СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА учебного занятия на тему: «Инфекционная безопасность при выполнении инъекций и обработке использованного инструментария и материалов»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная тема актуальна для изучения, так как несмотря на использование одноразовых изделий медицинского назначения и применение современных антисептических средств, часто медицинские сестры в недостаточной мере овладевают техникой постановки инъекций, недостаточно хорошо знают механизмы развития постинъекционных осложнений и соответственно пути их предупреждения, поэтому часто отмечаются нежелательные последствия – постинъекционные осложнения.

Просмотр содержимого документа
«МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА учебного занятия на тему: «Инфекционная безопасность при выполнении инъекций и обработке использованного инструментария и материалов»»

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение

«Саткинский медицинский колледж»







МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

учебного занятия


на тему: «Инфекционная безопасность при выполнении
инъекций и обработке использованного инструментария и
материалов»



ПМ. 04.Выполнение работ по одной или нескольким профессиям

рабочих (младшая медицинская сестра)

МДК 04.03. Технология выполнения сестринских услуг



Специальность 34.02.01 Сестринское дело

















Сатка 2023

Содержание


Методическое пояснение…………………………………………………….

4

Цели занятия ………………………………………………………………….

4

В соответствии с новыми образовательными стандартами после изучения материала студенты должны знать и уметь……………………...


5

Формируемые компетенции……………………………………….….….…

7

Оснащение (ТСО)…………………………………………………….…….....

8

Методы обучения и методические приемы……………………….….…...

9

Междисциплинарные связи ……….…………… ………………….……....

9

Хронологическая карта практического занятия………………….……...

10

Этапы планирования занятия…………………………………………........

10

Список используемых источников...……………………………………….

12

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение № 1 Протокол занятия ……………………………….……….


14

Приложение № 2 Вводный контроль…………………………………………

15

Приложение № 3 Эталоны ответов вводного контроля……………….……

16

Приложение №4 Самостоятельная работа обучающегося …………………

17

Приложение № 5 Эталоны ответов на карточки…………………....……….

19

Приложение № 6 Ситуационные задачи …………………………………….

21

Приложение № 7 Эталоны ответов к ситуационным заданиям………….…

23

Приложение № 8 Тестовый контроль………………………………………...

26

Приложение № 9 Эталон ответов на тестовый контроль……………………

34

Приложение № 10 Общий протокол занятия…………………………..….…

35

Приложение № 11 Критерии оценок по различным видам работ
обучающихся…………………………………………………………………...


36







Методическое пояснение


Профессиональный модуль «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих (младшая медицинская сестра)» изучается студентами на протяжении 2 семестров по специальности «Сестринское дело» и является основным профильным предметом и фундаментом для изучения других клинических дисциплин.

Цель предмета – формирование общих и профессиональных компетенций в соответствии с ФГОС 3 поколения. Изучить теорию и практику сестринского дела, технологию оказания медицинских услуг, а также неотложные состояния и доврачебную помощь.

Курс «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих (младшая медицинская сестра)» предусматривает проведение теоретических и практических занятий, учебной практики, производственной практики на базе лечебного учреждения и заканчивается проведением квалификационного экзамена.

Данная тема актуальна для изучения, так как несмотря на использование одноразовых изделий медицинского назначения и применение современных антисептических средств, часто медицинские сестры в недостаточной мере овладевают техникой постановки инъекций, недостаточно хорошо знают механизмы развития постинъекционных осложнений и соответственно пути их предупреждения, поэтому часто отмечаются нежелательные последствия – постинъекционные осложнения.


Цели занятия:

Учебные (дидактические) цели:

  • формирование у студентов представления о возможных осложнениях введения лекарственных препаратов и их профилактику;

  • закрепление знаний студентов, полученных на лекции;

  • формирование знаний о мерах, направленных на предупреждение осложнений;

  • формирование знаний о роли медицинской сестры и особенностях оказания доврачебной помощи при неотложных состояниях.


Развивающие цели:

  • способствовать развитию логического мышления;

  • способствовать развитию памяти и речи;

  • развивать умение сравнивать, обобщать, анализировать;

  • развивать умение оперировать знаниями и делать самостоятельные выводы;

  • развить чувство инфекционной безопасности.


Воспитательные цели:

  • стремиться воспитать чувства милосердия, гуманизма, взаимопомощи, коллективизма,

  • воспитание стремления к получению глубоких знаний,

  • стремиться к воспитанию чувства ответственности за выполняемую работу, умения контролировать свои эмоции, воспитание чувства долга.



В соответствии с новыми образовательными стандартами после изучения материала студенты должны:

Знать: 

  • основные понятия и термины;

  • виды шприцов и игл, емкости шприцов и размеры игл;

  • оснащение и документацию процедурного кабинета;

  • основные приказы по санитарно-противоэпидемиологическому режиму ЛПУ, методические указания;

  • дозировку, пути и скорость введения лекарственных средств;

  • особенности введения определенных форм лекарственных средств;

  • правила асептики при выполнении манипуляций;

  • анатомические области для постановки инъекций;

  • универсальные меры предосторожности при работе с колющими предметами;

  • универсальные меры предосторожности при контакте с биологическими жидкостями;

  • дезинфекцию и утилизацию шприцев и систем одноразового пользования;

  • причины возникновения осложнения;

  • помощь при возникающих осложнениях;

  • профилактику осложнений, возникающие при парентеральном способе введения лекарственных средств.


Уметь:

  • производить сбор шприца однократного применения;

  • выполнять набор лекарственного средства из ампулы;

  • определять анатомические области для постановки инъекций;

  • вводить лекарственные средства внутрикожно, подкожно, внутримышечно, внутривенно струйно.

  • заполнять систему для внутривенного капельного введения жидкости;

  • производить забор венозной крови пациента на исследование.

  • оценить осложнения, возникающие при парентеральном введении лекарств и оказать пациенту необходимую помощь;

  • применять полученные знания при решении ситуационных задач.




Формируемые компетенции

Код

Наименование результата


ПК. 4.1

Эффективно общаться с пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности.

+

ПК. 4.2

Соблюдать принципы профессиональной этики.

+

ПК. 4.3.

Осуществлять уход за пациентами различных возрастных групп в условиях учреждения здравоохранения и на дому.

+

ПК. 4.4

Консультировать пациента и его окружение по вопросам ухода и самоухода.

+

ПК. 4.5

Оформлять медицинскую документацию.

+

ПК. 4.6

Оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий.

+

ПК. 4.7

Обеспечивать инфекционную безопасность.

+

ПК. 4.8

Обеспечивать безопасную больничную среду для пациента и персонала

+

ПК. 4.9

Участвовать в санитарно-просветительской работе среди населения.

+

ПК.4.10

Владеть основами гигиенического питания.

+

ПК.4.11

Обеспечивать производственную санитарию и личную гигиену на рабочем месте.

+

ПК.4.12

Осуществлять сестринский процесс.

+

ОК.1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

+

ОК.2

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

+

ОК.3

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

+

ОК.4

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.

+

ОК.5

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

+

ОК.6

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

+


ОК.7

Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий

+

ОК.8

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации


+


ОК.9

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности

+

ОК.10

Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

+

ОК.11

Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку

+

ОК.12

Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности

+


ОК.13

Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей

+



Тип занятия: практическое занятие


Место проведения: кабинет доклинической практики


Продолжительность занятия: 180 минут


Оснащение (ТСО)

  • компьютер;

  • доска, мел;

  • карточки с ситуационными задачами и тестовыми заданиями;

  • письменный стол, стул;

  • кушетка медицинская;

  • мыло жидкое;

  • антисептик для обработки рук;

  • перчатки медицинские нестерильные;

  • маска для лица 3-хслойная медицинская одноразовая;

  • емкость-контейнер для медицинских отходов класса «А»;

  • формы медицинской документации;

  • шариковая ручка с синими чернилами;

  • протоколы практического занятия.

Методы обучения и методические приемы


Метод

Основное назначение

Уровни усвоения

Приемы

Объяснительно-иллюстративный;

Облегчить восприятие и осмысление изучаемого материала

Воспроизведение

Умения и навыки

Рассказ, беседа, иллюстрация плакатов, презентаций

Репродуктивный





Формирование умений и навыков

использования полученных знаний

Воспроизведение

Умения и навыки



Решение типовых задач, тестов, выполнение практических заданий по заданному алгоритму

Частично-поисковый



Создание проблем для самостоятельного поиска решения студентов

Воспроизведение

Умения и навыки



Эвристическая

беседа, обобщение



Деловая учебная игра



Игра позволяет закрепить студентами полученные знания, помогает сформировать целостное представление о будущей профессии

Воспроизведение

Умения и навыки

Ситуационные задачи. Студенты действуют согласно полученной роли


Междисциплинарные связи


предшествующие

сопутствующие

последующие

ОДП.01

Биология

ОП.01 Основы латинского языка с медицинской терминологией

ПМ.01.МДК 01.01 Здоровый человек и его окружение (здоровье лиц пожилого и старческого возраста)

ОП 02 Анатомия и физиология человека.

ПМ.01МДК 01.01 Здоровый человек и его окружение (здоровье детей)

ОП.03 Основы патологии


ПМ.02.МДК 02.01 Сестринская помощь при нарушениях здоровья (сестринское дело в терапии)

ОП 05 Гигиена и экология человека.


ПМ.02.МДК02.01 Сестринская помощь при нарушениях здоровья (сестринская помощь в хирургии)

ОП.07 Фармакология

ПМ.02.МДК 02.01 Сестринская помощь при нарушениях здоровья (сестринская помощь в педиатрии)

Межмодульные связи

Обеспечивающие темы

Обеспечиваемые темы

МДК 04.02 Безопасная среда для пациента и персонала


МДК 04.03 Технология оказания медицинских услуг


Хронологическая карта практического занятия:

1. Организационный момент – 5 минут

2. Изложение темы, цели и плана занятия – 5 минут

3. Вводный контроль знаний с проработкой ошибок – 15 минут

4. Демонстрационная часть – 20 минут

5. Эвристическая беседа – 35 минут

6. Самостоятельная работа студентов (выполнение заданий, решение ситуационных задач, решение тестовых заданий) – 40 минут, 25 минут, 20 минут

7. Подведение итогов занятия, выставление оценок – 10 минут

8. Задание на дом – 5 минут

Итог: 180 минут


Этапы планирования занятия


Этапы занятия

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

Цели

Время

1.Организационный момент

Приветствие. Внешний вид. Готовность кабинета, оснащение. Отмечает отсутствующих

Фамилии отсутствующих говорит староста подгруппы. Доску и мел готовит дежурный

Проверить готовность к работе, сконцентрировать внимание студентов.

5

минут

2. Основная часть – изложение темы, цели и плана занятия





Сообщает тему, цель и план занятия.

Предлагает заполнить протокол занятия (приложение 1)

Слушают. Заполняют протокол.





Раскрыть значимость темы в будущей профессии медицинской сестры.

Подготовка к предстоящей работе.

5

минут

3. Вводный контроль знаний с проработкой ошибок


Предложить студентам письменно ответить на задание (приложение 2)

Внимательно читают вопрос, дополняют правильный ответ.

Проверить уровень знаний перед занятием.

15

минут

4.Демонстрационная часть






Эвристическая

беседа


Рассказывает главные моменты темы, демонстрирует плакаты, презентации.


Задает вопросы, предлагает студентам отвечать, решая поставленную задачу. Преподаватель может помогать студентам, задавая наводящие вопросы, вносит поправки

Слушают, просмотр презентации, фильма. Запоминают.




Слушают, дают полные ответы.

Облегчить восприятие и осмысление материала.





Научить студентов овладевать знаниями, благодаря самостоятельной проработки небольших вопросов.

Научить выступать перед аудиторией

20

минут






35

минут

5. Закрепление материала – самостоятельная работа студентов


Предлагает студентам выполнить практические задания (приложение 4).





Предлагает решить ситуационные задачи, распределяет ситуационные задачи (приложение 6)


Предлагает решить тестовые задания по вариантам (приложение 8)

Выполняют манипуляции, полученные результаты записывают в протокол.




При получении задачи выполняют задания






При получении теста выполняют задания


Проверить и закрепить полученные знания. Выполнение манипуляций готовит студентов к аккредитации и дальнейшей работе в ЛПУ.



40

минут








25

минут







20

минут




6. Подведение итогов занятия, выставление оценок

Подводит итоги занятия, подсчитывает средний балл, выставляет оценки. Отмечает более активных студентов

Слушают, подсчитывают баллы

Выявить уровень знаний студентов, поощрение активных студентов

10

минут

7. Задание на дом

Сообщает домашнее задание к следующему занятию

Слушают, записывают

Подготовка к следующему занятию

5

минут


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


Основные источники:

1. Кулешова, Л. И. Основы сестринского дела :  курс лекций,  сестринские  технологии : учебник / Л. И. Кулешова, Е. В. Пустоветова ; под ред. В. В. Морозова. – Изд. 3-е. – Ростов н/Д : Феникс, 2018. – 716 с. (Среднее медицинское образование) – ISBN 978-5-222-29749-0. – Текст : электронный // ЭБС «Консультант студента»

2. Гордеев, И. Г. Сестринское дело. Практическое руководство : учебное пособие / под ред. И. Г. Гордеева, С. М. Отаровой, З. З. Балкизова. – 2-е изд. , перераб. и доп. – Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2020. – 592 с. : ил. – 592 с. – ISBN 978-5-9704-5514-2. – Текст : электронный // ЭБС «Консультант студента»

3. Двойников, С. И. Младшая медицинская сестра по уходу за больными : учебник / С. И. Двойников, С. Р. Бабаян, Ю. А. Тарасова [и др. ] ; под ред. С. И. Двойникова, С. Р. Бабаяна. – Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2021. – 512 с. : ил. – 512 с. – ISBN 978-5-9704-6455-7. – Текст : электронный // ЭБС «Консультант студента»

4. Корягина, Н. Ю. Организация специализированного сестринского ухода : учебное пособие / Н. Ю. Корягина, Н. В. Широкова, Ю. А. Наговицына [и др. ] ; под ред. З. Е. Сопиной. – Москва : ГЭОТАР Медиа, 2020. – 464 с. : ил. – 464 с. – ISBN 978-5-9704-5694-1. – Текст : электронный // ЭБС «Консультант студента»

5. Организация сестринской деятельности / Бабаян C. Р. [и др. ] –Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2019. – 656 с. – ISBN 978-5-9704-5112-0. – Текст : электронный // ЭБС «Консультант студента»

6. Широкова, Н. В. Основы сестринского дела. Алгоритмы манипуляций : учебное пособие / Н. В. Широкова [и др. ]. – Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2018. – 160 с. – 160 с. – ISBN 978-5-9704-4762-8. – Текст : электронный // ЭБС «Консультант студента»

7. Шарочева, М. А. Технологии выполнения простых медицинских услуг. Манипуляции сестринского ухода / Шарочева М. А. , Тихомирова В. А. – Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2020. – 368 с. – ISBN 978-5-9704-5158-8. – Текст : электронный // ЭБС «Консультант студента»

Дополнительные источники:

  1. Осипова, В. Л. Дезинфекция : учебное пособие / В. Л. Осипова – Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2018. – 136 с. – ISBN 978-5-9704-3886-2. – Текст : электронный // ЭБС «Консультант студента»

  2. Нормативные документы:

Интернет-ресурсы, отвечающие тематике профессионального модуля, в том числе – http://www.studentlibrary.ru

http://www.consultant.ru/ – нормативные документы и др.

ПРИЛОЖЕНИЯ


Приложение 1

Протокол занятия



ФИО

1.Вводный контроль


2.Эвристическая беседа


3. Выполнение манипуляции


4. Решение ситуационных задач


5. Решение тестовых заданий


6. Итоговая оценка
























Приложение 2


Вводный контроль


Дайте ответы на вопросы


  1. Уровень обработки рук перед инвазивными манипуляциями?

  2. Что такое «Постинъекционное осложнение»?

  3. Защитная одежда медицинской сестры?

  4. Какие виды инъекций существует?

  5. Места постановки подкожной инъекции?

  6. Места постановки внутримышечной инъекции?

  7. Места постановки внутривенной инъекции?

  8. Что такое антисептика?

  9. Что такое асептика?

  10. Что значит «инвазивная манипуляция»?






Приложение 3


Эталоны ответов вводного контроля


  1. гигиенический уровень;

  2. это осложнения после постановке инъекции (инфильтрат, абсцесс, гематома, липодистрофия, воздушная эмболия, масляная эмболия, некроз, аллергические реакции и т.д.);

  3. халат (хирургический костюм), колпак, маска, очки или щиток, перчатки;

  4. внутрикожная, подкожная, внутримышечная, внутривенная;

  5. наружная поверхность плеча, подлопаточная область спины, передняя брюшная стенка, ее боковая поверхность, переднебоковая поверхность бедра;

  6. область верхнее-наружного квадранта ягодицы, дельтовидная мышца плеча, латеральная мышца бедра;

  7. вены локтевого сгиба, кисти, стопы, вены в области предплечья, в детской практике – вены головы.

  8. комплекс мероприятий, направленный на уничтожение или уменьшение количества микроорганизмов в ране или в организме в целом.

  9. комплекс мероприятий, направленный на предупреждение попадания инфекции в рану и организм больного.

  10. манипуляция с внедрением инструмента в ткани и внутренние органы человека.








Приложение 4


Самостоятельная работа обучающегося


Преподаватель предлагает студентам разбиться на пары и выполнить предложенные задания для отработки практических навыков по алгоритмам. Корректирует их действия. За правильно выполненные задания студент получает по 5 баллов. В сумме за выполненную карточку студент получает до 15 баллов.


Карточка 1

Задание 1. Что такое «Постинъекционное осложнение»?

Задание 2. Места постановки внутривенной инъекции?

Задание 3. Какие осложнения могут возникнуть при использовании препаратов с истекшим сроком годности?


Карточка 2

Задание 1. Защитная одежда медицинской сестры?

Задание 2. К каким осложнениям может привести нарушение техники выполнения инъекции?

Задание 3. Что такое инфильтрат?


Карточка 3

Задание 1. Какие виды инъекций существуют?

Задание 2. Места постановки внутримышечной инъекции?

Задание 3. Что такое абсцесс?


Карточка 4

Задание 1. Что такое антисептика?

Задание 2. Места постановки подкожной инъекции?

Задание 3. Какие осложнения могут возникнуть из-за неправильного выбора места инъекции?


Карточка 5

Задание 1. Что такое асептика?

Задание 2. Что значит «инвазивная манипуляция»?

Задание 3. Какие осложнения могут возникнуть при использовании препаратов с истекшим сроком годности?


Приложение 5


Эталоны ответов на карточки


Карточка 1

Задание 1. Это осложнения после постановки инъекции (инфильтрат, абсцесс, гематома, липодистрофия, воздушная эмболия, масляная эмболия, некроз, аллергические реакции и т.д.).

Задание 2. Вены локтевого сгиба, кисти, стопы, вены в области предплечья, в детской практике – вены головы.

Задание 3. При использовании препаратов с истекшим сроком годности или при введение некачественно приготовленных растворов могут наступить пирогенные реакции, сопровождающиеся резким повышение температуры тела, ознобом.


Карточка 2

Задание 1. Халат (хирургический костюм), колпак, маска, очки или щиток, перчатки.

Задание 2. Нарушение техники выполнения инъекций может повлечь за собой поломку иглы, воздушную или масляную эмболию, аллергические реакции, некроз тканей, гематому.

Задание 3. Самое частое осложнение подкожной и внутримышечной инъекции. Характеризуется образованием уплотнения в месте инъекции, которое легко определяют во время пальпации.


Карточка 3

Задание 1. Внутрикожная, подкожная, внутримышечная, внутривенная.

Задание 2. Область верхнее-наружного квадранта ягодицы, дельтовидная мышца плеча, латеральная мышца бедра.

Задание 3. Гнойное воспаление мягких тканей с образованием полости, заполненной гноем и ограниченной от окружающих тканей пиогенной мембраной.


Карточка 4

Задание 1. Комплекс мероприятий, направленный на уничтожение или уменьшение количества микроорганизмов в ране или в организме в целом.

Задание 2. Наружная поверхность плеча, подлопаточная область спины, передняя брюшная стенка, ее боковая поверхность, переднебоковая поверхность бедра.

Задание 3. Неправильный выбор места инъекции приводит к образованию плохо рассасывающихся инфильтратов, повреждению надкостницы (периостит), повреждению сосудов (некроз, эмболия), повреждению нервных стволов (паралич, неврит).


Карточка 5

Задание 1. Комплекс мероприятий, направленный на предупреждение попадания инфекции в рану и организм больного.

Задание 2. Манипуляция с внедрением инструмента в ткани и внутренние органы человека.

Задание 3. При использовании препаратов с истекшим сроком годности или при введение некачественно приготовленных растворов могут наступить пирогенные реакции, сопровождающиеся резким повышение температуры тела, ознобом.


Приложение 6


Ситуационные задачи


Ситуационная задача № 1

Пациентка А. находится на стационарном лечении в терапевтическом отделении. Ей назначен курс лечения антибиотиками. Вечером больная обратилась к дежурной медсестре с жалобами на появление боли в области правой ягодицы.

При осмотре медсестра определила припухлость, уплотнение в месте постановки инъекции.

Задание:

1. Укажите возможную причину данного состояния.

2. Перечислите, удовлетворение, каких потребностей на­рушено у данной пациентки.

3. Определите настоящие и потенциальные проблемы па­циентки.

4. Составьте план сестринского ухода.


Ситуационная задача № 2

Пациентка М. находится на лечении в гинекологическом отделении. После введения прогестерона (масляный раствор) у больной появилась распирающая боль в области инъекции.

При осмотре места постановки инъекции медсестра определила отёк, красно-синюшное окрашивание кожи.

Задание:

1. Укажите возможную причину данного состояния.

2. Перечислите, удовлетворение, каких потребностей на­рушено у данной пациентки.

3. Определите настоящие и потенциальные проблемы па­циентки.

4. Составьте план сестринского ухода.

Ситуационная задача № 3

Пациентка Л. находится на стационарном лечении. Лечащий врач назначил антибиотики внутривенно. У пациентки Л. после первой инъекции внезапно появилось чувство стеснения в груди, слабость, чувство жара во всем теле, зуд, беспокойство, страх, головная боль, затрудненное дыхание, одышка, сердцебиение. Объективно: состояние тяжелое, кожные покровы бледные, холодный липкий пот, пульс 100 ударов в минуту, слабого наполнения, АД 80/40 мм рт.ст.

Задание:

1. Укажите возможную причину данного состояния.

2. Перечислите, удовлетворение, каких потребностей на­рушено у данной пациентки.

3. Определите настоящие и потенциальные проблемы па­циентки.

4. Составьте план сестринских вмешательств.


Ситуационная задача № 4

Медсестра процедурного кабинета по назначению врача переливает пациенту К. внутривенно желатиноль. После переливания 200 мл, пациент К. жалуется на зуд кожи по передней поверхности туловища и паховых областях.

При осмотре пациента медсестра обнаружила крупно пятнистую ярко красную сыпь, слегка выступающую на поверхности кожи. При обследовании пациента состояние удовлетворительное, пульс 84 в мин., ритмичный, АД 130/80 мм. рт. ст., ЧДД 18 в мин.

Задание:

1. Укажите возможную причину данного состояния.

2. Перечислите, удовлетворение, каких потребностей на­рушено у данного пациента.

3. Определите настоящие и потенциальные проблемы па­циента.

4. Составьте план сестринских вмешательств.

Приложение 7


Эталон ответов к ситуационным задачам


Ситуационная задача № 1

  1. Постинъекционный инфильтрат. Причины: постановка инъекции короткой иглой, частые инъекции в одно и тоже место, неточный выбор места инъекции.

  2. У пациентки нарушено удовлетворение потребности: быть здоровой, спать, отдыхать, работать, общаться.

  3. Проблемы пациента.

Настоящие: боль в области правой ягодицы.

Потенциальные: вероятность развития абсцесса.

Сестринский

диагноз

Цели

Сестринские вмешательства

Оценка

Боль в области правой ягодицы


Пациентка отметит уменьшение или исчезновение боли на 2-3 день лечения.

- вызвать врача;

- наложить согревающий компресс или грелку на область ягодицы;

- контроль за общим состоянием пациента, при ухудшении состояния или увеличении инфильтрата - доложит врачу.

К концу 2 дня боль исчезла.



Ситуационная задача № 2

  1. Медикаментозная эмболия. Причины: попадание масляного раствора в просвет сосуда.

  2. У пациентки нарушено удовлетворение потребности: быть здоровой, спать, отдыхать, работать, общаться.

  3. Проблемы пациента.

Настоящие: боль в области инъекции.

Потенциальные: некроз.

Сестринский

диагноз

Цели

Сестринские вмешательства

Оценка

Боль в области инъекции


Пациентка отметит улучшение состояния на 3-4 день лечения.

- вызвать врача и выполнять его назначения;

- контроль за общим состоянием пациента;

- при последующих введениях масляного раствора, медсестра подогреет его до температуры 38ºС;

- пропальпирует место постановки инъекции (исключит уплотнение, болезненность);

  • перед введением препарата потянет поршень на себя, убедится, что в шприц не поступает кровь, а, следовательно, игла не в сосуде.

Цель

Достигнута, боль уменьшилась.


Ситуационная задача № 3

  1. Анафилактический шок. Причины: аллергическая реакция на введение внутривенно антибиотиков.

  2. У пациентки нарушено удовлетворение потребности: быть здоровой, спать, отдыхать, работать, общаться.

  3. Проблемы пациента.

Настоящие: чувство стеснения в груди, слабость, чувство жара во всем теле, зуд, беспокойство, страх, головная боль, затрудненное дыхание, одышка, сердцебиение, снижение АД.

Потенциальные: коллапс, отек гортани и трахеи, выраженные сердечные аритмии.

Сестринский

диагноз

Цели

Сестринские вмешательства

Оценка

-стеснение в груди

-слабость

-чувство жара и зуд

-беспокойство

-головная боль

-одышка

-сердцебиение

-снижение АД


Общее состояние пациента улучшится в течение часа. Пациенту подберут антибиотик, на который не будет аллергической реакции

- вызывать врача через 3 лицо;

- больного уложить горизонтально, голову набок, ножной конец приподнять;

- доступ свежего воздуха или ингаляция увлажненным кислородом;

-подготовить аптечку «Анафилактический шок»;

- обеспечить доступ к вене;

- выполнять назначение врача;

- контроль за общим состоянием пациента.

Цель достигнута. Через 40 минут общее состояние пациента улучшилось.


Ситуационная задача № 4

  1. Аллергическая реакция на введение желатиноля, в виде крапивницы. Причина: непереносимость препарата.

  2. У пациентки нарушено удовлетворение потребности: быть здоровой, спать, быть чистым, отдыхать, работать, общаться.

  3. Проблемы пациента.

Настоящие: зуд кожи.

Потенциальные: риск развития анафилактического шока.

Сестринский

диагноз

Цели

Сестринские вмешательства

Оценка

зуд кожи


Пациент отметит уменьшение зуда через 2 часа.

У пациента высыпание и зуд исчезнут к 3-4 дню

- прекратить переливание, но из вены не выходить;

- сообщить врачу о изменении состояния пациента;

- подготовить медикаменты для оказания помощи пациенту;

- выполнить назначения врача;

- контроль за общим состоянием пациента, его ощущениями и кожными покровами в динамике.

Цель достигнута. Через 2 часа пациент отметил уменьшение зуда.

На 3 день зуд прекратился, кожные покровы чистые.


Приложение 8


Тестовый контроль: «Инфекционная безопасность при выполнении инъекций и обработке использованного инструментария и материалов»

Вариант 1

Выберите один правильный ответ

1. Парентеральный путь введения лекарственных средств:

1) через дыхательные пути

2) через прямую кишку

3) внутривенно, внутримышечно

4) под язык


2. Перед введением стерильный масляный раствор необходимо подогреть до температуры (в град.С):

1) 40 2) 38

3) 34 4) 28


3. Положение больного во время внутримышечной инъекции:

1) лёжа на животе, боку

2) сидя

3) стоя

4) лёжа на спине


4. Возможное осложнение при внутримышечной инъекции:

1) инфильтрат

2) воздушная эмболия

3) масляная эмболия

4) некроз


5. При попадании воздуха в сосуд развивается осложнение:

1) воздушная эмболия

2) тромбофлебит

3) некроз

4) инфильтрат


6. Наиболее часто внутривенно вводят лекарственное вещество в вены:

1) кисти

2) локтевого сгиба

3) стопы

4) подключичные


7. Глубина введения иглы при проведении внутривенной инъекции:

1) только срез иглы

2) две трети иглы

3) в зависимости от расположения сосуда

4) на всю длину иглы




8. Раствор, применяемый вначале неотложной помощи при анафилактическом шоке:

1) адреналина

2) строфантина

3) димедрола

4) кордиамина


9. При попадании 10% хлорида кальция в ткани развивается осложнение:

1) тромбофлебит

2) некроз

3) абсцесс

4) гепатит


10. При возникновении инфильтрата на месте инъекции (подкожной, внутримышечной) необходимо наложить:

1) пузырь со льдом

2) местно согревающий компресс

3) асептическую повязку

4) выше места инъекции венозный жгут


11.Что является противопоказанием при выборе места для внутривенной инъекции.

1) рубцы на коже;
2) болезненность при пальпации места инъекции;
3) кожный зуд;
4) воспаление кожи;
5) всё перечисленное верно.


12.У взрослого человека наиболее часто для проведения внутривенной инъекции выбирают вены.

1) кисти;
2) локтевого сгиба;
3) стопы;
4) подключичные;
5) головы.


13.Во время выполнения инъекции произошла поломка иглы. Укажите возможную причину.

1) использование тупой иглы;
2) неправильный выбор положения тела человека;
3) резкое сокращение мышц;
4) неправильный выбор места инъекции;
5) всё перечисленное верно.


14.После выполнения инъекции возник абсцесс. Укажите, что не может быть причиной этого осложнения.

1) использование тупой иглы;
2) введение не подогретых масляных растворов;
3) резкое сокращение мышц при внутримышечной инъекции;
4) неправильный выбор места инъекции;
5) нарушение правил асептики.


15.Какое осложнение не может случиться после проведения внутримышечной инъекции.

1) аллергическая реакция;
2) абсцесс;
3) жировая эмболия;
4) тромбофлебит;
5) повреждение нервных стволов.


16.Выберите определение к термину «абсцесс»

1) кровоизлияние под кожу;
2) уплотнение в месте инъекции;
3) гнойное воспаление мягких тканей с образованием полости заполненной гноем;
4) воспаление вены с образованием тромба;
5) омертвение тканей.


17.Выберите определение к термину «гематома»

1) кровоизлияние под кожу;
2) уплотнение в месте инъекции;
3) гнойное воспаление мягких тканей с образованием полости заполненной гноем;
4) воспаление вены с образованием тромба;
5) омертвение тканей.


18.Выберите определение к термину «инфильтрат»

1) кровоизлияние под кожу;
2) уплотнение в месте инъекции;
3) гнойное воспаление мягких тканей с образованием полости заполненной гноем;
4) воспаление вены с образованием тромба;
5) омертвение тканей.


19.Жировая (медикаментозная) эмболия возникает при попадании масляного раствора.

1) под кожу;
2) в вену;
3) в мышцу;
4) на слизистую оболочку;
5) в артерию.


20.При заборе крови в процедурном кабинете больной кратковременно потерял сознание. При осмотре АД 80/60, пульс частый, дыхание поверхностное. Что случилось с больным.

1) шок;
2) сердечная астма;
3) обморок;
4) коллапс;
5) аллергическая реакция.


21.Какое осложнение может возникнуть при введении неподогретых масляных растворов подкожно или внутримышечно.

1) жировая эмболия;
2) гематома;
3) некроз;
4) инфильтрат;
5) тромбофлебит.


22. Какие осложнения при инъекции возникают по вине медсестры?

1) инфильтраты;
2) абсцессы;
3) эмболии;
4) аллергические реакции;
5) всё перечисленное верно.


23. Какое осложнение может возникнуть при введении иглы до канюли в ткани больного

1) инфильтрат;
2) абсцесс;
3) поломка иглы;
4) аллергическая реакция;
5) повреждение нервных окончаний.


24.Сбор информации у пациента о лекарственной непереносимости проводится с целью профилактики

1) гиповолемического шока;
2) резкого повышения артериального давления;
3) приступа эпилепсии;
4) аллергической реакции;
5) гипотонии.


25.Для введения гепарина наиболее часто используется

1) подкожно-жировой слой боковых сторон живота не более 2,5 см от пупка;
2) наружная боковая поверхность средней трети плеча;
3) передняя и переднебоковая поверхность бедра;
4) надлопаточная область;
5) всё перечисленное верно.










Тестовый контроль: «Инфекционная безопасность при выполнении инъекций и обработке использованного инструментария и материалов»

Вариант 2

Выберите один правильный ответ


1. Особой осторожности требует введение:

1) хлористого кальция

2) 40% раствора глюкозы

3) 25% раствора магнезии

4) 0,9% хлорида натрия


2. Внутримышечные инъекции делают в область квадранта ягодицы:

1) верхневнутренний

2) верхненаружный

3) нижненаружный

4) нижневнутренний


3. Возможное осложнение при инсулинотерапии:

1) липодистрофия

2) некроз

3) тромбофлебит

4) гепатит


4. Масляные стерильные растворы вводят только:

1) внутрикожно

2) подкожно

3) внутривенно

4) внутримышечно


5. Тяжёлая форма аллергической реакции пациента на введение лекарственного вещества:

1) отёк Квинке

2) анафилактический шок

3) крапивница

4) покраснение


6. Парентеральное введение лекарственных веществ предполагает лекарственные формы:

1) стерильные растворы

2) драже

3) таблетки

4) порошки


7. Основным преимуществом внутривенного введения лекарственных веществ является:

1) возможность введения различных препаратов

2) эффективность при оказании экстренной помощи

3) избежание барьерной роли печени

4) возможность введения различных препаратов

8. При несоблюдении правил асептики может возникнуть осложнение:

1) отёк Квинке

2) крапивница

3) абсцесс

4) анафилактический шок


9. При заборе крови жгут отпускают:

1) как только ввели иглу в вену

2) как собрали нужное количество крови и вынули иглу из вены

3) как собрали кровь, но до вынимания иглы из вены

4) в любой момент процедуры


10. Осложнение внутривенной инъекции, приводящее к моментальной смерти:

1) воздушная эмболия

2) гематома

3) некроз

4) сепсис


11.Правила введения иглы при проведении внутривенной инъекции двухмоментно

1) только срез иглы;
2) две трети иглы;
3) сразу пунктировать кожу и вену;
4) сразу на всё длину;
5) проколоть кожу рядом с веной, пройти иглой в подкожно-жировой клетчатке 1,5 см, слегка повернуть иглу и пунктировать вену.


12.Перед введением стерильный масляный раствор необходимо подогреть до температуры

1) 45°С; 2) 38°С;
3) 32°С; 4) 28°С;
5) 24°С.


13.После выполнения инъекции возник тромбофлебит. Укажите возможную причину

1) частая венепункция;
2) масленый раствор попал в вену;
3) ошибочное введение раздражающего лекарственного препарата;
4) неправильный выбор иглы;
5) всё перечисленное, верно.


14.После выполнения инъекции возник некроз тканей. Укажите возможную причину

1) неудачная венепункция;
2) масляный раствор попал в сосуд;
3) ошибочное введение раздражающего лекарственного препарата;
4) введение10% хлорида кальция по кожу;
5) всё перечисленное, верно.


15.Какое осложнение не может случиться после проведения внутривенной инъекции

1) аллергическая реакция;
2) гематома;
3) воздушная эмболия;
4) тромбофлебит;
5) нет правильного ответа.

16.Выберите определение к термину «некроз»

1) кровоизлияние под кожу;
2) уплотнение в месте инъекции;
3) гнойное воспаление мягких тканей с образованием полости заполненной гноем;
4) воспаление вены с образованием тромба;
5) омертвение тканей.


17.Какое осложнение не может случиться после проведения подкожной инъекции

1) инфильтрат;
2) абсцесс;
3) аллергическая реакция;
4) тромбофлебит;

18.Выберите определение к термину «тромбофлебит»

1) кровоизлияние под кожу;
2) уплотнение в месте инъекции;
3) гнойное воспаление мягких тканей с образованием полости заполненной гноем;
4) воспаление вены с образованием тромба;
5) омертвение тканей.


19.При ошибочном введении препарата необходимо выполнить всё, кроме

1) наложить согревающий компресс;
2) наложить пузырь со льдом;
3) успокоить пациента;
4) ввести в место инъекции 0,9% раствор хлорида натрия 50-80 мл;
5) срочно сообщить врачу.


20.Назовите признаки постинъекционного осложнения – тромбофлебита

1) боль по ходу вены;
2) образование инфильтрата по ходу вены;
3) гиперемия кожи по ходу вены;
4) субфебрильная температура;
5) всё перечисленное верно.


21.Игла была введена до канюли и сломалась так, что не виден её конец. Выберите, каким путём её можно удалить

1) хирургическим путем;
2) пинцетом;
3) пальцами;
4) магнитом;
5) другой иглой.


22.При попадании воздуха в сосуд развивается осложнение

1) воздушная эмболия;
2) тромбофлебит;
3) некроз;
4) инфильтрат;
5) жировая эмболия.




23.При возникновении инфильтрата на месте проведения внутримышечной инъекции необходимо наложить

1) пузырь со льдом;
2) согревающий компресс;
3) асептическую повязку;
4) венозный жгут;
5) гепариновую мазь.


24.Осложнение, которое не возникает при проведении внутривенной инъекции

1) липодистрофия;
2) сепсис;
3) некроз;
4) гематома;
5) воздушная эмболия.


25.Прежде чем ввести лекарственный препарат для профилактики попадания препарата в сосуды при внутримышечной инъекции необходимо

1) приложить ватный шарик;
2) проверить угол введения;
3) потянуть поршень вверх;
4) проверить глубину введения;
5) зафиксировать мягкие ткани.


Приложение 9


Эталон ответов на тестовый контроль:

«Инфекционная безопасность при выполнении инъекций и обработке использованного инструментария и материалов»


1 вариант

2 вариант

3

1

2

2

1

1

1

4

1

2

2

1

3

2

1

3

2

3

2

1

5

5

2

2

5

1

3

5

4

5

3

5

1

4

2

4

2

1

3

5

4

1

5

1

3

2

4

1

1

3



Приложение 10

Общий протокол занятия


ФИО

Входной контроль знаний

5 баллов

Эвристическая беседа

5 баллов

Решение ситуационных задач

15 баллов

Практическое задание по карточкам

5 баллов

Тестовый контроль

5 баллов

Итог

1.







2.







3.







4.







5.







6.







7.







8.







9.







10.


















Приложение 11


Критерии оценок по различным видам работ обучающихся


  1. Входной контроль знаний. За каждый правильный ответ 0,5 балла

90% правильных ответов – 5 баллов

80% правильных ответов – 4 балла

70% правильных ответов – 3 балла

Менее 70 % правильных ответов – 2 балла


2. Ответы на вопросы эвристической беседы:

5 баллов – полный ответ на вопрос.

4 балла – ответ правильный, но с небольшими неточностями.

3 балла – в ответе допущены явные ошибки.

2 балла – ответ неправильный.


3.Ответы на ситуационные задачи:

5 баллов – полный ответ на вопрос.

4 балла – ответ правильный, но с небольшими неточностями.

3 балла – в ответе допущены явные ошибки.

2 балла – ответ неправильный.


4. Критерии оценки задания по карточкам

100 – 60% (3-5 баллов) – вид деятельности освоен              

59% и менее (2 балла и менее) – вид деятельности не освоен  


Отметка

«2»

«3»

«4»

«5»

Баллы

0-34

35-39

40-44

45-50



5. Тестовый контроль знаний.

90% правильных ответов – 5 баллов

80% правильных ответов – 4 балла

70% правильных ответов – 3 балла

Менее 70 % правильных ответов – 2 балла


Примечания:

  1. Общая оценка выводится как среднеарифметическая согласно полученных оценок по четырём заданиям.

  2. За высокую активность студент получает 0,5 балла

  3. За соответствующую форму одежды студент получает 0,5 балла

  4. За нарушение культуры общения студент получает минус 0,5 балла

  5. За неопрятный вид студент получает минус 0,5 балла.

45