СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка современного урока русского языка по теме :"Фразеология." в 6 классе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока с использованием технологии проблемного обучения

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка современного урока русского языка по теме :"Фразеология." в 6 классе»

Методическая разработка урока русского языка в 6 классе по теме: «Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Фразеологические словари».

(УМК М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Л.А.Тростенцова)


Тип урока: урок рефлексии.

Цели урока: обеспечить возможность усвоения материала по теме «Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Фразеологические словари».

Задачи:

  • обобщить и систематизировать знания по теме «Русская фразеология»;

  • сформировать умение находить фразеологизмы в тексте, определять их значение и источник происхождения, употреблять в своей речи;

  • развить умение работать с фразеологическим словарем 

Планируемые результаты

Предметные УДД:

- знание определения фразеологизма, источников происхождения фразеологизмов в

русском языке;

- умение находить фразеологизмы в текстах и объяснять их значение,

- использовать фразеологизмы в речи, применять знания в новой ситуации.

Метапредметные УДД

Познавательные УУД:

- умение работать с фразеологическим словарем;

- поиск решения проблемной ситуации;

- умение классифицировать фразеологизмы по существенным признакам (значению, происхождению, источнику возникновения и т.д)

- умение применять фразеологизмы в ситуации общения.

Регулятивные УУД:

- умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и

условиями её реализации;

- умение оценивать свою работу и полученный результат

Коммуникативные УУД:

-умение слушать собеседника и вести диалог;

-умение выражать свою точку зрения (монологическое высказывание на заданную тему)

Личностные УУД:

- мотивация учебной деятельности учащихся;

- активизация познавательного интереса к учебному предмету;

- развитие у учащихся навыков самооценки;

- осознание эстетической ценности русского языка, проявление уважительного

отношения к родному языку.



Ход урока:

I.Организационный момент.

На прошлом уроке вы познакомились с госпожой Фразеологией, которая даёт вам маленькое наставление: «НЕ СЛЕДУЕТ водить кого-то за нос, кому-то мозолить глаза, работать спустя рукава, падать духом, быть себе на уме, бить баклуши, вставлять палки в колёса. А НУЖНО работать засучив рукава, делать дело без сучка и задоринки, болеть душой за дело, иметь голову на плечах, держать слово, подходить к людям с открытой душой».


Актуализация знаний.

1.Фронтальный опрос с использованием игровых технологий

- Дайте определение понятия «фразеологизм, фразеологический оборот»

- Какая наука изучает фразеологизмы? (Фразеология.)


Игра «Кто больше?»  (Проверка домашнего задания.Упр155)

Заменить словосочетание :

1 «очень мало»;2.»очень много»; 3 «очень медленно»; 4 «очень быстро» фразеологизмом.

Составить с ними предложения. В каких ситуациях общения уместно использовать данные фразеологизмы?

1.Капля в море, с гулькин нос, раз-два и обчелся, кот наплакал, всего-ничего, по пальцам перечесть.

2.Хоть пруд пруди, тьма тьмущая, счету нет, девать некуда, как сельдь в бочке, яблоку негде упасть, сколько душе угодно, видимо-невидимо, через край, непочатый край, как собак нерезанных, конца краю нет, страсть сколько и т. д.

3.Доходит как до жирафа, тянуть резину, тянуть кота за хвост, ползти как черепаха, еле-еле душа в теле,как сонная муха, едва ноги волочить, в час по чайной ложке и т. д

4.Со скоростью света ;одна нога здесь, другая- там; сломя голову, нестись во все лопатки, в одну секунду, со скоростью света, шапку в охапку, во весь дух, давать стрекача, аж пятки сверкают, как угорелый, быстрее ветра, семимильными шагами

Как фразеологизмы 1 группы соотносятся между собой? (синонимы)

Как соотносятся между собой фразеологизмы 1 и 2 группы? (антонимы)


Задание 2 Прием «Триз-загадка»

- Выделить основные свойства фразеологизма.

- К каждому свойству фразеологизмов подобрать другой объект, обладающий такими же свойствами



ФРАЗЕОЛОГИЗМ

КАКОЙ?

ЧТО БЫВАЕТ ТАКИМ ЖЕ?

интересный

книга

важный

мероприятие

сложный

план

устойчивый

интерес



Задание 3  Объясните значение фразеологизмов и сделайте вывод об их значении.

Учащиеся объясняют значение фразеологизмов: «сесть в лужу», «водить за нос», «когда рак на горе свистнет», «золотые руки». Делают вывод о том, что значение фразеологизма не связано со значением слов, которые в него входят. Значение имеет фразеологизм в целом.

- Для чего нужны фразеологизмы в языке? (Фразеологизмы придают речи яркость, меткость и выразительность


4. Целеполагание

- А сейчас давайте еще раз внимательно прочитаем тему урока и спрогнозируем, на какие еще вопросы предстоит нам ответить и чему научиться на сегодняшнем уроке.

- Мы сегодня должны ответить на вопрос: «Каковы источники происхождения фразеологизмов?», научиться правильно и уместно употреблять фразеологизмы в своей речи, пользоваться фразеологическим словарем.

- Хорошо, значит, вторая колонка у нас будет выглядеть так:

Знаю

Хочу узнать

Узнал

1. Фразеология – это наука, которая изучает фразеологизмы.

2. Фразеологизмы – это устойчивые несвободные сочетания слов, которые не создаются в процессе общения, а воспроизводятся в готовом виде.

3. Фразеологизм является одним членом предложения.

4. Лексическое значение фразеологизма близко лексическому значению одного слова, поэтому его часто можно заменить одним словом.

5. Фразеологизм может иметь синонимы и антонимы, иногда – омонимы.

1.Каковы источники или откуда приходят фразеологизмы в нашу речь?

2. Научиться использовать фразеологизмы в своей речи.

3.Научиться пользоваться фразеологическим словарем.



- Скажите, ребята, заполняя вторую колонку таблицы, какое действие в структуре урока мы выполнили?

- Определили цели нашего урока.


II. Открытие новых знаний. Работа в группах. Группы получают задания:

Задание 1 «Как появляются фразеологизмы?». Учащиеся высказывают свои предположения).


В русский литературный язык фразеологические обороты пришли из самых разнообразных источников.

- Исконно русские фразеологизмы связаны с историей нашего народа, берут своё начала из глубины веков и отражают народный характер. Многие из фразеологических оборотов вошли в повседневную речь из устного народного творчества или связаны с обычаями древних славян и их верованиями: «у чёрта на куличках», «собаку съел», «бить баклуши».

Кричать во всю Ивановскую (исконно русский)

- Фразеологизмы существуют во всех языках. Интересно сравнить фразеологизмы в иностранных языках с теми, которые употребляем мы. О бедном человеке русский скажет: «Гол как сокол», «ни гроша за душой». А англичане говорят: «Беден как церковная мышь». О глупом человеке русские говорят: «Тупой как сибирский валенок». А англичане скажут: «Глупый как гусь». Про людей, которые очень похожи друг на друга, русские люди говорят: «Похожи как две капли воды». А англичане: «Похожи как две горошины».

Смотреть сквозь пальцы (заимствованный).


Задание 2. Назовите авторов и литературные произведения, из которых стали крылатыми следующие фразы:

Да только воз и ныне там.

Как белка в колесе.

Пора, красавица, проснись!

Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь.

На деревню дедушке.

- Привести примеры фразеологизмов, появившиеся в наши дни. (Например, зелёная улица, люди доброй воли).



3.Работа в группах. Группы получают задания (дифференцированный подход):


1-ая группа (базовый уровень):

- Прочитайте предложения, определите их жанр. Подчеркните сочетания слов, которые, по вашему мнению, являются фразеологизмами. Свое мнение обоснуйте.

За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

Стреляного воробья на мякине не проведешь.

Собака на сене лежит, сама не ест и другим не дает.

Не в свои сани не садись.

Вывод: Одним из источников фразеологизмов являются пословицы и поговорки.


индивидуально ( для учащегося слабого уровня):

- Прочитайте фразеологизмы. Подумайте, что их объединяет?

Молочные реки, живая вода, красная девица, у разбитого корыта, Кощей Бессмертный, в бутылку загнать, а король-то голый!

Вывод: Еще один источник фразеологизмов, присутствующих в нашей речи, – сказки. Наивные, интересные, добрые – они знакомы нам с самого детства, удивляя своей бесхитростной, но такой правильной моралью. Произошедшие из самых глубин народной мудрости, сказочные фразеологизмы не утрачивают своей актуальности и сегодня, активно применяясь в разговорной речи и литературе.


2-я группа (для учащихся продвинутого уровня):

- Что, по вашему мнению, дало жизнь следующим фразеологизмам:

Блудный сын, всемирный потоп, всякой твари по паре, манна небесная, хлеб насущный, терновый венец, святая святых, Фома неверующий.

Вывод: Библия – самая популярная книга человечества, многократно читаемая и повторяемая на церковных службах, на семейных чтениях. Библейские фразеологизмы часто присутствуют в нашей речи, привнося в нее высокую духовность и поучительный оттенок.


Индивидуально(для учащего продвинутого уровня):

С какими произведениями связаны такие выражения:

Авгиевы конюшни, ахиллесова пята, гордиев узел, геркулесов подвиг, прометеев огонь, рог изобилия.


Вывод: Особую группу фразеологизмов составляют обороты, которые своими корнями уходят в глубину античной эпохи. Мифы Древней Греции, герои античной литературы – многие фразеологизмы нельзя понять и разгадать, не зная предысторию их появления. Источником таких фразеологизмов служит история и мифология. Зная причину возникновения фразеологизма, очень легко разгадать его смысл, удачно и в нужный момент вставить в речь.


3-я группа (базовый уровень):

Подумайте, с какими профессиями связано возникновение следующих фразеологизмов, объясните их смысл:

Играть первую скрипку.

Через час по чайной ложке.

Без сучка и задоринки.

Шито белыми нитками.

Доводить до белого каления.

Вывод: Почти каждое ремесло, профессия оставили свой след во фразеологии.


4.Задание классу:

- Назовите авторов и литературные произведения, из которых стали крылатыми следующие фразы:

Да только воз и ныне там.

Как белка в колесе.

Пора, красавица, проснись!

Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь.

На деревню дедушке.


- Привести примеры фразеологизмов, появившиеся в наши дни. (Например, зелёная улица, люди доброй воли).


Учитель: Молодцы, ребята, вы хорошо справились с заданиями. А сейчас давайте поработаем со схемой. Рассмотрите схему. Определите ее тему. Опираясь на схему, расскажите, на какие две группы по происхождению делятся фразеологизмы русского языка. Приведите примеры. (Работа со схемой).


III. Комплексное применение знаний.

Учитель: Вы хорошо поработали, значительно расширили свои теоретические знания о фразеологизмах. А теперь перейдём к практической части.


Задание №1.

- Какое значение имеют фразеологизмы?

Море по колено – ничто не страшно.

Мухи не обидит – кроткий человек.

Как две капли воды – очень похожи друг на друга.

Тянуть кота за хвост – надолго затягивать какое-либо решение или дело.

Витать в облаках – мечтать.

Не разлей вода – дружные ребята.

Плясать под чужую дудку – беспрекословно выполнять волю.

Водить за нос – обманывать.

Сесть на шею – быть обузой для другого человека.

Козел отпущения – …

Рог изобилия -…

На воре шапка горит - …

Учитель: Иногда, ребята, бывает очень трудно определить значения некоторых фразеологизмов. Как вы думаете, почему? ( Не знаем истории их возникновения).

- А что нам может прийти на помощь? (Словари).

- Правильно, о значении и истории возникновения фразеологизмов мы можем узнать в толковых словарях. Но еще существуют словари фразеологизмов. Например, Фразеологический словарь русского языка под ред. А. И. Молоткова, который лежит у вас на парте. Давайте поработаем с ним. Итак, предлагаю вам сегодня отправиться в путешествие, окунуться в мир слов, и вы, несомненно, повысите уровень своих знаний, обогатите свой словарный запас, проникните в тайны истории слов.

Задание по рядам: первому ряду найти в словаре происхождение фразеологизма «козел отпущения», второму – «рог изобилия», третьему – «на воре и шапка горит».

(Проверка выполненного задания. Обращаем внимание на пометы в словаре.)

2.Усвоение новых знаний. (Оценивание выполненных заданий учителем)

Индивидуальная исследовательская работа учащихся по плану. Учитель на данном

этапе выполняет роль консультанта. (продвинутый уровень)

- Сейчас вам предстоит очень интересная работа. Выберите фразеологизм для своей исследовательской работы

Составление плана исследования фразеологизма:

Назвать выбранный для исследования фразеологизм.

Определить его источник.

Объяснить значение фразеологизма.

Рассказать историю происхождения фразеологизма.

Привести аналог фразеологизма из другого языка (если он есть).  

Собрать и оформить информацию о фразеологизме в тетради.

Выступления учащихся после завершения работы.


Задания для учащихся базового уровня

1.Подберите синонимы к следующим выражениям:

а) сесть в калошу (потерпеть неудачу, оказаться в смешном положении);

б) ломать голову (решать трудный вопрос);

в) хватать на лету (быстро);

г) без сучка, без задоринки (хорошо).

Каковы источники этих фразеологизмов?

2. Допишите фразеологизмы: дрожит (как осиновый лист); надулся (как мышь на крупу); кататься (как сыр в масле); путеводная (звезда); вариться (в собственном соку); втирать (очки); кривить (душой); первая (ласточка); стреляный (воробей); мокрая (курица); умирающий (лебедь); белая (ворона); кануть (в Лету); скрепя (сердце); до мозга (костей); ни к селу (ни к городу); закадычный (друг); страдная (пора); угрызения (совести).


Задания для учащихся слабого уровня

Выписать фразеологизмы из текста, объяснить их значение

СЕЛ В ГАЛОШУ
(Из приключений Ошибкина)

День я начал спустя рукава (1). Поводив маму за нос (2) насчёт уроков и покраснев до кончиков ушей (3), когда она меня вывела на чистую воду (4) и махнула на меня рукой (5), я сломя голову (6) помчался на стадион. На урок я опоздал, так как вышел из себя (7) из-за обидной шутки и подрался. Когда учительница неожиданно вызвала меня к доске, я вылез из кожи (8), чтобы правильно ответить, попытался взять себя в руки (9) и не ударить лицом в грязь (10). Но в конце концов я сел в галошу (11).

Ребята, читайте книжки дома от корки до корки (12), не считайте ворон (13) и не бейте баклуши (14), а то сядете в галошу, как я. (14 фразеологизмов)

(И.Л. Челышева

IV. Итог урока (рефлексия деятельности)

Учитель: А сейчас, ребята, настало время вернуться к нашей таблице, у нас осталась не заполнена 3-я колонка.

- Исследование какой темы вели на уроке?

- Удалось решить поставленные задачи?

- Как вы это докажите? (Заполнение таблицы)

Знаю

Хочу узнать

Узнал

1. Фразеология – это наука, которая изучает фразеологизмы.

2. Фразеологизмы – это устойчивые несвободные сочетания слов, которые не создаются в процессе общения, а воспроизводятся в готовом виде.

3. Фразеологизм является одним членом предложения.

4. Лексическое значение фразеологизма близко лексическому значению одного слова, поэтому его часто можно заменить одним словом.

5. Фразеологизм может иметь синонимы и антонимы, иногда – омонимы.

1.Каковы источники или откуда приходят фразеологизмы в нашу речь?

2. Научиться использовать фразеологизмы в своей речи.

3.Научиться пользоваться фразеологическим словарем.


1.Все фразеологизмы делятся на исконно русские и заимствованные. Основными

источниками фразеологизмов являются пословицы, поговорки, устойчивые сочетания из русского фольклора; сказки; древнегреческая мифология;

Библия и Евангелие; метафорически переосмысленные свободные словосочетания и др.

2.Составляли предложения с фразеологизмами, находили фразеологизмы в тексте, подбирали подходящие по смыслу фразеологизмы.

3.Давали лексическое толкование фразеологизмов с помощью словаря.


- Где можно применить новые знания?

- Оцените свою работу на уроке, используя фразеологизмы. (Самооценивание)

- Выберите смайлик своего настроения. Изменилось ли оно? Почему?

- Спасибо за урок!!! Молодцы!

Домашнее задание: создать рисунок, иллюстрирующий выбранный фразеологизм