Методическая разработка. Социально – психологический тренинг. «Эмоции и чувства – ключ к пониманию себя».
Цель: Развитие эмоционального интеллекта, благоприятной самооценки, преодоление неуверенности, снижение внутреннего напряжения, возможности творчески подходить к осознанию своих личностных качеств, навыков конструктивного поведения в различных жизненных ситуациях.
Задачи:
Обогатить формы общения со сверстниками;
Познакомить младших подростков с понятием «эмпатия», содействовать осознанию ими духовных ценностей;
Создать условия для формирования умения получать и оказывать поддержку окружающим;
Способствовать формированию стремления к самопознанию, правильно выражать эмоции и чувства.
Оснащение тренингового занятия: карточки «Эмоций и чувств» по количеству участников, чистые листы бумаги, простые карандаши, ручки.
Ход занятия.
1. Формирование команды. Упражнение: «Капля – речка – океан».
Учитель. Это упражнение сопровождается танцевальной музыкой с целью создания интересной, внимательной команды, а также отличного настроения. Поэтому будьте отзывчивы и приветливы.
Сейчас каждый из вас найдёт себе место, где будете чувствовать себя хорошо и удобно; Ваша задача слушать внимательно! Представьте, что каждый из вас – это капелька, которая стекает по окну и объединяется с другой каплей. Слушаем команду – объединиться по двое, ищем пару и крепко держимся за руки. Будьте внимательны и выполняйте все команды.
2. Разминка. Упражнение: «Назойливая муха!»
Учитель: Команда у нас есть узнаем, как вы умеете слаженно работать; Представьте, что поступили в школу актёрского мастерства и сейчас сдаёте экзамен. Упражнение выполняется в кругу, на ваше лицо пытается сесть назойливая муха. Она садится то на нос, то на губы, то на лоб, то на глаза. Отгонять руками нельзя. Работает только мимика лица.
Какое настроение? Что чувствовали, что ощущали во время игры? Какую эмоцию испытывали? Какой может быть тема нашего занятия?»
Ответы детей.
3. Эксперимент. «Скрученный человечек».
Учитель: Для того чтобы узнать как слова и эмоции влияют на состояние человека проведём эксперимент. Для этого необходимо образовать круг и взять лист чистой бумаги размером с альбомный лист. Оборвите лист так, чтобы получилась человеческая фигура. Для продолжения эксперимента необходимо посмотреть на бумажного человечка, и начать его критиковать.
Дети: «Ну и руки! Одна короче другой! А ноги? Кривые! Косой! Некрасивый! Надо быть лучше!»
Учитель: После каждой реплики начинайте сверху закручивать вашего человечка, чтобы бумага не развернулась, хорошо придавливайте её. Как закончите внимательно посмотрите, что у вас получилось. Как вы думаете, способен ли на что – то такой скрученный человечек? Скорее нет!
Теперь начинаем его хвалить. Вспомните все слова поддержки.
Можно помочь детям словами: «Улыбнись, когда улыбаешься ты, то мне радостно на душе; Я переживаю за тебя; я верю в тебя, мы друзья».
Учитель: На каждое слово или фразу – начинайте разворачивать бумажного человека. Постарайтесь аккуратно обращаться с человечком.
4. Обсуждение и рефлексия.
Учитель: Легко ли было подбирать слова и ругать, бумажного человечка?
Какие эмоции и чувства испытывали, когда бумажного человечка ругали и затем, когда хвалили.
Кому было сложно, а кому легко хвалить? В скрученном состоянии человечек может чего – то достичь? Какие эмоции и ощущения возникали у вас, когда вы скручивали своего бумажного человечка.
Учитель: Воспринимая и познавая мир, мы учимся понимать и себя и других. Как научиться распознавать свои эмоции и прислушиваться к чувствам? Для этого необходимо обладать информацией.
5. Фильмотерапия. «Притча о маленьком Чуде».
Учитель: Кто проявил сочувствие? Как вы это узнали? Какие эмоции увидели? Как вы думаете, что такое «Эмпатия? Почему маленькое Чудо?»
Правильно. Эмоции печали и грусти увидели на лице девочки. Она и её чувства вызывают переживания. Ещё была эмоция радости у отца и его дочери. Так же было радостно, что девочке сочувствовали, она тоже улыбалась, это чудо.
Есть такое определение: «Эмпатия» – это способность человека сопереживать и сочувствовать эмоциональному состоянию других людей.
Следующее упражнение поможет, проявить чувство «Эмпатии»; Прислушайтесь к себе, какие чувства ощущаете? Может быть, возникло желание помочь другу или подруге?
6.Энергизатор. Упражнение: «Домики».
Учитель: С помощью счёта образуем тройки, двое из них берутся за руки (изображая, таким образом, домик), а третий участник стоит между ними (эти участники - люди). Домики» всегда движутся вместе в паре, не разжимая своих рук. По сигналу «люди ищут домики». Затем все «люди» должны покинуть свои домики и найти себе новые, либо «домики ищут людей». После чего «домики» должны найти себе новых жителей, в то время как «люди» остаются на месте. Если прозвучит слово «землетрясение», то движутся все.
Учитель: Говорить о своих чувствах – это совсем не страшно. Сейчас будем угадывать эмоции и чувства. Каждая подгруппа отвечает по – очереди. Решаете и хором отвечаете. Остальные, если согласны поднимают вверх «карточки – эмоции».
7. Работа с карточками. Упражнение: «Где эмоции, а где чувства?»
Учитель: Внимание! слушаем ситуации, в которых говорится о чувствах и эмоциях. Затем каждая подгруппа совещается, и каждый поднимает соответствующую карточку – эмоцию.
1) Моя бабушка долго болела, мне было грустно, но сейчас она здорова и я счастлива.
Дети: Чувство любви к бабушке. Эмоции грусти и радости.
2) Мой щенок озорник, люблю с ним играть, сейчас он грызёт портфель, и я очень злюсь.
Дети: Чувство любви к щенку и эмоция злости.
3) Мальчики пошли в лес за грибами. Петя отстал, он услышал непонятный шум и очень испугался! Подоспели друзья и все обрадовались.
Дети: Эмоция страха и радости.
4) Я наслаждаюсь весенним солнцем и чистым воздухом! Мама всегда тревожится, когда я ей не звоню. Что мне снег, что мне зной, что мне дождик проливной, когда мои друзья со мной!
Дети: Эмоции: радости, тревоги и чувство любви к друзьям.
Учитель : Задание. Вы можете в течение дня найти десять поводов для радости, порадоваться от души и проследить, как изменилось ваше состояние в этот момент. При возможности — посмотритесь в зеркало, прочувствуйте и постарайтесь запомнить свои ощущения. Для выполнения следующего задания необходимо разделиться на две команды.
7. Закрепление. «Школа актёрского мастерства».
Упражнение: «Угадай чувство».
Учитель: На спине каждого участника карточка с названием чувства. С помощью мимики и жестов (спрашивать и уточнять нельзя) вы должны помочь друг другу понять, какое чувство написано на карточке. Если кто - то решил, что он знает название своего чувства, он садится на стул или помогает другим понять чувство.
Учитель: Легко ли понять, какое чувство выражает другой человек? Что при этом в его поведении помогает, что мешает? Легко ли самому выражать чувство?
Дети: Очень трудно понимать некоторые чувства. Эмоция радости лучшая.
Не все эмоции можно передать мимикой, нужны иногда и слова. Когда сам показываешь чувство, нужно постараться.