СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка «Технологическая карта занятия «Восьмеричная система счисления»

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка «Технологическая карта занятия «Восьмеричная система счисления»»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА»















Методическая разработка

«Технологическая карта занятия

«Восьмеричная система счисления»



Возраст детей: 15-16 лет





Автор: Костычев Вадим Александрович

















г. Заречный Пензенской области

2022 г.

Технологическая карта занятия

Возраст: 15-16

Тема занятия: «Восьмеричная система счисления»

Тип занятия: комбинированное занятие.

Цели занятия: сформировать представления о восьмеричной системы счисления и работой с числами этой системы.

Применяемая технология: использование информационно-коммуникационных технологий.

Задачи:

Личностные:

- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

- развитие мотивов учебной деятельности;

- формирование мотивации к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- формирование уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, способности вести диалог с одноклассниками и достигать в нём взаимопонимания.

Метапредметные:

- умение анализировать любую позиционную систему счисления как знаковую;

- умение самостоятельно определять цели, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

- использование различных способов поиска сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации.

- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные:

- расширить представление обучающихся о позиционных системах счисления;

- сформировать навыки перевода целых десятичных чисел в восьмеричную систему счисления;

- сформировать навыки перевода чисел из восьмеричной системы счисления в десятичную.

Ресурсы занятия: ПК, экран, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация.



Этап занятия

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный этап

- Здравствуйте.

Отметка отсутствующих в классе в журнале.

- Здравствуйте. Подготовка к занятию.



Личностные УУД: формирование навыков самоорганизации

Актуализация знаний

Перед тем, как мы начнем изучать новую тему, давайте вспомним, что мы проходили на прошлом занятии и ответим на вопросы. (Слайд №1)

Что такое система счисления?

Какие классы систем счисления существуют, чем различаются?



Определение двоичной системы счисления. Какие цифры используются при записи чисел в двоичной системе счисления?









- Молодцы, вы справились с вопросами, теперь проведем небольшую самостоятельную работу. Ваша задача в течение нескольких минут перевести два числа из десятичной системы счисления в двоичную и наоборот.

Задания по вариантам вы можете увидеть на экране. (Слайд №2)

Учащиеся отвечают на вопросы по прошлым занятиям.

- Система счисления — это совокупность правил и приемов записи чисел с помощью набора цифровых знаков.

- Все системы счисления можно разделить на два класса: позиционные – количественное значение каждой цифры зависит от ее места положения (позиции) в числе; непозиционные – цифры не меняют своего количественного значения при изменении их положения в числе.

- Двоичная система счисления — это позиционная система счисления с основанием 2. В этой системе счисления числа записываются с помощью двух символов: 0 и 1.


Слайд №1

Слайд №2

Познавательные УУД: закрепление материала, изученного на предыдущих занятиях.

Личностные УУД: развитие памяти и мышления, формирование навыков самоорганизации развитие самооценки.

Регулятивные УДД: контроль знаний.

Постановка учебной задачи.

Когда мы все справились с работой, перейдем к теме нашего сегодняшнего занятия – «Восьмеричная система счисления». (Слайд №3)






Как вы думаете, как может звучать цель нашего занятия?



Всё верно, сегодня мы с вами познакомимся с восьмеричной системой счисления, посмотрим, чем она отличается от двоичной и десятичной, научимся переводить числа в восьмеричную систему счисления и из нее в десятичную.

Слайд №3

- Познакомиться с восьмеричной системой счисления, переводом чисел из восьмеричной системы счисления в другие, и чисел других систем в восьмеричную.



Познавательные УУД: закрепление материала, изученного на предыдущих занятиях; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные УУД: определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов,

умение слушать и понимать других.

Открытие нового знания.

На самом деле, двоичные и восьмеричные системы счисления похожи. Кто может предположить по аналогии с двоичной системой, какое определение имеет восьмеричная система счисления?


Верно, а какие цифры для ее записи могут использоваться?

Совершенно верно! (Слайд №4)

Учащиеся слушают педагога, отвечают на вопросы.

- Восьмеричной системой счисления называется позиционная система счисления с основанием 8.


- Для записи используются цифры от 0 до 7 включительно.

Слайд №4

Регулятивные УУД: умение ставить учебную задачу, называть цель, развитие логического мышления.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

(Слайд №5) Рассмотрим алгоритм перевода чисел из десятичной системы счисления в восьмеричную.

Для этого числа в десятичной системе счисления нужно разделить данное число на 8, а затем продолжать делить частные до тех пор, пока не получим частное, равное нулю. Далее составим наше число в восьмеричной системе счисления. Для этого мы запишем последнее частное, а затем все остатки, начиная с последнего. Пример перевода числа 94 из десятичной системы в восьмеричную вы видите на слайде. Запись числа начинается с последнего частного – единицы, а затем записываются остатки с конца.

Дети внимательно слушают и, если возникают вопросы, задают их.


Слайд №5







(Слайд №6) Теперь рассмотрим перевод чисел из восьмеричной системы счислений в десятичную. Для этого, как и переводе из двоичной системы, нам необходимо воспользоваться развёрнутой записью числа, а именно (Слайд №7): расставить разряды на каждой цифрой числа начиная с последней цифры и разряда ноль, затем каждую цифру умножить на основание 8 в степени равной разряду цифры. Полученные произведения необходимо сложить. Таким образом мы получим число, записанное в десятичной системе счисления.

Слайд №6


Слайд №7

Первичное закрепление

А теперь попробуем решить аналогичные примеры по переводу чисел восьмеричной системы счисления.

Задание 1. Переведите число из десятичной системы счисления в восьмеричную. (слайд №8)

1) 32210 = 5028

2) 72110 = 13218

3) 163210 = 31408











Задание 2. Переведите число из восьмеричной системы счисления в десятичную. (слайд №9):

1) 5728 = 37810

2) 7118 = 45710

3) 76548 = 401210











- Ребята, как вы думаете, как нужно действовать, чтобы перевести числа из двоичной системы счисления в восьмеричную?

- Совершенно верно. Если вы смогли ответить на этот вопрос, то с легкостью справитесь со следующим заданием.


Задание 3. Перевести из разных систем счисления в 8-ную систему счисления.

1) 110110112+91110= 21528

2) 102410+101011012= 22558

Учащиеся выполняют задания: один человек у доски, остальные в тетрадях самостоятельно, сверяют решения с написанным на доске.


Задание 1.

1) 32210 =

2) 72110 =

3) 163210 =

Слайд №8


Задание 2.

1) 5728 =

2) 7118 =

3) 76548 =


Слайд №9


- Наверное, нужно перевести ее в десятичную систему, а затем уже переводить в восьмеричную.









Задание 3.

1) 110110112+91110= X8

2) 102410+101011012= X8


Слайд №10

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

Регулятивные УУД: определение самостоятельного критерия оценивания, самооценка.

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Включение в систему знаний, постановка домашнего задания

Ребята, а сейчас предлагаю вам ответить на вопросы:


- Что такое восьмеричная система счисления? Какие цифры используются для ее записи?


- Как перевести число из десятичной системы счисления в восьмеричную?




- Как перевести число из восьмеричной системы счисления в десятичную?



Задания для самостоятельной работы: (Слайд №11):


Задание 1. Перевести числа в соответствующие системы счисления:

1) 53210 = X8

2) 61438 = X10


Задание 2. Вычислить значения выражений в заданных системах счисления:

1) 5254610+1426778=X10

2) 54163510-3456678 = X8


Учащиеся отвечают на вопросы:



- Восьмеричной системой счисления называется позиционная система счисления с основанием 8. Для записи используются цифры 1, 2, 3, 4, 5, 6 и 7.


- Для того, чтобы перевести число из десятичной системы счисления в восьмеричную необходимо разделить число, и последующие частные на 8 до тех пор, пока частное не будет равняться нулю. Затем произвести запись числа: выписать последнее частное, а затем остатки от деления, начиная с конца.

- Для того, чтобы перевести число из восьмеричной системы счисления в десятичную необходимо использовать ее развернутую запись, а затем сложить получившиеся выражения.


Учащиеся записывают задания для самостоятельной работы.


Слайд №11

Регулятивные УУД: определение самостоятельного критерия оценивания, самооценка, контроль знаний.

Личностные УУД: формирование навыков самоорганизации.

Познавательные УУД: закрепление материала, изученного за занятие.

Рефлексия

Сегодня мы с вами хорошо потрудились.

- Какая у нас с вами была цель?



- Как вы считаете, мы добились этой цели?


-Вам было легко или возникали трудности?







Вы сегодня большие молодцы, спасибо за работу на занятии!



- Познакомиться с восьмеричной системой счисления, переводом чисел из восьмеричной системы счисления в другие, и чисел других систем в восьмеричную.


- Да, добились, выполнили всё.


- В целом было не так трудно, потому что мы решение задач в восьмеричной системе счисления похоже на решение задач двоичной системы. Меняется только основание. Также не сразу было понятно, как осуществить перевод двоичной и восьмеричных систем счисления, но поразмышляв мы поняли, что нужно использовать при переводе и десятичную систему счисления.

Познавательные УУД: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.