СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка «Технология проведения мастер-класса как форма повышения профессиональной квалификации педагогов»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка «Технология проведения мастер-класса как форма повышения профессиональной квалификации педагогов»

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка «Технология проведения мастер-класса как форма повышения профессиональной квалификации педагогов»»

Коммунальное государственное казенное предприятие

«Семейский финансово-экономический колледж имени Рымбека Байсеитова»

управления образования Восточно-Казахстанской области













Методическая разработка «Технология проведения мастер-класса как форма повышения профессиональной квалификации педагогов»
























г.Семей

1. Введение


Профессиональное мастерство всегда есть плод достаточно длительного творческого труда педагога, труда осмысленного, наполненного вдумчивыми размышлениями над самыми различными аспектами своей профессиональной деятельности. В реалиях сегодняшнего дня профессиональное мастерство есть, прежде всего, умение быстро и качественно решать стоящие перед педагогом воспитательно-образовательные задачи.

Мастер-класс есть уникальная форма накапливания профессионализма педагогов. Культура передачи своего профессионального опыта есть определенный результат мастерства педагога. Такой результат возможен вследствие успешного повышения своей квалификации, в том числе и осуществляемого на своем рабочем месте педагога-практика.

Сегодня мастер-класс является обязательной составляющей конкурсов педагогического мастерства «Учитель года» и «Сердце отдаю детям». Мастер-класс это не шоу, а «особая форма учебного занятия, которая основана на «практических» действиях показа и демонстрации творческого решения определенной познавательной и проблемной педагогической задачи»


2. Постановка цели, задач, планирование работы

Основной целью проведения мастер-класса стало повышение профессиональной квалификации педагогов - участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы педагога-мастера.

Задачи мастер-класса:

  1. конструирование (воссоздание) педагогом-мастером перед участниками мастер-класса своей авторской модели образовательного процесса (или иного вида педагогической деятельности) в режиме демонстрируемой педагогической технологии;

  2. обучение участников мастер-класса конкретным навыкам, составляющим основу транслируемого педагогического опыта, и способам достижения намеченных результатов;

  3. демонстрация умения педагога-мастера проектировать успешную деятельность учащихся;

  4. популяризация его инновационных идей, авторских находок;

  5. оказание помощи участникам мастер-класса в определении задач их профессионального самосовершенствования.


3. Этапы работы над проблемой

Для изучения темы и реализации её в практике были разработаны этапы работы.

I этап - подбор материала и отработка этапов мастер-класса.

II этап – проведение мастер-класса.

III этап – рефлексия.

Ожидаемые результаты мастер-класса – это активизация познавательной деятельности участников мастер-класса, повышение уровня их профессиональной компетентности по основным аспектам демонстрируемой деятельности, а также рост мотивации участников мастер-класса к формированию собственного стиля творческой педагогической деятельности.

Немного теории. Давайте разберемся, что такое мастер-класс.

Мастер-класс – это интерактивная форма обучения и обмена опытом, объединяющая формат тренинга и конференции.

Мастер-класс - (от английского masterclass: master – лучший в какой-либо области + class – занятие, урок) – современная форма проведения обучающего тренинга-семинара для отработки практических навыков по различным методикам и технологиям с целью повышения профессионального уровня и обмена передовым опытом участников, расширения кругозора и приобщения к новейшим областям знания.

Мастер-класс отличается от семинара тем, что во время мастер-класса ведущий специалист рассказывает и, что еще более важно, показывает, как применять на практике новую технологию или метод. Очевидно, что мастер-классы не показывают, а проводят. Мастер-класс проводит эксперт в определённой дисциплине для тех, кто хочет улучшить свои практические достижения в этом предмете.

Тематика мастер-классов включает в себя:

  • обзор актуальных проблем и технологий,

  • различные аспекты и приемы использования технологий,

  • авторские методы применения технологий на практике и др.

Задачи мастер-класса:

  • передача педагогом-мастером своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности;

  • совместная отработка методических подходов пепедагога-мастера и приемов решения поставленной в программе мастер-класса проблемы;

  • рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса;

  • оказание помощи участникам мастер-класса в определении задач саморазвития и формировании индивидуальной программы самообразования и самосовершенствования.

В ходе мастер-класса участники:

  • изучают разработки по теме мастер-класса;

  • участвуют в обсуждении полученных результатов;

  • задают вопросы, получают консультации;

  • предлагают для обсуждения собственные проблемы, вопросы, разработки;

  • высказывают свои предложения по решению обсуждаемых проблем.

Следует обратить внимание на то, что в технологии проведения мастер-класса главное – не сообщить и освоить информацию, а передать способы деятельности, будь то прием, метод, методика или технология. Передать продуктивные способы работы – одна из важнейших задач для педагога-мастера.

Итак, каковы же требования к организации и проведению мастер-класса:

Мастер-класс - это оригинальный способ организации деятельности педагогов в составе малой группы (7-15 участников). Должен состоять из заданий, которые направляют деятельности участников для решения поставленной педагогической проблемы.

Алгоритм технологии мастер-класса.

  1. Презентация педагогического опыта педагогом-мастером:

    • кратко характеризуются основные идеи технологии;

    • описываются достижения в работе;

    • доказывается результативность деятельности учащихся, свидетельствующая об эффективности технологии;

    • определяются проблемы и перспективы в работе учителя-мастера.

  2. Представление системы учебных занятий:

    • описывается система учебных занятий в режиме презентуемой технологии;

    • определяются основные приемы работы, которые мастер будет демонстрировать слушателям.

  3. Проведение имитационной игры:

    • педагог-мастер проводит учебное занятие со слушателями, демонстрируя приемы эффективной работы с учащимися;

    • слушатели одновременно играют две роли: учащихся и экспертов, присутствующих на открытом занятии.

  4. Моделирование:

    • педагоги-ученики выполняют самостоятельную работу по конструированию собственной модели учебного занятия в режиме технологии педагога-мастера;

    • мастер выполняет роль консультанта, организует самостоятельную работу слушателей и управляет ею;

    • мастер совместно со слушателями проводит обсуждение авторских моделей учебного занятия

  5. Рефлексия:

    • проводится дискуссия по результатам совместной деятельности мастера и слушателей.

Методика проведения мастер-классов не имеет каких-то строгих и единых норм. В большинстве своем она основывается как на интуиции ведущего специалиста, так и на восприимчивости слушателя.

Принцип мастер-класса: «Я знаю, как это делать. Я научу вас».

Мастер-класс – это двусторонний процесс, и отношения «преподаватель – слушатель» являются абсолютно необходимыми. Непрерывный контакт, практически индивидуальный подход к каждому слушателю – вот то, что отличает мастер-классы от всех остальных форм и методов обучения.

Форма работы мастер-класса в большей степени зависит от наработанного педагогом стиля своей профессиональной деятельности. (Приложение 1)

Для определения эффективности подготовки и проведения мастер-класса мы предлагаем использовать следующие критерии:

        • Презентативность. Выраженность инновационной идеи, уровень ее представления, культура презентации идеи, популярность идеи в педагогике, методике и практике образования.

  • Эксклюзивность. Ярко выраженная индивидуальность (масштаб и уровень реализации идей). Выбор, полнота и оригинальность решения инновационных идей.

  • Прогрессивность. Актуальность и научность содержания и приемов обучения, наличие новых идеей, выходящих за рамки стандарта и соответствующих тенденциям современного образования и методике обучения предмета, способность не только к методическому, но и к научному обобщению опыта.

  • Мотивированность. Наличие приемов и условий мотивации, включения каждого в активную творческую деятельность по созданию нового продукта деятельности на занятии.

  • Оптимальность. Достаточность используемых средств на занятии, их сочетание, связь с целью и результатом (промежуточным и конечным).

  • Эффективность. Результативность, полученная для каждого участника мастер-класса. Каков эффект развития? Что это дает конкретно участникам? Умение адекватно проанализировать результаты своей деятельности. Технологичность. Четкий алгоритм занятия (фазы, этапы, процедуры).

  • Артистичность. Возвышенный стиль, педагогическая харизма, способность к импровизации, степень воздействия на аудиторию, степень готовности к распространению и популяризации своего опыта.

  • Общая культура. Эрудиция, нестандартность мышления, стиль общения, культура интерпретации своего опыта.

Проводя мастер-класс, Мастер никогда не стремится просто передать знания. Он старается задействовать участников в процесс, сделать их активными, разбудить в них то, что скрыто даже для них самих, понять и устранить то, что ему мешает в саморазвитии. Все задания Мастера и его действия направлены на то, чтобы подключить воображение участников, создать такую атмосферу, чтобы они проявили себя как творцы. Это мягкое, демократичное, незаметное руководство деятельностью.

Мастер создаёт атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении.

Мастер исключает официальное оценивание работы участников мастер-класса, но через социализацию, афиширование работ дает возможность для самооценки педагога, его самокоррекции.

Во взаимоотношениях с коллегами Мастер должен применять определённый стиль, проявляя свои личностные качества: коммуникативность, общекультурное развитие, интеллигентность, взгляды, убеждения, мировоззрение, характер, волю, темперамент и др.

При проведении мастер-классов особо следует обратить внимание на:

  • речь и голос (тон, сила, выразительность, дикция, интонация, техника речи)

  • мимику, жест, управление эмоциями, чтение эмоционального состояния на лице;

  • пантомимику (осанка, умение стоять, сидеть, наблюдать за поведение участников);

  • умение сосредоточиться на предмете разговора, владение мнемотехникой, аутогенной тренировкой, отсутствие скованности;

  • искусство общения: психологическая избирательность, способность к педагогическому вниманию, эмпатия;

  • педагогическую импровизацию: умение работать по плану «в голове», привлекать личный опыт, управлять незапланированными ситуациями;

  • психологическую зоркость, умение вычислять «гениев» и поддерживать «отстающих»;

  • коммуникативную культуру, умение вести диалог, дискуссию;

  • чувство времени.

Результатом мастер-класса является модель занятия, которую разработал «педагог-ученик» под руководством «педагога-мастера» с целью применения этой модели в практике собственной деятельности.

Проведение мастер-класса – это показатель зрелости педагога, демонстрация высокого уровня профессионального мастерства.

4.Заключение

Создание благоприятной мотивационной среды профессионального развития педагогических работников является основным направлением деятельности методиста. Использование данных методических рекомендаций позволит, на наш взгляд, обеспечить качественную подготовку и эффективное проведение мастер-классов в рамках распространения педагогического опыта работников образовательной системы.

5. Литература

  1. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. – М.: Просвещение, 2011. – С. 224.

  2. Каким должен быть современный урок. http://www.it-n.ru.

  3. Хуторской А.В. Что такое современный урок // Интернет-журнал "Эйдос". - 2012. - №2. http://eidos.ru/journal/2012/0529-10.htm - Центр дистанционного образования "Эйдос".

  4. Хуторской А.В. Модель системно-деятельностного обучения и самореализации учащихся // Интернет-журнал "Эйдос". - 2012. - №2. http://www.eidos.ru/journal/2012/0329-10.htm.

5