СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Методическая разработка теоретического занятия для преподавателей и студентов медицинских колледжей
Государственное автономное образовательное учреждение
среднего профессионального образования Республики Крым
«Евпаторийский медицинский колледж»
План занятия (теоретическое) № 4
Тема занятия: Особенности психических процессов у здорового и больного человека
Специальность: 34.02.01 Сестринское дело
Курс: 2-й
Дисциплина: ОП.09. Психология
Цели занятия:
Образовательные: получить общие представления о предмете психологии, научиться применять в повседневной жизни и в профессии полученные умения и навыки.
Развивающие: способствовать развитию умений обучающихся обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнение, делать необходимые выводы; способствовать развитию умений применять полученные знания в нестандартных условиях; создание условий для развития умений грамотно, четко и точно выражать свои мысли.
Воспитательные: создание условий, обеспечивающих воспитание интереса к будущей профессии медицинского техника; создание условий для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету; создание условий по овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности; обеспечение условий для воспитания творческого отношения к избранной профессии.
Междисциплинарные связи: Основы философии, культура речи в профессиональном общении, анатомия и физиология человека, гигиена и экология человека, основы профилактики, общественное здоровье и здравоохранение, безопасность жизнедеятельности, здоровый человек и его окружение.
Внутридисциплинарные связи: Возрастная, социальная, медицинская, семейная психология, конфликтология, психология общения.
Место проведения: Лекционная аудитория
Тип занятия: теоретическое
Количество часов: 2
Обеспечение занятия (средства обучения) – методическая разработка
Литература:
Психология для медицинских колледжей: учебник/ О.И.Полянцева, - Изд. 2-е. Ростов н/Д: Феникс, 2020. – 431 с.
Студент должен знать:
- основные направления психологии, психологию личности и малых групп, психологию общения;
- задачи и методы психологии;
- основы психосоматики;
- особенности психических процессов у здорового и больного человека;
- психологические факторы в предупреждении возникновения и развития болезни;
- особенности делового общения.
Студент должен уметь:
- эффективно работать в команде;
- проводить профилактику, раннее выявление и оказание эффективной помощи при стрессе;
- осуществлять психологическую поддержку пациента и его окружения;
- регулировать и разрешать конфликтные ситуации;
- общаться с пациентами и коллегами в процессе профессиональной деятельности;
- использовать вербальные и невербальные средства общения в психотерапевтических целях;
- использовать простейшие методики саморегуляции, поддерживать оптимальный психологический климат в лечебно-профилактическом учреждении.
Студент должен обладать:
Общие компетенции
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.
ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.
ОК 12. Оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.
ОК 13. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
ОК 14. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
Профессиональные компетенции
ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения.
ПК 1.2. Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения.
ПК 1.3. Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний.
ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.
ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.
ПК 2.3. Сотрудничать с взаимодействующими организациями и службами.
ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования.
ПК 2.7. Осуществлять реабилитационные мероприятия.
ПК 2.8. Оказывать паллиативную помощь.
ПК 3.1. Оказывать доврачебную помощь при неотложных состояниях и травмах.
ПК 3.2. Участвовать в оказании медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях.
ПК 3.3. Взаимодействовать с членами профессиональной бригады и добровольными помощниками в условиях чрезвычайных ситуаций.
Структура занятия:
Организационный момент - 2 мин.
Цели занятия (мотивация) - 3 мин.
Введение нового материала - 70 мин.
Закрепление материала - 10 мин.
Задание на дом - 2 мин.
Подведение итогов - 3 мин.
Ход занятия:
Организационный момент: Приветствие, вступительное слово преподавателя. Проверка присутствующих, внешнего вида студентов, готовности студентов к лекции.
Цели (мотивация) занятия. Познание нового, привитие интереса к предмету, формирование связи с будущей профессией, уважение к профессии медицинского работника, понимание полезности приобретенных знаний, умений и навыков в личной жизни и в профессиональной сфере, возможность применения их в повседневной жизни.
Введение нового материала (план изложения содержания с определением разделов, вопросов для самостоятельного изучения):
а) введение
Психика – это субъективный образ объективного мира, на основе и при помощи которого осуществляются ориентировка и управление поведением. Материальным субстратом психики является мозг, но сколько бы мы его не препарировали, самой психики мы не увидим. Как же тогда изучать явления, которые нельзя пощупать, которые не поддаются прямым замерам? В науке помимо изучения некоторого явления напрямую существует косвенный путь – изучение явления через то, в чем оно проявляется. Следовательно, изучение психики мы можем начать с изучения психических явлений, в которых она проявляется. Психика сложна и многообразна по своим проявлениям. Для удобства исследования и изучения единую психическую деятельность условно принято разграничивать на три сферы: познавательную, эмоциональную и двигательно-волевую.
б) основная часть
1. Познавательная, эмоциональная, двигательно-волевая сферы.
2. Особенности протекания психических процессов у здорового и больного человека.
в) выводы:
Помимо психических явлений существует целый ряд других форм проявлений психики, которые изучает психология. К ним можно отнести: факты психической саморегуляции поведения, неосознаваемые психические процессы, психосоматические явления, продукты духовной и материальной культуры. В них психика обнаруживает свои свойства и поэтому через них может изучаться.
4. Закрепление материала.
Устный опрос:
1. Перечислите и охарактеризуйте основные психические процессы.
2. Что такое ощущение?
3. Что такое восприятие? Назовите нарушения восприятий.
4. Какие типы памяти вы знаете?
5. Что такое внимание?
6. Какие расстройства речи вам известны?
7. Перечислите основные виды мыслительных операций и дайте им краткое определение.
8. Расскажите о классификации эмоций. Чем отличаются эмоции от чувств?
9. Что такое настроение?
10. Расскажите о нарушениях эмоциональной сферы.
5. Домашнее задание: Психология для медицинских колледжей: учебник/ О.И. Полянцева, - Изд. 2-е. Ростов н/Д: Феникс, 2020. – 431 с.
1. Читать стр. 54 – 86 учебника.
2. Устно ответить на вопросы на стр. 78, 86.
6. Подведение итогов. Ответы на вопросы студентов.
Преподаватель: Бударина О.П.
«ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
У ЗДОРОВОГО И БОЛЬНОГО ЧЕЛОВЕКА»
1. Познавательная, эмоциональная, двигательно-волевая сферы.
Психика – это субъективный образ объективного мира, на основе и при помощи которого осуществляются ориентировка и управление поведением.
Материальным субстратом психики является мозг, но сколько бы мы его не препарировали, самой психики мы не увидим.
Как же тогда изучать явления, которые нельзя пощупать, которые не поддаются прямым замерам? В науке помимо изучения некоторого явления напрямую существует косвенный путь – изучение явления через то, в чем оно проявляется. Следовательно, изучение психики мы можем начать с изучения психических явлений, в которых она проявляется.
Психика сложна и многообразна по своим проявлениям. Для удобства исследования и изучения единую психическую деятельность условно принято разграничивать на три сферы:
познавательную (ощущения, восприятия, память, воображение, мышление),
эмоциональную (эмоции и чувства),
двигательно-волевую (воля).
Помимо психических явлений существует целый ряд других форм проявлений психики, которые изучает психология. К ним можно отнести: факты психической саморегуляции поведения, неосознаваемые психические процессы, психосоматические явления, продукты духовной и материальной культуры. В них психика обнаруживает свои свойства и поэтому через них может изучаться.
2. Особенности протекания психических процессов у здорового
и больного человека.
Рассмотрим основные психические процессы и свойства человека.
1. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ – это процессы, с помощью которых человек обогащает свои знания, познает окружающий мир.
К ним относятся:
ОЩУЩЕНИЯ – отражение отдельных свойств предметов, непосредственно воздействующих на наши органы чувств;
ВОСПРИЯТИЯ – отражение предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств в целом, в совокупности свойств и признаков этих предметов;
ВООБРАЖЕНИЕ – отражение будущего, создание нового образа на основе прошлого опыта; мысленное создание новых, ранее не имевших места представлений, образов и восприятий;
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ – это воспроизведение следов бывших восприятий;
ПАМЯТЬ – отражение прошлого опыта или запечатление, сохранение и воспроизведение чего-либо;
ВНИМАНИЕ– определенная направленность психической деятельности, сознания человека на избирательное восприятие предметов и явлений;
МЫШЛЕНИЕ – высшая форма отражательной деятельности, позволяющая понять сущность предметов и явлений, их взаимосвязь, закономерность развития;
РЕЧЬ – специфически человеческая норма психической деятельности, использующая средства языка.
С помощью этих процессов мир в сознании отражается таким, каким он представляется человеку в данный момент; они позволяют возобновить в сознании прошлое, строить образные модели, обеспечивают решение задач, используя знания.
Познавательная деятельность начинается с ощущений, в результате которых в головном мозге отражаются отдельные свойства окружающих предметов и явлений. Благодаря органам чувств человек слышит звуки, различает запахи, цвета. Ощущения – простейший психический процесс, чувственное познание мира.
1. ОЩУЩЕНИЕ – это отражение в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств в данный момент.
Органы чувств – это те механизмы, с помощью которых информация об окружающей среде поступает в кору головного мозга. С помощью ощущений отражаются основные внешние признаки предметов и явлений (цвет, форма, величина, особенности поверхности предметов, звук, вкус и др.) и состояние внутренних органов (мышечные ощущения, боль и др.).
Способность иметь ощущения называется чувствительностью.
У всех людей разная степень чувствительности и ее определяют:
индивидуальные особенности организма;
возраст;
переутомление;
заболевания;
снижение чувствительности при алкоголизме;
гормоны и вещества, вырабатываемые организмом.
Органы чувств – это единственные каналы, по которым внешний мир проникает в человеческое сознание. Суть ощущения – субъективные образы объективного мира.
Ощущения различают по качеству, силе, длительности. Каждое ощущение сопровождается положительной или отрицательной эмоциональной реакцией.
Виды ощущений:
1.экстерорецептивные ощущения (внешние ощущения);
2.интерорецептивные ощущения (внутренние ощущения);
3.проприоцептивные ощущения (ощущения движения).
1. Экстерорецептивные ощущения отражают свойства предметов и явлений внешней среды.
Еще Аристотель выделил 5 основных ощущений:
Ощущения | Стимулы внешней среды | Сенсорные клетки, восприни-мающие стимуляцию |
Слуховые | Звуковые волны | Чувствительные к делению волосковые клетки, находящиеся в улитке внутреннего уха |
Зрительные | Световые волны | Чувствительные к свету палочки и колбочки в сетчатке глаза |
Тактильные | Давление на кожу | Чувствительные окончания нейронов кожи |
Вкусовые | Молекулы, растворенные в жидкости | Вкусовые клетки во вкусовых почках языка |
Обонятельные | Молекулы, растворенные в жидкости | Чувствительные окончания обонятель-ных нейронов на слизистой оболочке носа |
С помощью зрительных ощущений человек способен различать до 180 тонов цвета и более 10 000 оттенков между ними.
С помощью слуховых ощущений человек воспринимает речь других людей, контролирует многие виды работ, наслаждается музыкой и т.д.
Обонятельные ощущения помогают человеку различать распространенные в воздухе летучие вещества и запахи.
Вкусовые ощущения определяют качественные особенности принимаемой человеком пищи и находятся в большой зависимости от чувства голода.
Температурные ощущения - это ощущения тепла и холода.
Тактильные ощущения совместно с мышечно-двигательными составляют осязание, с помощью которого человек отражает качественные особенности предметов - их гладкость, шероховатость, плотность, а также прикосновение предмета к телу, место и размер раздражаемого участка кожи. У детей, не получающих достаточного тактильного тепла, часто возникает явление психосоциальной карликовости с замедлением физического и психического развития, иногда необратимого.
2. Интерорецептивные ощущения отражают состояние внутренних органов. К ним относятся:
Болевые ощущения сигнализируют о повреждениях и раздражениях органов человека, являются своеобразным проявление защитных функций организма. Предупреждает о воздействии потенциально опасных стимулов. Интенсивность болевых ощущений бывает различной, достигая в отдельных случаях большой силы, что может привести к возникновению шокового состояния. Болевые ощущения проявляются также в снах. Сенсорные клетки, воспринимающие стимуляцию: чувствительные окончания болевых нейронов кожи и других тканей.
Ощущения равновесия обеспечивают вертикальное положение человеческого тела, возникает в результате функциональной деятельности вестибулярного анализатора.
Ощущения ускорения – это ощущения, отражающие развивающиеся при движении человека центробежные и центростремительные силы.
3. Проприоцептивные ощущения - это ощущения, отражающие движение нашего тела:
Мышечно-двигательные ощущения, с помощью которых человек получает информацию: о положении тела в пространстве, о взаимном расположении всех его частей, о движении тела и его частей, о сокращении, растяжении и расслаблении мышц и т.п.
НАРУШЕНИЯ ОЩУЩЕНИЙ:
Гиперестезия - повышенная чувствительность и восприимчивость больным тех раздражителей, которые в обычном состоянии человеком подчас не фиксируются. Больные начинают ощущать даже собственную одежду, которая раздражает их. Подобные состояния типичны для невротических состояний.
Гипестезия - пониженная чувствительность к внешним раздражителям. Окружающий мир с его красками, звуками, иными чувственными раздражителями воспринимается больным как сквозь пелену, отдаленно. Это расстройство встречается, в частности, при депрессиях.
Анестезия - отсутствие чувствительности (анальгезия - отсутствие боли, может убить человека). Феномен – «вызванная стрессом анальгезия» - это временный регулирующий механизм, временно предотвращающий возникновение боли, когда жизненно важно не замечать повреждения, например, летчик Маресьев.
Сенестопатия - трудно локализуемые, тягостные, как правило, не поддающиеся точному описанию, ощущения, не имеющие в своей основе какой-либо соматической патологии.
Парестезия - ощущения жжения, покалывания, стягивания.
Ощущение кожного зуда. Может быть при многих заболеваниях (неврозы, органические поражения центральной нервной системы и периферической нервной системы, болезни почек, крови, кожи и т.д.). Неблагоприятно влияет на психику пациента.
Ощущение боли. Боль возникает как при непосредственном воздействии на тело внешних раздражителей, так и при изменениях в самом организме, вызываемых различными патологическими процессами. Боль может возникать или усиливаться по условно-рефлекторному механизму и быть психогенно обусловленной.
2. ВОСПРИЯТИЕ - воспроизведение в сознании целостного образа со всеми его свойствами и качествами.
Восприятие – это отражение предмета в целом с его узнаванием. Воспринятые образы закрепляются и сохраняются в головном мозге.
Восприятие – это активный процесс. Человек воспринимает мир в деятельности, в процессе труда, что углубляет и совершенствует его восприятие.
Восприятие – яркое, четкое, целостное, произвольно не изменяется, относится к настоящему времени.
У каждого человека индивидуальное восприятие по быстроте, глубине, полноте, точности, тонкости, эмоциональной насыщенности. Сюда же подключается прошлый опыт, знания и умения.
Способность к устойчивому и целеустремленному восприятию как черта личности называется наблюдательностью. Медработник должен развивать свою наблюдательность, в том числе за болезненными проявлениями пациентов.
Основные характеристики восприятия:
Константность – относительная независимость образа от условий восприятия, проявляющаяся в его неизменности: форма, цвет и размер предметов воспринимаются нами как постоянные, несмотря на то, что сигналы, поступающие от этих предметов в органы чувств, непрерывно меняются. Значение константности очень велико. Не будь этого свойства, при всяком нашем движении, при каждом изменении расстояния до предмета, при малейшем повороте головы или перемене освещения практически непрерывно изменялись бы все основные признаки, по которым человек узнает предмет.
Предметность – объект воспринимается как абсолютно в пространстве и во времени отдельное физическое тело. Наиболее ярко данное свойство проявляется в феномене выделения фигуры из фона. Т.е. воспринимаемая реальность всегда разделяется как бы на два слоя: на фигуру – образ предмета и фон – образ окружающего предмет пространства.
Целостность – проявляется в двух взаимосвязанных аспектах: объединение разных элементов в целое и независимость образованной целостности (в определенных границах) от качества элементов. При этом восприятие целого влияет и на восприятие частей. Существует несколько правил группировки частей в целое: правило подобия, правило «общей судьбы», правило близости.
Обобщенность – отношение каждого образа к некоторому классу объектов. Оно проявляется, например, в способности человека свободно читать текст, независимо от шрифта или почерка, которым он написан. Обобщенность восприятия позволяет не только классифицировать и узнавать предметы и явления, но и предсказывать некоторые свойства, непосредственно не воспринимаемые.
Между всеми перечисленными характеристиками восприятия есть некоторое функциональное сходство. Константность, предметность и обобщенность придают образу важную черту – независимость в некоторых пределах от условий восприятия и искажений.
На качество восприятия оказывают значительное влияние такие психические функции, как мышление и эмоции. Например, в подавленном состоянии человек все воспринимает в тусклом свете, а в хорошем настроении – все воспринимается в более ярких красках; если нам хорошо и приятно, то время бежит быстро, а если вынуждены ждать или находимся в плохом настроении – оно тянется бесконечно.
Классификация восприятий:
1. По виду преобладающего анализатора:
зрительные;
слуховые;
обонятельные;
осязательные;
вкусовые.
2. По целям деятельности:
непреднамеренное (непроизвольное) – отсутствует цель, волевая активность;
преднамеренное (произвольное) – имеется цель воспринимать тот или иной предмет; может быть включено в деятельность, например, учебную, или выступать самостоятельно – наблюдение.
3. По форме восприятия:
восприятие пространства;
времени;
движения.
РАССТРОЙСТВА ВОСПРИЯТИЙ:
Причины: инфекционные агенты, отравления, интоксикации.
Иллюзии - это искаженное восприятие реального объекта. Иллюзии подразделяются на: зрительные, слуховые, обонятельные, тактильные и вкусовые. Они могут наблюдаться и у здоровых людей, особенно в тех случаях, когда восприятие окружающего бывает неотчетливым (полумрак, шумная обстановка) или человек находится в состоянии эмоционального напряжения (ожидание, страх, особенно то и другое одновременно).
Галлюцинации — болезненное восприятие без реального объекта. При галлюцинациях человек видит, слышит, ощущает при отсутствии реального раздражителя. Галлюцинации, как и иллюзии, подразделяются по органам чувств. Чаще наблюдаются зрительные, слуховые и обонятельные галлюцинации.
Агнозии - это нарушения узнавания предмета.
Дереализация - искаженное восприятие объектов окружающего мира. Больные узнают окружающую обстановку, но она кажется им «какой-то не такой», все воспринимается как через толстое стекло, измененное.
3. ВООБРАЖЕНИЕ – мысленное создание новых, ранее не имевших места представлений, образов и восприятий.
Человек может вообразить по рассказам других людей то, чего не существует в действительности. Воображение позволяет человеку отрываться от непосредственной обстановки и ситуации и переноситься в будущее, прогнозировать развитие того или иного процесса.
Чем больше у человека практического опыта и теоретических знаний, тем богаче и точнее его воображение.
Виды воображения:
активное воображение – пользуясь им, человек усилием воли, по собственному желанию вызывает у себя соответствующие образы.
пассивное воображение – его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.
продуктивное воображение – в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Но при этом в образе она все же творчески преобразуется.
репродуктивное воображение – ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.
Приемы создания образов:
Комбинирование,
Агглютинация,
Акцентирование,
Гиперболизация,
Типизация,
Схематизация
У людей с болезненным воображением могут рисоваться мрачные картины исхода его болезни, появляться чувства безнадежности и безысходности.
4. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ – это воспроизведение следов бывших восприятий.
Представлением называются возникающие в сознании человека образы предметов и явлений, которые воспринимались им ранее. Представления возникают в результате переработки и осмысления прошлого опыта, поэтому они носят более обобщенный характер, чем восприятия. Представления составляют основное содержание наших знаний и навыков, поэтому они играют большую роль в процессе обучения.
У многих больных может быть неправильное представление о своей болезни, зачастую пугающее их, вселяющее страх и опасения за жизнь и здоровье.
Задачей медперсонала является умение доступно и понятно информировать больного о его заболевании, вселяя в него уверенность в выздоровление.
5. ПАМЯТЬ – это форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.
Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.
Память – основа психической деятельности. Без нее невозможно понять основы формирования поведения, мышления, сознания, подсознания. Поэтому дл лучшего понимания человека необходимо как можно больше знать о нашей памяти.
Физиологической основой памяти является система условных рефлексов. Память – обще мозговая функция, в которой участвуют все разделы головного мозга, а также подкорковые образования, но самое большое значение имеют височные доли головного мозга.
Основные процессы памяти:
заучивание;
сохранение;
воспроизведение;
узнавание;
забывание.
Виды памяти:
Непроизвольная память - информация запоминается сама собой без специального заучивания, в ходе выполнения деятельности, в ходе работы над информацией. Сильно развита у детей, у взрослых ослабевает.
Произвольная память - информация запоминается целенаправленно с помощью специальных приемов.
Кратковременная память (КП). Любая информация вначале попадает в кратковременную память, которая обеспечивает запоминание однократно предъявленной информации на короткое время (5-7 минут), после чего информация может забыться полностью или перейти в долговременную память, но при условии 1-2-кратного повторения информации. Кратковременная память (КП) ограничена по объему, при однократном предъявлении в КП помещается в среднем 7+ 2 объекта запоминания. Это логическая формула памяти человека, то есть в среднем с одного раза человек может запомнить от 5 до 9 слов, цифр, чисел, фигур, картинок, кусков информации.
Долговременная память (ДП) обеспечивает длительное сохранение информации. Бывает двух типов: с сознательным доступом (человек может по своей воле извлечь, вспомнить нужную информацию) и закрытая (человек в естественных условиях не имеет к ней доступа, а лишь при гипнозе, при раздражении участков мозга может получить к ней доступ и актуализировать во всех деталях образы, переживания, картины всей жизни человека).
Оперативная память - вид памяти, проявляющийся в ходе выполнения определенной деятельности, обслуживающий эту деятельность благодаря информации, поступающей как из КП, так и из ДП, необходимой для выполнения текущей деятельности.
Промежуточная память обеспечивает сохранение информации в течение нескольких часов, накапливает ее в течение дня, а время ночного сна отводится организмом для очищения промежуточной памяти и категоризации информации, накопленной за прошедший день, переводя ее в долговременную память. По окончании сна промежуточная память опять готова к приему новой информации. У человека, который спит менее трех часов в сутки, промежуточная память не успевает очищаться, в результате чего нарушается выполнение мыслительных, вычислительных операций, снижается внимание, кратковременная память, появляются ошибки в речи, в действиях.
Важные условия для запоминания:
желание;
осмысление;
повторение;
проговаривание вслух.
Эффективность произвольной памяти зависит:
1. От целей запоминания – насколько прочно, долго человек хочет запомнить. Если цель – выучить, чтобы сдать экзамен, то вскоре после экзамена многое забудется, если цель – выучить надолго, для будущей профессиональной деятельности, то информация сохраняется почти полностью.
2. От приемов заучивания:
механическое дословное многократное повторение – работает механическая память, тратится много сил, времени, а результаты низкие. Механическая память – это память, основанная на повторении материала без его осмысливания;
логический пересказ – включает в себя: логическое осмысление материала, систематизацию, выделение главных логических компонентов информации, пересказ своими словами – работает логическая память (смысловая) – вид памяти, основанный на установлении в запоминаемом материале смысловых связей. Эффективность логической памяти в 20 раз выше, лучше, чем у механической памяти;
образные приемы запоминания (перевод информации в образы, графики, схемы, картинки) – работает образная память. Образная память бывает разных типов: зрительная, слуховая, моторно-двигательная, вкусовая, осязательная, обонятельная, эмоциональная. Эти типы памяти в той или иной степени выраженности имеются у каждого человека. Виды памяти обусловлены генетически;
мнемические приемы запоминания (специальные приемы для облегчения запоминания).
Для уменьшения забывания необходимо:
понимание, осмысление информации - механически выученная, но непонятная до конца информация забывается быстро и почти полностью;
повторение информации – в первые дни после заучивания необходимо чаще повторять, так как в эти дни максимальны потери от забывания.
Наиболее важными качествами памяти являются:
быстрота запоминания;
объем усвоенного;
прочность сохранения информации;
точность воспроизведения информации.
НАРУШЕНИЯ ПАМЯТИ
При различных заболеваниях могут страдать отдельные компоненты памяти: запоминание, удержание, воспроизведение.
Гипомнезия - снижение, ослабление памяти. Наблюдается при сильном переутомлении, при астенических состояниях, у пожилых людей, при атеросклерозе сосудов головного мозга, в результате тяжелых перенесенных заболеваний.
Амнезия - выпадение памяти, отсутствие памяти. Наблюдается в результате травм мозга, очень сильных отравлений, при старческих психозах. Различают:
ретроградная амнезия - из памяти выпадают события, предшествующие заболеванию, травме,
антероградная амнезия - из памяти выпадает то, что было после заболевания;
тотальная амнезия - из памяти выпадают события до и после бессознательного состояния.
частичная амнезия – может быть при органических заболеваниях головного мозга, когда поражается какой-либо вид памяти.
Парамнезии - ошибки, обманы памяти. Их подразделяют на:
конфабуляции — пробелы памяти замещаются событиями и фактами, не имевшими места в действительности, то есть вымыслами, причем это происходит помимо желания больных обмануть, ввести в заблуждение. Наблюдается при старческом психозе, при хроническом алкоголизме, прогрессирующем параличе, сифилисе мозга;
псевдореминисценции - патология памяти, при которой происходит сдвиг событий во времени, больные события прошлого переносят в настоящее. Это нередко наблюдается у больных со старческим психозом.
Гипермнезия - повышенная способность к запоминанию, обострение воспоминаний в воспроизведении мельчайших деталей давно прошедших впечатлений, но недостаточное запоминание текущих событий. Наблюдается при маниакально-депрессивном психозе и маниакальном состоянии при шизофрении. Не всегда гипермнезию следует относить только к болезненным нарушениям памяти. Гипермнезия иногда произвольно создается педагогом или психологом для целей оптимизации памяти в условиях суггестопедического интенсивного обучения.
Пациенты с различными видами расстройства памяти нуждаются в щадящем отношении к ним. Это особенно касается больных с амнезией, так как резкое снижение памяти делает их совсем беспомощными. Понимая свое состояние, они боятся насмешек и упреков окружающих и чрезвычайно болезненно на них реагируют. При различных «промахах» и неправильных поступках больных медицинским работникам не следует раздражаться, а по возможности направить их, ободрить и успокоить. Никогда не следует разубеждать больных с конфабуляциями и псевдореминисценциями, что их высказывания лишены реальности. Это вызывает только раздражение больного, и контакт с ним медицинского работника нарушается.
6.ВНИМАНИЕ – это психический познавательный процесс, заключающийся в направленности и сосредоточенности сознания на определенном объекте (предметах или явлениях).
Физиологической основой внимания является концентрация возбуждения в определенных участках коры головного мозга, в очагах оптимальной возбудимости, в то время как остальные участки коры находятся в состоянии торможения.
Функции внимания:
функция отбора значимых воздействий, которые соответствуют потребностям данной деятельности;
функция игнорирования других несущественных конкурирующих
функция удержания, сохранения выполняемой деятельности, пока не будет достигнута цель, то есть регуляции и контроля деятельности.
Виды внимания:
Непроизвольное внимание – это сосредоточение сознания на объекте в силу каких-то его особенностей, которое возникает непроизвольно, само собой. Например, предметы, вызывающие удивление, восхищение; какой-либо сильный, контрастный или новый, неожиданный раздражитель.
Произвольное внимание - сознательное регулируемое сосредоточение на определенном объекте, информации, требует волевых усилий. Утомление наступает через 20 минут. Произвольное внимание обусловлено волевым актом человека и связано с сознательно поставленной целью. Решающая роль в жизни и деятельности человека принадлежит произвольному вниманию. В связи с этим его изучению и тренировке придается особое значение. У человека в раннем возрасте решающее значение в развитии произвольного внимания имеют школа и занятия, связанные с пребыванием в ней. Внимание взрослого человека развивается и совершенствуется вместе с личностью. Здесь огромное значение имеет труд. Положительное влияние на развитие и укрепление внимания у здорового человека и восстановление его у больных играет спорт.
Свойства внимания:
концентрация – степень сосредоточенности внимания на объекте;
устойчивость – длительность сосредоточения внимания на объекте;
объем внимания – количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием одновременно;
распределение – возможность удерживать в сфере внимания одновременно несколько объектов, выполнять несколько видов деятельности;
переключение – намеренный осознанный перенос внимания с одного объекта на другой.
Без внимания невозможна наблюдательность – чрезвычайно важный показатель в работе медиков. Необходимо тренировать и развивать свое внимание. Главное поле для развития внимания – это повседневная работа. Чем более организованным и тренированным будет внимание, тем лучше оно сохранится.
РАССТРОЙСТВА ВНИМАНИЯ
Нарушение внимания наступает при утомлении. Однако, чем тренированнее внимание, тем меньше сказываются последствия утомления. Однако нарушения внимания, возникающие при отравлении даже самыми малыми дозами алкоголя, никотина и при других интоксикациях, нельзя предотвратить никакой тренировкой.
Общее снижение внимания наблюдается у большинства больных как последствие инфекции, интоксикации, нарушения обмена веществ, деятельности эндокринной системы и других патологических процессов, ухудшающих состояние нервной системы. При этом обычно больше всего страдает устойчивость внимания: появляются рассеянность и отвлекаемость. Уменьшается объем внимания (больные многого не замечают в окружающей обстановке), ухудшается распределение, более трудным становится переключение внимания. Все это может привести к неправильным действиям больных, к получению ими травм, ожогов и т.п. Поэтому необходима особая бдительность медицинского персонала.
Ослабление внимания проявляется в невнимательности:
Первый тип - рассеянность, определяемая малой интенсивностью внимания. Этот тип невнимательности наблюдается в норме у детей дошкольного возраста и у астенизированных больных.
Второй тип - высокая интенсивность и трудная переключаемость внутри направленного внимания. Этот тип отмечается у лиц со сверхценными и навязчивыми идеями. Своеобразное расстройство способности переключения внимания наблюдается при локальных поражениях органическим процессом лобных долей головного мозга. У таких больных возникшее действие неоднократно повторяется в результате затруднения в переключении внимания на новое действие (персеверация внимания). Наблюдаются и противоположные случаи, когда способность переключения внимания патологически усиливается. Это отмечается у маниакальных больных. Их внимание непрерывно переключается на вновь возникающие объекты внешнего мира, слова, сказанные окружающими и т.д., в результате чего они ни на чем на достаточно длительное время не могут сосредоточиться.
Третий тип - очень слабая интенсивность концентрирования внимания и еще более слабая его переключаемость. Подобного рода изменения внимания наблюдаются в старческом возрасте, при церебральном атеросклерозе, в условиях кислородного голодания.
7. МЫШЛЕНИЕ - это высший познавательный психический процесс, заключающийся в порождении нового знания на основе творческого отражения и преобразования человеческой действительности.
Мышление – это высшая форма опосредованной и обобщенной познавательной деятельности, направленная на установление связей между предметами и явлениями объективной реальности и раскрытие их сущности в виде понятий, суждений, умозаключений.
Особенности мышления:
Мышление всегда имеет опосредованный характер. Устанавливая связи и отношения между предметами и явлениями объективного мира, человек опирается не только на непосредственные ощущения и восприятия, но обязательно и на данные прошлого опыта, сохранившиеся в его памяти.
Мышление опирается на имеющиеся у человека знания об общих законах природы и общества. В процессе мышления человек пользуется уже сложившимися на основе предшествующей практики знаниями общих положений, в которых отражены наиболее общие связи и закономерности окружающего мира.
Мышление исходит из «живого созерцания», но не сводится к нему. Отражая связи и отношения между явлениями, мы всегда отражаем эти связи в отвлеченном и обобщенном виде как имеющие общее значение для всех сходных явлений данного класса, а не только для определенного, конкретного наблюдаемого явления.
Мышление всегда есть отражение связей и отношений между предметами в словесной форме. Мышление и речь находятся в неразрывном единстве. Благодаря тому, что мышление протекает в словах, облегчаются процессы абстракции и обобщения, так как слова по своей природе являются совершенно особыми раздражителями, сигнализирующими о действительности в самой обобщенной форме.
Мышление человека органически связано с практической деятельностью. В своем содержании оно опирается на общественную практику человека.
Операции мышления:
Анализ – это мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части.
Синтез – это мыслительная операция, позволяющая в едином аналитико-синтетическом процессе мышления переходить от частей к целому.
Сравнение – это операция, заключающаяся в сопоставлении предметов и явлений, их свойств и отношений друг с другом и выявлении таким образом общности или различия между ними.
Абстрагирование – мыслительная операция, основанная на отвлечении от несущественных признаков предмета, явлений и выделении в них основного, главного.
Обобщение – это объединение многих предметов или явлений по какому-то общему признаку.
Конкретизация – это движение мысли от общего к частному.
Формы мышления:
Понятие – это отражение в сознании человека общих и существенных свойств предмета и явления.
Суждение – это основная форма мышления, в процессе которой утверждаются или отражаются связи между предметами и явлениями действительности.
Умозаключение – это выделение из одного или нескольких суждений нового суждения. Различают умозаключения: индуктивное, дедуктивное и по аналогии.
Аналогия – это такое умозаключение, в котором вывод делается на основании частичного сходства между явлениями без достаточного исследования всех условий.
Виды мышления:
1. По форме:
наглядно-действенное мышление - это мышление, непосредственно включенное в деятельность;
наглядно-образное мышление - это мышление, осуществляющееся на основе образов, представлений того, что человек воспринимал раньше.
абстрактно-логическое (отвлеченное) мышление - это мышление, совершающееся на основе отвлеченных понятий, которые образно не представляются.
2. По характеру:
теоретическое мышление - мышление на основе теоретических рассуждений и умозаключений.
практическое мышление - мышление на основе суждений и умозаключений, основанных на решении практических задач.
3. По степени развёрнутости:
дискурсивное мышление - мышление, опосредованное логикой рассуждений, а не восприятия.
интуитивное мышление - мышление на основе непосредственных чувственных восприятий и непосредственного отражения воздействий предметов и явлений объективного мира.
4. По степени новизны:
репродуктивное (воспроизводящее) мышление - мышление на основе образов и представлений, почерпнутых из каких-то определенных источников.
продуктивное (творческое) мышление - мышление на основе творческого воображения.
Когда говорят о мыслительных способностях, то часто подразумевают под этим интеллект.
Интеллект – определенный уровень развития мыслительной деятельности личности, обеспечивающий ей возможность приобретать все новые и новые знания и эффективно использовать их в процессе жизнедеятельности.
Интеллект включает в себя приобретенные знания, опыт и способность к их дальнейшему накоплению и использованию при умственной деятельности. Интеллектуальные качества человека определяются кругом его интересов, объемом знаний.
Мышление является активной функцией интеллекта и совершенствуется по законам логики. Мышление – это интеллект в действии.
НАРУШЕНИЯ МЫШЛЕНИЯ И ИНТЕЛЛЕКТА
Слабоумие - выраженное стойкое снижение интеллекта. При слабоумии у человека снижается способность отделять главное от второстепенного, отсутствует критическое отношение к своим высказываниям, поведению, ослабевает память, уменьшается запас знаний, представлений. Больные не воспринимают отвлеченные понятия, не способны к обобщениям.
Таким образом, слабоумие представляет собой совокупность взаимосвязанных симптомов утраты познавательной деятельности.
Виды слабоумия:
Врожденное (олигофрения);
Приобретенное (деменция).
Врожденное слабоумие - олигофрения (в переводе с греч. «малоумие»), в ее основе лежит недоразвитие головного мозга в результате генетических нарушений, внутриутробных повреждений (сифилис, тиф, алкогольная интоксикация) или заболеваний раннего детского возраста (менингит, энцефалит).
Степени тяжести олигофрении:
Дебильность - легкая степень тяжести олигофрении. При дебильности наблюдается снижение умственных способностей, находчивости и сообразительности. В то же время больные способны приобрести определенные знания, которые дают им возможность работать. Обычно больные не понимают тех тонких взаимоотношений, которые складываются между людьми. Им трудно уловить в окружающей действительности существенное, главное. Больные с трудом пользуются абстракцией обобщением, их мышление не выходит за рамки конкретных представлений. Безынициативны, отношение к себе недостаточно критично. Многие из них переоценивают свои возможности и очень обижаются, если им делают замечания. Некоторые больные отличаются повышенной внушаемостью, могут легко стать участниками преступлений.
Имбецильность - средняя степень недоразвития интеллекта. Больные усваивают только названия окружающих предметов и наиболее употребительные слова, часто отмечаются большие дефекты в произношении слов. Речь бедна и косноязычна. Практически не обучаемы. Иногда больных удается обучить чтению, элементарному счету, но многие не могут сосчитать даже пальцы на руках. Больных можно научить выполнять какую-либо несложную работу, но они всегда нуждаются в контроле и руководстве.
Идиотия - тяжелая степень олигофрении.Членораздельная речь и психика практически отсутствуют. Обучить каким-либо навыкам их не удается. При идиотии часто встречаются разнообразные физические уродства: аномалия строения черепа, лишние пальцы на руках, на ногах, аномалия внутренних органов. Больные обычно умирают от присоединившихся соматических заболеваний (инфекций).
Приобретенное слабоумие (деменция) - является следствием органического поражения головного мозга в более позднем возрасте, чаще всего при прогрессивном параличе, старческом слабоумии, атеросклерозе сосудов головного мозга, травмах головного мозга. Больные утрачивают способность логически мыслить, анализировать, обобщать, терять критику к своему поведению, высказываниям, не могут оценить окружающую обстановку.
В основе слабоумия лежат грубые органические изменения клеток головного мозга, что приводит к тяжелым расстройствам высшей нервной деятельности.
РЕЧЬ – специфически человеческая норма психической деятельности, использующая средства языка
Речь – это наиболее распространенный и совершенный способ общения людей друг с другом, способ выражения мысли.
Речь является основой мышления.
В речевой деятельности участвует весь головной мозг человека.
Речь – сильное средство воздействия на человека, на его эмоциональное состояние, а через него – на деятельность внутренних органов.
Медработник всегда должен помнить о разящей и исцеляющей силе слова: «Слово лечит, слово ранит».
Речь и язык не тождественны. Язык является более общим понятием. Это система кодов, обозначающих объекты и их отношения. Речь представляет собой индивидуальное пользование языком.
Язык — сложная знаковая система, естественно или искусственно созданная и соотносящая понятийное содержание и типовое звучание (написание). Язы́к— набор определенных конвенциональных символов, выполняет функции коммуникации и познания. Является средством хранения и передачи информации, которое касается управления человеческим поведением, выражения самосознания личности.
Виды речи:
Внешняя речь. Подразделяется на:
Устная речь – речь, произносимая вслух. Служит целям общения. В устной речи, в ее содержании, темпе, ритме, плавности отражается личность человека. Устная речь бывает в виде: монолога (монологическая) и диалога (диалогическая). Так же делится на: пассивную (слушание) и активную, или экспрессивную (говорение)
Письменная речь. Ее развитие связано с развитием самого речевого процесса. В процессе жизни появляются индивидуальные особенности письма – почерк. Он зависит от типа личности, пола, эмоционального состояния, от заболевания. Письменная речь подразделяется на: чтение и письмо.
Внутренняя речь – это речь «про себя», которая происходит в процессе мышления, при чтении, в период подготовки к экспрессивной речи и письму, при общении с самим собой. Она осуществляется беззвучно и в более сжатом виде.
В основе речи лежит координирующая работа нервных клеток больших полушарий мозга, где находятся три центра речи: слуховой, двигательный и зрительный. Они локализуются в доминантном полушарии (у правшей слева).
Для правильного развития и функционирования речи имеют значение, кроме сохранности центров речи, множество других факторов. В частности, необходимыми являются:
определенный уровень мышления и интеллекта
правильное развитие зубочелюстного и артикуляционного аппарата;
отсутствие поражения бульбарной группы черепно-мозговых нервов.
Свойства речи:
Содержательность - определяется количеством выраженных в ней мыслей, чувств и стремлений, их значительностью и соответствием действительности.
Понятность – достигается синтаксически правильным построением предложений, а также применением в соответствующих местах пауз или выделения слов с помощью логического ударения.
Выразительность – связана с эмоциональной насыщенностью речи. По своей выразительности она может быть яркой, энергичной или, наоборот, вялой, бледной.
Воздейственность – заключается во влиянии речи на мысли, чувства и волю других людей, на их убеждения и поведение.
Функции речи:
Функция выражения – с одной стороны, благодаря речи человек может полнее передавать свои чувства, переживания, отношения, а с другой – выразительность речи, ее эмоциональность значительно расширяют возможности общения.
Функция воздействия – заключается в способности человека посредством речи побуждать людей к действию.
Функция обозначения – состоит в способности человека посредством речи давать предметам и явлениям окружающей действительности присущие только им названия.
Функция сообщения – состоит в обмене мыслями между людьми посредством слов, фраз.
Речь является важным фактором межличностного общения.
Основные требования при этом следующие:
сохранять доброжелательное, уважительное отношение к собеседнику;
проявлять уместную в данной ситуации вежливость;
не ставить в центр внимания собственное «Я»;
тема разговора и форма выражения мыслей должны быть понятны для собеседника и уместны в данной ситуации.
следует говорить о том, что интересует вашего собеседника и избегать «барьеров общения».
РАССТРОЙСТВА РЕЧИ
Причины нарушения речи различны и связаны с нарушением памяти, внимания, мышления.
Афония - временная функциональная потеря голоса.
Афазия - расстройства речи. Выделяют виды афазии:
сенсорная афазия — нарушается восприятие обращенной речи;
моторная афазия — неспособность или заметно сниженная способность произносить слова. Нарушается связь слов. Речь краткая, телеграфная, с малым запасом, с повторением слов.
амнестическая афазия - забывание названия предметов. Нарушается процесс называния видимых или нарисованных предметов.
Аграфия - расстройства письменной речи.
Алексия - расстройство чтения.
2. ДВИГАТЕЛЬНО-ВОЛЕВАЯ СФЕРА
ВОЛЯ - способность человека сознательно управлять своим поведением, мобилизовать все свои силы на достижение поставленных целей.
Воля человека проявляется в действиях (поступках), выполняемых с заранее поставленной целью.
Воля как характеристика сознания и деятельности возникла вместе с появлением общества, трудовой деятельности. Воля сложилась как качество психики, сознательно направленное на преодоление препятствий. Она является весьма важным компонентом психики человека, неразрывно связанной с познавательными мотивами и эмоциональными процессами.
Все действия человека могут быть поделены на:
Непроизвольные действия – совершаются импульсивно, в результате возникновения неосознаваемых или недостаточно отчетливо осознаваемых побуждений (влечений и т.д.)
Произвольные (волевые) действия – совершаются сознательно и имеют цель. Они имеют свою структуру и бывают:
простые действия – при которых человек без колебаний идет к намеченной цели, ему ясно чего и каким путем он будет добиваться, т.е. побуждение к действию переходит в само действие почти автоматически.
сложные действия – для них характерны определенные этапы.
Особенности воли (волевых действий):
Сознательная целеустремленность.
Связь с мышлением. Достичь чего-то и мобилизовать себя ради этого человек может только в том случае, если он все хорошо обдумал и спланировал.
Связь с движениями. Для реализации своих целей человек всегда двигается, изменяет формы активности.
Началом формирования является влечение, оно означает несознательное стремление. Влечения возникают на базе инстинктов – пищевого, полового, обонятельного, осязательного и др. когда влечение достаточно оформлено в сознании, выяснены пути и способы его удовлетворения, тогда оно носит название «желание». Желание – это осознанное стремление к какой-либо цели.
Волевой акт представляет собой сложный процесс:
Побуждение к совершению волевого действия. В роли побудительных сил конкретных волевых действий выступают определенные потребности и мотивы человека. Они могут быть самыми разными, но в любом случае заставляют активно работать мышление человека, принуждают его оценивать мотивацию будущего поведения, ставить перед собой определенные цели.
Представление и осмысление цели действия. В результате возникает борьба мотивов (т.е. процесс определения наиболее значимого стимула волевого действия), которая служит показателем способности человека устанавливать связи, понимать, выбирать желания, обусловленные нужными мотивами, и превращать их в цель. С другой стороны борьба мотивов показывает способности человека напрягаться, прилагать усилия, заставлять задумываться об ответственности за последствия, вызванные с достижением или недостижением поставленной цели, т.е. проявлять волю. В ходе борьбы мотивов оформляется цель деятельности, осмысливается ее основная специфика.
Представление средств, необходимых для достижения намеченной цели. Обычно осмысливается не только цель волевого действия, но средства и способы ее достижения, от правильного использования которых зависит достижение конкретного результата.
Намерение осуществить данное действие. В ходе борьбы мотивов, осмысления цели деятельности и выборов способов ее достижения человек принимает решение. Сделать это – значит отграничить одно желание от других и таким образом создать идеальный образ цели. Но чтобы принять решение, нужно и мобилизировать себя на его выполнение. Для этого требуется волевое усилие. Оно характеризуется количеством энергии, затраченной на выполнение целенаправленного действия или удержание от него. Первоначально же свои волевые усилия человек должен осознать и решиться на них.
Выполнение принятого решения. После принятия решения человек приступает к его практическому осуществлению. Он строит свое поведение таким образом, чтобы имеющийся в сознании замысел воплотился в вещи, предмете, движении, трудовом, умственном навыке, поступке. Однако человек не только действует, он проявляет волю, контролирует и корректирует свои действия. В каждый момент он сличает получаемый результат с идеальным образом цели, который был создан заранее.
Выполняя различные виды деятельности, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия, человек вырабатывает в себе волевые качества: решительность, настойчивость, целеустремленность, самостоятельность, смелость, выдержку, дисциплинированность и др.
Решительность – это умение принимать своевременные и твердые решения без ненужных колебаний.
Смелость – способность человека преодолевать чувство страха и растерянности.
Настойчивость – заключается в умении добиваться поставленных целей.
Самостоятельность – это способность принимать решения и выполнять намеченные цели, не поддаваясь чужому влиянию.
Слабость волевых функций (в частности, склонность к внушению и подражанию) может играть ведущую роль в формировании алкоголизма, наркомании, табакокурения. Наличие же настойчивости помогает пациентам преодолеть болезнь или адаптироваться к новым условиям жизни.
НАРУШЕНИЯ ВОЛИ
Нарушения воли бывают различные. Особенно часто они выражены при психических заболеваниях, органических поражениях головного мозга (лобных долей).
Гипобулия - понижение волевой активности, вялость, отсутствие интереса к общению.
Гипербулия - чрезмерная активность больного человека, кажущееся повышение деятельности.
Абулия - болезненное безволие, полное отсутствие каких-либо побуждений, неспособность принять решение и осуществить действие.
Ступор - состояние полной или частичной обездвиженности.
Парабулия - извращение волевой активности.
К патологии можно также отнести:
Негативизм - немотивированное стремление действовать наперекор другим.
Клептомания - навязчивое стремление к воровству ненужных, не имеющих ценности вещей.
Пиромания - навязчивое стремление к поджогам.
Мутизм - желание молчать, не отвечать на вопросы.
Пациенты с гипобулией и абулией нуждаются в повышении к ним требовательности в отношении соблюдения лечебного режима. Их необходимо активировать при выполнении самых элементарных действий (соблюдение гигиенических навыков, прием лекарств, сдача анализов и т.д.) При выраженных психических нарушениях - внимательное и заботливое отношение медперсонала.
К нарушениям волевой сферы, связанным с несформированностью волевых качеств, можно отнести:
внушаемость - слабость воли, выражающаяся в неумении противостоять чужому влиянию;
нерешительность - слабость воли, выражающаяся в несвоевременности принятия решений, сомнениях в их правильности;
импульсивность - слабость воли, выражающаяся в склонности действовать по первому побуждению, поспешно, необдуманно;
упрямство - слабость воли, выражающаяся в неумении управлять собой;
негативизм - слабость воли, выражающаяся в неумении подчинить свои действия доводам разума.
ЭМОЦИИ И ЧУВСТВА
Термин «эмоция» происходит от латинского «emovere» - волновать.
Эмоции выражают собой субъективные состояния человека, связанные с его потребностями и мотивами.
Эмоции - одна их важнейших сторон психических процессов, они имеют большое значение в регулировании психических и соматических процессов.
Наши эмоции и чувства являются тонким индикатором, мотиватором поведения, указывающим степень полезности раздражителя для жизнедеятельности (эмоции) или для взаимоотношений личности и общества (чувства).
Без эмоций невозможна высшая нервная деятельность. Эмоции есть и у животных, но чувства, особенно высшие, присущи только человеку.
Физиологическая роль эмоций в жизнедеятельности организма исключительно велика. Эмоции участвуют в подготовке организма к той или иной деятельности.
Первичные эмоциональные реакции возбуждают деятельность подкорковых сосудисто-вегетативных и эндокринных центров. Поэтому при выраженных эмоциональных состояниях человек бледнеет или краснеет, возникает тахи- или брадикардия, гипо- или гипертония мышц, меняется деятельность потовых. Сальных, слезных и других желез. У испуганного человека расширяются глазные щели и зрачки, повышается артериальное давление. Иногда появляется «гусиная кожа», волосы «становятся дыбом» и т.п., то есть при переживаниях происходят те или иные вегето-сосудистые и эндокринные сдвиги.
Виды эмоций у человека:
Положительные (удовольствие, радость, доверие, симпатия и др.);
Отрицательные (горе, тоска, тревога, обида, ненависть и др.);
Нейтральные (любопытство, удивление, безразличие и др.);
Ситуационные.
В зависимости от длительности и степени выраженности того или иного чувства различают следующие эмоции:
Настроение - длительное эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение человека, связанное или с общим физическим или с психологическим самочувствием человека в данный период времени. Настроение обеспечивает соответствующий уровень жизнедеятельности.
Страсть - длительная и интенсивная эмоция, она способна организовать и стимулировать деятельность человека. Великая страсть направляет людей на подвиги, на великие открытия.
Аффект - это предельно выраженная, но кратковременная эмоция, внезапно возникшее сильное волнение. Наблюдаются аффекты ярости, ревности, гнева, радости, страха и др. Очень сильное возбуждение подкорковых центров приводит к торможению корковой деятельности, вследствие этого происходит сужение, а при патологическом аффекте - и кратковременное выключение сознания.
Эмоциональный тон - привычное внутреннее состояние человека, которое определяет его основной настрой по жизни.
В зависимости от влияния на процессы жизнедеятельности различают:
Стенические эмоции (радость, уверенность, торжество) - повышают жизнедеятельность, активизируют кровообращение и дыхание, обмен веществ.
Астенические эмоции угнетают и подавляют процессы жизнедеятельности. Страдание, беспокойство, страх не только приводят к общему угнетению кровообращения и дыхания, но и особенно неблагоприятно сказываются на кровообращении мозга. Астенические эмоции ухудшают настроение.
Отличия и взаимосвязь эмоций и чувств:
эмоции имеются у высших животных, а чувства присущи только человеку;
эмоции врожденные, а чувства - приобретенные;
чувства включают в себя не только переживание, но и познание, причем познание, осуществляемое через вторую сигнальную систему, через мышление человека;
чувства проявляются через эмоции;
эмоции человека подвержены и подлежат воспитанию.
Нужно научить себя сдерживать излишние бурные проявления радости и горя, тем более страха и гнева. Но и полное бесстрастие – не идеал. Обеднение эмоциями вредно как для самого человека, так и для окружающих.
Умение владеть своими эмоциями особенно важно для медиков. Сдержанность и спокойствие медицинского персонала благотворно влияют на больных. Но в то же время в эмоциях медиков должны находить отражение их любовь и сочувствие больным.
Воспитание эмоций и чувств важно не только для формирования личности человека. Особенности эмоциональной среды играют большую роль в механизмах заболевания и выздоровления. Поэтому воспитание эмоций и чувств важно для профилактики и терапии заболеваний.
НАРУШЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ
Патология эмоций может быть связана как с органическими, так и с функциональными поражениями мозга, в особенности его диэнцефальной области. Следует помнить, что изменения настроения могут быть симптомами развивающейся опухоли мозга, сифилиса мозга, предынсультного состояния и т.п.
На эмоции также влияют интоксикации, возникающие при различных заболеваниях. Особенно сильно на эмоции влияют гормоны, и нередко болезненные изменения эмоций наблюдаются при эндокринных заболеваниях, а также в период полового созревания и в климактерический период.
Патология эмоций может возникнуть и в результате крайнего истощения процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга, наступающего вследствие перенапряжения этих процессов.
Патология эмоций наблюдается в виде несоответствия переживания истинному значению окружающих воздействий.
Эйфория – все окружающее, даже объективно вредное для человека, воспринимается им в «розовом свете». Прекрасное самочувствие, нередко совсем не соответствующее состоянию здоровья, приводит к тому, что больной не обращает внимания на проявления болезни. Так бывает при туберкулезе, анемии, кислородной недостаточности. Эйфория развивается и при легких степенях опьянения.
Мания – характерна для маниакальной фазы маниакально-депрессивного психоза, наряду с повышенным настроением наблюдаются повышенная активность, стремление во все вмешиваться, ускоренное течение мыслей.
Дисфория – проявляются не соответствующие обстоятельствам кратковременное недовольство, угрюмость, раздражительность, злобность. Это состояние наблюдается у больных эпилепсией.
Депрессия - длительное угнетенно-подавленное настроение с мрачной оценкой прошлого и настоящего и пессимистическими взглядами на будущее. Нередко при этом возникают мысли о смерти и стремление к самоубийству. Также характерны мыслительная и двигательная заторможенность. Депрессия часто наблюдается при шизофрениях, старческих психозах, маниакально-депрессивном психозе.
Эмоциональная лабильность – характеризуется легкой сменой настроения от несколько грустного к повышенному без какого-нибудь значительного повода. Часто наблюдается при заболеваниях сердца и сосудов или на фоне астении после перенесенных соматических заболеваний.
Апатия (или эмоциональная тупость) – болезненное безразличие к событиям внешнего мира, к своему состоянию, полная потеря интереса к какой-либо деятельности, даже к своему внешнему виду. Апатия характерна при шизофрении, но может наблюдаться и при органических поражениях головного мозга.
Кроме того, к нарушениям эмоциональной сферы можно отнести:
страхи - эмоциональное напряжение, вызванное реальной или мнимой опасностью;
тревожность - склонность к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги;
агрессивность - склонность к агрессии (намеренному причинению вреда другим людям).
К нарушениям эмоциональной сферы могут привести и такие состояния, как:
Стресс - неспецифический ответ организма на предъявляемые ему требования, физиологическая реакция организма на внешнее воздействие, необходимая для адаптации к изменившимся условиям жизни.
Фрустрация - психическое состояние, возникающее в ситуации реальной или предполагаемой невозможности удовлетворения тех или иных потребностей, или, проще говоря, в ситуации несоответствия желаний имеющимся возможностям.
Депривация - негативное психическое состояние, вызванное лишением возможности удовлетворения самых необходимых жизненных потребностей, либо лишением таких благ, к которым человек долгое время был привычен.
Кроме того, длительное или чрезмерное эмоциональное напряжение может привести к нервно-психическому расстройству — неврозу.
Тактика деятельности медработника
по уходу за пациентами с эмоциональными нарушениями:
Особое внимание обращать на депрессивное состояние пациентов (угнетенное настроение, стремление к одиночеству, двигательная заторможенность), так как они нередко совершают суицидальные попытки неожиданно для окружающих. О своих наблюдениях необходимо срочно сообщить лечащему врачу. Как любая болезнь, депрессия купируется медикаментозным средствами.
Больной в маниакальном состоянии, если оно развилось в соматическом отделении, создает трудности для персонала и больных, дезорганизует режим всего отделения. Поэтому целесообразно, если позволяет соматическое состояние, немедленно перевести его в психиатрическую больницу. Если это невозможно, необходимы постоянное наблюдение за таким больным и купирование состояния под контролем консультанта-психиатра.
Больные с эмоциональной лабильностью требуют к себе бережного и чуткого отношения, так как резкий тон, хмурый вид персонала вызывают у них тревожные переживания. Доброе, мягкое слово, доброжелательная улыбка для них порой важнее лекарственного средства.
Дисфория, как правило, бывает кратковременная. На дисфорическом аффекте не следует акцентировать внимание. Больного, по возможности, нужно успокоить. Всегда целесообразно пригласить врача. Прием седативных средств несколько снижает выраженность аффекта, возможно спонтанное купирование дисфории.
Эталон ответа:
Перечислите и охарактеризуйте основные психические процессы.
Ощущение. Первичный познавательный процесс, с помощью которого человек получает всю первичную информацию от внешней и внутренней среды.
Восприятие. Психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их свойств и частей, связанный с пониманием целостности отражаемого.
Мышление человека – это высший познавательный процесс, являющийся активной познавательной деятельностью и внутренним процессом планирования и регуляции внешней деятельности.
Воображение. Особенность данного психического процесса заключается в его связи с деятельностью организма и принадлежности исключительно человеку.
Внимание. Это особое качество психики человека, которое не может существовать раздельно с мышлением, восприятием, работой памяти, движением
Память. Отражение прошлого опыта или запечатление, сохранение и воспроизведение чего- либо.
Перечислите и охарактеризуйте основные психические свойства.
Фундаментом всей психологической структуры личности и ее содержания являются ее психические свойства: направленность, темперамент, характер и способности.
Направленность личности – это такое ее психическое свойство, в котором выражаются потребности, мотивы, мировоззрение, установки и цели ее жизни и деятельности. Она включает в себя потребности, мотивы, мировоззрение, установки и цели личности.
Темперамент – это психическое свойство личности, характеризующееся динамикой протекания психических процессов. Темперамент отражает динамические характеристики деятельности и поведения человека, что находит выражение не столько в их конечном результате, сколько в их течении.
Характер – это психическое свойство личности, определяющее линию поведения человека и выражающееся в его отношениях к окружающему миру, труду, другим людям, самому себе. Характер представляет собой совокупность сравнительно устойчивых и постоянно проявляющихся черт и качеств личности (волевых, эмоциональных, интеллектуальных), которые обусловливают особенности ее индивидуального и социального поведения и взаимодействия с другими людьми.
Способности – это психическое свойство личности, отражающее проявления таких ее особенностей, которые позволяют успешно заниматься и овладевать одним или несколькими видами деятельности.
Перечислите и охарактеризуйте основные психические состояния.
Транс. Один из основных параметров психического состояния человека: переходное состояние, переживание новых ощущений, новых смыслов; более или менее значительное изменение внутреннего мира.
Состояния сознания. Качественно разные состояния сознания: нормальное состояние, сон, транс, медитация и другие.
Апатия.Психическое состояние, вызванное утомлением, тяжелыми переживаниями или заболеванием и проявляющееся потерей интереса и безразличием к окружающему.
Гипноз. Особое психическое состояние, промежуточное между сном и бодрствованием, обычно сопровождающееся повышенной внушаемостью.
Эйфория. Радостное, веселое настроение, не имеющее объективных причин для своего появления и характеризующееся достаточной стойкостью.
Шок. Психическое состояние, характеризующееся значительными изменениями в функционировании центральной нервной системы, временными грубыми нарушениями психической деятельности.
На какие три сферы условно делят психическую деятельность человека.
В структуре психики человека с точки зрения осознаваемости психических явлений выделяют бессознательное, подсознание, предсознание, сознание и сверхсознание.
А также, на познавательную, эмоциональную и двигательно-волевую.
Речь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил.
Мышление — психический процесс моделирования закономерностей окружающего мира на основе аксиоматических положений
Ощуще́ние— простейший психический процесс, представляющий собой психическое отражение отдельных свойств и состояний внешней среды, субъектом внутренних или внешних стимулов и раздражителей при участии нервной системы.
К основным органам чувств относятся:
Глаза — с их помощью принимается все, что человек видит (зрение);
Нос — распознает приятные и неприятные запахи (обоняние);
Уши — воспринимают колебания звуков и принимают участие в регулировании равновесия (слух);
Язык — несет ответственность за всевозможные вкусовые ощущения (вкус);
Кожа — здесь чувствительные нервные окончания позволяют ощущать прикосновения (осязание).
Восприя́тие— чувственное познание предметов окружающего мира, субъективно представляющееся непосредственным.
Виды восприятия 1.визуальное; 2.аудиальное; 3.осязательное (тактильное); 4.вкусовое; 5.обонятельное.
Основным свойствам восприятия1.предметность,2.целостность,3.структурность,
4.константность,5.осмысленность,6.обобщенность,7.избирательность,8.апперцепция.
Мышление — психический процесс моделирования закономерностей
Умственные действия – это действия с объектами, отраженных в образах, обобщениях и понятиях о них.
Умственные операции - действия, которые мы осуществляем в своем мышлении над материалом, реальным или воображаемым.
Виды мышления:1. Конкретно-действенное мышление· наглядно-действенное
2. Конкретно-образное мышление· наглядно-образное
3. Абстрактное мышление· словесно-логическое
Формы мышления:1. Понятие· Простые· Сложные· Абстрактные· Конкретные· Теоретические· Эмпирические
2. Суждение· Истинные· Ложные· Общие· Частные· Единичные
3. Умозаключение· По аналогии· Индукция· дедукция.
Память- способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления, опыт, а также самый запас хранящихся в сознании впечатлений.
Виды памяти:· Кратковременная память· Долговременная память· Оперативная память· Двигательная память· Эмоциональная память· Образная память· Словесно-логическая память.
Свойства памяти:· емкость (объем)· скорость запоминания· длительность хранения· точность воспроизведения· скорость воспроизведения· помехоустойчивость.
Внимание – это психический познавательный процесс, направленный на отражение психических свойств, состояний объекта, который обеспечивает сосредоточенность сознания.
В психологии различают внимание непроизвольное, произвольное и после произвольное. Все разновидности внимания тесно взаимосвязаны и при определенных условиях переходят один в один.
Формы внимания. Так как внимание выступает стороной познавательных процессов как деятельности, направленной на объект, то, в зависимости от содержания этой деятельности, выделяют:
внешнее внимание (сенсорно-перцептивное) — обращено на объекты внешнего мира. Необходимое условие познания и преобразования внешнего мира;
внутреннее внимание (интеллектуальное) — обращено на объекты субъективного мира человека. Необходимое условие самопознания и самовоспитания; моторное внимание.
Свойства внимания - направленность, объем, распределенность, сосредоточенность, интенсивность, устойчивость и переключаемость —связаны со структурой деятельности человека
Эмоциями считают более простое, непосредственное переживание в данный момент, связанное с удовлетворением или неудовлетворением потребностей.
Чувство — это более сложное, чем эмоции, постоянное, устоявшееся отношение личности к тому, что она познает и делает, к объекту своих потребностей.
Чувства характеризуются устойчивостью и длительностью, измеряемой месяцами и годами жизни их субъекта. Чувства свойственны только человеку, они социально обусловлены и представляют собой высший продукт культурно-эмоционального развития человека.
Эмоции, связанные с удовлетворением физиологических потребностей, имеются и у животных, но у человека даже эти эмоции несут на себе печать общественного развития. Все эмоциональные проявления человека регулируются социальными нормами.
Эмоциональный тон - привычное внутреннее состояние человека, которое определяет его основной настрой по жизни.
Настроение – это слабо выраженное устойчивое эмоциональное состояние, причина которого человеку может быть не ясна. Оно постоянно присутствует у человека в качестве эмоционального тона, повышая или понижая его активность в общении или работе.
Аффект - эмоциональный процесс взрывного характера, характеризующийся кратковременностью и высокой интенсивностью, сопровождающийся резко выраженными двигательными проявлениями и изменениями в работе внутренних органов.
Стресс - физиологическая реакция организма на внешнее воздействие, необходимая для адаптации к изменившимся условиям жизни.
Фрустрация - психическое состояние, возникающее в ситуации реальной или предполагаемой невозможности удовлетворения тех или иных потребностей, или, проще говоря, в ситуации несоответствия желаний имеющимся возможностям
Страсть — сильное, стойкое, всеохватывающее чувство, доминирующее над другими побуждениями человека и приводящее к сосредоточению на предмете страсти всех его устремлений и сил..
Депривация - негативное психическое состояние, вызванное лишением возможности удовлетворения самых необходимых жизненных потребностей, либо лишением таких благ, к которым человек долгое время был привычен.
Воображение - это психический процесс создания новых образов на основе ранее воспринятых. Воображение представляет собой отражение реальной действительности в новых непривычных сочетаниях и связях
Виды воображения:1) Активное воображение – пользуясь им, человек усилием воли, по собственному желанию вызывает у себя соответствующие образы.
2) Пассивное воображение – его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.
3)Продуктивное воображение – в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Но при этом в образе она все же творчески преобразуется.
4)Репродуктивное воображение – ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.
Приемы создания образов: Комбинирование, Агглютинация, Акцентирование, Гиперболизация, Типизация, Схематизация
Воля - способность человека принимать решения на основе мыслительного процесса и направлять свои мысли и действия в соответствии с принятым решением.
Во́ля — это способность индивида сознательно и целенаправленно регулировать и контролировать свое поведение и деятельность, выражающаяся в умении мобилизовать психические и физические возможности для преодоления трудностей и препятствий, стоящих на пути к поставленной цели[
Качества воли: выдержка, решительность, настойчивость, терпение, упорство, смелость, дисциплинированность.