СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя Тема: «Основные понятия генетики»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя Тема: «Основные понятия генетики»»

Областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Курский базовый медицинский колледж»

Щигровский филиал









Рассмотрена и одобрена

на заседании ЦМК ООД, ОГСЭ и ЕН

(наименование ЦМК)

Протокол № ___

от «______»_________________ 20___

Зам. председателя ЦМК ____________________Маслова Т.А.

(подпись, Ф.И.О.)







Методическая разработка

теоретического занятия для преподавателя

Тема: «Основные понятия генетики»


ОУД.13 Биология






Специальность: 31.02.01 «Лечебное дело»






Преподаватель: Маслова Т.А.









Щигры – 2023


Данная методическая разработка предназначена для преподавателей учебной дисциплины «Биология» и студентов 1 курса специальности 31.02.01 «Лечебное дело».

Тема занятия: «Основные понятия генетики».

Тип занятия: изучения нового материала.

Место проведения: аудитория учебного заведения.

Продолжительность занятия - 90 минут.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический, поисковый, аналитический, контроля и самоконтроля; самостоятельная работа. Приёмы обучения: рассказ, беседа, иллюстрация, анализ учебных материалов, самостоятельная работа обучающихся по изучению материала и проведению его анализа. Формы работы обучающихся: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Цели занятия:

- познакомить обучающихся с наукой генетикой и основными генетическими понятиями; значением для практики и развития медицины;

- сформировать у обучающихся целостной системы знаний о живой природе, ее системной организации и эволюции; умения давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;

-воспитать гражданскую ответственность, самостоятельность, инициативность.

Задачи:

- Образовательные:

- формирование представления у обучающихся о понятиях: «генетика», «ген», «генотип», «фенотип» и их свойствах;

- формирование знания о сущности процессов наследственности и изменчивости, методах изучения генетики как науки.

- Развивающие:

- развитие приемов логического мышления, внимания;

- развитие познавательного интереса к науке.

- Воспитательные:

- воспитание здорового образа жизни, внимательности;

- привитие интереса к изучению дисциплины через применение различных форм овладения знаниями.

Дидактические задачи: учебные (работа с учебником, тетрадями, опорными конспектами, электронными ресурсами, дополнительной литературой), решение проблемных ситуаций.

Требования к уровню освоения дидактических единиц:

Иметь представление: об истории становления науки, об основных направлениях изучения наследственности.

Знать: основные генетические понятия: генетика, ген, генотип, фенотип, наследственность, изменчивость, аллельные гены, альтернативные признаки, доминантный и рецессивный признак, гомозигота и гетерозигота; основные методы генетики: гибридологический, генеалогический, близнецовый, цитогенетический, биохимический, популяционный.

Уметь: применять основные термины для объяснения закономерностей наследования.

Освоение учебной дисциплины направлено на формирование общих компетенций (ОК):

ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности.

ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде.

Планируемые результаты:

1. сформировать мотивацию к изучению биологии;

2. овладеть биологической терминологией (генетика; наследственность и изменчивость; Мендель; основные генетические понятия: генотип, фенотип, гомозигота, гетерозигота, аллель, ген; методы изучения генетики как науки: гибридологический, близнецовый, генеалогический, популяционный, онтогенетический, цитохимический);

3. использовать приобретённые знания в жизни для соблюдения мер профилактики вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);

4. оформлять и презентовать результаты.

Оснащение занятия:

1. учебник;

2. мультимедийная презентация и ноутбук;

3. документы.

Внутридисциплинарные: темы: «Общая характеристика жизни», «Онтогенез животных и человека», «Постэмбриональное развитие организмов», «Селекция»

Междисциплинарные связи: анатомия и физиология человека, эмбриология, ботаника, зоология, литература, основы философии, обществознание, география, история.

Использованная литература: Биология: учебник для среднего профессионального образования под редакцией Н.В. Чебышева. - 15-е изд. - Москва: Издательский центр «Академия», 2020. - 447 с.


ПЛАН ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент – 3 мин.

II. Мотивация изучаемой темы – 6 мин.

III. Целеполагание – 5 мин.

IV. Изучение нового материала -50 мин.

V. Закрепление материала - 10 мин.

VI. Рефлексия – 5 мин.

VII. Подведение итогов занятия – 6 мин.

VIII. Задание на дом – 5 мин.


ХОД ЗАНЯТИЯ


Слайд 1

I. Организационный момент:

Преподаватель:

- Здравствуйте! Рада вас всех приветствовать сегодня на занятии биологии! Староста, все ли сегодня присутствуют?

Хорошо!

Повернитесь друг к другу, улыбнитесь друг другу. Мысленно пожелайте друг другу удачи, на уроке. Улыбка дарит тепло, здоровье, радость, снимает всякое горе, несет энергию, благодушие. И наше занятие мне хотелось бы начать словами глубокого немецкого мыслителя и поэта Г.Э. Лессинга:

«Спорьте, заблуждайтесь,

ошибайтесь, но ради Бога, размышляйте, и хотя

и криво, да сами».

(Готхольд Эфраим Лессинг)

Я думаю, наше занятие пройдет сегодня интересно, слаженно, с пользой для всех.

Наша работа сегодня очень разносторонняя. На основе имеющихся знаний будем обогащаться новыми. Удачи вам!

Студенты:

Приветствуют педагога, проверяют готовность своего рабочего места, настраиваются на работу.

ІІ. Мотивация изучаемой темы

Преподаватель:

Попрошу вашего внимания (преподаватель включает музыку).

Задание: Кто знает, что это за музыка? (предполагаемый ответ – Бах).

Преподаватель:

Да, действительно – это Иоганн Себастьян Бах с композицией «Звуки рождают мысли».

Мы не случайно наш урок начинаем с этой музыки. Почти 300 лет его музыка восхищает человечество. В семье Бахов в семи поколениях было не менее 53 выдающихся музыкантов и композиторов.

Преподаватель:

Как вы думаете, с чем это связано? (предполагаемый ответ - с наследственностью)

Преподаватель:

Теперь прошу обратить ваше внимание на доску. (Лица детей и их родителей вперемешку)

Задание: определите пары, по какому принципу вы это сделали?

Что вам помогло?

Какой вывод из этого мы можем сделать? (предполагаемый ответ: признаки и особенности дети наследуют от родителей).

Преподаватель:

Может быть, кто-то из вас знает, как называется наука, которая изучает наследственность? (предполагаемый ответ - генетика)

Преподаватель:

Как вы думаете для чего нужно изучать эту науку?

Пригодятся ли знания генетики в Вашей будущей профессии? (ответы студентов) (предполагаемый ответ - наука увлекательная, загадочная, захватывающая и помогает вывести более полезные сорта растений, породы животных; пригодится в будущей профессии, так как помогает выяснить причины заболеваний).


III Совместное целеполагание:

Преподаватель:

А, тем временем мы продолжаем знакомиться с новой генетической информацией. Посмотрите, что у меня в руках (преподаватель держит в руках семена гороха).

Как вы думаете, могут ли они быть как-то связаны с нашей сегодняшней темой?

Сегодня мы действительно будем разговаривать о становлении генетики как науки, о её основоположнике. Как его зовут?

Ответы студентов.

Преподаватель:

Таким образом, тема сегодняшнего занятия – «Основные понятия генетики». Запишите тему в тетрадях.

Совместная формулировка цели занятия.

Преподаватель:

Чтобы достичь этой цели, мы должны рассмотреть и изучить ряд вопросов.

Зачитаем план изучения нового материала.

Студенты зачитывают план:

1. У истоков генетики.

2. Наследственность организмов.

3. Изменчивость организмов.

4. Методы изучения наследственности.

Преподаватель:

Скажите мне, пожалуйста, а какие задачи мы поставим себе на занятии, исходя из плана, приведенного на слайде (студенты сами формулируют задачи).

Преподаватель:

- Очень хорошо! Теперь мы выяснили всю важность и значимость этой темы, и я предлагаю вам осваивать её под девизом:

трудное сделать легким,

легкое - привычным,

а привычное - приятным.

Согласны?


IV Изучение нового материала

Преподаватель:

Изучение нового материала я хотела бы начать с высказываний великих людей. В конце занятия каждый из вас должен выбрать себе одно из них в качестве своего девиза по сегодняшнему занятию.

Преподаватель:

Великие люди говорили (работа по цепочке – студенты читают высказывания):

1. Три пути ведут к знанию: путь размышления – это путь самый благородный; путь подражания – это путь самый легкий и путь опыта – это путь самый горький. Конфуций

2. Как приятно знать, что ты что-то узнал. Мольер

3. Любознательность создает ученых и поэтов. А. Франс

4. Я знаю, что я ничего не знаю. Сократ

5. Познание начинается с удивления. Аристотель

Преподаватель:

Давайте вспомним, что вам было задано на дом?

(ответы студентов: разделиться на группы, выбрать бригадира, подготовить небольшие сообщения о последних открытиях в области генетики, подготовить проект «Жизнь и деятельность Д.И. Менделя» и индивидуальные творческие задания).

Преподаватель:

Чтобы мне оценить вашу работу на занятии, воспользуемся листами самооценки, которые вы найдёте на своих рабочих местах (Приложение 1). Так же каждому звену я выдаю задания для сегодняшнего занятия. В приложении 2 находятся критерии оценивания всех сегодняшних заданий, которые будете выполнять.

Преподаватель:

Предлагаю заслушать интересные факты «В мире генетики», подготовленные по желанию, при этом не забываем вести оценочные листы (выступления студентов).

Преподаватель:

Дома вам нужно было найти в словарях понятие слова - генетика. Какие определения вы подготовили?

Студенты: зачитывают определения и записывают в тетрадь: генетика от греческого генезис – «происхождение» - наука изучающая наследственность изменчивость организмов, а так же методы управления ими (записываем термин в тетради). Слайд 6

Слово преподавателя:

Ещё в глубокой древности человек стал подмечать, что потомство похоже на родителей. Уже тогда люди старались получать, например, телят от самой удойной коровы, сеять семена растений, давших самый высокий урожай. Люди понимали, что в потомстве сочетаются признаки предков. Это нашло отражение даже в пословицах: «От худого семени не жди доброго племени». Но закономерности, по которым те или иные признаки передаются потомкам оставались «тайной за семью печатями». Среди учёных в середине XIX в. прочно утвердилось мнение: «Закон наследственности заключается в том, что никакого закона наследственности нет».

Наука о наследственности и изменчивости начинает свою подлинную историю с открытия Грегора Менделя. В 1865 году вышла в свет его работа «Опыты над растительными гибридами», в которой изложены закономерности наследования, открытые им в результате многолетних исследований на различных сортах гороха. К сожалению, его работы не были поняты и по достоинству оценены его современниками. Только через 35 лет открытые Менделем закономерности были переоткрыты заново(1900 год) Г. де Фризом, К. Корренсом и Э. Чермаком и начался бурный период развития науки о наследственности и изменчивости.

Преподаватель:

У нас есть сообщение о жизни и деятельности основоположника генетики – Г. Менделя (приложение 3).

Преподаватель:

Ребята, прослушав доклад, предлагаю ответить на проблемный вопрос:

Преподаватель:

1. Почему Г. Мендель выбрал объектом для опытов - горох?

Для того чтобы ответить на этот вопрос, вам предстоит поработать со статьёй, которую вы найдёте на своих партах «Как работал Мендель» - приложение 4. Для этого вам необходимо прочитать статью, найти ответы, обсудить их в группах и кратко законспектировать. На выполнение задания вам отводится 5 минут.

Преподаватель:

- Сверяемся.

Предполагаемый ответ студентов при работе со статьёй:

Почему Г. Мендель выбрал объектом для опытов - горох?

- Легко выращивать, имеет короткий период развития – в условиях Чехии можно получить несколько поколений за один год.

- Имеет многочисленное потомство.

- Много сортов, чётко различающихся по ряду признаков. Сорта гороха отличаются друг от друга хорошо выраженными наследственными признаками.

- Самоопыляющееся растение – растение происходит внутри одного цветка. Его репродуктивные органы защищены от проникновения пыльцы с цветков другого растения.

- Возможно искусственное скрещивание сортов. Горох – строгий самоопылитель, но возможно удаление тычинок и перенос пыльцы от растений другого сорта с целью получения гибридных семян. Гибриды плодовиты, что позволяет следить за ходом наследования признаков в поколениях.

Преподаватель:

Действительно, успехи, достигнутые Менделем, частично обусловлены удачным выбором объекта для экспериментов – гороха огородного. Другие учёные работали с ястребинкой, а этому растению свойственны отклонения от нормального полового процесса, о чём ботаники XIX в. не знали. Мендель избежал этой западни. Он потратил несколько лет, чтобы выбрать организм, с которым ему предстояло работать, и решить какие признаки этого организма следует изучать.

Преподаватель знакомит студентов с альтернативными признаками гороха, объяснение преподавателя с использованием рисунков на экране.

Преподаватель:

Ребята, опыты Менделя воспеваются даже в произведениях поэтов. Давайте послушаем одно из стихотворений русского питерского поэта Александра Кушнера.

Студентка зачитывает стихотворение:

А.Кушнер:

Вот кто поработал во славу науки - горох!

Зеленых и желтых цветков для неё, не жалея,

Вот кто для генетики мок под дождями и сох

Под ветром, кого увлекала и грела идея!

И, пышный, цеплялся, и, цепкий, по палочке полз,

Стараясь для Грегора признак явить доминантный.

Вот кто в беспросветном сцепленье зацепок и лоз

В наследственность верил и гибко считал варианты.

И ежели друга найти в поколенье другом

Не смог, не печалься, быть может, найдешь его

Средь желтых цветов стебелёк, зацепив рукавом,

Заметишь зеленый, обласкан приветствием этим.


Преподаватель: Генетика – относительно молодая наука. У нее есть официальный год рождения – 1900 год. В тетради делаем таблицу «Основные вехи в истории генетики» и заполняем ее (Записи в тетради).

Доклад на тему: «Основные вехи в истории генетики» подготовили Лера и Карина.

Внимательно слушаем и конспектируем.


«Основные вехи в истории генетики»

Дата

Вклад ученых в развитие генетики

1856-1865

Работы Грегора Менделя по гибридизации растений – первый научный шаг в изучении наследственности.

1900

К. Корренс, Г. де Фриз и К. Чермак переоткрыли основные законы наследования признаков, открытые Г. Менделем.

1901-1903

Разработана мутационная теория Г. де Фриза

1911

Т. Морган сформулировал хромосомную теорию

1920

Русский ученый Н.И. Вавилов сформулировал закон гомологических рядов наследственной изменчивости.

1962

Английский физик Ф. Крик и американский биофизик Д. Уотсон открывают структуру ДНК как единицы наследственности

1968

Американские биохимики Р. Холи, Х. Коранс и М. Ниренберг расшифровали генетический код

1990-2000

Расшифрованы геномы прокариот и эукариот. Созданы трансгенные организмы.

Студенты заполняют таблицу в тетради.

Преподаватель: ребята, давайте вспомним строки из известной сказки А.С. Пушкина:

«Родила царица в ночь

Не то сына, не то дочь,

Не мышонка, не лягушку,

А неведому зверюшку…»

Скажите, если бы вы были на месте царя Салтана, вы бы поверили гонцу, принесшему эту весть?

Такому небывалому известию мог поверить только абсолютно невежественный в биологии человек. В действительности женщина всегда рождает человеческого младенца, кошки производят на свет котят, а из икры лягушки развиваются лягушата.

А почему мы с вами с уверенностью можем это утверждать? (предполагаемый ответ студентов: потому что мы знаем закономерности генетики)

Преподаватель: Сейчас мы с вами подробнее займёмся изучением свойств генетики. Следующим пунктом нашего плана изучение вопроса: «Наследственность организмов», давайте вместе попробуем сформулировать данный термин (совместная формулировка).

Преподаватель: В чём биологическая роль наследственности? (сохранение вида).

Преподаватель: открываем приложение 5. Работа заключается в следующем, каждому звену необходимо выписать и изучить несколько терминов и донести их до других звеньев, а так же составить синквейн на предложенную тему. На работу отводится 7 минут. Звеньевым необходимо распределить обязанности и выбрать докладчиков. Не забываем заполнять листы самооценки.

Выступление начинаем с первого звена. Термины записываются в тетрадь.

- выступление 1 звена (записи в тетрадь)

- выступление 2 звена (записи в тетрадь)

- выступление 3 звена (записи в тетрадь)

Преподаватель: посмотрите на экран, все эти термины вы должны знать.

Преподаватель: ребята, предлагаю немного отдохнуть и поиграть. Правила игры: предлагается три термина; необходимо выбрать один из трёх, который, по вашему мнению, здесь лишний.

Переходим к следующему пункту плана занятия: «Изменчивость организма». Давайте сформулируем это понятие вместе – «Изменчивость» (совместная формулировка понятия).

Преподаватель: открываем приложение 6. Работа заключается в следующем, изучить материал по данному вопросу. Первому звену необходимо составить кластер на тему «Изменчивость», второму – дать сравнительную характеристику наследственной и ненаследственной изменчивости. Ребята из третьего звена выполняли эксперимент с комнатным растением колеус, сейчас работаете над конспектом и готовитесь к презентации работы. Не забываем заполнять листы самооценки. На работу отводится 5-7 минут. Звеньевым необходимо распределить обязанности и выбрать докладчиков.

Выступление начинаем с первого звена. Термины записываются в тетрадь.

- выступление 1 звена (записи в тетрадь)

- выступление 2 звена (записи в тетрадь)

Преподаватель:

Наследственная изменчивость организмов происходит в том случае, если происходят изменения в генах или в наборе хромосом. Примерами такой изменчивости может являться появление физических отклонений или наследственных заболеваний. Например, гипертрихоз (чрезмерное оволосение), отсутствие волосяного покрова у животных, шестипалость, синдром русалки (сросшиеся конечности) и другие

- выступление 3 звена (ход эксперимента в приложении 7).

Преподаватель: На слайде – фото колеуса после эксперимента.

Преподаватель: обратите внимание, примером модификационной изменчивости может быть масса тела человека.

Преподаватель: Ребята, внимание на экран, давайте зачитаем следующую цитату (студент зачитывает высказывание):

Плохо приходится тому, кто полагает,

что генетикой можно пренебрегать.

Даже самый умный не подозревает,

сколько недостатков он может таскать

в своих хромосомах.


Вильгельм Швебель

немецкий ученый и публицист

Обсуждение высказывания.

Преподаватель:

Для изучения наследственности человека используют разные методы исследования генетики человека. Внимание на экран.

Преподаватель:

Так же воспользуемся материалом приложения 8.

Этот вопрос заключительный в нашем плане занятия (студенты зачитывают и записывают в тетрадь методы изучения наследственности с экрана).

Преподаватель:

Основополагающим является гибридологический метод. В его основе лежат опыты Менделя. Подробным изучением данного метода займёмся на последующих занятиях.

Второй метод - цитогенетический заключается в изучении хромосом при помощи микроскопа и позволяет определить их число и форму (студенты зачитывают и записывают в тетрадь).

На некоторых методах остановимся поподробнее - Близнецовый метод – исследуют однояйцовых близнецов, проживающих в разных условиях, то различия, возникшие между ними, позволят определить степень воздействия факторов окружающей среды на их гены (заслушаем проект Ярославы и Антона по данной проблеме).

Генеалогический метод. По этому вопросу у нас так же сообщение (заслушиваем сообщение с мультимедийной презентацией).

Биохимический метод. Метод основан на изучении состава внутренних сред организма с целью выявления мутаций, вызванных мутантным геном (ген - фермент - признак). Изменение фермента приводит к появлению в организме промежуточных продуктов обмена. Их можно выявить в биологических жидкостях: крови, моче.

Популяционно-статистический метод. Метод основан на изучении генетического состава популяций. Он позволяет оценить вероятность рождения лиц с определенным фенотипом в данной группе населения, рассчитать частоту различных аллелей генов и генотипов по этим аллелям в популяции.


V. Закрепление материала:

1. Фронтальная беседа:

1. Кто является основоположником генетики?

2. На каком объекте Мендель проводил свои опыты?

3. Какой год и почему считается годом рождения генетики как науки?

2. Предлагаю заглянуть в генетический центр и подслушать разговор генетиков. Из разговора двух генетиков:

«Необходимо учитывать что у гибридного гетерозиготного организма гаметы содержат только один аллельный ген».

О чём идёт разговор?


3. Выполнение тестовых заданий (Студенты выполняют тест на сайте «Банк тестов», используя мобильные устройства, сканируйя Qr- код).

https://banktestov.ru/test/103019 (приложение 10).









VI. Рефлексия (самооценка)

Преподаватель: Возвращаемся к высказываниям Великих учёных, которые мы зачитывали в начале занятия. Оцените свою работу на занятии, используя одно из высказывания (самооценка студентов).


VII. Подведение итогов занятия

Ребята, закончить нашу сегодняшнюю беседу хочется словами величайшего академика И.П. Павлова:

«Наши врачи должны как азбуку

знать законы наследственности»

Преподаватель подводит итог занятия.

Звеньевые, проставляют оценки членам своего звена, собирают листы самооценки.

Совместная оценка работы звеньевых.

Комментируются оценки звеньевыми, комментируется оценка преподавателем за работу звеньевых. Оценки выставляются в журнал.


VIII. Задание на дом

1. Записи в тетради; страницы учебника под ред. Чебышева Н.В.: 155-160, 194-197; электронный учебник Чебышева Н.В.: «Основные понятия генетики».

2. Индивидуальные тестовые задания (Приложение 11)

3. Творческое задание по выбору:

а) эссе «Значение генетики в современном обществе».

б) составить кроссворд (5 - по вертикали, 5 - по горизонтали) на тему «Основные понятия генетики».

Преподаватель:

Выполнены ли поставленные задачи, достигнута ли цель?

Благодарит за урок.




Приложение 1



ЛИСТ САМООЦЕНКИ работы на занятии

«Основные понятия генетики».





ФИ___________________________________________________________



Группа_____________________________

Дата:_______________







КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

выполнял всю работу – «5»;

старался быть активным – «4»;

делал кое-что – «3»;

«стоял в стороне» – «2».

ВАША ОЦЕНКА



  1. «Работа в группе по изучению нового материала»__________

  2. «Творческий вклад в работу группы»___________

  3. «Закрепление изученного материала»__________





ОЦЕНКА ЗВЕНЬЕВОГО_________

ОЦЕНКА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ_____





Средний балл___________________

Приложение 2

Критерии оценки устного ответа обучающихся

Отметка «5» ставится в случае:

1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.

2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.

3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.

Отметка «4»:

1. Знание всего изученного программного материала.

2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.

3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка «3»:

1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.

2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.

3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка «2»:

1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.

2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.

3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка «1»:

нет ответа

Оценка тестовой работы

Для перевода баллов в традиционную отметку используется следующая шкала:


Отметка «5»:выполнено 90-100%

Отметка «4»: выполнено 75-89%

Отметка «3»: выполнено 50-74%

Отметка «2»: выполнено менее 50%

Отметка «1»: не приступил к выполнению.


Критерии оценки мультимедийной презентации


СОЗДАНИЕ СЛАЙДОВ

Максимальное количество баллов

Титульный слайд с заголовком

5

Минимальное количество – 10 слайдов

5

Использование дополнительных эффектов PowerPoint (смена слайдов, звук, графики)

5

Использование эффектов анимации

5

Вставка графиков и таблиц

5

Выводы, обоснованные с научной точки зрения, основанные на данных

10

Текст хорошо написан и сформированные идеи ясно изложены и структурированы

10

Слайды представлены в логической последовательности

10

Красивое оформление презентации

5

ОБЩИЕ БАЛЛЫ

Окончательная оценка:

60

«5» - 55 – 60 баллов

«4» - 45 – 54 балла

«3» - 30 – 44 балла

«2» - менее 30 баллов

«1» - обучающийся не приступал к работе.


Критерии оценки проекта

Высокий уровень - Отметка «5»

1. Правильно поняты цель, задачи выполнения проекта.

2. Соблюдена технология исполнения проекта, выдержаны соответствующие этапы.

3. Проект оформлен в соответствии с требованиями.

4. Проявлены творчество, инициатива.

5. Предъявленный продукт деятельности отличается высоким качеством исполнения,

соответствует заявленной теме.

Повышенный уровень - Отметка «4»

1. Правильно поняты цель, задачи выполнения проекта.

2. Соблюдена технология исполнения проекта, этапы, но допущены незначительные ошибки,

неточности в оформлении.

3. Проявлено творчество.

4. Предъявленный продукт деятельности отличается высоким качеством исполнения,

соответствует заявленной теме.

Базовый уровень - Отметка «3»

1. Правильно поняты цель, задачи выполнения проекта.

2. Соблюдена технология выполнения проекта, но имеются 1-2 ошибки в этапах или в

оформлении.

3. Самостоятельность проявлена на недостаточном уровне.

Низкий уровень - Отметка «2»

Проект не выполнен или не завершен

Критерии оценивания

видеороликов

Критерии разработаны с учётом возможных умений и навыков создания видеофильмов обучающимися, а не профессионалами.

  1. Информативность — 1б.
  2. Содержательность 1б.

    • раскрытие темы и доказательство актуальности проекта — 0,5б.

    • познавательный фактор — 0,5б

  3. Визуальные эффекты для видеоряда – 1,5б.
    • наличие заставки и титров — 0,5б

    • наличие текстовых заставок — 0,5б

    • наличие графических заставок, спец.эффектов — 0,5б

  4. Работа со звуком – 2,5б.
    • соответствие музыки содержанию видеоряда — 0,5б

    • качество звука — 0,5б

    • громкость — 0,5б

    • синхронизация звука и картинки — 0,5б

    • количество музыкальных файлов — 0,5б

  5. Эффекты изображения – 1,5б.
    • яркость — 0,5б

    • контрастность — 0,5б

    • обрезка — 0,5б

  6. Режиссёрское решение – 1,5б.
    • идея, замысел — 0,5б

    • оригинальность — 0,5б

    • актерский состав – использование фрагментов из Интернет – с указанием в титрах - ССЫЛКИ) — 0,5б

  7. Выдержан ли временной ценз (время видеоролика от 3 – 7 мин) 1б.


«5»

«4»

«3»

«2»

10 - 9

8 - 7

6 - 5

4 - 0

Критерии и нормы оценки за лабораторные работы

Оценка «5» ставится в том случае, если обучающийся:

а) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности

проведения опытов и измерений;

б) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта все необходимое

оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение

результатов и выводов с наибольшей точностью;

в) в представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы,

рисунки, чертежи, графики, вычисления и сделал выводы;

г) правильно выполнил анализ погрешностей;

д) соблюдал требования безопасности труда.

Оценка «4» ставится в том случае, если выполнены требования к оценке 5, но:

а) опыт проводился в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;

б) было допущено два-три недочета, или не более одной негрубой ошибки и одного

недочета.

Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части

таков, что можно сделать выводы, или если в ходе проведения опыта и измерений были

допущены следующие ошибки:

а) опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с

большей погрешностью,

б) или в отчете были допущены в общей сложности не более двух ошибок ( в записях

единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, анализе погрешностей и

т.д.), не принципиального для данной работы характера, не повлиявших на результат

выполнения,

в) или не выполнен совсем или выполнен неверно анализ погрешностей,

г) или работа выполнена не полностью, однако объем выполненной части таков, что

позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным

задачам работы.

Оценка «2» ставится в том случае, если:

а) работа выполнена не полностью, и объем выполненной части работы не позволяет

сделать правильные выводы,

б) или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно,

в) или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные

в требованиях к оценке «3».

В тех случаях, когда обучающийся показал оригинальный и наиболее рациональный подход к

выполнению работы и в процессе работы, но не избежал тех или иных недостатков, оценка за

выполнение работы по усмотрению учителя может быть повышена по сравнению с

указанными выше нормами.

Лабораторные работы могут проводиться как индивидуально, так и для пары или группы учащихся. В связи с тем, что большинство лабораторных опытов учащиеся выполняют фронтально и сущность опытов выясняется на занятии, оценки за их описание выставлять всем учащимся не следует. Оценку ученику можно выставить при его активном участии в обсуждении материала, быстром выполнении опытов, правильном их анализе. Поэтому лабораторные опыты по биологии оцениваются выборочно.

Приложение 3



Предполагаемое сообщение о биографии Г. Менделя


Грегор Мендель родился 22 июля 1822 г. в семье крестьянина в небольшой деревушке на территории современной Чехии, а тогда Австрийской империи. Мальчик отличался незаурядными способностями, и оценки в школе ему выставлялись лишь превосходные. Родители мечтали вывести своего сына “в люди”, дать ему хорошее образование. Иоганн окончил гимназию, затем двухгодичные философские курсы. В 1843 г. Мендель поступил в монастырь августинцев в г. Брно, где принял духовный сан. Позже он отправился в Вену, где провёл два года, изучая в университете естественную историю и математику, после чего в 1853 г. вернулся в монастырь. Такой выбор предметов, несомненно, оказал существенное влияние на его последующие работы по наследованию признаков у гороха. А ещё раньше Мендель скрещивал мышей, наблюдал, какое получалось потомство. Быть может, сложись судьба иначе, оппоненты позднее называли бы законы Менделя не «гороховыми» а «мышиными»? Будучи в Вене, Мендель заинтересовался процессом гибридизации у растений и в, частности, разными типами гибридных потомков и их статистическими соотношениями. Эти проблемы и явились предметом научных исследований Менделя, которые он начал летом 1856 г.

Именно он сформулировал основные законы наследственности в своей монографии «Опыты над растительными гибридами», вышедшей в 1865 году. Но эта работа была не замечена научным миром. И в 1871 году Мендель оставил опыты навсегда. В конце своей жизни он сказал: «мои научные труды доставили мне много удовольствия, и я убежден, что не пройдет много времени – и весь мир признает результаты моих трудов».

















Приложение 4


Работы Г. Менделя и их значение


Честь открытия основных закономерностей наследования признаков, наблюдающихся при гибридизации, принадлежит Грегору (Иоганну) Менделю (1822–1884) – выдающемуся австрийскому естествоиспытателю, настоятелю августинского монастыря Св.Фомы в г. Брюнне (ныне г. Брно в Чехии).

Главной заслугой Г. Менделя является то, что для описания характера расщепления он впервые применил количественные методы, основанные на точном подсчете большого числа потомков с контрастирующими вариантами признаков. Г. Мендель выдвинул и экспериментально обосновал гипотезу о наследственной передаче дискретных наследственных факторов. В его работах, выполнявшихся в период с 1856 по 1863 г., были раскрыты основы законов наследственности. Результаты своих наблюдений Г. Мендель изложил в брошюре «Опыты над растительными гибридами» (1865).

Мендель следующим образом формулировал задачу своего исследования. «До сих пор,– отмечал он во «Вступительных замечаниях» к своей работе,– не удалось установить всеобщего закона образования и развития гибридов… Окончательное решение этого вопроса может быть достигнуто только тогда, когда будут произведены детальные опыты в различнейших растительных семействах. Кто пересмотрит работы в этой области, тот убедится, что среди многочисленных опытов ни один не был произведен в том объеме и таким образом, чтобы можно было определить число различных форм, в которых появляются потомки гибридов, с до­стоверностью распределить эти формы по отдельным поколениям и установить их взаимные численные отношения».

Первое, на что Мендель обратил внимание, – это выбор объекта. Для своих исследований Мендель выбрал удобный объект – чистые линии (сорта) гороха посевного (Pisum sativum L.), различающиеся по одному или немногим признакам. Горох как модельный объект генетических исследований характеризуется следующими особенностями:

- Легко выращивать, имеет короткий период развития – в условиях Чехии можно получить несколько поколений за один год.

- Имеет многочисленное потомство.

- Много сортов, чётко различающихся по ряду признаков. Сорта гороха отличаются друг от друга хорошо выраженными наследственными признаками.

- Самоопыляющееся растение – растение происходит внутри одного цветка. Его репродуктивные органы защищены от проникновения пыльцы с цветков другого растения.

- Возможно искусственное скрещивание сортов. Горох – строгий самоопылитель, но возможно удаление тычинок и перенос пыльцы от растений другого сорта с целью получения гибридных семян. Гибриды плодовиты, что позволяет следить за ходом наследования признаков в поколениях.












Приложение 5

Группа I


Опорный конспект на тему: «Наследственность организмов»


Цели: узнать о свойстве организма – наследственности, биохимических основах наследственности.

Задание №1. Выписать термины: ген, аллельные гены, доминантный признак, рецессивный признак.

  1. Электронная библиотека: учебник Н.В. Чебышева, «Основные понятия генетики».

  2. Биология: учебник для среднего профессионального образования под редакцией Н.В. Чебышева: стр. 155-160.

  3. Опорный конспект:

1. Ген (с точки зрения генетики) - участок хромосомы, определяющий развитие у организма одного или нескольких признаков.

2. Аллельные гены – парные гены, расположенные в одних и тех же локусах (участках) гомологичных хромосом и ответственные за проявление одного и того же признака (например, цвет глаз, форма уха).

3. Доминантный признак - признак, преобладающий, проявляющийся в первом поколении гибридов (А, В, С).

4. Рецессивный признак - признак, подавляемый, который внешне у потомства не проявляется (а, в, с,).

5. Гибриды – это организмы, полученные в результате скрещивания разнородных в генетическом плане родительских форм.

6. Гомозиготный организм - это организм, генотип которого содержит одинаковые аллели одного гена (АА, или аа).

7. Гетерозиготный организм - это организм, генотип которого содержит разные аллели одного гена (Аа).

8. Генотип - совокупность всех генов в хромосомах клеток отдельной особи.

9. Фенотип - совокупность всех внешних и внутренних признаков и свойств организма.


Задание № 2. Составить синквейн на тему - генетика


Правила написания синквейна

первая строка - одно слово, обычно существительное, отражающее тему синквейна;

вторая строка - два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;

третья строка - три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;

четвёртая строка - фраза из нескольких (обычно четырёх) слов, показывающая отношение к теме; таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой.

пятая строка - слово-резюме или словосочетание, связанное с первым, отражающее сущность темы, которое дает новую интерпретацию темы, выражает личное отношение пищущего к теме.

Критериями оценки составленного синквейна могут служить следующие показатели: соответствие тематике (теме практического занятия, понятию или термину); содержание (нет фактических ошибок и противоречий); грамотность (нет орфографических и пунктуационных ошибок); наличие афоризма, цитаты или крылатого выражения; оригинальность исполнения





Группа II



Опорный конспект на тему: «Наследственность организмов»

Цели: узнать о свойстве организма – наследственности, биохимических основах наследственности.

Задание №1. Выписать термины: гибриды, гомозиготный организм, гетерозиготный организм.

  1. Электронная библиотека: учебник Н.В. Чебышева, «Основные понятия генетики».

  2. Биология: учебник для среднего профессионального образования под редакцией Н.В. Чебышева: стр. 155-160.

  3. Опорный конспект:

1. Ген (с точки зрения генетики) - участок хромосомы, определяющий развитие у организма одного или нескольких признаков.

2. Аллельные гены – парные гены, расположенные в одних и тех же локусах (участках) гомологичных хромосом и ответственные за проявление одного и того же признака (например, цвет глаз, форма уха).

3. Доминантный признак - признак, преобладающий, проявляющийся в первом поколении гибридов (А, В, С).

4. Рецессивный признак - признак, подавляемый, который внешне у потомства не проявляется (а, в, с,).

5. Гибриды – это организмы, полученные в результате скрещивания разнородных в генетическом плане родительских форм.

6. Гомозиготный организм - это организм, генотип которого содержит одинаковые аллели одного гена (АА, или аа).

7. Гетерозиготный организм - это организм, генотип которого содержит разные аллели одного гена (Аа).

8. Генотип - совокупность всех генов в хромосомах клеток отдельной особи.

9. Фенотип - совокупность всех внешних и внутренних признаков и свойств организма.


Задание № 2. Составить синквейн на тему - наследственность


Правила написания синквейна

первая строка - одно слово, обычно существительное, отражающее тему синквейна;

вторая строка - два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;

третья строка - три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;

четвёртая строка - фраза из нескольких (обычно четырёх) слов, показывающая отношение к теме; таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой.

пятая строка - слово-резюме или словосочетание, связанное с первым, отражающее сущность темы, которое дает новую интерпретацию темы, выражает личное отношение пищущего к теме.

Критериями оценки составленного синквейна могут служить следующие показатели: соответствие тематике (теме практического занятия, понятию или термину); содержание (нет фактических ошибок и противоречий); грамотность (нет орфографических и пунктуационных ошибок); наличие афоризма, цитаты или крылатого выражения; оригинальность исполнения.







Группа III



Опорный конспект на тему: «Наследственность организмов»

Цели: узнать о свойстве организма – наследственности, биохимических основах наследственности.

Задание №1. Выписать термины: генотип, фенотип.

  1. Электронная библиотека: учебник Н.В. Чебышева, «Основные понятия генетики».

  2. Биология: учебник для среднего профессионального образования под редакцией Н.В. Чебышева: стр. 155-160.

  3. Опорный конспект:

1. Ген (с точки зрения генетики) - участок хромосомы, определяющий развитие у организма одного или нескольких признаков.

2. Аллельные гены – парные гены, расположенные в одних и тех же локусах (участках) гомологичных хромосом и ответственные за проявление одного и того же признака (например, цвет глаз, форма уха).

3. Доминантный признак - признак, преобладающий, проявляющийся в первом поколении гибридов (А, В, С).

4. Рецессивный признак - признак, подавляемый, который внешне у потомства не проявляется (а, в, с,).

5. Гибриды – это организмы, полученные в результате скрещивания разнородных в генетическом плане родительских форм.

6. Гомозиготный организм - это организм, генотип которого содержит одинаковые аллели одного гена (АА, или аа).

7. Гетерозиготный организм - это организм, генотип которого содержит разные аллели одного гена (Аа).

8. Генотип - совокупность всех генов в хромосомах клеток отдельной особи.

9. Фенотип - совокупность всех внешних и внутренних признаков и свойств организма.


Задание № 2. Составить синквейн на тему - Мендель


Правила написания синквейна

первая строка - одно слово, обычно существительное, отражающее тему синквейна;

вторая строка - два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;

третья строка - три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;

четвёртая строка - фраза из нескольких (обычно четырёх) слов, показывающая отношение к теме; таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой.

пятая строка - слово-резюме или словосочетание, связанное с первым, отражающее сущность темы, которое дает новую интерпретацию темы, выражает личное отношение пищущего к теме.

Критериями оценки составленного синквейна могут служить следующие показатели: соответствие тематике (теме практического занятия, понятию или термину); содержание (нет фактических ошибок и противоречий); грамотность (нет орфографических и пунктуационных ошибок); наличие афоризма, цитаты или крылатого выражения; оригинальность исполнения.







Приложение 6

Группа I

Опорный конспект на тему: «Изменчивость организмов»

Цели: выяснить сущность изменчивости и понять значение изменчивости в меняющихся условиях нашей планеты.

  1. Электронная библиотека: учебник Н.В. Чебышева, «Основные понятия генетики».

  2. Биология: учебник для среднего профессионального образования под редакцией Н.В. Чебышева: стр. 194-197.

  3. Опорный конспект:

Задание №1. Прочитайте опорный конспект.

Изменчивость – это способность организмов приобретать новые признаки.

Ведь вы внешне похожи на своих родителей, но не являетесь их точной копией. В природе вы не найдете абсолютно одинаковые организмы. Зебры все полосатые, но их шкура отличается шириной полосок, тигр так, же отличается рисунком и окраской шерсти от своих сородичей.

В зависимости от причины изменчивость бывает наследственной и ненаследственной.

Изменчивость


Наследственная Ненаследственная

(генотипическая) Модификационная (фенотипическая)

связана с изменениями связана с изменениями

в генах (с их перестановкой, внешней среды, вызывающая

утратой) морфологические (внешние) изменения

Наследственная изменчивость - возникновение разных типов мутаций и их комбинаций, если происходятизменения в генах или в наборе хромосом. Изменения передаются по наследству и индивидуальны. Примеры у человека: 1) появление шестого пальца на руке; 2) белый цвет кожи у европейцев; 3) увеличение мышечной массы в результате тренировок; 4) изменение пигментации кожи на солнце; 5) рождение голубоглазого ребенка в семье, где оба родителя кареглазые.

Ненаследственная изменчивость (фенотипическая или модификационная) возникает под воздействием факторов окружающей среды, не затрагивает гены, проявляется массово, а сами изменения называются модификации. Примеры ненаследственной изменчивости: 1) появление загара; 2) проколы и татуировки на теле.


Задание № 2 Составить кластер на тему «Изменчивость»

Памятка по составлению кластера

Кластеры - это графические систематизаторы, которые показывают несколько различных типов связей между объектами или явлениями. В центре листа пишется слово (тема, проблема). Далее вокруг этого слова записываются слова или предложения, которые приходят на ум в связи с этой темой.

Критерии оценивания кластера:

Оценка «отлично» - задание выполнено в полном объёме, кластер полный, логичен, особо значимая информация графически выделена.

Оценка «хорошо» - задание выполнено не в полном объёме или с несущественными недостатками, имеются смысловые неточности, очень краток.

Оценка «удовлетворительно» - задание выполнено не в полном объёме или с существенными недостатками, нарушена смысловая связь между элементами, неполностью раскрыто содержание, очень краток.

Оценка «неудовлетворительно» - задание не выполнено, или выполнено не верно.













Группа II

Опорный конспект на тему: «Изменчивость организмов»

Цели: выяснить сущность изменчивости и понять значение изменчивости в меняющихся условиях нашей планеты.

  1. Электронная библиотека: учебник Н.В. Чебышева, «Основные понятия генетики».

  2. Биология: учебник для среднего профессионального образования под редакцией Н.В. Чебышева: стр. 194-197.

  3. Опорный конспект:

Задание №1. Прочитайте опорный конспект.


Изменчивость – это способность организмов приобретать новые признаки.

Ведь вы внешне похожи на своих родителей, но не являетесь их точной копией. В природе вы не найдете абсолютно одинаковые организмы. Зебры все полосатые, но их шкура отличается шириной полосок, тигр так, же отличается рисунком и окраской шерсти от своих сородичей.

В зависимости от причины изменчивость бывает наследственной и ненаследственной.

Изменчивость


Наследственная Ненаследственная

(генотипическая) Модификационная (фенотипическая)

связана с изменениями связана с изменениями

в генах (с их перестановкой, внешней среды, вызывающая

утратой) морфологические (внешние) изменения

Наследственная изменчивость - возникновение разных типов мутаций и их комбинаций, если происходятизменения в генах или в наборе хромосом. Изменения передаются по наследству и индивидуальны. Примеры у человека: 1) появление шестого пальца на руке; 2) белый цвет кожи у европейцев; 3) увеличение мышечной массы в результате тренировок; 4) изменение пигментации кожи на солнце; 5) рождение голубоглазого ребенка в семье, где оба родителя кареглазые.

Ненаследственная изменчивость (фенотипическая или модификационная) возникает под воздействием факторов окружающей среды, не затрагивает гены, проявляется массово, а сами изменения называются модификации. Примеры ненаследственной изменчивости: 1) появление загара; 2) проколы и татуировки на теле.


Задание № 2. Составить сравнительную характеристику наследственной и ненаследственной изменчивости, привести примеры.






















Группа III

Опорный конспект на тему: «Изменчивость организмов»

Цели: выяснить сущность изменчивости и понять значение изменчивости в меняющихся условиях нашей планеты.

  1. Электронная библиотека: учебник Н.В. Чебышева, «Основные понятия генетики».

  2. Биология: учебник для среднего профессионального образования под редакцией Н.В. Чебышева: стр. 194-197.

  3. Опорный конспект:

Задание №1. Прочитайте опорный конспект.


Изменчивость – это способность организмов приобретать новые признаки.

Ведь вы внешне похожи на своих родителей, но не являетесь их точной копией. В природе вы не найдете абсолютно одинаковые организмы. Зебры все полосатые, но их шкура отличается шириной полосок, тигр так, же отличается рисунком и окраской шерсти от своих сородичей.

В зависимости от причины изменчивость бывает наследственной и ненаследственной.

Изменчивость


Наследственная Ненаследственная

(генотипическая) Модификационная (фенотипическая)

связана с изменениями связана с изменениями

в генах (с их перестановкой, внешней среды, вызывающая

утратой) морфологические (внешние) изменения

Наследственная изменчивость - возникновение разных типов мутаций и их комбинаций, если происходятизменения в генах или в наборе хромосом. Изменения передаются по наследству и индивидуальны. Примеры у человека: 1) появление шестого пальца на руке; 2) белый цвет кожи у европейцев; 3) увеличение мышечной массы в результате тренировок; 4) изменение пигментации кожи на солнце; 5) рождение голубоглазого ребенка в семье, где оба родителя кареглазые.

Ненаследственная изменчивость (фенотипическая или модификационная) возникает под воздействием факторов окружающей среды, не затрагивает гены, проявляется массово, а сами изменения называются модификации. Примеры ненаследственной изменчивости: 1) появление загара; 2) проколы и татуировки на теле.


Задание № 2. Подготовиться к презентации эксперимента с комнатным растением колеус.




















Приложение 7

Эксперимент с комнатным растением колеус


КОЛЕУС (Coleus) растение семейства губоцветные. Родиной являются тропические районы Африки и Азии.

Невысокое (30- 40 см) многолетнее декоративнолистное растение, у которого яркие бронзово - коричневые или красные листья с зеленой каймой. Существуют гибриды колеуса с разноцветными и пестрыми листьями. Часто это растение называют цветной крапивкой. Оно цветет весной и летом синими невзрачными цветками, собранными в соцветие колос.

Провели два опыта:

1. В октябре посадили два растения колеус, генотип то есть набор хромосом и строение генов у них одинаков. Горшок с одним растением находился на подоконнике, растение получало много солнечного света, поэтому листья крупные и ярко окрашенные. Горшок с другим растением стоял в плохо освещенном месте, поэтому у него листья более мелкие и не ярко окрашенные. Здесь мы видим проявление ненаследственной (фенотипической) изменчивости, которая проявляется только под действием внешних факторов, генотип при этом не меняется, меняется окраска и величина листьев из-за разной освещенности.

2. В октябре посадили растение колеус, генотип то есть набор хромосом и строение генов у них одинаков. В одном горшке один побег растения находился на солнечной стороне подоконника, и получало много солнечного света, поэтому листья крупные и ярко окрашенные, второй побег был укрыт от солнечного света, поэтому у него листья более мелкие и не ярко окрашенные. Здесь мы так же видим проявление ненаследственной (фенотипической) изменчивости, которая проявляется только под действием внешних факторов, генотип при этом не меняется, меняется окраска и величина листьев из-за разной освещенности.




















Приложение 8

Методы изучения генетики человека: генеалогический, близнецовый, цитогенетический, популяционно-статистический, онтогенетический и другие.

1. Генеалогический метод основан на анализе наследования свойств и признаков человека по родословным.

Он включает два этапа: составление родословной и генеалогический анализ. Составление родословной складывается из сбора сведений о семье, начиная с пробанда, и графического изображения родословной с использованием стандартных условных обозначений (символов). Генеалогический анализ позволяет установить: является ли признак наследственным; определить тип наследования (аутосомно-доминантный, аутосомно-рецессивный, сцепленный с полом) и генотипы членов родословной; прогнозировать вероятность проявления признака в потомстве. Все типы наследования имеют специфические особенности, характерные черты которых проявляются в родословных.

2. Близнецовый метод - это изучение пар близнецов путем установления внутрипарного сходства (конкордантности) и различия (дискордантности) между ними.

Близнецы - это дети, выношенные и рожденные одной матерью одновременно; чаще всего рождаются два близнеца. Они могут быть монозиготные и дизиготные. Монозиготные (однояйцевые, МБ) развиваются из одной зиготы. Они одного пола и имеют одинаковый генотип. Дизиготные близнецы (двуяйцевые, ДБ) развиваются из двух зигот; имеют разные генотипы; могут быть одного или разного пола. Близнецовый метод используется для изучения соотносительной роли наследственности и среды в развитии признака, установления наследственного характера признака, оценки эффективности влияния внешних факторов на человека (лекарственных препаратов, методов обучения и воспитания).

3. Цитогенетический метод - метод микроскопического изучения наследственных структур клетки - хромосом при помощи микроскопа и позволяет определить их число и форму.

4. Биохимический метод. Метод основан на использовании биохимических методик для выявления метаболических нарушений в индивидуальном развитии организма, вызванных мутантным геном (ген - фермент - признак). Изменение фермента приводит к появлению в организме промежуточных продуктов обмена. Их можно выявить в биологических жидкостях: крови, моче.

5. Популяционно-статистический метод. Метод основан на изучении генетического состава популяций. Он позволяет оценить вероятность рождения лиц с определенным фенотипом в данной группе населения, рассчитать частоту различных аллелей генов и генотипов по этим аллелям в популяции.

Приложение 9

Тест по теме «Основные понятия генетики»


1.Организм, имеющий генотип АА, - это:

а) гомозигота по доминантному признаку

б) гомозигота по рецессивному признаку

в) гетерозигота

2.Совокупность всех генов организма – это:

а) генотип

б) генофонд

в) фенотип

3.Явление преобладания признаков при скрещивании – это:

а) доминирование

б) кодоминирование

в) сверхдоминирование

4.Метод, который основан на анализе наследования свойств и признаков человека по родословным, называется:

а) биохимический

б) близнецовый

в) генеалогический

5. Наука, изучающая закономерности наследственности и изменчивости организмов, является:

а) экология

б) селекция

в) генетика

6. Метод, с помощью которого изучают микроскопическую структуру и число хромосом в клетке, называется:

а) генеалогический

б) популяционный

г) цитогенетический

7. Под влиянием условий окружающей среды и генотипа формируется:

а) генетический код

б) фенотип

в) генофонд

8. Парные гены, расположенные в гомологичных хромосомах и контролирующие развитие одного и того же признака, называются:

а) рецессивными

б) доминантными

в) аллельными

9. Способность организмов передавать признаки из поколения в поколения, называется:

а) наследственность

б) изменчивость

в) генетика

10. Способность организмов приобретать новые признаки, называется:

а) наследственность

б) изменчивость

в) генетика




Приложение 10

Тест на сайте «Банк тестов», используя мобильные устройства, сканируйя Qr- код

https://banktestov.ru/test/103019




























Приложение 11


Индивидуальные тестовые задания:


1. Вставьте пропущенное слово:

1. Модификационную изменчивость относят к ………….изменчивости

2. Изменчивость, связанные с изменением структуры ДНК – это …………….

3. Способность организмов передавать признаки из поколения в поколения называется ………….

4. Изменчивость, возникающая под воздействием факторов окружающей среды …………….

5. Способность организмов приобретать новые признаки……….


2. Установите соответствие между модификационной (ненаследственной) и генотипической наследственной изменчивостью:

1). Связана с изменением генов

2). Не связана с изменением генотипа

3). Изменения индивидуальны

4). Изменения проявляются у всех особей вида

5). Связана с изменением хромосом

6). Изменения возникают под влиянием факторов среды

7). Домовые мыши-альбиносы

8). Разные размеры листьев у стрелолиста в реке и на отмели

9). Одуванчик на лугу и на дороге

10). Появление в генотипе лишней хромосомы.

11). Передается по наследству

12). Проявляется при вегетативном размножении

13). Не передается новому поколению


Модификационная (ненаследственная) изменчивость

Генотипическая (наследственная) изменчивость



Оценка тестовой работы

Для перевода баллов в традиционную отметку используется следующая шкала:


Отметка «5»:выполнено 90-100%

Отметка «4»: выполнено 75-89%

Отметка «3»: выполнено 50-74%

Отметка «2»: выполнено менее 50%

Отметка «1»: не приступил к выполнению.



2