СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка учебного занятия на тему "Диагностика бронхиальной астмы"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методическая разработка предназначена для подготовки преподавателя к практическому занятияю по теме "Диагностика бронхиальной астмы"

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка учебного занятия на тему "Диагностика бронхиальной астмы"»

Государственное бюджетное образовательное учреждение
«Саткинский медицинский колледж»




МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

учебного занятия

на тему: «Диагностика бронхиальной астмы»



ПМ 01 Диагностическая деятельность

МДК 01.01 Пропедевтика клинических дисциплин

Тема 2.1 Диагностика в терапии


Специальность: 31.02.01 Лечебное дело















Сатка 2023


СОДЕРЖАНИЕ


Пояснительная записка …………………...……………..

4

1 Цели учебного занятия ……………………………………………..

6

2 Осваиваемые компетенции ………………………………………...

7

3 Материально-техническое обеспечение учебного занятия ……...

8

4 Этапы планирования занятия ……………………………………...

9

5 Методы обучения и методические приемы ……………………….

12

6 Межпредметные связи ……………………………………………..

12

7 Методы контроля …………………………………………………...

13

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………….....

14

ПРИЛОЖЕНИЯ


Приложение 1 Графологический диктант «Бронхиальная астма» ..

15

Приложение 2 Проведение пикфлоуметрии и спирометрии ………

16

Приложение 3 Введение лекарственных препаратов через карманный ингалятор, спейсер и небулайзер ……………………………..


18

Приложение 4 Ситуационные задачи с эталонами ответов ……….

21

Приложение 5 Протокол занятия ………………………...………….

26

Приложение 6 Критерии оценки …………………………………….

27

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Бронхиальная астма является серьезной проблемой в здравоохранении во всех возрастных группах. Несмотря на все успехи современной медицины занимает лидирующие позиции среди хронических неспецифических заболеваний легких. За два последних десятилетия остается высокой распространенность и смертность от бронхиальной астмы.

Проблема гиподиагностики способствует смертности от бронхиальной астмы. Это связанно также с недооценкой степени тяжести, отсутствием адекватной противовоспалительной терапии, избытком симптоматической терапии, низкой кадровой оснащенности медицинского учреждения.

Бронхиальная астма – не только медико-социальная проблема, но и экономическая. Обострения заболевания сопровождаются гипоксией, ограничивают подвижность, влияют на психоэмоциональное состояние, социальную адаптацию, школьную успеваемость, сужают круг профессий в будущем.

Методическая разработка учебного занятия составлена в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта по специальности 31.02.01 Лечебное дело и программой ПМ 01 Диагностическая деятельность. МДК 01.01 Пропедевтика клинических дисциплин. Тема 2.1 Диагностика в терапии.

На данном занятии студенты демонстрируют знания, которые они приобрели при изучении темы «Диагностика бронхиальной астмы». Студенты работают с тестовыми заданиями, решают ситуационные задачи, определяют неотложные состояния, которые могут возникнуть у пациентов с бронхиальной астмой, демонстрируют технику применения карманного ингалятора, спейсера, небулайзера, отвечают на устные вопросы по теме.

Для успешного освоения темы необходимы фундаментальные знания, прежде всего анатомии и основ физиологии дыхательной системы. Используются знания, полученные на других дисциплинах общего профессионального цикла: «Пропедевтика клинических дисциплин», «Основы патологии».

Для данной темы предусмотрено 4 часа практического занятия. Внеаудиторная работа представлена в форме презентаций, сообщений, составление кроссвордов по теме.

1 Цели учебного занятия


  1. Учебные (дидактические) цели:

– проверить уровень знаний студентов по теме практического занятия;

– углубить, систематизировать и обобщить знания по теме «Диагностика бронхиальной астмы»;

– изучить технику применения карманного ингалятора, спейсера, небулайзера;

– изучить технику проведения пикфлоуметрии и спирометрии;

– изучить неотложные состояния, возникающие у пациентов с бронхиальной астмой.

2 Развивающие цели:

– способствовать развитию клинического мышления;

– способствовать развитию памяти и речи;

– развивать умение сравнивать, обобщать, анализировать.

3 Воспитательная цель:

– стремиться к воспитанию чувства ответственности за выполняемую работу.

В соответствии с новыми образовательными стандартами после изучения материала студенты должны:

Знать:

– методику применения карманного ингалятора, спейсера, небулайзера;

– определение понятиям «Бронхиальная астма», «Астматический статус», «Пикфлоуметрия», «Спирометрия».

Уметь:

– применять карманный ингалятор, спейсер, небулайзер;

– проводить спирометрию и пиклофеметрию;

– проводить дифференциальную диагностику бронхиальной астмы;

– определять неотложные состояния у пациентов с бронхиальной астмой.

2 Осваиваемые компетенции


Осваиваемые профессиональные компетенции:

ПК 1.1. Планировать обследование пациентов различных возрастных групп.

ПК 1.2. Проводить диагностические исследования.

ПК 1.3. Проводить диагностику острых и хронических заболеваний.

ПК 1.7. Оформлять медицинскую документацию.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование у обучающегося следующих общих компетенций, включающих в себя способность:

OK 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

OK 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

OK 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

OK 4 Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

OK 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

OK 6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

OK 7 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.

3 Материально-техническое обеспечение учебного занятия


Материально-техническое обеспечение учебного занятия:

1. Методическая разработка учебного занятия «Диагностика бронхиальной астмы» (для преподавателя).

2. Учебно-методическая разработка учебного занятия «Диагностика бронхиальной астмы» (для студентов).

2. Ноутбук.

3. Телевизор.

4. Hdmi кабель.

5. Программа для демонстрации презентаций PowerPoint.

6. Тестовые задания.

7. Карточки с заданиями для студентов (ситуационные задачи, тестовые задания).

8. Оснащение для выполнения зачетной практической манипуляции (фантом головы, карманный ингалятор, спейсер, небулайзер, пикфлоуметр, портативный спирометр, сменные насадки для спирометра, шариковая ручка синего цвета).

Тип занятия: практическое занятие.

Место проведения: кабинет практических занятий.

Количество часов: 180 минут.

Распределение рабочего времени на учебном занятии:

1. Организационный момент – 5 минут.

2. Контроль исходного уровня знаний – 15 минут.

3. Изложение темы, цели и плана занятия – 15 минут.

4. Эвристическая беседа – 30 минут.

5. Демонстрационная часть – 25 минут.

6. Оформление манипуляционных тетрадей – 15 минут.

7. Самостоятельная работа студентов (проведение пикфлоуметрии и спирометрии, введение лекарственного препарата через карманный ингалятор, спейсер, небулайзер, решение ситуационных задач) – 55 минут.

8. Подведение итогов занятия, выставление оценок – 15 минут.

9. Задание на дом – 5 минут.


4 Этапы планирования занятия

Таблица 1

Этапы планирования занятия

Этапы
занятия

Деятельность
преподавателя

Деятельность студентов

Цели

Время

1. Организационный момент

Приветствие. Внешний вид. Готовность кабинета, оснащение. Отмечает отсутствующих

Фамилии отсутствующих говорит староста подгруппы. Доску и мел готовит дежурный

Проверить готовность к работе, сконцентрировать внимание студентов

5 минут

2. Контроль исходного уровня знаний






Срез знаний по типу графологического диктанта (Приложение 1)



Заполняют протокол. Устно дают правильный ответ







Проверить уровень знаний перед занятием

15 минут

3. Изложение темы, цели и плана занятия


Сообщает тему, цель и план занятия. Кратко объясняет тему занятия.

Слушают.


Раскрыть значимость темы в будущей профессии фельдшера. Подготовка к предстоящей работе.

15 минут

4.Эвристическая беседа

Задает вопросы, предлагает студентам отвечать, решая поставленную задачу. Преподаватель может помогать студентам, задавая наводящие вопросы, вносит поправки

Слушают, отвечают, дают полные ответы

Научить студентов овладевать знаниями, благодаря самостоятельной проработки небольших вопросов. Научить выступать перед аудиторией

30

минут

5. Демонстрационная часть











Демонстрирует практические навыки: проведение пикфлоуметрии и спирометрии, применение карманного ингалятора, спейсера и небулайзера (Приложение 2, Приложение 3).


Внимательно следят за манипуляционной техникой

Облегчить восприятие и осмысление материала. Научить клиническому мышлении.

25

минут

6.Оформление манипуляционных тетрадей




Раздает студентам описание манипуляции (Приложение 2, Приложение 3)

Вдумчиво переписывают.

Выполняют манипуляции.

Закрепить навыки, полученные в ходе занятия.

15 минут

7.Самостоятельная работа студентов

Предлагает самостоятельно провести пикфлоуметри и спирометрию на асистенте, с последующим обсуждением.

Предлагает студентам продемонстрировать применение карманного ингалятора, небулайзера, спейсера на фантоме (Приложение 2, Приложение 3).

Решают ситуационные задачи (Приложение 4).

Самостоятельно проводят пикфлоуметри и спирометрию на асистенте.

Самостоятельно демонстрируют применение карманного ингалятора, спейсера и небулайзера на фантоме. Решают ситуационные задачи по теме.



Проверить и закрепить полученные знания.

55 минут







8. Подведение итогов занятия, выставление оценок

Подводит итоги занятия, подсчитывает средний балл, выставляет оценки. Отмечает более активных студентов (Приложение 5, Приложение 6)

Слушают, подсчитывают баллы

Выявить уровень знаний студентов, поощрение активных студентов

15 минут

9. Задание на дом

Сообщает домашнее задание к следующему занятию.

Слушают, записывают.

Подготовка к следующему занятию.

5 минут

5 Методы обучения и методические приемы


Методические приемы:

  1. Объяснение.

  2. Демонстрация слайдов.

  3. Беседа.

  4. Работа с методическим сопровождением.

Таблица 2

Методы обучения

Метод

Основное
назначение

Уровни
усвоения

Приемы

Объяснительно-иллюстративный

Облегчить восприятие и осмысление изучаемого материала

Воспроизведение

Умения и навыки

Рассказ, беседа, иллюстрация плакатов, презентаций

Репродуктивный

Формирование умений и навыков

использования полученных знаний






Воспроизведение

Умения и навыки

Решение типовых задач, тестов, выполнение практических заданий по заданному алгоритму

Частично – поисковый

Создание проблем для самостоятельного поиска решения студентов

Воспроизведение

Умения и навыки

Эвристическая беседа, обобщение


Применение различных методов способствует созданию рабочей обстановки, творческой активности и заинтересованности студентов.


6 Межпредметные связи


1 Предшествующие:

– анатомия с физиологией;

– пропедевтика клинических дисциплин.


2 Сопутствующие:

– гериатрия;

  • лечение в терапии;

  • диагностика в педиатрии;

  • оказание скорой и неотложной помощи при различных состояниях.

3 Последующие:

– государственная итоговая аттестация;

– первичная аккредитация;

– первичная специализированная аккредитация.


7 Методы контроля


  1. Письменный – дает возможность в наиболее короткий срок проверить усвоение учебного материала всей подгруппе (тестирование).

  2. Устный.

  3. Фронтальный опрос – беседа преподавателя с группой.

  4. Комбинированный опрос – беседа проводится со всей группой, но на некоторые вопросы выбирается для ответа конкретный студент.

  5. Практический – определяется способность студентов к применению своих теоретических знаний в практической работе при решении ситуационных задач и выполнении практических манипуляций.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


  1. Ивашкин, В. Т. Пропедевтика клинических дисциплин / В. М. Нечаев; под общ. ред. В. Т. Ивашкина. – М. : ГЭОТАР-Медиа, 2020. – 288 с.

  2. Нечаев, В. М. Диагностика терапевтических заболеваний : учебник / В. М. Нечаев, И. И. Кулешов, Л. С. Фролькис.- М. : ГЭОТАР-Медиа, 2023. – 608 с.

  3. Нечаев, В. М. Пропедевтика клинических дисциплин. Практикум : учеб. пособие / В. М. Нечаев, Л. С. Фролькис, М. В. Дзигуа. – М. : ГЭОТАР-Медиа, 2023. – 368 с.

  4. Отвагина, Т. В. Терапия (оказание медицинских услуг в терапии) : учеб. пособие / Т. В. Отвагина. – Ростов н/Д. : Феникс, 2022. – 395 с.

  5. Смолева, Э. В. Терапия с курсом первичной медико-санитарной помощи / Э. В. Смолева, Б. Л. Аподиакос. – Ростов н/Д. : Феникс, 2021. – 652 с.

ПРИЛОЖЕНИЯ


Приложение 1


Графологический диктант «Бронхиальная астма»


1. Бронхиальная астма – это заболевание дыхательной системы.

2. Бронхиальная астма возникает только у взрослых.

3. Наиболее частая причина развития бронхиальной астмы – аллергия.

4. В клинической картине бронхиальной астмы выделяют три периода.

5. Бронхиальная астма является инфекционным заболеванием.

6. Основной метод диагностики бронхиальной астмы – исследование крови.

7. Обструкция бронхов при бронхиальной астме имеет обратимый характер.

8. В основе патогенеза бронхиальной астмы лежит гиперпродукция слизи и обструкция бронхов.

9. При бронхиальной астме у пациентов развивается инспираторная одышка.

10. Инспираторная одышка – это одышка с затрудненным выдохом.


Эталоны ответов




* Да –

Нет –

Приложение 2


Техника проведения пикфлуометрии

Практический аспект

Этико-деонтологтческий аспект

Цель: диагностическая.

Показания: заболевания органов дыхания, бронхиальная астма.

Противопоказания: нет.

Подготовить:

1. Пикфлоуметр.

2. Мундштук.

3. Дезинфицирующий раствор.

Подготовка пациента:

1. Диагностика проводится в положении пациента стоя.

2. Пикфлоуметр держат горизонтально.

Техника выполнения:

1.Присоединить мундштук к пикфлоуметру. При этом необходимо убедиться, что стрелка прибора находится на нулевой отметке шкалы.

2.Предложить пациенту сделать глубокий вдох, затем обхватить мундштук прибора губами и сделать максимально быстрый и сильный выдох через рот. (Детям следует объяснить, что выдыхать нужно так, как будто гасишь свечи на праздничном торте праздника).

3.Выдыхаемый воздух оказывает давление на клапан прибора, который перемещает вдоль шкалы стрелку-указатель. Стрелка показывает пиковую скорость выдоха (ПСВ), обычно в литрах в минуту.

4.Отметьте полученный результат по шкале.

5.В одном исследовании делают три попытки, каждый раз возвращая стрелку на нулевую отметку.

6.Из трех полученных результатов выбирают наибольший (наилучший) и отмечают его в дневнике самонаблюдения.

Последующий уход:

1. Использованный мундштук замачивается в дез. растворе.

2. Последующий уход за пациентом не требуется.

Возможные осложнения: нет.

- объяснить пациенту, что исследование необходимо для более точной диагностики и контроля за эффективностью лечения.

- спросить пациента о давности данного заболевания.

- попросить пациента встать, успокоить его, объяснить ход манипуляции.

- внимательно смотреть на пациента, показывать ему, как именно сделать вдох и выдох, придерживая при этом пациента за руку.

- показать полученный результат пациенту

- обучить пациента оформлению графика и карты самооценки.


Техника проведения спирометрии


Цель: диагностическая.

Показания: определение жизненной ёмкости лёгких.

Противопоказания: тяжёлое и бессознательное состояние пациента.

Подготовить:

1.Спирометр.

2. Стерильные наконечники.

3. Лист наблюдения за состоянием пациента.

4. Емкость с дез. раствором.

5. Перчатки.

Подготовка пациента:

1.Установить доверительные отношения с пациентом.

2. Объяснить цель и ход исследования, получить согласие на проведение манипуляции

Техника выполнения:

1. Провести гигиеническую обработку рук, надеть перчатки.

2. Подготовить к работе спирометр и проверить его работу.

3. Надеть сменный стерильный наконечник на наружный конец трубки.

4. Предложить пациенту сделать максимальный вдох, зажать нос и медленно сделать максимальный выдох через наконечник, взятый в рот.

5. По шкале спирометра снять показания, сообщить их пациенту и записать данные в лист наблюдения.

Последующий уход: использованные наконечники подвергнуть дезинфекции.

Возможные осложнения: нет.

Расшифровка спирометрии:

  • ЖЕЛ – жизненная емкость легких;

  • ФЖЕЛ – при форсированном выдохе вычисляется разница между объемами воздуха в легких в начале и конце выдоха;

  • ОФВ1 – объем выдоха в первую секунду;

  • ПОС – скорость выдоха;

  • МОС – скорость движения воздуха во время выдоха.

Приложение 3


Введение лекарственного препарата через
карманный ингалятор


I. Подготовка к процедуре:

1. Представиться пациенту, объяснить ход и цель процедуры. Убедиться в наличии у пациента информированного согласия на предстоящую процедуру введения лекарственного препарата и отсутствие аллергии на данное лекарственное средство.

2. Проверьте название и срок годности лекарственного средства.

3. Вымойте руки.

II. Выполнение процедуры:

4. Продемонстрируйте пациенту выполнение процедуры, используя ингаляционный баллончик без лекарственного вещества.

5. Усадите пациента.

6. Снимите с мундштука баллончика защитный колпачок.

7. Поверните баллончик с аэрозолем вверх дном.

8. Встряхните баллончик.

9. Сделайте спокойный глубокий выдох.

10. Плотно обхватите мундштук губами.

11. Сделать глубокий вдох и одновременно со вдохом нажать на дно баллончика.

12. Задержать дыхание на 5- 10 секунд (задержать дыхание, сосчитав до 10, не извлекая мундштука изо рта).

13. Извлечь мундштук из полости рта.

14. Сделать спокойный выдох.

15. Прополоскать рот кипяченой водой.

III. Окончание процедуры:

16. Закройте ингалятор защитным колпачком.

17. Вымойте руки.

18. Сделайте соответствующую запись о выполненной процедуре в медицинский документ.

Применение спейсера


Цель:

1. Лечебная (облегчает использование ингалятора, особенно в детском и старческом возрасте)

2. Профилактика осложнений при лечении ИГКС (кандидоза полости)

Показания: заболевания органов дыхания (БА, ХОБЛ, бронхоспастический синдром) по назначению врача.

Противопоказания: нет.

Оснащение:

1. Ингалятор (сальбутамол, беродуал, ИГКС).

2. Спейсер (или ингалятор со встроенным спейсером)

Алгоритм применения спейсера.

I. Подготовка к процедуре:

1. Представиться пациенту, объяснить ход и цель процедуры. Убедиться в наличии у пациента информированного согласия на предстоящую процедуру.

1. Предложить/помочь пациенту занять положение: стоя или сидя со слегка запрокинутой головой.

2. Вымыть руки.

II Выполнение процедуры:

3.Энергично встряхнуть ингалятор.

4.Держа ингалятор в вертикальном положении, снять с него защитный колпачок.

5. Плотно насадить спейсер на мундштук ингалятора.

6. Сделать глубокий выдох.

7. Плотно обхватить мундштук спейсера губами.

8. Нажать на дно ингалятора и затем сделать несколько спокойных вдохов.

III Окончание процедуры:

10. Отсоединить спейсер от ингалятора.

11. Надеть на мундштук ингалятора защитный колпачок.

12. Промыть спейсер в мыльном растворе, а затем кипяченной водой.

Применение лекарственных средств через небулайзер


Цель: Лечебная.

Показания:Заболевания органов дыхания (БА, ХОБЛ, бронхоспастический синдром, острый бронхит, пневмония) по назначению врача.

Противопоказания:нет.

Оснащение:

1. Небулайзер.

2. Лекарственное средство (сальбутамол, беродуал, лазолван, фликсотид и др.).

Алгоритм применения лекарственных средств через небулайзер.

I. Подготовка к процедуре:

1. Представиться пациенту, объяснить ход и цель процедуры. Убедиться в наличии у пациента информированного согласия на предстоящую процедуру.

2. Проверить название и срок годности лекарственного средства.

3. Предложить/помочь пациенту занять положение сидя, откинувшись на спинку стула (в удобном положении).

4. Вымыть руки.

5. Подготовить небулайзер к ингаляции (подключить к сетевому питанию, залить в резервуар назначенную врачом дозу лекарственного средства, прикрепить нужную ингаляционную насадку)

II Выполнение процедуры:

6. Предложить пациенту взять загубник в рот (или одеть маску для ингаляции).

7. Включить небулайзер и предложить пациенту дышать спокойно загубник или маску.

III Окончание процедуры:

8. Выключить небулайзер из сети.

9. Вынуть загубник из полости рта.

10. Обработать детали небулайзера в соответствии с требованиями сан-эпид. режима

Примечание: Небулайзер – это устройство для введения лекарств в верхние и нижние дыхательные пути в виде потока мелкодисперсной смеси, содержащей лечебный раствор.


Приложение 4


Ситуационные задачи

Вариант 1

Больная В., 43 лет, обратилась к фельдшеру с жалобами на ежедневные приступы удушья, особенно затруднен выдох, общую слабость, недомогание. После приступа отходит небольшое количество вязкой стекловидной мокроты. Больна 3 года, указанные жалобы возникают ежегодно в июне, в июле все симптомы исчезают. Свое заболевание связывает с потерей близкого человека. Есть двое детей 7-и и 13-ти лет, у которых тоже бывают приступы удушья. У матери и бабушки также отмечались приступы удушья. У больной имеется аллергия на клубнику, пенициллин.

Объективно: состояние средней тяжести. Больная сидит, опираясь руками о край стула. Кожа чистая, с цианотичным оттенком. Грудная клетка бочкообразная, над- и подключичные области сглажены, межреберные промежутки расширены, отмечается набухание шейных вен, участие вспомогательной мускулатуры, втяжение межреберий. Дыхание громкое, со свистом и шумом, 26 раз в мин. При перкуссии отмечается коробочный звук, нижняя граница легких по среднеподмышечной линии определяется на уровне 9 ребра, экскурсия легких по этой линии составляет 2 см. На фоне ослабленного везикулярного дыхания с удлиненным выдохом выслушиваются сухие свистящие хрипы. ЧДД - 26 в мин. Тоны сердца ритмичные, ясные, 92 в мин., АД 110/70 мм рт.ст. Абдоминальной патологии не выявлено. Пиковая скорость выдоха при пикфлоуметрии составляет 70% от должной.

Задания:

1. Сформулируйте и обоснуйте предположительный диагноз.

2. Назовите необходимые дополнительные исследования.

3. Перечислите возможные осложнения данного заболевания.


Эталоны ответов

На основании жалоб: ежедневные приступы удушья, затруднен выдох, общая слабость, недомогание, вязкая стекловидная мокрота.

данных анамнеза: больная 43 лет. Больна 3 года, указанные жалобы возникают ежегодно в июне, в июле все симптомы исчезают. Свое заболевание связывает с потерей близкого человека. Есть двое детей 7-ми и 13-ти лет, у которых тоже бывают приступы удушью. У матери и бабушки также отмечались приступы удушья. Имеется аллергия на клубнику, пенициллин.

Объективно: состояние средней тяжести. Больная сидит, опираясь руками о край стула. Кожа чистая, с цианотичным оттенком. Грудная клетка бочкообразная, над- и подключичные области сглажены, межреберные промежутки расширены, отмечается набухание шейных вен, участие вспомогательной мускулатуры, втяжение межреберий. Дыхание громкое, со свистом и шумом, 26 раз в мин. При перкуссии отмечается коробочный звук, нижняя граница легких по среднеподмышечной линии определяется на уровне 9 ребра, экскурсия легких по этой линии составляет 2 см. На фоне ослабленного везикулярного дыхания с удлиненным выдохом выслушиваются сухие свистящие хрипы. ЧДД - 26 в мин. Тоны сердца ритмичные, ясные, 92 в мин., АД 110/70 мм рт.ст. Абдоминальной патологии не выявлено. Пиковая скорость выдоха при пикфлоуметрии составляет 70% от должной.

Диагноз: Бронхиальная астма (атопическая ?), средней степени тяжести, обострение. Дыхательная недостаточность II степени.

Диагностика:

1. ОАК + лейк. формула.

2. ОАМ.

3. Общий анализ мокроты.

4. Ингаляционный тест с бронхолитиком.

5. Спирометрия.

6. Пикфлоуметрия (ежедневно).

7. Исследование иммуноглобулина Е.

8. Кожный тест на выявление аллергенов.

Возможные осложнения

1. Астматический статус.

2. Спонтанный пневмоторокс.

3. Дыхательная недостаточность.

4. Эмфизема легких.

5. Бронхоэктазы.

6. Хроническое легочное сердце.

Вариант 2

В терапевтическом отделении больной 42 лет предъявляет жалобы на внезапно развивающийся приступ удушья. Больной сидит, опираясь руками о края кровати, грудная клетка в состоянии макси­мального вдоха, лицо цианотичное, выражает испуг, ЧДД-38 в мин. Одышка экспираторного характера, на расстоянии слышны сухие свистящие хрипы.

Задания:

1. Сформулируйте и обоснуйте предположительный диагноз.

2. Назовите необходимые дополнительные исследования.

3. Перечислите возможные осложнения данного заболевания.


Эталоны ответов

На основании жалоб: приступ удушья.

данных анамнеза: больной 42 лет.

Объективно: сидит, опираясь руками о края кровати, грудная клетка в состоянии макси­мального вдоха, лицо цианотичное, выражает испуг, ЧДД-38 в мин. Одышка экспираторного характера, на расстоянии слышны сухие свистящие хрипы.

Диагноз: Бронхиальная астма, второй период. Дыхательная недостаточность II-III степени.

Диагностика:

1. ОАК + лейк. формула.

2. ОАМ.

3. Общий анализ мокроты.

4. Ингаляционный тест с бронхолитиком.

5. Спирометрия.

6. Пикфлоуметрия (ежедневно).

7. Исследование иммуноглобулина Е.

8. Кожный тест на выявление аллергенов.

Возможные осложнения

1. Астматический статус.

2. Спонтанный пневмоторокс.

3. Дыхательная недостаточность.

4. Эмфизема легких.

5. Бронхоэктазы.

6. Хроническое легочное сердце.

Приложение 5

Протокол занятия

ФИО

Графологический диктант

Практическая часть

Ситуационные задачи

Итог

1.





2.





3.





4.





5.





6.





7.





8.





9.





10.





Приложение 6

Критерии оценки


Критерии оценки за срез знаний.

За каждый правильный ответ 1 балл.

Процент результативности (правильных ответов)

Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений

балл (отметка)

вербальный аналог

90 ÷ 100

5

отлично

80 ÷ 89

4

хорошо

70 ÷ 79

3

удовлетворительно

менее 70

2

неудовлетворительно


Критерии оценки манипуляционной техники

Критерии

Баллы

Рабочее место оснащается с соблюдением всех требований к подготовке для выполнения манипуляций; практические действия выполняются последовательно в соответствии с алгоритмом выполнения манипуляций; соблюдаются все требования к безопасности пациента и медперсонала; выдерживается регламент времени; рабочее место убирается в соответствии с требованиями санэпиднадзора; все действия обосновываются;

5

Рабочее место не полностью самостоятельно оснащается для выполнения практических манипуляций; практические действия выполняются последовательно, но не уверенно; соблюдаются все требования к безопасности пациента и медперсонала; нарушается регламент времени; рабочее место убирается в соответствии с требованиями санэпидрежима; все действия обосновываются с уточняющими вопросами педагога;

4

Рабочее место не полностью оснащается для выполнения практических манипуляций; нарушена последовательность их выполнения; действия неуверенные, для обоснования действий необходимы наводящие и дополнительные вопросы и комментарии педагога; соблюдаются все требования к безопасности пациента и медперсонала; рабочее место убирается в соответствии с требованиями санэпидрежима;

3

Затруднения с подготовкой рабочего места, невозможность самостоятельно выполнить практические манипуляции; совершаются действия, нарушающие безопасность пациента и медперсонала, нарушаются требования санэпидрежима, техники безопасности при работе с аппаратурой, используемыми материалами

2



Критерии оценки за устный ответ

При определении оценки необходимо исходить из следующих критериев:

– сумма знаний, которыми обладает студент (теоретический компонент

– системность знаний, их полнота, достаточность, действенность знаний, прочность, глубина и др. критерии оценки);

– понимание сущности педагогических явлений и процессов и их взаимозависимостей;

– умение видеть основные проблемы (теоретические, практические), причины их возникновения;

– умение теоретически обосновывать возможные пути решения существующих проблем (теории и практики).

Оценка «отлично»: 

Ответы на поставленные вопросы излагаются логично, последовательно и не требуют дополнительных пояснений. Делаются обоснованные выводы. Соблюдаются нормы литературной речи. 

Оценка «отлично» предполагает глубокое знание всего курса, понимание всех явлений и процессов, умение грамотно оперировать медицинской терминологией. Ответ студента на каждый вопрос должен быть развернутым, уверенным, ни в коем случае не зачитываться дословно, содержать достаточно четкие формулировки. Такой ответ должен продемонстрировать знание материала лекций, базового учебника и дополнительной литературы. Оценка "отлично" выставляется только при полных ответах на все основные и дополнительные вопросы.

Оценка 5 («отлично») ставится студентам, которые при ответе:

– обнаруживают всестороннее систематическое и глубокое знание программного материала; 

– демонстрируют знание современной учебной и научной литературы; 

– способны творчески применять знание теории к решению профессиональных задач; 

– владеют понятийным аппаратом; 

– демонстрируют способность к анализу и сопоставлению различных подходов к решению заявленной в билете проблематики; 

Оценка «хорошо»:

Ответы на поставленные вопросы излагаются систематизировано и последовательно. Материал излагается уверенно. Демонстрируется умение анализировать материал, однако не все выводы носят аргументированный и доказательный характер. Соблюдаются нормы литературной речи. 

Оценка «хорошо» ставится студенту за правильные ответы на вопросы билета, знание основных характеристик раскрываемых вопросов в рамках рекомендованного учебниками и положений, данных на лекциях. Обязательно понимание взаимосвязей между явлениями и процессами, знание основных закономерностей. 

Оценка 4 («хорошо») ставится студентам, которые при ответе:

– обнаруживают твёрдое знание программного материала; 

– усвоили основную и наиболее значимую дополнительную литературу; 

– способны применять знание теории к решению задач профессионального характера; 

– допускают отдельные погрешности и неточности при ответе. 

Оценка «удовлетворительно»: 

Допускаются нарушения в последовательности изложения. Демонстрируются поверхностные знания вопроса. Имеются затруднения с выводами. Допускаются нарушения норм литературной речи. 

Оценка 3 («удовлетворительно») ставится студентам, которые при ответе:

– в основном знают программный материал в объёме, необходимом для предстоящей работы по профессии;

– в целом усвоили основную литературу; 

– допускают существенные погрешности в ответе на вопросы экзаменационного билета. 

Оценка "удовлетворительно" предполагает ответ только в рамках лекционного курса. Как правило, такой ответ краток, приводимые формулировки являются недостаточно четкими, нечетки, в ответах допускаются неточности. Положительная оценка может быть поставлена при условии понимания студентом сущности основных категорий по рассматриваемому и дополнительным вопросам.

Оценка «неудовлетворительно»: 

Материал излагается непоследовательно, сбивчиво, не представляет определенной системы знаний. Оценка «неудовлетворительно» предполагает, что студент не разобрался с основными вопросами изученных в процессе обучения, не понимает сущности процессов и явлений, не может ответить на простые вопросы. Оценка «неудовлетворительно» ставится также студенту, списавшему ответы на вопросы и читающему эти ответы экзаменатору, не отрываясь от текста, а просьба объяснить или уточнить прочитанный таким образом материал по существу остается без ответа.

Оценка 2 («неудовлетворительно») ставится студентам, которые при ответе:

– обнаруживают значительные пробелы в знаниях основного программного материала; 

– допускают принципиальные ошибки в ответе на вопросы.

36