Сенсорная интеграция. Терапия методом сенсорной интеграции с обучающимися с РАС
Материал подготовила учитель
Черепанровской С(К)ШИ О.Ф. Лысова
СТРУКТУРА НАРУШЕНИЙ ПРИ АУТИЗМЕ (по Л.С. Выготскому)
Так что же такое сенсорная интеграция?
Сенсорная интеграция:
- является бессознательным процессом, происходящим в головном мозге
- организует информацию, полученную с помощью органов чувств (вкус, вид, звуки, запах, прикосновение, движение, воздействие силы тяжести и положение в пространстве);
- наделяет значением испытываемые нами ощущения, фильтруя информацию и отбирая то, на чем следует сконцентрироваться (например, слушать взрослого и не обращать внимания на уличный шум);
- позволяет нам осмысленно действовать и реагировать на ситуацию, в которой мы находимся (адаптивный ответ);
- формирует базу для теоретического обучения и социального поведения.
Сенсорные системы:
- зрительная
- тактильная
- вестибулярная
- проприоцептивная
- слуховая
- обонятельная
- вкусовая
При проведении диагностики нарушений сенсорной интеграции необходимо помнить:
- Ребенок с такими проблемами не может их понять и объяснить, т.к. процессы, происходящие в мозгу, контролю не поддаются.
2. Нарушения сенсорной интеграции выражаются у каждого ребенка по разному.
3. Восприимчивость к обучению и поведение ребенка позволяют
делать выводы о показателях сенсорной интеграции.
4. Ребенок может иметь отклонения в работе одних сенсорных систем, другие могут работать нормально.
5. Среди нарушений сенсорной интеграции различают гипер и гипочувствительность к различным сигналам.
Признаки нарушений сенсорной интеграции . Тактильная система
Повышенное восприятие
- не любит, когда его обнимают
- боится, когда к нему неожиданно прикасаются;
- не дает причесать, помыть или постричь волосы;
- в стрессовой ситуации снимает одежду;
Пониженное восприятие
- ищет прикосновения, потребность дотронуться до всего;
- Плохо чувствует боль.
- Наносит самоповреждения (щипает, кусает себя);
- Всегда тянет предметы в рот, чтобы изучить их;
Вестибулярная система
Пониженное восприятие
- находится в постоянном движении;
- любит спрыгивать с высоких мест;
- любит качаться на качелях
- любит быстрые и неожиданные движения;
Повышенное восприятие
- спокойные игры;
- движется осторожно;
- боится высоты;
- часто теряет равновесие;
Слуховая и зрительные системы
Пониженное восприятие
Повышенное восприятие
- не отвечает на своё имя;
- любит громкую музыку;
- разговаривает сам с собой;
- не видит целую картину;
- затрудняется в различии похожих между собой предметов ;
- закрывает уши руками;
- боится громких и неожиданных звуков;
- не может слушать и смотреть одновременно;
- боится яркого света , закрывает глаза ;
Проприоцептивная система
Повышенное восприятие
- Часто нарочно падает на пол;
- Любит прыгать на батуте длительное время без остановки;
- у ребенка нет четких ощущений от карандаша, его надо сжать сильно, на карандаш сильно надавить, бумага рвется, мнется, рука устает.
Пониженное восприятие
- Проблемы с навигацией в помещении и избеганием препятствий;
- Проблемы с повторением увиденных движений;
- Топает ногами во время ходьбы;
- Стучит ногами об пол или стул, когда сидит за столом
Обонятельная система
Пониженное восприятие
- Испытывает сложности в различении запахов;
- Затрудняется в различении неприятных запахов;
- Изучает предметы, нюхая их;
- Использует обнюхивание для общения с людьми
Повышенное восприятие
- Повышенное восприятие и сильные реакции на запахи;
- Отказывается есть пищу в зависимости от ее запаха;
- Демонстрирует неприязнь к людям, которые используют предметы личной гигиены с сильным запахом
Вкусовая система
Повышенное восприятие
- Избирательно относится к еде, не ест некоторые виды продуктов;
- Определенная структура пищи вызывает дискомфорт, некоторые дети соглашаются есть только мягкую пищу;
- Может есть только горячую или холодную пищу;
- Отказывается пробовать новые блюда
Пониженное восприятие
- Может пробовать или жевать несъедобные предметы (землю, траву, ткань…);
- Предпочитает пищу с интенсивным вкусом;
- Часто жует волосы, одежду или пальцы;
Коррекционная работа
Коррекция, основанная на методах сенсорной интеграции, строится на создании условий для получения ребёнком достаточной сенсорной стимуляции.
Цель : усилить сбалансировать и развить обработку сенсорных стимулов центральной нервной системы.
Данная работа проводится с детьми с гиперактивностью, синдромом дефицита внимания, задержкой психомоторного развития, умственной отсталостью, аутизмом.
Работа над улучшением сенсорной интеграции осуществляется по нескольким направлениям, а именно:
1 . В процессе специальных дидактических игр и упражнений по сенсорному воспитанию, направленных на развитие восприятия пространственных и качественных свойств предметов и формирование перцептивных действий.
2.В ходе игр и упражнений, направленных на развитие у ребенка социального восприятия: восприятия человека, его действий, движений, в том числе мимических и экспрессивных, восприятие самого себя и окружающих его сверстников.
3. В продуктивной деятельности – рисовании, аппликации, лепке, конструировании, ручном труде, играх с водой.
4. Использование в занятиях различных утяжелителей, игольчатых мячей, массажных рукавичек, губок и других материалов с различной текстурой.
5. В повседневной жизни в процессе непосредственного общения с ребенком.
6. На занятиях по развитию речи (развитие слухового внимания и сосредоточения, ориентировка на лицо говорящего, речевое подражание), по музыкальному воспитанию, развитию элементарных математических представлений, в ходе физического и моторно-двигательного развития.
7. Работа по развитию сенсорного восприятия осуществляется, как в процессе уроков, так и на внеурочных занятиях.
Методические рекомендации к организации сенсорно – интеграционной коррекции:
1.Занятия по данной методике отличаются своей непосредственностью.
2.Создаются ролевые ситуации, в которые вовлекаются различные подручные инструменты и приборы.
3.Педагог дает шанс ребенку самому выбрать игру из нескольких предложенных. Такие занятия способствуют развитию потенциала, который не в полной мере раскрыт у ребенка. Через некоторое время ребенок выбирает другую, уже более сложную игру, которая ставит перед ним новые задачи.
3.Добиваясь собственного успеха таким естественным путем, ребенок постепенно развивается.
4.Перед началом коррекционной работы проводится предварительная оценка развития ребенка. Зная уровень развития, педагог подбирает соответствующие игры.
5. Осознайте реальность проблемы и уважайте реакции каждого ребенка на разные ситуации.
6. Помогайте ребенку постепенно приспосабливаться к тем видам активности, которые вызывают у него страх.
7.Упражнения по сенсорной стимуляции нужно делать регулярно, систематически, только тогда будут видны результаты.
8.Этот процесс не обязательно организовывать как специализированные занятия, а можно ловить каждую минутку в свободной игре или жизни ребенка.
9.Важным аспектом терапии является мотивация ребенка.
11. Коррекция наиболее эффективна, если ребенок стремится к ощущениям и делает что – либо, чтобы их получить, а педагог ненавязчиво меняет обстановку.
12. Коррекция должна быть основана на игре, выбор видов активности - соответствовать интересам и предпочтениям ребенка.
13. Следует помнить, что избыток ощущений вредит нервной системе.
14. Многие дети с нарушениями сенсорной интеграции страдают из-за низкой самооценки, поэтому необходимо поощрять любым малейшие успехи детей.
15. Для улучшения конечного результата необходимо начинать коррекцию с тех сенсорных каналов, которые достаточно развиты для работы с новыми стимулами.
16. В процессе занятия необходимо создавать паузы для того, чтобы мозг успел обработать влияние раздражителей и сформировал адаптивный ответ.
Игры и пособия для тактильной системы:
При низкой сенсорной чувствительности:
При высокой сенсорной чувствительности:
- «Массажные коврики»
- «Игольчатые мячики»
- «Жёсткие и мягкие мочалки»
- «Сенсорные дорожки»
- «Мозаика»
- «Прищепки»
- «Шнуровки»
- «Застёжки»
- «Бассейн» с различными предметами
- «Лото»
- «Вкладыши»
- Крупа, горох, фасоль.
- «Волшебный мешочек» и т.д.
1. «Мягкие мочалки»
2. «Сенсорные дорожки»
3. «Водяной бассейн»
4. «Мягкие кисточки»
Необходимо всегда предупреждать ребёнка, что вы собираетесь прикоснуться к нему, приближайтесь к нему только спереди, постепенно, аккуратно познакомьте ребёнка с различной текстурой материалов.
Все эти игры и материалы используются для регулирования тактильной чувствительности ребенка и способствуют улучшению координации движений, лучшему осознанию собственного тела в пространстве, значительному развитию мелкой и крупной моторики, пониманию свойств и качеств предметов, осознанию себя в окружающем мире.
Игры и пособия для проприоцептивной системы:
1. «Шнуровки» различных видов.
2. «Мозаика»
3. «Рисование»
4. «Сенсорные дорожки» с различной структурой материалов.
5. «Застёжки»
6. «Собери бусы» и т.д., подойдут все занятия для развития мелкой моторики.
Все эти игры и материалы используются для регулирования мышечного тонуса, стимуляции проприоцептивной системы, позволяют ребенку лучше контролировать свои части тела, улучшить общую и мелкую моторику, улучшить координацию движений, способствуют повышению концентрации внимания.
Таким образом, благодаря играм на развитие сенсорных ощущений, полученная информация будет лучше интегрироваться, то есть лучше обрабатываться мозгом, а значит, у ребенка улучшится качество речи и способность к обучению, саморегуляция и поведение
Одним из современных средств реализации метода сенсорной интеграции является специально оборудованная сенсорная комната.
В условиях СК используется массированный поток информации на каждую сенсорную систему. Одновременная стимуляция нескольких сенсорных систем приводит не только к повышению активности восприятия, но и к обеспечению сенсорной интеграции.
Вывод:
Абсолютно всем детям нужен сенсорный опыт, адекватная способность обрабатывать и интегрировать различные виды сенсорной информации, формирование адаптивных ответов.
Сенсорная интеграция предлагает новое понимание причин поведенческих нарушений ребенка и знакомит с новыми стратегиями повышения концентрации внимания, мотивации и коммуникации.
Список литературы:
1. Айрес Э.Джин «Ребенок и сенсорная интеграция». Изд. «Теревинф» Москва 2012г.
2. Войлокова Е.Ф. «Сенсорное воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью». Изд. «Каро» М., 2005г.
3. Сенсорная интеграция – метод коррекции первичного нарушения при расстройствах аутистического спектра. Методическое пособие. Совместный проект ГБУ Самарской области «Центр диагностики и консультирования Самарской области» и Самарской городской общественной организации помощи детям-инвалидам с аутизмом и их семьям «Остров надежды»
4. Сумнительная С.И., Сумнительный К.Е. «Домашняя школа Монтесори сенсорное развитие 2-4г». Изд. «Карапуз дидактика» 2006г.
5. Мери Линч Барбера «Детский аутизм и вербально-поведенческий подход» Изд. «Рама Паблишинг» Екатеринбург 2014
6. Нуриева Л.Г. «Развитие речи у аутичных детей» Изд. «Теревинф» Москва 2013г.
7. Роберт Шрам «Детский аутизм и АВА» Изд.«Рама Паблишинг» Екатеринбург 2013
8. Тара Делани « Развитие основных навыков у детей с аутизмом» Изд.«Рама Паблишинг» Екатеринбург 2014
9. Составители: Битова А.Л., Борисовская О.Б. «Педагогика, которая лечит» Изд. «Теревинф», Москва 2013г.