В современной жизни, особенно в производственной деятельности человека, химия имеет исключительное значение. В то же время возрастающий объем информации, непрерывное обновление содержания учебных дисциплин, в том числе учебного предмета «Химия», рост хемофобии1] в обществе привели к тому, что интерес обучающихся к химии снижается еще в школе. Этим отчасти объясняется нежелание изучать учебные и научные тексты химического содержания и отсутствие умений и навыков анализировать их с позиций современной науки и практической деятельности человека. У студентов зачастую возникает вопрос: для чего экономисту, электросварщику, автомеханику химия? И, как результат, слабые знания по предмету, а в дальнейшем появляются трудности в усвоении специальных дисциплин, так или иначе связанных с химией.
В связи с этим становится все более актуальным совершенствование форм и методов обучения химии, которые стимулируют когнитивную деятельность студентов, развивают их познавательную активность, учат практически использовать химические знания.
Актуальность данной разработки заключается в ее соответствии вызовам времени и требованиям ФГОС СОО, ориентирующим педагога не только на создание условий для усвоения обучающимися предметного знания, но и на создание и совершенствование предметно-развивающей среды (ПРС), формирующей личность студента, конкурентоспособного выпускника. Одним из слагаемых ПРС является система инновационных образовательных технологий, применяемых педагогом в образовательной деятельности.
Автором данной разработки предусматривается проведение учебного занятия с применением технологии активных методов обучения (технологии АМО) и технологии игрового обучения. Представленный урок – это урок-соревнование – химическая викторина.
Технология игрового обучения – это форма организации учебного процесса, реализуемая в учебно-игровых ситуациях, ориентированных на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности. Игровая деятельность содействует развитию когнитивных способностей обучающихся и формированию их универсальных учебных действий, в том числе, регулятивных, таких, как целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция. Данная технология предусматривает активные формы и методы работы, направленные на вовлечение обучающихся в динамическую деятельность, на обеспечение понимания ими теоретического материала и развитие интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной работы.
В отличие от игр вообще, дидактическая игра обладает существенным характерным свойством – наличием четко поставленной цели обучения и соответствующего ей педагогического результата, которые обоснованы, четко сформулированы и которые характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Урок «Именные реакции в органической химии» целесообразно проводить на этапе завершения изучения раздела «Органическая химия». Данный урок является уроком развивающего контроля, предшествует письменной контрольной работе по разделу и позволяет в форме дидактической игры подготовиться к ней.
Новизна методразработки заключается в тесном мотивированном сопряжении содержательного контента, включающего краеведческий компонент, и формы организации когнитивной деятельности (урок-викторина), выбранных педагогом современных технологий и методов обучения.
Автором разработки предлагается оригинальная концепция урока, позволяющая взглянуть на изученные химические явления с позиции истории химии и химических открытий, задуматься о том, что за каждым открытием – напряженный труд ученого, талант и любовь к делу.
Урок позволяет студентам не только проверить свои знания, но и применить их в незнакомой ситуации, а также, что особенно важно, осмыслить весомый вклад отечественных ученых в развитие химии.
Как уже было отмечено, на уроке используется краеведческий материал. Студенты знакомятся с жизнью и деятельностью выдающегося ученого-химика А.Н. Агте.
А.Н. Агте с отличием окончил химическое отделение Петербургского технологического института[2] императора Николая I, работал в этом же институте (Ленинградском технологическом институте) заведующим кафедрой качественного анализа (1930-1936 гг.), после упразднения этой кафедры – заместителем и исполняющим обязанности заведующего кафедрой аналитической химии (с 1936 г. (с перерывами) до 1949 г.) и заведующим лабораторией качественного анализа, был членом ученого совета Государственного института прикладной химии (первый в СССР НИИ химического профиля) и экспертом торговой палаты. Занимался преподавательской и научной деятельностью, опубликовал учебное пособие по качественному анализу; получил авторское свидетельство на новый способ получения ультрамарина. Был награждён медалями «За оборону Ленинграда» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».
Знакомство с жизнью и научной деятельностью ученых В.Г. Шухова и А.Н. Агте расширит представление студентов об истории Курского края и Курского реального училища, о вкладе ученых, чьи имена связаны с нашим городом, в отечественную науку.
Методическая разработка учебного занятия (урока) выполнена в соответствии со следующими локальными нормативно-правовыми и методическими документами:
– «Положением об открытом учебном занятии (уроке) в ОБПОУ «КЭМТ»;
– «Требованиями к современному уроку в контексте реализации ФГОС СПО, компетентностного и системно-деятельностного подходов к образовательной деятельности в ОБПОУ «КЭМТ»;
[2] В наст. вр. – С.-Петербургский гос. технологический институт (технический университет), СПбГТИ (ТУ) (разг. техноложка) – один из ведущихвузов Российской Федерации. Основан в 1828 г. в С.-Петербурге. Универ-ситет занимается подготовкой кадров в области химии, химической, нано- и биотехнологий, кибернетики и тех- ники. В 1930 г. состоялась реорганизация высшей школы, и институт объединил многие химические факуль-теты и кафедры других вузов и стал называться Ленинградский Краснознаменный химико-технологический институт