СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка "Система деятельности и организация работы с одарёнными и талантливыми детьми в дошкольном образовательном учреждении"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В методической разработке представлены материалы по проблеме раннего выявления и обучения талантливых и одаренных детей, что является приоритетной задачей Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования  и варианты создания благоприятных условий развития детей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта образовательных отношений.   Методические рекомендации адресованы воспитателям, педагогам-психологам ДОУ.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Система деятельности и организация работы с одарёнными и талантливыми детьми в дошкольном образовательном учреждении"»

29


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 муниципального образования Краснодарского края Щербиновский район с. Ей-Укрепления.










МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

"Система деятельности и организация работы с одарёнными и талантливыми детьми в дошкольном образовательном учреждении"















Составитель: Коломойцева И.В., воспитатель











г.



Содержание

Аннотация, рецензия ................................................................

с. 3

Пояснительная записка

с. 3

1.

Развитие способностей и поддержка одаренности детей в детском саду…………………............................


с. 3-5

2

Система деятельности и организация  работы с одарёнными и талантливыми детьми в ДОУ…............


с.5-6

2.1

Организация работы с одаренными и талантливыми детьми………………………………................................


с.6-7

2.2

Развитие одаренности в условиях воспитательно-образовательного процесса ……………………………


с. 7-9

Заключение...................................................................................

с.9

Приложение. Диагностический инструментарий ля педагогов, для родителей, экспресс-анкета, методики оценки одаренности и др...........................................................



с.10-26

Список литературы......................................................................

с.27
































1. Аннотация:

В методической разработке представлены материалы по проблеме раннего выявления и обучения талантливых и одаренных детей, что является приоритетной задачей Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и варианты создания благоприятных условий развития детей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта образовательных отношений. Методические рекомендации адресованы воспитателям, педагогам-психологам ДОУ.

Рецензия

На методическую разработку «Система деятельности по организации работы с одарёнными и талантливыми детьми в дошкольном образовательном учреждении» воспитателя Коломойцевой И.В.

В данной методической разработке представлены теоретические и практические материалы по формированию системы деятельности и организации работы с одарёнными и талантливыми детьми в дошкольном образовательном учреждении.

Методические рекомендации подготовлены с учетом требований программы дошкольного воспитания, а также с учетом принципов ФГОС.

Методическое пособие отвечает всем дидактическим принципам наглядности, доступности и системности изложения. Данное пособие может быть использовано педагогами дошкольных учреждений

Пояснительная записка

Ориентация  на  гуманизацию  всей педагогической работы, создание условий для развития индивидуальности каждого ребенка  сделали актуальным организацию  работы  по выявлению и развитию предпосылок одаренности у детей в условиях дошкольного образовательного учреждения. 

Современное состояние системы образования характеризуется всё большим вниманием к поддержке и развитию внутреннего потенциала развития личности одаренного ребёнка. Это объясняется, во-первых, значимостью способностей для развития личности, во-вторых, возросшей потребностью общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, способных созидать новое в различных сферах жизни. Самым сенситивным периодом для развития проявлений одаренности является раннее детство и дошкольный возраст.

Доказано, что каждый ребёнок от рождения наделен огромным потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность каждому ребенку достигать больших высот в своем развитии.

  1. Развитие способностей и поддержка одаренности детей в детском саду

   Способность - индивидуальные особенности человека, от которых зависит успешность выполнения определенных видов деятельности. Способности не даны от природы,  большое значение для их развития имеют задатки. Способности могут сформироваться лишь в определенных условиях жизни и деятельности..."

Способность имеет сложную структуру, в основе которой совокупность психических качеств личности. Мы знаем, что люди обладают математическими, гуманитарными, художественными, музыкальными, педагогическими, литературными и другими способностями.    Способные дети не идут впереди сверстников по общему развитию, но их отличает особое своеобразие умственной работы, которое указывает на их незаурядность. Оно заключается в оригинальности и самостоятельности суждений, в неординарности точки зрения по разным вопросам. Работать с такими детьми интересно и трудно: они требуют особого подхода на уроке.

Особенности способных детей:

  1. Он рано научился читать, считать, писать;

  2. Легко запоминает и пересказывает;

  3. Умеет рисовать;

  4. Поет или играет на музыкальном инструменте и т.д.;

Одаренность - это системно развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми .

Одарённость - стечение трёх характеристик: интеллектуальных способностей, превышающих средний уровень, креативности и настойчивости. Одарённый человек, словно яркая звёздочка на небосклоне, требующая к себе особого внимания. Необходимо заботиться о нём, чтобы он превратился в красивую, полную сил звезду. Кто-то сказал: «Судьба ребёнка зависит от опыта и взглядов конкретного педагога, традиций ДОУ, жизненных амбиций родителей». На самом деле, работа с одарёнными или талантливыми детьми диктует определённые требования к личности педагога:

- желание работать нестандартно, креативно;

- поисковая активность, любознательность;

- знание психологии дошкольников и психологии одарённых детей;

- готовность педагога к работе с одарёнными детьми.

Особенности одаренных детей:                  

  1. Яркое воображение;

  2. Интуиция;

  3. Любознательность;

  4. Оригинальность;

  5. Конкретность мышления.

Существуют следующие проявления видов одаренности:

- Интеллектуальные способности;

- Творческое или продуктивное мышление;

- Специфические способности к обучению;

- Психомоторные способности;

- Социальные способности;

- Способности к изобразительному искусству или музыке

Так как способности проявляются в раннем возрасте, то их прежде всего первыми замечают родители. Но некоторые виды одаренности проявляются в достаточно позднем возрасте (интеллектуальные способности). Некоторые способности проявляются при создании определенных условий, что подтверждает наличие определенных проблем для диагностики одаренности.

Педагогическая компетентность в выявлении одаренности у детей очень велика. Для этого необходимо знать типы одаренности, чтобы ребенка сориентировать на деятельность, в которой он проявляет себя наиболее ярко, проявляя свои способности и возможности. Без знания механизма выявления и поддержки одаренных детей, не зная типов одаренности можно их просто пропустить, не заметить.

  1. Система деятельности и организация  работы с одарёнными и талантливыми детьми в ДОУ

Система деятельности и организация  работы с одарёнными и талантливыми детьми в ДОУ строится следующим образом:

1. Выявление одарённых и талантливых детей: анализ особых успехов и достижений ребенка. Диагностика потенциальных возможностей детей. Использование метода экспертных оценок, наблюдения. Применение психологических тестов (методика для родителей и педагогов А. И. Савенкова «Карта одаренности»; анкета для родителей, авторы В. Шебеко, А. Булах; тест креативности Торренса и др.)

2. Психолого - педагогическое сопровождение одарённых дошкольников, которое предполагает:

- составление индивидуального маршрута развития;

-создание комфортной развивающей среды, помогающей гармоничному эмоциональному и социальному развитию одарённых детей;

-осуществление психологического просвещения родителей на тему одарённости;

-содействие профессиональному и личностному совершенствованию педагогов по работе с одаренными детьми.

3. Помощь одарённым дошкольникам в самореализации их творческой направленности: индивидуальные творческие задания, работа в детской лаборатории, организация проектной деятельности. Участие в интеллектуальных играх, конкурсах исследовательских работ, научно-практических конференциях. Вовлечение воспитанников в систему дополнительного образования (рекомендации родителям о посещении детьми кружков, студий).

4. Контроль над развитием познавательной деятельности одарённых и талантливых детей: система мониторинга достижения планируемых результатов в образовательной области «Познание». Контроль над участием детей данной категории в конкурсах разного уровня.

5. Поощрение одарённых детей: награждение дипломами, грамотами за участие, как в муниципальных конкурсах, так и конкурсах на уровне дошкольного учреждения, публикации в СМИ.

6. Работа с родителями одарённых детей: совместная практическая деятельность одарённого ребёнка, родителей и воспитателя. Беседы, тренинги, индивидуальные консультации специалистов ДОУ. Поддержка и поощрение родителей талантливых детей (вручение грамот и благодарственных писем на родительских собраниях).

7. Работа с педагогическим коллективом: обучающий семинар по вопросам работы с одарёнными детьми. Подбор и накопление в библиотечном фонде литературы, необходимой для самообразования, систематический обзор новых поступлений, использование возможностей Интернет.

8. Взаимодействие ДОУ с другими структурами социума (например школой) для создания благоприятных условий развития одарённости. Вместе с младшими школьниками проводятся интеллектуальные игры, организуются совместные проекты. Это позволяет увидеть оригинально мыслящих детей, уделять внимание развитию их способностей.

2.1 Организация работы с одаренными и талантливыми детьми

Организация работы с одаренными и талантливыми детьми в рамках образовательного процесса:

- групповые занятия;

- работа по индивидуальным планам.

Организация работы с одаренными и талантливыми детьми в режимных моментах:

- индивидуальные занятия;

- проектная деятельность;

- организация выставок;

- организация праздников и развлечений;

-создание театрализованных, спортивных уголков, уголков изодеятельности;

- организация конкурсов, соревнований;

- организация кружков, секций.

Условия для выявления и развития одаренности.

Создание в ДОУ благоприятных условий предполагает проявление периода дошкольного детства, когда ребенок может пройти путь от первых проявлений склонностей до яркого расцвета способностей, одаренности.

Такими условиями являются:

  • наличие специально подготовленных высококвалифицированных педагогов и воспитателей;

  • наличие богатой предметно-развивающей среды, стимулирующей самую разнообразную деятельность ребенка;

  • создание атмосферы доброжелательности и заботливости по отношению к ребенку, обстановки, формирующей у него чувство собственной значимости, поощряющей проявление индивидуальности;

  • наличие образовательной системы.

Для выявления одаренных детей может быть пред­ложена следующая система методов:

- направленное наблюдение за ребенком, его общением со взрослыми и сверстниками, выполнением им различных видов деятельности;

- анкетирование взрослых (родителей и воспитателей) по специально разработанным опросникам;

- специальные диагностические методики, оценивающие уровень развития способностей в области наглядно-образного и логического мышления, воображения.

Наблюдение за детьми, а также материал, представленный в анкетах, необходимы для первоначального выделения детей, которые в дальнейшем должны пройти обследование при помо­щи специальных диагностических методик.

Для реализации поставленных задач необходимо выполнение следующих принципов развития способностей и проявления одаренности:

  • Эмоциональное отношение к деятельности (положительные эмоции).

  • Обязательное включение ребенка в практическую деятельность, только в ней ребенок может осваивать, порождать и применять ее способы.

  • Демократический стиль отношений, доброжелательный климат на всех уровнях: (администрация – воспитатель – ребенок – семья).

  • Нерегламентированная творческая среда.

  • Широкий круг общения: включение в различные общности (в том числе и взрослые профессиональные сообщества).

  • Социальная значимость и поддержка развития не только специальных способностей, но и интеллектуальных, творческих способностей через прессу, телевидение, общественную оценку.

  • Мотивация, воля, познавательная потребность ребенка.

  • Подражание творческой личности – значимому для ребенка взрослому.

2.2 Развитие одаренности в условиях воспитательно-образовательного процесса

Проблема организации педагогического процесса, развивающего одарённость, рассматривается в работах Ю.К. Кулюткина, М.И. Махмутова, А.М. Матюшкина, В.И. Панова, А.В. Хуторского и др. Исследователи отмечают, что следует осуществлять системное формирующее воздействие на одаренных детей через определенный комплекс психолого-педагогических условий. Среда, в которой одарённость могла бы актуализироваться, должна обладать следующими особенностями.

Высокой степенью неопределенности и потенциальной многовариативностью (богатством возможностей). Неопределенность стимулирует поиск собственных ориентиров, а не принятие готовых. Многовариативность обеспечивает возможность нахождения путей решения. Кроме того, такая среда должна содержать образцы креативного поведения и его результаты.

Предметно-информационное обогащение среды. Предполагает наличие необходимого (максимального) материального и информационного ресурса, доступность и разнообразие предметов в данной среде, возможность любого их использования.

Активизация трансформационных возможностей предметно-пространственной среды. Предметно-пространственная среда должна быть способна к самым разным, неожиданным преобразованиям.

Гибкость в использовании времени, средств и материалов. Предполагает отсутствие прямых указаний, предоставление дошкольникам возможности самостоятельно ставить задачу, выбирать время, последовательность, способы ее решения.

Сочетание индивидуальной игровой и исследовательской деятельности с ее коллективными формами. Одаренного ребенка необходимо обучать не только в индивидуальной, но и коллективной творческой деятельности.

На основании выделенных психолого-педагогических условий, характеристик развивающей среды можно предложить следующие рекомендации по развитию одаренных детей дошкольного возраста:

1) вовлечение дошкольников в свободные игры со сверстниками;

2) моделирование для детей ситуаций незавершённости и открытости деятельности и мышления в отличие от жёстко заданных и строго контролируемых условий;

3) акцент на вовлечении дошкольников в специфические детские виды деятельности (предметные игры, рисование, конструирование, лепка и др.);

4) разрешение и поощрение высказывания множества вопросов;

5) использование в обучении дошкольников провокационных вопросов (постановка проблем или затруднений, для устранения которых нет известных средств), стимуляция выработки детьми собственных средств осуществления деятельности, а не принятие готовых;

6) привлечение внимания к интересам детей со стороны воспитателей и родителей, предоставление детям возможностей осуществления совместной с взрослыми деятельности, наличие в окружении ребенка образцов и результатов взрослой креативности;

7) обеспечение предметно-информационной насыщенности развивающей среды (наличие необходимого информационного ресурса, доступность и разнообразие предметов в данной микросреде, в т.ч. современные ИКТ-средства, возможность разнообразного их использования детьми);

8) стимулирование самостоятельности и независимости дошкольников, формирование ответственности за себя и свое поведение;

9) использование аргументированной оценки для анализа действий, а не для награды или осуждения;

10) создание атмосферы взаимопонимания (принятия) и возможности спонтанной экспрессии, творческого использования знаний.

При выполнении вышеперечисленных рекомендаций необходимо не забывать об определяющем значении для развития одарённости ребенка дошкольного возраста организации соответствующей развивающей среды, и целенаправленной поддержки одаренности ребенка со стороны окружающих его взрослых.

Заключение

Несомненно, основное требование к педагогам одаренного ребенка - безусловное понимание и уважение к его личности. Главная задача взрослого привить ребенку вкус к серьезной творческой работе. Педагогу всегда следует помнить, одаренные дети очень самолюбивы, легко ранимы. Поэтому от него больше всего требуются качества личностные, душевные, а не только интеллектуальный и методический «багаж». Необходимо чтобы в процессе воспитания и обучения присутствовало сотворчество взрослого и ребенка.

Создание условий, обеспечивающих выявление, развитие одаренных детей и реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных задач современного общества. Талантливые, одаренные люди являются мощным ресурсом общественного развития, способным раскрыть перед страной перспективы социально-экономического, культурного и духовно-нравственного преображения. Забота об одаренных детях сегодня - это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни России в будущем.

Необходимо, чтобы одаренные дети обладали позитивным самовосприятием. Ребенку необходимо чувствовать и понимать, что он ценен. Родители и взрослые любят его и видят в нем растущую личность, а не только набор определенных выдающихся способностей и достижений.

Если ребенок будет ощущать, что окружающие верят в его способности, признают его ценность как развивающейся личности, то это будет стимулировать его позитивное самовосприятие, саморазвитие.














Приложение

В приложении представлен диагностический инструментарий по рассматриваемой тематике. В Приложении перечислены наиболее известные диагностики, измеряющие уровень интеллекта, так же представлены менее популярные опросники и анкеты для изучения одаренности в дошкольном возрасте педагогами и родителями.

Для педагогов:

  1. Анкета Ф. Татла и Л. Беккера, которая дает общее представление относительно данных ребенка.

  2. Краткий опросник для определения одаренного ребенка (Савенков А.И)

  3. Опросник «Карта одаренности» (Савенков А.И)

  4. Экспресс-анкета «Одаренный ребенок» (Организация работы МППС/ Под ред. Е.А. Каралашвили).

Для родителей:

  1. И.Г. Холл, Н. Скиннер «Нормативная шкала для диагностики одаренности».

  2. Методика «Карта одаренности» (Савенков А.И.)

  3. Методика оценки общей одаренности. (Савенков А.И.)

  4. Краткий перечень характеристик различных областей одаренности (изобразительной, музыкальной, литературной и т.д.)

Так же в приложении предлагается для работы воспитателей, педагогов-психологов ДОУ тест ранней интеллектуально-творческой одаренности (ТРИТО) В.Г. Гряева-Добшинская.

Тест ранней интеллектуально-творческой одаренности предназначен для диагностики дивергентного и конвергентного мышления детей 6-7 и 9-10 лет. Методика имеет две параллельные формы (А, Б), каждая из которых состоит и 8 субтестов. Диагностика оснащена полным комплектом стимульного материала.

Методики диагностики детской одаренности для педагогов.

Диагностические методики этой группы качественно отличаются от методик для психологов. В отечественной психолого-педагогической науке они разрабатываются мало. В основном это опросники, схемы наблюдений и алгоритмы составления характеристик. В реальной педагогической практике обычно педагог интересуется не столько уровнем одаренности, сколько уровнем обученности ребенка.

1. Зарубежные исследователи Ф. Татл и Л. Бекер составили анкету для педагогов и родителей, которая дает общее представление относительно данных ребенка.

Предлагается ответить «да» или «нет» на следующие утверждения:

  1. Ребенок инициативный, живой, подвижный.

  2. Он с готовностью откликается на все новое.

  3. Любит все загадочное, непонятное.

  4. Часто нуждается в поддержке старших.

  5. Довольно легко отвлекается и оставляет начатое дело.

Оценка результатов: если на все пять утверждений был дан ответ «да», есть основания считать данного ребенка способным. Если на четвертый и пятый пункты был дан ответ «нет», надо обратиться к следующим утверждениям:

    • Любит задавать и решать трудные вопросы.

    • Имеет свою точку зрения и настойчиво ее отстаивает.

    • Начатое дело доводит до конца.

    • Имеет особую склонность к определенному виду занятий или предмету.

    • Настойчив в достижении поставленной цели.

    • Задает много вопросов по интересующим его предметам, темам.

    • Интересы достаточно стабильны.

    • Любознательность достаточно устойчива.

    • Имеет много друзей среди своих сверстников.

    • Часто не соглашается с мнением взрослого.

    • Часто бывает эгоистичен.

Оценка результатов: если на все вопросы дан ответ «да», то ребенка можно считать одаренным. (С нашей точки зрения, отрицательные ответы на пункты 7—11 не противоречат выводу о возможной одаренности ребенка-дошкольника, так как в дошкольном возрасте и у одаренных детей наряду с широтой интересов может наблюдаться их быстрая смена; если ребенок не ходит в детский сад, у него может не быть друзей среди ровесников; в дошкольном возрасте авторитет взрослого до статочно высок, и маловероятно, чтобы ребенок-дошкольник часто вступал в противоречие с взрослым.).

2. Выше речь шла о возможной одаренности. Если вы хотите оценить одаренность как реально, ярко проявляющуюся, рассмотрите следующие утверждения:

    • Ребенок проявляет способности в различных сферах знаний, в искусстве, музыке, литературном творчестве.

    • Имеет одного - двух друзей более старшего возраста.

    • Речь хорошо развита, характеризуется большим запасом слов и глубоким пониманием нюансов языка.

    • Ребенок всегда ищет самостоятельные решения.

    • В спорных вопросах опирается на собственное мнение, не любит общепризнанных утверждений.

    • Берет на себя ответственность в трудных ситуациях.

    • Часто производит впечатление взрослого «не по возрасту».

    • Хорошо знает свои возможности и то, что хочет сделать.

Оценка результатов: если на все утверждения дан ответ «да», то у ребенка действительно ярко и рано проявляющаяся одаренность.

3. Для более дифференцированной оценки возможностей дошкольника можно использовать опросник, карта одаренности. В нем выделены особенности, свидетельствующие о больших потенциальных возможностях ребенка. Оценивая степень проявления этих особенностей по пяти градациям: очень редко или никогда; редко; иногда; часто; почти всегда, — вы получите представление о выраженности у ребенка признаков одаренности.

Часто педагоги, родители сомневаются, насколько объективны они в оценке ребенка. Преодолеть эти сомнения поможет опыт собирания, фиксации конкретных вопросов, заданных ребенком, быстро усвоенных знаний, решенных трудных задач и т.п.

При этом по данным специального исследования С.А. Ледневой, большинство педагогов довольно точно идентифицируют основные параметры одаренности. Но они, как правило, не склонны учитывать эти сведения в образовательной деятельности. Специальные занятия с педагогами, позволяющие корректировать их позицию в плане оценки одаренности, помогают добиваться хороших результатов».

Экспресс-анкета «Одаренный ребенок»


Анкету заполнил: Группа:

Вопросы

Ответы

1

Кого из детей в группе Вы считаете одаренными?

2

В чем проявляется одаренность ребенка?

Фамилия, имя ребенка

Проявление одаренности

3

Какое поведение у этих детей?

Фамилия, имя ребенка

В нескольких словах о поведении каждого ребенка

4

Взаимоотношения детей со сверстниками

Фамилия, имя ребенка

Как сложились отношения с остальными детьми?

5

Есть ли трудности в работе с этими детьми?

6

Кто из родителей в группе считает своего ребенка одаренным?


Методики диагностики детской одаренности для родителей воспитанников.

Как самостоятельно получить информацию об уровне одаренности ребенка, о направленности этой одаренности? Попробуем ответить на эти далеко не праздные для настоящих родителей вопросы, рассмотрев наиболее распространенные методики.

Нормативная шкала для диагностики одаренности у детей.

Эта методика была разработана американскими учеными И.Г. Холлом, Н.Скиннером специально для родителей. Она охватывает возрастной диапазон от одного месяца до семи лет.

Опросник состоит из трех относительно самостоятельных рубрик. «Общие двигательные способности», «Двигательные способности более специального характера» и «Познавательный язык».

Инструкция. В таблицах рядом с названием каждой способности указана возрастная норма в месяцах. Кроме целых значений приведены даже сотые доли. Рядом, в четвертом столбце таблицы, приводиться опережение на 30%, оно аналогично «коэффициенту интеллекта» —140 баллов. Данное опережение обычно квалифицируется как одаренность.

Сопоставьте показатели своего ребенка с данными, представленными в таблицах

Общие двигательные способности

Таблица

Наименование усвоенного действия

Норма в месяцах

Опережение на 30 %

1

Поднимает подбородок, лежа на животе

1

0,30

2

Держит голову и корпус

2

1,40

3

Переворачивается лежа

3

2,40

4

Сидит при поддержке

4

2,80

5

Сидит самостоятельно

7

4,90

6

Стоит с посторонней помощью

8

5,60

7

Стоит, держась за опору

9

6,30

8

Ползает

11

7,70

9

Устойчиво стоит сам

11

7,70

10

Ходит самостоятельно

12,5

8,75

11

Ходит, прекратив ползать

15

10,50

12

Ползает по ступенькам лестницы

15

10,50

13

Поднимается по ступенькам

18

12,50

14

Самостоятельно сидит на стуле

18

12,60

15

Переворачивает страницы книги

18

12,60

16

Спускается по ступенькам лестницы, держась одной рукой за опору

21

14,70

17

Поднимается по ступенькам, держась за перила

21

14,70

18

Хорошо бегает (без падений)

24

16,80

19

Поднимается и спускается по ступенькам самостоятельно

24

16,80

20

Ходит на цыпочках

30

21,00

21

Прыгает одновременно двумя ногами

30

21,00

22

Чередует ноги, поднимаясь по ступеням

36

25,20

23

Прыгает с места

36

25,20

24

Катается на трехколесном велосипеде, используя педали

36

25,20

25

Прыгает на одной ноге

48

33,60

26

Бросает мяч

48

33,60

27

Прыгает с чередованием ног

60

42,00

Двигательные способности более специального характера.

Таблица

Наименование усвоенного действия

Норма в месяцах

Опережение на 30 %

1

Схватывает и тут же выпускает из рук ложку

1

0,70

2

Координирует глаза по вертикали

1

0,70

3

Играет с погремушкой

3

2,10

4

Манипулирует с мячиком, проявляет интерес к деталям

6

4,20

5

Координированно натягивает ленту

7

4,90

6

Избирательно пользуется левой и правой рукой

8

5,60

7

Держит предмет между пальцами и ладонью

9

6,30

8

Координированно держит карандаш

11

7,70

9

Самостоятельно толкает игрушечный автомобиль

11

7,70

10

Самостоятельно рисует каракули

13

9,10

11

При рисовании имитирует штрихи

15

10,50

12

Сгибает лист бумаги

21

14,70

13

При рисовании имитирует штрихи типа V и О

24

16,80

14

Имитирует штрихи типа V и Н

30

21,00

15

Имитирует мостик из кубиков

36

25,50

16

Рисует человека, составляя его из частей

48

33,60

17

Рисует четко различаемую фигуру человека

60

42,00

18

Копирует треугольник

60

42,00

19

Рисует человека с изображением шеи, рук, одежды

72

50,40

Познавательный язык

Таблица.

Наименование усвоенного действия

Норма в месяцах

Опережение на 30 %





1

«Социальная улыбка» при виде человека

1,5

1,05

2

Издает четыре и более звуковых тонов

1,6

1,12

3

Визуально опознает мать

2

1,40

4

Реагирует на звук взором

2,2

1,54

5

Издает два разных звука

2,3

1,61

6

Произносит четыре разных слога

7

4,90

7

Произносит «да-да» или нечто аналогичное

7,9

5,53

8

Реагирует на свое имя

9

6,30

9

Проявляет интерес к картинкам в книгах

10

7,00

10

Имитирует слова

12,5

8,75

11

Имеет активный словарь не менее трех слов (помимо «мама» и «да- да»)

14

9,80

12

Имеет активный словари из 4—6 слов, включая имена

15

10,50

13

Показывает названную часть тела

17

11,90

14

Называет один предмет («Что это?»)

17,8

12,46

15

Выполняет указание положить пред мет на стул

17,8

12,46

16

Имеет активный словарь из 10 слов

18

12,60

17

Имеет активный словарь из 20 слов

21

14,70

18

Соединяет два или три слова

21

14,70

19

Перестает использовать жаргон, строит предложение из трех слов

24

16,80

20

Пользуется словами: «я», «ты», «мне»

24

16,80

21

Называет три и более предметов на картинке

24

16,80

22

Способен опознать пять и более предметов

24

16,80

23

Опознает семь предметов

30

21,00

24

Называет свое имя

30

21,00

Таким образом, одаренность в данном случае рассматривается не как одномоментное состояние, а как динамическая характеристика.

Данную шкалу необходимо дополнить более глубокими наблюдениями за ходом психического раз вития ребенка. Это позволяет сделать методика, изложенная ниже.

МЕТОДИКА «КАРТА ОДАРЕННОСТИ»

Общая характеристика

Эта методика создана специально для родителей. В ее основу легли собственные многолетние экспериментальные исследования, а также изучение опыта работы отечественных и зарубежных ученых. Возрастной диапазон, в котором она может применяться, — от 5 до 10 лет.

Инструкция. Перед вами 80 вопросов, систематизированных по 10 относительно самостоятельным областям поведения и деятельности ребенка. Внимательно изучите их и дайте оценку вашему ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:

(++) — если оцениваемое свойство личности раз вито хорошо, четко выражено, проявляется часто;

(+) — свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно;

(0) — оцениваемое и противоположное свойство личности выражены не четко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;

(~) — более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому.

Оценки ставьте на листе ответов. Оценку по первому утверждению помещаем в первую клетку листа ответов, оценку по второму — во вторую, и так далее. Всего у вас на это должно уйти 10—15 минут.

Если вы затрудняетесь дать оценку, потому что у вас нет достаточных для этого сведений, оставьте соответствующую клетку пустой. Понаблюдайте за этой стороной деятельности ребенка. А пока можете считать, что вы получили «2» по этому параметру «в родительской школе».

Попросите других взрослых, хорошо знающих ребенка, например бабушек и дедушек, дать свои оценки по этой методике. Потом можно легко вы числить средние показатели, что сделает результаты более объективными. Лист вопросов

  1. Склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать абстрактными понятиями.

  2. Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальные решения.

  3. Учится новым знаниям очень быстро, все «схватывает на лету».

  4. В рисунках нет однообразия. Оригинален в выборе сюжетов. Обычно изображает много разных предметов, людей, ситуаций.

  5. Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям.

  6. Любит сочинять (писать) рассказы или стихи.

  7. Легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного и других.

  8. Интересуется механизмами и машинами.

  9. Инициативен в общении со сверстниками.

  10. Энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в большом объеме движений.

  11. Проявляет большой интерес и исключительные способности к классификации.

  12. Не боится новых попыток, стремится всегда проверить новую идею.

  13. Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на то, что нужно запомнить.

  14. Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красивую (художественно выполненную) вещь.

  15. Чутко реагирует на характер и настроение музыки.

  16. Может легко построить рассказ, начиная от за вязки сюжета и кончая разрешением какого- либо конфликта.

  17. Интересуется актерской игрой.

  18. Может чинить легко испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов.

  19. Сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей.

  20. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.

  21. Умеет хорошо излагать свои мысли, имеет большой словарный запас.

  22. Изобретателен в выборе и использовании раз личных предметов (например, использует в играх не только игрушки, но и мебель, предметы быта и другие средства).

  23. Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники обычно не знают.

  24. Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т. д.

  25. Хорошо поет.

  26. Рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.

  27. Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.

  28. Любит разбираться в причинах неисправности механизмов, любит загадочные поломки и вопросы на «поиск».

  29. Легко общается с детьми и взрослыми.

  30. Часто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников.

  31. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием,

  32. Способен увлечься, уйти «с головой» в интересующее его занятие.

  33. Обгоняет своих сверстников по учебе на год или на два, то есть реально должен бы учиться в более старшем классе, чем учится сейчас.

  34. Любит использовать какой-либо новый матери ал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков, в строительстве детских домиков на игровой площадке.

  35. В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств.

  36. Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.

  37. Разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт.

  38. Любит рисовать чертежи и схемы механизмов.

  39. Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения. Хорошо понимает недосказанное.

  40. Бегает быстрее всех в детском саду, в классе.

  41. Любит решать сложные задачи, требующие умственного усилия.

  42. Способен по-разному подойти к одной и той же проблеме.

  43. Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность.

  44. Охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшения для дома, одежды и т. д.), в свободное время, без побуждения взрослых.

  45. Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.

  46. Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния героев, их переживания и чувства.

  47. Склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения.

  48. Читает (любит, когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов.

  49. Часто руководит играми и занятиями других детей.

  50. Движется легко, грациозно. Имеет хорошую координацию движений.

  51. Наблюдателен, любит анализировать события и явления.

  52. Способен не только предлагать, но и разрабатывать собственные и чужие идеи.

  53. Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год или на два.

  54. Обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение.

  55. Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.

  56. Умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события (что обычно не умеют делать его сверстники), и в то же время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает.

  57. Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то с увлечением рас сказывает.

  58. Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается об этом.

  59. Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста.

  60. Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.

  61. Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова.

  62. Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже испытанные вари анты.

  63. Умеет делать выводы и обобщения.

  64. Любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой и клеем.

  65. В пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение.

  66. Склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем- то уже знакомом и известном всем.

  67. С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания.

  68. Проводит много времени над конструированием и воплощением собственных «проектов» (моде ли летательных аппаратов, автомобилей, кораблей).

  69. Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям.

  70. Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, баскетбол, футбол и т.д.).

  71. Имеет широкий круг интересов, задает много вопросов о происхождении и функциях предметов.

  72. Продуктивен, чем бы ни занимался (рисование, сочинение историй, конструирование и др.), способен предложить большое количество самых разных идей и решений.

  73. В свободное время любит читать научно-популярные издания (детские энциклопедии и справочники), делает это с большим интересом, чем читает художественные книги (сказки, детективы и др.).

  74. Может высказать свою собственную оценку произведениям искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось, в своем собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре.

  75. Сочиняет собственные, оригинальные мелодии.

  76. Умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передает их характер, чувства, настроения.

  77. Любит игры-драматизации.

  78. Быстро и легко осваивает компьютер.

  79. Обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим.

  80. Физически выносливее сверстников.

Лист ответов.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66

67

68

69

70

71

72

73

74

75

76

77

78

79

80

Обработка результатов

Сосчитайте количество плюсов и минусов по вер тикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Результаты подсчетов напишите внизу, под каждым столбцом. Полученные суммы баллов характеризуют вашу оценку степени развития у ребенка следующих видов одаренности:

  1. интеллектуальная;

  2. творческая;

  3. академическая (научная);

  4. художественно-изобразительная;

  5. музыкальная;

  6. литературная;

  7. артистическая;

  8. техническая;

  9. лидерская

  10. спортивная.

Для большей наглядности начертим графический «профиль одаренности». Для этого по оси X отложим десять делений, они будут обозначать виды одаренности. По оси Y будем откладывать количество полученных баллов. Соединив поставленные точки, мы получим «профиль одаренности».


МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ОБЩЕЙ ОДАРЕННОСТИ

Общая характеристика.

Методика адресована родителям (может также применяться педагогами). Ее задача — оценка об щей одаренности ребенка его родителями.

Методика должна рассматриваться как дополнительная к комплекту методик для специалистов (психологов и педагогов).

Инструкция. Вам предлагается оценить уровень сформированности девяти характеристик, обычно наблюдаемых у одаренных детей.

Внимательно изучите их и дайте оценку вашему ребенку по каждому параметру, пользуясь следую щей шкалой:

5 — оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто в раз личных видах деятельности и поведения;

4 — свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно, при этом и противоположное ему проявляется очень редко;

3 — оцениваемое и противоположное свойства личности выражены нечетко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга; 2 — более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому;

1 — четко выражено и часто проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому, оно фиксируется в поведении и во всех видах деятельности; 0 — сведений для оценки данного качества нет (не имею).

  1. Любознательность (познавательная потребность) Жажду интеллектуальной стимуляции и новизны обычно называют любознательностью» Чем более одарен ребенок, тем более выражено у него стремление к познанию нового, неизвестного.

Проявляется в поиске новой информации, новых знаний, в стремлении задавать много вопросов, в неугасающей исследовательской активности (желание разбирать игрушки, исследовать строение предметов, растений, поведение людей, животных и др.).

  1. Сверхчувствительность к проблемам. «По знание начинается с удивления тому, что обыденно» (Платон). Способность видеть проблемы там, где другие ничего необычного не замечают, — важная характеристика творчески мыслящего человека.

Проявляется в способности выявлять проблемы, задавать вопросы.

З. Способность к прогнозированию. Способность представить результат решения проблемы до того, как она будет реально решена, предсказать возможные последствия действия до его осуществления.

Выявляется не только при решении учебных за дач, но и распространяется на самые разнообразные проявления реальной жизни, от прогнозирования последствий, не отдаленных во времени, относительно элементарных событий, до возможностей прогноза развития социальных явлений.

  1. Словарный запас. Большой словарный за пас — результат и критерий развития умственных способностей ребенка.

Проявляется не только в большом количестве используемых в речи слов, но и в умении (стремлении) строить сложные синтаксические конструкции, в характерном для одаренных детей придумывании новых слов для обозначения новых, введенных ими понятий или воображаемых событий.

  1. Способность к оценке. Способность к оценке — прежде всего результат критического мышления» Предполагает возможность понимания как собственных мыслей и поступков, так и действий других людей.

Проявляется в способности объективно характеризовать решения проблемных задач, поступки людей, события и явления»

  1. Изобретательность. Способность находить оригинальные, неожиданные решения в поведении и различных видах деятельности.

Проявляется в поведении ребенка, в играх и самых разных видах деятельности.

  1. Способность рассуждать и мыслить логически. Способность к анализу, синтезу, классификации явлений, событий9 процессов, умение стройно излагать свои мысли.

Проявляется в умении формулировать понятия, высказывать собственные суждения.

  1. Настойчивость (целеустремленность). Способность и стремление упорно двигаться к намеченной цели. Умение концентрировать собственные усилия на предмете деятельности несмотря на наличие помех.

Проявляется в поведении и во всех видах деятельности ребенка.

  1. Требовательность к результатам собственной деятельности (перфекционизм). Стремление доводить продукты любой своей деятельности до соответствия самым высоким требованиям.

Проявляется в том, что ребенок не успокаивается до тех пор, пока не доведет свою работу до самого высокого уровня.

Обработка результатов. Естественно, что результат будет более объективен, если эти отметки независимо друг от друга поставят и другие взрослые, хорошо знающие ребенка.

Поставленные отметки (либо среднеарифметические показатели, вычисленные по результатам оценок нескольких взрослых) отложим на графике. Идеальный результат — правильный девятиугольник. Но у реального ребенка при объективной оценке обычно получается «звездочка» сложной конфигурации.

Этот график дает наглядное представление о том, в каком направлении нам следует вести дальнейшую воспитательную работу. В качестве примера приводится график ответов .

В дошкольном возрасте одаренность может определяться по высокому темпу развития малыша. Многие родители отмечают именно эту особенность как проявление неординарных возможностей ребенка.

Предполагаемый факт опережения в развитии требует дополнительного анализа вопросов: а) в чем именно (в каких областях) идет опережение; б) действительно ли опережает ребе нок и насколько.

Те родители, которые ведут дневник развития ребенка, оказываются в более выгодном положении. Им удается зафиксировать даже небольшие изменения. А ведь развитие в период от рождения до 7 лет идет гигантскими темпами, каждый месяц приносит что-то новое.

Диагностика "Специальные способности" Они могут стать ориентирами в нашей педагогической работе.

Изобразительно-художественная одаренность

  • В рисунках нет однообразия. Оригинален в выборе сюжетов. Обычно изображает много разных предметов, людей, ситуаций.

  • Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красивую (художественно выполненную) вещь.

  • Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т. д.

  • Любит использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков, в строительстве детских домиков на игровой площадке.

  • Охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшения для дома, одежды и т. д.), в свободное время, без побуждения взрослых.

  • Обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение.

  • Любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой и клеем.

  • Может высказать свою собственную оценку произведениям искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось, в своем собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре.

Музыкальная одаренность

  • Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям.  Чутко реагирует на характер и настроение музыки.

  • Хорошо поет.

  • В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств.

  • Любит музыкальные записи.

  • Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.

  • Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.

  • В пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение.

  • Сочиняет собственные, оригинальные мелодии.

Литературная одаренность

  • Любит сочинять (писать) рассказы или стихи.

  • Может легко построить рассказ, начиная от за вязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта.

  • Рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.

  • Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.

  • Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния героев, их переживания и чувства.

  • Умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события (что обычно не умеют делать его сверстники), и в то же время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает.

  • Склонён фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем- то уже знакомом и известном всем.

  • Умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передает их характер, чувства, настроения.

Артистическая одаренность

  • Легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного и других.

  • Интересуется актерской игрой.

  • Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.

  • Разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт.

  • Склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения.

  • Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то с увлечением рас сказывает.

  • С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания.

  • Любит игры-драматизации.

Техническая одаренность

  • Интересуется механизмами и машинами.

  • Может чинить легко испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов.

  • Любит разбираться в причинах и капризах механизмов, любит загадочные поломки и вопросы на «поиск».

  • Любит рисовать чертежи и схемы механизмов.

  • Читает (любит, когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов.

  • Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается об этом. Проводит много времени над конструированием и воплощением собственных «проектов» (модели летательных аппаратов, автомобилей, кораблей).

  • Быстро и легко осваивает компьютер.

Лидерская одаренность

  • Инициативен в общении со сверстниками.

  • Сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей.

  • Легко общается с детьми и взрослыми.

  • Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения. Хорошо понимает недосказанное.

  • Часто руководит играми и занятиями других детей.

  • Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста.

  • Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям.

  • Обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим.

Спортивная одаренность

  • Энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в большом объеме движений.

  • Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.

  • Часто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников.

  • Бегает быстрее всех в детском саду, в классе.

  • Движется легко, грациозно. Имеет хорошую координацию движений.

  • Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.

  • Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, баскетбол, футбол и т. д.).

  • Физически выносливее сверстников.


 




















Список литературы

  1. Ресурсы сети Интернет. Точка доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/ statja-na-temu-sistema-raboty-s-odaryonymi-detmi-v-dou.html

  2. Ресурсы сети Интернет. Точка доступа: https://infourok.ru/razvitie-odarennosti-doshkolnika-v-usloviyah-doshkolnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-2274185.html

  3. Ресурсы сети Интернет. Точка доступа: http://lyshkova_e_m.a2b2.ru/ section/7263/item/59969

  4. Ресурсы сети Интернет. Точка доступа: https://urok.1sept.ru/articles/ 606761

  5. Ресурсы сети Интернет. Точка доступа: https://www.vospitatelds.ru/ categories/2/articles/2238