СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка "Учебное занятие в объединении дополнительного образования"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка "Учебное занятие в объединении дополнительного образования"

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Учебное занятие в объединении дополнительного образования"»

Методическая разработка

«Учебное занятие в объединении дополнительного образования»


Лазарева Светлана Николаевна, педагог дополнительного образования


Раздел: дополнительное образование

  1. Учебное занятие в учреждении дополнительного образования


Дополнительное образование обучающихся, ориентируясь на гуманистические общечеловеческие ценности, осуществляет целостный образовательный процесс, развивает творческий потенциал обучающихся в соответствии с их природными задатками, склонностями, интересами.

Учебное занятие является главной частью образовательного процесса в системе дополнительного образования, это то время, которое педагог проводит с учащимися, организуя воспитательную, учебную, досуговую и другие виды деятельности.

Занятие в системе дополнительного образования обладает рядом особенностей: оно менее регламентированное, более гибкое, свободное по составу обучающихся, по чередованию форм работы, насыщению различными видами деятельности, имеет отличную от школьной систему оценивания результатов деятельности обучающихся.

Занятие имеет структуру, представляющую собой взаимосвязь ее компонентов, а также определенную логику, зависящую от поставленных целей, задач, методов, педагогических технологий.

В ходе проведения занятия главным для педагога является не сообщение информационных знаний обучающимся, а выявление их жизненного опыта, включение в сотворчество с педагогом, друг с другом, родителями, в активный поиск знаний с приобретением умений, навыков, а в итоге – формирование творческой самореализации обучающихся.


    1. модель учебного занятия


Модель учебного занятия любого типа можно представить в виде последовательности следующих этапов:

- организационного;

- проверочного;

- подготовительного;

- основного;

- контрольного;

- итогового;

- рефлексивного;

- информационного.

Основанием для выделения этапов может служить процесс усвоения знаний, который строится как смена видов деятельности обучающихся: восприятие – осмысление – запоминание – применение – обобщение – систематизация.

За основу учебного занятия можно взять МОДЕЛЬ, предложенную М.В.Ушаковой, методистом исследователем лаборатории проблем дополнительного образования и воспитания областного центра детей и юношества г. Ярославля (таблица 1):


Таблица 1.

Модель учебного занятия М.В.Ушаковой


№ п/п

Этап учебного
занятия

Задачи этапа

Содержание
деятельности

Результат

Подготовительный блок

1.

Организацион-ный

Подготовка обучающихся к работе на занятии

Организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания

Восприятие

2.

Проверочный

Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания (если таковое было), выявление пробелов и их коррекция

Проверка домашнего задания (творческого, практического), проверка усвоения знаний предыдущего занятия

Самооценка, оценочная деятельность педагога

Основной блок

3.

Подготовитель-ный (подготовка к новому содержанию)

Обеспечение мотивации и принятие обучающимися цели учебно-познавательной деятельности

Сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности детей (например, эвристический вопрос, познавательная задача, проблемное задание обучающимся)

Осмысление возможного начала работы

4.

Усвоение новых знаний и способов действий

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения

Использование заданий и вопросов, которые активизируют познавательную деятельность обучающихся

Освоение новых знаний

5.

Первичная проверка понимания изученного

Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление ошибочных или спорных представлений и их коррекция

Применение пробных практических заданий, которые сочетаются с объяснением соответствующих правил или обоснованием

Осознанное усвоение нового учебного материала

6.

Закрепление новых знаний, способов действий и их применение

Обеспечение усвоения новых знаний, способов действий и их применения

Применение тренировочных упражнений, заданий, которые выполняются самостоятельно обучающимися

Осознанное усвоение нового материала

7.

Обобщение и систематизация знаний

Формирование целостного представления знаний по теме

Использование бесед и практических заданий

Осмысление выполненной работы

8.

Контрольный

Выявление качества и уровня овладения знаниями, самоконтроль и коррекция знаний и способов действий

Использование тестовых заданий, устного (письменного) опроса, а также заданий различного уровня сложности (репродуктивноготворческого, поисково-исследовательского)

Рефлексия, сравнение результатов собственной деятельности с другими, осмысление результатов

Итоговый блок

9.

Итоговый

Анализ и оценка успешности достижения цели, определение перспективы последующей работы

Педагог совместно с обучающимися подводит итог занятия

Самоутверж-дение обучающихся в успешности

10.

Рефлексивный

Мобилизация обучающихся на самооценку

Самооценка обучающимися своей работоспособно-сти, психологического состояния, причин некачественной работы, результативности работы, содержания и полезности учебной работы

Проектирова-ние обучающими-ся собственной деятельности на последующих занятиях

11.

Информацион-ный

Обеспечение понимания цели, содержания домашнего задания, логики дальнейшего занятия

Информация о содержании и конечном результате домашнего задания, инструктаж по выполнению, определение места и роли данного задания в системе последующих занятий

Определение перспектив деятельности


Построение занятия в соответствии с этой моделью помогает четко структурировать занятие, определить его этапы, задачи и содержание каждого из них. В соответствии с задачами каждого этапа педагог прогнозирует как промежуточный, так и конечный результат.


    1. классификация учебных занятий


Исходя из современных научных представлений об учебном занятии, его содержательная цель носит триединый характер и состоит из трех взаимосвязанных, взаимодействующих аспектов, познавательного, развивающего и воспитательного, которые отражаются в цели по содержанию учебного материала.

Цель – это механизм, с помощью которого педагог кодирует основное содержание и прогнозирует результаты своей деятельности и познавательной деятельности обучающихся.

Дидактическая цель является важнейшим структурным элементом и определяет тип и структуру учебного занятия (таблица 2):


Таблица 2.

Тип и структура учебного занятия


Тип учебного
занятия

Дидактическая цель

Структура

Учебное занятие закрепления знаний и способов деятельности

Обеспечить закрепление знаний и способов деятельности обучающихся

Оргмомент.
Мотивация.
Актуализация знаний и способов действий.
Конструирование образца применения знаний в стандартной и измененной ситуациях.
Самостоятельное применение знаний.
Контроль и самоконтроль.
Коррекция.
Рефлексия.

Учебное занятие комплексного применения знаний и способов деятельности

Создать содержательные и организационные условия для самостоятельного применения обучающимися комплекса знаний и способов деятельности

Оргмомент.
Целеполагание.. Мотивация.
Актуализация комплекса знаний и способов деятельности.
Самостоятельное применение знаний (упражнений) в сходных и новых ситуациях.
Самоконтроль и контроль.
Коррекция.
Рефлексия.

Учебное занятие обобщения и систематизации знаний и способов деятельности

Организовать деятельность обучающихся по обобщению знаний и способов деятельности

Оргмомент.
Целеполагание. Мотивация.
Анализ содержания учебного материала.
Выделение главного в учебном материале.
Обобщение и систематизация.
Рефлексия.
Обобщение может осуществляться как по теме, разделу, так и по проблеме. Самое главное в методике обобщения – включение части в целое

Учебное занятие по проверке, оценке, коррекции знаний и способов деятельности

1. Обеспечить проверку и оценку знаний и способов деятельности обучающихся (контрольное занятие).
2. Организовать деятельность обучающихся по коррекции своих знаний и способов деятельности)

Мотивация.
Самостоятельное выполнение заданий.
Самоконтроль.
Контроль.
Анализ.
Оценка.
Коррекция.
Рефлексия.


Каждый тип учебного занятия имеет свою структуру, основной компонент занятия кодируется в названии типа учебного занятия, общими этапами для всех типов занятий являются организационный, целеполагания и мотивации, подведения итогов.

Организационный момент учебного занятия предполагает создание продуктивных условий для взаимодействия педагога и обучающихся.

Этап целеполагания и мотивации обеспечивает желание участников педагогического процесса работать на занятии через постановку целей и актуализацию мотивов учебной деятельности, через формирование установок на восприятие и осмысление учебной информации, развитие личностных качеств обучающегося.

При подведении итогов определяется уровень достижения целей, мера участия всех обучающихся и каждого в отдельности, оценка их работы и перспективы познавательного процесса.

Формы занятий в дополнительном образовании играют важную роль. Именно от выбранной методики зависит конечный результат. Главный для каждого педагога вопрос «Как учить?» выводит нас на одну из важнейших категорий в педагогике – категорию методов обучения.


    1. методы обучения


Методы обучения – это система практических способов взаимодействия педагога и обучаемых, содействующих передаче, усвоению и использованию содержания образования как общественного опыта и направленных на достижение педагогических целей.

Методы являются одним из важнейших компонентов педагогического процесса. Без соответствующих методов деятельности педагога не возможно реализовать педагогические цели, содержание воспитания и обучения, достичь усвоения обучающимися определенного общественного опыта.

Одной из самых распространенных их группировок является классификация по источникам познания:

1. Словесные методы: рассказ, беседа, лекция, объяснение, инструктаж.

2. Наглядные методы: наблюдение, иллюстрация, демонстрация, показ, использование технических средств обучения.

3. Практические методы: упражнение, тренировка, лабораторная работа, поручение.

И.Я.Лернер и М.Н.Скаткин предложили классификацию педагогических методов, основанную на степени самостоятельности мышления обучающихся, т.е. на продуктивности их деятельности:

1. Объяснительно-иллюстративные методы (педагог сообщает обучающимся «готовую» информацию): рассказ, лекция, объяснение, инструктаж, показ.

2. Репродуктивные методы (педагог «выдает» задание, а обучающиеся выполняют его по образцу или правилу): упражнение, поручение, лекция, демонстрация, предписание.

3. Проблемные методы (педагог ставит проблему и решает ее, показывая пути ее решения): беседа, проблемная ситуация, убеждение, игра, обобщение.

4. Частично-поисковые методы (обучающиеся частично сами решают поставленную проблему): диспут, самостоятельная работа, лабораторная работа, соревнование.

5. Исследовательские методы (обучающиеся сами решают поставленную проблему): исследовательское моделирование, проектирование, поиск неисправностей, сбор новых фактов.


    1. методы создания благоприятного Психологического климата на занятии


1. Психогимнастика. Этот метод строится на основе двигательной экспрессии, мимики, пантомимы. Упражнения в психогимнастике направлены на следующие цели; уменьшение напряжения, сокращение эмоциональной дистанции участников группы и выработка умения выражать свои чувства, понимать чувства, мысли, желания свои и другого человека.

Упражнения на снятие напряжения состоят из простейших движений: «Я иду: по воде, по горячему песку», «Спешу на занятия», «Возвращаюсь из школы», невербальное приветствие, «Коробка переживаний» и др.

Упражнения на сокращение эмоциональной дистанции с партнером (предполагается уменьшение пространственной дистанции): разойтись с партнером на узком мостике; сесть на стул, занятый другим человеком; успокоить обиженного человека, выразить прикосновением свое отношение к другому человеку и др.

2. Арттерапия – воздействие искусством. В данном случае используется проективный рисунок. Его тема задается руководителем группы или же дается свободная тема.

Примерные темы: «Какой я», «Каким бы я хотел быть», «Я среди друзей», «Я в данном коллективе», «Каким я кажусь окружающим», «Мое настроение в коллективе». Рисунки могут вывешиваться и обсуждаться всеми членами коллектива.

Может быть другой вариант рисования – вся группа рисует одну картину. В этом случае обсуждается участие каждого члена группы, характер вклада и особенности взаимодействия его с другими участниками рисования.

По цвету, характеру рисунков можно посмотреть эмоциональное состояние коллектива в целом и каждого в отдельности.

3. Натуротерапия – воздействие природы. Выходы на природу всем коллективом способствуют раскрепощению, эмоциональному сближению и сплочению коллектива.

4. Логотерапия – разговорный метод. Руководителю коллектива необходимо как можно больше разговаривать с детьми. Обсуждать их интересы, проблемы, взаимоотношения с окружающими. Использование вербальных игровых упражнений способствует познанию друг друга, взаимопониманию, расширению эмоционального поля ребенка. Можно предложить такие упражнения, как:

«Интервью» – у каждого члена группы по очереди все желающие берут интервью (5-7 вопросов). Отвечать в любой степени откровенности, можно в маске – будто не про себя;

«Знакомство-представление» – познакомьтесь со своим партнером по игре и представьте его всем. При этом необходимо обращать внимание на личную информацию, умение выделить главное в личности, которое могло бы заинтересовать всех присутствующих;

«Если бы я был...»" – игра-перевоплощение. Каждый участник должен выбрать себе какую-нибудь вещь (абажур, заноза, мороженое и т.п.) и погрузиться в ее мир. От лица этой вещи он начинает рассказ о том, что ее окружает, как живет, что чувствует, о ее заботах, о ее прошлом, ее будущем. Рассказывая о постороннем предмете, участники невольно говорят о себе, это ведет к самораскрытию, при этом важно и то, что они учатся изменять себя, управлять своим эмоциональным состоянием и настроением.

5. Игротерапия – игра образами. Способствует укреплению и обогащению эмоциональных ресурсов ребенка, его коммуникативных возможностей; развивает творческие возможности и саморегуляцию. Игры могут быть самыми разнообразными: импровизированный диалог, театрализация рассказа (сказки), ролевые, сюжетные игры.

Все эти методы направлены на создание благоприятного психологического климата в коллективе Они помогают ребенку почувствовать себя комфортно в новом коллективе, развиваться как личности и успешно адаптироваться к жизни.


1.5. Педагогические технологии


Современная реформа образования в России, связанная с реализацией личностно-ориентированного подхода, вызвала ряд серьезных изменений в привычной практике обучения и воспитания детей: обновление содержания образования; внедрение новых педагогических технологий, обеспечивающих развитие личности.

Педагогическая технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования.

Виды педагогических технологий, применяемых в практике дополнительного образования:

- Технология личностно-ориентированного обучения

Цель: максимальное развитие (а не формирование заранее заданных) индивидуальных познавательных способностей обучающегося на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности.

Задача педагога – не «давать» материал, а пробудить интерес, раскрыть возможности каждого, организовать совместную познавательную, творческую деятельность каждого ребенка.

- Технология индивидуализации обучения

Технология индивидуализации обучения (адаптивная) – такая технология обучения, при которой индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетными (Инге Унт, В.Д. Шадриков). В школе индивидуализация обучения осуществляется со стороны педагога, а в объединении дополнительного образования – со стороны самого обучающегося, потому что он идет заниматься в то направление, которое ему интересно.

Главным достоинством индивидуального обучения является то, что оно позволяет адаптировать содержание, методы, формы, темп обучения к индивидуальным особенностям каждого ученика, следить за его продвижением в обучении, вносить необходимую коррекцию.

- Групповые технологии

Групповые технологии предполагают организацию совместных действий, коммуникацию, общение, взаимопонимание, взаимопомощь, взаимокоррекцию.

Современный уровень дополнительного образования характеризуется тем, что групповые технологии широко используются в его практике. Можно выделить уровни коллективной деятельности в группе:

- одновременная работа со всей группой;

- работа в парах;

- групповая работа на принципах дифференциации.

- Технология коллективной творческой деятельности

Существуют технологии, в которых достижение творческого уровня является приоритетной целью. Наиболее плодотворно в системе дополнительного образования применяется «Технология коллективной творческой деятельности» (И.П. Волков, И.П. Иванов), которая широко применяется в дополнительном образовании.

В основе технологии лежат организационные принципы: социально-полезная направленность деятельности детей и взрослых; сотрудничество детей и взрослых; романтизм и творчество.

Цели технологии:

- выявить, учесть, развить творческие способности детей и приобщить их к многообразной творческой деятельности с выходом на конкретный продукт, который можно фиксировать (изделие, модель, макет, сочинение, произведение, исследование и т.п.);

- воспитания общественно-активной творческой личности и способствует организации социального творчества, направленного на служение людям в конкретных социальных ситуациях.

- Технология «ТРИЗ»

Как педагогику творчества рассматривают технологию «ТРИЗ» – Теорию Решения Изобретательских Задач (Альтшуллер Г.С.). Это универсальная методическая система, которая сочетает познавательную деятельность с методами активизации и развития мышления, что позволяет ребенку решать творческие и социальные задачи самостоятельно.

Цель технологии: формирование мышления обучающихся, подготовка их к решению нестандартных задач в различных областях деятельности, обучение творческой деятельности.

- Технология исследовательского (проблемного) обучения 

Технология исследовательского (проблемного) обучения, при которой организация занятий предполагает создание под руководством педагога проблемных ситуаций и активную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит овладение знаниями, умениями и навыками; образовательный процесс строится как поиск новых познавательных ориентиров. Ребенок самостоятельно постигает ведущие понятия и идеи, а не получает их от педагога в готовом виде.

Технология проблемного обучения предполагает следующую организацию:

1. Педагог создает проблемную ситуацию, направляет обучающихся на ее решение, организует поиск решения.

2. Обучающийся ставится в позицию субъекта своего обучения, разрешает проблемную ситуацию, в результате чего приобретает новые знания и овладевает новыми способами действия.

Особенностью данного подхода является реализация идеи «обучение через открытие»: ребенок должен сам открыть явление, закон, закономерность, свойства, способ решения задачи, найти ответ на неизвестный ему вопрос. При этом он в своей деятельности может опираться на инструменты познания, строить гипотезы, проверять их и находить путь к верному решению.

Технология проведения занятия в соответствии с теорией проблемного обучения (М.И. Махмутов, И.Я. Лернер):

- ознакомление воспитанников с планом занятия и по­становка проблемы;

- дробление проблемы на отдельные задачи;

- выбор алгоритмов решения задач и изучение основ­ного учебного материала;

- анализ полученных результатов, формулировка выво­дов.

Таким образом, технология проблемного обучения предполагает систему учебных занятий с основной целью – создать условия, при которых воспитанники открывают новые знания, овладевают новыми способами поиска информации, развивают проблемное мышление.

- Игровые технологии 

Игровые технологии (П.И. Пидкасистый, Д.Б. Эльконин) обладают средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся. В их основу положена педагогическая игра как основной вид деятельности, направленный на усвоение общественного опыта.

Различают следующие классификации педагогических игр:

1. По видам деятельности (физические, интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические).

2. По характеру педагогического процесса (обучающие, тренировочные, познавательные, контролирующие, развивающие, репродуктивные, творческие, коммуникативные и др.).

3. По игровой методике (сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и др.).

4. По игровой среде (с предметом и без, настольные, комнатные, уличные, компьютерные и др.).

Способность включаться в игру не связана с возрастом, но содержание и особенности методики проведения игр зависят от возраста.

Технология проведения учебного занятия-игры состоит из следующих этапов:

1. Этап подготовки (определение учебной цели, описание изучаемой проблемы, составление плана проведения и общее описание игры, разработка сценария, расстановка действующих лиц, договоренность об условиях и правилах, консультации).

2. Этап проведения (непосредственно процесс игры: выступления групп, дискуссии, отстаивание результатов, экспертиза).

3. Этап анализа и обсуждения результатов (анализ, рефлексия, оценка, самооценка, выводы, обобщения, рекомендации).

- Технология проектного обучения

Технология проектного обучения – альтернативная технология, которая противопоставляется классно-урочной системе, при которой не даются готовые знания, а используется технология защиты индивидуальных проектов. Проектное обучение является непрямым, и здесь ценен не только результат, но в большей мере сам процесс.

Эффективность применения проектной деятельности в дополнительном образовании заключается в том, что:

- происходит развитие творческого мышления;

- качественно меняется роль педагога: устраняется его доминирующая роль в процессе присвоения знаний и опыта, ему приходится не только и не столько учить, сколько помогать ребенку учиться, направлять его познавательную деятельность;

- вводятся элементы исследовательской деятельности;

- формируются личностные качества обучающихся, которые развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально (в групповых проектах, когда «работает» небольшой коллектив и в процессе его совместной деятельности появляется совместный продукт, отсюда развивается умение работать в коллективе, брать ответственность за выбор, решение, разделять ответственность, анализировать результаты деятельности, способность ощущать себя членом команды – подчинять свой темперамент, характер, время интересам общего дела);

- происходит включение обучающихся в «добывание знаний» и их логическое применение (формируются личностные качества – способность к рефлексии и самооценке, умение делать выбор и осмысливать как последствия данного выбора, так и результаты собственной деятельности).

- Типология проектов

Проекты различаются по следующим признакам:

1. Какая деятельность доминирует в проекте: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная и пр.

2. Предметно-содержательная область: монопроект (в рамках одной области знания); межпредметный проект.

3. По характеру координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта).

4. По характеру контактов (среди участников одной группы, учреждения, города, региона и т.д.).

5. Количеству участников проекта.

6. Продолжительности выполнения проекта (в рамках одного занятия; нескольких занятий; месяц, год и т.д.)

Результат проектной деятельности – это, прежде всего ход самой деятельности (сама деятельность), а продукт (игрушка-подушка, игрушка-коврик) – это одно из воплощений замысла, он помогает представить каков был замысел решения проблемы проекта.

- Технология развивающего обучения 

Технология развивающего обучения (Л.В. Занков) – это такое обучение, при котором главной целью является не приобретение знаний, умений и навыков, а создание условий для развития психологических особенностей: способностей, интересов, личностных качеств и отношений между людьми; при котором учитываются и используются закономерности развития, уровень и особенности индиви­дуума.

Под развивающим обучением понимается новый, активно-деятельный способ обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу.


1.6. Основные требования к современному занятию


Целевые установки занятия должны быть направлены на определённые, конкретные цели данного занятия (предметные, метапредметные, личностные), выходящие на реальный, достижимый результат.

Создание мотивации предстоящей деятельности.

Организация структуры занятий. Применение активных форм организации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования.

Содержание занятия. Владение педагогом содержанием программ дополнительного образования. Развитие у обучающихся способов познавательной и практической деятельности, личностного развития, умения и навыков учебного труда, интересов к занятию. Индивидуальный подход к обучающемуся. Учет психолого-педагогических особенностей детей и др.

Технология обучения. Нетрадиционные приемы, методы, технологии, средства, формы, способы деятельности на занятии.

Экология занятия. Состояние здоровья детей, настроение их на занятии. Создание благоприятной атмосферы занятия. Степень нагрузки

Создание педагогом ситуации успеха. Условия обучения в помещении, организация учебного пространства и т.д.

Психологическая культура и профессионализм. Любовь к детям, знание их психологии. Наличие специальных знаний по преподаваемому предмету. Вдохновение, фантазия, артистизм, индивидуальный почерк педагога. Проблемное изложение материала, умение ставить вопросы, отношение к неверным ответам и т.д.

Педагог дополнительного o6paзования обязан выполнять все государственные санитарно-гигиенические нормы, временной режим занятия для различных возрастных категорий детей, совершенствовать в своей педагогической деятельности методики здоровьесберегающих систем.

В структуре занятия, соответствующего требованиям ФГОС, рефлексия является обязательным этапом, при этом педагог играет роль организатора, а главными действующими лицами выступают обучающиеся.


1.7. Рефлексия



Для чего нужна? Если ребенок понимает: - ради чего он изучает данную тему, как она ему пригодится в будущем; - какие цели должны быть достигнуты именно на этом занятии; - какой вклад в общее дело он может внести; - может ли он адекватно оценивать свой труд и работу своих товарищей, … то процесс обучения становится намного интереснее и легче как для ребенка, так и для педагога. Когда проводить? Рефлексию можно проводить на любом этапе занятия, а также по итогам изучения темы, целого раздела материала. Виды рефлексии

Существует несколько классификаций рефлексии как этапа занятия. Зная классификацию, педагогу удобнее варьировать и комбинировать приемы, включая рефлексию в план занятия.

1. По содержанию: символическая, устная и письменная.

Символическая – когда обучающийся просто выставляет оценку с помощью символов (карточек, жетонов, жестов и пр.). Устная предполагает умение обучающегося связно высказывать свои мысли и описывать свои эмоции. Письменная – самая сложная и занимает больше всего времени. Последняя уместна на завершающем этапе изучения целого раздела учебного материла или большой темы.

2. По форме деятельности: коллективная, групповая, фронтальная, индивидуальная.

Именно в таком порядке удобнее приучать детей к данному виду работы. Сначала – всей группой, потом – в отдельных группах, затем – выборочно опрашивать обучающихся. Это подготовит обучающихся к самостоятельной работе над собой.

3. По цели:

Эмоциональная

Она оценивает настроение, эмоциональное восприятие учебного материала. Это рефлексия из категории «понравилось / не понравилось», «интересно / скучно», «было весело / грустно».

Данный вид рефлексии помогает педагогу оценить общее настроение группы. Чем больше позитива, тем лучше понята тема. И наоборот, если условных «тучек» будет больше, значит, занятие показалось скучным, трудным, возникли сложности с восприятием темы. Согласитесь, нам бывает скучно и грустно, когда мы чего-то не понимаем.

Рефлексию настроения и эмоциональности легко проводить даже с дошкольниками. Вариантов масса: раздаточные карточки со смайликами или знаковыми картинками, показ большого пальца (вверх / вниз), поднятие рук, сигнальные карточки и т.д. Удобнее проводить по завершении очередного этапа занятия после объяснения новой темы, после этапа закрепления темы и т.д.

В начале занятия эмоциональную рефлексию проводят ради установления контакта с группой. Можно поставить музыку (подобрав мотив, согласующийся с темой), процитировать классика, зачитать эмоциональное стихотворение. После обязательно следует спросить 3-4 обучающихся: «Что ты чувствуешь сейчас? Какое настроение у тебя? И т.д.» Во-первых, обучающиеся (даже самые маленькие) привыкают оценивать свое состояние, свои эмоции, во-вторых, учатся аргументировать свою точку зрения. Кроме того, такая рефлексия поможет обучающимся настроиться на восприятие темы.

Рефлексия деятельности

Данный вид рефлексии удобнее применять при проверке домашних заданий, на этапе закрепления материала, при защите проектов. Он помогает обучающимся осмыслить виды и способы работы, проанализировать свою активность и, конечно, выявить пробелы.

Примеры организации работы:

Лесенка успеха. Каждая ступень – один из видов работы. Чем больше заданий выполнено, тем выше поднимается нарисованный человечек;

Дерево успеха. Каждый листочек имеет свой определенный цвет: зеленый – все сделал правильно, желтый – встретились трудности, красный – много ошибок. Каждый обучающийся наряжает свое дерево соответствующими листочками. Подобным же образом можно наряжать елку игрушками, украшать поляну цветами и т.д.;

Вагончики. Каждый вагончик соответствует определенному заданию. Например, вы планируете провести этап закрепления, состоящий из трех мини-игр и одного творческого задания. У вас – 4 вагончика. Предложите своим обучающимся посадить человечков (животных, оставить жетончик) в тот вагончик, задание которого выполнилось легко, быстро и правильно.

Благодаря таким приемам перед педагогом всегда будет наглядная картина: что поняли и осознали, а над чем нужно еще поработать.

Рефлексия содержания материала

Вот этот тип рефлексии удобнее проводить в конце урока или на этапе подведения итогов. Он дает возможность детям осознать содержание пройденного, оценить эффективность собственной работы на занятии.

Предложите обучающимся облако «тегов», которые необходимо дополнить:

- сегодня я узнал...; – было трудно…; – я понял, что…; – я научился…; – я смог…;

- было интересно узнать, что…; – меня удивило…; – мне захотелось… и т.д.

Каждый обучающийся выбирает по 1-2 предложения и заканчивает их. Проводить такую рефлексию можно устно, а можно и письменно.

«Три М»

Обучающимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе занятия, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем занятии.

Фразеологизм или пословица

Подберите выражение, соответствующее вашему восприятию занятия: слышал краем уха, хлопал ушами, шевелил мозгами, считал ворон и т.д.

Превратить учебное занятие в живое, заинтересованное решение проблем можно с помощью:

- подачи учебного материала на высоком уровне наряду с организацией работы детей, учитывая их развитие и возможности, и в приемлемом темпе;

четкого, структурного, поэтапного объяснения учебного материала или обучения практической операции;

- установки не на запоминание учебной информации, а на смысл и практическую значимость полученных знаний;

- обязательной организации обратной связи, которую можно осуществить по ходу объяснения новой темы, после ее изучения и как итоговую проверку;

- создания оптимальных условий для самообразования, развития творческого потенциала ребенка, а также реализации индивидуального подхода на каждом учебном занятии (выяснение целей и возможностей, творческого потенциала каждого ребенка на основе знания способностей, потребностей и склонностей).

Технологическая схема современного занятия обладает большой вариативностью, но подчинена основной задаче – воспитать веру ребенка в свои силы и стремление к самостоятельной деятельности, научить радоваться общению с педагогом и друзьями.


1.8. Анализ учебного занятия


Анализ учебного занятия очень важен, он поможет педагогу оценить занятие, проанализировать свой практический опыт педагогической деятельности, осмыслить проблемы, приблизиться к решению частных вопросов собственной педагогической практики.

К каждому типу учебного занятия предъявляются специфические требования, но можно выделить общие критерии анализа современного занятия (Таблица 3):


Таблица 3.


Критерии анализа современного занятия


Результатив-ность

Экономное расходование времени занятия.

Объем, прочность знаний и умений.

Положительный уровень межличностных отношений.

Вклад в формирование личностных качеств обучающихся.

Структура

занятия

Совокупность различных вариантов взаимодействия между элементами учебного занятия, возникающая в процессе обучения и обеспечивающая его целенаправленную действенность. Особое внимание поиску оптимальных содержания и методов обучения таким, как: комплексное планирование дидактических и воспитательных задач; выделение в содержании занятия главного; определение последовательности и оптимальное распределение времени; дифференцированный и индивидуальный подход.

Создание необходимых материально-технических условий.

Активизация

познавательной

деятельности обучающихся

Такая организация познавательной деятельности обучающихся, при которой учебный материал становится предметом активных мыслительных операций и практических действий (проблемные методы обучения, самостоятельные работы и др.).

Самостоятель-ность и творчество

Создание условий для самостоятельной работы.

Обучение приемам самостоятельной работы.

Обучение самостоятельному применению знаний и умений.


Вопросник для проблемно-ориентированного анализа занятия

1. Назовите тему и цель занятия. Какова степень достижения целей занятия?

2. Удалось ли удержать все виды деятельности в рамках объявленной темы?

3. Правильно ли определены цели и задачи занятия, учтены ли при этом индивидуальные особенности детей?

4. Удалось ли выбранными приемами сформировать у детей мотивацию учебной (исследовательской, практической) деятельности на данном занятии?

5. Насколько оптимальными для реализации целей занятия оказались выбранные формы, методы, приемы организации учебной деятельности?

6. Оптимально ли определено временное соотношение частей занятия (теоретической и практической)?

7. Удалось ли правильно определить формы и приемы контроля, добиться его эффективности?

8. Удалось ли правильно построить свое выступление и ответить на вопросы обучающихся?

9. Удалось ли организовать работу обучающихся по оценке собственной деятельности на занятии с позиции целевой установки?

10. Какова реальная степень достижения целей данного занятия и чем она обусловлена?

11. Ваши дальнейшие действия.


Схема самоанализа занятия


1. Общие сведения:

- краткая характеристика учебной группы (детского коллектива): состав, возраст, год обучения, способности и возможности, ожидаемые результаты;

- характеристика оборудования учебного занятия: средства обучения, наглядные пособия, технические средства и др.

2. Тема учебного занятия:

- место в учебном курсе;

- степень сложности вообще и конкретно для данной группы.

3. Цель учебного занятия в образовательном, воспитательном и развивающем аспектах.

4. Содержание учебного занятия:

- соответствие содержания его цели;

- дидактическая обработка содержания;

- как учебный материал развивает творческие способности обучающихся;

- создание на занятиях условий для развития устойчивого интереса к обучению;

- формированию каких знаний и умений содействует материал.

5. Тип учебного занятия:

- какой тип занятия избран;

- место занятия в учебном курсе;

- способ осуществления взаимосвязи с предыдущими занятиями.

6. Структура учебного занятия:

- этапы учебного занятия;

- их последовательность;

- главный этап занятия и его характеристика;

- обеспечение целостности занятия.

7. Методы обучения:

- соответствие применяемых методов цели занятия;

- эффективность данных методов в развитии познавательной активности детей;

- результативность используемых методов.

8. Система работы педагога:

- умение организовать работу детей;

- управление группой; определение объема учебного материала для обучающихся;

- поведение педагога на занятии (эмоциональность, особенности общения и др.);

- роль педагога в создании микроклимата на занятии.

9. Система работы обучающихся:

- организованность, активность;

- отношение к педагогу, способность сосредотачиваться на конкретном предмете, уровень усвоения знаний и умений; умение творчески применять знания и умения.

10. Общие результаты учебного занятия:

- выполнение запланированного объема;

- степень реализации цели занятия;

- общая оценка результатов и эффективности занятия;

- рекомендации по улучшению качества учебного занятия.



















Список литературы


1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. [Текст] / В.П. Беспалько. – М.: Педагогика, 1989. – 190 с.

2. Буйлова Л.Н. Учебное занятие в учреждении дополнительного образования. – М.: ЦДЮТ «Бибирево», 2001.

3. Кульневич С.В., Иванченко В.Н. Дополнительное образование детей. Методическая служба. [Текст] / С.В. Кульневич, В.Н. Иванченко. – Ростов-на-Дону: Изд-во «Учитель», 2005. – 332 с.

4. Кулюткин Ю.Н. Психология обучения взрослых. [Текст] / Ю.Н. Кулюткин. – М.: Просвещение, 1989. – 128 с.

5. Левитан К.М. Личность педагога: становление и развитие. [Текст] / К.М. Левитан. – Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1990. – 168 с.

6. Ситник А.П. Внутришкольная методическая работа в современных условиях. [Текст] / А.П. Ситник. – М.: Изд-во МГОПИ «Альфа», 1993. – 146 с.

7. Учебное занятие в учреждении дополнительного образования детей [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://alekscdt.narod.ru

8. Ушакова М.В. Учебное занятие в учреждении дополнительного образования // Внешкольник, 1997. – № 1. – С. 30-32.

9. Фомин А.А. Соблюдение педагогических требований как фактор, повышающий профессиональную компетентность современного учителя. // Завуч, 2000. – № 1.– С. 59-65