МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- формирование мотивации к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, способности вести диалог с одноклассниками и достигать в нём взаимопонимания.
- умение самостоятельно определять цели, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
- использование различных способов поиска сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации.
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
- сформировать навыки перевода целых десятичных чисел в восьмеричную систему счисления;
- сформировать навыки перевода чисел из восьмеричной системы счисления в десятичную.
Этап занятия | Деятельность педагога | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Организационный этап | - Здравствуйте. Отметка отсутствующих в классе в журнале. | - Здравствуйте. Подготовка к занятию. | Личностные УУД: формирование навыков самоорганизации |
Актуализация знаний | Перед тем, как мы начнем изучать новую тему, давайте вспомним, что мы проходили на прошлом занятии и ответим на вопросы. (Слайд №1) Что такое система счисления? Какие классы систем счисления существуют, чем различаются? Определение двоичной системы счисления. Какие цифры используются при записи чисел в двоичной системе счисления? - Молодцы, вы справились с вопросами, теперь проведем небольшую самостоятельную работу. Ваша задача в течение нескольких минут перевести два числа из десятичной системы счисления в двоичную и наоборот. Задания по вариантам вы можете увидеть на экране. (Слайд №2) | Учащиеся отвечают на вопросы по прошлым занятиям. - Система счисления — это совокупность правил и приемов записи чисел с помощью набора цифровых знаков. - Все системы счисления можно разделить на два класса: позиционные – количественное значение каждой цифры зависит от ее места положения (позиции) в числе; непозиционные – цифры не меняют своего количественного значения при изменении их положения в числе. - Двоичная система счисления — это позиционная система счисления с основанием 2. В этой системе счисления числа записываются с помощью двух символов: 0 и 1. Слайд №1 Слайд №2 | Познавательные УУД: закрепление материала, изученного на предыдущих занятиях. Личностные УУД: развитие памяти и мышления, формирование навыков самоорганизации развитие самооценки. Регулятивные УДД: контроль знаний. |
Постановка учебной задачи. | Когда мы все справились с работой, перейдем к теме нашего сегодняшнего занятия – «Восьмеричная система счисления». (Слайд №3) Как вы думаете, как может звучать цель нашего занятия? Всё верно, сегодня мы с вами познакомимся с восьмеричной системой счисления, посмотрим, чем она отличается от двоичной и десятичной, научимся переводить числа в восьмеричную систему счисления и из нее в десятичную. | Слайд №3 - Познакомиться с восьмеричной системой счисления, переводом чисел из восьмеричной системы счисления в другие, и чисел других систем в восьмеричную. | Познавательные УУД: закрепление материала, изученного на предыдущих занятиях; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные УУД: определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов, умение слушать и понимать других. |
Открытие нового знания. | На самом деле, двоичные и восьмеричные системы счисления похожи. Кто может предположить по аналогии с двоичной системой, какое определение имеет восьмеричная система счисления? Верно, а какие цифры для ее записи могут использоваться? Совершенно верно! (Слайд №4) | Учащиеся слушают педагога, отвечают на вопросы. - Восьмеричной системой счисления называется позиционная система счисления с основанием 8. - Для записи используются цифры от 0 до 7 включительно. Слайд №4 | Регулятивные УУД: умение ставить учебную задачу, называть цель, развитие логического мышления. Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации. Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
(Слайд №5) Рассмотрим алгоритм перевода чисел из десятичной системы счисления в восьмеричную. Для этого числа в десятичной системе счисления нужно разделить данное число на 8, а затем продолжать делить частные до тех пор, пока не получим частное, равное нулю. Далее составим наше число в восьмеричной системе счисления. Для этого мы запишем последнее частное, а затем все остатки, начиная с последнего. Пример перевода числа 94 из десятичной системы в восьмеричную вы видите на слайде. Запись числа начинается с последнего частного – единицы, а затем записываются остатки с конца. | Дети внимательно слушают и, если возникают вопросы, задают их. Слайд №5 |
(Слайд №6) Теперь рассмотрим перевод чисел из восьмеричной системы счислений в десятичную. Для этого, как и переводе из двоичной системы, нам необходимо воспользоваться развёрнутой записью числа, а именно (Слайд №7): расставить разряды на каждой цифрой числа начиная с последней цифры и разряда ноль, затем каждую цифру умножить на основание 8 в степени равной разряду цифры. Полученные произведения необходимо сложить. Таким образом мы получим число, записанное в десятичной системе счисления. | Слайд №6 Слайд №7 |
Первичное закрепление | А теперь попробуем решить аналогичные примеры по переводу чисел восьмеричной системы счисления. Задание 1. Переведите число из десятичной системы счисления в восьмеричную. (слайд №8) 1) 32210 = 5028 2) 72110 = 13218 3) 163210 = 31408 Задание 2. Переведите число из восьмеричной системы счисления в десятичную. (слайд №9): 1) 5728 = 37810 2) 7118 = 45710 3) 76548 = 401210 - Ребята, как вы думаете, как нужно действовать, чтобы перевести числа из двоичной системы счисления в восьмеричную? - Совершенно верно. Если вы смогли ответить на этот вопрос, то с легкостью справитесь со следующим заданием. Задание 3. Перевести из разных систем счисления в 8-ную систему счисления. 1) 110110112+91110= 21528 2) 102410+101011012= 22558 | Учащиеся выполняют задания: один человек у доски, остальные в тетрадях самостоятельно, сверяют решения с написанным на доске. Задание 1. 1) 32210 = 2) 72110 = 3) 163210 = Слайд №8 Задание 2. 1) 5728 = 2) 7118 = 3) 76548 = Слайд №9 - Наверное, нужно перевести ее в десятичную систему, а затем уже переводить в восьмеричную. Задание 3. 1) 110110112+91110= X8 2) 102410+101011012= X8 Слайд №10 | Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. Регулятивные УУД: определение самостоятельного критерия оценивания, самооценка. Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
Включение в систему знаний, постановка домашнего задания | Ребята, а сейчас предлагаю вам ответить на вопросы: - Что такое восьмеричная система счисления? Какие цифры используются для ее записи? - Как перевести число из десятичной системы счисления в восьмеричную? - Как перевести число из восьмеричной системы счисления в десятичную? Задания для самостоятельной работы: (Слайд №11): Задание 1. Перевести числа в соответствующие системы счисления: 1) 53210 = X8 2) 61438 = X10 Задание 2. Вычислить значения выражений в заданных системах счисления: 1) 5254610+1426778=X10 2) 54163510-3456678 = X8 | Учащиеся отвечают на вопросы: - Восьмеричной системой счисления называется позиционная система счисления с основанием 8. Для записи используются цифры 1, 2, 3, 4, 5, 6 и 7. - Для того, чтобы перевести число из десятичной системы счисления в восьмеричную необходимо разделить число, и последующие частные на 8 до тех пор, пока частное не будет равняться нулю. Затем произвести запись числа: выписать последнее частное, а затем остатки от деления, начиная с конца. - Для того, чтобы перевести число из восьмеричной системы счисления в десятичную необходимо использовать ее развернутую запись, а затем сложить получившиеся выражения. Учащиеся записывают задания для самостоятельной работы. Слайд №11 | Регулятивные УУД: определение самостоятельного критерия оценивания, самооценка, контроль знаний. Личностные УУД: формирование навыков самоорганизации. Познавательные УУД: закрепление материала, изученного за занятие. |
Рефлексия | Сегодня мы с вами хорошо потрудились. - Какая у нас с вами была цель? - Как вы считаете, мы добились этой цели? -Вам было легко или возникали трудности? Вы сегодня большие молодцы, спасибо за работу на занятии! | - Познакомиться с восьмеричной системой счисления, переводом чисел из восьмеричной системы счисления в другие, и чисел других систем в восьмеричную. - Да, добились, выполнили всё. - В целом было не так трудно, потому что мы решение задач в восьмеричной системе счисления похоже на решение задач двоичной системы. Меняется только основание. Также не сразу было понятно, как осуществить перевод двоичной и восьмеричных систем счисления, но поразмышляв мы поняли, что нужно использовать при переводе и десятичную систему счисления. | Познавательные УУД: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. |