ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ
«СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ КОЛЛЕДЖ СЕРВИСА И ТОРГОВЛИ»
Методическая разработка
СИНДРОМ “ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ”
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
Автор методразработки
Смолякова И.Н.
г. Севастополь
2018 г.
СИНДРОМ “ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ”
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
Вступление
Среди разных профессий, представители которых имею высокий риск возникновения профессионального стресса значительное место занимает профессия педагога. Это обусловлено рядом социально-экономических и социально-психологических факторов.
Во-первых, сложные социально-экономические условия делают невозможным финансирование системы образования полной мерою, что отражается на материальном состоянии и осуществлении успешной профессиональной деятельности работников образовательных организаций. Низкая оплата труда стала причиной оттока наиболее квалифицированных и мобильных кадров, в первую очередь мужчин, в более престижные сферы деятельности.
Во-вторых, существенным стрессогенным фактором являются психологические и физические перегрузки женщин и мужчин, которые работают в системе образования, которые связаны с особенностями педагогической работы, которые относятся к профессии типа “человек-человек”.
В-третьих, провоцирует повышение профессиональных стрессов и негативно воздействует на условия труда педагогических работников и феминизация сферы образования. Доминирование женщин не только ограничивает их возможности строить личную жизнь, увеличивая количество незамужних женщин, а и негативно отражается на морально- психологическом климате педагогических коллективов, ухудшает психологическое самочувствие педагогических работников и соответственно снижает эффективность обучения и воспитания молодежи.
Таким образом, формирование психологической компетентности педагогов, их проинформированность в этих сферах, может позитивно повлиять на проявления профессиональной мотивации преподавателей и мастеров п/о, формирование позитивного профессионального мышления, поиск инновационных путей повышения эффективности деятельности учебных заведений и собственной профессиональной деятельности, профессионального партнерства.
Понятие о “стрессе”
Постоянные изменения в экономической, политической и социальной сферах государства так или иначе накладывают свой отпечаток на образовательную отрасль, которая, в совою очередь, также испытывает изменения. При этом, как свидетельствует опыт других стран, такие явления и процессы способствуют тому, что персонал организаций, а особенно таких, что находятся под влиянием реформ, ощущают огромную психологическую нагрузку. Как следствие, у значительного количества работников организаций возникают признаки профессионального стресса.
Термин “стресс” объединяет широкий круг явлений, связанных с его зарождением, особенностями развития, проявлениями и последствиями, в связи с чем в него вкладывают разное содержание. Многие думают, что это чисто психологический термин, но на самом деле им занимаются разные науки – психология, физиология, медицина, и т.д.
Стресс, как термин в переводе с английского stress означает давление, натиск, нажим, напряжение.
Стресс или общий адаптационный синдром – это физиологическая реакция организма человека, которая возникает в результате влияния физических, химических или органических факторов, то есть:
Сильные внешние раздражители, или стрессоры, разрушают внутреннее равновесие. На какое-либо влияние, позитивное или негативное, организм реагирует специфичным физиологическим возбуждением. Эта реакция имеет приспособительно-защитный характер
1.2 Модель профессионального стресса работников образования
И Н Т Е Н С И В Н О С Т Ь | Рабочая среда Особенности организационной структуры (низкая информированность, непрозорливость кадровой политики, уровень участия в управлении учебным заведением каждого члена коллектива, неэффективное использование всех членов администрации…) Особенности организационных процессов (нечеткая постановка целей и задач перед каждым членом коллектива, неэффективная система обратной связи с членами коллектива, недостаточный уровень повышения квалификации и т.д.) Особенности управления организацией (низкоэффективная организация учебно-воспитательного процесса, неиспользование кабинетов по назначению, частые изменения в расписании, замены уроков заорганизованность,формализм) Организационный климат (наличие конфликтных межличностных отношений, перевес негативных эмоциональных состояний, недостаток культурно-массовых мероприятий и т.д.) | Социально-экономические и психологические факторы 1.Социально-эономическая ситуация в государстве (низкий потенциал экономики не дает возможности вкладывать деньги и развивать бюджетные отрасли) 2. Статус системы образования (отсутствие перспективы развития из-за низкой заработной платы и социального статуса) 3.Наличие социально-психологической поддержки (семья, родственники, друзья | Содержание работы 1. Ролевой баланс (невозможность играть одновременно две роли “мастер п/о-классный руководитель”, “преподаватель-завкабинетом”) 2.Объем работы (информационное перенасыщение, большие перегрузки) 3.Личные стремления (часто молодые специалисты ждут от себя более, чем они могут, это ведет к эмоциональной неудовлетворенности) 4. Личные взаимоотношения с руководством (влияние руководителя подразделения на аттестацию, премирование или взыскание работника) 5.Особенности взаимодействия с коллегами (общение с коллегами, их оценка, заинтересованность, поддержка) 6.Особенности взаимодействия с детьми и родителями (затраты эмоциональных и интеллектуальных усилий) 7.Особенности работы педагога (специфика профессии в постоянной потребности самосовершенствования, профессиональном росте) | И Н Т Е Н С И В Н О С Т Ь |
Личностные качества 1.Тревожность(склонность к переживаниям) 7.Самоэффективность (уверенность в себе) 2.Нейротизм (быстрота нервного возбуждения) 8.Локус контроля (способность объяснять причины) 3.Эмоциональная реактивность 9.Толерантность к ситуации неопредел. (быстрота возникновения эмоционального возбуждения) (быстрое приспособление к ситуации) 4.Выдержка (умение контролировать свою жизнь) 10. Поведенческие паттерны (амбициозность) 5.Негативная аффективность 11.Тип копинга (умение преодолевать стресс) (неудовлетворенность жизнью, несчастливость) 6.Самоуважение 12.Гендерные особенности (уважение к самому себе) (особенности пола, возраста и т.д.) |
Симптомы ухудшения здоровья из-за работы Повышенное артериальное давление Депрессивные настроения Повышенный уровень холестерина Астетичные состояния Изменения, повышение частоты сердцебиения Повышение конфликтности Изменения частоты дыхания Неудовлетворенность собой Курение, злоупотребление алкоголя |
Физиологические заболевания | Психические расстройства |
1.3 Синдром «профессионального выгорания», как результат хронического профессионального стресса у педагогических работников
Профессия педагога насыщена многими стрессогенами среди которых социальная оценка работы окружающими, неопределенность будущего, ежедневная рутина, бесконечный документооборот, разночтение требований и т.д.
Существенным стрессогенным фактором является психологическая и физическая перегрузка педагогов, кокторые способствуют возникновению так называемого психологами “профессионального выгорания” – истощение моральных и физических сил, что неминуемо скажется на эффективности профессиональной деятельности, психологическом самочувствии и даже на отношениях в семье…
Профессия педагога – одна из тех, где синдром “профессионального выгорания” является наиболее распостраненным. Поэтому очень важным является изучение особенностей его появления, развития и преодоления именно в педагогической деятельности.
Сам термин синдром “профессионального выгорания говорит о стрессовой реакции, которая возникает вследствии долгосрочных профессиональных стрессов. А во понятие “выгорание” это не просто результат стресса, а последствие накопленного неуправляемого стресса. Он свойственен многим профессиям – врачи, юристы, социальные работники, психиаторы, психологи, учителя и т.д. То есть мы постоянно сталкиваемся с негативными эмоциями других людей, их раздражением, нежеланием выполнять те или иные требования и тем самым, помимо нашей воли, вовлекаемся в эти переживания и находимся в повышенном эмоциональном напряжении.
Как же определить, управляем ли мы своей волей или давно уже втянуты в процесс “профессионального выгорания”?
Существуют симптомы
Изменения в поведении – неудовлетворенность своей профессией и собой, как профессионалом, чувство безвыходности, повышенная нервозность, тревожность
Изменения в мышлении – бесконтрольность настроения, развитие равнодушия, эмоциональная замкнутость, отчуждение, сворачивание профессиональной деятельности
Изменения в ощущениях – развитие эмоциональной бесчувственности, автоматизм и опустошение при выполнении профессиональных робязанностей, полное отчуждение от общение, циничное отношение к сотрудникам
Изменения в здоровье - ухудшение физического самочувствия, постоянное чувство усталости, жалобы на головную боль, обострение хронических заболеваний, проблемы с артериальным давлением, желудочные расстройства, бессонница.
Технология профилактики и преодоления профессионального стресса и синдрома “профессионального выгорания” в образовательных организациях
При реализации технологии профилактики и преодоления синдрома “профессионального выгорания” следует учитывать:
Стресс – это реакция на жизненную (профессиональную) ситуацию, которая воспринимается с неприязнью и обидою, что отображается в эмоциональном и психическом состоянии.
По своей структуре стресс это комбинация стрессора и стрессовой реактивности. Стрессоры – это факторы, способные потенциально вызывать стрессовую реакцию. Стрессовая реактивность это изменение физиологического состояния организма – увеличение напряжения мышц, учащение сердцебиения, повышение артериального давления, увеличение потоотделения, повышение уровня холестерина в крови и даже соляной кислоты в желудке.
Модель стресса складывается из составных
Профессиональная ситуация, которая последовательно или беспорядочно выводит человека из состояния равновесия
Восприятие профессиональной ситуации, как стрессовой, такой, которая вызывает встревоженность
Эмоциональное возбуждение – страх, гнев, чувство угрозы, состояние потрясения и т.д., как реакция на события вынуждающие страдать
Физиологическое возбуждение – напряжение мышц, покраснение лица, понижение иммунитета
Последствия – болезнь, снижение продуктивности, межличностные конфликты.
Управление стрессом – это возможность использования личностью имеющихся преимуществ управления, не перекладывая их на других людей или обстоятельства. Вмешательство, вторжение это установка барьеров с целью противостояния стрессу –когнитивная оценка ситуации, выборочное восприятие, релаксация, физические упражнения.
Технологии включают в себя групповую работу – тренинги индивидуальную работу – упражнения.
“Введение в тренинг”
Знакомство участников тренинга
Изучение анализа ожиданий участников тренинга
Определение цели и задач тренинга
Анализ общего рисунка содержания тренинга
Правила групповой работы
Часть 1
Метод незаконченных предложений “Стресс это….”
Работа в малых группах и дискуссия “Профессиональный стресс и причины его появления….”
Мозговой штурм “Факторы, которые обусловливают возникновение стресса в нашем лицее….что полезного можно извлечь?”
Часть 2
Учебно-ролевая игра “Кто это – профессионально-выгоревший педагог, особенности общения с учащимися, коллегами, администрацией…”
“Человек –
в работе
не выполняет работу вовремя, не приходит на встречу,
допускает ошибки из-за невнимательности
снижаются количественные и качественные показатели в работе
долго взвешивает, принимает решения
задерживается на работе
документы имеют нечеткий несвязный характер
попадает в несчастные случаи
с коллегами
неадекватно воспринимает юмор
проявляет раздражительность, недружелюбность, гнев
появились проблемы в общении
высказывает необяснимое или надменное недоверие коллегам
личность
выглядит утомленной, уставшей, не способной расслабиться
равнодушным становится к жизни, ни к чему не проявляет интереса
часто чувствует себя больной или такой что вот-вот заболеет
Групповой проект предложений “ Профилактика и преодоление стрессов”
- анализ мотивов и значимости выбранной профессиональной деятельности и принятие решения о ее продолжении или изменении
- определение критериев успеха в профессиональной деятельности и возможности осуществления профессионального роста (по должности, по категорийности, по оплате)
- овладение навыками управления своим временем, Научитесь определять основные цели на день, составте устный план или письменный график дел, научитесь говорить “нет” постоянно что-то просящим за вас сделать, делегируйте свои полномочия более свободным коллегам, учащимся, Научитесь определять основные цели на день, составьте устный план или письменный график дел, научитесь говорить “нет” постоянно что-то просящим за вас сделать, делегируйте свои полномочия более свободным коллегам, учащимся, и их родителям
- изменение имиджа трудоголика на “модницу”, “читательницу” и тд
- реализация уверенности в себе
- овладение приемами избирательного восприятия ситуации, т.е. умение видеть не только негативное, но и позитивное, умение радоваться жизни и благодарить судьбу за что имеешь, умение относится с юмором к событиям и т.д.
- овладение приемами повышения самооценки “Я самая…”, преодоление тревожности “Все будет хорошо…”,
- перед сном перечислите все хорошее и приятное за день
- овладение приемами внутреннего локус контроля “Все можно понять и объяснить почему…”
- использование приемов релаксации – приятная музыка, любимый кинофильм, телепередача, аутогенная тренировка, физические упражнения, даже уборка или перестановка мебели,
- завести дневник “Антистресс”, где записывать хронические стрессоры
- выйти на улицу порадоваться красоте природы и жизни самой по себе !
Благодарю за внимание, всем нам здоровья и радости!