СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка теоретического занятия по теме «Санитарно- эпидемический режим. Профилактика внутрибольничной инфекции в акушерских стационарах»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка теоретического занятия по теме «Санитарно- эпидемический режим. Профилактика внутрибольничной инфекции в акушерских стационарах» включает технологическую карту занятия и краткий конспект по изучаемой теме.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка теоретического занятия по теме «Санитарно- эпидемический режим. Профилактика внутрибольничной инфекции в акушерских стационарах»»

Севастопольское государственное бюджетное образовательное учреждение

профессионального образования

«Севастопольский медицинский колледж имени Жени Дерюгиной»




«СОГЛАСОВАНО»

протокол методической цикловой комиссии

от ______________20__г №___

Председатель МЦК

__________________________










Методическая разработка

теоретического занятия

Тема «Санитарно- эпидемический режим. Профилактика

внутрибольничной инфекции в акушерских стационарах».

по ПМ 01 Медицинская и медико-социальная помощь женщине, новорожденному, семье при физиологическом течении беременности, родов, послеродового периода


МДК 01.01. Физиологическое акушерство

Специальность: 31.02.02 Акушерское дело

Курс: 2




Ф.И.О. автора: Полстянко Наталья Николаевна










2017




Пояснительная записка

Методическая разработка предназначена для преподавателей медицинских училищ и колледжей для проведения теоретического (лекции) занятия по теме «Санитарно- эпидемический режим. Профилактика внутрибольничной инфекции в акушерских стационарах». Специальность 31.02.02 «Акушерское дело»

Методической целью теоретического занятия является теоретические знания о группах риска ВБИ (ИСМП), способов передачи ВБИ (ИСМП), основные нормативные приказы о снижение заболеваемости, профилактику заболевания среди персонала. Методическая разработка содержит информацию об основных этапах, методах и формах обучения, вопросы для актуализации опорных знаний по теме








































Технологическая карта теоретического занятия

I. Тема «Санитарно- эпидемический режим. Профилактика внутрибольничной инфекции в акушерских стационарах»


Актуальность темы: Одной из основных причин заболеваемости в роддомах является внутрибольничная инфекция (ВБИ). Оказание квалифицированной медицинской помощи в акушерской службе включает важнейшую задачу - предупреждение инфекционных заболеваний у матери и новорожденного. Тщательное соблюдение санитарно-эпидемиологического режима на всех отделениях родовспомогательного учреждения поможет снизить количество осложнений в раннем послеродовом периоде.
Качественное обследование и своевременное адекватное лечение женщин в женских консультациях является гарантом будущего здоровья нации.
Противоэпидемический режим - это совокупность строго регламентированных и обязательных для выполнения противоэпидемических мероприятий в конкретных лечебных учреждениях, для предупреждения возникновения, распространения ВБИ.

1. ПМ 01 Медицинская и медико-социальная помощь женщине, новорожденному, семье при физиологическом течении беременности, родов, послеродового периода.

2. Специальность 31.02.02 «Акушерское дело»

3. Учебные цели:

Студент должен знать:

Понятие «внутрибольничная инфекция». инфекция, связанная с оказанием медицинской помощи (ИСМП), инфекционный процесс, возбудители ВБИ

(ИСПМ), цепочка инфекционного процесса. Факторы, способствующие распространению ВБИ (ИСМП). Источники госпитальных инфекций (экзогенные, эндогенные). Резервуары ВБИ (ИСМП). Способы (пути) передачи ВБИ (ИСПМ)-пути поступления и элиминации возбудителей в организм человека. Факторы, влияющие на восприимчивость (иммунитет) человека к инфекции. Причины роста ВБИ (ИСМП). Меры профилактики ВБИ (ИСМП). Безопасность медицинских работников на рабочем месте. Факторы риска рабочего пространства медперсонала. Универсальные, стандартные меры безопасности. Уровни деконтаминации рук. Требования к кожным антисептикам. Требования к индивидуальным средствам защиты медицинского персонала, правила пользования. Медицинские перчатки как универсальное средство защиты медицинского персонала (правила использования, виды). Санитарно-противоэпидемиологический режим. САНПин 2.1.3.2630-10 и основные Федеральные законы, нормативно-правовые акты, приказы, методические рекомендации и инструкции по соблюдению санитарно-противоэпидемиологического режима медицинской организации

4. Воспитательные цели:

Развивать чувство ответственности в вопросах профилактики ИСМП.

5. Развивающие цели:

повышение мотивации к учёбе, развитие устойчивого интереса к дисциплине, активация познавательной деятельности по овладению программным учебным материалом.

6. Тип занятия: лекция

7. Время проведения: 90 мин

II. Схема интеграционных связей

1. Междисциплинарные связи:

Дисциплина

Фармакология


Инфекционный контроль.


Микробиология

Гигиена






2. В нутридисциплинарные связи:

ПМ 01

ПМ 02




ПМ 03


. Инфекционный контроль.





ПМ 04



ПМ 05

ПМ 07







III. Оснащение занятия:

1. Методическое: методическая разработка теоретического занятия, мультимедийная презентация, вопросы для актуализации знаний по теме.

  1. Техническое: ТСО.

IV. Методы и приемы обучения:

Метод

Основное назначение

Ур. усвоения

Приёмы

Мотивация

1.Объяснительно- иллюстративный


Организация усвоения информации обучающихся путём сообщения им учебного материала и обеспечения его успешного восприятия.

L I-L II

Словесные:

-лекция, дискуссия,

Наглядные:

- иллюстрации, демонстрация;


Формирует теоретические знания. Воспитывает нравственность, терпение. Развивает внимание, логическое мышление.

2. Проблемное изложение

Раскрытие в изучаемом учебном материале различных проблем и показ способов их разрешения.

L II

Постановка проблемы, анализ, установление причинно-следственных связей.

Развивает самостоятельность мышления, быстроту реакции, способствует развитию творческих решений.

3. Частично-поисковый

Постепенная подготовка обучаемых к самостоятельной подготовке и решению проблем

L II

Беседа, сравнение, обобщение.

Развивает самостоятельность мышления, творческий подход к делу.





V. Перечень обязательной, нормативной и дополнительной литературы:

п/п

Дисциплина

/профессиональный модуль

(при необходимости по разделам/МДК)

с указанием специальности

Вид

занятий

Наименование учебно-методической литературы (автор (ы), место издания, издательство, год издания, кол-во страниц)

Кол-во

студ./

кол-во

экземпляров

Обеспеченность,

%

Наличие электронной версии

Примечание*

1.

МДК 01.01. Физиологическое акушерство


лекция

1. Славянова «Акушерство и гинекология» Феникс, 2016

2. Мурашко «Метолические рекомендации по практическим навыкам и приёмам в акушерстве и гинекологии, ГОЭТАР, 2016

3. Радзинский «Учебник для акушерских отделений СПО», ГОЭТАР, 2016

4. Сивочалова «Физиологическое акушерство. Профессиональный модуль» Академия, 2016

5. Славятова «Сестринский уход в акушерстве и гинекологии», Ростов- на- Дону, 2018

6. Дзигуа «Сестринская помощь в акушерстве и при патологии репродуктивной системы у женщин», ГОЖТАР, 2016







100%





VI. Организационно- деятельностная структура занятия

Основные этапы занятия, их функции и содержание

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

Материалы метод. обеспечения: контроля, наглядности, ТСО, инструкции

Время в мин.

1.

Подготовитель-ный этап.

- Организация занятия:

- проверка внешнего вида, заполнение журнала


- мотивация учебной деятельности



Отмечает отсутствующих, выясняет причины, обращает внимание на внешний вид студентов.


Сообщает тему занятия, обращает внимание студентов на актуальность изучаемой темы,

цели и задачи, стоящие перед студентами, важность знания предмета для успешного овладения профессией в целом

Студенты готовят дневники, учебники, ручки, карандаши




Записывают тему и план занятия в дневнике.





Техническое обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор, экран. Электронная презентация по теме.


Активизация мыслительной деятельности студентов на тему занятия, привлечение внимания и осознание её значимости для будущей работы.




2 мин.









3 мин

2.






























3.

Основной этап

I. Формирование профессиональных знаний.

План изложения лекции.

В течении лекции акцент на профилактику ВБИ!!!!!!

- определение ВБИ

(ИСМП), структура ВБИ (ИСМП);

- способы передачи ВБИ (ИСМП);

- группы риска ВБИ

(ИСМП): пациенты, персонал;

- факторы восприимчивости к ВБИ (ИСМП);

- резервуары возбудителей ВБИ

(ИСМП)у пациента и персонала;

-профилактика ВБИ

(ИСМП).

-основные приказы, МО, САН ПиНы


Заключительный этап.

*резюме

*ответы на вопросы

Изложение лекционного материала.




























Подводит итог

лекции, отвечает на дополнительные вопросы.

Делают записи в дневниках, конспектируют материал.


























Задают вопросы.




Конспект лекции


70 мин





























10 мин

5.

Окончание занятия

Даёт указания по уборке рабочего места


Приводят в порядок рабочее место


5 мин


Информационный блок:


Методический материал, используемый в течение лекции: методическая разработка, конспект лекции

Рекомендуемая литература:

1. Славянова «Акушерство и гинекология» Феникс, 2016

2. Мурашко «Метолические рекомендации по практическим навыкам и приёмам в акушерстве и гинекологии, ГОЭТАР, 2016

3. Радзинский «Учебник для акушерских отделений СПО», ГОЭТАР, 2016

4. Сивочалова «Физиологическое акушерство. Профессиональный модуль» Академия, 2016

5. Славятова «Сестринский уход в акушерстве и гинекологии», Ростов- на- Дону, 2018

6. Дзигуа «Сестринская помощь в акушерстве и при патологии репродуктивной системы у женщин», ГОЖТАР, 2016



Интернет- источники:

http://www.mednet.ru.

http://www.womenclub.ru/gynecology/1225.htm

https://studfiles.net/

https://nsportal.ru




















Организация противоэпидемического режима в акушерских стационарах

Акушерский стационар осуществляет свою деятельность при наличии лицензии на данный вид деятельности.

Родильный дом (отделение) не менее одного раза в год должен закрываться для проведения плановой дезинфекции, в том числе при необходимости - для косметического ремонта. Поэтажное закрытие стационара допускается в исключительных ситуациях.

Открытие стационара, закрывавшегося по эпидемиологическим показаниям, допускается только после получения отрицательных результатов лабораторного контроля окружающей среды и разрешения центров госсанэпиднадэора. В случаях планового закрытия обследование объектов окружающей среды не проводится, разрешение органов ГСЭН на открытие не требуется.

Сроки выписки из родильного дома определяются состоянием здоровья матери и ребенка, социально-бытовыми условиями семьи. С эпидемиологических позиций оправдан курс на раннюю выписку (2-4 сутки после родов), в том числе до отпадения пуповины. Ранняя выписка из родильного дома способствует снижению заболеваемости ВБИ. Выписка после оперативного родоразрешения, в том числе кесарева сечения, проводится по клиническим показаниям.

Необходимо осуществлять патронаж ребенка на дому в течение первых суток после выписки из стационара участковым педиатром с последующим патронажем участковой медицинской сестрой. Аналогично патронажу новорожденных на дому, врач акушер-гинеколог женской консультации (в зоне обслуживания ФАП - акушерка) осуществляет двукратный активный патронаж родильниц на дому (на 2-З и 7 сутки после выписки), а после оперативного родоразрешения – по показаниям. С этой целью из роддома передается телефонограмма в женскую консультацию, аналогично телефонограмме в детскую поликлинику.

Разрешается посещение родственниками беременных и родильниц. Порядок посещения устанавливается администрацией родильного дома (отделения).

Присутствие мужа (близких родственников) при родах возможно при наличии условий (индивидуальные родильные залы), отсутствии у посещающего лица инфекционного заболевания (ОРЗ и др.), с разрешения дежурного врача с учетом состояния женщины. Родственники, присутствующие при родах, должны быть в сменной одежде, халате, бахилах, маске (в родзале).

Для персонала предусматривается отдельный вход, гардероб для верхней одежды, он обеспечивается индивидуальными 2-х секционными шкафчиками для личной и санитарной одежды, душевыми. Санитарная одежда меняется ежедневно.


Основные правила организации основных структурных подразделений акушерского стационара

В родильном зале и операционных медицинский персонал работает в масках. В отделениях новорожденных маски используют при проведении инвазивных манипуляций (операция заменного переливания крови, катетеризация пупочных сосудов, люмбальная пункция и др.). Предпочтительнее использование стерильных масок разового применения.

Обязательно использование масок во всех отделениях в период эпидемиологического неблагополучия.

Во всех отделениях акушерского стационара ежедневно проводят влажную уборку с применением моющих и не менее одного раза в сутки - дезинфицирующих средств. Уборочный инвентарь после обработки помещения обеззараживается. После уборки или дезинфекции для обеззараживания воздуха применяют ультрафиолетовое облучение с последующим проветриванием помещения.

При уборке по типу заключительной дезинфекции ультрафиолетовое облучение проводят дважды: первый раз - после обработки всех объектов и помещения дезинфицирующим средством, второй раз - после протирания их ветошью, смоченной в водопроводной воде (при повышении влажности воздуха эффективность ультрафиолетового облучения возрастает). Затем помещение проветривают.

Использованные при осмотре, обработке женщин и проведении манипуляций инструменты и другие изделия медицинского назначения подвергаются обработке по общепринятой схеме.

Перед и после каждой манипуляции медицинский персонал тщательно моет руки. При проведении влагалищных исследований используются стерильные перчатки.


Приемно-смотровое отделение

При поступлении беременной женщины в родильный дом (отделение) вопрос о госпитализации в физиологическое или обсервационное отделение решается на основании данных обменной карты, опроса и осмотра. Следует обеспечить изоляцию потоков беременных и рожениц, поступающих в физиологическое и обсервационное отделение. Для приема гинекологических больных необходимо иметь отдельное помещение.

При поступлении роженицы проводится медицинский осмотр и санитарная обработка, каждой роженице выдается индивидуальный стерильный комплект (рубашка, полотенце, подкладная пеленка, халат, мочалка), разрешается пользоваться собственными новыми тапочками и предметами личной гигиены.

После манипуляций, ведущих к загрязнению рук, или осмотра рожениц, поступающих в обсервационное отделение, руки моют и обеззараживают стерильным тампоном, смоченным одним из следующих дезинфицирующих растворов:

0,5% спиртовой (в 70% этиловом спирте);

1% раствор йодопирона (по активному йоду);

0,5% раствор хлорамина;

другими кожными антисептиками, разрешенными для этих целей.


Родовое отделение

При наличии нескольких предродовых палат соблюдается цикличность их заполнения. В предродовой палате каждой роженице выделяют индивидуальное судно. Судно, кровать и скамеечка имеют единый маркировочный номер. Разрешается использование матрацев и подушек в герметичных клеенчатых чехлах, которые обеззараживаются дезинфицирующим раствором.

Перед переводом в родильный зал роженицу переодевают в стерильное белье (рубашка, косынка, бахилы).

В родильном зале прием родов осуществляется поочередно на разных кроватях. После родов все объекты, применяемые при родах, обрабатывают дезраствором. При загрязнении кровью и другими биологическими жидкостями обеззараживание проводят по режимам, утвержденным для профилактики парентеральных вирусных гепатитов. При наличии двух родильных залов прием родов осуществляют поочередно в каждом из них в течение суток. В боксированном родильном блоке каждые роды проводят в отдельном боксе. Прием родов проводится во всех боксах поочередно. После родов в боксе проводится уборка по типу заключительной дезинфекции.

Акушерка (врач) перед приемом родов готовится как для хирургической операции. При приеме родов предпочтительнее использовать стерильный комплект разового пользования.

Новорожденного принимают в обеззараженный, согретый и покрытый стерильной пеленкой лоток. Для первичной обработки новорожденного используется стерильный индивидуальный комплект. При использовании металлических скобок Роговина их следует включать в стерильный индивидуальный набор для обработки пуповины.

Первичная обработка кожных покровов новорожденного осуществляется стерильным ватным тампоном, смоченным стерильным растительным или вазелиновым маслом из индивидуального флакона разового пользования.

Профилактика инфекционных заболеваний глаз у новорожденных проводится во время первичного туалета новорожденного закапыванием в конъюктивальный мешок 2% раствора нитрата серебра или 20% раствора сульфацила натрия или закладыванием на нижнее веко с помощью стеклянной палочки однократно тетрациклина гидрохлорида 1% или эритромицина фосфата 10 000 ед в 1 г. Кроме того, допускается закапывание в конъюнктивальный мешок однократно одной капли раствора протаргола 1% или раствора колларгола 1% (глазные капли).

В родильном зале необходимо в течение первого получаса после рождения прикладывать новорожденного к груди матери (при отсутствии противопоказаний). Раннее прикладывание к груди и грудное вскармливание способствуют более быстрому становлению нормальной микрофлоры кишечника, повышению широкого комплекса факторов неспецифической защиты организма.

После взвешивания и пеленания новорожденного пеленальный стол и весы обеззараживают. Лотки для приема новорожденного и последа, кислородные маски, а также все оборудование, используемое при первичной помощи новорожденному, обеззараживается. Для отсасывания слизи у новорожденного целесообразно использовать баллоны и катетеры однократного применения.

Утилизация последов может осуществляться следующими способами:

сжигание в специальных печах;

захоронение в специально отведенных местах;

вывоз на организованные свалки после предварительного обеззараживания.

Белье, использованное в процессе приема родов, собирают в бак с заложенным в него клеенчатым мешком, перевязочный материал сбрасывают в таз, завернутый в стерильную пеленку или клеенку, таз дезинфицируют и меняют после каждых родов.


Послеродовое физиологическое отделение

Палаты послеродового отделения заполняют циклично, синхронно с палатами (боксами) детского отделения в течение не более 3 суток.

Постельное белье меняется каждые 3 дня, рубашка и полотенце - ежедневно, подкладные пеленки для родильницы в первые 3 дня - 4 раза, в последующем - 2 раза в сутки. Используемые при кормлении новорожденных подкладные из клеенки меняют два раза в день, при использовании для этих целей пеленок их меняют перед каждым кормлением.

После выписки родильниц в освободившейся палате проводят уборку по типу заключительной дезинфекции, постельные принадлежности подвергают камерной дезинфекции.


Отделение новорожденных

Палаты новорожденных заполняют строго циклически, синхронно с палатами послеродового отделения, в течение не более 3 суток.

Вне зависимости от условий пребывания новорожденного (совместно или раздельно с матерью) следует, по возможности, не использовать в рационе новорожденных иную пищу или питье, кроме грудного молока, за исключением случаев, обусловленных медицинскими показаниями.

Перед обработкой и пеленанием каждого новорожденного персонал должен мыть руки с двукратным намыливанием. При уходе за новорожденными используют стерильное белье; нормативным является наличие 20-25 пеленок на одного новорожденного в сутки. Все изделия медицинского назначения, в том числе инструменты, применяемые для ухода за новорожденными (глазные пипетки, шпатели и др.) подлежат дезинфекции, а затем стерилизации.

При проведении манипуляций используют стерильные ватные тампоны, хранящиеся в специальной коробке в отдельных укладках. Извлеченная и неиспользованная укладка подлежит повторной стерилизации. Для взятия стерильного материала используют стерильные пинцеты (корнцанги), которые меняют перед каждой обработкой новорожденных.

Лекарственные формы для новорожденных используют в мелкой расфасовке и/или однократного применения.

Лечение детей с признаками инфекции в отделении новорожденных и перевод их в обсервационное отделение запрещается. Они должны быть выведены из акушерского стационара в день установления диагноза.

После выписки детей постельные принадлежности подвергаются камерной дезинфекции. В палате (боксе) проводится уборка по типу заключительной дезинфекции.


Комната для сбора, пастеризации и хранения грудного молока

В послеродовых физиологических отделениях выделяются помещения для сбора, пастеризации и хранения грудного молока. Перед каждым кормлением медсестра выдает матерям стерильную посуду и собирает ее со сцеженным после кормления молоком.

Молоко от матерей с трещинами сосков и от родильниц обсервационного отделения сбору не подлежит.

Собранное грудное молоко разливают в бутылочки по 30-50 мл для индивидуального использования, закрывают и пастеризуют в водяной бане (не более 5-7 минут от начала закипания воды), уровень воды в которой должен быть не ниже уровня молока в бутылочках. Пастеризованное молоко, молочные смеси, питьевые растворы используются для новорожденных только по назначению врача при наличии показаний.

Бутылочки с молоком после пастеризации охлаждают до комнатной температуры и раздают для кормления детей или хранят в холодильнике не более 12 часов.

Запрещается кормление нескольких детей из одной бутылочки.

Вода и растворы для питья должны быть стерильными в индивидуальной разовой расфасовке.

Докармливание или допаивание при показаниях осуществляется непосредственно из индивидуального разового сосуда или ложки.


Послеродовое физиологическое отделение с совместным пребыванием матери и ребенка

Совместное пребывание родильницы и новорожденного в палате послеродового отделения родильного дома имеет преимущества перед раздельным пребыванием: снижается заболеваемость ВБИ новорожденных и родильниц, интенсивность циркуляции госпитальных штаммов, колонизация различных биотопов ребенка осуществляется материнскими штаммами.


Койки послеродового физиологического отделения следует максимально располагать в отделениях (палатах) совместного пребывания матери и ребенка. Возможна организация таких палат в обсервационном отделении

Для совместного пребывания матери и ребенка предназначаются одно- или двухместные боксированные или полубоксированные палаты. Заполнение палаты происходит в течение одних суток.

Санитарно-гигиенический и противоэпидемический режим отделения соответствует режиму физиологического отделения с раздельным пребыванием.


Обсервационное отделение

В обсервационном отделении противоэпидемический режим должен соблюдаться особенно тщательно.

При необходимости перехода в обсервационное отделение медицинский персонал меняет халат, надевает бахилы. Для этого у входа имеется вешалка с чистыми халатами, емкости с бахилами.

Сцеженное родильницами обсервационного отделения молоко для докармливания новорожденных не используется.

Прием родов у ВИЧ-инфицированных беременных в крупных городах осуществляется в специализированном родильном отделении. При его отсутствии беременные направляются в родильный дом (отделение) общего типа. Прием родов производится в обсервационном отделении в специально выделенной палате, где родильница с ребенком находится до выписки. При необходимости оперативного вмешательства используется операционная обсервационного отделения. Противоэпидемические мероприятия в отделениях (палатах) для ВИЧ-инфицированных пациенток и их новорожденных должны проводиться по типу режима отделений для больных вирусными гепатитами с парентеральным механизмом передачи.

При манипуляциях (операциях) у ВИЧ-инфицированных пациенток используют инструменты и другие медицинские изделия однократного применения. При их отсутствии инструменты многократного использования подлежат дезинфекции по режиму, установленному для профилактики парентеральных гепатитов, с последующей стерилизацией.

Медицинский персонал, принимающий роды и осуществляющий уход в послеродовом периоде за ВИЧ-инфицированной родильницей и ее новорожденным, должен соблюдать меры личной безопасности (работа в перчатках при проведении всех манипуляций, при приеме родов - использование защитных очков или экранов). Необходимо проявлять максимальную осторожность при работе с колющими, режущими инструментами, иглами. Особенно тщательно меры предосторожности должны соблюдаться при наличии у родильницы клиники острой инфекции, кровохарканья, открытых форм туберкулеза, острой пневмоцистной пневмонии и др.

Проводится повторное обследование лиц, принимавших роды у ВИЧ-инфицированной роженицы и осуществлявших уход за родильницей и новорожденным, через 6 месяцев после их выписки. При аварийных ситуациях контактным с ЫВИЧ-инфицированным материалом рекомендуется профилактический прием тимозида (азидотимидина) 800 мг/сут в течение 30 дней, прием препарата необходимо начинать не позже 24 часов после аварии. Лабораторное обследование лиц, попавших в аварийную ситуацию, проводится через 3, 6 и 12 месяцев.

После выписки родильниц и новорожденных (освобождение палаты) проводится заключительная дезинфекция с обязательной камерной обработкой постельных принадлежностей.


Правила стирки белья и обработки обуви

Белье стирают в прачечной родильного дома, а при отсутствии ее - в больничной прачечной, но отдельно от белья других отделений. В прачечной должны быть выделены специальные емкости для замачивания белья, в также отдельное оборудование для его стирки. Не допускается использование синтетических моющих средств для стирки белья новорожденного.

При стирке в коммунальной прачечной белье родильного дома стирают в специально выделенный день.

В процессе обработки и стирки белья потоки чистого и грязного белья не должны перекрещиваться.

После выписки женщины из родильного дома или перевода ее в другое отделение обувь (тапочки), выданную ей при поступлении, подвергают обязательной дезинфекции в дезинфекционной камере по параформалиновому способу или раствором формалина 10%.


Принципы организации профилактики внутрибольничных инфекций в акушерских стационарах

Эпидемиологический надзор за ВБИ - это система мониторинга за динамикой эпидемического процесса внутрибольничных инфекций (носительство, заболеваемость, летальность), факторами и условиями, влияющими на их распространение, анализ и обобщение полученной информации для разработки профилактических и противоэпидемических мероприятий.

Эпидемиологический надзор за ВБИ и организация проведения противоэпидемических и профилактических мероприятий в акушерских стационарах осуществляется госпитальным эпидемиологом (заместителем главного врача по санитарно-эпидемиологическим вопросам).

Эпидемиологический надзор за ВБИ в акушерских стационарах предусматривает:

выявление, учет и регистрацию ВБИ;

анализ заболеваемости новорожденных и родильниц;

анализ заболеваемости медицинского персонала;

микробиологический мониторинг;

выявление групп и факторов риска возникновения ВБИ;

определение предвестников осложнения эпидемиологической обстановки и оценку и прогнозирование эпидемиологической ситуации по ВБИ;

оценку эффективности проводимых мер профилактики.

Выявление и учет заболеваемости ВБИ

Гнойно-воспалительные заболевания новорожденных и родильниц, возникшие в период пребывания в стационаре и/или в течение 7 дней после выписки (максимальный инкубационный период), считают за акушерским стационаром.

О каждом случае или подозрении на инфекционное заболевание у новорожденных и родильниц учреждение, установившее диагноз, сообщает в территориальные центры госсанэпиднадзора (отделы регистрации инфекционных заболеваний) в течение 12 часов.

Случаи внутриутробной инфекции подлежат отдельной регистрации.

Поскольку внутрибольничные инфекции новорожденных и родильниц развиваются и выявляются не только в акушерских стационарах, но и после выписки или перевода в другой стационар и характеризуются многообразием клинических проявлений, организация сбора и информации осуществляется не только в акушерских стационарах, но и в детских больницах и поликлиниках, хирургических и гинекологических отделениях и женских консультациях, патологоанатомических отделениях и др. Все эти учреждения должны оперативно сообщать по телефону в территориальный центр госсанэпиднадзора и в акушерский стационар в течение 12 часов об установленном диагнозе ВБИ как у новорожденного, так и у родильницы.

Анализ заболеваемости ВБИ должен проводиться с учетом:

- сроков возникновения заболевания

- даты родов

- даты выписки или перевода в другой стационар

- перемещения в пределах стационара (из палаты в палату, из отделения в отделение)

- длительности пребывания в стационаре.

Групповыми заболеваниями следует считать появление 5 и более внутрибольничных заболеваний новорожденных и родильниц (суммарно), возникающих в пределах колебаний одного инкубационного периода и связанных одним источником инфекции и общими факторами передачи.

Ретроспективный анализ заболеваемости новорожденных и родильниц позволяет выявить закономерности эпидемического процесса, основные источники инфекции, ведущие факторы передачи и является основой для разработки профилактических и противоэпидемических мероприятий, адекватных конкретной эпидемиологической обстановке в данном родильном доме (отделении).

Ретроспективный анализ заболеваемости медицинского персонала позволяет определить круг источников инфекции и провести мероприятия, направленные на ограничение их роли в распространении ВБИ.

Наиболее значимыми источниками инфекции являются лица с патологией носоглотки (гаймориты, синуситы и др.), мочевыводящего тракта (вялотекущие пиелонефрит, цистит), желудочно-кишечного тракта (гастроэнтерит, энтероколит), кожи и подкожной клетчатки (гнойно-воспалительные процессы).

По результатам диспансеризации медицинского персонала выявляются лица с хроническими инфекциями и проводится их лечение.




Перечень заболеваний, подлежащих учету и регистрации у новорожденных в качестве ВБИ:

- конъюнктивит и дакриоцистит

- пиодермия

- флебит пупочной вены

- панариций, паронихия

- омфалит

- отит

- импетиго (пузырчатка), пемфигус, везикулопустулез

- псевдофурункулез

- мастит

- энтероколит

- пневмония

- абсцесс, флегмона

- менингит

- остеомиелит

- сепсис

- постинъекционные инфекции

- сальмонеллезы

- вирусные гепатиты В, С

- другие инфекционные заболевания

У родильниц:

- послеоперационные инфекции акушерской раны, в т.ч. нагноение и расхождение швов

- эндометрит

- перитонит, в т.ч. после кесарева сечения

- сепсис

- мастит

- постинъекционные инфекции

- грипп, ОРЗ

- пневмония

- цистит, уретрит, пиелонефрит

- сальмонеллезы

- вирусные гепатиты В, С

- другие инфекционные заболевания.


Микробиологический мониторингважный параметр эпидемиологического надзора, преследующий цель определить этиологическую структуру ВБИ, выявить циркуляцию госпитального штамма и оценить качество противоэпидемического режима.

Микробиологический мониторинг осуществляется лечебно-профилактическими учреждениями, оперативными отделами центров госсанэпиднадзора, дезинфекционными станциями. Микробиологический контроль стерильности проводится лечебно-профилактическими учреждениями 1 раз в месяц, центрами госсанэпиднадзора или дезинфекционными станциями - 1 раз в квартал.

Исследованию подлежат: лекарственные формы для инъекций, лекарственные формы для обработки слизистых оболочек и ухода за кожей новорожденных, растворы для питья, шовный материал, перевязочный материал, хирургические перчатки, наборы для первичной и повторной обработок новорожденных, материалы для новорожденных в стерилизационных коробках (биксах), материалы для операционной в стерилизационных коробках (биксах), индивидуальные комплекты для приема родов, зонды, катетеры и другие изделия медицинского назначения.

Санитарно-бактериологические исследования объектов окружающей среды проводятся в следующих случаях:

по эпидемиологическим показаниям;

при неудовлетворительном соблюдении санитарно-гигиенического и противоэпидемического режимов в акушерском стационаре (на усмотрение центров госсанэпиднадзора);

с целью контроля качества заключительной дезинфекции перед открытием акушерского стационара, закрывавшегося в связи с неблагополучной эпидемиологической обстановкой.


Предпосылки и предвестники эпидемиологического неблагополучия по ВБИ

Осложнению эпидемиологической обстановки могут способствовать две группы факторов (предпосылок). Одна из них связана с санитарно-техническим состоянием стационара, другая - с организацией работы и контингентом лиц, поступающих на роды.

К первой группе относятся:

недостаточное материально-техническое оснащение оборудованием, инструментарием, перевязочным материалом, лекарствами;

недостаточный набор и площади помещений, перекрест технологических потоков;

нарушения в работе приточно-вытяжной вентиляции;

аварийные ситуации на водопроводной и канализационной системах, перебой в подаче горячей и холодной воды, нарушения в тепло- и энергоснабжении;

перебои в поставке белья, дезинфицирующих средств.

Вторая группа предпосылок включает:

перегрузку стационара;

нарушение цикличности заполнения палат;

несвоевременный перевод новорожденных и родильниц в соответствующие стационары.

При выявлении предпосылок возникновения эпидемиологического неблагополучия госпитальный эпидемиолог оперативно доводит всю информацию до сведения главного врача родильного дома и центров госсанэпиднадзора. Принимаются меры по устранению нарушения. Усиливается весь комплекс профилактических и противоэпидемических мероприятий.

В ходе оперативного анализа важно своевременно выявить предвестники осложнения эпидситуации в стационаре:

рост заболеваемости ВБИ новорожденных или (и) родильниц;

рост ВБИ после оперативных пособий в родах;

изменение в структуре заболеваемости по локализации патологического процесса, появление случаев с множественной локализацией;

изменение этиологической структуры заболеваемости, выделение преимущественно одного вида возбудителя;

изменение в соотношении легких и тяжелых форм. Рост тяжелых форм свидетельствует, как правило, о существенном недоучете легких форм и (или) возникшем эпидемиологическом неблагополучии;

преобладание одной из клинических форм в структуре ВБИ новорожденных или родильниц, появление генерализованных форм;

возникновение 2 и более случаев заболеваний, связанных между собой;

рост заболеваемости гнойно-воспалительными и другими инфекциями среди медицинского персонала;

возрастание числа диагнозов "внутриутробная инфекция".

Своевременное выявление вышеуказанных признаков позволяет оперативно провести необходимые мероприятия для предотвращения дальнейшего осложнения эпидемиологической ситуации.

При невозможности устранения предпосылок и предвестников осложнения зпидемиологической ситуации ставится вопрос о прекращении работы родильного дома.




Показания к приему и переводу беременных, рожениц и родильниц в обсервационное отделение акушерского стационара

Приему в обсервационное отделение подлежат беременные и роженицы, имеющие:лихорадочное состояние (температура тела 37,6 градусов С и выше без клинически выраженных других симптомов);

длительный безводный период (излитие околоплодных вод за 12 часов и более до поступления в стационар);

инфекционную патологию, в том числе: а) воспалительные заболевания почек и мочевыводящих путей (пиелонефрит, цистит, бессимптомная бактериоурия 105 КОЕ/мл мочи и более), б) воспалительные заболевания другой локализации (хронический бронхит в стадии обострения, пневмония, отит и др.);

острые респираторные заболевания (грипп, ангина и др.);

кожные заболевания инфекционной этиологии;

инфекционные процессы родовых путей (кольпит, цервицит, кондилломы);

инфекции с высоким риском внутриутробного и/или интранатального заражения плода и высокой эпидемиологической опасностью заражения медицинского персонала (ВИЧ-инфекция, сифилис, вирусные гепатиты В, С, D, гонорея);

инфекции с высоким риском внутриутробного и/или интранатального заражения плода и меньшей эпидемиологической опасностью для медицинского персонала (токсоплазмоз, листериоз, цитомегалия, генитальный герпес и т.п.);

туберкулез (закрытая форма любой локализации при отсутствии специализированного стационара).

Беременных рожениц с открытой формой туберкулеза госпитализируют в специализированные родильные дома (отделения), при отсутствии таковых - в боксы или изоляторы обсервационного отделения с последующим переводом после родов в противотуберкулезный диспансер;

внутриутробную гибель плода;

для прерывания беременности по медицинским и социальным показаниям во втором триместре беременности;

злокачественные новообразования;

аномалии развития плода, выявленные во время беременности (при отсутствии специализированного стационара);

родильницы в случае родов вне лечебного учреждения (в течение 24 часов после родов);

необследованные и при отсутствии медицинской документации.

Переводу в обсервационное отделение из других отделений акушерского стационара подлежат беременные, роженицы и родильницы, имеющие:

повышение температуры тела в родах и раннем послеродовом периоде до 38 градусов С и выше (при трехкратном измерении через каждый час);

лихорадку неясного генеза (температура тела выше 37,6 градусов С), продолжающуюся более 1 суток;

послеродовое воспалительное заболевание (эндометрит, раневую инфекцию, мастит и др.);

проявления экстрагенитальных инфекционных заболеваний, не требующих перевода в специализированный стационар (острая респираторная, вирусная инфекция, ангина, герпес и др.);

в случае перевода новорожденного в обсервационное отделение вместе с ним переводят родильницу.

Беременные, роженицы и родильницы, страдающие инфекционными заболеваниями, подлежат госпитализации и переводу в соответствующие инфекционные больницы.

При выявлении у беременной, роженицы или родильницы гнойно-воспалительного процесса женщина подлежит переводу в специализированный стационар соответствующего профиля.

В обсервационном отделении пациенток необходимо размещать в палаты по нозологическим формам заболеваний, беременных – отдельно от родильниц

16