реагировать на происходящие изменения;
коммуникация — умение общаться, доносить свою мысль, слышать собеседника, договариваться;
кооперация — способность работать в команде, брать на себя как лидерские, так и исполнительские функции, распределять роли, контролировать выполнение задач.
ЗАДАНИЕ 3. Работа в 4 группах с текстом «4К» (20-25 мин.)
Изучите текст с информацией об одной из «4К», выделите главное.
Оформите общую схему в виде ментальной карты (используйте памятку «Ментальная карта).
Подготовьте выступление с помощью схемы.
Заслушаем выступления от групп (по 3 минуты). СЛАЙД 9. «Ментальная карта» (Приложение 2)
Выступления от 4х групп (по 5 мин х4 чел =20 мин.)
ЗАДАНИЕ 4.
1.Отберите из текста приемы, которые вы можете использовать на своих учебных занятиях.
2. Договоритесь в группе и продемонстрируйте 1 прием по развитию компетентности на аудитории (7-8 мин.+ по 3 мин. на демонстрацию = 20мин)
РЕФЛЕКСИЯ
«Дерево приобретенного опыта» (заранее делается рисунок дерева без листьев на магнитно-маркерной доске): каждый участник семинара пишет на липком листочке, что наиболее ценного он увидел, понял для себя в данном семинаре, затем озвучивает и прикрепляет на магнитную доску.
5-7 минут
Приложение 1.
Самодиагностика
ЗАДАНИЕ 1: У вас есть перечень жестких и гибких навыков. Заполните таблицу, поставив в столбцах цифры.
«Жесткие навыки» | «Гибкие навыки» |
| |
Перечень:
Умение решать любые проблемы
Умение управлять людьми
Умение водить легковой автомобиль
Умение переводить с английского языка
Умение объединяться с людьми для достижения своей цели
Умение производить вычислительные операции
Умение распознавать и управлять своими эмоциями
Умение формулировать и отстаивать свое мнение
Умение делать арифметические расчеты в уме
Умение печь пироги из разных видов теста
Умение стричь и создавать прически, образы
Умение вести переговоры, договариваться
Умение критически мыслить
Умение преподавать музыку в школе
Умение управлять локомотивом
Умение нестандартно мыслить
Умение водить грузовик
Умение разрабатывать компьютерные игры и мультимедийные приложения
Умение ставить цели и их достигать
Умение сваривать металлические изделия
Умение генерировать, создавать совершенно новые идеи, изделия
Умение презентовать себя
Приложение 2.
ПАМЯТКА
«Ментальная карта»
Ментальная карта — инструмент для структурирования и обработки информации, способ визуализации мыслей, идей, рассуждений.
Ментальная карта помогает: развивать креативность; развивать системное мышление; усваивать новый материал; принимать решения.
Как рисовать ментальную карту
В центр листа поместите мысль, объект внимания. Для иллюстрации используйте картинку или рисунок, которые ассоциируются с этой мыслью.
Идеи и образы прикрепляйте к основной мысли в виде ветвей. Ключевые слова и понятия дополняйте иллюстрациями, помогающими их понять и запомнить.
Оформляйте ветви с помощью различных цветов, шрифтов, изображений. Для каждой ветви можно выбрать собственный стиль.
К основным мыслям прикрепляйте вторичные идеи. Записывайте любые, даже самые невероятные мысли и ассоциации.
Чем полезны ментальные карты