Методическая разработка
СИСТЕМА СЛОВАРНО-ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
В 3 КЛАССЕ
Петрова Екатерина Александровна
учитель начальных классов,
МБОУ «Луговская основная школа» им. М. П. Хваткова»,
г. Ульяновск
Аннотация: Методика обучения анализу фразеологических оборотов заключается в поэтапном выполнении следующих видов учебных заданий: 1) изучение пословиц и поговорок; 2) составление тезисов к сочинениям-миниатюрам на основе пословиц и поговорок; 3) выведение определения «фразеологическая единица», подбор синонимичных значений к фразеологическим оборотам; 4) классификация фразеологизмов; 5) выполнение реконструирование художественных текстов с помощью фразеологизмов, выполнение творческого коллективного проекта «Иллюстрированный словарь фразеологизмов». Предложенная система занятий в начальной школе способствует формированию основ лексических знаний для углубленного изучения фразеологии в средних и старших классах.
Одна из актуальных задач современной педагогической практики повышение речевой культуры подрастающего поколения, что невозможно без изучения выразительных средств русского языка, начиная с начального общего образования. Учёные-филологи (М.Т. Баранов, М.Р. Львов, Т.Г. Рамзаева) обосновали необходимость ознакомления младших школьников с фразеологией, поскольку для детей картина мира, отражённая во фразеологии, будет более понятна, нежели картина мира, изображённая в лексике, так как она образна и зрима.
Необходимо отметить, что определение значения языковых единиц вторичной номинации, к которым относятся устойчивые словосочетания, слова в переносном смысле и фразеологические обороты, достаточно сложный процесс для детей младшего школьного возраста, поскольку в данный период у детей сформировано конкретное мышление, а абстрактное находится в стадии развития. По утверждению учёных-психологов (Л.И. Айдарова, Л.С. Выготский) период младший школьный возраст − сензитивный период для языкового развития.
Поэтому одной из основных задач начального общего языкового образования является создание условий для развития у младших школьников таких мыслительных операций как проводить аналогию, сравнение, синтез информации. Наибольшую эффективность в этом отношении представляют упражнения, направленные на формирование умения обобщать представления о предмете или явлении в переносном значении, то есть определять значение фразеологизмов.
Педагоги-практики рекомендуют проводить занятия, направленные на освоение фразеологического строя в четвёртом классе, когда у младших школьников уже имеется опыт лингвистического анализа.
Методика обучения лексическому анализу текста в начальной школе предполагает следующую поэтапную организацию словарно-фразеологической работы на уроках русского языка включает следующие этапы:
1.Знакомство с пословицами и поговорками: выявление данного вида народных изречений из текстового массива, понимание прямого и переносного их смысла. Первому этапу формирования образности речи младших школьников способствует применение педагогом таких рецептивных методов обучения как беседа и рассказ, в процессе организации которых понимание переносного значения пословиц происходит после обобщения учителем, подкреплённым обычно рядом многообразных конкретных примеров.
Необходимо уточнить, почему словарно-фразеологическую работу необходимо начинать именно с анализа пословиц и поговорок. Большинство исследователей и педагогов-практиков отмечают, что при первичном знакомстве с фразеологизмами, дети испытывают трудности в определении переносного значения словосочетания, только после лексической работы с малыми формами фольклора, которые им известны с дошкольного периода, основное идейное содержание сложного фразеологического образа воспринимается ими легче.
Диагностика эффективности занятий проводится с помощью методики, предложенной Т.Г.Богдановой и Т.В.Корнилова: сначала детям предлагается изучить серию карточек (меньшая часть из них содержит пословицы и поговорки; большая – фразы их объясняющие), затем скомпоновать по группам (речевое изречение – значение), в конце составить небольшое высказывание с использованием наиболее понравившейся пословицы. Данное тестирование можно проводить несколько раз, только после того как большинство учащихся успешно его пройдёт, педагог переходит к следующему этапу обучения.
2. Включение изученных кратких высказываний в письменную речь, построение с их помощью аргументации при написании мини-сочинений.
Эффективным средством развития связной речи младших школьников является написание сочинений малой формы, к которым относится сочинение-миниатюра, представляющее собой небольшое по объёму письменное высказывание автора, где его мысли логически аргументированы и переданы при помощи тщательно отобранных средств языковой выразительности. Цель аргументации − обосновать истинность выдвинутых в собственном высказывании положений-тезисов. В качестве тезисов младшим школьникам предлагается использовать пословицы и поговорки, либо выводить собственное суждение-эквивалент данным речевым высказываниям.
В качестве метода обучения на данном этапе целесообразно использовать такой продуктивный метод как эвристическая беседа, когда в результате ответа на последовательные проблемные вопросы учащийся формулирует тезис. Результатом данного этапа являются сформированные умения сравнивать прямое и переносное значения словосочетаний.
3. Предшествующие два этапа подготавливали младших школьников к знакомству с фразеологическими оборотами.
Вначале изучается определение «фразеологизмы», для чего педагогу необходимо объяснить отличие данных устойчивых словосочетаний от пословиц и поговорок, в результате на основании составления вывода по аналогии младшие школьники тренируются в распознавании фразеологических единиц из ряда словосочетаний. Далее необходимо выполнить упражнения по подбору синонимичных значений к словам, составляющим фразеологический оборот и имеющим переносное значение.
На данном этапе целесообразно использовать метод сообщения, когда показ изучаемых языковых единиц (фразеологизмов) сопровождается пояснительным комментарием, визуальной демонстрацией фрагмента из словарной статьи.
4.Следующий этап работы заключается в закреплении у младших школьников умения идентифицировать фразеологические обороты, для чего необходимо выполнить упражнения, обучающие категоризации: найти в тексте данные лексические единицы и произвести их классификацию на основании значения.
Ознакомление младших школьников с азами классификаций фразеологических оборотов должно опираться на когнитивную сложность познавательной сферы, то есть учитывать степень категориальной дифференцированности сознания индивида, которая способствует избирательной сортировке впечатлений о действительности, опосредующей его деятельность. Параметры для категоризации фразеологизмов в начальной школе: обозначающие деятельности, эмоционального состояния, оценочного суждения, процесса или явления.
5. Закрепление изученных фразеологических единиц осуществляется при выполнении заданий на реконструирование, то есть видоизменение предложенного художественного текста (например, из списка литературы для внеклассного чтения).
Младшим школьникам предлагается дополнить предложения изученными фразеологизмами, заменить устойчивые словосочетания фразеологизмами и наоборот (фразеологизмы на устойчивые словосочетания, а также пословицы и поговорки). При выполнении данного задания также допускается применение фразеологических оборотов с изменениями, то есть авторской обработкой семантики или структуры.
На данном этапе в заключение работы совместно с учителем младшие школьники сравнивают созданные ими тексты с исходными авторскими, после чего делается вывод о том, что использование фразеологизмов в тексте усиливает его экспрессивную окраску, делает текст ярче и выразительнее об обогащении речи фразеологическими оборотами.
На занятиях по русскому языку в рамках лексико-фразеологической работы также параллельно затрагивается изучение многозначных слов, омонимов, синонимов, антонимов, паронимов, архаизмов, историзмов, заимствованных слов, отличающихся высокой метафоричностью, образностью, экспрессивно-стилистическими свойствами.
6. Заключительный этап работы состоит в реализации педагогом такого продуктивного метода обучения как выполнение коллективного творческого проекта «Иллюстрированный словарь фразеологизмов». Учителю необходимо распределить между детьми фразеологизмы, к которым они подготовят зарисовки, поясняющие их смысл, после чего все работы скрепляются в виде книги. В режиме дистанционного обучения, данное задание можно выполнить в виде слад-шоу (презентация PowerPoint) и Jam-файлов (цифровая доска Jamboard), после компоновки которых учитель размещает продукт проектной деятельности на сайте школы. Для того чтобы мотивировать младших школьников к данному достаточно сложному виду лексико-творческой работы, возможно организовать соревнование между параллельными классами.
Предложенная словарно-фразеологическая работа в начальной школе носит пропедевтический характер, т.е. закладывает те лексические знания, на основе которых в средних и старших классах основной школы будет продолжено углубленное, систематическое изучение фразеологии на уроках русского языка и литературы.