Музыкальное приветствие. Слайд 1 У: Обратите внимание на тему урока. О чем пойдет речь? Сегодня на уроке мы постараемся найти подтверждение нашей темы в музыке русского композитора А.П.Бородина. Давайте подумаем, а что означает слово Богатырь? Д: крепкий, сильный, большой… - Какой корень в этом слове? -Чем богаты эти люди? (силой, умом, ловкостью, богом одаренный) Посмотрите на экран, я приготовила для вас выдержки из словарей слова богатырь. Прочтите. Слайд 2 Таким образом, можно выделить три стороны, отличающие богатыря, как думаете какие? Слайд 3 Давайте посмотрим на портрет композитора, музыка которого сейчас прозвучит. Слайд 4 Можно ли по внешнему виду сказать, человек-богатырь? Д: Да, крепкого телосложения, высокого роста. Александр Порфирьевич Бородин (1833-1887) – русский композитор, проявил себя и как крупный учёный, общественный деятель. Бородин - “богатырь в жизни и богатырь в музыке”. Слайд 5 Стасов. Замечательно характеризуют облик композитора слова В.В.Стасова: “Талант Бородина равно могуч и поразителен как в симфонии, так и в опере и в романсе. Главные качества его – великанская сила и ширина, колоссальный размах, стремительность и порывистость, соединённые с изумительной страстностью, нежностью и красотой”. В своей музыке Бородин воплотил величие и мощь русского народа, героические черты характера русских людей, величавые образы национального былинного эпоса. Основным средством музыкального высказывания у Бородина всегда является мелодия – широкая, песенная, пластичная. Вторая симфония была написана в 1876 году. Друзья композитора называли её “славянской героической”, “львиной”, “богатырской”. Последнее название и закрепилось за этой симфонией. Что такое симфония? Слайд 6 Д: Большое музыкальное произведение для симфонического оркестра. У: А что такое симфонический оркестр? Слайд 7 Д: Оркестр – это большой ансамбль музыкантов, совместно исполняющих инструментальное музыкальное произведение. Самый полный и совершенный по звучанию среди всех оркестров – это симфонический. У: Послушаем фрагмент 1-й части симфонии. Слово симфония, часто пугает тех, кто не привык слушать серьезную музыку. Им кажется, что это длинное и скучное произведение. На самом деле это совсем не так. Экспозиция, представьте, это как в музее, вы приходите посмотреть картины; в музыке - это есть показ двух основных тем симфонии, главной и побочной. Сейчас мы с вами их послушаем и найдем различия или сходства. Слайд 8 У: Что можно сказать о характере и качестве главной темы? Д: Яркий, могучий, широкий, решительный, суровый, маршевый… Побочная, вторая тема певучая и мягкая, песенная. У: Какая из них рисует нам богатырский образ? Д: Первая, то есть главная. У: Таким образом, можно сделать вывод, что в музыке переданы два образа, первый – это образ защитника, богатыря, а во второй передано чувство любви, заботы, трепетного отношения к Родине. Слайд 9. Запишем в тетрадь. Ещё раз послушаем экспозицию первой части и подумаем, какую известную картину можно представить, слушая эту музыку? Д: “Богатыри” Виктора Васнецова. Слайд 10 На своей первой персональной выставке в 1898 году Васнецов показал "Богатырей", работа над которыми длилась около двадцати лет. Картина воссоздает образы трех любимейших народом героев былинного эпоса: Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алеши Поповича. Каждого из них отличают индивидуальные особенности. Кто расскажет о каждом богатыре? Илья Муромец на чёрном коне – центральная фигура. Степенно, неторопливо всматривается он в даль из-под руки. В тёмных глазах – твёрдость, уверенность. Доброе лицо сурово. Добрыня Никитич –твёрд. Зря меч из ножен не выхватит. Лицо строгое, благородное. Алёша Попович моложе своих товарищей. Глаза мечтательные и лукавые. Он и поэт, и гусляр (играет на гуслях). - Чем богаты эти люди? (Илья Муромец - силой, Никита – умом, Алеша – ловкостью) У: А что вы знаете о самом художнике? Слайд 11 Д: Виктор Михайлович Васнецов родился 15 мая 1848 года в далеком вятском селе в большой семье деревенского священника. Он рано начал рисовать. С детских лет слышал Васнецов былины и сказки о русских богатырях, протяжные грустные песни, которые на посиделках при свете лучин пели женщины. Это не могло не оказать влияния на формирование мировоззрения будущего художника, на развитие его таланта. Именно в Вятке зародилась его страстная привязанность к искусству, к народному эпосу. - Чем похожа музыка и картина? (характером содержания) - С помощью чего в картине выражается богатырский характер? (цвет, композиция) - При помощи, каких средств выразительности Композитор и художник нарисовали свои образы? (муз: минор, ритм, регистр; худ: композиция, контраст, краски). Слайд 12 У: А сейчас мне бы хотелось прочитать «Балладу о маленьком человеке» Р. Рождественского. На земле безжалостно маленькой жил да был человек маленький У него была служба маленькая и маленький очень портфель. Но однажды прекрасным утром постучалась к нему война. Автомат ему выдали маленький, сапоги ему выдали маленькие И маленькую по размеру шинель. А когда он упал, некрасиво, неправильно в атакующем крике вывернув рот, то на всей земле не хватило бы мрамора, Что бы вырубить парня в полный рост! У: Можно ли этого маленького человека назвать богатырем? Если да то почему? Маленький богатырь – какое интересное сочетание слов. Но ведь такие действительно есть. Маленький, в смысле молодой. “Мал золотник, да дорог”,- гласит народная мудрость. Наверное, это о нём, о нашем маленьком трубаче, который в трудную минуту не растерялся и сделал то, что должен был сделать. О нем сейчас прозвучит песня. У: Что же такого геройского совершил наш маленький богатырь? Д: Не растерялся, встал впереди, заиграл революционный гимн, повёл за собой солдат в бой. ВХР Трудности: | Методы: | - проверка текста, заучивание слов. - проговаривание согласных, замыкание фраз. - чистое интонирование | -Конкурс «по рядам» (дети ставят друг другу оценки за исполнение) - собственный показ - показ, ассоциации, сравнение | У: Итак, давайте подведём итог нашему разговору о том, можем ли мы увидеть музыку? Слайд 13 Д: Да, можем. Слушая музыку Бородина, мы представляем себе героев-богатырей, защитников нашей Родины. “Богатырей” Васнецова, маленького трубача и других русских солдат, которые в трудную минуту, не задумываясь, готовы защищать свою Родину. Нужны ли в наше время богатыри? Какими вы их представляете? Учитель: Вспомним определения, с которыми мы сегодня познакомились на уроке слайд 14 Спасибо за урок, до свидания. Слайд 15 |