Областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Курский базовый медицинский колледж» |
Система менеджмента качества |
| Рассмотрена и одобрена на заседании ЦМК _________________________________ (наименование ЦМК) Протокол № ___ от «______»_________________ 20___ Председатель ЦМК ___________________________________ (подпись, Ф.И.О.) |
Методическая разработка
теоретического занятия для преподавателя
ПМ 04 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (младшая медицинская сестра по уходу за больными)
МДК 04.01. «Теория и практика сестринского дела»
Тема занятия «История сестринского дела»
Специальность: «Сестринское дело»
Щигры – 2021
Структура методической разработки
теоретического занятия (для преподавателя)
Тема занятия: «ИСТОРИЯ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА»
1 Тип занятия: теоретическое занятие (лекция).
2 Место проведения, продолжительность занятия: лекционный кабинет, 90 минут
3 Методы обучения: лекция- объяснение, беседа, объяснительно- иллюстративный.
4 Цели занятия
Образовательная
- создать условия для формирования знаний, учащихся по вопросам развития сестринского дела в России и в мире, о основных исторических событиях, связанных с развитием сестринского дела как науки;
-обеспечить студентами условия для создания представления о значении истории сестринского дела в формировании необходимых общих и профессиональных компетенций у медицинских сестер;
создать условия для формирования знаний, учащихся о роли отдельных исторических личностей внесших большой вклад в развитие сестринского дела.
Развивающая:
- способствовать формированию логического и аналитического мышления на примерах конкретных практических ситуаций;
- развивать внимание, память, речь студентов с применением наглядно – иллюстративного метода;
- развивать аналитические способности у студентов.
Воспитательная:
- воспитывать у будущих медицинских работников чувство социальной значимости выбранной специальности;
- способствовать формированию нравственной модели поведения, определяемой спецификой будущей профессии;
- способствовать воспитанию личностных качеств: ответственность, внимание, правдивость.
5 Требования к уровню освоения дидактических единиц:
Уметь:
- анализировать и правильно отвечать на поставленные вопросы по изучаемой теме;
- выбирать источник информации в соответствии с поставленной задачей.
Знать:
- основные этапы развития сестринского дела;
-основные исторические события и личности в развитии сестринского дела в мире и России.
6 Компетенции, на которые ориентировано изучение учебного материала (в соответствии с рабочей программой):
ОК. 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
ОК. 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
ОК. 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
ОК. 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия
ПК.4.3 Оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий
7 Оснащение занятия:
методическая разработка теоретического занятия; конспект лекции, словарь терминов, презентация лекции, видеоматериалы, Учебник С.А Мухина, И.И. Тарновская «Теоретические основы сестринского дела», стр.18-40,
8 План занятия :
Этап занятия | Продолжительность этапа |
Организационный момент | 2 минуты |
Мотивация изучаемой темы | 3 минут |
Совместное целеполагание | 3 минут |
Изучение нового материала с использование докладов и презентаций | 65 минут |
Обобщение и систематизация знаний студентов по изучаемой теме (закрепление материала) | 6 минут |
Рефлексия, само- и взаимооценка | 5 минут |
Подведение итогов занятия. Выставление оценок | 3 минуты |
Задание на дом | 3 минуты |
9 Ход занятия (в соответствии с планом занятия): описание, раскрывающее логически последовательные и методически обоснованные действия преподавателя и студентов по освоению обучающимися программного материала:
1 Организационный момент.
Взаимное приветствие преподавателя и студентов, проверка отсутствующих в группе в соответствии со списками, оценка готовности аудитории к теоретическому занятию, рабочих мест и внешнего вида студентов, определение темы занятия
2. Мотивация изучаемой темы
Уважаемые студенты, представьте себе развитие медицины на протяжении многих веков, начиная с древности человек ухаживал и помогал больным и пострадавшим, сначала это делали родственники, затем стали появляться специальные люди, обладавшие специфическими званиями по вопросам медицины, чаще врачевателями были мужчины, как наиболее образованные в то время, эта помоешь была неразрывно связана с религией.
Множественные войны, которые человечество вело на протяжении веков, вспышки болезней приводили к огромным человеческим жертвам, большому количеству больных и раненых и лишь в 19 веке женщины стали организованно привлекаться для ухода за ними. А спустя десятилетия этот уход стал отдельной наукой и профессией для сотен девушек и женщин.
Студенты должны отметить, что для того чтобы представлять сестринское дело как отдельную современную науку необходимо представлять, как оно развивалась и какие принципы поддерживала на протяжении нескольких столетий. Необходимо определить историческую роль сестринского дела для медицины всего мира и в частности для России. Понимать, как менялся образ медицинской сестры с течением времени и развитием общества.
3. Совместное целеполагание:
Преподаватель спрашивает, какие знания по данной теме необходимы студентам на их взгляд.
Студенты перечисляют:
- как развивается сестринское дело в России и в мире, и какие возникали проблемы;
- как менялись требования общества к женщинам осуществляющим уход за больными и ранеными;
- на фоне каких исторических событий шло формирование сестринского дела как науки;
- какие исторические личности внесли вклад в развитие сестринского дела.
Тем самым студенты совместно с преподавателем определяю для чего им необходимо изучать данную тему.
4. Изучение нового материала.
Опорный конспект лекции:
План лекции:
Развитие сестринского дела в мире.
История развития сестринского дела в России
Люди внесшие огромный вклад в развитие сестринского дела.
Развитие современного сестринского дела в России
История дает основания полагать, что именно женщина была первым лекарем нашей планеты, и народный эпос сохранил об этом добрую память. Женщина, как глава рода, заботилась не только о питании, поддержании очага, но также о благополучии и здоровье своих сородичей. Как специальность сестринское дело сформировалось в середине XIX в., почти одновременно в России и на Западе, а к концу XX в. в США и других странах достигла расцвета. В Европе развитие сестринского дела неразрывно связано с религией. Церковь взяла на себя заботу о немощных и больных. Эта обязанность лежала на дьяконах и дьякониссах. За больными и умирающими ухаживали не только женщины.
Во времена Крестовых походов (XII век) появились военизированные медицинские ордены, например, тевтонских рыцарей. После военных походов было основано много монастырей, где в свод необходимых знаний и умений входило умение оказывать медицинскую помощь. В 1633 г. в Париже была основана конгрегацию (Дочери милосердия). Это была первая открытая религиозная женская организация, которая занималась благотворительностью. Её деятельность, изначально направленная на уход за бедными на дому, со временем стала включать обучение бедных детей, работу в госпиталях, уход за ранеными.
В Германии общины сестер милосердия были созданы еще в 1808 г. В Италии сестры милосердия появились лишь в 1821 г. Их главной задачей был уход за заразными больными, которых не принимали больницы. Два раза в неделю они посещали на дому больных, имеющих хронические заболевания, и снабжали их пищей и лекарствами, которые были назначены врачами.
Таким образом, дошедшие до нас исторические сведения о становлении заботы и ухода за больными в обществе, дают нам представление о характере оказываемой помощи, о страждущих этой помощи и, наконец, о самих представителях «богу угодного» милосердия, которые являются неиссякаемым источником добра, любви, терпения, умения и сострадания по настоящий день. К середине XIX в. в Западной Европе уже насчитывалось около 16 тыс. сестер милосердия.
Впервые в России женский труд для ухода за больными в госпиталях и лазаретах был использован при Петре I. По его указу в 1715 году были созданы воспитательные дома, в которых должны были служить женщины. Однако затем привлечение женщин для работы в больницах было отменено. Роль сиделок была отведена отставным солдатам.
В 1818 году в Москве был создан Институт сердобольных вдов, а при больницах стали организовывать специальные курсы сиделок. С этого времени в России начинается специальная подготовка женского медицинского персонала.
Первое руководство на русском языке для специальной подготовки персонала (учебник Х.Оппеля по уходу за больными) вышло в свет в 1822 году. В пособии Х.Оппеля описывались принципы отбора ухаживающего персонала, требования к их физическим и нравственным качествам, т.е. впервые давались основы деонтологии. Отдельные главы пособия были посвящены особенностям ухода за тяжелобольными, выздоравливающими, травмированными. Впервые были описаны методики выполнения основных медицинских процедур и правила приема лекарственных препаратов.
В 1844 году по инициативе Великой княгини Александры Николаевны и принцессы Терезии Ольденбургской в Петербурге было открыто светское сердобольное заведение – первая в России община сестер милосердия, получившая название «Свято-Троицкая». В общину принимали вдов и девиц в возрасте от 20 до 40 лет. Сестер обучали уходу за больными, выполнению перевязок, фармации, рецептуре.
Историческим поводом для создания общин сестер милосердия нового типа послужили события Крымской войны (1853-1856 гг.) По инициативе Н.И. Пирогова Великая княгиня Елена Павловна (сестра императора Николая I) учредила в 1854 году Крестовоздвиженскую общину предназначенную, главным образом, для оказания помощи раненым и больным в действующей армии.
История сохранила память о сестрах милосердия в период Крымской войны. Среди сестер милосердия особое место занимает Екатерина Михайловна Бакунина – внучатая племянница Кутузова, московская аристократка. Она стала сестрой милосердия во время Крымской войны. Екатерина Бакунина она из первых отправилась в составе Крестовоздвиженской общины в Крым для оказания помощи раненым и больным воинам. Бакунина сделала переворот в госпиталях, введя в них службу сестер милосердия.
Широкую известность получила Екатерина Петровна Карцева, приехавшая в Крым в 1855 г., и ставшая впоследствии одной из самых известных сестер милосердия.
Легендарную славу завоевала себе Даша Севастопольская (Дарья Лаврентьевна Михайлова) – дочь матроса погибшего в Крымскую войну. Дарья Севастопольская снарядила повозку ветошью, уксусом, корицей и отправилась в действующую армию, там она организовала первый перевязочный пункт. Николай I приказал «пожаловать ей золотую медаль на Владимирской ленте с подписью «за усердие» и 500 рублей серебром».
Екатерина Александровна Хитрово – одна из первых сестер милосердия, соратница Н.И. Пирогова. Во время Крымской войны Е.А. Хитрово подготавливает и направляет на театр военных действий сестер милосердия из Одессы.
Движение сестер милосердия получило широкий отклик в сердцах русских людей. Одна за другой открываются новые общины:
В 1859 году в Петербурге учреждена Покровская община.
В 1863 году – община Марии Магдалины в Москве.
В 1866 году – община «Утоли мои печали» при тюремно больнице.
Основоположницей сестринского дела по праву считается английская сестра Флоренс Найтингейл. В 1854 году английские войска высадились в Крыму, чтобы помочь Турции в войне с Россией. Ф. Найтингейл прибыла в Турцию во главе отряда из 38 сестер для ухода за ранеными солдатами. В конце 1856 года Флоренц вернулась в Англию и организовала сбор пожертвований с целью создания школы для подготовки сестер милосердия. В 1860 году она открыла в Лондоне в госпитале первую современную сестринскую школу нового типа. Созданная Флоренс Найтингейл система подготовки медицинских сестер послужила основой современного преподавания сестринского дела во всем мире. Ф. Найтингейл написала свои знаменитые «Записки об уходе» (1859 г.), где дала определение сестринского дела как профессии, показала его отличие от врачебного дела.
Международным комитетом Красного Креста в 1912 году учреждена медаль Флоренс Найтингейл, которой награждают сестер, проявивших героизм на театре военных действий (в годы ВОВ 46 сестер в нашей стране были награждены этой медалью).
Крымская война (1853-1856 гг.) потребовала качественно нового, квалифицированного ухода за больными и ранеными. Идея помощи раненым силами сестер милосердия явилась предпосылкой для организации Общества Красного Креста.
Основоположником организации стал гражданин Швейцарии Анри Дюнан. Он был поражен страданиями раненых и деятельностью Ф. Найтингейл, Н.И. Пирогова и его отряда сестер во время войны. Эмблемой общества стал красный крест на белом полотне (флаг родины Дюнана – белый крест на красном).
Началом серьезной перестройки и дальнейшего развития системы общин сестер милосердия в России явилось создание в 1867 году «Общества попечения о больных и раненых». Оно объединило разрозненные попытки подготовки сестер милосердия. В соответствии с Уставом Общество было обязано организовывать уход за больными и ранеными во время войны, а в мирное время осуществлять подготовку медицинского персонала: фельдшеров, сестер милосердия, санитаров.
В 1876 году оно было переименовано в «Российское общество Красного Креста», которое вошло в состав международной организации «Красный Крест».
Первым настоящим испытанием для Красного Креста стала русско-турецкая война (1877-1878 гг.). Потребность в сестрах возросла в несколько раз. Началась срочная подготовка новых сестер на 1,5-2 месячных курсах. Полученные знания проверялись при помощи экзамена и выдавались свидетельства Красного Креста.
В этот период истории сестринского дела нельзя не вспомнить о замечательной сестре милосердия Юлии Павловне Вревской. Баронесса Ю.П. Вревская во время русско-турецкой войны на Балканах была сестрой милосердия в эвакуационном госпитале действующей русской армии. Воспетая Тургеневым и Гюго, она умерла от тифа в болгарской деревушке.
С учреждением Русского общества Красного Креста в его компетенцию вошли организация подготовки сестер милосердия и контроль за учреждением и деятельностью общин сестер милосердия. Обучение сестер милосердия велось в течение 1,5-2 лет. Курс состоял из практического и теоретического разделов, преподавание велось в собственных врачебных учреждениях КК, госпиталях, городских и земских больницах, частных лечебницах. По окончании обучения сестры сдавали экзамен и переходили на права испытуемых в течение 2–х лет, после чего получали свидетельство сестры милосердия.
В 1894 году в распоряжении Российского общества Красного Креста находилось 49 общин сестер милосердия, в которых насчитывалось 1074 сестры.
В 1897 году РОКК учредило институт братьев милосердия с двухгодичным сроком обучения, целью которого была подготовка мужского персонала по уходу за больными и ранеными и оказанию помощи при несчастных случаях.
Система общин Красного Креста продолжала развиваться, и к 1913 году они существовали во всех губернских городах, а также в некоторых уездных центрах и даже в селах. Общее число их составило 109, в которых насчитывалось 3442 сестры.
Первые медицинские сестринские школы в нашей стране были организованы в 1920 году. В Положении о школах особенно подчеркивалась необходимость практического метода обучения. Поэтому признавалось необходимым «постоянное пребывание учащихся в больнице на протяжение всего рабочего дня». В 1922 году в России была 31 школа сестер милосердия. В том же году состоялась первая конференция, посвященная вопросам среднего медицинского образования. В 1926-м году на смену имени «сестра милосердия» пришло наименование «медицинская сестра». В 1927 г. утверждается Положение о медицинской сестре, в котором были четко определены обязанности медсестры по уходу за больными. С этого времени профессиональный статус медицинской сестры был определен.
С 1928 года в нашей стране стала проводиться систематическая подготовка медицинских сестер.
В годы Великой Отечественной войны рядом с больными и ранеными в тылу врага и на передовой всегда были медицинские сестры, 17 медицинских сестер получили звание героя Советского Союза, 46 – вручена медаль Флоренс Найтингейл.
В годы войны медицинская служба Вооруженных Сил совместно с гражданским здравоохранением возвратила в строй после излечения 72,3 % раненых и 90,6 % больных; действующую армию и тыл удалось уберечь от крупных эпидемий.
В 1953 году школы были реорганизованы в медицинские училища, создана система среднего медицинского образования. С 1991 года проводится подготовка в училищах и колледжах.
В 1965 году создаются курсы повышения квалификации средних медицинских работников.
С 1971 г. День рождения Ф. Найтингейл – 12 мая – объявлен Международным днем медицинской сестры.
История не стоит на месте, развивается и сестринское дело. Возрастают требования к профессиональным и личностным качествам медицинской сестры.
В 1993 году в Голицино была проведена международная конференция по теории сестринского дела, на которой был поставлен вопрос о необходимости реформы образования и СД для совершенствования сестринской практики.
Основные направления реформы сестринского дела в России | Создать нормативно-правовую базу сестринского дела; определить философию сестринского дела; создать многоуровневую систему подготовки специалистов сестринского дела; внедрить сестринский процесс в сестринскую практику. |
В 1994 году создана Ассоциация медицинских сестер России, принимающая участие в работе Международного Совета сестер.
Основные задачи Ассоциации медицинских сестер России | Повышение роли медсестры в системе здравоохранения; защита профессиональных прав; повышение качества медицинской помощи; улучшение условий труда и повышение заработной платы; повышение уровня квалификации медицинских сестер и их образования; возрождение традиций сестринского милосердия. |
В 1995 году выходит журнал «Сестринское дело».
В 1997 году Ассоциация медицинских сестер создает Этический кодекс медицинской сестры России.
В 1998 году прошел I Всероссийский съезд средних медицинских работников в Санкт-Петербурге. Одобрен проект Государственной программы развития сестринского дела в Российской Федерации.
В развитии сестринского дела выделяют 3 этапа:
1-й этап – сестра играет опекунскую роль (помощь инвалидам, умирающим, сиротам).
2-й этап – связан с Крымской кампанией. Роль сестры – зависимый исполнитель врача.
3-й этап – конец 90-х годов XX в. – начало XI в. – сестра выполняет роль независимого специалиста в рамках своей компетенции.
Список тем докладов и сообщений, используемых при изучении теоретического
материала:
История Крестовоздвиженской общины сестер милосердия
Екатерина Михайловна Бакунина, основоположница сестринского дела в России
Екатерина Петровна Карцева. Ее вклад в развитие сестринского дела.
Даша Севастопольская- сестра милосердия из народы.
Флоринс Найтенгейл- основоположница сестринского дела в мире
Юлия Вревская- жизнь как подвиг.
История создания общества Красного Креста.
Подвиг медицинских сестер во время ВОВ.
5. Обобщение и систематизация знаний студентов по теме
С целью обобщения проводится устный фронтальный опрос студентов по основным вопросам:
Какие организации предшествовали появлению «Общин сестер милосердия»?
Кто является основоположницей сестринского дела в мире?
Сестры милосердия какой общины стали участниками Крымской войны?
Какие исторические личности внесли вклад в развитие сестринского дела в России и какой?
6. Рефлексия
Студентам предлагаются вопросы, на которые необходимо ответить «Да» или «Нет»
Чем больше будет положительных ответов, тем эффективнее в познавательном смысле прошло занятие
1. Знаете ли Вы, что Институт сердобольных вдов стал предшественником создания общин сестер милосердия?
2. Знаете ли Вы, что Екатерина Бакунина считается основоположницей сестринского дела в России?
3. Знаете ли Вы, что впервые специализацию медицинских сестер ввел Н.И. Пирогов во время Крымской войны?
4. Знаете ли Вы, что после революции общины сестер милосердия заменили школы медицинских сестер?
5. Знаете ли вы когда отмечается День медицинской сестры и почему?
7 Подведение итогов занятия. Выставление оценок
Преподаватель совместно со студентами оценивает достигли ли они поставленных целей и выставляет оценки студентам, наиболее активно отвечающим на вопросы
8. Задание на дом
Преподаватель дает задание студентам изучить конспект лекции, учебник
Приготовить в тетради для практических работ таблицу по основным датам развития сестринского дела в России в хронологическом порядке. Подготовить ответ на вопрос в чем отличия на ваш взгляд в деятельности сестер милосердия и медицинских сестер?»
Выполнить задание в тетради:
Дополните правильный ответ:
1. Первая община сестер милосердия была создана в ______________(страна).
2. Первую общину сестер милосердия организовал священник _____________________________.
3. Новый и качественный уход за больными и ранеными стал применяться при оказании медицинской помощи раненым в период ___________________________войны.
4. Имя великой англичанки, являющейся символом милосердия во всем мире _____________________________________________________.
5. Указ Петра I о службе женщин при воспитательных домах вышел в ________году.
6. В 40-50 –х годах XIX века в России создаются общины _________________________________________________________.
7. Свято-Троицкая община была организована в городе _________________________________________________________.
8. Годы жизни Ф.Найтингейл 18___ ---19____.
9. «Три столпа», на которые опирался в своей деятельности в годы Крымской войны выдающийся хирург Н.И.Пирогов, - это Екатерина __________________, Екатерина__________________,Елизавета_____________________.
10. Сестер милосердия в России стали называть медицинскими сестрами с 19___года
Преподаватель _________________Сапронова Н.В.