СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка «Технология исследовательской деятельности на уроках физики как способ формирования метапредметных результатов обучения»

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка «Технология  исследовательской деятельности на уроках физики как способ формирования метапредметных результатов обучения» включает занятие практического урока для учащихся 7 класса  «Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов».

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка «Технология исследовательской деятельности на уроках физики как способ формирования метапредметных результатов обучения»»

Методическая разработка «Технология исследовательской деятельности на уроках физики как способ формирования метапредметных результатов обучения»

Автор-составитель: Крячко Ирина Николаевна, учитель физики высшей квалификационной категории МБОУ «Лицей №1» города Усолье-Сибирское


Учебно-исследовательская деятельность – один из методов современного обучения, который является одной из перспективных форм деятельности обучающихся в рамках современного учебного процесса. Исследовательская деятельность ставит ученика в условия исследователя, на место ученого или первооткрывателя. Именно исследовательский подход в обучении делает ребят участниками творческого процесса, а не пассивными потребителями готовой информации.

В ФГОС приоритетно обозначены цели формирования целостного представления о мире, приобретения опыта разнообразной деятельности, подготовки к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной и профессиональной траектории.

Среди современных технологий как оптимальный способ решения данных целей может рассматриваться практика применения системно-деятельностного подхода для формирования исследовательских навыков учащихся, что будет способствовать достижению следующих педагогических целей:

- Образовательные: развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся.

- Развивающие: формирование навыков и умений с помощью опытов, наблюдений выдвигать гипотезы, содействовать развитию речи, мышления, познавательных и общетрудовых умений; содействовать овладению методами научного исследования: анализа и синтеза.

- Воспитательные: формирование добросовестное отношение к учебному труду, положительной мотивации к учению, коммуникативных умений; способствовать воспитанию гуманности, дисциплинированности, эстетического восприятия мира.

Задачи методической разработки:

  1. Развивать навыки и умения работы с физическими приборами, моделями, информационными системами.

  2. Прививать навыки исследовательской работы.

  3. Развивать логическое мышление, пространственное воображение учащихся.

  4. Учить основам самообразования, работе со справочной и научной литературой, с современными источниками информации (Интернет);

Целевая аудитория

Обучающиеся 7-го класса, учителя разных предметов. Принцип участия в работе мастерской обусловлен добровольным желанием участвовать в работе группы (команды), стремлением к самостоятельным формам занятий, к самовыражению, самореализации.

Запланированные результаты

Обучающиеся научатся

-планировать свои действия, самостоятельно, критически мыслить;

-размышлять, опираясь на знания фактов, проведенных исследований, закономерностей науки и делать обоснованные выводы;

- принимать самостоятельные аргументированные решения;

-работать в команде, выполняя разные социальные роли, поддерживать и развивать интерес к предмету.

Ресурсное обеспечение педагогического опыта

Информационные ресурсы – нормативно-правовые документы, методическая литература, учебно-методическое обеспечение (УМК по учебному предмету «Физика. А. В. Перышкин, 7 класс, Интернет- ресурсы, ЭОР).

Материально-технические ресурсы – компьютерный классмультимедийный проектор, программное обеспечение, персональные ноутбуки для обучающихся.

Оборудование – калориметры с горячей и холодной водой, термометр, кристаллики марганцовки, пластилин двух цветов, 10 горошин, линейка, фотография, штатив с держателем, два цилиндра, набор грузов, мел.

Суть и содержание методической разработки

Методическая разработка «Технология исследовательской деятельности на уроках физики как способ формирования метапредметных результатов обучения» включает занятие практического урока для учащихся 7 класса ««Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов».

Этапы работы мастерской


Структура занятия

Этапы

Деятельность обучающихся

1. Создание проблемной ситуации, работа с электронным учебником и презентацией учителя-мастера

Формулирование проблемного вопроса: «Какое молекулярное строение имеют твердые тела, жидкости и газы?»

2. Постановка учебной задачи

Формулирование темы занятия и его задачи

«Увидеть многое в малом, получить представление о молекулярном строении вещества»

3. Поиск решения

Открытие субъективно нового знания, путем исследовательской работы, анализа информационного материала, выступление командиров групп.

4. Обобщение и закрепление нового материала

Решение тестовых заданий с помощью Excel (Приложение )

5. Домашнее задание

Представление продукта на следующее занятие «Создание модели молекулы» с заполнение паспорта проекта и заполнение таблицы «Строение твердых тел, жидкостей и газов» (Приложение )

6. Выводы, оценивание и рефлексия

Итог занятия, подведение результатов оценивания обучающихся по набранным жетонам (актуализация – желтый цвет, исследование – зеленый цвет, закрепление – розовый цвет).

Создание цветка настроения.

Подготовка

1. Класс делится заранее на 4 группы по социально-психологическим особенностям: «геометрическим» типам личности (состояниям вещества), каждый обучающийся выбирал изображение на картинке: «морс в квадрате» - жидкое состояние – упорство, настойчивость, рациональность, аналитичность, внимательность к деталям, креативность; «свеча в треугольнике» - плазма – решительность, нацеленность на победу, уверенность в себе, энергичность, взять ответственность на себя; «сыр в прямоугольнике» - твердое состояние – любознательность, смелость, чувствительность, настрой на своё; облако в кругу» - газообразное состояние – бесконфликтность, креативность, остроумие, интуитивность.

2. Дидактический материал – это заранее подготовленные пакеты для групп с заданиями исследовательского характера и жетонами для оценивания обучающихся на протяжении всего занятия (Приложение).

3. Презентация учителя

4. Разработка тестовых заданий, задач для обучающихся.

Рефлексия работы мастерской

Рефлексия. Можно воспользоваться различными методиками, например, «Все в твоих руках», «Цветок настроения» (Приложение)

Приобретение учащимися и педагогами опыта разнообразной деятельности, познание и самопознание, ключевых концепций, направленных как на решение конкретных жизненных проблем, так и на поиск, анализ и обработку информации, приобретение навыков работы в коллективе, осуществление осознанного выбора будущей профессии

Рефлексия действий участников

Оценка оформления и выполнения работы: актуальность рассматриваемой проблемы; объем и полнота освещения решаемой проблемы; степень самостоятельности при выполнения исследовательской работы, выводов и представление.

Оценка представления (защиты): качество публичного выступления, культура речи,

манера поведения, использование наглядных средств, ответы на вопросы учащихся

и учителей, эрудиция.


Список литературы

  1. Понкратенко А. П. Исследовательская и проектная деятельность школьников на уроках физики // Молодой ученый. — 2019. — №22. — С. 445-447. — URL https://moluch.ru/archive/260/59692/

  2. Альникова Т. В. Организация проектно-исследовательской деятельности при обучении физике // Вестник ТГПУ. Вып. 6 (57) серия: естественные и точные науки. — Издательство ТГПУ, 2016.