СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка "Тема по самообразованию: духовно-нравственное развитие и воспитание личности в образовательном процессе.

Категория: Немецкий язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Краткое описание методической системы.

   Тема по самообразованию: духовно-нравственное развитие и воспитание личности в образовательном процессе. 

Воспитанию духовности своих учеников через знакомство с литературой страны изучаемого языка, особенно с поэзией, с музыкой и живописью я уделяю большое внимание. Долгие годы моим увлечением является классическая музыка и живопись, и мне очень хотелось приобщить к этому моих учеников. Приобщение детей к искусству сопряжено сегодня с некоторыми трудностями:1) субкультура, грязным потоком изливающаяся на детей со всех СМИ, извратила их художественный вкус еще до того, как он мог бы сложиться,2) в обществе не сложились традиции повседневного общения с искусством, а сложилось, напротив, странное представление о том, что минуты общения с искусством – это строгая серьезная работа, связанная с «пониманием» художественного произведения – нечто вроде ребуса «что хотел сказать композитор или художник?» В дополнение к названному, повсеместная художественная непросвещенность окружающих школьника людей порождает ложное мнение, будто общение с искусством есть роскошь, доступная не каждому.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Тема по самообразованию: духовно-нравственное развитие и воспитание личности в образовательном процессе.»

Раздел 3. Краткое описание методической системы.

Тема по самообразованию: духовно-нравственное развитие и воспитание личности в образовательном процессе.

Воспитанию духовности своих учеников через знакомство с литературой страны изучаемого языка, особенно с поэзией, с музыкой и живописью я уделяю большое внимание. Долгие годы моим увлечением является классическая музыка и живопись, и мне очень хотелось приобщить к этому моих учеников. Приобщение детей к искусству сопряжено сегодня с некоторыми трудностями:1) субкультура, грязным потоком изливающаяся на детей со всех СМИ, извратила их художественный вкус еще до того, как он мог бы сложиться,2) в обществе не сложились традиции повседневного общения с искусством, а сложилось, напротив, странное представление о том, что минуты общения с искусством – это строгая серьезная работа, связанная с «пониманием» художественного произведения – нечто вроде ребуса «что хотел сказать композитор или художник?» В дополнение к названному, повсеместная художественная непросвещенность окружающих школьника людей порождает ложное мнение, будто общение с искусством есть роскошь, доступная не каждому.

В противовес такому неблагополучному положению я вначале стала использовать гибкую, легкую форму приобщения детей к искусству, заимствованную у Н.Е.Щурковой. Эта форма получила название «Пять минут с искусством». Принцип «малой дозировки» был эффективен в начале нашего пути познания нового, неизвестного, неизведанного. В старших классах при изучении тем «Musik», «Malkunst», «Literatur» детям в течение коротких, но сгущенных по эмоциональному напряжению, минут представлялось одно или несколько произведений. Ни анализа, ни оценок. Свободное впечатление и свободное общение – без попытки навязать какую-либо точку зрения, даже если речь шла о всемирно известном гении. В этих занятиях чрезвычайно важно представление произведения искусства, литературы: мимика, жесты, пластика, интонации – все должно свидетельствовать о личном ценностном отношении самого педагога к тому, о чем он говорит, что показывает. В этом плане мне было и есть легко, потому что я говорю о тех вещах, которые мне очень близки и ценны для меня, и которые мне самой доставляют огромное эстетическое наслаждение.

Конечно же, я не требую от детей немедленной любви к литературе, музыке, живописи, потому что становление ценностного отношения к искусству нельзя форсировать, потребность в нем рождается субъективно и разновременно. На таких «пятиминутках» мы прикоснулись к поэтическому творчеству Гете, Шиллера, Гейне, и их переводчиков, великих русских поэтов, Лермонтова, Блока, Мандельштама. Слушали музыку Баха, Бетховена, Моцарта, Гайдна, Вагнера. В последние годы кабинет немецкого языка оснастили аудио- и видеотехникой, я собрала богатую фонотеку, и это позволяет сделать наши уроки и внеклассные мероприятия эмоционально яркими и насыщенными. Далее мы перешли к работе над проектом «Дрезденская картинная галерея». В течение пяти лет мы познакомили обучающихся и педагогов нашей школы с галереей и ее значением в культурной и духовной жизни Германии, в мировой культуре, а также с творчеством величайших художников, чьи картины выставлены в залах этой галереи: Рафаэль, Рембрандт, Рубенс, Тициан, Дюрер. Все «Вечера-экскурсии в картинную галерею» - это результат сотворчества всех участников, в котором «переживаются» нравственные, эстетические, социальные ценности, происходит принятие их человеком в свой духовный мир, формируется отношение к «человеческому в человеке». Благодаря современным технологиям фотопечати, дети и взрослые во время «Экскурсии в Дрезденскую картинную галерею» видят картины знаменитых художников, слышат немецкую речь – это экскурсоводы: ребята 9-11 классов, а роль переводчиков выполняют восьмиклассники. В залах нашей«галереи» звучит спокойная красивая музыка, гости могут присесть, выпить чашечку кофе за столиком, на котором горит свеча. В эти минуты происходит осознание ценности человеческих отношений, связи поколений, сохранение культурных ценностей, происходит сопереживание и сорадость. Ценности не передаются тем же путем, что и знания, путь их освоения лежит, прежде всего, через переживания, эмоциональный опыт, «память сердца».

С немецким кинематографом я познакомила ребят, используя новую форму работы мастерскую сотрудничества. Мастерская предполагает такую организацию и перестройку пространства, в котором возможен диалог, решительно ограничивающий монолог педагога и его участие как авторитета и руководителя, она связывает прошлое с настоящим и ориентирует участников на выбор ценностей в будущем через отношение к чужому опыту. Вечер «Марлен Дитрих. Непримиримая.» стал результатом нашей работы в мастерской сотрудничества. О ценности любви, дружбы, творчества, жизни говорили все участники вечера на немецком, французском, русском языках. И нас услышали.

«Времена не выбирают, в них живут …», главное не отказываться от своего пути в профессии, сохранить светлый взгляд на жизнь,не утратить веру в свои

силы и своих учеников.