СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка "Трудные вопросы обществознания" 9 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочной деятельности по курсу обществознания в 9 классе

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Трудные вопросы обществознания" 9 класс.»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 30»










УТВЕРЖДАЮ:

Директор

МБОУ СОШ № 30

_________И.В.Суркова

Приказ № ______ от

«___» _________ 20___г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

«Трудные вопросы обществознания»


Общеинтеллектуальное направление

для обучающихся 9 класса




Составитель:

Петровых Елизавета Ивановна,

Учитель истории и обществознания,

____1___ категория






2019 - 2020 учебный год


Пояснительная записка

Обществознание является интегративным курсом, в котором содержатся основы знаний целого ряда социальных и гуманитарных дисциплин, а именно философии (включая этику), экономики, социологии, психологии, права, политологии и культурологии. Емко и в то же время кратко представить каждую науку, ее базисные категории и научные концепции, переложив их на доступный школьнику язык - одна из базовых идей данной дисциплины. Обществознание охватывает круг вопросов по философии (этике и теории познания), экономике, социологии, психологии, политологии и праву, культурологии, раскрывает общество в единстве всех его сфер, институтов и общественных процессов.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Федерального Государственного образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса, а также реализует компетентностный подход к образованию.


Курс разработан на основе следующих нормативно-правовых документов:

  1. в соответствии с Законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

  2. письма Минобрнауки России от 12.05.2011 303-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

  3. письма Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;

  4. постановления Главного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях»» (далее СанПиН 2.4.2.2821-10)

  5. Программа разработана на основе государственного стандарта общего образования, примерной программы основного общего образования по обществознанию (включая Экономику и Право): МО РФ, «Дрофа», 2007.

Планирование  к  данному  учебному  курсу  составлено  в  соответствии 

  • со Стандартом основного общего образования по предмету обществознание

  • с  требованиями к ОГЭ

  • на  основе Государственной   общеобразовательной   программы,  утвержденной   Министерством Образования РФ.

Курс «Подготовка к ОГЭ по обществознанию» для 9 класса основной школы направлен на реализацию нового содержания обществоведческого образования. Курс является интегративным, т.е. включает знания различных общественных наук:

  • социологии,

  • экономической теории,

  • политологии,

  • правоведения,

  • психологии,

  • этики

в адаптированной для учеников 9 класса педагогически целесообразной форме.

Цель курса: формировать более глубокие представления о базовых обществоведческих понятиях, закономерностях, взаимосвязях, подготовка учащихся к государственной итоговой аттестации по обществознанию через актуализацию знаний по основным темам курса.

Задачи курса:

- способствовать улучшению усвоения и углублению знаний учащимися курса «Обществознание» в соответствии с современными требованиями к Государственной итоговой аттестации в форме ОГЭ или экзамена;

- стимулировать познавательную активность и интерес учеников к предмету, в том числе в контексте выбора ими социально – гуманитарного профиля для дальнейшего обучения;

- отработка умения получать социальную информацию из разнообразных источников и ориентироваться в ней, в том числе для решения задач познавательного и практического характера;

- содействовать воспитанию свободной и ответственной личности ученика, её социализации в современных условиях,

- формировать у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста;

- дать учащимся знания об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;

- развивать  умения учащимися получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные;

- способствовать становлению социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формированию способности к личному самоопределению.

Программой предусмотрено проведение занятий в 9 классе – 34 часа в год, 1 час в неделю (40 минут)

Курс включает 5 тем, охватывающих как общую характеристику современного общества как целостной динамично развивающейся системы, так и изучение отдельных аспектов его социальной, экономической, политической, духовной подсистем. Содержание курса, прежде всего, ориентировано на те темы и вопросы, которые присутствуют в итоговой аттестации, но недостаточно полновесно рассматриваются в базовом школьном курсе «Обществознание.

При этом большое внимание уделяется практической работе с различными источниками права, с дополнительной литературой по предмету. Предполагаются разнообразные формы работы: лекционные занятия, семинары, урок – диспут, комбинированные уроки, практические занятия.

Отработка навыков проверки знаний осуществляется с использованием материалов «Типовых тестовых заданий для подготовки к Государственной итоговой аттестации». По итогам курса предполагается выполнение учениками зачётной работы по типу ОГЭ.

Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности.

Содержание курса

Формы организации и виды деятельности

Введение (1ч.)

ОГЭ как форма итоговой аттестации по обществознанию.

Формы организации:

- групповая;

Виды деятельности:

- дискуссия,

- лекция,

- беседа

Тема 1. Современное общество.(4 ч.)

Общество как динамичная саморазвивающаяся система. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества. Важнейшие социальные институты.

На пути к современной цивилизации. Изменение положения человека в процессе развития общества. Аграрное, индустриальное, постиндустриальное общество. Пути гуманизации общества.

Глобальные проблемы современности. Многообразие и единство современного мира. Перспективы современного общества.

Социальные конфликты, пути их решения.

Формы организации:

- индивидуальная;

- групповая;

- фронтальная.

Виды деятельности:

  • устные виды деятельности и контроля (устный ответ на поставленный вопрос; развернутый ответ по заданной теме; собеседование; тестирование);

  • тестирование;

  • лекции;

  • лабораторные работы;

  • практические занятия;

  • дискуссии,

  • тесты

  • решение демо. версий ОГЭ



Тема 2. Человек среди людей. (9ч.)

Биологическое и социальное в человеке.

Человек и его ближайшее окружение.

Личность и межличностные отношения.

Семья как малая группа

Особенности подросткового возраста.

Социальная структура. Неравенство и социальная дифференциация. Страты и классы.

Личность и мораль. Нравственность, этика, моральные ценности и идеалы. Моральная оценка. «Золотое правило нравственности». Воспитательная роль морали.

Мышление и речь

Межличностные конфликты, их конструктивное решение.

Формы организации:

- индивидуальная;

- групповая;

- фронтальная.

Виды деятельности:

  • работа с документами;

  • тестирование;

  • лекции;

  • лабораторные работы;

  • практические занятия;

  • дискуссии,

  • тесты

  • решение демо. версий ОГЭ


Тема 3. Экономическая сфера жизни общества. (8 ч.)

Экономические системы. Право собственности. Виды собственности. Правомочия собственника. Способы приобретения права собственности. Приватизация. Защита прав собственности. Собственность и несовершеннолетние. Прекращение прав собственности.

Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов.

Предпринимательство.

Рынок и рыночный механизм.

Экономические цели и функции государства.

Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки.

Налоги, уплачиваемые гражданами.

Формы организации:

- индивидуальная;

- групповая;

Виды деятельности:

  • работа с документами;

  • тестирование;

  • лекции;

  • лабораторные работы;

  • практические занятия;

  • дискуссии,

  • тесты

  • решение демо. версий ОГЭ


Тема 4. Политика и право. (8ч.)

Основы Конституционного строя Российской федерации. Принципы конституционного устройства РФ.

Участие граждан в политике и управлении. Выборы. Референдумы. Публичное право. Политическая и правовая культура граждан.

Политический режим. Демократия.

Правовое государство и гражданское общество

Власть. Роль политики в жизни общества.

Правоохранительные органы в Российской федерации.

Органы государственной власти Российской федерации.

Административное и уголовное законодательство о несовершеннолетних.

Формы организации:

- индивидуальная;

- групповая;

- фронатльная;

Виды деятельности:

  • работа с документами;

  • тестирование;

  • лекции;

  • лабораторные работы;

  • практические занятия;

  • дискуссии,

  • тесты

  • решение демо. версий ОГЭ


Тема 5. Духовная жизнь общества. (3ч.) Формы и разновидности культуры. Народная, массовая и элитарная культуры. Молодежные субкультуры.

Наука в жизни современного общества.

Образование и самообразование. Образование – сочетание интересов личности и общества. Право на доступ к культурным ценностям.

Формы организации:

- индивидуальная;

- групповая;

Виды деятельности:

  • работа с документами;

  • тестирование;

  • лекции;

  • практические занятия;

  • дискуссии,

  • тесты

  • решение демо. версий ОГЭ


Итоговое повторение (1 ч.)

Формы организации:

- индивидуальная;

- групповая;

Виды деятельности:

  • решение демо. версий ОГЭ



Тематическое планирование

Тема занятия


Результаты освоения курса внеурочной деятельности


Примечания

1

Введение. Особенности ОГЭ 2020 по обществознанию.



Тема 1. Современное общество. (4 ч.)

2

Основные типы заданий и навыки работы с ними. Общество – динамичная саморазвивающаяся система

Метапредметные:

- Определять сущностные характеристики изучаемых объектов;

- Распознавать понятия и их составляющее.

- Устанавливать соответствие между существенными чертами явлений и обществоведческих понятий, терминов;

- Объяснять изученные положения на конкретных примерах;

- Вести поиск и извлечение нужной информации из источников различного типа;

- Переводить текстовую информацию в таблицу, схему, диаграмму, график и др.;



Предметные:

- Знать и понимать общество как сложную динамическую систему, взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества, важнейшие институты общества, многообразие путей и форм общественного развития, проблемы общественного развития, целостность современного мира, его противоречия.

- Сущность человека как продукта биологической, социальной и культурной эволюции, деятельность, творчество и бытие человека, личность, ее социализацию и воспитание, внутренний мир человека;



Личностные:

- Определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения;

- Оценивать различные суждения;

- Применять социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества.



3

На пути к современной цивилизации. Выполнение тестовых заданий.


4

Глобальные проблемы современности. Составление плана текста.


5

Социальные конфликты и пути их решения. Задания на установление соответствия.


Тема 2. Человек среди людей. (9ч.)

6

Биологическое и социальное в человеке. Выполнение заданий к тексту.

Метапредметные:

- Определять сущностные характеристики изучаемых объектов;

- Распознавать понятия и их составляющее.

- Устанавливать соответствие между существенными чертами явлений и обществоведческих понятий, терминов;

- Объяснять изученные положения на конкретных примерах;

- Вести поиск и извлечение нужной информации из источников различного типа;

- Переводить текстовую информацию в таблицу, схему, диаграмму, график и др.;



Предметные:

- знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;

Личностные:

- Определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения;

- Оценивать различные суждения;

- Применять социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества.



7

Человек и его ближайшее окружение. Тренировочная работа Статграда в формате ОГЭ.


8

Личность и межличностные отношения. Анализ выполнения тренировочной работы.


9

Семья как малая группа. Работа с графиками и диаграммами.


10

Особенности подросткового возраста. Решение задач.


11

Социальная структура. Неравенство и социальная дифференциация. Страты и классы. Решение тестов.


12

Личность и мораль. Нравственность, этика, моральные ценности и идеалы. Моральная оценка. «Золотое правило нравственности». Воспитательная роль морали.


13

Мышление и речь. Выполнение заданий на группировку по чертам сходства и различия.


14

Межличностные конфликты, их конструктивное решение.


Тема 3. Экономическая сфера жизни общества. (8 ч.)

15

Экономические системы. Разбор ситуаций. Анализ выполнения диагностической работы.

Метапредметные:

- Определять сущностные характеристики изучаемых объектов;

- Распознавать понятия и их составляющее.

- Устанавливать соответствие между существенными чертами явлений и обществоведческих понятий, терминов;

- Объяснять изученные положения на конкретных примерах;

- Вести поиск и извлечение нужной информации из источников различного типа;

- Переводить текстовую информацию в таблицу, схему, диаграмму, график и др.;



Предметные:

- Знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних; понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;

Личностные:

- Определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения;

- Оценивать различные суждения;

- Применять социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества.



16

Право собственности. Виды собственности. Правомочия собственника. Способы приобретения права собственности. Приватизация. Защита прав собственности. Собственность и несовершеннолетние. Прекращение прав собственности.


17

Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Задания на установление соответствия.


18

Предпринимательство. Тесты.


19

Рынок и рыночный механизм. Выполнение заданий на группировку по чертам сходства и различия.


20

Экономические цели и функции государства. Анализ статистических данных.


21

Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки. Тесты.


22

Налоги, уплачиваемые гражданами. Формирование выводов на основе различных видов данных. и т.д.


Тема 4. Политика и право. (8ч.)

23

Основы Конституционного строя Российской федерации. Принципы конституционного устройства РФ. Тренировочная работа в формате ОГЭ.

Метапредметные:

- Определять сущностные характеристики изучаемых объектов;

- Распознавать понятия и их составляющее.

- Устанавливать соответствие между существенными чертами явлений и обществоведческих понятий, терминов;

- Объяснять изученные положения на конкретных примерах;

- Вести поиск и извлечение нужной информации из источников различного типа;

- Переводить текстовую информацию в таблицу, схему, диаграмму, график и др.;



Предметные:

- Знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни;

- Умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;



приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;

Личностные:

- Определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения;

- Оценивать различные суждения;

- Применять социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества.




24

Участие граждан в политике и управлении. Выборы. Референдумы. Публичное право. Политическая и правовая культура граждан. Анализ выполнения тренировочной работы.


25

Политический режим. Демократия. Тесты.


26

Правовое государство и гражданское общество. Составление плана текста.


27

Власть. Роль политики в жизни общества. Выполнение заданий к тексту.


28

Органы государственной власти Российской федерации. Выполнение заданий на группировку по чертам сходства и различия.


29

Правоохранительные органы в Российской федерации. Диагностическая работа в формате ОГЭ.


30

Административное и уголовное законодательство о несовершеннолетних. Анализ выполнения диагностической работы.


Тема 5. Духовная жизнь общества. (3ч.)

31

Формы и разновидности культуры. Народная, массовая и элитарная культуры. Молодежные субкультуры.

Метапредметные:

- Определять сущностные характеристики изучаемых объектов;

- Распознавать понятия и их составляющее.

- Устанавливать соответствие между существенными чертами явлений и обществоведческих понятий, терминов;

- Объяснять изученные положения на конкретных примерах;

- Вести поиск и извлечение нужной информации из источников различного типа;

- Переводить текстовую информацию в таблицу, схему, диаграмму, график и др.;



Предметные:

- Особенности самопознания, поведения, свободы и ответственности личности, познания, истину и ее критерии, многообразие форм человеческого знания, научное познание, науки о человеке и обществе, социальное и гуманитарное знание;

- Понятие культуры и духовной жизни, формы и разновидности культуры, средства массовой информации, искусство, его формы и основные направления, религию как феномен культуры, науки и образования, самообразования, морали, тенденции духовной жизни современной России.



Личностные:

- Определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения;

- Оценивать различные суждения;

- Применять социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества.



32

Наука в жизни современного общества.


33

Образование и самообразование. Выполнение итоговой работы.


34

Итоговое повторение





Информационно-методическое обеспечение

Литература:

  1. «Обществознание» 9 класс / Под ред. Л.Н. Боголюбов. - М.: Просвещение, 2019;

  2. Методические рекомендации по курсу «Обществознание»: 9 класс / Под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановского. - М.: Просвещение, 2009;

  3. Баранов П. А. Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ. – М., АСТ:Астрель, 2009

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ

1. Основные Internet-адреса:

  • http://www.fipi.ru – Портал ФИПИ – Федеральный институт педагогических измерений

  • http://www.ege.edu.ru – Портал ЕГЭ (информационной поддержки ЕГЭ)

  • http://www.vesbook.ru - Официальный информационные портал единого государственного экзамена

  • http://www.consultant.ru/- Официальный сайт компании "КонсультантПлюс"