СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка "Творческая личность Бородина"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вид урока: Эвристическая беседа

Цель: Воспитание у детей эстетического чувства, интереса и любви к музыке, литературе и живописи, познакомить детей с боевыми подвигами русских воинов, которые нашли своё отражение в музыке и изобразительном искусстве.

Задачи:

Личностная: воспитывать уважение к защитникам Отечества и памяти об их подвигах.

Предметная: учить учащихся внимательно слушать и понимать глубокий смысл музыкальных произведений, посвященных русским воинам.

  Метапредметная: развивать интерес к русской художественной литературе, на примере творческой личности Бородина формировать стремление к разностороннему развитию личности, воспитание патриотизма.

 

Методы:

  1. Проектный;
  2. Наглядный;
  3. Практический;
  4. Словесный (беседа, рассказ, пояснение);
  5. Объяснительно- иллюстративный.

 

Структура:

1.Орг. момент

  2.Беседа

  3.Слушание А.П. Бородин «Богатырская симфония»

  4.Беседа

  5.Разучивание С.Никитин «О маленьком трубаче»

  6.Итог.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Творческая личность Бородина"»

Класс: 5

Дата:

Учитель: Сыроветник Е.В.

Школа: №8

Тема урока: Тип урока: Получение новых знаний

Вид урока: Эвристическая беседа

Цель: Воспитание у детей эстетического чувства, интереса и любви к музыке, литературе и живописи, познакомить детей с боевыми подвигами русских воинов, которые нашли своё отражение в музыке и изобразительном искусстве.

Задачи:

Личностная: воспитывать уважение к защитникам Отечества и памяти об их подвигах.

Предметная: учить учащихся внимательно слушать и понимать глубокий смысл музыкальных произведений, посвященных русским воинам.

Метапредметная: развивать интерес к русской художественной литературе, на примере творческой личности Бородина формировать стремление к разностороннему развитию личности, воспитание патриотизма.



Методы:

  1. Проектный;

  2. Наглядный;

  3. Практический;

  4. Словесный (беседа, рассказ, пояснение);

  5. Объяснительно- иллюстративный.


Структура:

1.Орг. момент

2.Беседа

3.Слушание А.П. Бородин «Богатырская симфония»

4.Беседа

5.Разучивание С.Никитин «О маленьком трубаче»

6.Итог.


Оборудование: Наглядности, презентация, проектор, ПК, фортепиано.












Учитель музыки:

Этап

Ход урока

хр.

1. Орг момент


2. Беседа





































3. Слушание А.П. Бородин «Богатырская симфония».















4.Беседа















































5.Разучивание С. Никитин «О маленьком трубаче»











6.Итог.



Музыкальное приветствие. Слайд 1

У: Обратите внимание на тему урока. О чем пойдет речь?

Сегодня на уроке мы постараемся найти подтверждение нашей темы в музыке русского композитора А.П.Бородина. Давайте подумаем, а что означает слово Богатырь?

Д: крепкий, сильный, большой…

- Какой корень в этом слове?

-Чем богаты эти люди?

(силой, умом, ловкостью, богом одаренный)

Посмотрите на экран, я приготовила для вас выдержки из словарей слова богатырь. Прочтите. Слайд 2

Таким образом, можно выделить три стороны, отличающие богатыря, как думаете какие? Слайд 3

Давайте посмотрим на портрет композитора, музыка которого сейчас прозвучит. Слайд 4

Можно ли по внешнему виду сказать, человек-богатырь?

Д: Да, крепкого телосложения, высокого роста.

Александр Порфирьевич Бородин (1833-1887) – русский композитор, проявил себя и как крупный учёный, общественный деятель.

Бородин - “богатырь в жизни и богатырь в музыке”. Слайд 5 Стасов.

Замечательно характеризуют облик композитора слова В.В.Стасова: “Талант Бородина равно могуч и поразителен как в симфонии, так и в опере и в романсе. Главные качества его – великанская сила и ширина, колоссальный размах, стремительность и порывистость, соединённые с изумительной страстностью, нежностью и красотой”.

В своей музыке Бородин воплотил величие и мощь русского народа, героические черты характера русских людей, величавые образы национального былинного эпоса. Основным средством музыкального высказывания у Бородина всегда является мелодия – широкая, песенная, пластичная.

Вторая симфония была написана в 1876 году. Друзья композитора называли её “славянской героической”, “львиной”, “богатырской”. Последнее название и закрепилось за этой симфонией.

Что такое симфония? Слайд 6

Д: Большое музыкальное произведение для симфонического оркестра.

У: А что такое симфонический оркестр? Слайд 7

Д: Оркестр – это большой ансамбль музыкантов, совместно исполняющих инструментальное музыкальное произведение. Самый полный и совершенный по звучанию среди всех оркестров – это симфонический.

У: Послушаем фрагмент 1-й части симфонии. Слово симфония, часто пугает тех, кто не привык слушать серьезную музыку. Им кажется, что это длинное и скучное произведение. На самом деле это совсем не так. Экспозиция, представьте, это как в музее, вы приходите посмотреть картины; в музыке - это есть показ двух основных тем симфонии, главной и побочной. Сейчас мы с вами их послушаем и найдем различия или сходства. Слайд 8

У: Что можно сказать о характере и качестве главной темы?

Д: Яркий, могучий, широкий, решительный, суровый, маршевый…

Побочная, вторая тема певучая и мягкая, песенная.

У: Какая из них рисует нам богатырский образ?

Д: Первая, то есть главная.

У: Таким образом, можно сделать вывод, что в музыке переданы два образа, первый – это образ защитника, богатыря, а во второй передано чувство любви, заботы, трепетного отношения к Родине. Слайд 9. Запишем в тетрадь.

Ещё раз послушаем экспозицию первой части и подумаем, какую известную картину можно представить, слушая эту музыку?

Д: “Богатыри” Виктора Васнецова. Слайд 10

На своей первой персональной выставке в 1898 году Васнецов показал "Богатырей", работа над которыми длилась около двадцати лет. Картина воссоздает образы трех любимейших народом героев былинного эпоса: Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алеши Поповича. Каждого из них отличают индивидуальные особенности. Кто расскажет о каждом богатыре?

Илья Муромец на чёрном коне – центральная фигура. Степенно, неторопливо всматривается он в даль из-под руки. В тёмных глазах – твёрдость, уверенность. Доброе лицо сурово.

Добрыня Никитич –твёрд. Зря меч из ножен не выхватит. Лицо строгое, благородное.

Алёша Попович моложе своих товарищей. Глаза мечтательные и лукавые. Он и поэт, и гусляр (играет на гуслях).

- Чем богаты эти люди? (Илья Муромец - силой, Никита – умом, Алеша – ловкостью)

У: А что вы знаете о самом художнике? Слайд 11

Д: Виктор Михайлович Васнецов родился 15 мая 1848 года в далеком вятском селе в большой семье деревенского священника. Он рано начал рисовать. С детских лет слышал Васнецов былины и сказки о русских богатырях, протяжные грустные песни, которые на посиделках при свете лучин пели женщины. Это не могло не оказать влияния на формирование мировоззрения будущего художника, на развитие его таланта. Именно в Вятке зародилась его страстная привязанность к искусству, к народному эпосу.

- Чем похожа музыка и картина? (характером содержания)

- С помощью чего в картине выражается богатырский характер? (цвет, композиция)

- При помощи, каких средств выразительности Композитор и художник нарисовали свои образы? (муз: минор, ритм, регистр; худ: композиция, контраст, краски). Слайд 12

У: А сейчас мне бы хотелось прочитать «Балладу о маленьком человеке» Р. Рождественского.

На земле безжалостно маленькой жил да был человек маленький

У него была служба маленькая и маленький очень портфель.

Но однажды прекрасным утром постучалась к нему война.

Автомат ему выдали маленький, сапоги ему выдали маленькие

И маленькую по размеру шинель.

А когда он упал, некрасиво, неправильно в атакующем крике вывернув рот, то на всей земле не хватило бы мрамора,

Что бы вырубить парня в полный рост!

У: Можно ли этого маленького человека назвать богатырем? Если да то почему?

Маленький богатырь – какое интересное сочетание слов. Но ведь такие действительно есть. Маленький, в смысле молодой. “Мал золотник, да дорог”,- гласит народная мудрость. Наверное, это о нём, о нашем маленьком трубаче, который в трудную минуту не растерялся и сделал то, что должен был сделать. О нем сейчас прозвучит песня.

У: Что же такого геройского совершил наш маленький богатырь?

Д: Не растерялся, встал впереди, заиграл революционный гимн, повёл за собой солдат в бой.

ВХР

Трудности:


Методы:

- проверка текста, заучивание слов.



- проговаривание согласных, замыкание фраз.

- чистое интонирование

-Конкурс «по рядам» (дети ставят друг другу оценки за исполнение)


- собственный показ


- показ, ассоциации, сравнение


У: Итак, давайте подведём итог нашему разговору о том, можем ли мы увидеть музыку? Слайд 13

Д: Да, можем. Слушая музыку Бородина, мы представляем себе героев-богатырей, защитников нашей Родины. “Богатырей” Васнецова, маленького трубача и других русских солдат, которые в трудную минуту, не задумываясь, готовы защищать свою Родину.

Нужны ли в наше время богатыри? Какими вы их представляете?

Учитель: Вспомним определения, с которыми мы сегодня познакомились на уроке слайд 14

Спасибо за урок, до свидания. Слайд 15

5 мин.



5 мин.





































10 мин.




















5 мин.















































15 мин.















5 мин.