Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 30»
| | УТВЕРЖДАЮ: Директор МБОУ СОШ № 30 _________И.В.Суркова Приказ № ______ от «___» _________ 20___г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Трудные вопросы обществознания»
Общеинтеллектуальное направление
для обучающихся 9 класса
Составитель:
Петровых Елизавета Ивановна,
Учитель истории и обществознания,
____1___ категория
2019 - 2020 учебный год
Пояснительная записка
Обществознание является интегративным курсом, в котором содержатся основы знаний целого ряда социальных и гуманитарных дисциплин, а именно философии (включая этику), экономики, социологии, психологии, права, политологии и культурологии. Емко и в то же время кратко представить каждую науку, ее базисные категории и научные концепции, переложив их на доступный школьнику язык - одна из базовых идей данной дисциплины. Обществознание охватывает круг вопросов по философии (этике и теории познания), экономике, социологии, психологии, политологии и праву, культурологии, раскрывает общество в единстве всех его сфер, институтов и общественных процессов.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Федерального Государственного образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса, а также реализует компетентностный подход к образованию.
Курс разработан на основе следующих нормативно-правовых документов:
в соответствии с Законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
письма Минобрнауки России от 12.05.2011 303-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
письма Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
постановления Главного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях»» (далее СанПиН 2.4.2.2821-10)
Программа разработана на основе государственного стандарта общего образования, примерной программы основного общего образования по обществознанию (включая Экономику и Право): МО РФ, «Дрофа», 2007.
Планирование к данному учебному курсу составлено в соответствии
со Стандартом основного общего образования по предмету обществознание
с требованиями к ОГЭ
на основе Государственной общеобразовательной программы, утвержденной Министерством Образования РФ.
Курс «Подготовка к ОГЭ по обществознанию» для 9 класса основной школы направлен на реализацию нового содержания обществоведческого образования. Курс является интегративным, т.е. включает знания различных общественных наук:
социологии,
экономической теории,
политологии,
правоведения,
психологии,
этики
в адаптированной для учеников 9 класса педагогически целесообразной форме.
Цель курса: формировать более глубокие представления о базовых обществоведческих понятиях, закономерностях, взаимосвязях, подготовка учащихся к государственной итоговой аттестации по обществознанию через актуализацию знаний по основным темам курса.
Задачи курса:
- способствовать улучшению усвоения и углублению знаний учащимися курса «Обществознание» в соответствии с современными требованиями к Государственной итоговой аттестации в форме ОГЭ или экзамена;
- стимулировать познавательную активность и интерес учеников к предмету, в том числе в контексте выбора ими социально – гуманитарного профиля для дальнейшего обучения;
- отработка умения получать социальную информацию из разнообразных источников и ориентироваться в ней, в том числе для решения задач познавательного и практического характера;
- содействовать воспитанию свободной и ответственной личности ученика, её социализации в современных условиях,
- формировать у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста;
- дать учащимся знания об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
- развивать умения учащимися получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные;
- способствовать становлению социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формированию способности к личному самоопределению.
Программой предусмотрено проведение занятий в 9 классе – 34 часа в год, 1 час в неделю (40 минут)
Курс включает 5 тем, охватывающих как общую характеристику современного общества как целостной динамично развивающейся системы, так и изучение отдельных аспектов его социальной, экономической, политической, духовной подсистем. Содержание курса, прежде всего, ориентировано на те темы и вопросы, которые присутствуют в итоговой аттестации, но недостаточно полновесно рассматриваются в базовом школьном курсе «Обществознание.
При этом большое внимание уделяется практической работе с различными источниками права, с дополнительной литературой по предмету. Предполагаются разнообразные формы работы: лекционные занятия, семинары, урок – диспут, комбинированные уроки, практические занятия.
Отработка навыков проверки знаний осуществляется с использованием материалов «Типовых тестовых заданий для подготовки к Государственной итоговой аттестации». По итогам курса предполагается выполнение учениками зачётной работы по типу ОГЭ.
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности.
Содержание курса | Формы организации и виды деятельности |
Введение (1ч.) ОГЭ как форма итоговой аттестации по обществознанию. | Формы организации: - групповая; Виды деятельности: - дискуссия, - лекция, - беседа |
Тема 1. Современное общество.(4 ч.) Общество как динамичная саморазвивающаяся система. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества. Важнейшие социальные институты. На пути к современной цивилизации. Изменение положения человека в процессе развития общества. Аграрное, индустриальное, постиндустриальное общество. Пути гуманизации общества. Глобальные проблемы современности. Многообразие и единство современного мира. Перспективы современного общества. Социальные конфликты, пути их решения. | Формы организации: - индивидуальная; - групповая; - фронтальная. Виды деятельности: устные виды деятельности и контроля (устный ответ на поставленный вопрос; развернутый ответ по заданной теме; собеседование; тестирование); тестирование; лекции; лабораторные работы; практические занятия; дискуссии, тесты решение демо. версий ОГЭ |
Тема 2. Человек среди людей. (9ч.) Биологическое и социальное в человеке. Человек и его ближайшее окружение. Личность и межличностные отношения. Семья как малая группа Особенности подросткового возраста. Социальная структура. Неравенство и социальная дифференциация. Страты и классы. Личность и мораль. Нравственность, этика, моральные ценности и идеалы. Моральная оценка. «Золотое правило нравственности». Воспитательная роль морали. Мышление и речь Межличностные конфликты, их конструктивное решение. | Формы организации: - индивидуальная; - групповая; - фронтальная. Виды деятельности: работа с документами; тестирование; лекции; лабораторные работы; практические занятия; дискуссии, тесты решение демо. версий ОГЭ |
Тема 3. Экономическая сфера жизни общества. (8 ч.) Экономические системы. Право собственности. Виды собственности. Правомочия собственника. Способы приобретения права собственности. Приватизация. Защита прав собственности. Собственность и несовершеннолетние. Прекращение прав собственности. Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Предпринимательство. Рынок и рыночный механизм. Экономические цели и функции государства. Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки. Налоги, уплачиваемые гражданами. | Формы организации: - индивидуальная; - групповая; Виды деятельности: работа с документами; тестирование; лекции; лабораторные работы; практические занятия; дискуссии, тесты решение демо. версий ОГЭ |
Тема 4. Политика и право. (8ч.) Основы Конституционного строя Российской федерации. Принципы конституционного устройства РФ. Участие граждан в политике и управлении. Выборы. Референдумы. Публичное право. Политическая и правовая культура граждан. Политический режим. Демократия. Правовое государство и гражданское общество Власть. Роль политики в жизни общества. Правоохранительные органы в Российской федерации. Органы государственной власти Российской федерации. Административное и уголовное законодательство о несовершеннолетних. | Формы организации: - индивидуальная; - групповая; - фронатльная; Виды деятельности: работа с документами; тестирование; лекции; лабораторные работы; практические занятия; дискуссии, тесты решение демо. версий ОГЭ |
Тема 5. Духовная жизнь общества. (3ч.) Формы и разновидности культуры. Народная, массовая и элитарная культуры. Молодежные субкультуры. Наука в жизни современного общества. Образование и самообразование. Образование – сочетание интересов личности и общества. Право на доступ к культурным ценностям. | Формы организации: - индивидуальная; - групповая; Виды деятельности: работа с документами; тестирование; лекции; практические занятия; дискуссии, тесты решение демо. версий ОГЭ |
Итоговое повторение (1 ч.) | Формы организации: - индивидуальная; - групповая; Виды деятельности: |
Тематическое планирование
№ | Тема занятия | Результаты освоения курса внеурочной деятельности | Примечания |
1 | Введение. Особенности ОГЭ 2020 по обществознанию. | | |
Тема 1. Современное общество. (4 ч.) |
2 | Основные типы заданий и навыки работы с ними. Общество – динамичная саморазвивающаяся система | Метапредметные: - Определять сущностные характеристики изучаемых объектов; - Распознавать понятия и их составляющее. - Устанавливать соответствие между существенными чертами явлений и обществоведческих понятий, терминов; - Объяснять изученные положения на конкретных примерах; - Вести поиск и извлечение нужной информации из источников различного типа; - Переводить текстовую информацию в таблицу, схему, диаграмму, график и др.; Предметные: - Знать и понимать общество как сложную динамическую систему, взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества, важнейшие институты общества, многообразие путей и форм общественного развития, проблемы общественного развития, целостность современного мира, его противоречия. - Сущность человека как продукта биологической, социальной и культурной эволюции, деятельность, творчество и бытие человека, личность, ее социализацию и воспитание, внутренний мир человека; Личностные: - Определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения; - Оценивать различные суждения; - Применять социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества. | |
3 | На пути к современной цивилизации. Выполнение тестовых заданий. | |
4 | Глобальные проблемы современности. Составление плана текста. | |
5 | Социальные конфликты и пути их решения. Задания на установление соответствия. | |
Тема 2. Человек среди людей. (9ч.) |
6 | Биологическое и социальное в человеке. Выполнение заданий к тексту. | Метапредметные: - Определять сущностные характеристики изучаемых объектов; - Распознавать понятия и их составляющее. - Устанавливать соответствие между существенными чертами явлений и обществоведческих понятий, терминов; - Объяснять изученные положения на конкретных примерах; - Вести поиск и извлечение нужной информации из источников различного типа; - Переводить текстовую информацию в таблицу, схему, диаграмму, график и др.; Предметные: - знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности; Личностные: - Определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения; - Оценивать различные суждения; - Применять социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества. | |
7 | Человек и его ближайшее окружение. Тренировочная работа Статграда в формате ОГЭ. | |
8 | Личность и межличностные отношения. Анализ выполнения тренировочной работы. | |
9 | Семья как малая группа. Работа с графиками и диаграммами. | |
10 | Особенности подросткового возраста. Решение задач. | |
11 | Социальная структура. Неравенство и социальная дифференциация. Страты и классы. Решение тестов. | |
12 | Личность и мораль. Нравственность, этика, моральные ценности и идеалы. Моральная оценка. «Золотое правило нравственности». Воспитательная роль морали. | |
13 | Мышление и речь. Выполнение заданий на группировку по чертам сходства и различия. | |
14 | Межличностные конфликты, их конструктивное решение. | |
Тема 3. Экономическая сфера жизни общества. (8 ч.) |
15 | Экономические системы. Разбор ситуаций. Анализ выполнения диагностической работы. | Метапредметные: - Определять сущностные характеристики изучаемых объектов; - Распознавать понятия и их составляющее. - Устанавливать соответствие между существенными чертами явлений и обществоведческих понятий, терминов; - Объяснять изученные положения на конкретных примерах; - Вести поиск и извлечение нужной информации из источников различного типа; - Переводить текстовую информацию в таблицу, схему, диаграмму, график и др.; Предметные: - Знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних; понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества; Личностные: - Определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения; - Оценивать различные суждения; - Применять социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества. | |
16 | Право собственности. Виды собственности. Правомочия собственника. Способы приобретения права собственности. Приватизация. Защита прав собственности. Собственность и несовершеннолетние. Прекращение прав собственности. | |
17 | Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Задания на установление соответствия. | |
18 | Предпринимательство. Тесты. | |
19 | Рынок и рыночный механизм. Выполнение заданий на группировку по чертам сходства и различия. | |
20 | Экономические цели и функции государства. Анализ статистических данных. | |
21 | Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки. Тесты. | |
22 | Налоги, уплачиваемые гражданами. Формирование выводов на основе различных видов данных. и т.д. | |
Тема 4. Политика и право. (8ч.) |
23 | Основы Конституционного строя Российской федерации. Принципы конституционного устройства РФ. Тренировочная работа в формате ОГЭ. | Метапредметные: - Определять сущностные характеристики изучаемых объектов; - Распознавать понятия и их составляющее. - Устанавливать соответствие между существенными чертами явлений и обществоведческих понятий, терминов; - Объяснять изученные положения на конкретных примерах; - Вести поиск и извлечение нужной информации из источников различного типа; - Переводить текстовую информацию в таблицу, схему, диаграмму, график и др.; Предметные: - Знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; - Умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни; приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность; Личностные: - Определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения; - Оценивать различные суждения; - Применять социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества. | |
|
24 | Участие граждан в политике и управлении. Выборы. Референдумы. Публичное право. Политическая и правовая культура граждан. Анализ выполнения тренировочной работы. | |
25 | Политический режим. Демократия. Тесты. | |
26 | Правовое государство и гражданское общество. Составление плана текста. | |
27 | Власть. Роль политики в жизни общества. Выполнение заданий к тексту. | |
28 | Органы государственной власти Российской федерации. Выполнение заданий на группировку по чертам сходства и различия. | |
29 | Правоохранительные органы в Российской федерации. Диагностическая работа в формате ОГЭ. | |
30 | Административное и уголовное законодательство о несовершеннолетних. Анализ выполнения диагностической работы. | |
Тема 5. Духовная жизнь общества. (3ч.) |
31 | Формы и разновидности культуры. Народная, массовая и элитарная культуры. Молодежные субкультуры. | Метапредметные: - Определять сущностные характеристики изучаемых объектов; - Распознавать понятия и их составляющее. - Устанавливать соответствие между существенными чертами явлений и обществоведческих понятий, терминов; - Объяснять изученные положения на конкретных примерах; - Вести поиск и извлечение нужной информации из источников различного типа; - Переводить текстовую информацию в таблицу, схему, диаграмму, график и др.; Предметные: - Особенности самопознания, поведения, свободы и ответственности личности, познания, истину и ее критерии, многообразие форм человеческого знания, научное познание, науки о человеке и обществе, социальное и гуманитарное знание; - Понятие культуры и духовной жизни, формы и разновидности культуры, средства массовой информации, искусство, его формы и основные направления, религию как феномен культуры, науки и образования, самообразования, морали, тенденции духовной жизни современной России. Личностные: - Определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения; - Оценивать различные суждения; - Применять социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества. | |
32 | Наука в жизни современного общества. | |
33 | Образование и самообразование. Выполнение итоговой работы. | |
34 | Итоговое повторение | | |
Информационно-методическое обеспечение
Литература:
«Обществознание» 9 класс / Под ред. Л.Н. Боголюбов. - М.: Просвещение, 2019;
Методические рекомендации по курсу «Обществознание»: 9 класс / Под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановского. - М.: Просвещение, 2009;
Баранов П. А. Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ. – М., АСТ:Астрель, 2009
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
1. Основные Internet-адреса:
http://www.fipi.ru – Портал ФИПИ – Федеральный институт педагогических измерений
http://www.ege.edu.ru – Портал ЕГЭ (информационной поддержки ЕГЭ)
http://www.vesbook.ru - Официальный информационные портал единого государственного экзамена
http://www.consultant.ru/- Официальный сайт компании "КонсультантПлюс"