Государственное автономное образовательное учреждение
среднего профессионального образования Республики Крым
«Евпаторийский медицинский колледж»
План занятия (теоретическое) № 3
Тема занятия: Сознание как высшая ступень развития психики человека
Специальность: 34.02.01 Сестринское дело
Курс: 2-й
Дисциплина: ОП.09. Психология
Цели занятия:
Образовательные: получить общие представления о предмете психологии, научиться применять в повседневной жизни и в профессии полученные умения и навыки.
Развивающие: способствовать развитию умений обучающихся обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнение, делать необходимые выводы; способствовать развитию умений применять полученные знания в нестандартных условиях; создание условий для развития умений грамотно, четко и точно выражать свои мысли.
Воспитательные: создание условий, обеспечивающих воспитание интереса к будущей профессии медицинского техника; создание условий для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету; создание условий по овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности; обеспечение условий для воспитания творческого отношения к избранной профессии.
Междисциплинарные связи: Основы философии, культура речи в профессиональном общении, анатомия и физиология человека, гигиена и экология человека, основы профилактики, общественное здоровье и здравоохранение, безопасность жизнедеятельности, здоровый человек и его окружение.
Внутридисциплинарные связи: Возрастная, социальная, медицинская, семейная психология, конфликтология, психология общения.
Место проведения: Лекционная аудитория
Тип занятия: теоретическое
Количество часов: 2
Обеспечение занятия (средства обучения) – методическая разработка
Литература:
Психология для медицинских колледжей: учебник/ О.И.Полянцева, - Изд. 2-е. Ростов н/Д: Феникс, 2020. – 431 с.
Студент должен знать:
- основные направления психологии, психологию личности и малых групп, психологию общения;
- задачи и методы психологии;
- основы психосоматики;
- особенности психических процессов у здорового и больного человека;
- психологические факторы в предупреждении возникновения и развития болезни;
- особенности делового общения.
Студент должен уметь:
- эффективно работать в команде;
- проводить профилактику, раннее выявление и оказание эффективной помощи при стрессе;
- осуществлять психологическую поддержку пациента и его окружения;
- регулировать и разрешать конфликтные ситуации;
- общаться с пациентами и коллегами в процессе профессиональной деятельности;
- использовать вербальные и невербальные средства общения в психотерапевтических целях;
- использовать простейшие методики саморегуляции, поддерживать оптимальный психологический климат в лечебно-профилактическом учреждении.
Студент должен обладать:
Общие компетенции
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.
ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.
ОК 12. Оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.
ОК 13. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
ОК 14. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
Профессиональные компетенции
ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения.
ПК 1.2. Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения.
ПК 1.3. Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний.
ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.
ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.
ПК 2.3. Сотрудничать с взаимодействующими организациями и службами.
ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования.
ПК 2.7. Осуществлять реабилитационные мероприятия.
ПК 2.8. Оказывать паллиативную помощь.
ПК 3.1. Оказывать доврачебную помощь при неотложных состояниях и травмах.
ПК 3.2. Участвовать в оказании медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях.
ПК 3.3. Взаимодействовать с членами профессиональной бригады и добровольными помощниками в условиях чрезвычайных ситуаций.
Структура занятия:
Организационный момент - 2 мин.
Цели занятия (мотивация) - 3 мин.
Введение нового материала - 70 мин.
Закрепление материала - 10 мин.
Задание на дом - 2 мин.
Подведение итогов - 3 мин.
Ход занятия:
Организационный момент: Приветствие, вступительное слово преподавателя. Проверка присутствующих, внешнего вида студентов, готовности студентов к лекции.
Цели (мотивация) занятия. Познание нового, привитие интереса к предмету, формирование связи с будущей профессией, уважение к профессии медицинского работника, понимание полезности приобретенных знаний, умений и навыков в личной жизни и в профессиональной сфере, возможность применения их в повседневной жизни.
Введение нового материала (план изложения содержания с определением разделов, вопросов для самостоятельного изучения):
а) введение
Существенное отличие человека от животных состоит в его способности рассуждать и мыслить абстрактно, размышлять о своем прошлом, критически оценивать его и думать о будущем, разрабатывая и реализуя планы и программы. Все это связано со сферой человеческого сознания. Проблема сознания и бессознательного давно и интенсивно разрабатывается как в нашей стране, так и за рубежом. И в настоящее время возникают различные точки зрения на сущность и структуру сознания, на происхождение бессознательного и его взаимодействие с сознанием.
б) основная часть
1. Сознание: формы, функции сознания, нарушение сознания.
2. Я-концепция.
в) выводы:
Актуальность и значимость проблемы сознания не требует доказательства и аргументации. Данную проблему, по словам В.П. Зинченко, уже начали включать в число глобальных проблем современности. Эволюцию и изменение сознания, способы извлечения наибольшего количества полезной информации из сферы бессознательного и использования ее на практике связывают с выживаемостью человека, с предотвращением нарастающей антропологической катастрофы.
4. Закрепление материала.
Устный опрос:
1.Что такое сознание? Перечислите три основные формы состояния сознания.
2.Опишите структуру сознания по А.Н. Леонтьеву и В.П. Зинченко.
3.Перечислите критерии неясного сознания по Ясперсу.
4.Назовите и охарактеризуйте основные функции сознания.
5.Перечислите основные инструменты сознания.
6.Какие структуры головного мозга являются материальными носителями сознания и подсознания?
7.Охарактеризуйте уровни отражения сознания по Б.Ф. Ломову.
8.Что такое «Я-концепция»? Назовите три основные составляющие.
9.Охарактеризуйте позитивную и негативную Я-концепцию.
10.Что такое «самооценка»? Объясните формулу самооценки по У.Джеймсу.
5. Домашнее задание: Психология для медицинских колледжей: учебник/ О.И.Полянцева, - Изд. 2-е. Ростов н/Д: Феникс, 2020. – 431 с.
1. Читать стр. 45 – 53 учебника.
2. Устно ответить на вопросы на стр. 53-54.
6. Подведение итогов. Ответы на вопросы студентов.
Преподаватель: Бударина О.П.
«СОЗНАНИЕ КАК ВЫСШАЯ СТУПЕНЬ РАЗВИТИЯ
ПСИХИКИ ЧЕЛОВЕКА»
1. Сознание: формы, функции сознания, нарушение сознания.
Существенное отличие человека от животных состоит в его способности рассуждать и мыслить абстрактно, размышлять о своем прошлом, критически оценивать его и думать о будущем, разрабатывая и реализуя планы и программы. Все это связано со сферой человеческого сознания.
Проблема сознания и бессознательного давно и интенсивно разрабатывается как в нашей стране, так и за рубежом. И в настоящее время возникают различные точки зрения на сущность и структуру сознания, на происхождение бессознательного и его взаимодействие с сознанием.
Часто, совершив определенный поступок, человек не может сам себе ответить на вопрос, почему он поступил именно так, а не иначе. Сознание далеко не всегда контролирует поступки и чувства, определяет направление наших мыслей. Существует еще и бессознательное. Нередко именно оно является движущей силой и определяет стиль поведения человека.
Важно иметь в виду, что значимые, влияющие на наше будущее решения, могут возникнуть и формироваться на неосознаваемом уровне. Размышляя о психике и поведении человека, мы должны особое внимание уделить проблеме взаимосвязи сознания и бессознательного.
Актуальность и значимость проблемы сознания не требует доказательства и аргументации. Данную проблему, по словам В.П. Зинченко, уже начали включать в число глобальных проблем современности. Эволюцию и изменение сознания, способы извлечения наибольшего количества полезной информации из сферы бессознательного и использования ее на практике связывают с выживаемостью человека, с предотвращением нарастающей антропологической катастрофы.
Понятие сознания является одним из центральных в психологии, философии и во всех антропологических науках. Вследствие этого проблема сознания и его взаимодействия с бессознанием порождает многообразие подходов к ней, большую пестроту взглядов на личные ее аспекты.
На вопрос «Что такое сознание?» вряд ли можно дать ответ, обладающий точностью математической формулы. Слишком сложен и многообразен объект. Однако ошибочно считать, что в области явлений сознания нет закономерностей и что оно непознаваемо.
Психика присуща как человеку, так и животным, и характеризуется различными уровнями. Высший уровень психики, свойственный человеку, - это сознание. У животных психика базируется на рефлексах.
Сознание – это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, состоящая в обобщённом и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтроле поведения человека (Г.Спиркин).
Сознание – высший уровень отражения действительности, проявляющийся способностью личности отдавать себе ясный отчет об окружающем, о настоящем и прошлом времени, принимать решения и в соответствии с ситуацией управлять своим поведением.
Человеческое сознание – это совокупность знаний об окружающем мире, способность мыслить.
Все социальной среды, вне общества нет личности, нет сознания. Без ясного сознания, как определенного состояния мозга, невозможна психическая деятельность. Сознание имеет активный характер и неразрывно связано с деятельностью, речью.
Важную роль среди различных свойств сознания играет его ориентирующее качество. Здоровый психически человек способен ориентироваться в месте, времени, окружающей обстановке, собственной личности. При патологии это свойство сознания нарушается.
Особенности сознания:
Человек, обладающий сознанием, выделяет себя из окружающего мира, отделяет себя, свое «Я» от внешних вещей, а свойства вещей – от них самих.
Способен увидеть себя, находящимся в определенном месте пространства и в определенной точке временной оси, связывающей настоящее, прошлое и будущее.
Способен увидеть себя в определенной системе отношений с другими людьми.
Способен устанавливать адекватные причинно-следственные отношения между явлениями внешнего мира и между ними и своими собственными действиями.
Отдает отчет в своих ощущениях, мыслях, переживаниях, намерениях и желаниях.
Знает особенности своей индивидуальности и личности.
Способен планировать свои действия, предвидеть их результаты и оценивать их последствия, т.е. способен к осуществлению преднамеренных произвольных действий.
Обязательным условием формирования и появления всех указанных выше специфических качеств сознания является язык. В процессе речевой деятельности происходит накопление знаний.
Основные функции сознания:
познавательная - реализуется в приобретении и накоплении знаний о природе, обществе и самом человеке;
конструктивная - проявляется в опережающем отражении, в мысленном моделировании будущего и в целенаправленном преобразовании на этой основе действительности, в создании, в частности, предметных форм, не существующих в природе;
регулятивно управленческая – сознание обеспечивает разумное регулирование и самоконтроль поведения и деятельности человека, его взаимоотношения с внешним миром;
прогностическая – сознание позволяет предвидеть будущее, прогнозировать свои действия, строить планы и осуществлять их.
Основные характеристики сознания:
1. Самосознание, или индивидуальное сознание, - это сознание конкретно взятого человека, с помощью которого он исследует самого себя, осознает собственный окружающий мир, производит самооценку своих поступков и самого себя в целом, осознает собственное положение в системе общественных и производственных отношений.
2. Общественное сознание – это отражение общественного бытия. Оно включает в себя политические, философские, правовые взгляды, моральные нормы, научные знания, межличностные отношении, отношения к окружающим людям. Общественное сознание влияет на индивидуальное, на его развитие.
3. Низший уровень сознания – бессознательное. Это совокупность психических процессов, актов, состояний, когда человек не дает себе отчета. Утрачивается ориентировка во времени, месте, нарушается речевое регулирование поведения. Это психологическое явление может быть во сне. Бессознательные процессы в организме: работа почек, печени, сердца, пищеварительные процессы.
4. Автоматизированные навыки – движения, бывшие в прошлом сознательными, но благодаря повторению автоматизировавшиеся (и поэтому стали неосознанными). Например, процесс рабочих операций, ходьба, бег, езда на велосипеде и т.д.
Параметры сознания:
центр сознания – совокупность элементов объективной реальности, осознающихся наиболее четко;
периферия – ее составляет то, что осознается менее отчетливо, смутно;
объем, или поле, сознания – составляют вместе центр и периферия;
порог сознания – им служит тот его функциональный уровень, ниже которого явления объективной реальности не осознаются;
непрерывность потока сознания – означает, что настоящее в сознании проистекает из сознательного опыта прошлого.
Три основные формы сознания:
1. Бодрствование - состояние осознания окружающего мира и себя, доступное самонаблюдение.
2.Сон - состояние, которое предполагает переживание сновидений, различающихся степенью связанности: от отдельных образов до их упорядоченных последовательностей; допускается подпороговое восприятие и частичное запоминание содержания сновидений.
3.Бессознательное - экстремальное состояние, при котором регистрируется лишь психовегетативная реакция: проявление познавательных и эмоциональных процессов отсутствуют.
В клинической практике применяется критерий ясности сознания (правильная ориентировка в месте, времени и собственное отличие).
Критерии нарушенного (помраченного) сознания (К. Ясперс, 1923):
1. Отрешенность от реального мира (неотчетливость или невозможность воспринимать окружающее). Больной отрешен от действительности. Реальный мир, происходящие в нем события, изменения не привлекают внимания пациента, а если и воспринимаются им, то лишь парциально, не последовательно, фрагментарно. Возможность осознания и понимания явлений окружающей жизни ослаблена, а порой и полностью утрачена.
2. Дезориентировка в месте, времени, ситуации, собственной личности. Больной дезориентирован в месте, ситуации, времени, окружающих людях, собственной личности, что выражено в различной степени. Алло- и аутопсихическая дезориентировка, являясь одним из ведущих симптомов при любом нарушении сознания, имеет при каждом из них характерные особенности структуры, выраженности и развития.
3. Нарушение процессов мышления (бессвязность или невозможность суждений). Мышление пациента резко расстраивается, ассоциативный процесс упрощается, затрудняется, речь становится фрагментарной, непоследовательной, достигая у части больных степени инкогеренции.
4. Частичная или полная амнезия. Отмечаются разнообразные конградные нарушения памяти. После выхода из состояния нарушенного сознания воспоминания всегда неполные, фрагментарные, непоследовательные, в ряде случаев отсутствуют вовсе.
Основные инструменты сознания:
интуиция,
рассудочное мышление (интеллект),
эмоциональное (страстно-чувственное) начало,
энергетическое (духовное) начало,
воля,
внимание.
Материальные носители сознания и подсознания:
кора головного мозга,
подкорка.
Уровни отражения сознания (по Б.Ф. Ломову):
1.Сенсорно–перцептивный уровень. В системе образного отражения этот уровень является базовым. Формируясь на самых начальных ступенях психического развития индивида, он не теряет своего значения в течение всей его жизни. Конечно, при переходах от одних возрастных ступеней к другим он изменяется, обогащается и трансформируется (например, оптическое, акустическое, химическое, термическое отражение).
2.Уровень представлений. Представление как ощущение и восприятие — феномен образного отражения. Но если ощущение и восприятие какого–либо предмета или его свойства возникают только при его непосредственном воздействии на орган чувств, то представление возникает без такого непосредственного воздействия. В этом смысле оно является вторичным образом предмета (например, воображение, образная память, восприятие).
3.Вербально–логическое мышление, речемыслительный процесс. В отличие от первых двух, относящихся к образному отражению, чувственному познанию, этот уровень — уровень понятийного отражения, рационального познания (весь багаж знаний, накопленных человечеством).
Этапы формирования сознания в процессе онтогенеза:
Дети до года – «бодрствующее» сознание, отражающее уровень активности и формирования восприятия и реакций на окружающую среду.
Возраст 2-3 года – «предметное» сознание, предусматривающее непосредственное познание, овладение, манипуляцию с предметами и объектами. Однако в это время ребенок еще не выделяет себя из окружающей среды, он начинает употреблять местоимение «Я», узнавать себя в зеркале и на фотографии. Чуть позже отмечается половая идентификация, т.е. осознание и отнесение себя к определенному полу.
Пре- и пубертатный возраст – аутопсихическая ориентировка, осознание и познание своего психического «Я», начинает формироваться коллективное сознание.
Возраст 16-22 лет – период формирования общественного, высшего социального сознания.
НАРУШЕНИЕ СОЗНАНИЯ
Причины:
травмы головного мозга;
интоксикация;
кислородное голодание;
нарушение мозгового кровообращения;
инфекционные заболевания,
соматические заболевания, и др.
В клинической практике различают две группы выраженных патологических состояний сознания:
1. Помрачение сознания:
Делирий – нарушение ориентировки в месте, времени и окружающей обстановке при условии сохранения ориентировки в собственной личности. Типичным является появление обильных зрительных (чаще различные зоопсии) и слуховых галлюцинаций. У больных – психомоторное возбуждение, испытывает страх, тревогу. В остром состоянии больные представляют определенную опасность для окружающих. Наиболее часто делирий наблюдается при алкоголизме (в быту – «белая горячка»).
Аменция – нарушается ориентировка в окружающем пространстве, во времени, в собственной личности. Пациент не осмысливает окружающее, речь его представляет обрывки фраз, пациент возбужден в пределах постели. Аменция наблюдается при тяжелых и длительно текущих заболеваниях.
Онейроид (сноподобное состояние) – характеризуется неполной, чаще двойной ориентировкой в месте, времени и собственной личности. Пациент как бы погружается в мир сноподобных фантастических грез. Мимика пациента то грустно-отрешенная, то «зачарованная». Глаза чаще закрыты или полузакрыты. Если с пациентом вступить в контакт, то он может рассказывать о своих сновидениях и в то же время сообщить свои паспортные данные, номер палаты (двойная ориентировка). Онейроид наблюдается при острых эндогенных психозах, некоторых инфекционных заболеваниях.
Сумеречное состояние – напоминает состояние человека, находящегося в сумерках, когда он видит только небольшое число слабо освещенных окружающих предметов. Пациент неплохо ориентирован в окружающем, самосознание его изменено. В поведении преобладают автоматизированные действия, внешне вполне упорядоченные. Иногда развиваются устрашающие галлюцинаторно-бредовые состояния. Наблюдается это состояние при эпилепсии, органических заболеваниях головного мозга.
Состояние амбулаторного автоматизма – сознание окружающего и самосознание изменены (как в полусне). Сюда относятся снохождение (сомнамбулизм, лунатизм) и транс.
Деперсонализация – расстройство сознания собственной личности. Это болезненное чувство отчуждения собственной личности, осознаваемое и болезненно переживаемое самим пациентом. Ему кажется, что изменилось тело (стало большим, маленьким, легким, тяжелым) и его привычная схема (руки длинные, туловище короткое и т.д.)
2. Выключение сознания:
Обнубиляция (от лат.nubes – облако) – легкое нарушение сознания. Сознание на короткое время заволакивается легким облачком, как бы затуманивается.
Сомноленция (сонливость) – длительное состояние (часы, дни), напоминающие дремоту. Ориентировка не нарушается. Наблюдается при приеме большого количества снотворных, алкоголя.
Оглушение – глубокое расстройство сознания. Пациенты вялые, заторможенные, сообразительность снижена, память ослаблена. Оглушение наблюдается при сахарном диабете, крупозной пневмонии, перитоните, нейроинфекции и др.
Сопор – глубокая стадия оглушения. Пациент обездвижен, не удается вызвать ответных реакций, за исключением болевой, реакции зрачков на свет. Наблюдается при тяжелой сердечно-сосудистой декомпенсации, интоксикации, тяжелых инфекциях.
Кома – полное выключение сознания. Рефлексов нет. Наблюдается при тяжелой черепно-мозговой травме, сахарном диабете и др.
Обморок – внезапная потеря сознания за счет спазма сосудов головного мозга. Причины и продолжительность различны.
2. «Я»-концепция.
«Я»-концепция – это динамическая система представлений человека о самом себе, в которую входит как собственно осознание своих физических, интеллектуальных и других качеств, так и самооценка, а также субъективное восприятие, влияющих на данную личность внешних факторов.
«Я»-концепция — система представлений индивида о самом себе, осознаваемая, рефлексивная часть личности. Эти представления о себе самом в большей или меньшей степени осознаны и обладают относительной устойчивостью. Эти представления могут осознаваться человеком в разной мере и быть относительно устойчивыми.
Данная концепция является результатом самопознания и самооценивания человека посредством отдельных образов в рамках различных реальных и представляемых ситуаций, а также посредством мнений окружающих и соотнесения человеком себя с ними.
Три основные составляющие данной концепции:
когнитивная,
поведенческая,
эмоциональная.
Возникает в процессе развития человека как итог трех процессов:
самовосприятия (своих эмоций, чувств, ощущений, представлений и пр.),
самонаблюдения (своей внешности, своего поведения),
самоанализа (своих мыслей, поступков, взаимоотношений с другими людьми и сравнения с ними).
Формирование концепции начинается с раннего детства, проходя ряд этапов:
Физическое выделение себя из окружающего мира.
Отношение к себе формируется в дошкольный период.
Дошкольники очарованы собой, и поэтому многие их занятия и мысли направлены на то, чтобы как можно больше узнать о себе.
В школьном возрасте происходит существенное изменение образа «Я».
В отрочестве и юности самооценки принимают более отвлеченный характер, подростки заметно озабочены тем, как их воспринимают окружающие.
На протяжении всего взрослого периода жизни человек стремится сохранить достаточно устойчивую «Я»-концепцию, или изменить ее.
Различные факторы, влияющие на «Я»-концепцию.
Традиционно выделяются три модальности «Я»-концепции:
«Я»-реальное – представления, связанные с тем, как человек воспринимает себя: внешность, конституцию, возможности способности, социальные роли, статус и т. д.; то есть его представления о том, каков он есть на самом деле.
«Я»-идеальное – представления, связанные с тем, каким человек хотел бы быть. «Я»-идеальное отражает цели, которые личность связывает со своим будущим.
«Я»-зеркальное - связано с представлениями о том, каким его видят и что о нем думают другие.
Позитивная «Я»-концепция - это позитивное отношение к себе, самоуважение и принятие себя, ощущение собственной ценности.
Негативная «Я»-концепция - негативное отношение к себе, неприятие себя, ощущение своей неполноценности.
Самооценка — это представление человека о важности своей личности, деятельности среди других людей и оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков, выражение их открыто или даже закрыто.
Самооценка личности может быть:
адекватной,
завышенной
заниженной.
При сильных отклонениях от адекватной самооценки личность может испытывать психологический дискомфорт и внутренние конфликты. Печальнее всего то, что, сам человек зачастую не осознает истинных причин этих явлений и ищет причины вне себя.
Американский психолог У. Джеймс (1842 - 1910) предложил формулу для самооценки: Самооценка = Успех / Уровень притязаний
Уровень притязаний - уровень, которого индивид стремится достичь в различных сферах жизнедеятельности (карьера, статус, благосостояние и т. п.), идеальная цель его будущих действий.
Успех - факт достижения определенных результатов, выполнение определенной программы действий, отражающих уровень притязаний.
Из формулы видно, что самооценку можно повысить либо снижая уровень притязаний, либо повышая результативность своих действий.