Преподаватель:
Егорина С.Е.
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Новосибирской области
«Татарский политехнический колледж»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
«Архитектура компьютера»
Татарск, 2019
Дисциплина: Информатика.
Профессия: 35.01.11 «Мастер сельскохозяйственного производства»
Тема программы: Средства информационных и коммуникационных технологий.
Тема учебного занятия: Архитектура компьютера.
Форма организации процесса обучения: урок.
Тип занятия: изучение нового материала.
Цель: формирование умений по осуществлению сборки компьютера, используя основные и дополнительные составляющие, и проводить проверку его рабочего состояния.
Задачи: - формирование знаний об основных и дополнительных составляющих компьютера, их характеристиках и осуществляемых функциях;
- формирование умения проводить сборку компьютера из составляющих, проводить проверку его рабочего состояния;
- развитие внимания, логического мышления в процессе сборки компьютера и проверки его рабочего состояния;
- воспитание аккуратности, бережного отношения к компьютерным составляющим, чувства ответственности за результаты своей работы в общем деле.
Основные понятия: компьютер, системный блок, материнская плата, блок питания, центральный процессор.
Используемые педагогические технологии: групповая работа, проблемное обучение.
Основные методы и приёмы обучения: методы приобретения новых знаний, методы контроля и самоконтроля, взаимооценка.
Образовательные ресурсы: Информатика. Учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / Е.В. Михеева, О.И. Титова. – 7 –е издание., испр.-М.: Издательский центр «Академия», 2012.
Материально-техническое оснащение урока:
- корпус системного блока;
- материнская плата;
- центральный процессор;
- ОЗУ;
- жёсткий диск;
- DVD-привод;
- монитор;
- клавиатура.
Место проведения учебного занятия: кабинет информатики
Количество часов: 2ч.
План учебного занятия по теме «Архитектура компьютера»
Этапы занятия | Время этапа | Познавательная деятельность студентов на этапе | Методические особенности и краткие указания по проведению этапов занятия | Примечания |
1.Организационный этап | 2 | kα0 | Проверить готовность студентов к уроку | |
2.Мотивационный этап | 5-7 | kα1 | Мотивировать студентов на познавательную деятельность. Демонстрация эпиграфа. "Человек придает кибернетическим машинам способность творить и создает этим себе могучего помощника" Формулируется цель занятия исходя из ответов учащихся на вопрос (Что нужно знать, чтобы начать работу на ЭВМ?) | Демонстрация работы ЭВМ |
3.Изучение нового материала | | kα1-2 | | |
3.1.Знакомство с информационными листами с заполнением сопровождающих таблиц | 23 | kα1 | Раздать информационные листы и сопровождающие материалы. Предложить студентам изучить информацию, оформить конспект, заполнить таблицы. | ИЛ№№1,2,3,4 |
3.2.Осмысление учебного материала | 10 | kα2 | Выполнить тестовые задания. Сверить свои результаты с эталоном ответов. | Тестовые задания, эталоны ответов, оценочный лист. |
4.Закрепление изученного материала | | | | |
4.1.Организация работы по решению проблемных задач в малых группах | 25 | kα2-3 | Разделить учебную группу на 4 малые группы, используя цветные карточки. Предложить студентам обсудить проблемные вопросы, выбрать вариант его решения и подготовится к обсуждению задачи. | Информационные листы с проблемными задачами |
5.Осмысление учебного материала | | | | |
5.1.Анализ работы студентов | 10 | kα2 | Предложить малым группам представить свой вариант ответа на проблемное задание для общего обсуждения. | Ответы студентов, записанные на доске |
5.2. Корректировка и оценивание работы студентов | 10 | kα1 | Представить на доске эталоны ответов, обсудить варианты ответов в учебной группе, внести корректировки в ответы малых групп. Результаты занести в оценочный лист. | Листы эталонов ответов, бланк самооценки |
6.Итог урока | 3 | kα0 | Подвести итог урока. Выставить оценки в журнал. | |
7.Задание на дом | 2 | kα0 | Запись задания на дом. | |
Информационный лист №1
Компьютер - комплекс программно - аппаратных средств, предназначенных для выполнения информационных процессов.
О
СНОВНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ КОМПЬЮТЕРА
Системный блок
Монитор
Клавиатура
Системный блок - это совокупность самых важных устройств компьютера. Они являются основными и необходимы для его работы.
УСТРОЙСТВО СИСТЕМНОГО БЛОКА
Блок питания - это преобразователь электрической энергии поступающей из сети переменного тока в энергию, которая предназначена для питания всей аппаратной части персонального компьютера
Кулер – предназначен для охлаждения внутренних устройств системного блока
Материнская плата – это самая главная плата системного блока.
На материнской плате устанавливаются основные устройства компьютера: процессор, оперативная память, видеокарта, слоты (разъёмы), чипсет, BIOS, с помощью шлейфов и кабелей к материнской плате подключаются DVD-привод, жёсткий диск, клавиатура, мышь и др.
Центральный процессор (ЦП, CPU) является главным элементом компьютера, его “мозгом”.
Н
- все вычисления;
- обработка информации;
- управление всеми устройствами компьютера
АЗНАЧЕНИЕ
- количество ядер;
- тактовая частота;
- кэш;
- сокет
ОСНОВНЫЕ
ХАРАКТЕРИСТИКИ
Оперативная память (RAM или ОЗУ-оперативное запоминающее устройство)
- запоминает обрабатываемую
процессором информацию и запущенные
пользователем программы;
- предоставляет процессору быстрый
доступ к данным
НАЗНАЧЕНИЕ
- объём;
- частота шины;
- тип памяти
ОСНОВНЫЕ
ХАРАКТЕРИСТИКИ
О | объём | измеряется в мегабайтах (Мбайт) или гигабайтах (Гбайт), значительно влияет на производительность компьютера. Из-за недостаточного объёма оперативной памяти многие программы или не станут загружаться, или будут выполняться очень медленно. В современном типичном компьютере используется как минимум 1 Гбайт памяти. |
Ч Т | частота шины тип памяти | измеряется в мегагерцах (МГц); оказывает большое влияние на скорость работы компьютера. Чем она больше, тем быстрее передача данных между процессором и самой памятью. указывает на поколение, к которому относится память. |
| | |
Жёсткий диск, называемый также винчестером или HDD.
долговременное хранение информации
НАЗНАЧЕНИЕ
- ёмкость (объём);
- быстродействие;
- интерфейс
ОСНОВНЫЕ
ХАРАКТЕРИСТИКИ
Ё | ёмкость | измеряется в гигабайтах (Гбайт) или терабайтах (Тбайт), определяет какой объём информации можно записать на жёсткий диск. |
Б | быстродействие | складывается из времени доступа к информации и скорости чтения/записи информации. Типичное время доступа у современных дисков составляет 5-10 мс (миллисекунд), средняя скорость чтения/записи – 150 Мбайт/с (мегабайт в секунду). |
И
| интерфейс | тип контролёра, к которому должен подключаться жёсткий диск (чаще всего EIDE и различные варианты SATA). |
DVD-привод
- чтение DVD и CD-дисков;
- запись на диски (при наличии приставка “RW”)
Н
скорость чтения/записи (обозначается посредством множителя (1x, 2x и т.д.). Единица скорости здесь равна 1.385 мегабайт в секунду (Мб/с).
АЗНАЧЕНИЕ
ОСНОВНЫЕ
ХАРАКТЕРИСТИКИ
Блок – схема персонального компьютера
Тестовое задание для информационного листа № 1
Выберите один правильный ответ
Форма ответа: Цифра – Буква
1. В минимальную комплектацию ПК входят:
мышь, монитор, клавиатура, системный блок
системный блок, дисплей, клавиатура, принтер
дисплей, системный блок, клавиатура
2. Адаптер (контроллер) - это:
Электронная схема, управляющая работой конкретного внешнего устройства
Программа, связывающая процессор с конкретным типом внешнего устройства
Устройство, позволяющее подсоединить к компьютеру новое внешнее устройство
3. В системном блоке компьютера находятся:
процессор, внутренняя память, СD-ROM, контроллеры внешних устройств, блок питания…
процессор, внутренняя память, дисковод, сканер, блок питания…
процессор, внешняя память, контроллеры внешних устройств, блок питания, дисплей…
4. На материнской плате компьютера находятся:
драйверы, процессор, контроллеры
ОЗУ, процессор, слоты
контроллеры, ОЗУ, винчестер
Установите соответствие
Форма ответа: Цифра – Буква
5.
Характеристика устройства | Единица измерения |
1. ОЗУ | А. Гбайт |
2. Ёмкость жесткого диска | Б. Мбайт |
3. Частота шины | В. Мгц |
Дополните понятие
Ответ – пропущенное слово
6. Главная задача материнской платы – …….. все эти устройства и заставить их работать как одно целое
7. Контроллёры – это …….. платы вставляемые в разъёмы (слоты) на материнской плате, они управляют устройствами подключаемыми к компьютеру.
8. Винчестер – это ……. Диск.
Эталон ответов к тестовому заданию для информационного листа № 1
Номер вопроса | Ответ | Кол-во баллов |
1 | В | 1 |
2 | В | 1 |
3 | А | 1 |
4 | Б | 1 |
5 | 1-Б, 2-А, 3-В | 3 |
6 | Соединить | 1 |
7 | Электронные | 1 |
8 | Жесткие | 1 |
Всего баллов | | 10 |
Критерии оценок
«5» 9-10 баллов
«4» 7-8 баллов
«3» 6 баллов
Информационный лист № 2
Задание: Изучите данный материал, заполните таблицу - задание №1 «Основные характеристики мониторов» и таблицу – задание №2 «Тип разъемов»
Монитор это специальное компьютерное устройство, которое отображает разные изображения, созданные компьютером, она обработана графической платой в самом компьютере.
Типы монотиров
Монитор 4 : 3 (квадратный)
Монитор 16 : 10 (широкоформатный)
Основные характеристики мониторов
р
ф | размер экрана | Измеряется в дюймах (1 дюйм=2,54 см) по диагонали. На данный момент наиболее популярными являются ЖК-мониторы с диагональю 19 дюймов |
| формат экрана | (соотношение сторон по вертикали и горизонтали), сейчас почти все мониторы продаются в широкоформатном исполнении: формат 16:9 и 16:10 |
т р | тип матрицы | Основная часть ЖК-монитора, от которой на 90% зависит его качество. В современных мониторах применяется один из трёх основных типов матриц: TN-film (наиболее простой, самый дешёвый и распространённый), S-IPS (обладают наилучшей цветопередачей, применяется для профессиональной работы с изображениями) и PVA/ MVA (дороже TN-film и дешевле PVA/ MVA, можно сказать, что эти м Р атрицы являются компромиссом между TN+Film и IPS.) |
т | разрешение экрана | Число точек (пикселей) в ширину и в высоту, из которых состоит изображение. Наиболее распространённые 17 и 19-дюймовые мониторы имеют разрешение 1280х1024 и 1600х1200 точек. Чем выше разрешение, тем, естественно, детальней получается изображение |
| тип разъёма | Используемый для соединения с компьютером, аналоговый VGA (D-Sub) или цифровые разъемы DVI, HDMI |
Тип разъема
Задание к информационному листу № 2
Таблица – задание №2 «Тип разъемов»
( укажите тип разъёма)
Вид разъёма | Тип разъема |
1 | |
2 | |
3 | |
Таблица – задание №1 «Основные характеристики мониторов »
Установите соответствие
Форма ответа: Цифра – Буква
Понятия | Характеристики |
Размер экрана | А. Соотношение сторон по вертикали и горизонтали |
Формат экрана | Б. Часть монитора, от которой зависит его качество. |
Разрешение экрана | В. Измеряется в дюймах (1 дюйм=2,54 см) по диагонали. |
Тип матрицы | Г. Число точек (пикселей) в ширину и в высоту, из которых состоит изображение. |
Эталон ответов
Таблица – задание №1 «Основные характеристики мониторов»
За каждый правильный ответ 1 балл
В
А
Г
В
Эталон ответов
Таблица – задание №2 «Тип разъемов»
За каждый правильный ответ 1 балл
VGA
DVI
HDMI
Критерии оценивания
7 баллов - «5» отлично
6 баллов - «4» хорошо
5 баллов - «3» удовлетворительно
Информационный лист № 3
З
Клавиатура компьютера — устройство для ввода информации в компьютер и подачи управляющих сигналов
адание: Изучите данный материал, заполните таблицу- задание №1 «Функциональные клавиши»
Функциональные области клавиатуры
Функциональные клавиши
Таблица – задание №1 «Функциональные клавиши»
Заполните пустые ячейки в таблице
Задание: Изучите данный материал, заполните таблицу- задание №2 «Символьные клавиши»
Таблица – задание №2 «Символьные клавиши»
Заполните пустые ячейки в таблице
Задание: Изучите данный материал, заполните таблицу- задание №3 «Индикаторы режимов
Таблица – задание №3 «Индикаторы режимов »
Заполните пустые ячейки в таблице
Задание: Изучите данный материал, заполните таблицу- задание №4
Таблица – задание №4 «Клавиши управления курсором »
Заполните пустые ячейки в таблице
Критерии оценивания для таблиц 1-4
За каждый правильный ответ 1 балл
24 - 25 баллов - «5» отлично
20- 23 баллов - «4» хорошо
15-22 баллов - «3» удовлетворительно
Информационный лист № 4 « Периферийные устройства»
Периферийные устройства – это любые дополнительные и вспомогательные устройства, которые подключаются к ПК для расширения его функциональных возможностей.
Внешний жесткий диск с USB-подключением | Источник бесперебойного питания |
Гарнитура для скайпа | Внешний ТВ-тюнер |
Сканер | Акустические колонки |
Лазерный принтер | Внешний модем |
| |
| |
Приложение № 1
Варианты проблемных задач для решения в малых группах
Внимательно прочитайте предложенное вам задание, проанализируйте, обсудите в группе варианты решения задачи. Выберите наиболее оптимальный, обоснованный вами ответ
За правильный ответ группа получает __35____ баллов
Задача № 1
Вам поручили подключить новый компьютер. Вы подключили все периферийные устройства. При включении компьютера изображения нет (черный экран). Определите, что может быть причиной возникновения проблемы.
Эталон ответов к приложению № 1
Если после включения компьютера черный экран, первым делом нужно проверить работоспособность монитора. Нужно отсоединить кабель от системного блока, но оставить питание. Затем нажать кнопку включения на мониторе. Если он рабочий, на экране возникнет сообщение об ошибке («не подключен кабель» или «проверьте соединение» и т.д.), а индикатор питания будет бесперебойно гореть. В тех случаях, когда монитор не реагирует, можно попробовать «оживить» его, нажав кнопку меню. Раз и после этого экран продолжает показывать лишь знакомый черный квадрат, он вышел из строя.
Задача №2
Вы решили самостоятельно произвести сборку системного блока, установили все компоненты в строгом соответствии с инструкцией, включили компьютер, установили все необходимые программы. При подключении флеш-диска в USB-порт, который располагается на передней стенке системного блока, обнаружилось, что флеш-диск не определяется системой. Определите, что может быть причиной возникновения проблемы.
Эталон ответов к приложению № 2
1. Необходимо убедится, в исправности флеш-диска подключив его в другой USB-порт.
2. Вам следует удостовериться в том, чтобы был включен контролер на ПК материнской платы.
3. Необходимо убедится в том, что хватает питания USB-порту.
4. Убедится, что на компьютере установлены все драйвера и специальное программное обеспечение.
Если все вышеперечисленные пункты в норме, то значит вышел из строя контроллер USB-порта и его необходимо заменить.
Оценочный лист
ФИО | Баллы за выполнение задания к ИЛ № 1 | Баллы за выполнение задания к ИЛ № 2 | Баллы за выполнение задания к ИЛ № 3 | Баллы за выполнение задания к ИЛ № 4 ( групповое задание) | Общее кол-во баллов | Оценка |
1. | | | | | | |
2. | | | | | |
3. | | | | | |
4. | | | | | |
5. | | | | | |
И т.д. | | | | | |
Критерии оценивания
77 баллов - «5» отлично
62 балла - «4» хорошо
46 баллов - «3» удовлетворительно